Вы не зашли.
К обсуждению предлагается "железо" Прибалтийских государств - Латвия, Литва, Эстония и конечно же Финляндия.
По молчаливому согласию автора поста перенос с железного раздела форума "Кортик".
Автор сообщения Рамзес известный на нашем форуме как Ромуальд.
Ту Гайдук - не вводи людей в заблуждение. Одноименный катер Либавского торг.порта о котором пишешь еще 24.10.1911 г. стал ЦЕРЕЛЬ. и сознательную жизнь после 1917 провел под красным флагом. К немцам попал "удалец" с этим именем Мор.Ведовского подчинения. Торгаш изначально строился для Ревеля - тыж книгу Андриенко в руках держал и даже на столе некоторое время - че влом прочесть было ?
А вообще - заведи по прибалтам отдельную ветку раз так не спится - там и будем старые косяки править да новые творить (куды ж без них).
Например чем не ндравитси идея что Лоцман позднее Ласманис - владелец тот же и до и после. ТТХ близки - год постройки совпадает. Или горячие латвийские парни напрочь отрицают и пишут что не - ен раньше из японив ?
И шобы совсем скучно не было - наиболее реальный кандидат на Зибенс как по мне так этот.
Бывший голландский одновинтовой буксирный пароход «АТLAS»,1914 г. Нидерланды в начале 1 МВ через подставную фирму, куплен для германского ВМФ и работал на Балтике, к 1917 г. как служебный на Каiserlishe Werft,Danzig. К 10.1917 г. в подчинении Капитана порта в Виндаве. С 26.12.1918 г. у Кustenbezirksinspektion Baltishen Gewasser,Libau – затем у Балтийского ландесвера. Придя в Либаву с грузом для герм.войск после их вывода 18.10.1919 г. захвачен тут латышами и сразу сдан на хранение Мастерским Либавского военного порта. 08.1920 г. погиб на мине при выходе из порта.
221 т. Грузоподъемность 120 т. 1 ПМ 350 лс. Скорость хода 10 уз. Экипаж 10 чел.
Его собрат Марс (чуть ранее Титан) немцам вернули (конечно если Гренеру верить которого ты опять не читаешь) - уже не подходит.
Ну это в том случае если латыши подняли конечно - они в этом плане не эстоны но то что лежало у берегов на поверхню извлекать научились - вспомни того же Хидрографса погибшего у порта. На дне он недолго загорал.
Извиняюсь перед уважаемым ВВЯ за маленький монолог. Продолжение прибалтийцив у отдельному топику - якшо вельмишановный разумеется побажае.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294029
тыж книгу Андриенко в руках держал и даже на столе некоторое время - че влом прочесть было ?
Читал, более того специально встречался с автором и обсуждал ее. Отчасти обсуждение ее идет и сейчас.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294029
Например чем не ндравитси идея что Лоцман позднее Ласманис - владелец тот же и до и после. ТТХ близки - год постройки совпадает. Или горячие латвийские парни напрочь отрицают и пишут что не - ен раньше из японив ?
Я не утверждал что это НЕ одно и то же судно. Да по документам это одно судно НО. Фотоматериалы изображающие бывшее судно общества Либавских лоцманов "Лоцманъ" и уже латвийское лоцманское судно «LАSМАNIS» говорят о их абсолютной несхожести. Не все крейсера с тремя трубами носили гордое имя "Аврора". Хотя я могу ошибаться и окажется -все. Не имея не малейшего права оспорить документы я припустил что какойто из властей (германской, латвийской) на судне был проведен капитальный ремонт полностью видоизменивший настройку и палубные приспособления на судне. Следы этого ремонта сейчас по моей просьбе и ищет коллега в латвийском нац. архиве.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294029
И шобы совсем скучно не было - наиболее реальный кандидат на Зибенс как по мне так этот.
Это в вашем духе. Не срослось - тут же следующий кандидат. Р.В. а если я например сообщу вам что это судно было поднято из воды только в 1923 году- Кого вы предложите на следующий раз? ТИТАН? Отвлекся.
ЗИБЕНС 3 сентября 1920 года задействован в буксировке из Куресаре барж Рижского землечерпательного каравана. Выводы за Вами.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294029
конечно если Гренеру верить которого ты опять не читаешь
Я Вам уже сотый раз говорю - можно доверять, верить -? Я себе не всегда верю.
Опять же с молчаливого согласия. Считаю это туже началом обещеного конструктива. Надеюсь на это.
Ромуальд пишет (Ту "Кортик"):
Выделяй тему - именуй ну к примеру "вопросы и ответы Гайдуку". Регион большой - вопросов масса. Мелюзги неопознанной море - дальше по мере наличия свободного времени и достойной инфы можно будет заниматься. Одна просьба - когда очередную газету прочтешь прежде чем инфу оттуда сливать подумай а оно вообще могло быть ? Чтобы снова секретные советские подводные лодки с красивейшим именем "Сфинкс" бесхозные ранее русские пароходики у румынских берегов не захватывали. Причем сами эти пароходики о подобных захватах и не догадывались даже (не забывай - КайзерАдлер не спит. Он где - то рядом готовит очередной бессмертный бесстселер в стиле неозвездно - окраинских войн).
Я не страдаю звездной болезнью.
Что касается выкладывания мною заметок из прессы 20-30-х годов - я сознательно выкладываю ту часть материала которую хочу донести до форумчанина. В тайне я надеюсь что форумчане грамотные . образованные и вминяемые люди и смогут отделить семена от шелухи самостоятельно. Анализ - это на усмотрение читателя.
Я сейчас читая Мордвинова "Курсом Авроры" умудряюсь же не замечать в тексте руководящую линию партии и Советского правительства и лично И.В.Сталина в формировании флотилий и соеденений? Потому могу поступить еще проще - не пачкать форум мусором вообще. Вам будет легче?
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294045
Чтобы снова секретные советские подводные лодки с красивейшим именем "Сфинкс" бесхозные ранее русские пароходики у румынских берегов не захватывали.
Я могу выложить статью из итальянской газеты где командир "Лионе" повествует о посещении Ленинграда и торжественном приеме устроенном на борту Минного заградителя "Лев Троцкий". Такое было время. Анализ, Анализ и еще раз Анализ.
Снова - ту вельмишановный.
Когда наконец научишься отличать написанное мной от собственного творчества и не ставить телегу впереди паровоза ?
Вдруг опять получится как в последней "войне" что и текст писал ты и косяки лезут от тебя а жаловаться начнешь что это я окаянный по ночам нашептывал а ты снова к моему очередному ДР подарок готовил ?
Насчет Зибенс - а ты уверен что Атлас единожды поднимался ? Случаи многократной гибели и подъема с вводом в строй для балтских малышей явление частое. Насчет Лоцмана - я его фот царского периода не видел и сравнивать не с чем но если сам пишешь о полной идентичности по всем документам что смущает в возможной перестройке надстройки тем более что в Либаве его русские топили в 15 и при этом определенные повреждения наверняка имел. А раз ввели в строй то и перестроить вполне могли.
В отличии от северных пароходов по латышам акты приемки с описанием чего и где мне не попадались - может ты в последнее время обзавелся ?
И еще раз повторюсь "спецам из танка" - не коррегируй сегодняшний уровень знаний на то что было пару лет назад. Завтра он будет еще лучше + послезавтра надеюсь опять на улучшение. Считаешь что способен и это нужно трудовому народу просто делай второй вариант справочника - улучшенный и дополненный. Благо действительно есть чем. Первый разошелся и в некотором роде он РАРИТЕТЪ. А народ практически сразу после выпуска говорил что в жесткой обложке и с учетом всех поправок + фоток накидать - купит. Чем не повод снова "обессмертить" свое фэмили для истории лимитрофов ?
Дальше по Спидоле (экс - Либаве и Либау -снова если верить вельмишановному). В регистре 1929 и позднее ее нет. Куды подевалась ?
И вААще - у мну после вчерашнего голова болить а завтра продолжение и так еще неделю - так шо пока "до востребования".
Редактировать вышеизложенное советую тока с учетом новых знаний и умений полученных в течении длительно самомстоятельного изучения лимитрофной прессы.
Ромуальд пишет:
Говорить то снова придется 2 - 3 в очень лучшем случае 4 - 5 людям. Или сумлеваисси ?
Я готов говорить и один. Поговорить с приятным собеседником всегда приятно
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294056
Насчет Зибенс - а ты уверен что Атлас единожды поднимался ?
Проверим. Точней постараемся проверить. Пока человек в Риге. Есть возможность.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294056
сам пишешь о полной идентичности по всем документам что смущает в возможной перестройке надстройки тем более что в Либаве его русские топили в 15 и при этом определенные повреждения наверняка имел. А раз ввели в строй то и перестроить вполне могли.
Я хочу четко прочитать - Прошел капитальный ремонт в ??? месяце, году. Естественное такое желание - чтоб устранить все натяжки.
Кстати ЛОЦМАНЬ то толком и не затопили - притопили не чего не взрывая как иногда пишут в сов. литературе. Вода доходила только до верхней палубы.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294056
Дальше по Спидоле (экс - Либаве и Либау -снова если верить вельмишановному). В регистре 1929 и позднее ее нет. Куды подевалась ?
Нет на 100%. Причем нет с 1923 года..
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294056
И вААще - у мну после вчерашнего голова болить а завтра продолжение и так еще неделю - так шо пока "до востребования".
Бросайте пить. И так ухе каша в голове. Сопьетесь в корень кто-же будет нас радовать новыми изысками про трех трубные корабли?
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294056
Первый разошелся и в некотором роде он РАРИТЕТЪ.
Вы себе льстите или очередная ошибка?
А че втихаря допечатал соточку и думаешь до пенсии на процент прожить ? Тебя умницу на трудовые подвиги толкаю а то так и зачахнешь пытаясь вспомнить в какой из моих книжек трехтрубный бронекатер видел.
И вААще - заглядывать в чужой стакан нехорошо. Смотри чтобы свой полупустым не был.
Еще по теме топика вопросы будут или я со спокойной совестью могу минут на 600 честно спать завалиться чтобы тебя от важных служебных делов не отвлекать ?
Или пока подождем сведений из рижского архиву а тогда дисскус продолжим ?
Кстати (если серьезно) - что по Доброфлоту от Ярового слыхать. В ближайший месяц выйдет или все подвисло ?
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294191
А че втихаря допечатал соточку и думаешь до пенсии на процент прожить ?
Я имел в виду - РАРИТЕТЪ. С чего вы это взяли.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294191
Или пока подождем сведений из рижского архиву а тогда дисскус продолжим ?
А что проблемы разве только в рижанаж? Хотя там и без новых сведений все верх тормашками. Но можно к примеру соседей поелозить. К примеру эстонский катер "А-4". Прям детектив с переодеванием.
Обсудим?
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294191
по Доброфлоту от Ярового слыхать. В ближайший месяц выйдет или все подвисло ?
Признаться думал что 10 числа пошло в печать. Однако вчера выяснилось что девушка в момент отправки автору на последнюю вычитку была поражена резями в районе апендецита и уже 3 дня находится в леч. учреждении. Так и не знаю успела ли кликнуть мышкой "Отправить".
Леша! Я не очень в теме. Твое мнение о *Солдате*- *Лачплессисе*?
С ув. Вох.
boxer
1914 - «МАТРОС»
05.1918 - «HAMBURG»
02.1921 - «LACPLESIS»
10.1940 - «ЛАЧПЛЕСИС»
10.1941 - «LACPLESIS»
1942 - «НAMBURG»
09.1945 - «МОРЯК»
1946 - «ЛАЧПЛЕСИС»
А некто *Мардус* не из той оперы?
Вот вишь - вельмишановный как выясняется не всем интересующимся темой бессмертна писанинка досталась. А ежли продукт не насытил рынок и уже закончился его срочно надо заносить в категорию РАРИТЕТЪ.
Срочно пошаруди в заначках Галлеи - думаю уважаемый boxer с превеликим удовольствием прирбретет сей достойный произведений с аФФтарским аФтографом чтобы больше не повторять старых ошибок живущих в отечественной литературе десятилетиями.
От вишь до чего лимитрофы окаянни довели - спать уже спокойно по традиции послеобеденной не могу. Ток и думаю - а случаем тралец А -4 енто не кто - то из ранее бывших погранцами и потом против них же водочку в 30-е годы успешно таскавший чтобы боевой дух злобных финских лахтарей поднимать.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294271
а случаем тралец А -4 енто не кто - то из ранее бывших погранцами и потом против них же водочку в 30-е годы
Помнится в "нетленке" так и было написано. Давайте для начала определимся от-куда из какого источника Вы взяли размеры данного судна для того чтобы сравнить с МТ-7?
МТ-7 22,5 . 3,6 . 1,4м
Катер же А-4 стоявший без мотора на стенке ( в таком виде и на флот зачислен и продан после) имел размеры 17,9 . 2, 95 . 1,25 м.
Я почему то думаю что его нужно вырвать из судьбы МТ-7 и перенести к катерам TSK-22, TSK-41, TSK-51 - прочие.
Да кстати что касается TSK-22 в нашей книге он встречается дважды. В первый раз он МТ-6 14,63 . 2,9 . 1,2 м(стр 34) во второй просто ТСК – 22 9,17 . 2,15 . 1,05 м (стр 104)????
В данном случае я не корю Вас. Мой косяк там в полный рост - плохо вычитывал. Просто спрашиваю источник данных. Дело в том что 20 декабря 1920 года катер TSK-22 имел размеры - 5,5 . 1,75 . 0,9 м. наверное его хранили сдутым а потом по надобности накачивали до нужных "историку" размеров.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #294271
Срочно пошаруди в заначках Галлеи - думаю уважаемый boxer с превеликим удовольствием прирбретет сей достойный произведений
Этому уважаемому человеку книгу при необходимости я и так подарю (есть еще в продаже в некоторых местах) - даже если мне придется отдать свой последний экземпляр.
boxer написал:
Оригинальное сообщение #294243
А некто *Мардус* не из той оперы?
Нет. Это бывший рижский пассажирский пароход "N" успевший к тому времени послужить в Рижской военной флотилии как "Псков" .
Ромуальд
Опять так сказать -конструктивненько
Коллега несколько раз нарвался на сообщения о налете 5 ноября 1919г авиации ЗДА Бермонда-Авалова на Либавский порт и стоящие в нем корабли и суда. Английская эскадра стоящая на рейде повреждений не получила хотя основная атака была именно на нее, но при этом в самом порту получил повреждения от близкого разрыва авиабомбы (розрыв в 3 саженях) лоцманское судно "Бартау". Имя не особо знакомое но латвийское. Англичане вроде своих лоцманов не приводили. Информацию вторят два различных источника. Ваше мнение?
Краткая ремарка: река Бартау; она образуется из слияния 2-х рек, Эрлы и Лубы, и принимает с правой стороны рч. Вартаге, впадает в Либавское озеро; по ней сплавляли лес в Либаву.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #294315
из какого источника Вы взяли размеры
Что-то конструктива не получилось? Коллега. Наш эстонский коллега не мог Вам их дать ибо у него их до недавнего времени их (размеров указанных судов)небыло. Или я что-то путаю? Тогда напомните. Буду благодарен.
ГАА.
Ув. коллега!
ЕМНИП не тупи свое перо на разборках с конкретным Р.
Выдай на форум к.л. сенсацию (у тебя в заначке они есть) по Прибалтам и *будет тебе Благо *!
Аминь!
Ромуальд Роман Витальевич. Очень небрежно отнесся к высказанной Вами последней версии происхождения и судьбы рижского вооруженного судна "Т" будущего "Артилерист" и не сохранил ее для истории. Не могли бы вы мне и коллегам ее напомнить? Здесь нет не какого подвоха - исключительно любознательность и желание проверить сябя в версии и датах. Гарантирую с своей стороны конструктив. Возможно удастся добавить еще одну дату к судьбе.
Наслышан о Вашем отсутствии дома (в архив поехали или Ижевск за гонораром?) и готов подождать ответа.
Не поверишь дорогой - "Вотяки" это чистая любовь к исскуству и полное отсутствие гонорара из уважения к Великому удмуртскому народу и его славной флотской истории. И даже компенсация моральных расходов и затраченного времени в виде энного количества бумажной версии написанного будет гораздо меньше чем в случае с прибалтами из искреннего почтения к труду и затратам Дона Нико.
Традиция у меня такая есть - книгу выпустил сразу по бабам на недельку чтобы пар выпустить и к новой книжке сурьезно подготовиться. Очинно помогает временами - ну тебе человеку женатому ет не понять.
Благо следующая уже не за горами и вероятней всего снова в славном Питере выйдет еще в этом году - максимум в начале следующего. Ну а если немного постараться так и сразу две будет и все как ты и любишь с учетом мелочи разной да разнообразной.
Че ж не помочь заслуженному аффтару в его тяжелых поисках - лови.
германский буксирно-грузовой пароход «WALDORF» – 1910 г. место постройки ? Для герм.хозяина. К осени 1917 г. в составе FECH,Sgn.Riga. После окончания 1 МВ обслуживал базу в Либаве. После вывода герм. войск 18.10.1919 г. захвачен тут латышами. Без смены имени сразу ушел в Ригу где получив пушку как вооруженный пароход 1 дивизиона вооруженных кораблей речной флотилии в боях с войскам Бермондта - Авалова поддержал десант у Мюльграбенса и участвовал в других боях у Риги. С 12.04.1920 г. как «Т» в 1 дивизионе военных кораблей. Тоже к 11.1920 г. К 01.05.1921 г. оперативно подчинен погран.частям. Осенью 1921 г. сдан Береговому арт.полку Латв.армии – был на перевозках и буксировке мишеней в основном у Риги.1923 г. разоружен и как служебный пароход «ARTILLERISTS» в той же роли. После вхождения Латвии в СССР Приказом НКВМФ №00208 18.08.1940 г.вошел в сов. ВМФ как пос.судно «АРТИЛЛЕРИСТ». Участвовал в начале ВОВ на Балтике. 16.08.1941 г. подорвался на герм. мине и затонул близ Таллинна.
Со времен книги в его случае не шибко много поменялось если заметил.
Аще по началу жизни что не ндравится и он все - таки внезапно вновь окажется ранее неизвестной широкой абчественности Чайкой вопросы не ко мне а к вельми мудрому и широко уважаемому ентой самой абчественностью за Титанический труд дядьке Гренеру - он про Вальдорфа как прародителя Т писал. Я же всего лишь согласился в связи с отсутствием на тот момент подтверждений из латвийских архивов.
Кстати на счет планчика по Виндаве в соседней ветке - а чего там нейтралы отсутствуют среди затопленных ? Если совсем склероз не изменяет должны быть еще 1 датчанин и 1 то ли швед то ли норвег которых из - за войны выпустить не успели а потом на родину так и не попали ?
В очередной раз в сообщении слишком много текста.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #307656
Благо следующая уже не за горами и вероятней всего снова в славном Питере выйдет еще в этом году - максимум в начале следующего. Ну а если немного постараться так и сразу две будет и все как ты и любишь с учетом мелочи разной да разнообразной.
Как всегда - только поздравления. А то все Царьков да Царьков, и снова Царьков.
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #307658
ще по началу жизни что не ндравится и он все - таки внезапно вновь окажется ранее неизвестной широкой абчественности Чайкой
Пока нечего такого нет. Утверждать что Т - ЧАЙКА не собираюсь. Дело немного в другом, собственно WALDHOF. Но так как предложенный Вами корапь носит имя WALDORF вопрос до времени прояснения всех деталей снимаю.
Кстати по данному утверждению :
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #307658
вопросы не ко мне а к вельми мудрому и широко уважаемому ентой самой абчественностью за Титанический труд дядьке Гренеру - он про Вальдорфа как прародителя Т писал
прошу дать ссылку на том, страничку. дело в том что смотрел (специально сейчас даже затратил пол часа) смотрел и не высмотрел. Наверное у меня страницы не все?
Я так понимаю нужно том 6 до дыр зачитывать?
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #307656
пос.судно «АРТИЛЛЕРИСТ». Участвовал в начале ВОВ
прочитал знакомое слово -"Артиллерист"... где-то записал, что 1 июля 1941г. "Артиллеристом" (ст. л-т Э.Я. Залитис) после подрыва М-81 с воды были подняты тело её командира и трёх живых членов экипажа... по другим данным это сделал БТЩ-216.. нельзя ли уточнить - это был "Артиллерист" или..?
Отредактированно maslopoop (09.10.2010 16:39:07)
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #307699
где-то записал, что 1 июля 1941г. "Артиллеристом" (ст. л-т Э.Я. Залитис) после подрыва М-81 с воды были подняты тело её командира и трёх живых членов экипажа... по другим данным это сделал БТЩ-216
1 июля 1941 года лодка шла в составе отряда кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш». У банки Лайне в районе острова Вормси (59°08'6 с.ш./22°58'4 в.д.) «М-81» подорвалась на мине и затонула, переломившись в районе центрального поста. На борт тральщика «Т-216» были подняты трое, в момент взрыва находившихся на мостике. Командир «М-81» был мертв, тяжело ранен командир БЧ-5 Ракитин Б.В., командир группы рулевых Петр Семенов почти не пострадал. Еще одним из спасенных оказался старшина группы мотористов В.С.Преображенский. В момент взрыва он спал в IV отсеке. Преображенский сумел добраться до отсечного люка и, открыв его, вместе с пузырем воздуха всплыл на поверхность. Это единственный случай в Великой Отечественной войне, когда человек в одиночку спасся путем выхода из отсека затонувшей субмарины. Служить на подводных лодках Преображенскому уже не пришлось, но он продолжал воевать. Закончил войну он в звании полковника, командуя полком морской пехоты. В 1965 году «М-81» была поднята Аварийно-спасательной службой флота с глубины 20 метров. Экипаж лодки был похоронен в Риге, а самана разделана на металл в Таллине.
Вначале посчитали, что "Малютку" торпедировала ПЛ противника, посему про "Артиллерист" пишут, что он запеленговал лодку, а "Мошки" начали сброс ГБ, и даже якобы потопили??? немецкую ПЛ.
Вот что пишет внук Ракитина В.Б. - http://www.town.ural.ru/ship/means/rakitin.php3
В момент взрыва дедушка находился на мостике, был тяжело ранен (контужен, посечён осколками, при этом правая стопа практически была оторвана и висела на сухожильях). Спас его от верной гибели экипаж тральщика Т - 216, да целый ряд случайностей и совпадений:
- вышел покурить на мостик
- чудом уцелел в момент взрыва
- надувшийся реглан (кожаное пальто), не дал утонуть
"Пришел в себя на палубе ТЩ, стою на корме, меня держат два матроса. Говорю им, отпустите, могу передвигаться сам, а они показывают на ногу, которая болтается на сухожильях. Оттолкнул матросов, наклонился, вправил ногу и подошел к лежащему на корме командиру. Тронул его за плечо, голова его запрокинулась и черепная коробка, срезанная взрывом открылась, повиснув на коже. Голова была пустая, мозга не было..."Конечно дедушка был в шоке и боли не чувствовал. Его рассказ приведён дословно, я всё еще слышу его голос...
Т - 216 пр.53 У, типа "Фугас" вступил в строй 24.12.40г. и погиб в результате подрыва на мине 06.07.41г. в 12ч 35м (ш= 59°09'5; Д= 22°37'5) в районе маяка Такхуна, при обеспечении развёртывания подводных лодок, пережив М- 81 всего на пять дней. Выжили ли ребята спасшие дедушку? И вообще остался ли кто ни будь
--
Красный цвет зарезервирован за модераторами для вынесения предупреждений и размещения важных сообщений для общего сведения. Россiя.
Юрген, спасибо..
Ромуальд написал:
Оригинальное сообщение #307658
а чего там нейтралы отсутствуют среди затопленных ?
А их никто не топил. После повреждений, вызванных обстрелом Виндавского порта немецкими крейсерами один сел носом, а другой кормой. В таком виде они немцам и достались.