Вы не зашли.
На внешнем рейде Севастополя англо-французскими войсками при отходе в 1918 г. затоплены несколько российских подводных лодок.
В 2008 была найдена и предварительно опознана немецкая ПЛ типа "UB-I";
В 2009 нашей командой была произведена идентификация ПЛ "Скат";
В этом, 2010, приблизились к опознанию ещё одной ПЛ.
На глубине 70 метров лежит двухвальная лодка.Нос лодки замыт в грунт, точный замер длины не возможен, но явно, более 50 метров.
В районе машинного отделения есть открытый люк/ вырезанное отверстие над дизелями, через которое возможен доступ в отсек. В отсеке расчищены от обрастания несколько табличек-шильд механизмов и частей. Надписи на русском языке.
На казённой части палубного носового орудия обнаружена бронзовая табличка с японскими иероглифами. Предварительный перевод - это инструкция по смазке движущихся частей орудия. Калибр пока не измерен.
Других надписей, пригодных для идентификации пока не обнаружено.
Из книги А.Б. Широкорад
РОССИЯ И КИТАЙ. КОНФЛИКТЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО известно, что Россия после японской войны закупала вооружение у Японии. В том числе приобретались полевые и горные пушки Арисака. В статье В.Ю.Грибовского "Подводные лодки типа "Лебедь" есть упоминание о установке на ПЛ "Гагара" и "Утка "..орудий японской системы с углом возвышения 40 градусов...".
"Утка" закончила свой век в Бизерте.
Вышеизложенное позволяет предположить что лодка на дне Севастопольского рейда носила название "Гагара".
Работы по идентификации будут продолжены, и надеюсь, найдем более явные признаки, которые позволят однозначно определить наименование лодки.
Помощь форумчан и их советы по существу вопроса категорически приветствуются!! ))
Отредактированно Андрей Быков (08.07.2010 16:56:29)
О японской табличке на орудии - мнение японцев как носителей языка (не спецов-историков) :
"Табличка в основном поясняет «как заливать смазочную жидкость в цилиндр». К сожалению, табличка не содержит никакой информации о производителе, датах или имени корабля, и т.д."
«Язык, на котором написана табличка, не очень древний ...эта надпись может быть примерно датирована конец 19-го – начало 20-го века.
По Википедии, японский флот ввел в эксплуатацию пушки с таким типом цилиндров примерно в 1880 году (раньше ,чем британский флот). Эти пушки уже участвовали в китайско-японской войнe в 1884».
Отредактированно Valparaiso (22.06.2010 13:12:35)
Принтскрин странички отчета Военного Кабинета Великобритании от 26.04.1919 о выведении в "чистое море" и затоплении в "глубоких водах" (а вот это цитата ) всех захваченных российских подлодок на тот момент в Севастополе, несмотря на обещания большевиков не завершать строительство незаконченных подлодок в Николаеве.
Вопрос: что есть mine pistols, которых 3.000 было затоплено.. я так понимаю,что взрыватели..?
На основе произведенных замеров лодки, лежащей на 72 метрах, и сопоставлении их со схемами лодок проекта Нарвал ("Нарвал", "Кашалот") и имеющихся размеров лодок проекта Барс ("Гагара"), с большей долей вероятности можно предположить, что эта лодка проекта Нарвал.
Ширина "Гагары" составляет 4,5 метра, по замерам ширина получается в районе 6 метров. Это больше соответствует "Нарвалу" или "Кашалоту".
Отличие между "голландами" в бортовых торпедных аппаратах Джевецкого-Подгорного: у "Нарвала" их восемь, у "Кашалота" четыре.
Konstan написал:
Оригинальное сообщение #257388
у "Нарвала" их восемь, у "Кашалота" четыре.
хоть это)))
зато с палубными пушками - подстава))) у обеих по 2 х 75 мм должно быть))) хотя у Нарвала иногда "гуляет" цифра 76 и 57
Konstan написал:
Оригинальное сообщение #257388
Отличие между "голландами" в бортовых торпедных аппаратах Джевецкого-Подгорного: у "Нарвала" их восемь, у "Кашалота" четыре.
Учитывая нынешнее состояние этих объектов опознать лодки по данному принципу представляется крайне маловероятным....
BLACKSEAEXPLORERS написал:
Оригинальное сообщение #257277
На основе произведенных замеров лодки,
Есть возможность опубликовать результаты этих работ?
Цифры в студию!
И, пожалуйста, поподробнее, чем и как проводились замеры?
Андрей Быков написал:
Оригинальное сообщение #257512
Есть возможность опубликовать результаты этих работ?
Цифры в студию!
И, пожалуйста, поподробнее, чем и как проводились замеры?
У вас есть сомнения в моих словах?
Замеры производились при помощи промаркированной шпульки, на вопрос "как" не смогла найти ответ замеряли от одной выбранной точки до другой выбранной точки
Замеряли шлину от "хвоста" до рубки, ширину и длину вертикальных рулей, ширину корпуса в самом широком месте. Цифры где-то в блокноте записаны...
BLACKSEAEXPLORERS написал:
Оригинальное сообщение #257433
Учитывая нынешнее состояние этих объектов опознать лодки по данному принципу представляется крайне маловероятным....
Ладно, попробуем иначе. В машинном отделении "Нарвала" должно быть четыре дизеля и четыре электромотора, по одному электромотору на каждой линии гребного вала, дизеля связаны попарно с другими двумя. Механической связи дизелей с гребными валами быть не должно.
Konstan написал:
Оригинальное сообщение #257655
Ладно, попробуем иначе. В машинном отделении "Нарвала" должно быть четыре дизеля и четыре электромотора, по одному электромотору на каждой линии гребного вала, дизеля связаны попарно с другими двумя. Механической связи дизелей с гребными валами быть не должно.
Это отличие "Нарвала" от "Кашалота" или отличие лодок проекта "Нарвал" от "Гагары"?
BLACKSEAEXPLORERS написал:
Оригинальное сообщение #257671
Это отличие "Нарвала" от "Кашалота"... ?
Именно так
Konstan написал:
Оригинальное сообщение #257689
Именно так
Спасибо. Будем смотреть, на сколько возможно это определить....
Андрей Быков написал:
Оригинальное сообщение #257512
У вас есть сомнения в моих словах?
))))Какие сомнения, чисто практический интерес к цифрам))
Так опубликуеТЕ?
Сегодня попробовали сами, но один кандидат наук прогадил рулетку)), специальную, научную, очень дорогую(японскую)...
Так что, где-то рядом лежит, вместе с осветителем от камеры.... Очень "недорого" нырнули((
С помощью шпули (катушечка такая с верёвочкой)- форум-то неспециализированный))
получили ширину около 6 метров. Далекова-то от 4.47 Гагары((
Но пушка-то однозначно японская.
Вопрос- куда ставились, кроме Гагары и Утки ?
Андрей Быков написал:
Оригинальное сообщение #257736
Так опубликуеТЕ?
Сегодня попробовали сами, но один кандидат наук прогадил рулетку)), специальную, научную, очень дорогую(японскую)...
Так что, где-то рядом лежит, вместе с осветителем от камеры.... Очень "недорого" нырнули((
С помощью шпули (катушечка такая с верёвочкой)- форум-то неспециализированный))
получили ширину около 6 метров. Далекова-то от 4.47 Гагары((
Цифры где-то в блокноте записаны, найду и не забуду - опубликую но там ничего особо интересного и полезного нет. Наложив цифры в масштабе на схему лодок проекта Голланд 31А мы получаем практически точную копию одной из них.
Не морочьте вы голову с рулетками - шпулей проще, а точность до см в нашем деле все-равно не нужна (ну или невозможна).
Удачи и осторожнее с кандидатами наук возьмите лучше психолога с собой )))
Всем рады!))
А психолог с опытом работы? А то у нас случаи запущенные попадаются, пробовали с одним, так сам доктор успокоительные пъет горстями))....
Отредактированно Андрей Быков (27.06.2010 09:09:35)
Была книга 76(?)года про ЭПРОН. одна глава посвящалась как раз подъему лодок. Даже фото свежеподнятого Пеликана было. А еще башни Марии. Но это к слову. Так там писали. что поднято. что нет и, ЕМНИП, почему.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #258346
Была книга 76(?)года про ЭПРОН. одна глава посвящалась как раз подъему лодок. Даже фото свежеподнятого Пеликана было. А еще башни Марии. Но это к слову. Так там писали. что поднято. что нет и, ЕМНИП, почему.
а по ходу есть эта книга... ожидаю скан в ближайшее время вроде как.. но верить всем этим спискам-такая ненадежная штука.. уже подлетали пару раз на Балтике с этим...
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #258346
Была книга 76(?)года про ЭПРОН. одна глава посвящалась как раз подъему лодок. Даже фото свежеподнятого Пеликана было.
Чикер Н.П. Служба особого назначения. Хроника героических дел. М. ДОСААФ 1975г. 224с.
Уважаемый Андрей, вот несколько видов машинного отделения подводной лодки Голланда 31А
На этих схемах хорошо видно различие кормавой части лодок Голланда и Бубнова, основное отличие внешнего вида: выступающие из корпуса торпедные аппараты на лодках Голланда (Кашалот, Нарвал)
С искренними пожеланиями успеха!
Евгений, спасибо за подбор информации. по торпедным аппаратам и выше уже писали, кстати.
На нижней схеме "Гагара"?
BLACKSEAEXPLORERS написал:
Оригинальное сообщение #262220
На нижней схеме "Гагара"?
она
Что касается торпедных аппаратов, то имелось в виду два кормрвых внутренних на "Нарвалах", которые образуют некоторую выпуклость над корпусом лодки. ТА Джевецкого на "Барсах" устанавливались в нишах надстройки, тогда как на "Нарвалах" над корпусом в изгибах надстройки. Думаю зтот факт хорошо известен. Фото нужны?
Valparaiso написал:
Оригинальное сообщение #262224
BLACKSEAEXPLORERS написал:
Оригинальное сообщение #262220
На нижней схеме "Гагара"?
она
Теперь я могу с уверенностью в 100% заявить, что то, что лежит на 70 метрах - не "Гагара". Так, были легкие сомнения, пока не померили ширину, но после 6 метров вместо 4,5 ясность была уже 95%, после просмотра схемы "Гагары" - 100% Это (с большой долей вероятности) - одна из лодок проекта "Нарвал", что собственно, не было для меня загадкой с момента начала работ по идентификации лодок.
И мне все равно, на что ставили японские орудия....