Вы не зашли.
Спасибо!
Значит, МО-112 к нашему случаю не подходит, наверное.
С уважением,
P.S. По Хийусаар статья была в Гангут № 44, но её фото там нет.
Отредактированно savera (30.01.2016 19:06:24)
savera написал:
#1032495
но её фото там нет.
Ребята, а для чего тогда существует muis.ee ? С "эстонцами" в начале туда.
Спасибо за наводку! Правда, там я её тоже не нашел. Хотя может быть среди безымянных парусников.
И ещё - МО-112 похоже рано списал: у А.В. Платонова в "Трагедиях ФЗ" написано, что "катер с большим трудом задним ходом дошёл до Гогланда, но затем был там затоплен из-за невозможности перевода в Кронштадт".
Так что это всё ещё возможный кандидат на катер у северной оконечности острова.
С уважением,
savera написал:
#1032513
И ещё - МО-112 похоже рано списал: у А.В. Платонова в "Трагедиях ФЗ" написано, что "катер с большим трудом задним ходом дошёл до Гогланда
Еще раз посмотрел отчеты по эвакуации Ханко и по спасению "Сталина", и там, и там написано, что МО-112 был затоплен в районе банки Калбодагрунд
mikkoi написал:
#1032340
Помимо этих судов там еще должны быть рядом "Вторая Пятилетка" и "Луга".
Поскольку упомянута "Вторая Пятилетка", то, кажется, это фото еще не появлялось.
mikkoi написал:
#1031810
Есть довольно известная финская карта Гогланда весны 1942, с нанесенными на нее разведанными укреплениями и позициями советских войск.
Простите, а Вы не ошибаетесь?
Уж больно много всего на ней понарисовано для гарнизона острова с 20 ст.пулеметами, 2 пушками и 2 минометами, да и сама карта издания 1942 года
Если, конечно, мы говорим об одной и той же карте
Из отчета Баринова по захвату острова:
"...У Нижнего Северного маяка стоял один буксир и один катер, на которых размещались команды в количестве 12-14 человек, которые оставили свое имущество и в исправном состоянии буксир и катер, сбежали на финские острова."
Эти же плавсредства упоминаются и среди захваченных трофеев
А Нижний Северный маяк это где?
С уважением,
Карта, которую я имею в виду, это финская довоенная 500 метровка. Которая приложены в количестве двух десятков к отчетам по боевым действиям разных подразделению Боевой группы Паяри.
Насколько правдиво там нанесены советские позиции я не проверял, но по меому там все было довольно "жиденько".
Может Вы в свою очередь имеете в виду карты 1944 года, времен Танне Ост? Там да, все боХато.
На севере Гогланда маяк только один, на Северной горе, еще есть маленькая каменная башенка туманного колокола, которая стоит прямо на пляже северной оконечности острова. Еще горел белый огонь на конце волнолома Сууркюля.
Что подразумевалось под "нижним северным маяком" я теряюсь предположить, по сути, это должна быть башня туманного колокола.
Но припарковать там "один буксир и один катер" невозможно. Северная оконечность Гогланда, это одно из самый опасных мест острова, там вокруг лежит минимум десять деревянных кораблей, разбивавшихся на рифовой косе, которая начинается от острова и идет на север, перегораживая путь кораблям. Практически при любом ветре там образуются сильные течения волны, берег там мелкий и каменистый, ни один моряк туда добровольно судно не поведет.
Вот северо-восточный берег острова, начиная от лоцманского мыса и на север. Это действтельно было издревле местом стоянки кораблей, пережидавших шторма или встречный ветер. Там в скалах вбиты старинные швартовочные кольца из кованного железа.
А вообще, у нас есть фотография катера выброшенного на берег у северной оконечности острова, он явно лежит на боку и выброшен на пляж. Спецы могут сказать по обводам, это МО или Д-3, или что-то еще?
Уважаемый Savera, а не могли бы Вы посмотреть эти мелкие кораблики на аэроснимках острова?
Я просто не могу найти эти снимки в цифровом архиве. Есть только мозайка по результатам съемки 4 марта 1942, но там отвратительное качество. А у Вас как я понял снимки сделанные SB-7 15 марта.
Большое спасибо за разъяснение по картам-что-то подобное и предполагал,но решил уточнить.
Как говорил Ю.Никулин - будем искать
По Нижнему Северному маяку из книги "остров Гогланд" В.Мизина, 2011, стр.81-82:
"...В 1807 г. на северной оконечности острова и на склоне Северной скалы были построены два маяка с масляными светильниками-Нижний Суурсаари и Верхний Суурсаари....
Высота Нижнего маяка была всего 3 м. В 1824 г при Нижнем маяке была построена "колокольня", называемая также "башня Суурсаари". Небольшое круглое здание оснастили колоколом для подачи звукокого сигнала в туманную погоду. Сам Нижний маяк был реконструирован в 1861 г.....В 1922 г. на смену Нижнему маяку был установлен новый автоматический маяк AGA конструкции шведского инженера Густава Далена...."
Как-то так.
К сожалению, прошлым летом попасть на Гогланд не удалось - "прозябал" на Соммерсе, и поэтому своими впечатлениями поделиться не могу - только документы
Большое спасибо за разъяснения по маяку! Наилучший (из тех, что я видел) вариант обсуждаемой карты Гогланда выложу вечером, корабли по крайней мере там указаны очень точно.
И если действительно у Северного Гогландского маяка кораблей быть не могло, может и правда в отчёте Баринова имелся в виду вот этот огонь в б. Сууркюля:
Тогда упоминаемыми в нём буксиром и катером могут быть мотоботы, о которых мы говорили выше.
Уважаемый mikkoi, финскую аэрофотосъёмку на предмет поиска катеров я просматривал (и гляну ещё раз), но даже Сигулды обнаружить не смог. Возможно, плохо смотрел, а может под снегом принял их за прибрежные камни. Или фото этого участка вообще нет. Вот ссылка на финский архив (первый лист, остальные далее). Это материалы 4-го авиаполка в операции по захвату Гогланда.
http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=2892523
С уважением,
Добрый Вечер !
Резюмируя усилия коллег
Вторая часть по "рэкам" Гогланда и около :
Да присмотревшись к Сакувавскому фото...
поддерживаю , что это нос "Сигулды" :
ПМШ Судно -ловушка "Хийусаар" (поднята в 1942 году . интернирована в 44 в Швеции , после войны возвращена ЭстССР.)
и типичный вид данных шхун с того же источника , что и история ПМШ .
Турбоход "Луга" :
Танкер №12 будучи еще "Ингер Бенедикт" :
Хоменко А.И. думаю можно подредактировать атрибутацию фотографий на своем замечательном ресурсе.
Касательно маяков, прилагаю финксую морскую карту, 30-х годов.
Как видите полноценный маяк был только на Северной горе. На волноломе Сууркюля был секторальный огонь, а на северной оконечности острова судя по обозначениям (сектор обозначен тонкой линией с надписью снизу Sireeni) стоял туманный ревун.
Хотя внешне отличить одно от другого, тем более если само устройтво на вершине башни было разбито, невозможно - башня и башня, а ревун или огонь, сухопутному офицеру не так важно.
Но просто малореалистичным выглядит тезис, что Баринов у северной оконечности острова обнаружи два финских плавсредства, пришвартованных там, экипажи которых сбежали на острова. Что известно про северную оконечность, на основе финской карты и фотографии сделанной в конце марта 1942 напротив северной оконечости лежал на боку какой-то небольшой катер. И собственно все.
Уважаемый Savera, спасибо за ссылку на архив. До 4 полка у меня руки не дошли.
Просмотрел фотографии. Да, района где "Сигульда" на снимках нет, есть северная оконечность острова, и выброшенный катер там виден, но только если знать, что он там должен быть и присматриваться.
Финская карта выложенная именно та. Причем это 200 метровка даже, а не 500 метровка и отпечатана действительно в 1942 году. Прямо свеженькие раздавали перед штурмом острова.
Что-то последняя картинка не открывается. Возможно, вопрос, кого нашёл Баринов, прояснится, если мы найдём, когда финны в первый раз заняли Гогланд - могли ли они до него в принципе доплыть, или уже пришли по льду (наши ушли ЕМНИП где-то к 10 декабря). Нужно будет в сводки глянуть.
С уважением,
mikkoi написал:
#1033873
Как видите полноценный маяк был только на Северной горе. На волноломе Сууркюля был секторальный огонь, а на северной оконечности острова судя по обозначениям (сектор обозначен тонкой линией с надписью снизу Sireeni) стоял туманный ревун.
Хотя внешне отличить одно от другого, тем более если само устройтво на вершине башни было разбито, невозможно - башня и башня, а ревун или огонь, сухопутному офицеру не так важно.
Раз был огонь то вполне себе маяк/светящий знак, а вот работал ли он, нет ли- другое дело.
На приведенной карте показан как передний створный знак подходного створа к северной оконечности острова-зачем-то подходить туда надо было-обслуживать туманный сигнал/свет.знак и для этого имелся пирс?
Баринов не совсем "сухопутный офицер"-служил в БО КВМБ с "довойны"
Еще раз большое спасибо за фотографии и информацию!
savera
На мой взгляд теоретически финны могли использовать плавсредства при занятии острова для преодоления полыньи между "финскими" островами и Гогландом с последующей невозможностью их увести из-за льда....
Последний караван вышел с Гогланда 8.12 и прибыл в Кронштадт 15.12-это из Краткого обзора бд КБФ за 1941 год.
Отредактированно bell (03.02.2016 21:15:06)
Да, Вы правы, финский дозор высадился с буксира Киммо и катера YM 54 (вообще-то в разных документах самое разное сочетание названий кораблей, но это вроде официальное) днём 12 декабря (пробивались через льды больше суток) на северо-западном берегу острова у Мустакаллио. Ушли они затем или нет - не понятно, в сводке написано, что остались, но этот же буксир через пару дней уже доставлял на Гогланд снабжение. То есть они вполне могли быть.
Ещё интересный момент, к кораблям отношения не имеющий - финны в числе прочих трофеев перечисляют и 2 6-дм орудия, которые находились отдельно от оснований, ствол одного из них подорван. Т.е. второе возможно, что и целое. Наши доложили, что перед уходом взорвали на Гогланде 2 орудия - видимо, речь о них.
С уважением,
Отредактированно savera (04.02.2016 00:13:19)
Покопался в финских документах - в списке потерь на Гогланде числятся буксир Киммо и катер YM 53. Так что в отчёте Баринова всё указано верно, и наши, мои в том числе, сомнения были напрасны.
Немного об обследовании наших береговых батарей, я так понимаю №№ 209 и 210, несколько сумбурно, но так в документах:
У Нотконкаллио оставлены 3 бруствера для 6-дм орудий, а также снарядные и зарядные ниши. Фундаменты взорваны или орудия являлись полевыми орудиями.
У Похйоисриви фундаменты 3-х орудийной 6-дм батареи у берега, средний вероятно пригоден к использованию.
Обнаруженные орудия являются 6-дм Канэ (2 шт.). Основание одного орудия цело, как и щиты. Замки нигде не найдены, один из стволов в середине перебит пополам. Все эти установки на санях. Одно из орудий со взорванными противооткатными устройствами и накатниками на дороге к гавани. У второго орудия эти части не были найдены. Основание второго орудия не было найдено.
До этого финны докладывали, что оба орудия взяли в гавани, но потом внесли исправления.
Похоже, пушки нашими были подготовлены к эвакуации, но нечем было погрузить, поэтому пришлось взорвать.
С уважением,
Отредактированно savera (05.02.2016 00:09:51)
savera написал:
#1034831
в списке потерь на Гогланде числятся буксир Киммо и катер YM 53
Интересно было бы узнать дальнейшую судьбу этих плавсредств.
С уважением, Фёдор.
Сходу по ним больше ничего не нашёл, но думаю, что вернулись к финнам, когда те отбили остров. Если только по какой-то причине не погибли ранее.
С уважением,