Страниц: 1 … 3 4 5 6 7 … 15

#101 05.10.2012 00:16:05

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #602884
Пишут, например, о том, что К-22 с 23.09.39 г. и до февраля 1941 г. командовал Тузов И.Н., по всей видимости, не подозревая о существовании  приказа Наркома ВМФ № 02506 о назначении командира С-10 капитан-лейтенанта Тузова И.Н. командиром подводной лодки К-21(!) и игнорируя (не доверяя? не принимая во внимание? предполагая, что допущена ошибка?) приказ того же наркома о переименовании К-21 в К-22.

Несомненно Вы имели в виду книгу Э. Ковалева, где воспроизведены данные ПК. В ПК, как я уже писал выше, номера лодок задним числом скорректированы с учетом перенумерации в 1940 г., так что относительно тех номеров, под которыми корпуса участвовали в войне все в порядке. Разночтение с февралем и маем 1941 г. несомненно происходит от того, что дата приказа о назначении Тузова на 14-й ДПЛ февраль, а не май, просто до Котельникова на К-22 не было штатного командира. По приказам по УДПЛ в качестве ВРИО проходит ст. л-т Бакман.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#102 05.10.2012 05:52:15

vvy
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 1766




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #603585
Мирослав Эдуардович, Вам не кажется, что мы разгадали (или совсем близко подошли к разгадке) запутанную историю трёх "катюш"?

То, что, например, К-22 вначале была К-21 и так было понятно. См. приказ по КБФ от 19.09.1940 г. (объявляющим состав подводных лодок КБФ), где сказано: ... отдельно плавающая ПЛ 1-й бригады ПЛПЛ К-22 (бывш. К-21).

#103 05.10.2012 19:51:04

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

vvy написал:

Оригинальное сообщение #603737
То, что, например, К-22 вначале была К-21 и так было понятно.

Не понятно было какими лодками кто командовал, точнее приказ о назначении командиром К-21, к примеру, какой лодке соответствовал - "старой" К-21 или "новой".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#104 06.10.2012 12:37:18

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Года два назад в архивном документе прочитал:"...М-96(быв. М-98)...". Сказано просто и ясно, но до сих пор не могу разобраться. М.б., это тоже давно понятно, я просто отстал?

#105 06.10.2012 13:06:12

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Нет, я лично о таком не слышал.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#106 06.10.2012 20:50:52

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Судя по записям в «Историческом журнале К-22» (представленную выписку я никогда не видел), он содержит не совсем точные сведения. Например, приёмный акт лодки подписан не 25.07.40.г., а 15-го июля (Дмитриев + архив), в 1-ю БПЛ она включена с 7.08.40 г., а не 15.08, а 4-го августа поднят флаг  (Дмитриев     +архив).                                                                                                                                                                                                                                                    Поскольку мне известно, что Котельников В.Н. 6-го мая 1941 г. дела и обязанности командира «Д-3» сдал Константинову Ф.В., напрашивается вывод: к этому времени он, т. е. Котельников В.Н., уже получил новое назначение (командиром «К-22»), и поэтому указанная  в выписке дата этого назначения (15.05.41 г.) выглядит сомнительно. Видимо, это случилось раньше, возможно, 30.04.41 г. (одним приказом с Константиновым Ф.В.). Можно предположить, что 15.05.41 г. он вступил в командование «К-22», но в Тушино видел документ, в котором на 5.06.41 г. вр командира «К-22» значится старший лейтенант Бакман А.М., штатный помощник командира этой лодки. Короче говоря, некоторые сведения надлежит ещё раз проверить.
       Личный опыт (десяток Исторических журналов в Музее СФ в Росте, чуть больше в Тушино и несколько в Музее ТОФ во Владивостоке) подсказывает: особенно доверять им не следует.  Журнал Щ-422 листал на Севере и в Москве   -  большая разница.

#107 07.10.2012 14:02:43

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VVY пишет:  "То, что, например, К-22 вначале была К-21 и так было понятно. См. приказ по КБФ....".
           Приказ такой был. Однако никогда не поверю, что такой опытный человек, как уважаемый vvy, с первого сообщения, исключив всякую возможную ошибку, окончательно поверит сказанному в этом приказе, и ему станет сразу всё "понятно". Во-вторых, мы говорим не только о К-22: какое-то время (неважно, по какой причине) судно № 109 именовалось К-21, судно № 110  -  К-22, а судно № 108  -  К-23. Поскольку до настоящего времени ничего подобного не сообщалось, информация вынесена для обсуждения на форуме. Лично мне это кажется вполне нормальным. Или я ошибаюсь?

#108 17.10.2012 19:02:52

vvy
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 1766




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #604720
что такой опытный человек

Вчера в архиве хотел к Вам подойти, но отвлекла Надежда Алексеевна, и Вы умчались.

#109 18.10.2012 10:19:59

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Здравствуйте, vvy!  Не знал, что находились рядом. Вы здесь дома или в гостях?

#110 18.10.2012 18:51:38

vvy
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 1766




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #609832
Вы здесь дома или в гостях?

В Питере я обычно бываю наездами, один-два раза в год. Дом у меня в Сибири - далекой и холодной.

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #609832
Не знал, что находились рядом.

Да Вы, вероятно, обратили на меня внимание - в конце работы Вы ставили книги в шкаф, а я шел разбираться в соседнюю комнату с Н.А. и мы чуть не столкнулись.

#111 20.10.2012 11:12:26

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

vvy написал: "...Сибири  -  далёкой и холодной." Около 30 лет жил ещё дальше  -  у самого Тихого. С любовью вспоминаю до сих пор.   А в шкаф ставил последние работы М.Э. по "катюшам" и "малышам", поскольку приобрести для личного пользования не довелось.

#112 30.11.2012 20:57:05

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

На соседней ветке, при обсуждении вопроса о пограничных кораблях из состава бывших флотов Эстонии и Латвии,  А.М. (boxer) написал: «… как известно, по приказу 00208 включились в состав КБФ…». Поскольку тогда в состав КБФ вошли и интересующие меня подводные лодки, решил разобраться: а когда именно включились??
     Обращение к «классикам» не помогло. Дмитриев В.И. и Бережной С.С. пишут, что «Калев», «Лембит», «Ронис» и «Спидола»  в состав КБФ включены 13.08.1940 г. (Последний, правда, для надводных кораблей указывает иные даты включения в состав КБФ. Например, «Сулев» и «Лайне»  якобы включёны 6.08.40 г., два тральщика типа «Виестурс»  -  13.08, а два типа «Вирсайтис»  -  19.08.1940 г.)  Морозов М.Э и Платонов А.В. единодушны в утверждении  -  в состав КБФ бывшие эстонские и латвийские лодки включены 19.08.1940 г. К сожалению, никто не указал источников своих сведений. Посмотрел в Интернете: называются самые разные даты, в том числе 25 июля 1940 г. (в «Викпендии»). Дальнейшие поиски привели меня к выводу: скорее всего, здесь допущена ошибка. Разумеется, это моё личное мнение, сложившееся после анализа собранной информации.  Итак:
    1. 13 августа 1940 г. СНК СССР принял решение № 1427-560сс о включении кораблей и частей флотов Латвийской и Эстонской республик в состав ВМФ СССР, т.е. передаче в подчинение Наркома Кузнецова Н.Г.
   
    2. 19 августа 1940 г. Кузнецов Н.Г. подписал приказ № 00208 (тот, о котором писал boxer), в котором говорилось: На основании Постановления СНК Союза ССР за № 1427-560сс приказываю: Военному Совету Краснознамённого Балтийского флота включить в состав КБФ следующие корабли военных флотов Эстонской и Латвийской ССР… (далее идёт перечисление этих самых кораблей). Как видно, Нарком ВМФ этим приказом не включал корабли в состав КБФ, а приказал сделать это Военному Совету Балтийского флота. Мне кажется, это очень важная деталь.   
                                                            3.  Далее следует именно то, что и должно: на КБФ  появляется приказ № 0444 от 21 августа 1940 г. о включении в состав КБФ кораблей  ВМФ Эстонской и Латвийской ССР.
    4. После были ещё приказы НК ВМФ и КБФ  -  «О распределении принимаемых в состав КБФ кораблей Военно-Морского флота Эстонской ССР и Латвийской ССР по соединениям КБФ» (именно этим приказом подводные лодки распределены по бригадам), о переименовании некоторых кораблей и др.
    Вывод: «Калев», «Лембит», «Ронис» и «Спидола» вошли в КБФ 21 августа 1940 г., в состав 1-й и 2-й бригад         подводных лодок включены 17-го сентября 1940 г.
    Хотелось бы по поводу сказанного послушать мнения участников и гостей форума.

#113 11.12.2012 21:23:22

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Полагаю, теперь самое время вспомнить о погибших на С-6. Вечная им память….                     В списках моряков С-6, которые встречались мне  в сообщениях и публикациях (кстати, называется разное число погибших  -  47 и 49), даются лишь краткие установочные данные (год и место рождения, звание и должность на момент гибели) членов экипажа. В силу возможности хочу более подробно рассказать о командном составе (к сожалению, по младшим командирам и краснофлотцам сведений не имею).  Следуя тематике этой ветки форума, буду стремиться уточнять и при необходимости исправлять выявленные неточности и ошибки.
     Если мне не изменяет память, 1936 год был рекордным по числу принятых от промышленности подводных лодок. Именно в этом году, в связи с острой нехваткой кадров, командование КБФ (а именно здесь сдавалась большая часть вновь построенных подводных кораблей) обратилось с ходатайством о досрочном выпуске курсантов - штурманов ВМУ имени М,В,Фрунзе. Досрочно выпустили 19 человек.  14-го мая 1936 г. один из них -  Кулыгин Н.Н. -  получил предписание отправиться в г.Ораниенбаум на подводную лодку «М-80» (срок явки  -  14 мая). Через три дня командующий КБФ подписал приказ: « .. ..  Курсант ВМУ имени М.В.Фрунзе Кулыгин Николай Николаевич, досрочно окончивший теоретический курс обучения, с 15-го мая допускается к исполнению должности командира БЧ-1 подводной лодки «М-80». Официально военное звание «лейтенант» присвоено 9.06.1936 г., тогда же  Кулыгин Н.Н. был назначен командиром штурманского сектора подводной лодки типа «М» Краснознамённого Балтийского флота (приказ НКО СССР № 01711/п).  На М-80 молодой лейтенант прослужил до конца 1937 г., когда был выдвинут и вскоре назначен (25-го декабря 1937 г.) на должность дивизионного штурмана 24-го дивизиона.  Как известно, то было время головокружительных взлётов и падений. Уже через 7 месяцев, 22-го июля 1938 г., командующий КБФ флагман 2 ранга Левченко Г.И. и член Военного Совета КБФ бригадный комиссар Муравьёв А.А. подписывают приказ о назначении лейтенанта Кулыгина Н.Н. командиром строившейся подводной лодки XII-й серии М-94. Командир 24-го дивизиона капитан-лейтенант Батырев А.А. и военком  старший политрук Высокосов Д.С. немедленно обратились к командиру бригады  с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием об оставлении способного лейтенанта на бригаде. В своём обращении к Военному Совету КБФ (конец июля 1938 г.) капитан 1 ранга Васильев А.П.  докладывает, что командир М-80 старший лейтенант Кузьмин подал рапорт о снятии его с подводной лодки «ввиду нервенного состояния», и просит «для сохранения на 3-й бригаде подводных лодок плавающего ядра» только что назначенного на М-94 лейтенанта Кулыгина Н.Н. вернуть на бригаду и поручить ему командование   М-80, «так как он устройство и тактические данные подводных лодок 6-й серии знает и может быть полноценным командиром в кратчайший срок». 1 августа 1938 г. командиру бригады сообщили решение командующего КБФ: «… по п. 3. Начальнику КНС  -  Кулыгина на 80 назначить…».                                Приказом Военного Совета КБФ № 0317 от 19.08.1938 г. исполняющий должность командира подводной лодки М-94 лейтенант Кулыгин Н.Н. освобождается от занимаемой должности и допускается к исполнению должности командира М-80 3-й БПЛ. 15-го февраля 1939 г. Кулыгину Н.Н. присвоено звание «старший лейтенант» (приказ НК ВМФ СССР № 0369/п).
    В дальнейшем Кулыгин Н.Н. командовал М-72 в той же бригаде (13.10.39 г., приказ НК ВМФ №02745  -  7.12.40 г., приказ НК ВМФ № 03616). 19-го апреля 1940 г. приказом НК ВМФ № 01007 ему было присвоено звание «капитан-лейтенант».
    Насколько мне известно, о службе Кулыгина Н.Н. писал только Э.А.Ковалёв. Его данные несколько отличаются от моих. А чтобы не сложилось мнение, что я всё «списал» у Эрика Александровича, специально называю номера приказов.
    Командиром подводной лодки С-6 Кулыгин назначался дважды  -  7.12.1940 г. и 23.07.1940 г. Я уверен, что в декабре 1940 г. он на С-6 не появлялся и командование ею не принимал. Исхожу из того, что, во-первых, приказ о назначении командиром С-6 был отменён уже через несколько дней, 23.12.1940 г.; во-вторых, из списков личного состава 3-й БПЛ он был исключён только 29.12.1940 г. (приказ командира 3-й БПЛ № 0181).
      23 декабря 1940 г. капитан-лейтенант Кулыгин Н.Н. был назначен командиром С-104 ОВС ПК КБФ (приказ НК ВМФ СССР № 03715),  а 23.07.1941 г. приказом командующего КБФ  -  командиром С-6.
    8-го декабря 1935 г., выступая на заседании Военного совета при НКО СССР, Начальник МС РККА В.М.Орлов говорил: «…  Мы имеем очень молодые кадры командиров-подводников, которые всего пять лет служат, только пять лет, как выпущены из училища…». Николай Николаевич стал командиром через два года после выпуска, в 27 лет, и погиб в 30... Пишу это к тому, что вряд ли командира С-6 в июле 1941 г. можно было назвать опытным командиром, со всеми вытекающими последствиями.
    Столь же короткой, но более яркой, насыщенной  событиями большого политического и общественного звучания, была и жизнь военного комиссара подводной лодки С-6.  Ещё будучи краснофлотцем срочной службы (осенью 1933 г. начал обучение в классе мотористов УО, после окончания назначен на подводную лодку ТОФ), Александр Петрович Рябинин  был послан делегатом на VII Всесоюзный съезд Советов, где избран членом ЦИК СССР. В качестве командира отделения мотористов и секретаря партийной организации (в партию вступил ещё «на гражданке») участвовал в «стахановском» походе Щ-102. 23 декабря 1935 г. в числе большой группы моряков-подводников награждён высшей правительственной наградой  -  орденом Ленина. Остался на сверхсрочную службу, но изъявил желание перейти на партийно-политическую работу. 11-го января 1938 г. командир 2-й морской бригады подписал приказ № 6: «… Числить убывшим в училище политруков имени Ф.Энгельса командира отделения мотористов подводной лодки Щ-102 Рябинина Александра, сверхсрочнослужащего по 1-му году, члена ВКП(б), колхозника». Здесь речь идёт о Военно-политическом училище имени Ф.Энгельса, которое Рябинин А.П. окончил 28.02.1939 г. с присвоением звания «политрук» и назначением военкомом подводной лодки КБФ «С-2», но уже 29.04 того же года переназначенного на С-6. Таким образом, Рябинин А.П. был одним из «старожилов» С-6 (по крайней мере, среди комначсостава). Все другие пришли на лодку позже.
    Обращает на себя внимание тот факт, что почти половина лиц командного состава С-6 появилось на лодке буквально накануне выхода лодки в боевой поход, иногда  -  за несколько дней и при неясных обстоятельствах. По крайней мере, подробности мне выяснить не удалось (искать надо в Гатчине). Так было с командиром лодки, так было и с его помощником Веселовым Николаем Александровичем.
    В феврале 1938 г. он окончил Курсы ускоренной подготовки комсостава КБФ  (откуда пришёл на курсы, установить не удалось) и приказом НК ВМФ от 7.02.1938 г. был назначен на КБФ командиром штурманской группы подводной лодки П-2 («Звезда»). Этим же приказом ему присвоено звание «лейтенант». Через год, 13.02.1939 г., лейтенант Веселов Н.А. назначается командиром штурманского сектора той же лодки, а 24.12.1940 г. зачисляется слушателем Высших СККС при КУОПП имени С.М.Кирова на отделение помощников командиров подводных лодок. После начала войны (видимо, 5.07.41 г.) состоялся выпуск, и 10 июля уже старший лейтенант (дату присвоения звания установить не удалось)  зачислен в списки личного состава Учебной БПЛ КБФ с назначением помощником командира строившейся подводной лодки К-52. Примерно через 20 дней Николай Александрович погиб на борту С-6, будучи помощником её командира.
    О штурмане лодки сказать практически нечего. Лейтенант Смирнов окончил ВВМУ имени М.В.Фрунзе в мае 1940 г. и приказом НК ВМФ СССР № 01637 от 3.06.1940 г. назначен командиром БЧ-1 С-6.
    Командир БЧ-3 лейтенант Венков Анатолий Михайлович окончил ВМКУ имени М.В. Фрунзе в 1939 г.. Приказом НК ВМФ СССР № 02233 от 4.09.39 г. присвоено звание «лейтенант» и назначен на КБФ командиром торпедной группы БЧ-3 подводной лодки Л-3, а 13.10.39 г. -   командиром БЧ-3 подводной лодки С-3. Как и когда он оказался на С-6, установить не удалось. По крайней мере, ещё 17.02.1940 г. он числился на С-3. А вот командиром БЧ-3 С-6 был назначен, если верить одному из архивных документов, совсем другой человек. Это очень интересный приказ. Привожу его полностью, как мною записан:                 «Приказ командира УБПЛ № 0162 от 25.08.41 г., г. Ленинград: командир БЧ-3 С-27 лейтенант  Закреевский Владимир Демьянович  назначается командиром БЧ-3 С-6.
    Основание: выписка из приказа командующего КБФ № 37 л/с от 3.08.41 г.».                                                                                     Здесь всё выглядит странным: дата приказа командующего  -  3.08.41 г.(С-6 в Таллине или на переходе туда, до выхода в боевой поход  -  трое суток), дата приказа командира УБПЛ  -  25.18.41 г. (если лейтенант по каким-то причинам не прибыл на С-6, следовало бы отдать приказ об отмене, а не дублировать приказ о назначении). Напрашивается мысль: а не был ли лейтенант Закреевский В.Д. одним из тех двух членов экипажа С-6, присутствие которых на борту сомнительно (47  -  49)?? Можно даже предположить, что  старший лейтенант Венков А.М. отправлен в поход на С-6 в качестве обеспечивающего молодого неопытного минёра лодки Закреевского. Впрочем, всё это лишь предположения. Нет ли среди посетителей форума людей, могущих как-то прояснить ситуацию??
     И ещё: тем же приказом от 3.08.41 г. на другую лодку переводился помощник командира С-6 старший лейтенант Васильев Г.М., и, вполне возможно (к сожалению, полного текста приказа у меня нет), вместо него на     С-6 назначался Веселов Н.А. Помощники же успели смениться, почему не мог сделать это и Закреевский?
     Очень прошу не ругать меня за в какой-то степени фантазирование, а подвергать конструктивной критике с предложением своих версий.
    Командир БЧ-5 Григорий Борисович Виняр. Окончил ВВМИУ имени Ф.Э.Дзержинского в июне 1939 г. и получил назначение командиром моторной группы С-7, а через полгода (приказ по КБФ № 0327 от 27.12.1939) переведёна на ту же должность на С-6. С 19.04.1940 г.  -  военинженер 3 ранга. Приказом НК ВМФ № 01330 от 8.05.1940 г. назначается командиром БЧ-5 той же подводной лодки. При переаттестации присвоено звание «инженер-капитан-лейтенант».
    В заключение хочу рассказать ещё об одном человеке, имя которого обязательно упоминается во всех сообщениях о ПЛ «С-6», вернее, об атаке лодки немецким самолётом в бухте Кихелькона 9.07.1941 г. Речь идёт о человеке, который не то вступил в командование лодкой, не то помогал командовать ею раненому командиру лодки В.Ф Кульбакину  -  дивизионном штурмане А.И.Ильине. К моему удивлению, нашёл только двух штурманов с этой вроде бы распространённой в России фамилией. И никаких А.И. Один  -  Иван Иосифович, штурман М-174 СФ, погиб в мае 1943 г. на М-122, второй  -  Александр Алексеевич Ильин, 1913 г. рождения, окончивший в 1936 г.  ВМУ имени М.В.Фрунзе по штурманской специальности и назначенный на КБФ командиром рулевой группы ПЛ. Прибывшего во 2-ю БПЛ молодого лейтенанта, окончившего училище по 1-му разряду,  комбриг счёл возможным допустить к исполнению должности командира БЧ-1 Щ-322 и представил к назначению на эту должность. 15-го июля 1936 г. лейтенант Ильин А.А. назначен командиром БЧ-1 Щ-322 приказом командующего КБФ. Год спустя способный штурман был отправлен  на учёбу   -   штурманский отдел СККС имени ЦИК АТССР (зачислен слушателем приказом НК ВМФ 10.02.38 г., окончил в декабре 1938 г. и 16-го декабря 1938 г. назначен в распоряжение Военного Совета КБФ). С 8.02.1939 г.  -  штурман 13-го дивизиона подводных лодок типа «С». С 2.08.1939 г. «старший лейтенант». Участник советско-финляндской войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 г. награждён орденом Красной Звезды (поход на «С-1»). После реорганизации подводных соединений в 1941 г  -  штурман 1-го дивизиона ПЛ 1-й БПЛ КБФ. В состав именно этого дивизиона в июле 1941 г. входила С-6. Полагаю, неверное «А.И.Ильин» следует исправить на А.А.Ильин». Судьба Александра Алексеевича мне неизвестна. Хочется верить, что войну он пережил.

#114 17.12.2012 12:05:49

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Уважаемый Виктор Николаевич, не могли бы обратить внимание на ветку "Разное по ВОВ на море", мой пост №854?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#115 19.12.2012 12:09:02

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

1

Ответил в личку.

#116 24.12.2012 15:44:18

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Пью и vas63 при обсуждении на соседней ветке вопросов, касающихся СТОФ, высказали сомнения в существовании ВМБ в гор. Комсомольске. Есть основания думать, что они ошибаются. Документ, который представляю, хранится мною вместе с другими справочными материалами. Базами никогда не занимался, и не могу сказать, была ли образована эта ВМБ в конце 30-х годов и сколько она существовала. В этом должны разобраться лица, интересующиеся этими вопросами. Я хочу лишь обратить внимание на ошибочность высказанного двумя участниками форума соображения. Итак  -  документ из архива:
                Приказ Командующего ТОФ  № 0266 от 28.06.1940 г.
        Содержание: О сформировании Военно-Морской базы ТОФ в городе Комсомольск на Амуре.
             1. С 2 июня 1940 г. считать сформированной Военно-Морскую базу 3 разряда в гор. Комсомольск на Амуре, в следующем составе:
                а) управления и политотдела ВМБ по штату № 21/1;                                                                                 б) военного порта 3 разряда, по штату № 8/939 «А»;                                                                                                    в) базового лазарета;                                                                                            г) 71 Отдельного зенитного дивизиона.
            2. ВМБ в г. Комсомольске подчинить во всех отношениях Военному Совету ТОФ.                                                     3. Личный состав строящихся кораблей в г. Комсомольске подчинить Командиру и Комиссару Комсомольской ВМБ в гарнизонном           отношении…

#117 24.12.2012 21:22:31

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Я тоже специально не занимался ВМБ, но очевидно дело в следующем:
Думаю, дело в разнице между понятиями ВМБ, как соединение ВМФ и военно-морская база (военный порт) 3-го разряда. После формирования Прибалтийской ВМБ Либавская входила в ее состав и переформировывалась в базу 2-го разряда. Короче говоря, это просто один из пунктов базирования в составе ВМБ 1-го разряда, которой, я подозреваю, являлась Николаевская-на-Амуре ВМБ.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#118 04.01.2013 23:46:41

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Давно присматриваюсь (с подозрением) к опубликованным сведениям о подводных лодках типа «Щ» 5-й бис серии (между прочим, начали вступать в строй почти 80 лет назад!).  Результаты сравнения этих сведений с теми, что удалось найти в архивах, представляю участникам форума.
     О подводной лодке «Линь» (Щ-305) сообщается: заложена в ноябре 1932 г. под заводским № 186 и наименованием «Воинствующий безбожник» (с 1935 г.  -  «Линь»), спущена на воду 31.12.1933 г., вступила в строй (по данным Бережного С.С.)  -  3.12.34 г., вошла в состав КБФ 11.01.35 г. (Бережной С.С.) или 19.07.35 г. , (Дмитриев В.И.).
     Свою версию изложу, опираясь на некоторые документы из архива (отдавая себе отчёт, что и в них могут быть ошибки, и не выдавая своё мнение за истину).
     В соответствии с постановлением СТО от 22.02.1932 г. планировалось в 1932 г. заложить 13 улучшенных «карасей» (их называли, и это отмечается в документах, «Карась-бис», «Щука А  -  вторые 13», VII серия, V-бис). Предполагалось строить: 6 единиц  -   на Николаевском заводе имени Марти (точнее, собирать из изготовленных на Балтийском и Ленинградском имени Марти  заводах корпусов и изделий), 4 лодки на Балтийском заводе и 3 на заводе в Сормово. В конечном же итоге в Сормово оставлена только одна  -  «Сёмга», остальные  12 заказаны Балтийскому заводу, где и получили заводские номера (225-228, 241-248). В 1932 г. шесть из них переданы для постройки на завод имени Марти и получили новые №№  -  от 183 до 188.
     Дмитриев В.И. головной в серии V-бис считает лодку «Воинствующий безбожник», якобы заложенную в ноябре 1932 г., которая при вступлении 19 июля 1935 г. в строй КБФ получила новое название  -  «Линь» (Щ-305). Это неверно. В архиве хранится документ (датирован  мартом 1933 г.), в котором военпред Н.Лесников сообщает помощнику начальника 1-го сектораУправления кораблестроения Антипину А.А., что (цитирую) « 2-го апреля с/г состоялась закладка двух подводных лодок V серии бис на заводе им. Марти. Заложены п/л № 185  -  «Навага" (№ 247  Балтвода) и п/л № 186  -  «Линь» (№  248 Балтвода) …».
      Т.о.,  подводная лодка «Линь» (а не «Воинственный безбожник»), будущая Щ-305,  заложена 2.04.1933 г. И в состав КБФ она вошла не 19.07.35 г., а немного раньше. Вот документ  -  Приказ командующего КБФ № 0183 от 8.07.1935 г.  1. Окончившую сдаточные испытания подводную лодку Щ-305 «Линь» с 9-го июля числить вступившей в строй действующих кораблей Краснознамённого Балтийского флота, с зачислением в состав 5-го дивизиона 1-й БПЛ…»
     Подводная лодка «Навага», заложенная в один день с «Линем», отправлена на Дальний Восток и достроена на Хабаровском судомеханическом заводе. В справочниках указано, что на воду эта лодка спущена в июне 1934 г., могу привести более точную дату: 1 августа 1934 г. технический директор Хабсудомеха Терлецкий сообщил Командующему МСДВ, что «спецсудно № 185 спущено на воду 11 июня и подлежит обязательному переводу во Владивосток для окончательной достройки и сдачи в конце этого года…». 3 октября 1934 г. лодка переведена во Владивосток, где с 19.12.34 г. по 30.01.35 г. прошла испытания и 30 января 1935 г. подняла Военно-морской флаг. Тогда же ей присвоен условный № 2723 и обозначение (в приказе сказано  -  «нумерация») Щ-120.
     В заключение могу сказать, что подводную лодку «Линь» также подлежала отправке на Дальний Восток. В плане мероприятий по МСДВ на 1934 г. запланировано вступление в строй (до 1.08.34 г.) пятнадцати лодок типа «Щ» по штату № 33/412 (каждая с экипажем по 41 чел. -  9+18+14, что тоже интересно), в том числе «Линь» и «Навага».
    Пока всё. Может быть, посмотрю и другие

#119 05.01.2013 12:29:09

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #646705
документ (датирован  мартом 1933 г.), в котором военпред Н.Лесников сообщает помощнику начальника 1-го сектораУправления кораблестроения Антипину А.А., что (цитирую) « 2-го апреля с/г состоялась закладка двух подводных лодок V серии бис на заводе им. Марти. Заложены п/л № 185  -  «Навага" (№ 247  Балтвода) и п/л № 186  -  «Линь» (№  248 Балтвода) …».

Спасибо, очень интересно.
Правда, не понятно, как в документе, датированном мартом, может в прошедшем времени говорится об апреле?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#120 05.01.2013 18:08:36

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Виноват, прошу извинить. Служебная записка Комиссии по наблюдению за постройкой кораблей в Ленинграде, подписанная Н.Лесниковым, датирована 3 апреля 1933 г.

#121 07.04.2013 14:18:50

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Уважаемый Виктор Николаевич!
Возник вопрос: а за что именно был снят 24.1.1941 с должности и разжалован до ст. л-т командир А-1 И.И. Бородавский? Насколько я понимаю, авария корабля произошла еще в 1940 г., поскольку по данным отчета флагштурмана 2-й БПЛ ЧФ за 1941 г. в январе 41-го А-1 в море не выходила.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#122 08.04.2013 11:46:23

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Уважаемый Мирослав Эдуардович! К сожалению, на Ваш вопрос ответить не могу. Вы же знаете, что такие вопросы, как снятие с должности и снижение в звании решались «на самом верху», а документы с 1941 г. и далее (в том числе приказы НК ВМФ ) хранятся не на Миллионной.
     После аварии 31.07.40 г. А-1 едва ли выходила в море во второй половине 1940 г.  Бывший тихоокеанец  старший лейтенант запаса Бородавский И.И. возвращён в кадры РК ВМФ 2-го июня 1939 г., После снятия с должности Моргуна Н.Г. назначен на А-1, Допущен к самостоятельному управлению кораблём в надводном и подводном положениях (приказ командующего ЧФ от 4.09.40 г.), утверждён в должности командира А-1 Наркомом ВМФ 12-го сентября 1940  г. Как видим, служба у Бородавского складывалась неплохо. Его снятие с должности и снижение в звании произошло, мне кажется, по иным причинам. Тогда эта мера наказания получила широкое распространение (например, в 1940 г. сняты с должностей командир ВМБ Лиепая, командир ЭМ «Бойкий» вместе со своим комиссаром, командир УК «Коминтерн», командир крейсера «Киров» и другие).

#123 08.04.2013 22:14:17

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #684265
После аварии 31.07.40 г. А-1 едва ли выходила в море во второй половине 1940 г.

VIC-2 написал:

Оригинальное сообщение #684265
Его снятие с должности и снижение в звании произошло, мне кажется, по иным причинам. Т

Не уверен. У меня такие данные: на 1.11.1940 А-1 значится во 2-й линии (на 1.1.1940 была в 1-й, значит после смены командира к ноябрю успела что-то сдать и перешла во 2-ю), на 1.1.1941 также во 2-й линии. В январе 41-го в море лодка вроде бы не выходила, в конце января - начале февраля прошла докование (текущий ремонт в 1940 г. без докования проходила между 8 марта и 15 июля). Выглядит так, будто с ней что-то произошло в конце декабря и в январе ее поставили в док.
Кроме того, хотел бы обратить внимание на такую таблицу:

http://i33.fastpic.ru/thumb/2013/0408/c9/c323d7de240bba1da9f20410e9118ec9.jpeg

Какая подлодка ЧФ садилась на мель между январем и апрелем 41-го? У меня, честно говоря, кандидатов нет.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#124 09.04.2013 12:31:39

VIC-2
Гость




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Вроде бы всё сходится: на 1.01.40 г. А-1 числилась в 1-й линии (кстати говоря, в приказе командира 2-й БПЛ ЧФ № 304/13с , объявляющем лодки по линиям по состоянию на 1.03.40 г., А-1 была единственной лодкой 1-й линии во всей бригаде. Остальные отнесены к кораблям 2-й линии  -  5 ед., находящимися вне линий  -  4 ед. и 2 лодки  -   проходившими официальные приёмные испытания), но после июльской 1940 г. аварии и смены командира переведена во 2-ю.  Как Вы пишете, на 1.11.40 и 1.01.41 г. она продолжала оставаться во 2-й линии. Учитывая тот факт, что в январе снова сменился командир, А-1 теоретически могла приступить к выполнению задач 1-й линии только весной 1941 г. (если всё ещё не находилась в ремонте).
      Данные из приведённой Вами таблице свидетельствуют о том, что посадка одной из лодок на мель произошла в период с 1.01 по 1.04.41 г., т.е. не раньше января. Не думаю, что А-1 (даже если бы она закончила ремонт) отправили на испытания в это время. Пребывание её в доке в январе могло быть как плановым, так и в порядке продолжавшегося ремонта. «Кандидатов» на аварию в январе - марте 1941 г. тоже не имею. Выскочила на мель М-59, но это случилось 16 декабря 1940 г.

#125 09.04.2013 20:24:30

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: строительство ПЛ в СССР - работа над ошибками

Спасибо.
Тогда предположу, что Бородавский был снят за аварию на корабле во время его докования.
А вообще А-1 активно плавала с февраля по май 1941 года. Статистика такова:
2.41 - 2 ход дня, 66 миль в надводном положении
3.41 - 12 хд, 344 надв+47 подв
4.41 - 8 хд = 260+44
5.41 - 11 хд = 350+143
К сожалению данных за 1940 г. по ПЛ 2-й БПЛ я в ЦВМА не находил, хотя по другим лодкам там кое что имелось.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

Страниц: 1 … 3 4 5 6 7 … 15


Board footer