Сейчас на борту: 
armour-clad,
kalli,
Prinz Eugen,
Боярин
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5

#76 19.05.2009 14:45:59

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67540
Если будет интерес я и сам могу все это сделать, но если будет интерес. Сотрясать воздух - нет смысла.

1. Интерес в ответе на основной вопрос темы - может ли парусный корабль дать задний ход? Можно ли организовать более-менее согласованное движение назад колонны кораблей?
Я, пока, нашел только один ответ - положить в дрейф, при котором осуществляется небольшое движение назад и под ветер.

2. Второй вопрос вытекает из высказывания о том, что "подветренная колонна всегда сдает назад". Я никак не могу понять физического механизма этого, если только расстояния не столь малы, что подветренная колонна попадает в "отработку".

#77 19.05.2009 14:51:15

Штурман
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #67675
Простите, а чем это отличается от того, что я писал?

Здесь я уточнял вашу фразу

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #67398
В создании результирующей аэродинамической силы участвуют

Ключевое слово "создание". Может показаться что первичны проекции, а сама сила вторична. Я же уточняю что первична (и не зависит от наличия наблюдателя) сама результирующая сила. А уж ее проекции вводим мы как наблюдатели для своего удобства.
А дальше да - мы с Вами совпадаем.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #67675
Разумеется, но чтобы объяснить поступательное движение, необходимо иметь какую-то проекцию, направленную вдоль ДП.

Опять тонкость. При равномерном движении проекция результирующей силы на ось вдоль ДП (или вдоль пути движения) равна нулю. Наличие неуравновешенной проекции силы по этой оси вызывает ускорение по той же оси, которое вызывает увеличение скорости, что приводит к возрастанию сопротивления и так до момента полного уравновешивания сил.

#78 19.05.2009 15:02:31

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67685
проекция результирующей силы на ось вдоль ДП

Разумеется, но лишь как сумма проекций на ось вдоль ДП - силы тяги и силы сопротивления.

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67685
Может показаться что первичны проекции, а сама сила вторична.

Нет, речь шла о несколько различающихся механизмах создания результирующей аэродинамической силы и различии их вкладов на различных курсах относительно ветра.

#79 19.05.2009 15:12:43

Штурман
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #67684
1. Интерес в ответе на основной вопрос темы

Ответ на первый вопрос. Остановиться парусное судно может - классический меневр - постановка с ходу на бочку (или подъем человека за бортом). Приведение к ветру, обезветривание парусов, погашение инерции. При правильно расчитанном маневре у бочки (человека) судно имеет нулевую скорость. Но это только на мгновение, без хода оно свалится в одну или другую сторону. Если обстенить паруса, то получится задний ход. Но задним ходом и современные моторные суда ходят "криво", а уж куда парусному с его "микро" рулем... Но может и получиться пройти некоторое время прямо. Теперь о дрейфе. Паруса там ставятся так что передние паруса толкают судно назад, а задние вперед, руль поставлен на привод к ветру. В результате судно совершает попеременные движения вперед-назад. Примерно так: передние паруса толкают судно назад, задние обезветрены, руль на заднем ходу выводит корму на ветер - в результате передние паруса обезветрились, задние взяли ветер и судно начало двигаться вперед, под действием руля приводясь к ветру. Итак, парусное судно лежащее в дрейфе не просто движется под ветер, а осуществляет колебательные движения. Примерно как сухой лист падающий с дерева. Сему есть поясняющая картинка в какой-то из книг по управлению парусными судами. Амплитуда и частота этих движений очевидно зависят от характеристик судна. Но думаю, что даже у судов построенных на одной верфи и по одним чертежан не получится синхронно колебаться лежа в дрейфе. Поэтому вопрос о выполнения этого маневра строем отпадает - после некоторого лежания в дрейфе строем это назвать уже будет нельзя, не говоря уже об аварийных навалах в тесном строю.
По второму вопросу ответа нет. В силу непонимания сути процесса.

#80 19.05.2009 15:34:39

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67689
Приведение к ветру, обезветривание парусов, погашение инерции. При правильно расчитанном маневре у бочки (человека) судно имеет нулевую скорость. Но это только на мгновение, без хода оно свалится в одну или другую сторону.

Именно по этому на экзамене подход к "упавшему за борт" требуется выполнять в бейдевинд, а не вставать в левентик. После подъема "упавшего" паруса добираются и движение должно быть возобновлено на том же галсе.

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67689
В результате судно совершает попеременные движения вперед-назад.

В генеральном направлении назад и под ветер.

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67689
Но думаю, что даже у судов построенных на одной верфи и по одним чертежан не получится синхронно колебаться лежа в дрейфе.

Разумеется, но при необходимость можно несколько "синхронизировать" ситуацию рулем и парусами.

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67689
Поэтому вопрос о выполнения этого маневра строем отпадает - после некоторого лежания в дрейфе строем это назвать уже будет нельзя, не говоря уже об аварийных навалах в тесном строю.

И тем не менее есть примеры (правда не при боевых действиях), когда эскадры на некоторое время ложились в дрейф, более-менее сохраняя свое место, а после снятия с дрейфа строй быстро восстанавливался. Что же касается "навалов в тесном строю" - то вряд ли "колебания" каждого судна будут составлять +/- 0,5 кабельтова.

#81 20.05.2009 11:49:22

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67681
Я, как ни странно, тоже...
Имелось в виду, что современный прямой парус имеет не очень большую высоту

На острых курсах, важна высота паруса. Подъёмная сила, в большей степени (в значительно большей), создаётся разряжением. При правильном угле атаки, наибольшее разряжение возникает на первой трети/четверти длины хорды.
Кроме того, результатирующая сила на парусе, это сумма сил в каждой его точке (вектор силы направлен перпендикулярно поверхности). Чем дальше от носка крыла, тем больше вектор силы в каждой точке откланяется назад. Т.е. на коротком и ширком парусе будет создаваться малая подъёмная сила и большая сила дрейфа.
Поэтому парус с длинной хордой и малой высотой, не слишком пригодны для лавировки.

Отредактированно артём (20.05.2009 12:11:33)

#82 20.05.2009 11:56:47

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #67681
Об этом разговора не было.

Но косвенно можете оценить. На "Сириусе" проводили всякие эксперименты с парусностью, вооружали и шхуной и баркентиной. Один из экспериментов - вместо всех носовых стакселей, кливеров - одна огромная генуя, от топа мачты до палубы и от нока бушприта до мачты. Так вот при ходе под ней прозевали шквал и парус пришлось убирать в воду, а потом доставать из воды. За время этих манипуляций судно сдрейфовало настолько что до точки начала уборки генуи лавировали 2 часа.

Тут видимо стоит согласится. Всё зависит от личного опыта. Поскольку начинал с олимпийцев и на крупных парусниках не ходил, то отношение к лавировке у меня "особенное".

Ну, строго говоря, это не генуя (раз за мачту не заходит).

А как стаксель убирали в воду? Он не по штагу, свободно стоящий? Тогда это вовсе не генуя.

#83 20.05.2009 12:02:55

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #67682
Это прикол? Если нет, то в третий раз спрашиваю - как же тогда на корпусе образуются силы, если он не движется?

Чуствуется суровый экзаменатор. Будте добры, не ставте условий.
Если корпус НЕ ДВИЖЕТСЯ, то ни какие динамические силы на корпусе НЕ ВОЗНИКАЮТ.
Парус же, вполне может НЕ ДВИГАТСЯ, а ОБДУВАТЬСЯ ветром. При этом аэродинамические силы возникать будут.

#84 20.05.2009 12:08:53

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #67682
Ну вот опять! Вы все время апеллируете к науке, а как до доходит до объяснения чего либо с ее помощью -одни Ваши "заклинания".

Если я что-то "забыл" - объясните пожалуйста, только внятно:
1.Какие силы возникают на "подводном крыле" и куда направлены их вектора?
2.Как они взаимодействуют с силами возникающими на парусе?
3.Почему же парусное судно, в итоге, движется вперед?

Еще раз прошу - дайте, наконец, конкретные ответы или признайте, что Вы этого не понимаете.
(Или, на худой конец, скажите, что все Ваши предыдущие посты - сплошной прикол).

1. Возникает подъёмная сила и сила сопративления. В упрощенном виде, эти силы равны силам на парусе, но противоположно направленны.
2. Они уровновешивают силы на парусе. Опять так и это в упрощенном виде.
3. Потому что парус дает тягу. Вообще вопрос мне не понятен.

#85 20.05.2009 12:56:17

Штурман
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

артём написал:

Оригинальное сообщение #67987
На острых курсах, важна высота паруса.

Я не о том. Я не об общем удлинении комплекта парусов одной мачты. А о длине вертикальных шкаторин. Для уточнения сравните мачту фрегата с марселями в 4 рифа, со шкаторинами из растительного троса, короткими реями и длинными стеньгами - здесь прямые паруса работают в "режиме" спинакера, прогибаясь шкаторинами и выгибаясь огромным "пузом". И мачту винджамера - с двойными марселями, короткими шкаторинами из стального троса, где паруса растянуты очень сильно и "пузо" от ветра не очень большое. Если посчитать, то эффективное удлинение всех парусов одной мачты винджамера не на много меньше удлинения грота олимпийцев. "Губит" прямые паруса наличие рангоута и такелажа. У Динашифа лавировочный угол не такой большой, а у него все-таки прямые паруса, правда на свободно стоящей мачте без всякого такелажа.

артём написал:

Оригинальное сообщение #67989
Ну, строго говоря, это не генуя (раз за мачту не заходит).
А как стаксель убирали в воду? Он не по штагу, свободно стоящий? Тогда это вовсе не генуя.

Давно это было. Всего уже и непомню. Но Чечулин называл его генуей, с яхтами он был вроде знаком. А по штагу или нет, не упоминалось. Он у меня был консультантом по диплому, разговоры в основном были другие, про паруса - к слову.

#86 20.05.2009 13:01:45

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

артём написал:

Оригинальное сообщение #67991
Парус же, вполне может НЕ ДВИГАТСЯ, а ОБДУВАТЬСЯ ветром. При этом аэродинамические силы возникать будут.

При чем же тогда вот это...

артём написал:

Оригинальное сообщение #66675
Вы забыли о взаимодействии подводного и надводного крыла. Вернее сложении сил и их векторов.

Поясните, откуда же возьмутся силы на "подводном крыле", если корпус не движется?

артём написал:

Оригинальное сообщение #67993
Возникает подъёмная сила и сила сопративления

Так в этом то и вопрос - поясните пожалуйста, КАК они возникают? Опишите пожалуйста механизм возникновения сил.

артём написал:

Оригинальное сообщение #67993
Потому что парус дает тягу. Вообще вопрос мне не понятен.

Он навеян Вашей же фразой...

артём написал:

Оригинальное сообщение #66346
Подъёмная сила и сила сопрАтивления, всё.

а теперь, оказывается, есть еще  и тяга? Можно поинтересоваться - а что это такое в Вашей трактовке?

#87 20.05.2009 13:19:34

Штурман
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #67682
1.Какие силы возникают на "подводном крыле" и куда направлены их вектора?
2.Как они взаимодействуют с силами возникающими на парусе?
3.Почему же парусное судно, в итоге, движется вперед?

Дяденька учитель, ну можно я отвечу, а?
1. Сила на "подводном крыле" возникает только одна (+момент естественно). Это для нашего удобства мы раскладываем ее на составляющие - так легче анализировать и рассчитывать. В случае "нормального" судна она направлена вдоль ДП в корму. В случае парусного судна идущего в общем случае с креном, дрейфом и дифферентом эта сила направлена под углом к ДП (и угол этот довольно большой, как бы не более 45 гр., надо бы посчитать).
2. Вообще то они никак не взаимодействуют. Сила на корпусе возникает при его движении, движение возникает от силы на парусах. В частном случае равномерного движение они равны и противоположны по направлению.
3. Парусное судно движется вперед потому, что сопротивление движению вбок у него значительно выше, чем сопротивление движению вперед. Хотя сила на парусах толкает его значительно вбок, т.к. сила на парусах от галфинда и острее направлена скорее вбок чем вдоль движения. Как предельный случай возьмите буер на льду.

Отредактированно Штурман (20.05.2009 13:36:45)

#88 20.05.2009 13:45:25

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #68017
Поясните, откуда же возьмутся силы на "подводном крыле", если корпус не движется?

Видимо пишу не по русски.
Пока корпус не движется нет ни каких сил. Нет, просто нет. Всё, точка.

#89 20.05.2009 13:55:31

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #68017
Так в этом то и вопрос - поясните пожалуйста, КАК они возникают? Опишите пожалуйста механизм возникновения сил.

Вы уже указали ученого описавшего процесс.
Если хотите, повторю описание для конкретного случая.
При обтекании косым потоком образуется разница давление.  Разница образуется за счет того что с одной стороны крыла поток притормаживается, с другой стороны ускоряется. Собственно указанный закон устанавливает равенство отношений скорость/давление.
Нет потока, нет угла атаки - НЕТ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ.

#90 20.05.2009 14:04:07

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68015
Я не о том. Я не об общем удлинении комплекта парусов одной мачты. А о длине вертикальных шкаторин.

Я же о длине горизонтальных шкаторин. :D
Как раз там будет происходить перетекание из области высокого давления в область низкого давления. Образуя мощный вихревой шнур. Т.е. индуктивное сопративление очень высоко.

#91 20.05.2009 14:06:27

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68025
Дяденька учитель, ну можно я отвечу, а?

Вы призывали говорить серьезно. Простите, не знал, что в Вашем представлении это означает ерничание.

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68025
Сила на "подводном крыле" возникает только одна (+момент естественно). Это для нашего удобства мы раскладываем ее на составляющие - так легче анализировать и рассчитывать. В случае "нормального" судна она направлена вдоль ДП в корму.

Благодарю Вас, мне это известно, но я хотел услышать это от "знатока физики", который постоянно твердил о том, что, существует только подъемная сила и сопрАтивление.

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68025
Вообще то они никак не взаимодействуют. Сила на корпусе возникает при его движении, движение возникает от силы на парусах. В частном случае равномерного движение они равны и противоположны по направлению.

И с этим я согласен, однако хотелось услышать что-то подобное от автора тезиса о том, что, (как он утверждал первоначально) движение осуществляется в направлении результирующей аэродинамической силы и ход вперед парусное судно имеет "за счет взаимодействия надводного и подводного крыла". Вот и хотелось поинтересоваться ЕГО пониманием этого взаимодействия.

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68025
Парусное судно движется вперед потому, что сопротивление движению вбок у него значительно выше, чем сопротивление движению вперед. Хотя сила на парусах толкает его значительно вбок, т.к. сила на парусах от галфинда и острее направлена скорее вбок чем вдоль движения.

Т.е. для объяснения движения вперед вектор результирующей аэродинамической силы надо разложить на силу тяги и силу бокового сопротивления. Именно это я и пытался объяснить автору тезиса о том, что существует только "сила сопрАтивления и подъемная сила".

#92 20.05.2009 14:07:39

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68015
Давно это было. Всего уже и непомню.

Да я к тому, что и сам укладывал на воду паруса. Геную с палубы смывало, фал спича "отдавался". Вообще работать со свободно стоящими парусами не просто.

#93 20.05.2009 14:14:39

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Вопрос возник вот из чего. Я Вам писал...

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #66895
результирующий вектор сил, возникающих на корпусе парусного судна, направлен в корму от траверза. Если туда же будет направлен и вектор  результирующей аэродинамической силы (а именно так будет на курсе бейдевинд если, исходя из Вашго тезиса, подъемная сила пренебрежимо мала), то я не понимаю, какое "сложении сил и их векторов" обеспечит ход вперед?

Ваше возражение было следующим...

артём написал:

Оригинальное сообщение #66940
Только на ходу. так корабль и не двинестся с места пока тяга не привысит сопративление.

А теперь оказывается, что...

артём написал:

Оригинальное сообщение #68035
Пока корпус не движется нет ни каких сил. Нет, просто нет. Всё, точка.

Так где же Вы "писали по русски" - в каком из высказываний?

#94 20.05.2009 14:17:08

Штурман
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #68048
Простите, не знал, что в Вашем представлении это означает ерничание.

Извините, я просто хотел сдвинуть дело с мертвой точки.

#95 20.05.2009 14:36:16

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #68056
Так где же Вы "писали по русски" - в каком из высказываний?

Что же я могу сделать? Вы же спорите с элементарными вещами.
Нет хода - нет сопративления. Как ещё могу объяснить?

Подъёмная сила мала - относилось к прямым парусам. Посколько они работают под большими углами атаки.

Предлагаю прекратить спор.

Отредактированно артём (20.05.2009 14:37:53)

#96 21.05.2009 09:50:14

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68058
я просто хотел сдвинуть дело с мертвой точки.

Если так, то давайте все-таки с Вами разберемся в одном вопросе...
Оппонент постоянно стремится доказать, что подъемная сила прямых парусов ничтожно мала по сравнению с силой лобового сопротивления. Я никак не мог добиться от него объяснения по следующему вопросу...
При лавировке судна с прямыми парусами, вектор силы лобового сопротивления, направленной по потоку, будет иметь направление в корму от траверза. Если подъемная сила пренебрежимо мала, туда же будет направлен и вектор результирующей аэродинамической силы. Т.о. в этом случае вектора сил, возникающих как на парусе, так и на корпусе будут направлены в корму от траверза и движение вперед становится невозможным.
Я полагаю, что это не происходит как раз из-за того, что на острых курсах подъемная сила превосходит силу лобового сопротивления, в результате чего вектор результирующей аэродинамической силы направлен в нос от траверза.
Можно услышать Ваше мнение по этому вопросу, т.к. его заклинания типа "вы не учитываете подводное крыло" вместо разумного объяснения уже порядком надоели.

#97 21.05.2009 11:18:44

артём
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #68371

При лавировке судна с прямыми парусами, вектор силы лобового сопротивления, направленной по потоку, будет иметь направление в корму от траверза. Если подъемная сила пренебрежимо мала, туда же будет направлен и вектор результирующей аэродинамической силы. Т.о. в этом случае вектора сил, возникающих как на парусе, так и на корпусе будут направлены в корму от траверза и движение вперед становится невозможным.

Ясно. Вы увлеклись векторами. И забыли чего раскладываете.

Результатирующая сила на парусе - перпендикулярна поверхности паруса. Именно эту силу раскладывают на подъёмную силу и силу сопративления. В принцыпе, векторных треугольников можно построить сколько угодно (если выполнять условия).

Так вот. Когда парус начинает работать (обдуваться ветром) возникающие силы начинают двигать судно. На корпусе возникают силы (о них мы уже говорили, в общих чертах). Как только корпус приходит в движение, возникает сила сопративления. Направленная в обратную сторону от вектора движения. Корабль набирает ход до тем пор, пока сила сопративления не уровняется с силой тяги.

Вы же рассматриваете схему сил для установившегося равномерного движения. Подобная схема правильна только для указанного случая. Для движения с ускорением силы будут распредиляться по другому.

#98 21.05.2009 16:52:53

Штурман
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #68371
Если так, то давайте все-таки с Вами разберемся в одном вопросе...

Давайте. Но пока лирическое отступление. Может Вы эту книжку и видели - http://files.mail.ru/7a4bk7 - А. И. Цурбан - Парусно-моторные суда.pdf. Но больно уж интересная. К сожалению другой (еще более интересной книжки по управлению большими парусными судами) в сети нет (или не нашел) - П.Я. Гамалея. Опыт морской практики. 1825 или 1836. Читал в "Публичке", делал фильмокопию - но все кануло в лету.
Из Цурбана. Стр. 151, Рис. 83. Поворот оверштаг на заднем ходу. Стр. 168, Рис. 86. Перемещение судна в дрейфе. Чуть выше сказано: "дрейф происходит
по линии, составляющей некоторый угол с линией направления ветра".

По вопросу подъемной силы на прямых парусах. Берем "библию всех яхстменов" - Мархай. Теория плавания под парусами. Открываем на странице 132. Смотрим график рис. 77. На кривой для прямого паруса при угле атаки 20 гр. (что соответствует углу вымпельного ветра 40 гр. - по правилу "реи по биссектрисе угла" - что получается по истинному ветру надо прикинуть от скорости судна) снимаем значения:
- подъемная сила Cy=0,65;
- сила лопротивления Cx=0,28 (снимал на глаз).
Видим что качество профиля (отношение Cy к Cx) получилось выше 2, с самолетными профилями не сравнить, но парусному судну хватит.
Сами силы получаются из коэффициентов по формулам: Ry=Cy*(ρ*v^2)/2*Sпар.
Нарисуйте векторную схемку и все там увидите.

Отредактированно Штурман (21.05.2009 16:56:52)

#99 21.05.2009 17:30:31

Штурман
Гость




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Я тут картинку нарисовал в Word, в масштабе. Векторная картина сил на парусах. Как ее сюда засунуть?

#100 21.05.2009 19:43:56

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Может ли парусный корабль давать задний ход?

Штурман написал:

Оригинальное сообщение #68511
Как ее сюда засунуть?

Можно, например, вордовскую картинку скопировать в "Мои Рисунки", а потом вставить, используя кнопку "ФОТО RADIKAL".

Страниц: 1 2 3 4 5


Board footer