Вы не зашли.
Страниц: 1
8.10.50г. в 16час. 2 американских истребителя F-80 "Шутинг Стар" обстреляли из пулеметов аэродром авиации ТОФ "Сухая Речка" под Владивостоком. Был уничтожен один самолет Р-63"Кингкобра" и 7 повреждено. Обошлось без человеческих жертв.По сведениям из нескольких источников ,это происшествие, вместе с ранее имевшим место уничтожением американскими самолетами бомбардировщика морской авиации ТОФ А-20 "Бостон" возле Порт-Артура,послужило поводом для резкого наращивания авиационной группировки СССР в Корее и вступления в бой советской реактивной авиации (МиГ-15). Немного подробнее на "Прозе.ру" ("Загадка старого аэродрома").Возможно кто-то еще интересовался этой темой?
С
alerozin.narod.ru/Korea45x53.htm
"В октябре 1950 г. произошёл беспрецедентный
случай: американские самолёты нанесли удар по
советскому аэродрому на территории СССР,
расположенному на берегу моря, в районе Сухая
Речка, в 100 км от советско-корейской границы. 8
октября два американских реактивных истребителя
F-80 "Шутинг-Стар" вылетев с аэродрома,
направились на «свободную охоту» в район
китайско-корейской границы. Обнаружив железную
дорогу, по которой шли эшелоны с грузами,
американцы полетели вдоль неё и, не замеченные
радиолокаторами, проскочили государственную
границу СССР. Обнаружив аэродром, лётчики в 16.17
атаковали его, сбросив бомбы, затем боевым
разворотом зашли со стороны сопок и в два захода
обстреляли из пулемётов строения и стоянки
самолётов. Советские самолёты, а это были
истребители Р-39 "Аэрокобра" из 821-го
истребительного авиаполка, половина из которых
находилась на консервации, и корректировщики
По-2 отдельной авиаэскадрильи, предназначавшиеся
для воздушного прикрытия и корректировки огня
130-мм флотских башенных батарей Хасанского
сектора береговой обороны, стояли на открытых
стоянках вдоль взлётно-посадочной полосы,
выстроенные в линейку. Дежурное звено, не
получив команду на взлёт, не успело подняться в
воздух, а взлетев через три минуты, противника уже
не догнали. В результате атаки один из
находившихся на аэродроме самолётов был
уничтожен полностью, шесть сильно повреждены.
По другим данным, огнём были повреждены 9
самолётов Р-39. К счастью, бомбы и реактивные
снаряды не попали в склады с горючим и
боеприпасами. Уже после налёта оставшиеся
самолёты списали, командира 821-го ИАП понизили в
должности, а охрану аэродрома запоздало усилили.
После советской ноты, оправдываясь, американцы,
признав факт обстрела советского аэродрома,
заявили, что нападение американских самолётов
являлось «результатом аэронавигационной ошибки
и плохого расчёта» и сообщили, что «командир
данного авиационного соединения смещён и
предпринимаются соответствующие меры в целях
наложения дисциплинарного взыскания на двух
виновных в этом лётчиков». Более того, в заявлении
говорилось, что «правительство США желает
публично выразить сожаление по поводу того, что
американские вооружённые силы оказались
замешанными в этом нарушении советской
границы», и сообщали, что правительство США
«готово предоставить средства для возмещения
любого ущерба, нанесенного советской
собственности».
sakhons написал:
Оригинальное сообщение #306419
Р-63"Кингкобра"
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #306475
Р-39 "Аэрокобра"
Надо бы определитсо.
Бирсерг написал:
Оригинальное сообщение #306479
и в этом нарушении советской
границы», и сообщали, что правительство США
«готово предоста
А откуда у нас были в 1950м Кингкобры? Разве мы их по условиям ленд-лиза не должны были вернуть после окончания войны?
Бирсерг написал:
Оригинальное сообщение #306479
Надо бы определитсо.
последние р-39 поступили в начале 1945 года, ток что вряд ли в 1950 году остались в частях.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #306795
Разве мы их по условиям ленд-лиза не должны были вернуть после окончания войны?
Вроде как и должны были вернуть/уничтожить, но не вернули.
В США "Кингкобры" не вернулись. Этот самый современный истребитель ленд-лиза занял после войны прочное место в советской авиации—это была самая массовая импортная машина. "Кингкобры" получили и части, базировавшиеся за рубежом—в Германии, Австрии, Китае. Так, их имели части 1 -й гвардейской истребительной дивизии в Нойхаузене, и 83-го корпуса в Порт-Артуре. Переучивание личного состава и комплектацию, в основном, обеспечивали 4-я и 6-я запасные бригады.
На Р-63 летали и морские летчики. Сколько самолетов этого типа попало в морскую авиацию, до сих пор неизвестно, но уже после войны ими пополняли полки ВВС Черноморского и Северного флотов, ранее вооруженные Р-39. На Черном море их частично получили 6-й и 11-й гвардейские полки. На Балтике на этих машинах летали 314-й (ранее 21-й) и 246-й гвардейские полки. Наши летчики уважали "Кингкобры" за удобство в эксплуатации, просторную комфортабельную отапливаемую кабину с прекрасным обзором, хорошие приборы и стрелковый прицел. Однако во многих авиачастях уже после 1948 года начала сказываться изношенность двигателей. Использование форсированных режимов запретили, законтрив ограничители сектора газа. В Сибири и на Дальнем Востоке отмечались случаи отказа моторов на взлете из-за замерзания бензосистемы. Вот что писал о Р-63 маршал авиации Пстыго, в 1952 году — заместитель командира корпуса на Камчатке: "Был-самолетом хорошим, но в связи с изношенностью и устарением мотора наддув был уменьшен до предела, и он был уже не способен выполнять вертикальные фигуры". "Кингкобры" оставались в строю вплоть до поступления реактивных истребителей. Их замена началась с 1950 года.
http://www.airpages.ru/uk/p63_2.shtml
СДА написал:
Оригинальное сообщение #306795
А откуда у нас были в 1950м Кингкобры?
С 1948 г. первые ограничения на некоторые режимы работы двигателя в связи с износом.
С 1950 началась плановая замена самолетов на новую технику.
Судя по описанию эпизода
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #306475
это были истребители Р-39 "Аэрокобра" из 821-го истребительного авиаполка, половина из которых находилась на консервации, и корректировщики По-2 отдельной авиаэскадрильи,
полк был явно второстепенный...
Бирсерг написал:
Оригинальное сообщение #306479
Надо бы определитсо.
Вроде в ВВС ТОФа оба типа присутствовали.
СДА написал:
Оригинальное сообщение #306795
Разве мы их по условиям ленд-лиза не должны были вернуть после окончания войны?
Насчет возврата военно-морского ленд-лиза пообщался-бы особо - очень много способов избавления: топили, давили, возвращали, а то и оставляли что-то себе...
После того, как два американских «Шутинг стара» прилетели, и разбомбили наш 821-й полк на берегу речки Сухой наше руководство, приняло решительные меры. Сразу же сюда пришла 303-я авиационная дивизия, которая летала уже на «МиГах» в Подмосковье. (08.10.1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США типа F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG, нарушили нашу государственную границу и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая Речка». Это был аэродром, принадлежавший авиации ТОФ, но в это время проходили учения, и по плану учений, 821-й ИАП 190-й ИАД перебазировался временно на данный аэродром. Так получилось, что под удар американских истребителей попал именно 821-й полк. На боевом дежурстве находилась в момент атаки 1-я АЭ полка, которая и подверглась штурмовой атаке. В результате обстрела самолётами ВВС США на стоянке были повреждены 7 самолётов эскадрильи, из них один самолёт Р-63 сгорел полностью, остальные получили повреждения разной степени тяжести, но все были восстановлены техническими силами полка. Самолёты F-80 совершили два захода с обстрелом аэродрома и удалились на свою территорию. К счастью, человеческих жертв при этом налёте в полку не было. В момент атаки аэродрома «Сухая Речка», командира полка полковника Савельева В.И. на аэродроме не было – он находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной АЭ, высадил лётчиков из самолётов. В результате американцы без всякого сопротивления с нашей стороны сделали два захода по аэродрому и нанесли большой ущерб полку. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка» И. Сеидов.).
http://www.airforce.ru/history/cold_war … apter4.htm
В ходе изучения материалов по "Сухой Речке" просмотрел косвенные данные.Хотя везде говорится об отсутствии потерь среди личного состава от штурмовки аэродрома ,в списке памятников Хасанского района Приморья числится братская могила летчиков,погибших при американской бомбардировке аэродрома в 1950г.И расположен он на территории бывшего военного городка аэродрома. Факт любопытный.
даже неслышал ранее об этом...
сколько еще таких моментов холодной войны было..
С удовольствием прочитал.
А американские летчики жалуются, что им не давали бомбить аэродромы в Китае. А тут бомбили аэродром на территории СССР
Но скорее всего вряд ли преднамеренно бомбили, с похмелюги не туда залетели....
Постарался проанализировать эту тему по сайтам сети .Обобщил на "Прозе.ру" в статье "Сухая Речка.Факты и загадки"
Страниц: 1