Вы не зашли.
Страниц: 1
С мощностью 630 кВт электрических? Разве что как вспомогательную ЭУ - на ДЭПЛ для перманентной подзарядки АКБ. См., к примеру Б-68 (пр. 651Э) - там как раз 600 кВт ВАУ-6: http://www.nikiet.ru/rus/publications/100years.html Для основной энергоустановки мощность "Памира" микроскопическая. Трудновато представить, зачем строить АПЛ размером меньше пр. 1851 - а там реактор 10 МВт (ну, если не врут, конечно - палец на отруб не дам).
Про передвижные АЭС давненько писала "Популярка", статья есть на их сайте: http://www.popmech.ru/article/5062-skaz … -reaktore/ Собственно, оттуда белорусские собратья по перу хорошенько потырили...
Были попытки создать и танк с ядерной силовой установкой. Проекты таких боевых машин разрабатывались в США в 1950-е годы, однако практического воплощения ни один из них не получил.
В СССР проекты атомных танков не разрабатывались. Называемый порой в прессе «атомным танком», ТЭС-3 в действительности представляла собой перевозимую на гусеничном шасси атомную электростанцию для отдалённых районов Крайнего Севера. Ибо самоходные гусеничные модули ТЭС-3, прозванные впечатлительными журналистами «атомными танками», действительно были созданы Кировским заводом на базе тяжёлого танка Т-10 - http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id … V_Articles
Ну а что касается лодок. АПЛ спецназначения - проект 1910 "Кашалот", по классификации НАТО - "Uniform" - это самая малая в мире АПЛ". Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов. «Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицируется АПЛ Атомная подводная лодка проекта "1910 Кашалот" в ВМФ Военно-морской флот). Атомная подводная лодка оснащена ГЭУ Главная энергетическая установка номинальной мощностью 10 000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта. Вплоть до 1986 года АПЛ тип "1910 Кашалот" не числились в составе Военно-морского флота, в то время как вовсю покоряли глубины морского океана. Подлодки числились за отдельным подразделением Генерального штаба, которое работало в интересах Главного разведуправления. В 1986 году корабли вошли в состав ВМФ Военно-морской флот лишь косвенно. На флот возлагались лишь отдельные вопросы обеспечения, управление же по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы.
Общие характеристики
Длина (м): 69
Ширина (м): 7
Водоизмещение (тонн): 1580
Скорость (узлов): 30
Глубина погружения (м): 900
Осадка (м): 5,2
Атомный реактор: 1
Экипаж: 36
Второй ласточкой данной серии подлодок стала АС-15, спуск которой был произведен в 1988 году, после чего было выпущено еще несколько более совершенных и принципиально иных проектов. Логическим продолжением проекта 1910 «Кашалот» стал проект 1851. На его базе было создано и спущено на воду три подлодки АС-21, АС-21 и АС-35, которые были предназначены для проведения глубоководных работ.
Несколькими годами позднее по проекту 10831 была выпущена подводная лодка АС-12, с мини-субмариной «Русь» на борту, которая способна погружаться на большие глубины.
Также известно, что все атомные глубоководные станции базируются на Северном флоте. Сведены они в бригаду АПЛ Атомная подводная лодка, которая организационно входит в состав одной из флотилий СФ Северный флот. О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения (включая командира) были удостоены звания Героя России.
подробности - http://ffclub.ru/topic/169414
Отредактированно Юрген (26.07.2011 03:46:20)
2 Юрген
Понятно, что вся инфа по этим лодкам закрытая и ни в чем нельзя быть уверенным. Но вроде как лодка пр. 1851 все-таки меньше 1910-ой:
X-Ray - Project 1851
550 - 1000 ts
length 40m
Beam 5.3m
Draft 5m
Crew: 14
Engine : nuclear 10000kW ?
Speed: not known
Diving Depth: 1000 -1200 m
Пр. 15811 чуток подрос:
800 - 1200 ts
length 55m
Beam 6m
Draft 5.1
Crew: 25
Engine : nuclear 11000kW ?
Speed: 25 max (under water)
Diving Depth: not known
Так их воображают наши вероятные друзья:
Сведены вместе с "кашалотами" в одну бригаду - 29-ая отдельная бригада АПЛ специального назначения (в/ч 13090) в составе 12-ой эскадры ПЛ. Базируются в Оленьей Губе (кроме головной АС-23 - она выведена из состава флота и стоит на "Звездочке").
Народ ищет и находит скверные фото, и даже пытается их идентифицировать:
http://military.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?p=57163 (пр. 1851)
http://military.tomsk.ru/forum/viewtopi … &t=646 (пр. 1910)
http://military.tomsk.ru/forum/viewtopi … amp;t=1663 (пр. 10831)
Еще в тему. Когда на Авиабазе обсуждали "Саров" (пр. 20120), то неоднократно высказывалось предположение, что на сабже как раз-таки и испытывается новая малая вспомогательная ЯЭУ. В процессе выдвигались разнообразные варианты дизель-атомоходов. Правда, до гибрида реактор+вальтер не добрались, тут приоритет ув. и несравн. Заиньки безоговорочен. Самым радикальным было предложение установить на лодку стирлинг, а рабочее тело греть в реакторе, энергию же для общекорабельных нужд получать термоэлектрическим способом. Ликвидируем турбогенераторы как класс, ага…
ЗЫ: Нынешней весной, правда, прошла официальная инфа, что на "Сарове" стоит ЭХГ "Кристалл-27":
Шанс, что до кучи к топливным элементам на борту есть еще и мини-реактор, как-то совсем уж призрачен, ИМХО.
И еще о том, что используется на мини-АПЛ, или
Умозрительные рассуждения на тему энергоустановок "атомных глубоководных станций", ч. 1
Их энергетика скрыта от нас «туманом войны». Но неуемно зудящий мосх просится играть в угадайку и ищет, за что бы зацепиться.
Вот, к примеру, мощность. Для пр. 1581 она указана в 10 МВт, для пр. 1910 – в 10 000 л.с. С трудом, но можно догадаться, что в первом случае дается тепловая мощность реактора, а во втором – мощность на валу. Если же искать следы их ППУ "на гражданке", надо иметь в виду, что для энергетических реакторов приводят обычно электрическую мощность ТГ энергоблока. У АЭС кпд ~30% для тепловых и до 40% для быстрых реакторов (БАЭС, любовь моя!). Но там проще – и реактор, и турбогенераторы всегда работают в одном наивыгоднейшем режиме. На лодке режим работы реактора постоянно меняется, к тому же надо крутить и ГТЗА, и ТГ (а переход на полное электродвижение не дает особых преимуществ ни в кпд, ни в плане шумности). Поэтому для АПЛ мощность на валу обычно порядка 20% тепловой мощности реактора, причем от типа реактора это особо не зависит. Значит, в первом приближении имеем: для пр. 1910 36-38 МВт тепловых и 10 000 л.с. на валу, для пр. 1851 10-11 МВт и от 3 до 3,5 килокобыл.
Теперь забиваем в гугль "энергетический реактор малой мощности", и первая же ссылка – на сайт ОКБМ им. Африкантова. Ага, предлагают два типа малых реакторов для плавучих АЭС. Первый – КЛТ-40С, с ним все понятно, он с ледоколов. Зато второй… Называется АВБ-6М, тепловая мощность 38 МВт, водо-водяной, моноблок (т.е. реактор и парогенераторы интегрированы в один корпус), с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура, масса ППУ в сборе 200т, габариты ППУ 5,0/3,6/4,5 м (причем это, похоже, массогабаритные параметры контейнмента с биозащитой)…
Что тут скажешь? Если с этой ППУ до сих пор не построили ни одной АПЛ, это стоит немедленно исправить! Но, думается, таки построили – только называются они "атомная глубоководная станция I ранга проекта 1910".
Справедливости ради отмечу, что есть как минимум еще один кандидат на роль потомка реактора "Кашалота" - СВБР-10 разработки ФЭИ и ОКБ "Гидропресс". Быстрые нейтроны, жидкометаллический теплоноситель (и не натрий, а свинцово-висмутовая эвктетика – как на пр. 705), 43 МВт тепловых, и тоже моноблок. Параллельно там же разрабатывается СВБР-100 (280 МВт тепловых, 100 МВт электрических) – так в отношении него создатели и не скрывают, что это конверсия ЯЭУ 705-ых (которая БМ-40А), адаптированная для гражданской эксплуатации. Тогда "десятка" - конверсия чего? А рабочий прототип у нее явно есть (был?), поскольку гл. научный сотрудник ФЭИ Г.И. Тошинский в интервью обмолвился насчет СВБР-10: "Его можно было бы начинать строить без сооружения опытно-промышленного энергоблока, так как он отличается большой степенью преемственности уже отработанных технических решений." Между тем, для "сотки", при всей ее родословной, опытно-промышленный блок в НИИАР все же решили строить!
Умозрительные рассуждения на тему энергоустановок "атомных глубоководных станций", ч. 2
Начните чтение с этой заметки! (с)
Стащено с Авиабазы из ветки про "Лошарик".
Что отсюда можно высосать? Во-первых, косвенное подтверждение того, что ГЭУ пр.1851 не имеет преемственности с пр.1910. Вместо этого реактор будущей "Нельмы" пытались создать на базе реакторов космических аппаратов (вероятно, сильно увеличив "Топаз"). В книге "Укрощение ядра" (гл 5.3) читаем: http://npc.sarov.ru/issues/coretaming.html
Ранее созданные установки - "Бук" и "Топаз" - имели уровень мощности 3-10 кВт и ресурс работы от 3 месяцев до одного года. Создан практический задел по созданию установок мощностью до 100 кВт и с ресурсом работы от 5 до 10 лет.
Учитывая, что там применяется термоэмиссионное преобразование с кпд ~5%, мощность реактора должна была достигнуть 2 МВт тепловых. Можно предположить, что на "Нельму" планировался вариант такого перспективного "космического реактора" (естественно, в связке с нормальными ПГ+ТЗА и/или ТГ). Значительный (кратный!) прирост мощности можно было получить просто за счет интенсификации теплосъема – в космосе-то с этим проблема, оттого реактор неизбежно "придушенный". Но дело не пошло, и пришлось проектировать совершенно новую ППУ.
Во-вторых, есть большое подозрение, что в ней не используется ЖМТ. В качестве партнеров-ядерщиков в тексте не упомянуты ни ФЭИ, ни "Гидропресс", давшие флоту все предыдущие реакторы с ЖМТ. Вместо них появляются Доллежаль и НИКИЭТ. Ссылку на послужной список НИКИЭТа в сфере подводного кораблестроения см. парой постов выше. Т.о. контора имеет опыт создания сверхкомпактного водо-водяного реактора (кстати, с естественной циркуляцией теплоносителя, т.е. принципиально малошумного). Быстрыми реакторами там до конца 80-х не занимались вообще, и единственное достижение – проект БРЕСТ, все еще сырой, несмотря на многие годы разработки. Таких проблем бы не было, если б уже существовал хоть какой-то прототип "в железе" (как, например, в случае СВБР).
В-третьих, ГЭУ пр.10830 почти наверняка повторяет пр.1851, ибо "Лошарик", судя по всему, являет собой доработанную "Нельму", перепакованную в полисферический ПК.
Отредактированно Kitozavr (24.08.2011 14:46:58)
Kitozavr написал:
Оригинальное сообщение #410335
лодка пр. 1851 все-таки меньше 1910-ой:
Вы совершенно правы, притом по водоизмещению более чем в 2 раза, вот их ТТХ, набранные мной из разных источников методом наибольшего совпадения. Сами понимаете, официальный данных нет, так что "за база не могу отвечать"
Проект 1851 ("Экс-рей").
Построена одна лодка этого проекта. Приписана к Северному флоту. Тактический номер - AC-11.
Основные технические характеристики:
Длина: 40 m Водоизмещение: 550/1 000 тонн
Ширина: 5.3 m Осадка: 5 m
Атомная энергоустановка, с одним водо-водяным реактором, с тепловой мощностью - 10 МВатт.
Место постройки - ЛАО (г.Санкт-Петербург), 1982 г.
Проект 1910 ("Кашалот")
Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта 1910 (шифр «Кашалот»). Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов. «Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ) АС-13 была заложена в Ленинграде (ЛАО) 20 октября 1977 г., спущена на воду 25 ноября 1982 г. и 31 декабря 1986 г. вошла в состав Северного флота. 23 февраля 1983 г. там же был заложен второй однотипный корабль — АС-15. Он был спущен на воду 29 апреля 1988 г. и вступил в строй 30 декабря 1991 г. На Западе АПЛ проекта 1910 известны под обозначением Uniform. АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10.000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта.
Характеристика АПЛ проекта 1910
Длина наибольшая 69,0 м
Ширина наибольшая 7,0 м
Средняя осадка 5,2 м
Нормальное водоизмещение 1390 м3
Полное водоизмещение 2000 м3
Максимальная скорость подводного хода 30 уз.
Максимальная надводная скорость 10 уз.
Экипаж 36 чел.
Здесь очень неплохие фотки - http://militaryrussia.ru/blog/category/ … c-358.html
Отредактированно Юрген (24.08.2011 15:19:23)
Kitozavr написал:
Оригинальное сообщение #417571
"Его можно было бы начинать строить без сооружения опытно-промышленного энергоблока, так как он отличается большой степенью преемственности уже отработанных технических решений." Между тем, для "сотки", при всей ее родословной, опытно-промышленный блок в НИИАР все же решили строить!
Можно подробности, как нызывается проект, который хотят строить в НИИАРе? А то там много что собирались строить, но так ничего и не начали.
2 Олег
Проект называется СВБР-100 (ранее известный как СВБР-75/100). Совместная разработка ГНЦ РФ-ФЭИ и ОКБ "Гидропресс". Создан на базе ЯППУ БМ-40А АПЛ пр. 705К. Реактор моноблочной компоновки, на быстрых нейтронах, теплоноситель - эвктетический сплав свинца и висмута, мощность 280 МВт тепловых, 100 МВт электрических. Обогащение по 235U ~17%, но это плюс-минус лапоть, поскольку изначально планируется МОХ-топливо и замкнутый цикл. Под реализацию проекта специально создано ОАО "АКМЭ-инжиниринг" (совместное предприятие Росатома и ЕвроСибЭнерго, читай - Дерипаски), т.е. НИИАР формально не при делах. Фактически же он наверняка поимеет все головняки опытной эксплуатации... Площадку вроде как утвердили, в 2013 должны начать строить, к 2018 обещают сдать. См., например, тут: http://www.atomic-energy.ru/news/2011/08/11/25182
2 Kitozavr
Спасибо.
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #417580
Тактический номер - AC-11
Поправлю Вас Головная 1851 несла индекс АС-23, про это есть на том же томском сайте, посмотрите. Серийные 18511 вроде как получили АС-21 и АС-35.
Тройка "Кашалотов" - АС-13, АС-15 и АС-33.
АС-11 - спасательный подводный аппарат пр. 1837, вот этот: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files … /AS-11.htm
Наткнулся, копаясь на Дипшторме.
Оказывается, у ВАУ-6 был идейный предок, правда, нереализованный - вспомогательная ЯЭУ на базе упоминавшейся где-то выше по ветке "бронекопытной АЭС" ТЭС-3. Точно так же планировалась установка капсулы с реактором вне прочного корпуса, но только на пр. 629:
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files … m/list.htm
В сентябре 1958 г. ЦКБ-16 получило приказ ГКС, выпущенный на основании постановления правительства №980-458 от 28.08.1958 г. о разработке эскизного проекта модернизации ДЭПЛ пр.629 путем установки на них специальных энергоустановок ТЭС-З (0-154). Исполняющим обязанности главного конструктора проекта начальник бюро Н.Н.Исанин назначил Я.Е. Евграфова, а вести проект поручили 3.Л. Mapмуру. Проект получил шифр 629М.
Менее чем через полгода (в установленный приказом срок — в марте 1959 г.) сокращенный эскизный проект был представлен. В разработанных материалах имелось три варианта корабля: вариант, предложенный постановлением — с установкой ТЭС-З, и два инициативных. Поскольку, как стало ясно из проработки заданного варианта, энергоустановка ТЭС-З имела номинальную мощность турбогенератора всего 600 кВт, причем более 15% этой мощности тратилось на нужды самой установки, остававшейся мощности едва хватало на подводный ход скоростью около трех узлов и вспомогательные нужды корабля.
КБ-3 Кировского завода поспешило исправиться и положить добавки. Появляется проект 0-153 - видимо, форсированный вариант ТЭС-3, а может - реанимировали какой-нибудь из ранних отвергнутых варианов реактора для "энергосамохода":
Вместо установки ТЭС-З бюро рассмотрело возможность применения малогабаритной АЭУ, прорабатывавшейся в ОКБ ленинградского Кировского завода под шифром "0-153". Ее мощность превышала мощность ТЭС-3 в несколько раз и при соответствующем изменении состава гребного электрооборудования позволяла значительно увеличить скорость длительного подводною хода и соответственно дальность плавания ПЛ.
Оба варианта модернизации пр. 629 предусматривали навешивание энергокапсулы под кормовым (VIII) отсеком прочного корпуса, что значительно увеличивало осадку корабля, ухудшало гидродинамику корпуса и условия внутреннего размещения, а также значительно усложняло условия эксплуатации корабля.
Установки мыслились одноконтурными с кипящим реактором, при этом с целью уменьшения массы и объема защита капсулы была только теневой, что делало проблематичной любую постановку в док и создавало массу других, в т.ч. и экологических проблем.
С целью преодоления этих недостатков и проверки возможности получения корабля с более высокими ТТЭ третий вариант предусматривал размещение АЭУ "0-153" в прочном корпусе ПЛ (естественно, новой архитектуры — от пр. 629 оставалась только носовая часть).
Собс-но, малогабаритный реактор 0-153 (попадался и индекс МПУ-153) в начале 60-х, похоже, представлялся весьма перспективной штуковиной. Для него разработали подходящий турбоагрегат и получили АЭУ мощностью на валу 6-7 тыс. л.с. В таком виде удвоенная 0-153 фигурирует в проектах 623, 648М и 683.
Смотрите на КПД этой установки -- всего 6,3%. Потому как амил отдаёт энергию турбогенератору, а дальше идёт сброс довольно высокопотенциального тепла в воздух, высокотемпературное охлаждение; на ПЛ вокруг довольно холодная вода и если предположить второй контур на стойком хладоне -- можно спокойно снять ещё столько же (если не больше) киловатт. 1.5 МВт -- уже норм. Но на такой ПЛ лично я бы не стал служить ни за какие коврижки, пусть хоть шьют ст. 64 УК РСФСР от 1960 года. Если там на холодном пуске умудрились убить механика, то уж на горячую -- не-не-не, пусть учоные сами лезут, у них жопы толще.
629 с "одним яйцом Доллежаля" опять же тот ещё изврат.
Kitozavr написал:
#417575
Учитывая, что там применяется термоэмиссионное преобразование с кпд ~5%
Букотопазы дали ветку Елены, КЯП.
Отредактированно dragon.nur (15.04.2017 18:37:12)
Страниц: 1