Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Фок со Кондратенко ругались не зря.Фок же у Цзиньжоу сгубил 1 полк.И против 3 японских дивизий стояла не дивизия как должно было быть а один полк.
А про то что Ирман стал Ирмановым,можно сказать одно просто русифицировался он.
Тоже достаточно серьезно интересовался этим вопросом. И из каких-то косвенных свидетельств в литературе и анализа их действий пришел к такому выводу.
Суть конфликта Фока и Кондратенко в том, что они по-разному смотрели на то, как надо оборонять П-А. Фок считал, что войска надо постепенно отводить к основной линии укреплений, а Кондратенко считал, что обороняться надо на существующих в данный момент позициях с максимальным упорством, не пускать японцев ближе к крепости.
В силу того, что осеовная линия укреплений в П-А была спроектирована так, что стоящий в гавани флот неизбежно подвергался расстрелу, Кондратенко прав. Но это не дает оснований считать Фока предателем или пораженцем. Он исходил из классики военной науки, где оборонять крепость полагалось именно так, как считал он. Медленный, с боями, отход к основной линии обороны и решительная борьба на этой линии.
Болеслав написал:
Оригинальное сообщение #260649
Фок же у Цзиньжоу сгубил 1 полк.И против 3 японских дивизий стояла не дивизия как должно было быть а один полк.
на цусиме не так давно это обсуждалось. один полк для такой позиции вполне соответствовал своей задаче. + в бою участоввали охотничьи команды еще 2 полков
Вик написал:
Оригинальное сообщение #280095
Суть конфликта Фока и Кондратенко
IMHO. как такового конфликта не было. Были разные точки зрения у двух не совсем главных в ПА генералов. А обороняли не "по науке", а "как выходило".
Из Черкасова: "Осенью 1903 года ожидалась война с Японией. Эскадра стояла во Владивостоке, когда получила приказание перекраситься в боевой цвет, после чего в полном составе мы двинулись в Артур без захода в Нагасаки. По приходе начались маневры, причем задача была такая: часть эскадры изображала японскую с транспортом десанта, другая же часть — русскую. Японцы должны высадить десант на Квантуне. Сторожевая цепь миноносцев, стоявшая на линии Шантунг — Сент-Джеймс Холл, прозевала нашу эскадру. У бухты Десяти кораблей «Пересвету», «Победе» и «Ангаре» удалось устроить демонстрацию, оттянувшую войска к бухте, а в это время эскадра спокойно высадила десант в бухте Керр, который под командой генерала Фока в трехдневный срок вынудил генерала Стесселя сдать Артур."
IMHO Фок на собственной шкуре ощутил беззащитность ПА и поэтому осуществлял свой план обороны.
elkomandante написал:
Оригинальное сообщение #246896
А кто кстати обвинял? как-то нигде кроме Степанова я с этим не сталкивался
"Генералъ Фокъ былъ очень недоволенъ дѣятельностью Кондратенко и, гдѣ только могъ, мѣшалъ ему, интригуя противъ него у Смирнова и генерала Стесселя". Ножин, Правда о Порт-Артуре, книга 1, стр. 274
Даже , если мнение Н. достаточно объективное , то *недоволен деятельностью*-это одно, а *мешал ему, интригуя....*-это совсем другое.
Приняв сторону Смирнова, Ножин не был и не мог в принципе быть объективным, как мне кажется. Понятное дело, что ругань к делу не пришьешь, и от нее в официальных документах ничего не остается. Однако Н. был не военным человеком, а всего лишь корреспондентом, поэтому он мог (и даже отчасти обязан!) записывать всё, в т.ч и ругань. Вот, к примеру, пишет он такое (стр. 320):
"Как Роман Исидорович ни был возмущен и взволнован каверзой, которую ему, конечно, преднамеренно устроил Фок, он в присутствии офицеров ни полсловом не выразил своего неудовольствия. Но далеко не так вел себя Фок. Он всюду и везде, даже не стесняясь личным присутствием, ругательски-ругал Кондратенко..."
Далее приводится разговор Кондратенко с Науменко, при котором присутствует Ножин (я, с вашего позволения, приведу с сокращениями):
Кондратенко (обращаясь к Науменко):
-- Ну что прикажете делать с Фоком? До каких делов дойдет его упрямство? Неугодно ли работать и служить с такими господами!
Науменко:
-- Я положительно ничего не понимаю. Думаю, что добром это все не кончится.
Кондратенко (ко всем присутствующим):
-- Да ведь у нас творится нечто невозможное. Фок, судя по его поступкам, хочет, кажется, и тут повторить Кинчжоу.... Преподнесет он нам сюрприз -- ох, как боюсь я этого! Чуть что -- он сейчас на попятный, а потом будет всех уверять, что предсказывал это.
Ножин:
-- А разве нельзя его отставить от командования?
Кондратенко:
-- Нет, теперь это невозможно. Пока мы оперируем в районе, пока Стессель управляет всем, об этом и думать нечего. Стессель только его и слушает. А Фок интригует против всех. Вот когда начнется фактическая блокада крепости, когда власть перейдет к коменданту, тогда его живо Смирнов сократит."
Подобных эпизодов Ножин приводит немало. Т.е., по мнению корреспондента, конфликт был. Но, похоже, не выходил за рамки служебных отношений генералов.
Поэтому остаемся при опубликованном субъективном мнении Ножина, при засвидетельствованном в суде (если не ошибаюсь) утверждением Фока, что с покойным Р.И. они были чуть ли не закадычными друзьями... А как там было на самом деле -- кто ж его сейчас узнает...
Отредактированно andrew1965 (25.09.2010 20:11:57)
Вот что говорил о Кондратенко Стессель в своей "Отповеди...":
"Оглядываясь назад, я теперь вижу, что только с Божьей помощью я мог так долго держать Артур, — говорю с помощью Божьей потому, что Бог послал в крепость военного гения, человека, перед которым я преклонялся всегда и высоко ценил его, я говорю о покойном друге моем — Романе Исидоровиче Кондратенко. Меня обвиняют теперь, что я вопреки закону подчинил ему инженеров (есть такой пункт в обвинительном акте); с чувством живейшей радости читаю я это обвинение, — в этом моя заслуга перед царем и родиной, и я, если бы снова очутился в крепости и вновь пережил ужас осады, снова бы подчинил такому Кондратенко инженеров и сам бы подчинился ему, как это и сделал я фактически в Артуре. "
В свою очередь, Ножин оставляет за Стесселем такую фразу: "генералы мои все время ссорятся: комендант с Фоком, Фок с Кондратенко".
Стессель (о Смирнове): "Комендант всеми мерами тормозил распоряжения генерала Кондратенко, ссорился с генералом Фоком по вопросам личного самолюбия и ладил только с корреспондентом Ножиным".
...Однако, вот странность. Читая опубликованные приказы Стесселя за период осады и -- сравнивая с приказом о капитуляции, или с литературой вроде его "Отповеди", трудно избавиться от ощущения, что у этих текстов разные авторы. Настолько разительно отличаются они по стилю. Вероятно, А.М. Стессель привлекал кого-то "свободнопишущего" и для работы над приказом о капитуляции, и для работы над своими литературными опусами.
Отредактированно andrew1965 (26.09.2010 16:36:00)
Если исходить из Обвинительного акта по делу Стесселя то получается, что Фок из-за своих пресловутых "заметок" был не то чтобы в контрах, но в общем в непростых отношениях со многими начальствующими лицами уже в августе.
Конфликт, по-видимому, был. Другое дело, уместно ли его ставить в центр как это у Степанова с его итожным "Участь Артура была решена как только перестало биться сердце Романа Исидоровича Кондратенко"
Китеж написал:
Оригинальное сообщение #302164
уместно ли его ставить в центр как это у Степанова с его итожным "Участь Артура была решена как только перестало биться сердце Романа Исидоровича Кондратенко"
Кондратенко и сам говорил о незавидном будущем Артура -- после падения Высокой: "начинается агония". Но то, что отсутствие "команды" в высшем руководстве крепости сильно повредило делу -- несомненно. На процессе все начальствующие гг. кивали друг на друга, и ссылались без устали на покойного Кондратенко, порой довольно грубо стараясь "примазаться" к нему...
Китеж написал:
Оригинальное сообщение #302164
Если исходить из Обвинительного акта по делу Стесселя то получается, что Фок из-за своих пресловутых "заметок" был не то чтобы в контрах, но в общем в непростых отношениях со многими начальствующими лицами уже в августе.
IMHO, успешная тактика Стесселя как любого начальника: "Разделяя властвуй" - иначе его бы заменили Смирновым еще в начале осады. А знай он, чем дело кончится, сам бы ключи от Артура коменданту передал, а сам остался бы в относительной "тени".
andrew1965 написал:
Оригинальное сообщение #302170
Кондратенко и сам говорил о незавидном будущем Артура -- после падения Высокой: "начинается агония". Но то, что отсутствие "команды" в высшем руководстве крепости сильно повредило делу -- несомненно. На процессе все начальствующие гг. кивали друг на друга, и ссылались без устали на покойного Кондратенко, порой довольно грубо стараясь "примазаться" к нему...
По Степанову: нехороший Фок только и думал как бы побыстрей лапки вверх. Со смертью Кондратенко путь для коварного замысла Фока по позорной сдаче - открыт.
По Обвинительному акту: "записки" писались Фоком зачастую с ведома и по просьбе ...Кондратенко. Но, здесь, конечно, надо брать во внимание указанное Вами "гг. кивали друг на друга, и ссылались без устали на покойного Кондратенко".
При этом в акте приводятся цитаты из августовских рапортов Церпицкого и Горбатовского на имя Кондратенко, в коих была отповедь автору злосчастных "записок". Надо думать, у Кондратенко случались диалоги с Фоком по поводу этих рапортов (и, по-видимому, их было больше чем эти 2). Вполне вероятно, некоторые диалоги могли быть на повышенных тонах.
Но из материалов акта никак не следует утверждение Степанова о центральности отношений Фок&ондратенко и судьбоносности для ПА смерти Кондратенко. Скорей написанное Вами "отсутствие "команды" ...сильно повредило делу".
Теперь можно только гадать, останься жив Кондратенко, поставил бы он подпись под Актом о капитуляции, или пулю в лоб, или воспользовался бы предложением всё того же Фока и ушёл бы "с охотниками идти на Лаотешань" принять неравный и последний бой.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #302457
IMHO, успешная тактика Стесселя как любого начальника: "Разделяя властвуй" - иначе его бы заменили Смирновым еще в начале осады. А знай он, чем дело кончится, сам бы ключи от Артура коменданту передал, а сам остался бы в относительной "тени".
Ну... Знай ЗПР что ждёт 2ТОЭ14 и15.05.05.
"Разделяя властвуй" хорошо для мирного времени. В условиях стеснённости людских и материальных ресурсов, оторванности от "материка" плести интриги стравливая подчинённых...
Китеж написал:
Оригинальное сообщение #302898
"записки" писались Фоком зачастую с ведома и по просьбе ...Кондратенко
Ну тут можно только гадать! Что побудило Кондратенко на подобные просьбы? Например "раз уж ты все равно пишешь всякую ерунду, то напиши и для пользы дела". На суде почти все притягивали к себе покойного, стараясь прикрыться его именем. Так и вошло в обвинительный акт... Кстати, в акт или в приговор? Надо посмотреть на досуге.
Страниц: 1 2