Сейчас на борту: 
Боярин,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 9 10 11 12 13 … 34

#251 16.10.2013 11:43:46

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #753245
Ставится знак равенства между ВМБ и городом, по названию которого она названа. Это не одно и то же.

Согласен. Но жители города: портовики, моряки гражданских и рыболовных судов, просто призванные, принимали участие в снабжении десантов в Феодосии и в Керчи.

#252 16.10.2013 21:46:32

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #753404
Но жители города: портовики, моряки гражданских и рыболовных судов, просто призванные, принимали участие в снабжении десантов в Феодосии и в Керчи.

Кто бы спорил. Но они "принимали участие в снабжении", а воевали все-таки другие. Просто получается так, что выпячивая одних, мы невольно приопускаем других...


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#253 17.10.2013 12:06:36

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Согласен. Учту на будущее.

#254 19.10.2013 12:13:32

Tangut
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господа офицеры, а не прокомментируете сей бред ОБС об обороне Новороссийска:

http://krasavchik.livejournal.com/14243 … 8#t7730788

К сожалению, пока не смог найти источники о ходе боев в районе Абрау Дюрсо, чтоб аргументированно опровергнуть подобные байки.

#255 19.10.2013 12:37:48

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

А разве Куников сражался в районе Абрау? По-моему, все эта история от начала до конца - местные бредни.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#256 19.10.2013 12:44:26

Tangut
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

То, что Цезаря Куникова в тот период в районе Абрау Дюрсо не было, это 100% факт.

Мне хотелось бы еще документально оценить достоверность байки про "узбекский полк" (?!), грабящий винные погреба Абрау Дюрсо.

#257 19.10.2013 12:48:16

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Ну а как можно опровергать подобные байки? Взять со всех узбеков - участников ВОВ справки, что они там ничего не грабили?
ИМХО, доказывать тут не Ваша задача, а задача того, кто такие байки травит.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#258 19.10.2013 12:59:25

Tangut
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Беда в том, что такие байки и начинают гулять по Рунету, подменяя собой правду. Яркий пример (сразу скажу, не относящийся к тематике форума) видеозаписи бредней о войне  лже-очевидца Трунина, растиражированные на сотне сайтов.

#259 19.10.2013 13:34:09

aligvi
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Tangut написал:

Оригинальное сообщение #754789
прокомментируете сей бред ОБС об обороне Новороссийска:

По поводу бреда лже ветерана, который написал: «…Но и не меее важные факту что все новороссийцы что были в СС или полиции не выдавались местными жителями. Их разоблачали уже через десятилетия. Они спокойно жили и работали. Но потом уже в архивах СС всплывали они…» сообщаю, что мне довелось работать в Новороссийске в середине 70-х годов прошлого века. Многие из коренных новроссийцев (которые в годы войны были детьми) вспоминали, что немцы вывезли всех жителей Новороссийска в район Днепропетровска, где заставили всех работать. При этом при перевозке через Керченский пролив держали их на палубах судов, чтоб исключить атаки советской авиации на суда. А здесь подтверждение того, что в городе при освобождении было всего 30 жителей - http://altudarnik.ru/arc/?a=1790!  Кто из этих 30 работал на немцев, думаю, компетентные органы «разобрались» уже давно.
"...19 августа 1942 года начались бои за НОВОРОССИЙСК. Они не утихали ни днём, ни ночью и продолжались 393 дня. Ожесточённые бои шли на улицах города. Остановить врага удалось лишь в юго-восточной части Новороссийска. Со второй половины октября 1941 года начались ежедневные налёты фашистской авиации на КЕРЧЬ. В тяжелейших условиях удалось вывезти из города 30000 жителей. Фашисты проводили в городе жесточайший террор: они уничтожили 15000 советских военнопленных, погибли 14000 мирных жителей и свыше 14000 увезли на принудительные работы в Германию. В октябре и ноябре 1943 года немцы проводили насильственную эвакуацию жителей города и окрестностей, укрывавшихся расстреливали. На момент освобождения города в нём оставалось всего 30 человек...".
С уважением,

#260 19.10.2013 14:55:07

Tangut
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #754799
Ну а как можно опровергать подобные байки? Взять со всех узбеков - участников ВОВ справки, что они там ничего не грабили?

Нужны данные о том, какие части в августе 1942 года обороняли район Абрау Дюрсо.

#261 19.10.2013 14:59:10

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

И что дадут номера частей?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#262 19.10.2013 15:57:46

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10249




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Tangut написал:

Оригинальное сообщение #754836
какие части в августе 1942 года обороняли район Абрау Дюрсо

А его кто-то оборонял? Абрау-Дюрсо в стороне от дорог в тупике в горах, зачем его оборонять? Обороняли дорогу со стороны Верхнебаканской.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#263 19.10.2013 16:45:53

Tangut
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #754841
И что дадут номера частей?

1. Скорее всего, никакого полка на территории Абрау Дюрсо не было. В силу особенностей местонахождения поселка, как справедливо отмечено.
2. По номерам частей - места их формирования. Полагаю, что "узбекские" там отсутствовали.

#264 19.10.2013 16:51:17

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Tangut написал:

Оригинальное сообщение #754887
1. Скорее всего, никакого полка на территории Абрау Дюрсо не было.

Практически недоказуемо, тем более с учетом того, что части под ударом противника могли рассеиваться, а управлением ими из штаба, где писали оперсводки - теряться.

Tangut написал:

Оригинальное сообщение #754887
2. По номерам частей - места их формирования. Полагаю, что "узбекские" там отсутствовали.

Место формирование это одно, а маршевые пополнения - другое. Если часть участвовала в длительных боях от ее первоначального состава мало кто оставался.

Короче говоря, предлагаю Вам не ломать над этим голову, ибо еще Ломоносов говорил - "Один дурак камень в Неву закинет - десять мудрецов не смогут вытянуть".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#265 21.10.2013 12:06:14

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #754890
Короче говоря, предлагаю Вам не ломать над этим голову, ибо еще Ломоносов говорил - "Один дурак камень в Неву закинет - десять мудрецов не смогут вытянуть".

Совершенно правильно, Мирослав Эдуардович.
Абрау обороняли части морской пехоты. И о защите винных подвалов есть более интересные слухи. Если разрешите, то в своё время.
на счёт местных в Абрау. Как и везде на Юге, там сейчас на много больше приезжих, чем коренных. Старики поумирали, а молодёжь мало что помнит о тех временах.
Летом 1942 года дивизии, сформированные в Средней Азии, в основном, направляли под Сталинград. А Новороссийск был он кому защищать. Но об этом - в своё время.

#266 25.10.2013 11:54:38

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

29 декабря из Новороссийска в Феодосию вышел конвой с войсками 236-й стрелковой дивизии, командир комбриг В.К. Мороз, в составе транспортов "Ташкент", капитан К.Е. Мощинский, "Жан Жорес", капитан Г.И. Лебеденко, "Красный Профинтерн",  капитан А.С. Полковский, " Ногин ", капитан Е.М. Михальский. Начальник конвоя капитан 3 ранга Г.П. Негода шел на тральщике " Защитник "     
В конце дня из Туапсе двумя группами вышел второй отряд транспортов с частями 63-й горно-стрелковой дивизии. Погода к этому времени еще боле ухудшилась. Мела пурга, сильный ветер поднял крутую волну, на судах началось обледенение. Из-за этого транспорта пришли в Феодосию с опозданием.
Всего за 29 и 30 декабря на судах транспортного и военного флотов из Новороссийска и Туапсе в  Феодосию было переброшено 17 635 советских воинов, 34 танка, 96 орудий и минометов, 1500 лошадей, 300 автомашин, сотни тонн боеприпасов, много фуража и продовольствия.
И на каждом транспортном судне шли бригады грузчиков Новороссийского порта. Они были и в первой волне десанта. Грузчики работали не обращая на обстрелы и бомбежки порта. Десятки бомб и снарядов падали в воду и на берег. На палубу летели осколки, камни, куски грязи. Работа прерывалась лишь в момент сбрасывания бомб. Тогда раздавалась команда «Ложись!», и люди ложились у лебедок и люков, чтобы после грохота взрывов вновь занять свой рабочий пост. За эти два дня на  боевом посту погибли Галущенко, Крюк, Кваичурадзе, Коробов, Мойстренко, получили ранения Хачатурьянц, Досчик, Каспорянц.
Еще один десант был высажен в районе станции Сары-голь (ныне Айвазовская). Рота 251-го горнострелкового полка 9-й горно-стрелковой дивизии была высажена тральщиком Т-412. Отряд предпринял атаку на станцию, но был выбит немецкими войсками при поддержке бронепоезда. Бронепоезд был создан из броневагонов подбитых и брошенных в Крыму советских бронепоездов. Не имея тяжелого вооружения, заняв оборону на открытом участке, десантники  была почти все погибли в бою с превосходящими силами противника.
Высадив десант, экипаж тральщика Т-412 ночью 30 декабря спас людей с полузатонувшего баркаса крейсера "Красный Кавказ". Командир и комиссар БТЩ, не имея связи с командованием десанта, и учитывая подходящий к концу артбоезапас, приняли решение вернуться в Новороссийск. По возвращению БТЩ в порт командир Т-412 Г. Бартош и комиссар Н.Кононов были обвинены в трусости и приговорены трибуналом к расстрелу. Впоследствии, приговор был отменен, но оба офицера были направлены в штрафной батальон.
В районе Коктебеля с подводной лодки "Д-5"были высажены 29 добровольцев-десантников. Высадка велась. Один из десантников погиб сразу, сорвавшись за борт. В результате боя с частями самообороны в районе Коктебеля большая часть десантников погибла. В живых осталось всего три человека.
Планируемый масштабный воздушный десант во Владиславовке так и не был высажен, как пишут, "из-за нехватки самолетов".
30 декабря решением Ставки Верховного Главного командования Закавказский фронт был переименован в Кавказский с оперативным подчинением ему Черноморского флота. Командующий фронтом был назначен генерал-лейтенант Д.Т. Козлов, членом Военного совета – дивизионный комиссар Ф.А. Шаманин, начальником штаба – генерал-майор Ф.И. Толбухин.

#267 25.10.2013 18:05:03

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #756930
Начальник конвоя

Командир конвоя

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #756930
десантники  была почти все

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #756930
Грузчики работали не обращая на обстрелы и бомбежки порта.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #756930
Высадка велась.

Надо бы еще подредактировать.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #756930
Впоследствии, приговор был отменен, но оба офицера были направлены в штрафной батальон.

Штрафбатов в ВС СССР в то время еще не существовало, впрочем, как и офицеров.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #756930
В живых осталось всего три человека.

Помнится, в расположение наших войск вышло три человека, что не то же самое.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#268 30.10.2013 11:35:21

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо за правку, Мирослав Эдуардович!
На счёт штрафного батальона - так было в источнике. Если следствие шло полгода, то вполне могли попасть в "первые ряды" штрафбата.

#269 01.11.2013 11:56:05

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Но Новороссийск заботился не только о Феодосии.
31 декабря из порта вышли транспорта "Абхазия" и " Белосток" в охранении крейсера "Молотов" и лидера "Ташкент".  На них шли в Севастополь части 386-й стрелковой дивизии, несколько маршевых рот, боеприпасы. На крейсере была доставлена оперативная группа инженерных заграждений во главе с начальником штаба инженерных войск РККА генералом И.П. Галицким. На борту так же было 20 тыс. противотанковых, 25 тыс. противопехотных мин, 200 тонн взрывчатки. В составе группы находился полковник, в последствии генерал-лейтенант инженерных войск Е.В. Леошеня. 1 января корабли прибыли в Севастополь.

#270 08.11.2013 12:07:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Новый, 1942 год, в Новороссийске встречали с необыкновенной радостью. Накануне было передано по центральному радио и распечатано во в всех газетах поздравление и  приветствие Верховного главнокомандующего тов. И.В. Сталина в адрес командующего Кавказским фронтом и командующего Черноморским флотом:
«Поздравляю Вас с победой над врагом и освобождением города и крепости Керчь и города Феодосии от немецко-фашистских захватчиков».
Наконец-то, началось! На предприятиях города проходили собрания, а 31 декабря прошёл общегородской митинг, на котором были приняты  письмо трудящихся Новороссийска генералам Первушину, Львову, капитану 1 ранга Басистому и приветственное письмо от трудящихся Новороссийска освободителям Крыма. 1 января эти письма были опубликованы в городской газете «Новороссийский рабочий».
Но очень скоро наступило отрезвление. Из Феодосии стали возвращаться корабли с тяжелыми повреждениями. И их надо было ремонтировать. Но разыгравшийся норд-ост не позволял это сделать.
Крейсер «Красный Кавказ» с тяжелейшими повреждениями, в том числе 8 пробоинами в корпусе в районе ватерлинии, вошёл на рейд Новороссийска 1 января в 0 часов 47 минут  Вспоминает командир крейсера М.И. Гущин:
"...И тут же получили новогодний "подарок": грянула бора.
К утру ветер усилился. Волны, казалось, вот-вот собьют с поврежденных бортов заплаты. Кое-где внутрь помещений проникала вода. Мы вызвали из портовых мастерских бригаду рабочих для заварки пробоин и других неотложных работ. Но портовый буксир не рискнул подойти к крейсеру. Не теряя времени, личный состав 5-й боевой части начал своими силами подкреплять заплаты, рулевую колонку, переговорные трубы...»
Вечером в Новороссийск из Феодосии вернулся отряд кораблей огневой поддержки десанта. Командир отряда капитан 1 ранга В.А. Андреев и бригадный комиссар В.И. Семин были вызваны к начальнику Главного политического управления ВМФ И.В. Рогову, накануне вернувшемуся из Севастополя, и доложили ему о ходе высадки десанта, о мужестве командиров и политработников, о массовом героизме личного состава кораблей эскадры. Об этом пишет Горшенин.
Но если был норд-ост, о котором писал М.И. Гущин, не позволивший принять на борт крейсера судоремонтников, то совершенно не понятно, как сумели попасть на берег В.А. Андреев и В.И. Сёмин. Может быть, это было не 1 января, а позже?

#271 15.11.2013 11:43:00

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Но возвращались не все корабли.
Уже 31 декабря под ударами авиации противника в Феодосии затонул у причала п/х «Красногвардеец», капитан Д. В. Кнаб. Экипаж без потерь покинул судно.
В новогоднюю ночь на 1 января на выходе из порта п/х «Ташкент», капитан К. И. Мощинский, подвергся атакам групп бомбардировщиков. В него попало 5 бомб и он сел на грунт по палубу и загорелся.. Погибло 17 членов экипажа. Остальные добрались до берега. Капитан был тяжело ранен. 4 января в Феодосии авиацией потоплен п/х «Зырянин», капитан П. Л. Толбузин, погиб 1 человек. 5 января у широкого мола Феодосии затонул т/х «Ногин», капитан П. Л. Безайс, разбитый авиацией.
В связи с большими потерями гражданских судов 7 января нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов приказал командованию  Черноморского флота срочно отремонтировать все находившиеся на консервации и поврежденные суда, для чего в помощь мастерским и заводам выделить корабельных инженеров и инженеров-механиков, а также приспособить для перевозки воинских грузов танкеры и все мелкие суда.
Перевозка грузов в Керчь и Феодосию была переложена на небольшие суда, вплоть до рыбаков и самоходных барж небольшой грузоподъёмности. Они шли вдоль берега со своей парадной скоростью, чуть больше скорости пешехода и везли, чаще всего боеприпасы. Весной эти корабли активно обстреливала авиация противника. И среди моряков дорога в Керчь получила название «Аллея бомб».
Обломки погибших судов, шлюпки, всё, что уцелело, осталось на плаву после неравного боя с фашистскими стервятниками море выбрасывало на пляжи под Анапой, на косу между  Бимлюком и Джемете. Здесь же, на Анапском пляже, был спасательный вельбот с теплохода «Армения». Название судна, написанное черной краской, сохранилось на белом борту. Не пригодившийся ни кому, вельбот долго гулял по морю, пока не оказался под Анапой.

#272 16.11.2013 13:59:52

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #759962
Крейсер «Красный Кавказ» с тяжелейшими повреждениями, в том числе 8 пробоинами в корпусе в районе ватерлинии,

Сложно охарактеризовать тяжелейшими повреждения, устраненные в течение пары дней. А вот от налета авиации 8 января (ЕМНИП) повреждения действительно были тяжелейшими.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#273 22.11.2013 11:29:03

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

3 января норд-ост убился и израненный крейсер «Красный Кавказ» встал к причалу. Но напрасно командир крейсера ждал судоремонтников. Командование посчитало, что трёх штормовых суток вполне хватило, что бы команда корабля устранила все боевые повреждения. Не успели опустить трап, как на борт поднялись армейские командиры с предписанием штаба флота принять на борт зенитчиков и доставить в Феодосию... Но состояние «Красного Кавказа» исключало какой бы то ни было дальний переход. Об этом командир крейсера прямо и сказал контр-адмиралу Елисееву.
— Знаю, — сухо ответил мне начальник штаба. — Но у нас нет выхода, Гущин. Дивизион в Феодосии нужен позарез. Все наши зенитчики вместе с войсками продвинулись в глубь полуострова. Нечем прикрывать порт. А туда сейчас идет транспорт за транспортом с подкреплениями. Только «Красный Кавказ» может быстро доставить артиллерию в Феодосию. Других кораблей у штаба под рукой нет. Понимаешь?
М.И. Гущин понимал всё. Перед войной он попал в «стальные ежовые рукавицы», но выжил, сумел вернуться на флот и стать командиром крейсера. Он понимал, что в случае отказа, ему могли припомнить недавнее прошлое. Крейсер вместо ремонта начал погрузку. На палубу было погружено двенадцать зенитных 85-мм зенитных пушек и 1700 ящиков снарядов к ним, 10 грузовых автомашин и 2 трактора-тягача, в кубрики - 1200 красноармейцев и командиров.
В этот день на поезде в Новороссийск прибыли военные корреспонденты газеты «Красная Звезда» К.М. Симонов и газеты «Правда» М.И. Мержанов. Константин Михайлович ой вспоминал:
«.. Мы прошли какими-то арками, потом через какой-то туннель, и наконец через полчаса ходьбы добрались до набережной, где в небольшом двухэтажном доме помещался штаб Черноморского флота. Я надеялся застать там известного мне по Одессе члена Военного Совета флота Азарова, но его не было, и пришлось обращаться к комиссару штаба тыла, который посетовал: прибудь мы всего на полчаса раньше, мы бы ещё поспели на крейсер «Красный Кавказ», который ровно две минуты назад – комиссар штаба тыла при этом посмотрел на часы – отвалил от стенки и пошёл в Феодосию. 
Не очень-то доверяя такой слишком уж картиной точности, я попросил все же позвонить в порт, может крейсер ещё не отвалил. Он ответил, что на флоте точность – это действительно точность. Но я всё-таки попросил его ещё раз позвонить.
Когда он позвонил, выяснилось, что крейсер ещё здесь, но должен отвалить с минуты на минуту. Мы взяли у комиссара записку и, как угорелые, выскочив из штаба, в сопровождении краснофлотца понеслись по набережной на дальний причал, у которого стоял крейсер. Все причалы были полны судов. Стояла морозная погода и шел снег. Над морем и над набережной курился густой белый пар. Гулко шагали матросские патрули. Минут через двадцать добежали до крейсера, который и не думал отваливать. На него догружали орудия, ящики с боеприпасами, автомашины и многое другое. Кроме грузов, на крейсере шли в Крым штабные работники 44-й армии, командование которой уже находилось в Феодосии...»
    Все же комиссар штаба тыла флот оказался прав. «Красный Кавказ» уже выбрал швартовы и готов был отойти от пирса, когда на нем появился посыльный из штаба флота.
     - У меня екнуло сердце. «Что-то стряслось», - вспоминал М.И, Гущин. - Так оно и оказалось. Посыльный передал мне приказание командования отложить выход на сорок минут с тем, чтобы принять на борт штаб сорок четвертой армии, который также следовал в Феодосию.
Именно в эти сорок минут и сумели К.М. Симонов и М.И. Мержанов попасть на крейсер.
Пока грузили штаб, с гор на море сполз туман и накрыл бухту. На выходе из ворот порта (проход между молами) крейсер чуть не столкнулся с транспортом. Ни кто не изменил график движения судов в связи с задержкой крейсера! Командир крейсера доложил по радио о случившемся командиру НВМБ и получил приказ ждать. Только в 24 часа получили разрешение на выход.
На переходе крейсер забрызгивался волнами и обледенел. И весь груз примерз к палубе, да ещё покрылся коркой льда. Это очень редкое явление для Чёрного моря, но в тот год оно было. В Феодосию крейсер пришёл рано утро. Разгрузку надо было провести очень быстро. Объявили аврал. Все свободные от вахт моряки и красноармейцы вырубали изо льда пушки и машины и на руках катили их к стрелам.
На борта оставалась последняя пушка, когда появились пикирующие бомбардировщики фашистов и пошли в атаку на корабль с разных сторон. Зенитчики «Красного Кавказа» открыли огонь. Взрывы снарядов буквально облепили самолеты. Пять  немецких летчиков сбросили бомбы раньше времени и отвернуть от цели. Но шестой летчик спикировал до предельно допустимой высоты и, выходя из пике, сбросил бомбу. Прошитый снарядами загорелся и врезался в землю.  Но бомба упала между пирсом и кормой «Красного Кавказа», всего в нескольких метрах от нее.
Крейсер подбросило страшным по силе взрывом и резко накренило на левый борт, едва не зачерпнув воды. Ударной волной перекосило палубу, сорвало с фундаментов несколько 100-миллиметровых пушек, повредило и вывело из строя многие приборы и механизмы. Этим воспользовался противник. Самолёты сумели сбросить две бомбы по левому борту крейсера. Последний самолёт сбросил бомбу рядом с кормой. Еще раз перекосило палубу, весь корпус угрожающе затрещал. И этот самолёт зенитчики крейсера сумели сбить.
За десять минуть боя крейсер «Красный Кавказ» потерял часть артиллерии ,вышли из строя многие приборы и механизмы и, самое страшное, корпус корабля получил повреждения и забортная вода поступала во многие помещения. Крейсер тонул…
Командир корабля капитан 2 ранга М.И. Гущин приказал срочно поднять якорь, обрубить швартовые и выйти в море. На выходе из бухты корма крейсера почти скрылась под водой.  Моряки крейсера боролись с поступающей водой, заделывая многочисленные пробоины. Крейсер продолжала преследовать авиация противника. Гидравлические удары выбивали установленные заделки в пробоины. От взрыва одной бомбы заклинило рули,  другая – оторвала один из винтов крейсера. Взрывами было повреждено две турбины из четырёх. Дифферент на корму достиг четырёх метров!
Отбив очередной налёт, крейсер лёг в дрейф. В затопленные отсеки ушли водолазы.
Но ветер усиливался, усиливалась и качка. Волны с огромной силой били в борта, расшатывая наши временные крепления, срывая пластыри, ломая распорки и выбивая заглушки. Теперь уже не только в корме, но и в носовой части корабля стали расходиться швы, ослабли заклепки. Несмотря на принятые меры, воды продолжала поступать. Дифферент увеличился до пяти метров. Вода плескалась у четвертой башни.
Крейсер дал ход. Управлять кораблём приходилось с помощью турбин. Приказания в машину передавались по живой цепочке из краснофлотцев. И не раз ещё приходилось останавливаться и ложиться в дрейф, бороться с водой поступающей  в помещения.
    И всё же глубокой ночью 5 января 1942 года израненный крейсер «Красный Кавказ» пришёл в Новороссийск.

#274 22.11.2013 12:51:21

Елкин А В
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Друзья помогите идентифицировать.
Объекты в районе Мысхако.
68Б. Мотобот
Принадлежность СССР. По всей вероятности мотобот проекта №165. Время гибели ВОВ.
Мотобот обнаружен совместной экспедицией  клубов «РТК-Дайвер» (Новороссийск) и «Ростов-Дайв» (Ростов-на-Дону). Корпус мотобота перевернут вверх килем. Разрушений нет. Возможно, что данный объект затонул в результате шторма, или от близкого падения артиллерийского снаряда.
Координаты  44° 38.000'N 37° 40.000'E
Глубина 45 метров
Возвышение над грунтом 1 метр.

68В. Мотоботы  2шт
Принадлежность СССР. Вероятнее все мотоботы проекта №165. Возможный год гибели 1943.
Мотобот обнаружен  совместной экспедицией  клубов «РТК-Дайвер» (Новороссийск) и «Ростов-Дайв» (Ростов-на-Дону).  2-а мотобота лежат рядом на ровном киле. Вокруг разбросаны  76-мм гильзы.
Координаты 44° 38.000'N 37° 48.000'E
Глубина 45 метров.
Возвышение над грунтом 1,5 метра.

68Г. Неизвестное судно.
Принадлежность СССР. Неизвестное деревянное судно. Возможно рыболовецкий сейнер. Вероятный год гибели 1943.
Обнаружено в 2008 году дайверами из клуба РТК-Дайвер (г. Новороссийск).  Судно лежит на грунте практически на ровном киле. Кормовая часть разбита вероятнее всего подводным взрывом. Вокруг корпуса лежат остатки вооружения и такелажа.
Координаты   44° 38.000'N  37° 38.000'E
Глубина 44 метра.
Возвышение над грунтом 2-2,5 метра.

Надо для книжки

#275 29.11.2013 11:37:32

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Командир корабля радиограммой доложил в штаб флота о прибытии и о положении дел на «Красном Кавказе». И просил выслать буксир для проводки крейсера в порт. Сделать это самостоятельно корабль не мог: всякий маневр под двумя машинами на сложном и к тому же заминированном фарватере исключался.
Но штаб флота ответной радиограммой приказал следовать крейсеру в Туапсе. В буксире было отказано.
А до Туапсе семьдесят миль по штормящему морю. И вода плещется у кормовой башни главного калибра!
Мне не удалось установить, кто подписал такую радиограмму. И на каком основании. Впрочем, помять штабников можно. Раз дошли из Феодосии до Новороссийска, значить дойдут и до Туапсе. Просто ни кто не стал вникать в истинное положение дел на крейсере. И сопровождающих кораблей не дали.
Утром 5 января «Красный Кавказ» пришвартовался в Туапсе. Из рваных пробоин высовывались брезентовые пластыри, парусиновые матросские койки, свернутые в комок шинели и бушлаты — все, чем моряки преграждали путь воде.
Только 28 января крейсер «Красный Кавказ» вышел из Туапсе в Поти на ремонт. Три недели приводили крейсер в состояние для безопасного перехода в штормовых условиях. Крейсер шёл на буксире танкера «Москва».
Искалеченный, со следами многочисленных пожаров, с пробоинами, которые, как раны, зияли в его закопченных, помятых и ободранных бортах на буксире входил крейсер «Красный Кавказ» в Поти.
    «…Но что это? Почему гремит музыка встречного марша, а над кораблями эскадры вьются флаги расцвечивания? – вспоминал М.И. Гущин. -  Почему экипажи выстроены вдоль бортов? Встречают? Но кого? Видимо, эта мысль промелькнула у всех на «Красном Кавказе». Но уже в следующий момент все сомнения покинули нас: на флагмане, а затем и на остальных кораблях взвились сигналы: «Да здравствует героический крейсер «Красный Кавказ»!», «Слава героям Феодосии!» Вслед за этим с кораблей грянуло могучее «ура!».
Скажу прямо — мы были глубоко тронуты такой встречей. Семь суток продолжалась одиссея «Красного Кавказа», семь долгих дней и ночей мы противостояли врагу, морю и огню. И победили. И сейчас, смертельно уставшие, покрытые ранами, краснокавказцы воспаленными глазами смотрели на шеренги встречающих и не замечали катившихся по щекам слез. Это не были слезы слабости. Их стыдятся. То были слезы высшего счастья, которыми плачут воины, вернувшиеся из битвы, победившие в ней; то были неудержимые слезы скорби, которые сопутствуют каждой победе, ибо ее торжество взывает к памяти павших...»

И всё же вопросы остаются:
1. Надо ли было рисковать крейсером, отправив его с большим запозданием в Феодосию, явно подставляя корабль под удары авиации противника?
2. Надо ли было продолжать рисковать крейсером, отправив искалеченный корабль из Новороссийска в Туапсе по штормовому морю без какого либо сопровождения буксирами?
3. Кто был автором приказа, пославшего крейсер в Туапсе? Неужели Елисеев со своей логикой: «Но у нас нет выхода»? Если это так, то образ Елисеева что-то очень резко меркнет в моих глазах.

Страниц: 1 … 9 10 11 12 13 … 34


Board footer