Вы не зашли.
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #572038
Так кого же считать участником потопления флота?
Участвовавшего в его потоплении. А то, если Вы действительно, Старый, вспомните, сколько народа к 50- летию ВОСР писало о своем участии в штурме Зимнего и с какими подробностями.
День добрый!
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #572078
А бизертский флот Франция потом СССР предлагала - берите.
Там, ЕМНИП, все было не так однозначно - всплывали финансовые вопросы (в частности, госдолг царской России).
Да, и весьма не однозначно, подробнее см.: Русская эскадра в Бизерте. Документы РГВА о переговорах представителей СССР и Франции по возвращению кораблей Черноморского флота. 1924-1925 гг. / Публ. Н.Ю. Березовского // Исторический архив. 1996. № 1. С. 101-127.
Трагедия российского флота (новые документы о судьбе Бизертской эскадры) // Гангут. Сб. ст. СПб., 1999. Вып. 21. С. 3-15.
Царьков А.Ю. Несостоявшееся возвращение Бизертской эскадры // Гангут. Сб. ст. СПб., 2011. Вып. 61. С. 51-71.
konstantyn_lvk написал:
Оригинальное сообщение #572102
Да, и весьма не однозначно,
На то и форум - телеграфным стилем 2 строки на то, о чем диссертации косяками защищают. Зато и в мозгу все так же лапидарно раскладывается. Но потом о пустячках - до взаимных обид спорим.
Ну уж и косяками:) Как-то давным-давно, после выхода первой из вышеупомянутых гангутских публикаций, чисто любопытства ради немного позанимался в РГАВМФ выявлением документов по этой истории о планировавшейся передаче кораблей, просто на уровне описей и каталога. Оказалось много интересного и, сколько поэтому могу судить, работа Царькова тему отнюдь не исчерпала.
Отредактированно konstantyn_lvk (07.08.2012 16:37:49)
Спасибо, господин Сарычев, что не считаете меня старым. Я и сам себя не считаю, но есть один день в году, когда приходится подводить сей грустный итог.
Я не встречался с ветеранами, штурмовавшими Зимний дворец. Да и особо не интересовался этим событием. Мне приходилось встречаться с ветеранами Гражданской войны. Вот были люди! В свои 20 лет воевали в Гражданскую, в 40 - в Отечественную, а в 60 - продолжали работать! Дважды страну восстанавливали!
Не забывайте, что в 1967 году этим людям было уже за 70 лет. И воспитание совсем другое, не хвалились они своими заслугами. А кто за них писал и что писал - за это ветераны не отвечают. Когда будете читать такие воспоминания, обратите внимание на примечание типа "Литературная запись такого-то", Вот это такой-то и придумывал очень многое за ветеранов.
В то время ценились не ветераны штурма Зимнего, а люди, встречавшиеся с В.И. Лениным. А таких действительно было много, так как В.И. Ленин очень часто выступал на массовых митингах и в Петрограде, и в Москве. Потом, так сказать по рангу ценности, шли ветераны партии, то есть люби, состоявшие в партии более 50 лет. А потом уже все остальные ветераны.
Но мы отклонились от вопроса. Хотя свидетелем митингов и прочих событий мая - июня 1918 года были все жители Новороссийска, описания событий ни кто не оставил. Просил я москвичей и ленинградцев посмотреть пару книг в библиотеках издания 20 - 30-х годов. Но...
Был ещё один участник затопления флота:Пётр Гаврилович Шепеленко. В 1915 году на пароходе «Святой Николай» ушёл в море юнгой. Призванный на Черноморский флот он в 1917 году стал рулевым эсминца «Сметливый». Ему довелось в июне 1918 года топить корабли Черноморского флота Цемесской бухте. Воевал в 1-м Черноморском отряде командиром отделения, служил на кораблях Действующего отряда Черноморского флота. Вернувшись в Новороссийск в 1922 году, работал грузчиком, на подъёме танкера «Эльборус». В 1924 – 1931 годах работал матросом на парусно-моторном судне «Лев Хинчук» и других судах портофлота. В 1931 – 1932 годах учился на курсах судоводителей маломерных судов водоизмещением до 200 т. После чего работал на судах порта боцманом, помощником капитана. В 1934 – 1935 годах учился на курсах штурманов и по их окончании стал капитаном парусно-моторного судна «Партизан Фисанов». В годы Великой Отечественной войны был призван на Черноморский флот, воевал в морской пехоте. Участвовал в боях на Малой Земле, освобождал Новороссийск от немецко-фашистских захватчиков. После демобилизации в 1946 году вернулся в порт и стал работать помощником капитана Углепрегружателе-86, капитаном буксиров «Краснодарец», «Моторист», «Краснофлотец», «Джарылгач». В 1958 году вышел на пенсию.
Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #572605
Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Да, все награды боевые, даже медали, пусть и не "номерные" и не входили в орденскую книжку, но в "военник" (в отличие от "юбилейных") записывались. Для рядового много. Да и для офицера.
Отредактированно сарычев (08.08.2012 13:28:06)
Хотел бы обратить внимание на следующее.
П.Г, Шереленко был новороссийцем, Гасаненко - после потопления флота обосновался в Новороссийске, променяв на него Одессу. А у офицеров в Севастополе семьи были. Если первым двум интереса возвращаться в Севастополь не было, то у офицеров были прямые причины вернуться к семьям. Есть и такая версия причин возвращения кораблей в Севастополь. Именно не политическая или "денежная", а чисто человеческая.
Кстати, на счёт денег Антанты. Это не выдумки Старикова. Все отмечают, что на Кубани появлялись представители французского правительства, которые были готовы платить деньги, лишь бы эскадра вышла в бой и не перешла в Севастополь.
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #573209
платить деньги, лишь бы эскадра вышла в бой и не перешла в Севастополь
Или затопилась. Про офицеров - понятно. Но не так однозначно. Флот единственная профессия. Что им делать после затопления - и как профессионалам, и как людям, переставшим быть командирами ставших вдруг "ничейными" матросов. У Кукеля семья была в Туапсе - именно туда его Керчь и "подбросила". И мороженым он там поторговал.
А можно про мороженое подробнее?
Наверное, надо смотреть только одну сторону - возвращение к семье. а вторая - моряк, он всегда моряк могли уйти на гражданский флот, могли перейти на берег. Вариантов много, но когда в стране нормальная жизнь. А в революцию - примерно как у нас в 90-е. Скорее всего, частью офицеров и двигала эта безисходность положения. Ни где ни митинговали, сидели в каютах и ждали возможности уйти в Севастополь к семье, не думая о политических последствиях.
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #573338
Ни где ни митинговали, сидели в каютах и ждали возможности уйти в Севастополь к семье, не думая о политических последствиях
Так их так воспитывали: офицер - вне политики. "Слуга царю, отец солдатам." и "Наши отцы - русски полководцы", а "Наша слава - Русская держава". И это не мое желание "пограцевать перед строем". Под это маршировали, оно "въедалось" в мозг как аксиома. И это только у солдат, на "словесности". У офицеров "идейная обработка" была ежеминутной и всесторонней - каста. И недаром автор "Поединка" в 19-м ушел из Гатчины с погонами поручика в кармане вместе с Юденичем. А потом был "Купол Исаакия Далматского".
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #573209
А у офицеров в Севастополе семьи были. Если первым двум интереса возвращаться в Севастополь не было, то у офицеров были прямые причины вернуться к семьям. Есть и такая версия причин возвращения кораблей в Севастополь. Именно не политическая или "денежная", а чисто человеческая.
Извините...но неубедительно...зачем тогда вообще уходили из Севастополя 29-30 апреля 1918 г.?
Вы обратились ко мне и к офицерам, тем офицерам, которых вы расстреливали, унижали и оскорбляли - Но офицеры эти, в количестве не многим более сотни, забыли все и, бросив всё, даже свои семьи, ушли с вами, дабы спасти корабли, так как в них сильна любовь к России и преданность родному флоту.
Из речи Саблина в Новороссийске после референдума о доверии ему...
Всё правильно, господин Азов. Но вот принято решение о потоплении флота. Что офицеру делать дальше? Корабля нет, места службы нет, новых предложений о службе - не поступало. Кто хотел, кто определился - ушел из Новороссийска. А остальным что делать? Вопрос не о высоких материях, вопрос о мыслях рядового офицера, сидящего в каюте корабля, судьба которого решена.
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #573699
Но вот принято решение о потоплении флота. Что офицеру делать дальше? Корабля нет, места службы нет, новых предложений о службе - не поступало
Выполнить свой офицерский долг до конца... не допустить захвата кораблей противником...т.е. затопить... а потом уже...определяться... к белым....к красным....к семье... так поступили многие будущие белые после Ледового похода БФ... честь им за это и хвала...Кадесников, граф Кейзерлинг...и прочие...а вырваться из красного Питера им было потом, ой как непросто!... если хотите....их кредо кратко сформулирована в полушутливой советской песенке "Первым делом самолёты ну а девушки потом"...)
Азов написал:
Оригинальное сообщение #573709
. не допустить захвата кораблей противником.
Так противника уже нет, нет и РИФ и все офицеры - "контрактники" (как и матросы). И - "рубить сук, на котором сидишь", да еще и плоды с него вкушаешь.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #573755
Так противника уже нет,
Есть..."Вкратце надо считать-фактически никакого мирного договора по отношению к Черноморскому флоту у нас с Германией и Турцией нет[i]... [/i]"
из докладной записки от 24 мая 1918 г. на Высшем Военном Совете РСФСР
Отредактированно Азов (10.08.2012 14:07:35)
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #573755
все офицеры - "контрактники" (как и матросы). И - "рубить сук, на котором сидишь", да еще и плоды с него вкушаешь.
Ну, "контрактники" они только покуда состоят в РККФ, причем независимо от наличия кораблей. Как раз невыполнение приказов командования этого флота рубило сук, на котором они сидели. "Плоды"-то брались из Москвы.
Азов написал:
Оригинальное сообщение #573758
"Вкратце надо считать-фактически никакого мирного договора по отношению к Черноморскому флоту у нас с Германией и Турцией нет... "
из докладной записки от 24 мая 1918 г. на Высшем Военном Совете РСФСР
Фактически да, причем упорствовали в выведении ЧФ из правового поля договора именно немцы.
Азов написал:
Оригинальное сообщение #573758
"Вкратце надо считать-фактически никакого мирного договора по отношению к Черноморскому флоту у нас с Германией и Турцией нет... "
из докладной записки от 24 мая 1918 г. на Высшем Военном Совете РСФСР
Ну тогда: "Наверх, вы. товарищи. все по местам!".
Немцы тоже маневрировали - уж очень им хлебущек был нужен - по договору с Радой принуждали засевать все площади (и. в общем, принудили), а вот до сбора урожая и его пересылки "в закрома" время нужно было потянуть. Вот и блефовали всякими строгостями.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #575224
Немцы тоже маневрировали - уж очень им хлебущек был нужен - по договору с Радой принуждали засевать все площади
Рады не было уже тогда...был гетман...
Азов написал:
Оригинальное сообщение #575469
Рады не было уже тогда...был гетман...
Хлеб - его не только засеять. его и убрать надо. А на это нужно время. И - для подстраховки, развития - не только украинский. но и - хорошо бы - кубанский. И если нельзя добраться сушей, можно и морем. Главное - беспрепятственно.
Старый Судоремонтник написал:
Оригинальное сообщение #557501
Об Ачканове пишут в основном так:
Еще член Совета "девяти". Участие его в потоплении в своих воспоминаниях он оценил достаточно скромно - передал накануне потопления иностранные коммерческие пароходы, входившие в состав Транспортной фл-ии ("Сербия" и др.) британскому консулу, который и организовал их затопление. Правда, зачем был передан "Эльбрус", купленный Морведом, непонятно.
Симен написал:
Оригинальное сообщение #576640
Правда, зачем был передан "Эльбрус", купленный Морведом, непонятно.
Как в Севастополе "Кронштадт", так и в Новороссийске - "Эльбрус" (танкер) - ценные призы для немцев. А асеи утопят -так утопят.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #569702
И - чисто поинтересоваться. Когда-то читал, что были попытки выгрузить боезапас с Екатерины Но когда пытались взрывами обшивки снаружи добраться до 12" погребов, носовые сдетонировали. Было это, ЕМНИП, в 1930-м. Не особо верил (пеналы сохранили герметичность через 12 лет-?), но запомнил - если правда - как подтверждение версии взрыва Императрицы.
Была такая статья: Муру Н.П. Почему не был поднят линкор "Свободная Россия" // Судостроение. 2000. № 1/2. М.б. там есть какие-то подробности?...