Вы не зашли.
В знаменитом Таллинском переходе в августе 41го ПЛ, бывшие в Таллине, так же шли с огромным риском в Кронштадт, некоторые подорвались (или только одна?), а затем им надо было снова форсировать ФЗ для выхода на позиции.
А ведь можно было бы в последний раз сходить из удобной Таллинской базы в Балтику, а уж затем возвращаться в Кронштадт, использовав опыт перехода НК, или же в ПП.
Если кратко, то причина в следующем: все находившиеся в Таллине ПЛ перед тем вернулись из походов, и нуждались в ППР (послепоходовом ремонте). Проводить его в Таллине лодки не могли из-за отсутствия свободных судоремонтных мощностей - им требовался переход в Кронштадт, что они и сделали в Таллинском переходе.
P.S. Желательно в названии темы не допускать грамматических ошибок/описок.
Кстати, почему с Ханко убрали "малютки"?
Не только "малютки", но и 1-ю БТКА. Потому, что считалось, что гавань будет простреливаться дальнобойной артиллерией с территории Финляндии.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190215
Не только "малютки", но и 1-ю БТКА.
Но как всегда - перебазировали только "железо", а личный состав базы - в морпехи к Гранину.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #190353
Но как всегда - перебазировали только "железо", а личный состав базы - в морпехи к Гранину.
Что-то я такого не видел. Можно источник?
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190171
некоторые подорвались (или только одна?),
Погибли С-5 и Щ-301.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190171
А ведь можно было бы в последний раз сходить из удобной Таллинской базы в Балтику, а уж затем возвращаться в Кронштадт, использовав опыт перехода НК, или же в ПП.
И смысл? Форсировать Финский залив пришлось по-любому. ПЛ для прикрытия перехода были развёрнуты - вполне достаточно.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190365
Что-то я такого не видел. Можно источник?
В 76 (примерно) году вышел сборник воспоминаний гангутцев (С Рудным я не путаю). Сразу не найду, но поищу - дайте время - давно он мне не попадался, но - точно есть.
Отредактированно сарычев (25.02.2010 14:56:23)
Мне известно, что некоторые захотели пойти в МП добровольцами, но сами подразделения 1-й БТКА и 8-го ДПЛ были выведены.
Ingvar написал:
Оригинальное сообщение #190447
И смысл? Форсировать Финский залив пришлось по-любому.
Смысл ещё раз сходить в Балтику и кого-нидь торпедировать. И на 2 форсирования ФЗ меньше.
Ingvar написал:
Оригинальное сообщение #190447
ПЛ для прикрытия перехода были развёрнуты - вполне достаточно.
Вообще-то в тех условиях они явно ничего не прикрывали, да ещё в НП.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190193
Если кратко, то причина в следующем: все находившиеся в Таллине ПЛ перед тем вернулись из походов, и нуждались в ППР (послепоходовом ремонте). Проводить его в Таллине лодки не могли из-за отсутствия свободных судоремонтных мощностей - им требовался переход в Кронштадт, что они и сделали в Таллинском переходе.
Неужели ВСЕ были в таком состоянии, что это оправдывало их немедленный переход в Кронштадт? Вот читал мемуары командира "Лембита" - в Таллинском они шли с боезапасом и ЕМНИП не имели особо серьёзных повреждений (хть тут за память не ручаюсь). Раз уж оставляем базу Таллин, хоть воспользовались бы ей в последний раз.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190193
Желательно в названии темы не допускать грамматических ошибок/описок.
Извините, исправлюсь.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190557
Смысл ещё раз сходить в Балтику и кого-нидь торпедировать. И на 2 форсирования ФЗ меньше.
Как на два? Возвращаться бы уже все равно в Кронштадт бы пришлось.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190557
Вообще-то в тех условиях они явно ничего не прикрывали, да ещё в НП.
Что не прикрывали - согласен. А что имелось в виду под НП?
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190557
Неужели ВСЕ были в таком состоянии, что это оправдывало их немедленный переход в Кронштадт? Вот читал мемуары командира "Лембита" - в Таллинском они шли с боезапасом и ЕМНИП не имели особо серьёзных повреждений (хть тут за память не ручаюсь). Раз уж оставляем базу Таллин, хоть воспользовались бы ей в последний раз.
Давайте разбираться предметно. В таллинском переходе участвовали. С-4, С-5, Калев, Лембит, Щ-322, Щ-405, М-95, Щ-301, Щ-307, Щ-308, М-79
С-4 - вернулась из похода 17 августа и имела повреждения от бомб, полученные 10 августа.
С-5 - вернулась из похода рано утром 25 августа.
Калев и Лембит - вернулись вечером 21 августа, в походах имели поломки (в частности у Лембита вылетела гидросистема, из-за чего корабль мог погибнуть, держалась после ремонта на честном слове) и требовали ремонта
Щ-322 - вернулась 13 августа, нуждалась в доковании и установке БТС
Щ-405 - вернулась 15 августа. При возвращении попала в аварийную ситуацию, потеряла командира и получила серьезные повреждения корпуса. Новый командир, посланный из Кронштадта погиб вместе с БТЩ, на котором он шел.
М-95 - вернулась в Таллин вечером 12 августа, нуждалась в доковании.
Щ-301 - присоединилась к переходу на внешнем рейде, прибыв туда прямо из похода
Щ-307 - вернулась утром 12 августа, должна была обязательно пройти ППР, поскольку лодка старая
Щ-308 - вернулась 8 августа. Из-за неудовлетворительных результатов похода поставлен вопрос о снятии командира.
М-79 - нуждалась в ремонте дизеля и кроме того неудачная старая ПЛ.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190563
Как на два? Возвращаться бы уже все равно в Кронштадт бы пришлось.
Им из Кронштадта всё равно потом в Балтику. Так что Т-Кр-Б-Кр против Т-Б-Кр.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190563
А что имелось в виду под НП?
Надводное положение.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190563
С-5 - вернулась из похода рано утром 25 августа.
Ну и...
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190563
Щ-301 - присоединилась к переходу на внешнем рейде, прибыв туда прямо из похода
По-быстрому пополнить запасы и обратно.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190563
Щ-307 - вернулась утром 12 августа, должна была обязательно пройти ППР, поскольку лодка старая
Если ничего капитального, может Таллин бы справился. Как и с кем-то из прочих...
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190563
Щ-308 - вернулась 8 августа. Из-за неудовлетворительных результатов похода поставлен вопрос о снятии командира.
Ну и...
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190569
Им из Кронштадта всё равно потом в Балтику. Так что Т-Кр-Б-Кр против Т-Б-Кр.
Ну в Кронштадт то они шли в составе флота, что теоретически было намного более безопасно, чем в одиночку.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190569
Надводное положение.
Понятно. Но днем они были под перископом.
Lankaster написал:
Ну и то, что по существовавшим тогда меркам без ППР ее в море было выпускать не положено, а пройти за 2 дня она его не могла.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190569
По-быстрому пополнить запасы и обратно.
Откуда пополнить? На берегу немцы.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190569
Если ничего капитального, может Таллин бы справился. Как и с кем-то из прочих...
Он с НК справлялся, поскольку они ремонтировались в первую очередь.
Lankaster написал:
Ну и сняли в сентябре после нового залета, чуть не расстреляли.
И, кстати, ещё вопрос по тому переходу - ведь на затонувших на мелководье ПЛ наверняка в некоторых отсеках оставались живые. С ними пробовали связаться звуком и подождать на катере пока вылезут через ТА?
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190583
И, кстати, ещё вопрос по тому переходу - ведь на затонувших на мелководье ПЛ наверняка в некоторых отсеках оставались живые. С ними пробовали связаться звуком и подождать на катере пока вылезут через ТА?
Видимо Вам не известны обстоятельства гибели С-5 и Щ-301. На С-5 взрыв мины ЕМС (270 кг ВВ) вызвал детонацию артпогреба, который находился в районе ЦП. Маловероятно, чтобы в такой ситуации кто-то на лодке успел развернуть борьбу за живучесть - скорей всего все ее отсеки были очень быстро затоплены, поскольку в то время по готовности №2 надводной (отсутствие непосредственного контакта с противником) переборочные двери держались открытыми.
Щ-301 напротив тонула довольно долго (15 мин), и все, кто на ней остался жив после подрыва мины успели выбраться наверх.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190557
Смысл ещё раз сходить в Балтику и кого-нидь торпедировать.
А разве не этим и занимались? Только с торпедированиями - не очень.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190557
Вообще-то в тех условиях они явно ничего не прикрывали, да ещё в НП.
Постараюсь найти схему (вроде где-то видел. ). Вкратце - развёрнуты на возможных путях появления надводных кораблей противников. Так как такая возможность штабом БФ не исключалась.
НП - ночью.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #190587
На С-5 взрыв мины ЕМС (270 кг ВВ) вызвал детонацию артпогреба, который находился в районе ЦП.
Но там же нескольких человек бывших наверху выбросило в воду живыми, хотя они были прямо над ЦП. Т.е. в концевых отсеках вполне могли остаться. И откуда вобще могло быть известно рванул погреб? Её потом осматривали?
Ingvar написал:
Оригинальное сообщение #190606
Вкратце - развёрнуты на возможных путях появления надводных кораблей противников. Так как такая возможность штабом БФ не исключалась.
НП - ночью.
В НП шли днём. Кораблей противника там кроме катеров или ПЛ в ПП быть не могло.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190609
Кораблей противника там кроме катеров или ПЛ в ПП быть не могло.
Откуда сие было известно?
ОТкуда они в Финском заливе возьмутся? И потом, авиаразведка есть, не считая береговых постов и того что Эзель и Ханко ещё наш
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190608
Но там же нескольких человек бывших наверху выбросило в воду живыми, хотя они были прямо над ЦП. Т.е. в концевых отсеках вполне могли остаться.
Они-то остались, но как и те, кто был выброшен с мостика оказались без сознания и должны были утонуть в быстро затопленных отсеках. Судя по книге Максимова по борьбе за живучесть ПЛ, двери были закрыты на защелчки, но не обжаты.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190608
И откуда вобще могло быть известно рванул погреб? Её потом осматривали?
Не осматривали.
Из Максимова:
"В 20 ч II мин П. Н. Матвеев, находившийся у сете-прорезателя, первым обнаружил прямо по носу ПЛ на расстоянии около 50 м от форштевня плавающую мину, едва заметную в возмущенном потоке воды. Он тотчас крикнул в сторону мостика: «Прямо по носу—-мина», но его доклад услышан не был. Только после вторичного до¬клада командир подал команду стоявшему на посту управления в рубке рулевому: «Право на борт», но уже было слишком поздно. Почти тут же раздался огромной силы взрыв с массой огня, поднявший высокий столб воды и пепла темно-бурого цвета. Все люди, находившиеся на мостике и верхней палубе были сброшены взрывной волной за борт.
Когда водяной столб рассеялся, палуба проходивше¬го вблизи «С-5» учебного корабля «Ленинградсовет» бы¬ла занесена слоем пепла. Эффект взрыва был настолько велик, что многие из очевидцев считали, что произошла детонация торпед. Действительно, эффект был огром¬ным, но он и должен быть таким, так как явился след¬ствием взрыва большого количества взрывчатого вещест¬ва на поверхности воды, непосредственно у борта лодки. Взрывом была разрушена обшивка легкого и прочного корпусов в районе прочной переборки между 1 и II от-секами с левого борта. В этом месте были нарушены продольные связи и корпус ПЛ более чем на половину периметра оказался разорванным. ПЛ затонула через 40 сек, уйдя в воду с быстро нараставшим дифферентом на нос; в последний момент над поверхностью показа¬лись и тут же скрылись кормовые горизонтальные рули с гребными винтами"
На счет артпогреба писал по памяти. Такая версия была в документах 1941 года из-за пепла, но Максимов ее отрицает.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190609
В НП шли днём.
Откуда такая уверенность?
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190611
ОТкуда они в Финском заливе возьмутся?
Из Хельсинки. Куда перейдут из Пиллау или Готенхафена. Напомнить, как немецкие МЗ действовали из финских шхер?
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190611
И потом, авиаразведка есть, не считая береговых постов и того что Эзель и Ханко ещё наш
а) В августе 1941 авиаразведка БФ практически не действовала - самолёты или были переброшены под Ленинград, или действовали в интересах армии.
б) Если пост СНиС обнаружит. Что довольно затруднительно ночью или в тумане.
в) И что там с Хийумой? То что наш не помешало немцам минировать прибрежные воды.
Ничего такой крупности чтобы в арт. бою не разнёс переходящий отряд, появиться внезапно не могло и Ханко-Эзель не проскочило бы. А против мелочи ПЛ безполезны.
Lankaster написал:
Оригинальное сообщение #190622
Ничего такой крупности чтобы в арт. бою не разнёс переходящий отряд, появиться внезапно не могло и Ханко-Эзель не проскочило бы. А против мелочи ПЛ безполезны.
Вы меня простите, но все это результаты послезнания. В 1941 году разведка КБФ очень слабо себе представляла что у противника имеется в ФЗ. Лень рыть документы, но помнится в разведсводках и легкие крейсера проскакивали. Посылка ПЛ на позиции прикрытия это как раз и подтверждает.
Почему, хотя-бы часть, ПЛ не пустили северным фарватером отдельно от конвоя?
Возможно-ли было такое "в-принципе"?