Вы не зашли.
Максимус написал:
#950460
Выставляю фотографии Дорожко Николая Федоровича 1919 г.р. ст.2., моторист артиллерийского катера АКА-76, пропавшего без вести в Керченском проливе во время ночного боя с германскими катерами 17.11.1943г.
Спасибо за фото ! И просьба есть. Оригинал письма трудно читаем, можно ли набрать текст шрифтом ? Еще раз спасибо и вечная память Вашему деду, старшине 2 статьи, мотористу АКА-76 Николаю Федоровичу Дорожко, о котором теперь знают ВСЕ !
Последнее письмо Дорожко Николая Федоровича было адресовано его родной сестре Лидии федоровне Дорожко(кравсун)в 1943 году она поступила в Артемовский керамический техникум.
9.11.43. здравствуй дорогая сестра Лида! передаю свой чисто сердечный привет и желаю тебе всего наилучшего в твоей студенческой жизни. Лида я сейчас живу в боевой обстановке,видим ожесточенные бои за Крым за морскую столицу героя Севастополя. В этих боях я потерял лучших своих два товарища ,Васю и Кузю с которыми прошел весь свой боевой путь ,самому пришлось многое пережить ,много раз бороться с морской стихией под обстрелом вражеских батарей и тут же видим погибших своих товарищей ,и не можем им не чем помочь, да и самому можно понять такое положение ,что не увидишься со своей родиной ,Украиной за то счастье за которое свою жизнь не жалеешь,понимаешь всем своим существом.Лида пиши все подробно,что у вас есть хорошего после моего уезда из дома .Как провели праздник?Я тоже проводил праздник в боях , по стаканчику выпил за дом и хороших девушек за нашу победу и возврат на украинские поля за твою учебу за тех фрицев которых угробили всех.Не число что им уже больно издеваться стрелять в нас и наших мирных людей не повинных не в чем.За погибших бойцов и друзей рождает больше ненависть и ярость и презрение к смерти,сердце кровью обливается от той злости и мести и вперед на врага за друзей родных близких,сейчас я вспоминаю те родные места,где был во время отпуска,топталовку веселых ребят и девушек Ваню,Витю вообще все наше родство,радость была,но когда я увидел сейчас то себе не могу представить что может произойти.Все вымерло,нет радости нет счастья.Сейчас я тебе пишу это письмо но через несколько минут снова в бой под свист бомбовый мин ,за сестер и братьев до полного разгрома,то что мешает на пути,врага всего человечества.Пиши почаще а то уже тебе пишу наверное пятое письмо а от тебя не одного.
С этим до свидания твой брат Николай..........
Спасибо за письмо. Согласно документам, Н.Ф.Дорожко был награжден медалями "За Боевые Заслуги" и "За оборону Севастополя".
Вот фрагмент из мемуаров В.Т.Проценко "Мгновение решает все" о гибели АКА-76 (Матвиенко).
"...В ночь на 17 ноября катера Иванова, Матвиенко и Ксенофонтова столкнулись с шестью вражескими катерами и тремя БДБ. Группу возглавлял Левищев. Он принял решение нанести по охранению удар «катюшами», а в это время торпедный катер Ксенофонтова должен был атаковать баржи. Удалось. Одна из барж была торпедирована и затонула. Но в катер Ксенофонтова попало несколько снарядов, разорвавшихся в бензиновом и моторном отсеках. Катер потерял ход. На помощь бросился Иванов (с ним шел Шенгур), но противник преградил путь огнем. Вступив в бой, Шенгур приказал Матвиенко взять катер Ксенофонтова на буксир. Матвиенко трижды подавал конец, но волна была большая и трос обрывался. Крикнув Ксенофонтову, что сейчас приготовит якорь-трос и заодно зарядит установку, Матвиенко растворился в темноте. К Ксенофонтову подошел катер Иванова («Молодой патриот трудовых резервов»), хотя у него самого была пробоина в правом борту. Обрушив залп «катюш» на два немецких катера, Иванов дал выиграть время. На поврежденном катере главстаршина Кобелев и его мотористы сумели погасить пожар и запустить моторы. К утру два катера были в Кротково.
А катер старшего лейтенанта Михаила Матвиенко не вернулся — со всем экипажем он погиб от подрыва на мине. "
Здравствуйте!Александр Васильевич ,сегодня обнаружил в стопке старых фотографий у родной сестры Николая Федоровича Дорожко ,две фотографии личного состава 1937 года 61 человек и 1939 года 30 человек,также нашлась фотография Николая Дорожко и его погибшего друга Кузи ,которого он упоминал в своем последнем письме ,постараюсь выставить эти фотографии.
У меня просьба надо найти место гибели родственника моего друга .Костиков Александр Николаевич погиб 9 мая 44 года в Крыму . Был матросом на торпедном катере!!
Костиков А Н служил на ПВО-15
ПВО-15 (с 18.04.1944 г. КАТЩ №227)
Стап. №371. Построен в 1942 - 1943 гг. (з-д №343, Гороховец) и 24.06.1943 г. включен в состав Волжской флотилии. С 21.10.1943 г. входил в состав ЧФ. Обеспечивал перевозки на Волге, участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10 - 11.12.1943 г. 18.04.1944 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик. Участвовал в боевом тралении в Керченском проливе и Азовском море. Погиб 2.05.1944 г. от подрыва на мине у Керчи и 21.06.1944 г. исключен из списков ВМФ..
Отредактированно ЛПТ (21.05.2015 21:14:41)
Спасибо Саня. Это дядька Александра Павловича Бусоргина (Палыча)
Вот место где погиб ПВО-15 (по моим данным)
Подробности гибели ПВО-15 : Так было 2 мая 1944 года… Перед выходом на траление лейтенант Иванов получил
указание дежурного по ОВРу: «Подойдёте к третьей паре вех канала, ведущего из порта
Керчь, повернёте налево, на прибрежный фарватер и следуйте к месту траления!»
Придя в Зимнюю бухту, где базировался отряд мотоботов и приданные в оперативное
подчинение 2 мотобота ПВО, командир отряда провёл инструктаж и подал команду: «Заводи
моторы, о готовности к выходу доложить!».
Первым доложил недавно прибывший в дивизион - лейтенант Крюковский, командир «ПВО
– 15», затем и остальные.
Получив «добро» на выход, отряд отошёл от пирса. Первым шёл «ПВО – 15», командир
отряда Иванов шёл на третьем мотоботе.
Первые два катера, пройдя третью пару вех, продолжали следовать тем же курсом. Мотобот
командира отряда, подойдя к третьей паре вех, повернул на прибрежный фарватер и дал
семафор на впереди идущие катера: «Повернуть всем вдруг, следовать за мной в
кильватер!».
Второй мотобот после поворота остался в строю вторым, первый стал третьим, за ним
остальные семь катеров.
Погода стояла отличная, полный штиль. Глянув на часы – 8-00, командир любовался, как
хорошо держат в строю свои мотоботы командиры и старшины.
И вдруг сильнейший взрыв, столб воды в десятки метров и третьего в строю как и не
было. Застопорили моторы. Катер командира отряда подошёл к месту взрыва. На
поверхности плавают полкителя с погоном, два буйка от трапа и глушённая рыба .
Крюковский, моторист – ленинградец Александр Костиков, минёр – дальневосточник Левша
и ещё семь членов «пятнадцатого» погибли…
У Иванова мгновенно возникла мысль: «Находимся на минном поле, чей следующий черёд?
На сколько импульсов поставлены мины? Известно одно, что мина сработала на третьем
катере. Значит выходить с минного поля надо только строем «уступа» или «фронта».
И тут же семафором приказал: «Перестроиться строем « фронта» вправо, начать движение
на канал Камыш – Бурунских створов!».
С приходом в Жуковку командир отряда доложил о случившемся оперативному дежурному
ОВРа. От него же и узнал, Что из экипажа «ПВО- 15» остался в живых один матрос,
Подносчик снарядов 37 – миллиметровой пушки, он же старший моторист Александр
Блинков, оставленный командиром на берегу для получения продуктов на команду…
Из статьи А Бадякина.
Отредактированно ЛПТ (30.05.2015 04:27:49)
Хорошим тоном считается указание источника приводимого схематического материала. Тем более если мы все знаем автора.
Выставляю фото членов экипажа, с которыми служил Дорожко Н.Ф. 1937-1939гг. На одном из фото 1937 г. запечатлены Ткаченко Иван Федорович 1921г.р., спасенный на торпедном катере, затонувшем 26.11.1943г. и Колесник Дмитрий Демидович 1915 г.р. - главный старшина мотористов катера ТКА 72. На отдельном фото в полный рост изображен Дорожко Н.Ф. 1919 г.р., а также фотография друга нашего деда Кузи, о котором он упоминал в своем последнем письме. Вот ссылки на фото http://s017.radikal.ru/i415/1506/d9/fcf8a59036cc.jpg http://s019.radikal.ru/i641/1506/80/1daf60a41738.jpg http://s020.radikal.ru/i711/1506/7f/f2def4dfd28d.jpg http://s014.radikal.ru/i329/1506/88/ce17cc30c5c1.jpg
Спасибо за редкие фото ! А Вы не возражаете, если выставить эти фото напрямую, без ссылок ?
Конечно, не возражаю, может еще кто-то узнает своих родных, сражавшихся за нашу Родину!
Хорошо, спасибо. Только разрешение на фото не очень высокое, подписи читаются с трудом. Фото друга Кузи тоже замечательное, хорошо бы его Ф.И.О. тоже узнать.
Да, вот еще добавлю по гибели АКА-76. А.Я.Кузнецов в своей книге упоминает, что этот катер после 2:15 пропал без вести. «…Шнелльботы…два раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз 2:58-3:10. Это мог быть только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении».
Спасибо больщое за информацию, Ф.И.О. друга КУзи бабушка не помнит. А фото постараюсь сделать в лучшем качестве.
Статья Бадякина
Интересно про Костикова
Моторист ПВО-15 Костиков
Отредактированно ЛПТ (29.10.2015 12:37:38)
Наконец увенчались успехом поиски родственников погибшего в Керченском проливе командира БКА-73 гв ст лейтенанта Запорожца Ивана Петровича ,нашёлся племянник Запорожца И.П проживающий на Украине.
Фотография прислана родным племянником ком БКА-73 ,фото видимо сделано во время прохождения срочной службы.
Отредактированно ЛПТ (02.12.2024 19:45:42)
Из переписки с племянником ком БКА-73
... Огромное спасибо! Жаль что Отца нет он его долго искал ведь Иван был для него образ подражания жизни а здоровья у Ивана было залезал под лошадь и поднимал ее!
На БКА-73 погиб ещё один офицер из членов экипажа который утонул вместе с катером
Хоржевский Добавить доп.информацию
Имя Борис Подсказка по вводу доп.информации
Отчество Николаевич Добавить в избранное
Дата рождения/Возраст __.__.1915
Место рождения Украинская ССР, Кировоградская обл., с. Елани
Дата и место призыва Вязовский РВК, Сталинградская обл., Вязовский р-н
Последнее место службы ЧФ, 1 отд-е
Воинское звание гв. ст. лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 02.11.1943
Место выбытия Крымская АССР, пролив Керченский
Название источника информации ЦВМА
Номер фонда источника информации 864
Номер описи источника информации 1
Номер дела источника информации 1335
Также погибшими на БКА-73 по ОБД Мемориал проходят ещё 8 краснофлотцев,которые похоронены на Чушке
Рулевой,комендоры и мотористы.
ЛПТ написал:
#1001740
Также погибшими на БКА-73 по ОБД Мемориал проходят ещё 8 краснофлотцев,которые похоронены на Чушке
Рулевой,комендоры и мотористы.
Интересно, как, зная, что они члены экипажа БКА-073, долгое время никто не знал обстоятельств и места гибели катера?