Вы не зашли.
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #602884
Пишут, например, о том, что К-22 с 23.09.39 г. и до февраля 1941 г. командовал Тузов И.Н., по всей видимости, не подозревая о существовании приказа Наркома ВМФ № 02506 о назначении командира С-10 капитан-лейтенанта Тузова И.Н. командиром подводной лодки К-21(!) и игнорируя (не доверяя? не принимая во внимание? предполагая, что допущена ошибка?) приказ того же наркома о переименовании К-21 в К-22.
Несомненно Вы имели в виду книгу Э. Ковалева, где воспроизведены данные ПК. В ПК, как я уже писал выше, номера лодок задним числом скорректированы с учетом перенумерации в 1940 г., так что относительно тех номеров, под которыми корпуса участвовали в войне все в порядке. Разночтение с февралем и маем 1941 г. несомненно происходит от того, что дата приказа о назначении Тузова на 14-й ДПЛ февраль, а не май, просто до Котельникова на К-22 не было штатного командира. По приказам по УДПЛ в качестве ВРИО проходит ст. л-т Бакман.
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #603585
Мирослав Эдуардович, Вам не кажется, что мы разгадали (или совсем близко подошли к разгадке) запутанную историю трёх "катюш"?
То, что, например, К-22 вначале была К-21 и так было понятно. См. приказ по КБФ от 19.09.1940 г. (объявляющим состав подводных лодок КБФ), где сказано: ... отдельно плавающая ПЛ 1-й бригады ПЛПЛ К-22 (бывш. К-21).
vvy написал:
Оригинальное сообщение #603737
То, что, например, К-22 вначале была К-21 и так было понятно.
Не понятно было какими лодками кто командовал, точнее приказ о назначении командиром К-21, к примеру, какой лодке соответствовал - "старой" К-21 или "новой".
Года два назад в архивном документе прочитал:"...М-96(быв. М-98)...". Сказано просто и ясно, но до сих пор не могу разобраться. М.б., это тоже давно понятно, я просто отстал?
Нет, я лично о таком не слышал.
Судя по записям в «Историческом журнале К-22» (представленную выписку я никогда не видел), он содержит не совсем точные сведения. Например, приёмный акт лодки подписан не 25.07.40.г., а 15-го июля (Дмитриев + архив), в 1-ю БПЛ она включена с 7.08.40 г., а не 15.08, а 4-го августа поднят флаг (Дмитриев +архив). Поскольку мне известно, что Котельников В.Н. 6-го мая 1941 г. дела и обязанности командира «Д-3» сдал Константинову Ф.В., напрашивается вывод: к этому времени он, т. е. Котельников В.Н., уже получил новое назначение (командиром «К-22»), и поэтому указанная в выписке дата этого назначения (15.05.41 г.) выглядит сомнительно. Видимо, это случилось раньше, возможно, 30.04.41 г. (одним приказом с Константиновым Ф.В.). Можно предположить, что 15.05.41 г. он вступил в командование «К-22», но в Тушино видел документ, в котором на 5.06.41 г. вр командира «К-22» значится старший лейтенант Бакман А.М., штатный помощник командира этой лодки. Короче говоря, некоторые сведения надлежит ещё раз проверить.
Личный опыт (десяток Исторических журналов в Музее СФ в Росте, чуть больше в Тушино и несколько в Музее ТОФ во Владивостоке) подсказывает: особенно доверять им не следует. Журнал Щ-422 листал на Севере и в Москве - большая разница.
VVY пишет: "То, что, например, К-22 вначале была К-21 и так было понятно. См. приказ по КБФ....".
Приказ такой был. Однако никогда не поверю, что такой опытный человек, как уважаемый vvy, с первого сообщения, исключив всякую возможную ошибку, окончательно поверит сказанному в этом приказе, и ему станет сразу всё "понятно". Во-вторых, мы говорим не только о К-22: какое-то время (неважно, по какой причине) судно № 109 именовалось К-21, судно № 110 - К-22, а судно № 108 - К-23. Поскольку до настоящего времени ничего подобного не сообщалось, информация вынесена для обсуждения на форуме. Лично мне это кажется вполне нормальным. Или я ошибаюсь?
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #604720
что такой опытный человек
Вчера в архиве хотел к Вам подойти, но отвлекла Надежда Алексеевна, и Вы умчались.
Здравствуйте, vvy! Не знал, что находились рядом. Вы здесь дома или в гостях?
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #609832
Вы здесь дома или в гостях?
В Питере я обычно бываю наездами, один-два раза в год. Дом у меня в Сибири - далекой и холодной.
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #609832
Не знал, что находились рядом.
Да Вы, вероятно, обратили на меня внимание - в конце работы Вы ставили книги в шкаф, а я шел разбираться в соседнюю комнату с Н.А. и мы чуть не столкнулись.
vvy написал: "...Сибири - далёкой и холодной." Около 30 лет жил ещё дальше - у самого Тихого. С любовью вспоминаю до сих пор. А в шкаф ставил последние работы М.Э. по "катюшам" и "малышам", поскольку приобрести для личного пользования не довелось.
На соседней ветке, при обсуждении вопроса о пограничных кораблях из состава бывших флотов Эстонии и Латвии, А.М. (boxer) написал: «… как известно, по приказу 00208 включились в состав КБФ…». Поскольку тогда в состав КБФ вошли и интересующие меня подводные лодки, решил разобраться: а когда именно включились??
Обращение к «классикам» не помогло. Дмитриев В.И. и Бережной С.С. пишут, что «Калев», «Лембит», «Ронис» и «Спидола» в состав КБФ включены 13.08.1940 г. (Последний, правда, для надводных кораблей указывает иные даты включения в состав КБФ. Например, «Сулев» и «Лайне» якобы включёны 6.08.40 г., два тральщика типа «Виестурс» - 13.08, а два типа «Вирсайтис» - 19.08.1940 г.) Морозов М.Э и Платонов А.В. единодушны в утверждении - в состав КБФ бывшие эстонские и латвийские лодки включены 19.08.1940 г. К сожалению, никто не указал источников своих сведений. Посмотрел в Интернете: называются самые разные даты, в том числе 25 июля 1940 г. (в «Викпендии»). Дальнейшие поиски привели меня к выводу: скорее всего, здесь допущена ошибка. Разумеется, это моё личное мнение, сложившееся после анализа собранной информации. Итак:
1. 13 августа 1940 г. СНК СССР принял решение № 1427-560сс о включении кораблей и частей флотов Латвийской и Эстонской республик в состав ВМФ СССР, т.е. передаче в подчинение Наркома Кузнецова Н.Г.
2. 19 августа 1940 г. Кузнецов Н.Г. подписал приказ № 00208 (тот, о котором писал boxer), в котором говорилось: На основании Постановления СНК Союза ССР за № 1427-560сс приказываю: Военному Совету Краснознамённого Балтийского флота включить в состав КБФ следующие корабли военных флотов Эстонской и Латвийской ССР… (далее идёт перечисление этих самых кораблей). Как видно, Нарком ВМФ этим приказом не включал корабли в состав КБФ, а приказал сделать это Военному Совету Балтийского флота. Мне кажется, это очень важная деталь.
3. Далее следует именно то, что и должно: на КБФ появляется приказ № 0444 от 21 августа 1940 г. о включении в состав КБФ кораблей ВМФ Эстонской и Латвийской ССР.
4. После были ещё приказы НК ВМФ и КБФ - «О распределении принимаемых в состав КБФ кораблей Военно-Морского флота Эстонской ССР и Латвийской ССР по соединениям КБФ» (именно этим приказом подводные лодки распределены по бригадам), о переименовании некоторых кораблей и др.
Вывод: «Калев», «Лембит», «Ронис» и «Спидола» вошли в КБФ 21 августа 1940 г., в состав 1-й и 2-й бригад подводных лодок включены 17-го сентября 1940 г.
Хотелось бы по поводу сказанного послушать мнения участников и гостей форума.
Полагаю, теперь самое время вспомнить о погибших на С-6. Вечная им память…. В списках моряков С-6, которые встречались мне в сообщениях и публикациях (кстати, называется разное число погибших - 47 и 49), даются лишь краткие установочные данные (год и место рождения, звание и должность на момент гибели) членов экипажа. В силу возможности хочу более подробно рассказать о командном составе (к сожалению, по младшим командирам и краснофлотцам сведений не имею). Следуя тематике этой ветки форума, буду стремиться уточнять и при необходимости исправлять выявленные неточности и ошибки.
Если мне не изменяет память, 1936 год был рекордным по числу принятых от промышленности подводных лодок. Именно в этом году, в связи с острой нехваткой кадров, командование КБФ (а именно здесь сдавалась большая часть вновь построенных подводных кораблей) обратилось с ходатайством о досрочном выпуске курсантов - штурманов ВМУ имени М,В,Фрунзе. Досрочно выпустили 19 человек. 14-го мая 1936 г. один из них - Кулыгин Н.Н. - получил предписание отправиться в г.Ораниенбаум на подводную лодку «М-80» (срок явки - 14 мая). Через три дня командующий КБФ подписал приказ: « .. .. Курсант ВМУ имени М.В.Фрунзе Кулыгин Николай Николаевич, досрочно окончивший теоретический курс обучения, с 15-го мая допускается к исполнению должности командира БЧ-1 подводной лодки «М-80». Официально военное звание «лейтенант» присвоено 9.06.1936 г., тогда же Кулыгин Н.Н. был назначен командиром штурманского сектора подводной лодки типа «М» Краснознамённого Балтийского флота (приказ НКО СССР № 01711/п). На М-80 молодой лейтенант прослужил до конца 1937 г., когда был выдвинут и вскоре назначен (25-го декабря 1937 г.) на должность дивизионного штурмана 24-го дивизиона. Как известно, то было время головокружительных взлётов и падений. Уже через 7 месяцев, 22-го июля 1938 г., командующий КБФ флагман 2 ранга Левченко Г.И. и член Военного Совета КБФ бригадный комиссар Муравьёв А.А. подписывают приказ о назначении лейтенанта Кулыгина Н.Н. командиром строившейся подводной лодки XII-й серии М-94. Командир 24-го дивизиона капитан-лейтенант Батырев А.А. и военком старший политрук Высокосов Д.С. немедленно обратились к командиру бригады с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием об оставлении способного лейтенанта на бригаде. В своём обращении к Военному Совету КБФ (конец июля 1938 г.) капитан 1 ранга Васильев А.П. докладывает, что командир М-80 старший лейтенант Кузьмин подал рапорт о снятии его с подводной лодки «ввиду нервенного состояния», и просит «для сохранения на 3-й бригаде подводных лодок плавающего ядра» только что назначенного на М-94 лейтенанта Кулыгина Н.Н. вернуть на бригаду и поручить ему командование М-80, «так как он устройство и тактические данные подводных лодок 6-й серии знает и может быть полноценным командиром в кратчайший срок». 1 августа 1938 г. командиру бригады сообщили решение командующего КБФ: «… по п. 3. Начальнику КНС - Кулыгина на 80 назначить…». Приказом Военного Совета КБФ № 0317 от 19.08.1938 г. исполняющий должность командира подводной лодки М-94 лейтенант Кулыгин Н.Н. освобождается от занимаемой должности и допускается к исполнению должности командира М-80 3-й БПЛ. 15-го февраля 1939 г. Кулыгину Н.Н. присвоено звание «старший лейтенант» (приказ НК ВМФ СССР № 0369/п).
В дальнейшем Кулыгин Н.Н. командовал М-72 в той же бригаде (13.10.39 г., приказ НК ВМФ №02745 - 7.12.40 г., приказ НК ВМФ № 03616). 19-го апреля 1940 г. приказом НК ВМФ № 01007 ему было присвоено звание «капитан-лейтенант».
Насколько мне известно, о службе Кулыгина Н.Н. писал только Э.А.Ковалёв. Его данные несколько отличаются от моих. А чтобы не сложилось мнение, что я всё «списал» у Эрика Александровича, специально называю номера приказов.
Командиром подводной лодки С-6 Кулыгин назначался дважды - 7.12.1940 г. и 23.07.1940 г. Я уверен, что в декабре 1940 г. он на С-6 не появлялся и командование ею не принимал. Исхожу из того, что, во-первых, приказ о назначении командиром С-6 был отменён уже через несколько дней, 23.12.1940 г.; во-вторых, из списков личного состава 3-й БПЛ он был исключён только 29.12.1940 г. (приказ командира 3-й БПЛ № 0181).
23 декабря 1940 г. капитан-лейтенант Кулыгин Н.Н. был назначен командиром С-104 ОВС ПК КБФ (приказ НК ВМФ СССР № 03715), а 23.07.1941 г. приказом командующего КБФ - командиром С-6.
8-го декабря 1935 г., выступая на заседании Военного совета при НКО СССР, Начальник МС РККА В.М.Орлов говорил: «… Мы имеем очень молодые кадры командиров-подводников, которые всего пять лет служат, только пять лет, как выпущены из училища…». Николай Николаевич стал командиром через два года после выпуска, в 27 лет, и погиб в 30... Пишу это к тому, что вряд ли командира С-6 в июле 1941 г. можно было назвать опытным командиром, со всеми вытекающими последствиями.
Столь же короткой, но более яркой, насыщенной событиями большого политического и общественного звучания, была и жизнь военного комиссара подводной лодки С-6. Ещё будучи краснофлотцем срочной службы (осенью 1933 г. начал обучение в классе мотористов УО, после окончания назначен на подводную лодку ТОФ), Александр Петрович Рябинин был послан делегатом на VII Всесоюзный съезд Советов, где избран членом ЦИК СССР. В качестве командира отделения мотористов и секретаря партийной организации (в партию вступил ещё «на гражданке») участвовал в «стахановском» походе Щ-102. 23 декабря 1935 г. в числе большой группы моряков-подводников награждён высшей правительственной наградой - орденом Ленина. Остался на сверхсрочную службу, но изъявил желание перейти на партийно-политическую работу. 11-го января 1938 г. командир 2-й морской бригады подписал приказ № 6: «… Числить убывшим в училище политруков имени Ф.Энгельса командира отделения мотористов подводной лодки Щ-102 Рябинина Александра, сверхсрочнослужащего по 1-му году, члена ВКП(б), колхозника». Здесь речь идёт о Военно-политическом училище имени Ф.Энгельса, которое Рябинин А.П. окончил 28.02.1939 г. с присвоением звания «политрук» и назначением военкомом подводной лодки КБФ «С-2», но уже 29.04 того же года переназначенного на С-6. Таким образом, Рябинин А.П. был одним из «старожилов» С-6 (по крайней мере, среди комначсостава). Все другие пришли на лодку позже.
Обращает на себя внимание тот факт, что почти половина лиц командного состава С-6 появилось на лодке буквально накануне выхода лодки в боевой поход, иногда - за несколько дней и при неясных обстоятельствах. По крайней мере, подробности мне выяснить не удалось (искать надо в Гатчине). Так было с командиром лодки, так было и с его помощником Веселовым Николаем Александровичем.
В феврале 1938 г. он окончил Курсы ускоренной подготовки комсостава КБФ (откуда пришёл на курсы, установить не удалось) и приказом НК ВМФ от 7.02.1938 г. был назначен на КБФ командиром штурманской группы подводной лодки П-2 («Звезда»). Этим же приказом ему присвоено звание «лейтенант». Через год, 13.02.1939 г., лейтенант Веселов Н.А. назначается командиром штурманского сектора той же лодки, а 24.12.1940 г. зачисляется слушателем Высших СККС при КУОПП имени С.М.Кирова на отделение помощников командиров подводных лодок. После начала войны (видимо, 5.07.41 г.) состоялся выпуск, и 10 июля уже старший лейтенант (дату присвоения звания установить не удалось) зачислен в списки личного состава Учебной БПЛ КБФ с назначением помощником командира строившейся подводной лодки К-52. Примерно через 20 дней Николай Александрович погиб на борту С-6, будучи помощником её командира.
О штурмане лодки сказать практически нечего. Лейтенант Смирнов окончил ВВМУ имени М.В.Фрунзе в мае 1940 г. и приказом НК ВМФ СССР № 01637 от 3.06.1940 г. назначен командиром БЧ-1 С-6.
Командир БЧ-3 лейтенант Венков Анатолий Михайлович окончил ВМКУ имени М.В. Фрунзе в 1939 г.. Приказом НК ВМФ СССР № 02233 от 4.09.39 г. присвоено звание «лейтенант» и назначен на КБФ командиром торпедной группы БЧ-3 подводной лодки Л-3, а 13.10.39 г. - командиром БЧ-3 подводной лодки С-3. Как и когда он оказался на С-6, установить не удалось. По крайней мере, ещё 17.02.1940 г. он числился на С-3. А вот командиром БЧ-3 С-6 был назначен, если верить одному из архивных документов, совсем другой человек. Это очень интересный приказ. Привожу его полностью, как мною записан: «Приказ командира УБПЛ № 0162 от 25.08.41 г., г. Ленинград: командир БЧ-3 С-27 лейтенант Закреевский Владимир Демьянович назначается командиром БЧ-3 С-6.
Основание: выписка из приказа командующего КБФ № 37 л/с от 3.08.41 г.». Здесь всё выглядит странным: дата приказа командующего - 3.08.41 г.(С-6 в Таллине или на переходе туда, до выхода в боевой поход - трое суток), дата приказа командира УБПЛ - 25.18.41 г. (если лейтенант по каким-то причинам не прибыл на С-6, следовало бы отдать приказ об отмене, а не дублировать приказ о назначении). Напрашивается мысль: а не был ли лейтенант Закреевский В.Д. одним из тех двух членов экипажа С-6, присутствие которых на борту сомнительно (47 - 49)?? Можно даже предположить, что старший лейтенант Венков А.М. отправлен в поход на С-6 в качестве обеспечивающего молодого неопытного минёра лодки Закреевского. Впрочем, всё это лишь предположения. Нет ли среди посетителей форума людей, могущих как-то прояснить ситуацию??
И ещё: тем же приказом от 3.08.41 г. на другую лодку переводился помощник командира С-6 старший лейтенант Васильев Г.М., и, вполне возможно (к сожалению, полного текста приказа у меня нет), вместо него на С-6 назначался Веселов Н.А. Помощники же успели смениться, почему не мог сделать это и Закреевский?
Очень прошу не ругать меня за в какой-то степени фантазирование, а подвергать конструктивной критике с предложением своих версий.
Командир БЧ-5 Григорий Борисович Виняр. Окончил ВВМИУ имени Ф.Э.Дзержинского в июне 1939 г. и получил назначение командиром моторной группы С-7, а через полгода (приказ по КБФ № 0327 от 27.12.1939) переведёна на ту же должность на С-6. С 19.04.1940 г. - военинженер 3 ранга. Приказом НК ВМФ № 01330 от 8.05.1940 г. назначается командиром БЧ-5 той же подводной лодки. При переаттестации присвоено звание «инженер-капитан-лейтенант».
В заключение хочу рассказать ещё об одном человеке, имя которого обязательно упоминается во всех сообщениях о ПЛ «С-6», вернее, об атаке лодки немецким самолётом в бухте Кихелькона 9.07.1941 г. Речь идёт о человеке, который не то вступил в командование лодкой, не то помогал командовать ею раненому командиру лодки В.Ф Кульбакину - дивизионном штурмане А.И.Ильине. К моему удивлению, нашёл только двух штурманов с этой вроде бы распространённой в России фамилией. И никаких А.И. Один - Иван Иосифович, штурман М-174 СФ, погиб в мае 1943 г. на М-122, второй - Александр Алексеевич Ильин, 1913 г. рождения, окончивший в 1936 г. ВМУ имени М.В.Фрунзе по штурманской специальности и назначенный на КБФ командиром рулевой группы ПЛ. Прибывшего во 2-ю БПЛ молодого лейтенанта, окончившего училище по 1-му разряду, комбриг счёл возможным допустить к исполнению должности командира БЧ-1 Щ-322 и представил к назначению на эту должность. 15-го июля 1936 г. лейтенант Ильин А.А. назначен командиром БЧ-1 Щ-322 приказом командующего КБФ. Год спустя способный штурман был отправлен на учёбу - штурманский отдел СККС имени ЦИК АТССР (зачислен слушателем приказом НК ВМФ 10.02.38 г., окончил в декабре 1938 г. и 16-го декабря 1938 г. назначен в распоряжение Военного Совета КБФ). С 8.02.1939 г. - штурман 13-го дивизиона подводных лодок типа «С». С 2.08.1939 г. «старший лейтенант». Участник советско-финляндской войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 г. награждён орденом Красной Звезды (поход на «С-1»). После реорганизации подводных соединений в 1941 г - штурман 1-го дивизиона ПЛ 1-й БПЛ КБФ. В состав именно этого дивизиона в июле 1941 г. входила С-6. Полагаю, неверное «А.И.Ильин» следует исправить на А.А.Ильин». Судьба Александра Алексеевича мне неизвестна. Хочется верить, что войну он пережил.
Уважаемый Виктор Николаевич, не могли бы обратить внимание на ветку "Разное по ВОВ на море", мой пост №854?
Пью и vas63 при обсуждении на соседней ветке вопросов, касающихся СТОФ, высказали сомнения в существовании ВМБ в гор. Комсомольске. Есть основания думать, что они ошибаются. Документ, который представляю, хранится мною вместе с другими справочными материалами. Базами никогда не занимался, и не могу сказать, была ли образована эта ВМБ в конце 30-х годов и сколько она существовала. В этом должны разобраться лица, интересующиеся этими вопросами. Я хочу лишь обратить внимание на ошибочность высказанного двумя участниками форума соображения. Итак - документ из архива:
Приказ Командующего ТОФ № 0266 от 28.06.1940 г.
Содержание: О сформировании Военно-Морской базы ТОФ в городе Комсомольск на Амуре.
1. С 2 июня 1940 г. считать сформированной Военно-Морскую базу 3 разряда в гор. Комсомольск на Амуре, в следующем составе:
а) управления и политотдела ВМБ по штату № 21/1; б) военного порта 3 разряда, по штату № 8/939 «А»; в) базового лазарета; г) 71 Отдельного зенитного дивизиона.
2. ВМБ в г. Комсомольске подчинить во всех отношениях Военному Совету ТОФ. 3. Личный состав строящихся кораблей в г. Комсомольске подчинить Командиру и Комиссару Комсомольской ВМБ в гарнизонном отношении…
Я тоже специально не занимался ВМБ, но очевидно дело в следующем:
Думаю, дело в разнице между понятиями ВМБ, как соединение ВМФ и военно-морская база (военный порт) 3-го разряда. После формирования Прибалтийской ВМБ Либавская входила в ее состав и переформировывалась в базу 2-го разряда. Короче говоря, это просто один из пунктов базирования в составе ВМБ 1-го разряда, которой, я подозреваю, являлась Николаевская-на-Амуре ВМБ.
Давно присматриваюсь (с подозрением) к опубликованным сведениям о подводных лодках типа «Щ» 5-й бис серии (между прочим, начали вступать в строй почти 80 лет назад!). Результаты сравнения этих сведений с теми, что удалось найти в архивах, представляю участникам форума.
О подводной лодке «Линь» (Щ-305) сообщается: заложена в ноябре 1932 г. под заводским № 186 и наименованием «Воинствующий безбожник» (с 1935 г. - «Линь»), спущена на воду 31.12.1933 г., вступила в строй (по данным Бережного С.С.) - 3.12.34 г., вошла в состав КБФ 11.01.35 г. (Бережной С.С.) или 19.07.35 г. , (Дмитриев В.И.).
Свою версию изложу, опираясь на некоторые документы из архива (отдавая себе отчёт, что и в них могут быть ошибки, и не выдавая своё мнение за истину).
В соответствии с постановлением СТО от 22.02.1932 г. планировалось в 1932 г. заложить 13 улучшенных «карасей» (их называли, и это отмечается в документах, «Карась-бис», «Щука А - вторые 13», VII серия, V-бис). Предполагалось строить: 6 единиц - на Николаевском заводе имени Марти (точнее, собирать из изготовленных на Балтийском и Ленинградском имени Марти заводах корпусов и изделий), 4 лодки на Балтийском заводе и 3 на заводе в Сормово. В конечном же итоге в Сормово оставлена только одна - «Сёмга», остальные 12 заказаны Балтийскому заводу, где и получили заводские номера (225-228, 241-248). В 1932 г. шесть из них переданы для постройки на завод имени Марти и получили новые №№ - от 183 до 188.
Дмитриев В.И. головной в серии V-бис считает лодку «Воинствующий безбожник», якобы заложенную в ноябре 1932 г., которая при вступлении 19 июля 1935 г. в строй КБФ получила новое название - «Линь» (Щ-305). Это неверно. В архиве хранится документ (датирован мартом 1933 г.), в котором военпред Н.Лесников сообщает помощнику начальника 1-го сектораУправления кораблестроения Антипину А.А., что (цитирую) « 2-го апреля с/г состоялась закладка двух подводных лодок V серии бис на заводе им. Марти. Заложены п/л № 185 - «Навага" (№ 247 Балтвода) и п/л № 186 - «Линь» (№ 248 Балтвода) …».
Т.о., подводная лодка «Линь» (а не «Воинственный безбожник»), будущая Щ-305, заложена 2.04.1933 г. И в состав КБФ она вошла не 19.07.35 г., а немного раньше. Вот документ - Приказ командующего КБФ № 0183 от 8.07.1935 г. 1. Окончившую сдаточные испытания подводную лодку Щ-305 «Линь» с 9-го июля числить вступившей в строй действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота, с зачислением в состав 5-го дивизиона 1-й БПЛ…»
Подводная лодка «Навага», заложенная в один день с «Линем», отправлена на Дальний Восток и достроена на Хабаровском судомеханическом заводе. В справочниках указано, что на воду эта лодка спущена в июне 1934 г., могу привести более точную дату: 1 августа 1934 г. технический директор Хабсудомеха Терлецкий сообщил Командующему МСДВ, что «спецсудно № 185 спущено на воду 11 июня и подлежит обязательному переводу во Владивосток для окончательной достройки и сдачи в конце этого года…». 3 октября 1934 г. лодка переведена во Владивосток, где с 19.12.34 г. по 30.01.35 г. прошла испытания и 30 января 1935 г. подняла Военно-морской флаг. Тогда же ей присвоен условный № 2723 и обозначение (в приказе сказано - «нумерация») Щ-120.
В заключение могу сказать, что подводную лодку «Линь» также подлежала отправке на Дальний Восток. В плане мероприятий по МСДВ на 1934 г. запланировано вступление в строй (до 1.08.34 г.) пятнадцати лодок типа «Щ» по штату № 33/412 (каждая с экипажем по 41 чел. - 9+18+14, что тоже интересно), в том числе «Линь» и «Навага».
Пока всё. Может быть, посмотрю и другие
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #646705
документ (датирован мартом 1933 г.), в котором военпред Н.Лесников сообщает помощнику начальника 1-го сектораУправления кораблестроения Антипину А.А., что (цитирую) « 2-го апреля с/г состоялась закладка двух подводных лодок V серии бис на заводе им. Марти. Заложены п/л № 185 - «Навага" (№ 247 Балтвода) и п/л № 186 - «Линь» (№ 248 Балтвода) …».
Спасибо, очень интересно.
Правда, не понятно, как в документе, датированном мартом, может в прошедшем времени говорится об апреле?
Виноват, прошу извинить. Служебная записка Комиссии по наблюдению за постройкой кораблей в Ленинграде, подписанная Н.Лесниковым, датирована 3 апреля 1933 г.
Уважаемый Виктор Николаевич!
Возник вопрос: а за что именно был снят 24.1.1941 с должности и разжалован до ст. л-т командир А-1 И.И. Бородавский? Насколько я понимаю, авария корабля произошла еще в 1940 г., поскольку по данным отчета флагштурмана 2-й БПЛ ЧФ за 1941 г. в январе 41-го А-1 в море не выходила.
Уважаемый Мирослав Эдуардович! К сожалению, на Ваш вопрос ответить не могу. Вы же знаете, что такие вопросы, как снятие с должности и снижение в звании решались «на самом верху», а документы с 1941 г. и далее (в том числе приказы НК ВМФ ) хранятся не на Миллионной.
После аварии 31.07.40 г. А-1 едва ли выходила в море во второй половине 1940 г. Бывший тихоокеанец старший лейтенант запаса Бородавский И.И. возвращён в кадры РК ВМФ 2-го июня 1939 г., После снятия с должности Моргуна Н.Г. назначен на А-1, Допущен к самостоятельному управлению кораблём в надводном и подводном положениях (приказ командующего ЧФ от 4.09.40 г.), утверждён в должности командира А-1 Наркомом ВМФ 12-го сентября 1940 г. Как видим, служба у Бородавского складывалась неплохо. Его снятие с должности и снижение в звании произошло, мне кажется, по иным причинам. Тогда эта мера наказания получила широкое распространение (например, в 1940 г. сняты с должностей командир ВМБ Лиепая, командир ЭМ «Бойкий» вместе со своим комиссаром, командир УК «Коминтерн», командир крейсера «Киров» и другие).
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #684265
После аварии 31.07.40 г. А-1 едва ли выходила в море во второй половине 1940 г.
VIC-2 написал:
Оригинальное сообщение #684265
Его снятие с должности и снижение в звании произошло, мне кажется, по иным причинам. Т
Не уверен. У меня такие данные: на 1.11.1940 А-1 значится во 2-й линии (на 1.1.1940 была в 1-й, значит после смены командира к ноябрю успела что-то сдать и перешла во 2-ю), на 1.1.1941 также во 2-й линии. В январе 41-го в море лодка вроде бы не выходила, в конце января - начале февраля прошла докование (текущий ремонт в 1940 г. без докования проходила между 8 марта и 15 июля). Выглядит так, будто с ней что-то произошло в конце декабря и в январе ее поставили в док.
Кроме того, хотел бы обратить внимание на такую таблицу:
Какая подлодка ЧФ садилась на мель между январем и апрелем 41-го? У меня, честно говоря, кандидатов нет.
Вроде бы всё сходится: на 1.01.40 г. А-1 числилась в 1-й линии (кстати говоря, в приказе командира 2-й БПЛ ЧФ № 304/13с , объявляющем лодки по линиям по состоянию на 1.03.40 г., А-1 была единственной лодкой 1-й линии во всей бригаде. Остальные отнесены к кораблям 2-й линии - 5 ед., находящимися вне линий - 4 ед. и 2 лодки - проходившими официальные приёмные испытания), но после июльской 1940 г. аварии и смены командира переведена во 2-ю. Как Вы пишете, на 1.11.40 и 1.01.41 г. она продолжала оставаться во 2-й линии. Учитывая тот факт, что в январе снова сменился командир, А-1 теоретически могла приступить к выполнению задач 1-й линии только весной 1941 г. (если всё ещё не находилась в ремонте).
Данные из приведённой Вами таблице свидетельствуют о том, что посадка одной из лодок на мель произошла в период с 1.01 по 1.04.41 г., т.е. не раньше января. Не думаю, что А-1 (даже если бы она закончила ремонт) отправили на испытания в это время. Пребывание её в доке в январе могло быть как плановым, так и в порядке продолжавшегося ремонта. «Кандидатов» на аварию в январе - марте 1941 г. тоже не имею. Выскочила на мель М-59, но это случилось 16 декабря 1940 г.
Спасибо.
Тогда предположу, что Бородавский был снят за аварию на корабле во время его докования.
А вообще А-1 активно плавала с февраля по май 1941 года. Статистика такова:
2.41 - 2 ход дня, 66 миль в надводном положении
3.41 - 12 хд, 344 надв+47 подв
4.41 - 8 хд = 260+44
5.41 - 11 хд = 350+143
К сожалению данных за 1940 г. по ПЛ 2-й БПЛ я в ЦВМА не находил, хотя по другим лодкам там кое что имелось.