Вы не зашли.
"Неудачу Авилова-Глебова и Вахрамеева, как кажется, предопредели-
ла целая совокупность факторов: личная неуверенность эмиссаров в правильности
меры, которую они должны осуществить — т. е. затопить флот, поэтому, думается,
что и тот, и другой выжидали время, опасаясь поплатиться за поспешное решение.
Кроме того, свою роль сыграла и неспособность Авилова-Глебова и Вахрамеева вой-
ти в доверие к командам кораблей; посланцы Москвы вели жизнь «отшельников»,
причем не общаясь ни с эскадрой, ни с местными парторганизациями. Сапронов ут-
верждал, что в Авилове-Глебове и Вахрамееве говорил «страх за свою шкуру, так как
лозунг «потопления» был не из популярных и за него весьма свободно можно было
поплатиться жизнью». Однако, такая осторожная тактика в революционную эпоху,
конечно, популярностью у матросов пользоваться не могла.
Как следствие, Авилов-Глебов, и Вахрамеев были вынуждены оставить Но-
вороссийск и отправиться в Москву для доклада о создавшемся положении. Не-
годование Ленина, узнавшего о провале их миссии, если верить воспоминаниям
управляющего делами СНК В. Д. Бонч-Бруевича, не поддавалось описанию. Для
организации затопления флота из столицы большевистской России был послан
новый уполномоченный — мичман Ф. Ф. Раскольников, приезд которого и сыграл
определяющую роль.
Любопытно, что в исследованиях сталинской эпохи писалось о том, что
Вахрамеев «оказался не на высоте положения и далеко не оправдал доверия
Совнаркома», Авилов-Глебов был объявлен врагом народа, а его действия по ор-
ганизации затопления флота расценивались как «предательские».
Бонч-Бруевич В. Д. Владимир Ильич Ленин и Военно-морской флот… С. 11.
Разгон И. Орджоникидзе и Киров и борьба за власть Советов на Северном Кавказе. 1917–1920 гг.
М., 1941. С. 164.
"Временный командующий флотом А. И. Тихменев был сторонником похода флота в Севастополь. По словам командира эсминца «Керчь» старшего лейтенант В. Кукеля, у командующего флота перед глазами,
как призрак, «стояло декабрьское избиение офицеров в Севастополе, парализовав-
шее в них всякую волю, решимость и чувство чести, необходимое в столь тяжелый
момент». Противники затопления, во главе с линейным кораблем «Воля» под
вымпелом капитана I ранга А. И. Тихменева, вышли обратно в Севастополь — фак-
тически на сдачу немцам. По словам советского автора Н. И. Супруненко, Ти-
хменев сумел «заручиться поддержкой отсталой части матросов», согласившихся
подчиниться «предательскому приказу». Однако, очевидно другое: флот был рас-
колот пополам, трагедия Гражданской войны в этой ситуации проявилась очень
отчетливо. 17 июня, в половине 12-го часа ночи приготовившиеся к походу суда
снялись с якоря и ушли в море «при нескрываемом озлоблении оставшихся в Но-
вороссийске как команд, так и всего населения». Когда эскадра, уходившая в Се-
вастополь, выстроилась на внешнем рейде, то на передней мачте «Керчи» взвил-
ся сигнал: «Судам, идущим в Севастополь. Позор изменникам России!» Немцы
поступили с эскадрой, пришедшей в Севастополь, достаточно предсказуемо: они
сразу объявили корабельные команды военнопленными, выставили близ кораблей
своих часовых и подняли на них кайзеровские военно-морские флаги".
"По воспоминаниям очевидца, Новороссийск «в этот день не работал, и весь при-
сутствовал на похоронах, все было усеяно народом; очень многие не выдержива-
ли такой картины, со слезами на глазах ругали и Советскую власть, и тех, которые
ушли в Севастополь». По свидетельству члена ЦИК Северокавказской республи-
ки В. Черного, затопление флота «произвело необычайно удручающее впечатление
на рабочих и солдат» города. Многие моряки, как вспоминал видный красный
командир В. М. Примаков, покончили жизнь самоубийством, не в силах пережить
трагедию флота. Член исполкома Новороссийского совета Кузьмин писал о том,
что первые дни «после потопления флота, жители Новороссийска чувствовали себя
так, будто каждый из них похоронил близкого, дорогого человека в одной братской
могиле, к которой стекалось все население, — а этой могилой было “Черное море”.
Берег в районе Новороссийска от раннего утра и до позднего вечера был заполнен
мужчинами и горько плачущими женщинами»
"Флот был затоплен, но не оказался в руках врага. Показательно, что в белогвар-
дейской среде за затопление флота большевиков не осуждали, а наоборот считали
это решение смелым и оправданным. Впрочем, Главнокомандующий белогвар-
дейскими Вооруженными Силами на Юге России генерал А. И. Деникин, верный
себе, написал о затоплении флота как о символе «патриотизма» черноморцев, столь
же фальшивого, сколь и бессмысленного»
Отредактированно сарычев (06.11.2014 10:06:31)
"Сразу после затопления флота, советская пресса опубликовала лишь коротенькую заметку
от имени наркоминдела Г. В. Чичерина, в которой сообщалось о том, что «часть
бывших в Новороссийске судов Черноморского флота возвратилась в Севасто-
поль, остальная же часть была командой взорвана». Раскольников, в свою оче-
редь, 31 июля 1918 г., отправил с пометкой «В. секретно» на имя Ленина и Троцко-
го телеграмму следующего содержания: «Дело совершенное нами в Новороссийске
должно во чтобы то не стало быть доведено до конца уничтожением судов находя-
щихся в Севастополе. Преступление Саблина, Вахрамеева и Авилова, своевременно
не выполнивших директив центральной власти и ввиду этого допустивших переход
Черноморского флота в руки германских империалистов, измена Тихменева, все
это должно быть заглажено». Близкий к Ленину В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал:
«Немцы негодовали, узнав о потоплении новороссийского нашего флота, на ко-
торый они уже разинули свою прожорливую пасть, чтобы проглотить его. И вдруг
такой афронт! Флот наш покоился на глубоком дне Черного моря! Немцы злились,
не однажды высказывая это вслух. Владимир Ильич потирал руки и посмеивался.
Пусть немцы знают, что мы не шутим, и что русский народ может пойти на любые
жертвы, но все это до известного предела, который мы никогда не перейдем.
— Нашли дурачков, — говорил он, — отдай им флот! Жаль, что наши сплохо-
вали и не открыли огонь по уходившим в Севастополь! Обязательно их надо было
расстрелять и потопить… мерзавцев, изменников, предателей нельзя было отпу-
скать!... Тут нечего было ни на флаги Украинской рады, ни на референдум обра-
щать внимание, а просто расстрелять и дело с концом! Жаль, очень жаль, что так
случилось, — печалился Владимир Ильич».
Бонч-Бруевич В. Д. Владимир Ильич Ленин и Военно-морской флот… С. 14.
Про севастопольские корабли:
"Что же касается судьбы Черноморского флота, то она
так и осталась подвешенной. Немцы предложили Украине заплатить за флот, как
за общероссийское имущество, сумму порядка 200 миллионов рублей. Вопрос по-
вис в воздухе, судьба флота так и осталась неразрешенной. Чьим был флот во второй
половине 1918 года: украинским, крымским, российским или немецким — на этот
вопрос с правовой точки зрения ответить крайне сложно".
сарычев написал:
#886179
Чьим был флот во второй
половине 1918 года: украинским, крымским, российским или немецким — на этот
вопрос с правовой точки зрения ответить крайне сложно".
Это кому же..."крайне сложно"?..)
Азов написал:
Оригинальное сообщение #886354
Это кому же..."крайне сложно"?..)
А.С. Пученков
УКРАИНА
и КРЫМ
в 1918 – начале 1919 года
Очерки политической истории
Нестор-История
Санкт-Петербург
2013
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #886179
Чьим был флот во второй
половине 1918 года: украинским, крымским, российским или немецким — на этот
вопрос с правовой точки зрения ответить крайне сложно
Чьи флаги были над кораблями, того и был этот корабль. Часть флота имела украинские прапора, а над частью - немцы подняли свои и использовали в своих целях. А часть кораблей, без флагов, отстаивалась, брошенная на произвол судьбы.
сарычев написал:
#886488
А.С. Пученков
УКРАИНА
и КРЫМ
Ну разве что только одному господину Пученкову "крайне сложно" ответить...)
Старый Судоремонтник написал:
#886501
Чьи флаги были над кораблями, того и был этот корабль. Часть флота имела украинские прапора,
и какая же это часть флота имела украинские прапора ...после 3 мая 1918 года?... можете перечислить?
Старый Судоремонтник написал:
#547535
Вы про Таганрогский десант что-нибудь знаете? О нём в Советское время ни чего не писали.
еще до войны в 1920-е годы реально много писали. насколько помню, 2 книжечки целиком были ему посвящены.
немецкая литература – книга 1938 года Krieg in der Ukraine. Там тоже есть этот эпизод. Еще какую-то немецкоязычную статью я заказывал на JSTOR по этой теме. то, что получилось – в Википедии в статье https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 … %B8%D1%8F)
PS: в Таганроге живет внук С. Клово.
спасибо за информацию.
А где найти:
mirgorodski написал:
#920095
книга 1938 года Krieg in der Ukraine.
Я на Ebay купил.
По правде говоря не дошел еще до нее. Некогда, да и ко всему прочему там старый готический шрифт - крайне неудобно читать !
Старый Судоремонтник написал:
#920589
спасибо за информацию.
А где найти:
mirgorodski написал:
#920095
книга 1938 года Krieg in der Ukraine.
Уважаемый mirgorodki,
Написал Вам в личку, посмотрите.
Сейчас занимаюсь десантными баржами типа Болиндер. Подскажите, а есть ли в книге номера захваченных немцами десантных барж после разгрома Таганрогского десанта?
С уважением,
vladl1
vladl1 написал:
#920689
захваченных немцами десантных барж после разгрома Таганрогского десанта
Вот что есть в книге 1927 года:
есть множество немецких архивных фотографий по теме. американцы примерно 2 года назад выложили оцифрованные:
http://digitalcollections.smu.edu/cdm/s … 471/rec/37
http://digitalcollections.smu.edu/cdm/s … 472/rec/38
и еще несколько других в том же альбоме.
Отредактированно mirgorodski (13.02.2015 13:45:35)
Что-то заглохла тема.
А интересно дальнейшее. Взяли и утопили корабли - пусть по приказу Ленина, да хоть кого. Но в Крымскую войну перед утоплением корабли разоружили, команды на берег - и худо-бедно этим держались. И инициатор потопления кораблей сложил голову на бастионах. А здесь - пусть ГК не демонтировать. Но противоминный калибр Императрицы - вполне достойный заслон. Такие же 130 мм в 41-м с Авроры под Дудургофом немцев поманежили. Меньший калибр с ЭМ и МН - бери, пользуйся. Да только про оборону никто не говорил. Идейные вдохновители потопления поехали за новыми поручениями. А Новороссийск - сдали без боя - под ножи победителей, хотя еще Саблин начинал строить береговую оборону. С остальными случился Железный поток. Да, забыл - катера на Волгу переправили. Только как они там себя проявили?
Проявили себя катера на Волге нормально, как все суда. Воевали, помаленьку, на воде...
Старый Судоремонтник написал:
#1014239
Проявили себя катера на Волге нормально,
Да это все вдали от Новороссийска. Такое ощущение, что весь интерес в городе был, пока были кораблики на плаву. А когда все утопло - на кой он и Новороссийск.
сарычев написал:
#1014576
Такое ощущение, что весь интерес в городе был, пока были кораблики на плаву. А когда все утопло - на кой он и Новороссийск.
Кстати, Новороссийск - основной порт снабжения Армии Юга России
Вообще-то основной центр эвакуации белых из России на юге страны был Крым. А снабжение белым шло через Новороссийск.
Так что Сарычев не совсем прав.
сарычев написал:
#1027940
и эвакуации
В Крым...
Старый Судоремонтник написал:
#1028164
Вообще-то основной центр эвакуации белых из России на юге страны был Крым. А снабжение белым шло через Новороссийск.
Так что Сарычев не совсем прав.
Это я про зиму 19-20гг. А Крым эвакуировался уже осенью 20-го.
"Заграничным ш.хам собольих манжет не видать".. Шло ли к-л снабжение белым через одессу с 1918 и по ее оставление?
сарычев написал:
#1027940
и эвакуации
Нельзя отрицать того, что десятимесячная оборона Крыма оказалась возможной лишь при условии господства в море Белого флота. Благодаря флоту были перевезены в Крым десятки тысяч войск из Новороссийска, Туапсе, Сочи, Одессы, потом прорвавшиеся к морю через Кавказский хребет в Адлер и Грузию кубанцы генерала Фостикова и, наконец, 27 июля из Сулины — бригада генерала Н. Э. Бредова. Артиллерия флота позволила отошедшим в Крым слабым частям Добровольческой армии удержать перешейки. В дальнейшем флот произвел несколько армейских десантов, а его демонстрации у вражеских берегов оттягивали силы красных от главного фронта. Владея морем, флот обеспечивал спокойствие и безопасность крымских берегов и беспрепятственную доставку в Крым снабжения и продовольствия, которые почти полностью шли морским путем. [152]
На следующий день 20 марта генералом А. И. Деникиным было принято окончательное решение об эвакуации армии в Крым, причем обеим кавалерийским дивизиям и Донской армии было приказано отходить на Таманский полуостров, пехоте же и прочим частям идти для посадки на пароходы в Новороссийск; предполагалось, что находившаяся на восточной стороне фронта Кубанская армия сможет выйти к морю у Туапсе пли где-либо далее.
Таманский полуостров в смысле эвакуации представлял большие возможности. (Этим путем воспользовались немцы при оставлении ими Северного Кавказа.){27} Действительно, оборона полуострова со стороны Кубани не требовала больших сил, тогда как малое расстояние до Керчи позволяло, не говоря о пароходах, даже десантным баржам вместимостью на 1500 человек сделать в одни сутки два или даже три рейса.
Для этой цели начальник действовавшего в Азовском море 2-го отряда судов капитан 1 ранга II.H. Машуков получил от командующего флотом вице-адмирала A.M. Герасимова приказание сосредоточить в Темрюке и Тамани имевшиеся в его отряде мелкосидящие канонерские лодки, баржи и прочие плавучие средства для перевозки в Крым большого количества людей. http://militera.lib.ru/h/civilwar_blacksea/02.html
helblitter написал:
#1038584
сосредоточить в Темрюке и Тамани имевшиеся в его отряде мелкосидящие канонерские лодки, баржи и прочие плавучие средства для перевозки в Крым большого количества людей
А Манштейна, вроде, французы перевезли
Потихоньку тема переросла в сосем другую. Из темы " Севастополь и Гибель эскадры", это 1918 год, перешла к теме "Эвакуация Новороссийска и Кавказского побережья в 1920 году"