Сейчас на борту: 
shaulys,
капитан,
клерк,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 10 11 12 13 14 … 34

#276 06.12.2013 12:00:54

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

С Керченско-Феодоссийским десантом связана одна из легенд Новороссийска.
Жил в городе мальчик – Витя Новицкий. Родился он в 1927 году. Его биография так искажена и приукрашена  исследователями и доброжелателями, что точно не известно: толи Новицкий был его отчим, взявшим в жены молодую маму чуть ли не с младенцем,  то ли Витя был из беспризорников, усыновленный бездетной четой Новицких, то ли всё же это была нормальная семья. Отец был на много старше матери, любил выпивать и поучить сына правильной жизни. Но иногда на отца находило и он, в пьяном виде, одетый в одни кальсоны, жаловался на жизнь. Мол, и он принимал участие в расстреле императора Николашки, но все его подельники при власти и чинах, а у него нет денег даже штаны себе купить. Правда, после 1937 года, когда стало известно о судьбе его сослуживцев, тот присмирел и больше себе такого не позволял.
К сожалению, ни кто этот вопрос не исследовал и ни каких материалов об этом нет.
Витя, спасаясь от горячей руки папаши, убегал из дома, прятался. Конечно, такой образ жизни сформировал его характер – смелый, независимый, несколько хулиганистый. Но хулиганом, имеющим дело с милицией, Витя не был.
Когда началась война Витя как и все школьники участвовал во всех обязательных работах по сбору плодов и ягод, устройстве щелей около школ, дежурил на крышах домов во время воздушной тревоги и помогал в госпитале. В декабре 1941 года он пропал и появился только через два месяца. Ни кому он ничего не рассказывал, где был и что видел. Но пошли слухи, что Витя участвовал в чуть ли не в первом броске десанта, воевал на Керченском полуострове в Камыш-Буруне и вернулся по ранению.
На сколько это возможно, что бы моряки взяли в десант 14 летнего парнишку, у которого в Новороссийске был дом, родители?
Мне больше представляется вероятной версия, что Витя убежал из дому, пристал к воинской части, но на полуостров так и не попал, проходил службу в тыловых частях на Тамани, где и обучился владеть оружием. А ранение мог получить и от бомбежки. Поэтому он о своих похождениях ни кому и не рассказывал.
Умение владеть оружием ему пригодилось в сентябре 1942 года, о чём будет сказано дальше.

#277 13.12.2013 11:34:32

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Успешно проведённая Керченско-Феодоссийская десантная операция оказалась в большой зависимости от погоды.
На Чёрном море разбушевался шторм с резким понижением температуры. Корабли в Черном море обмерзали, как на крайнем севере. Фотокорреспондентом М.И. Мержановым были сделаны фотоснимки таких кораблей. Северо-восточный ветер, ранее называвшийся в Новороссийске Бора, а сейчас просто Норд-Ост, обычное явление для января – марта. Сегодня, он несколько поуспокоился. Это вызвано строительство Краснодарского и, особенно, Неберджаевского водохранилищ, над зеркалом которых норд-ост несколько успокаивается. Самый большой ветер, который мне довелось застать, это 40 - 45 м/сек, порывами до 64 м/сек. Транспорт не ходил. И на завод добирались пешком. Удовольствие, как раз для поднятия адреналина. Идёшь, над твоей головой летают листы шифера и металлопрофиля, картона, ветки… И не знаешь, где всё это рухнет на землю. Поднятых таким порывом голубей просто уносило в бухту, они не могли пересилить ветер. Впрочем, если и сам зазеваешься, то и тебя ветер безжалостно валил на землю и катился ты до серьезного препятствия. Одно спасало, что транспорт не ходил.
Это форс-мажор, как принято говорить. Но ветер метров 10 -15 м/с с порывами до 20- 25 м/с – это обычный ветер для Новороссийска зимой. И не только норд-ост, но и южный, дующий с моря – моряк. Когда ветер превысит 25 м/сек, то волны переплескивают через молы. Красивая картина.
Так вот, если ветер такой ветер привычен для новороссийцев, то при силе ветра более 15 м/сек прекращают работу портовые краны и погрузка может вестись только грузчиками, поднимающими не более 100 кг. Да и побегать по трапам с мешком за плечами под центнер весом в норд-ост – удовольствие далеко ниже среднего. Но, грузили – фронт требовал. А погрузка тяжелых грузов из-за этого задерживалась. Так, танки 126-го отдельного танкового батальона 44-й армии вместо второго дня операции были доставлены только 11 января, но без запасов горючего и боеприпасов.
Об этом писал в мемуарах Г.Н. Холостяков:
«…В Новороссийск прибыл в качестве постоянного представителя тыла Кавказского фронта (вскоре переименованного в Крымский) генерал-майор В. К. Мордвинов. Он контролировал поступление грузов по железной дороге и основательно на нас нажимал, добиваясь быстрейшей транспортировки их дальше морем.
Генерал Мордвинов служил еще в старой армии, в гражданскую войну командовал дивизией. Но с морем и кораблями этот многоопытный военный человек никогда раньше не соприкасался и первое время слышать не хотел, что с морской стихией тоже приходится считаться. За ссылками на непогоду он склонен был усматривать неорганизованность, недостаток чувства ответственности.
А зима на Черном море выдалась необычно суровая. Вновь и вновь принимался бушевать норд-ост. Много раз на дню я с опаской поглядывал на гору Колдун, которая, как известно всем новороссийцам, «делает погоду» в Цемесской бухте. Стоит повиснуть над Колдуном облачку — и можно уже не сомневаться: скоро задует бора. По тому, как ведет себя облачко, насколько закрыло оно вершину горы и как сползает по склонам, старожилы могут даже определить, когда именно этого ждать — через полсуток, через пять-шесть часов или вот-вот...
Бора доставляет Новороссийску много неприятностей во всякое время года. Но январские и февральские норд-осты — самые свирепые. Иногда даже стоянка судов в гавани становится невозможной — не держат никакие якоря и швартовы. В ту зиму один тральщик, не успевший вовремя уйти от Пассажирской пристани, ударило об нее так, что он тут же опустился на грунт и с большим трудом был возвращен потом в строй. Получали серьезные повреждения и суда покрупнее.
Услышав как-то от меня, что нельзя производить погрузку, пока не утихнет бора, генерал Мордвинов пожелал лично в этом убедиться. Что ж, пошли. Накатом захлестывало уже всю набережную. Если оступиться, того и гляди, смоет (такие случаи бывали). А схлынет волна — ноги примерзают к обледеневающим на ветру камням. Стоило немалого труда дойти до причалов в более тихой [158] части порта, где суда кое-как удерживались на швартовых, подрабатывая машинами.
Стали подниматься на транспорт, а ветер задул вдруг так, что Мордвинову пришлось, чтобы не сбросило с трапа, оседлать пропитанный тавотом трос и вцепиться в него обеими руками. На борт он, в конце концов, взобрался, однако больше не настаивал на немедленном возобновлении погрузки.
Больших перебоев в отправке судов норд-ост все же не вызывал. Как только он утихал, портовики делали все возможное, чтобы наверстать упущенное. Понадобилось не слишком много времени, чтобы в этом удостоверился и представитель фронтового тыла, с которым у нас установилось полное взаимопонимание…»

#278 20.12.2013 11:32:40

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Первую неделю нового года вражеская авиация не беспокоила город. Только 1, 3, 5 и 6 января над городом пролетали одиночные самолёты, но бомбометания они не производили. 7 января налёты возобновились. В 15 часов 10 минут три Ju-88 провели бомбардировку железнодорожной станции, района нефтебаков и порта. При этом одна фугасная бомба, сброшенная над станцией, не взорвалась. Из-за несвоевременно поданного сигнала воздушной тревоги очередь магазина на железнодорожной территории не разошлась и погибло 14 человек, ранено тяжело 8 и легко – 19 человек. На железнодорожной станции погибло 4 и тяжело ранен 1 человек, на цемзаводе «Пролетарий» - погибло 3 человека, тяжело ранен 1 и легко ранены 2 человека, разрушено три жилых дома.  и на предприятиях «за счёт лиц, не успевших укрыться». В районе нефтебаков разрушены дом и баня, ранено 3 человека. На всех предприятиях повреждены коммуникации, железнодорожные пути.
8 и 9 января, ближе к обеду, над городом пролетало по одному Ju-88 на высоте около 2 тысяч метров, но бомбометания они не производили. 8 января в 15 яасов 25 минут в городе была объявлена воздушная тревога, но оказалось, что это пролетают наши самолёты. Зенитчики огня открыть не успели.
Но 9 января почти в это же время, в 15 часов 48 минут три Ju-88 с высоты одной тысячи метров сбросили на промышленную зону города 36 фугасных бомб. В журнале МПВО отмечено, что 1 ФАБ-250 и 7 ФАБ-50 кг не взорвались. Были повреждены коммуникации, промышленные объекты, погиб 21 человек и ранено 42 человека.
После этого, одиночные самолёты пролетали над городом, но бомбометания до 25 февраля не было.

#279 30.12.2013 11:22:50

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Но, оставив в покое Новороссийск, имевший достаточно сильную противовоздушную оборону, немецкая авиация продолжала бомбить Крым и Судана переходе.  В январе на аэродром Саки в Крыму перебазировалась авиагруппа,  вооруженная  самолетами-             торпедоносцами Не-111 модификации Н-6.  Это дало возможность противнику совершать крейсерские полеты по маршруту:  огибая южное побережье Крыма пролетать кратчайшим путем, связывающим Новороссийск с Севастополем, выходить к побережью в районе Туапсе - Геленджика и далее, двигаясь вдоль береговой черты,  осуществлять перехват судов,  идущих в Керчь, Камыш-Бурун и Севастополь. Таким образом, перерезались артерии, питавшие обе группировки советских войск в Крыму.
А корабли невоенного флота продолжали отправлять без охраны. Ну не считать же за серьезную охрану пару катеров МО-4? И немецкие лётчики добились серьезных успехов.
9 января при выходе из Феодосии в районе маяка грузовой пароход «Чатрыдаг»,  капитан П. Я. Исаченко, был атакован 10 бомбардировщиками. Три бомбы попали в судно и оно затонуло. Близость к берегу позволило спастись всей команду.
А грузовой теплоход «Спартаковец», капитан Д. М. Малик, в тот же день погиб при налёте у причала после разгрузки.
Грузовой пароход «Батайск», капитан С. А. Бублик, так же был потоплен 14 января у причалов Широкого мола авиацией противника. Погибло три человека.
Грузовой теплоход «Жан Жорес», капитан Г. Н. Лебедев, погиб, подорвавшись на мине около мыса Ильи. Считается, что эта магнитная мина была выставлена авиацией противника. Погибло около четырёх десятков человек.
    А пароход «Коммунист», капитан Л. Г. Кабаненко, выйдя из Новороссийска 19 января, пропал в море. Считается, что затонул во время шторма. Хотя и здесь можно ожидать действия авиации противника.
    Константин Михайлович Симонов из Крыма возвращался на рудовозе «Анатолий Серов», общался с командой. Он вспоминал:
" ... я вынес ощущение, что на Черном море мы по началу мы недостаточно берегли  свой торговый флот, недостаточно прикрывали своим военным флотом торговые суда и, поставив на них по две-три пушки, порой пускали их на произвол судьбы в             опасные рейсы. Так получилось, в частности, и в Феодосии, где после великолепной  высадки десанта, потом при подброске подкреплений и боеприпасов многие пароходы шли в разброд, без конвоя, и немцы потопили  четыре или пять из них...
... А что до торговых моряков, с которыми я говорил в тот день, то это храбрые ребята, но в их душах присутствовало горькое чувство обиды и даже некоторой
обреченности: ну, что ж, может быть, они сделают еще один рейс, может быть еще один, а там ... "
    Но это моряки торгового флота, ходившие на больших судах. А были ещё малые суда, именовавшиеся с юмором «Тюлькин флот»: рыбачки рыбколхозов и рыболовных артелей, вспомогательный флот портов, не предназначенный для выхода в открытое море, различные баржи. Часть кораблей мобилизовали в состав флота, а часть так и ходила под гражданским флагом, выполняя задания командования Крымского фронта. Не имея карт, не зная фарватеров среди минных полей, а как же, это вещь секретная, капитаны водили свои корабли по памяти, перевозя боеприпасы, вооружение, продовольствие и другие грузы. На этих кораблях не было пушек, а зачастую и пулёметов, вообще ни какого вооружения. Единственной защитой от авиации этих корабликов был манёвр. Да и команда была только этому рада. Потом что не было возможности открыть огонь по самолётам противника. А на одинокую баржу немецкие лётчики могли и не обратить внимания и не атаковать. А достаточно было даже небольшого осколка попавшего в груз боеприпасов, что бы кораблик взлетел на воздух вместе со своей командой.
    И ходили, перевозили грузы в Керчь, Камыш-Бурун корабли «тюлькиного флота». Правда, по воспоминаниям Л. Соболева, этот термин окончательно закрепился за кораблями только в 1943 году, после высадки десантов на Малую Землю. И даже один из сухопутных командиров искал адмирала Тюлькина и возмущался, что тюлькин флот есть, а адмирала Тюлькина – нет.

#280 10.01.2014 11:43:25

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

По поводу вооружения транспортов и гражданских судов артиллерией, главный конструктор артиллерийских систем Василий Гаврилович Грабин в мемуарах приводит такой эпизод. По заказу артуправления флота, контр-адмирал Акулин, конструкторское бюро разработало две модели 76-мм пушек для подводных лодок Ф-35 и надводных кораблей Ф-36 и изготовило опытные образцы. Главное отличие их от сухопутных систем было применение в конструкции нержавеющих материалов, что сильно удорожало орудия.
При рассмотрении вопроса в правительстве,  А.А. Жданов поставил вопрос:
- Нельзя ли морскому флоту обойтись без этих специальных пушек?
«Позиция его (А.А, Жданова) была понятна, - вспоминал В.Г. Грабин. – Новая пушка – дело дорогое, связанное с огромными затратами. Нужно оборудование, специальные сплавы и многое другое…»
Однако контр-адмирал Акулин подтвердил, что флот может обойтись без этих пушек. И производство этих 76-мм орудий не было развернуто. Флот остался с 45-мм орудием 21К.
Теперь, по прошествии стольких лет после войны мы модем оценить «принципиальную» позицию контр-адмирала Акулина.
Опытная пушка Ф-35 была установлена на одну из подводных лодок Черноморского флота и успешно воевала, в то время как остальные лодки этой серии несли 45-мм орудия.

#281 24.01.2014 12:05:14

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

С писателем Константином Симоновым связан небольшой эпизод, который мог  прославить Новороссийск.
    Вернувшись из Крым, замёрзшие и мокрые, К.М. Симонов и М.И. Мержанов появились в редакции газеты 44-й армии «На штурм». Редактор газеты Ю.М. Кокарев напомнил Константину Михайловичу об этом письмом:
      «... Вы появились внезапно в совершенно мокрых валенках, в мокром комбинезоне. И с порога первая просьба:
-    Ребята, водки или спирту...
        Вид у Вас был явно замерзающий, и мы сразу стали стягивать с Вас верхнее барахло. Вот спирту или водки у нас не было. Поставили на стол консервы и бутылку рислинга «Абрау-Дюрсо», Конечно, это была не та кондиция, но сразу же принялись откармливать и отпаивать Вас и Мартына. А часов в 11 вечера Вы начали читать стихи. Причем предложили сами:
-    Хотите послушать ?...
Прошибли они нас до слез. И это было не от хмеля, а от войны, от печали
потери Геннадия Золотцева – 23-летнего москвича, который погиб, не отлюбив, это было от разлук, оттого, что все мы тосковали по нежности. И тут я оскандалился. Когда Вы кончили читать «Жди меня», я полушепотом повторял:
-    Как хорошо...
А Вы внезапно предложили:
-    Хочешь, отдам… Возьми опубликуй...
   Это было неожиданно. И я стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое. И бил себя по лысеющей голове потом, когда эти стихи опубликовала «Правда».
    А вот перед тем, как ложиться спать, Вы у меня выпросили под утро машинистку. И на другой день Вы дали мне прочитать своего «Предателя». Мы его сразу отправили в набор...»
    Так редактор газеты «На штурм» упустил возможность первым опубликовать знаменитое стихотворение «Жди меня».
    А эпизод с девушками Константин Михайлович вставил в пьесу «Русские люди», бывшую очень популярной в 40 – 60-е годы ХХ века.
6 января, после ночевки в Новороссийске в редакции,  К.М. Симонов и М.И. Мержанов выехали на поезде  в Краснодар.
Больше К.М. Симонов в Новороссийск не попал.
Библиотекарь Новороссийской городской библиотеки Валентина Лютая, проводившая от библиотеки  работу среди солдат новороссийского гарнизона в 90-е и 00-е годы, рассказывала, что стихотворение К.М. Симонова «Жди меня», которое  знало наше поколение, было откровением для  молодых солдат. Они записывали его под диктовку и посылали домой любимым девушкам. И это через полвека после его написания.
К сожалению Валентины Ивановны Лютой уже давно нет среди нас. Рак.

#282 14.02.2014 11:36:06

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

А в Новороссийске готовились к новым десантам.
          14 января в 14 часов 25 минут из Новороссийска вышли подводные лодки «Щ-201»             и «М-55» для навигационного обеспечения высадки десанта в районе Судака – Новый Свет. А в 16 часов 20 мин из Новороссийска вышел отряд высадочных средств в составе канонерской лодки  "Красный Аджаристан", катеров МО-051, МО-022, МО-092, МО-014, МО-034 под общим командованием капитана 1 ранга В.А. Андреева. На борту канонерки находилось 580 десантников, а на шести катерах МО еще 136 моряков, назначенных в первый бросок.
15 января в 13 часов из Новороссийска в Судак вышел второй отряд с десантом в             составе крейсера "Красный Крым", эсминцев "Сообразительный",  "Шаумян", и отряд артиллерийской поддержки в составе линкора "Парижская коммуна",  эсминцев "Безупречный" и "Железняков" под командованием контр-адмирала Л.А. Владимирского. Катера ОВРа МО-051, командир лейтенант С.А. Бычков, МО-022, МО-092, командир лейтенант Э.Я. Баркман, МО-014, командир лейтенант М.Г. Кузьмин, МО-034, командир лейтенант Н.В. Завьялов, МО-0141 командир лейтенант С.Н. Баженов, под общим командованием капитан-лейтенанта А.П. Иванова, военком - политрук А.Ф. Стрижанов, которые находились на МО-051. Всего моряки должны были высадить в районе Судака около 1500 тысяч бойцов и 226-го горно-стрелкового полка, командир майор Н.Г. Селихов, 1500 человек.
Прибыв в назначенный район, корабли в 23 часа 55 минут открыли артиллерийский  огонь по вражеским позициям, а канонерская лодка и катера МО начали высадку десанта, по 45 человек на катере. Противник оказывал противодействие из единственного уцелевшего орудия. Капитан-лейтенант А.П. Иванов направил флагманский катер к берегу и высаженные на берег матросы в рукопашном бою уничтожили вражеский расчет. К 6 часам 16 января высадка десанта в Судаке была закончена, корабли вернулись в Новороссийск. При высадке были повреждены 120-мм орудие на линкоре, катер МО-0141, и канонерская лодка.
Но 16 января началось не советское, а немецкое наступление на Феодосию. 17 января наши войска оставили Феодосию. Эсминец "Сообразительный" последним ушел из порта, эвакуировав жителей города в Новороссийск. И в следующую ночь, 18 января, эсминец "Сообразительный" вышел из Новороссийска вышел для огневой поддержке войск под Феодосией.
Очень странно, что для такой важной операции не были использованы ни линкор, ни крейсер, хотя они участвовали в высадке десанта в Судак тремя днями раньше. Это наводит на мысль, что после потери крейсера «Червона Украiна» и выхода из строя крейсера «Красный Кавказ», командование Черноморского флота стало беречь крупные корабли, не посылать их на операции, где можно встретить огневое споротивление противника.
К десантникам,  высаженным в Судаке из под Феодосии смогли пробиться 23 бойца 157-й дивизии и бойцы первого батальона 818-го полка 236-й СД, во главе с военкомом Г.С. Чаловым.
Только в ночь на 23 января эсминец "Бодрый" сумел доставить боеприпасы десанту в Судаке. За пять рейсов двух шлюпок на берег были доставлены ящики с продовольствием и боеприпасами, а на корабль - раненные. После чего корабль благополучно вернулся на базу. (Откуда выходил и куда вернулся «Бодрый» мне установить не удалось. Думаю, что в Туапсе).
23 января в Новороссийске пришли крейсер "Красный Крым", эсминец          "Шаумян" с 1576 бойцами 544-го полка 183-й горнострелковой дивизии. Здесь к ним присоединился отряд огневой поддержки в составе эсминцев "Сообразительный" и "Безупречный" и отряд высадочных средств в составе тральщика Т-16 и морских охотников МО-051, МО-091, МО-012, МО-092, МО-022 и МО-14 с частями 252-го горнострелкового полка 183-й горнострелковой дивизии для высадки второго десантом в Судаке.
24 января в полдень, отряд кораблей с десантом вышел к берегам Крыма. К                ночи он подошел к Судаку и приступил к высадке. Несмотря на плохую погоду с крейсера, эсминца "Шаумян" и  тральщика Т-16 десант доставляли на корабельных шлюпках. Катера МО, высадив свой десант, перевозили солдат с кораблей. В 5 часов из-за усиливавшегося шторма высадку пришлось прекратить. На крейсере осталось около 300 человек. По просьбе командира 226-го полка эсминец "Сообразительный" обстрелял позиции противника в районе села Константиновка. Приняв 60 раненых, в 05.05 часов десантный отряд кораблей снялся с якорей и взял курс на Новороссийск. Всего было высажено около 1300 человек, выгружено 120 тонн боеприпасов, семь тонн продовольствия, два орудия и девять минометов. Но уже спустя два дня противник начал операцию по ликвидации судакской группировки.
27.01.42 Канонерская лодка "Красный Аджаристан" попыталась доставить боезапас десанту. Но из-за плохой погоды канлодка возвратилась в Новороссийск, не произведя высадку на берег.
   28 января эсминец "Безупречный" и два сторожевых катера подошли к району высадки десанта с продовольствием и боезапасом, но обнаружили, что весь берег был занят противником.   
29 января из Новороссийска вышел катер МО-044 под командованием старшего лейтенанта С. Попова с задачей выяснить обстановку в Судаке, так как с десантами связь становить не удалось. Прикрывать катер было поручено эсминцу "Безупречный". Катер прошел на малом ходу вдоль побережья Судака, но условных сигналов не было. После совещания с командиром эсминца было решено высадить разведчиков. При высадке МО-044 был обстрелян артиллерией противника, получил повреждение бензоцистерны, потерял ход и оставлен эсминцем, командир которого посчитал катер погибшим. МО-044 был обнаружен на третьи сутки дрейфа катером МО-124, командир лейтенант А. Козырев, с командиром звена старшим лейтенантом А. Власовым на борту. На буксире МО-044 был доставлен в Новороссийск.
        Оба десанта в Судак  погибли в боях с превосходящими силами противника.  Официальная версия гласит, что оказать помощь десантникам из-за штормовой погоды флот не смог.
    В результате боя с немецкими войсками, из состава двух полков, к партизанам смогло пробиться всего 126 бойцов, которые и составили отдельный партизанский отряд под командованием Селихова. В Судаке немцы захватили более восьмисот раненых. Всех их уничтожили…

#283 14.02.2014 13:39:59

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
Это наводит на мысль, что после потери крейсера «Червона Украiна» и выхода из строя крейсера «Красный Кавказ», командование Черноморского флота стало беречь крупные корабли, не посылать их на операции, где можно встретить огневое споротивление противника.

И тем не менее, в феврале "Парижанка" стреляла по немецким позициям у Владиславовки и была в ответ обстреляна с берега.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
Официальная версия гласит, что оказать помощь десантникам из-за штормовой погоды флот не смог.

А у Вас есть другая? Было бы интересно ознакомиться.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#284 14.02.2014 13:49:54

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6325




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #795426
и была в ответ обстреляна с берега.

И имела повреждения?


Sapienti sat

#285 14.02.2014 13:50:51

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Нет конечно.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#286 14.02.2014 20:01:57

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10108




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
катеров МО-051, МО-022, МО-092, МО-014, МО-034

Участвовали СКА № 022, 051, 066 (упомянут в документе старым наименованием ПК-140), 092, 095.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
При высадке были повреждены 120-мм орудие на линкоре, катер МО-0141, и канонерская лодка.

СКА № 0141 был поврежден при выходе из Новороссийска при столкновении со СКА № 095

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
Капитан-лейтенант А.П. Иванов направил флагманский катер к берегу и высаженные на берег матросы в рукопашном бою уничтожили вражеский расчет.

Не было такого, СКА № 051 вообще непосредственно к берегу не подходил, высаживал десант на канлодку

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
Откуда выходил и куда вернулся «Бодрый» мне установить не удалось. Думаю, что в Туапсе

В 14.25 22.01.1942 вышел из Новороссийска

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
отряд высадочных средств в составе тральщика Т-16

Такого тральщика не существовало, участвовал Т-412

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
28 января эсминец "Безупречный" и два сторожевых катера

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
29 января из Новороссийска вышел катер МО-044 ... Прикрывать катер было поручено эсминцу "Безупречный"

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #795366
МО-044 был обнаружен на третьи сутки дрейфа катером МО-124

Очевидно, что все это описывается один и тот же выход "Безупречного" и двух МО в ночь с 28/29 января, т.к. больше в ближайшие дни таких выходов не было


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#287 17.02.2014 11:48:18

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо, господа, за исправление и дополнения.
Конечно, ни какой другой версии,кроме официальной, у меня нет. С документами не знаком.

#288 21.02.2014 11:57:20

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

С праздником, господа!
Счастья, здоровья и долгих лет творческой жизни!
И начальника, что надо!!!

#289 28.03.2014 13:18:43

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

А норд-ост в Новороссийске свирепел. Вспоминает командир эсминца «Сообразительный» С.С. Ворков:
" В середине января в Новороссийске задула бора - северо-восточный ветер силой до 8 - 9 баллов.  Бора очень часто превращается в ураган. Доказательство ее силы - голые вершины восточных гор бухты. При 7 – 8 градусном морозе ветер стремится к морю свирепыми вихрями, уничтожая на своем пути всю растительность, срывая с домов крыши. Вихри рвут воду и гонят ее брызгами, так что все пространство рейда как бы покрыто паром.
        В полночь 18 января мы с трудом отошли от причала и на большом ходу, рискуя разбиться,  проскочили между двумя  молами у входа в порт. Меньшим ходом мы бы не управились. На сей раз следуем в Феодосийский залив для поддержки огнем наших частей...
        На рассвете (19 января) подходим к Новороссийску. Здесь по-прежнему дует бора. Командир базы не разрешает заходить в порт, предлагает остаться на внешнем рейде. Но сильная волна заставляет нас идти к берегу.
        Проход между  западным и восточным молами узок. Увеличиваем ход. Корабль сильно сносит. Тем не менее, влетаем в проход между молами и с силой прижимаемся к нефтяному причалу."
22 января норд-ост достиг своей наивысшей силы, повредил стоявшие в порту корабли. Командир эсминца "Сообразительный" вовремя сориентировался и успел вывести корабль из порта на внешний рейд, чем избежал больших повреждений эсминце.
К ночи ветер стал стихать.

#290 04.04.2014 13:10:02

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

20 января 1942 года на Кавказский, а с 28 января Крымский, представитель Ставки Лев Захарович Мехлис. К сожалению, его деятельность на Крымском фронте пока ещё не удостоилась серьезного исследования. Проще простого поражение Крымского фронта свалить на Л.З. Мехлиса, снять ответственность с генералов и адмиралов.
Но разговор не об этом.
Прежде всего, Л.З. Мехлис начал с замены командующих. Заменить командующего фронтом не удалось, но он добился замены начальника штаба фронта, командующего ВВС, зам. командующего по инженерным войскам и начальника политотдела фронта. После неудачного февральского наступления Л.З. Мехлис заменил начальника штаба 51-й армии генерал-майора И.С. Савинова на хорошо известного ему по финской войне полковника Г.П. Котова, впоследствии командующего 47 армией.
Большое внимание Л.З. Мехлис уделал снабжению фронта. Пользуясь своей властью он заставил власти Краснодарского края перепрофилировать часть предприятий края на выполнение заказов крымского фронта. Так, в Новороссийске на заводе «Красный двигатель» началось производство запасных частей для танков Т-26 и БТ. Однако январский месячный план был выполнен был выполнен всего на 2% по причине  задержки поставки техдокументации из наркомата танковой промышленности и нехваткой материалов. По видимости, где-то в районе Новороссийска производили и ремонт танков. Об этом мне не удалось найти документов, но по косвенным упоминаниям в мемуарах это можно предположить. Миномёты и мины к ним, производившиеся в Новороссийске так же стали, в первую очередь, поступать на Крымский фронт.
Проехав по дорогам Тамани, Л.З. Мехлис вынес на Военный Совет Крымского фронта вопрос о состоянии дорого Тамани и Военный Совет принял постановление «По вопросу приведения в автопроезжее состояние дорог фронтового тыла».  Этим постановлением дороги Краснодар – Крымская – Новороссийск (145 км) и Новороссийск – Туапсе – Сочи (300 км) признавались «основными дорогами, обеспечивающими фронтовой тыл». Ответственность за их состояние возлагалось на Краснодарский ОШОСДОР НКВД СССР. Позднее Лев Захарович добился строительства железной дороги от станции Крымская на Тамань, которую так же признали основной дорогой и для её строительства даже разбирали вторые пути на малоиспользуемых ветках. Но к маю закончить строительство этой железной дороги не успели.
По инициативе Л.З. Мехлиса было принято постановление крайкома ВКП(б) об обеспечении предстоящего аэродромного строительства в крае. Для этого решено организовать заготовку стройматериалов в районе Адлер, Лазаревская, Новороссийск, построить железнодорожную ветку к Новороссийским карьерам гравия.
Аэродромное строительство было решено было отнести к ведомству ГУАС НКВД.
    Тут хотелось бы обратить внимание на следующее. Строительство дорог, аэродромов возлагалось и Военным Советом Крымского фронта, и крайкомом ВКП(б) на различные подразделения НКВД. И ни кто не пишет о работе этих подразделений. Почему то все «либеральные» историки могут писать только о расстрелах заградотрядами отступающих войск… А если бы им написать правду о работе НКВД в годы Великой Отечественной войны?

#291 04.04.2014 19:26:16

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10108




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #820053
А если бы им написать правду о работе НКВД в годы Великой Отечественной войны?

На настоящее время 90% архивов НКВД засекречены, так что вряд ли


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#292 04.04.2014 20:54:47

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Есть и исследовательские работы по истории органов ГБ в годы ВОВ и сборники документов. Кое-что можно скачать в сети.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#293 04.04.2014 22:12:40

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #820053
20 января 1942 года на Кавказский, а с 28 января Крымский, представитель Ставки Лев Захарович Мехлис. К сожалению, его деятельность на Крымском фронте пока ещё не удостоилась серьезного исследования.

А Вы вот это читали? Каково Ваше мнение?
http://reibert.info/threads/ehlektronna … 13/page-11


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#294 07.04.2014 11:39:32

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Да, Рубцова читал.
Увы, автор заранее выбрал обвинительный уклон и не стал серьезно разбираться... У него изначально Л.З. Мехлис виноват во всём. Я надеялся найти в этой книги новые документы по Крымскому фронту, но увы..

В этом вопросе меня интересуют сведения о полковнике Г.П. Котове, начальнике штаба 51-й армии. Потом он возглавил Новороссийский оборонительный район.
Прошу поделится любой информацией по его биографии.

#295 07.04.2014 14:50:26

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6325




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #821169
У него изначально Л.З. Мехлис виноват во всём.

IMHO летняя катастрофа в Крыму в 42-м "готовилась" как деятельностью, так и бездействием многих людей. В памяти же остался один Мехлис. Потому что он все, что мог, на себя и взял. А там был народ с бОльшими звездами в петлицах (и нашивками на рукавах). Хотя возможно к лету 42-го оказалось, что война всерьез "расходует" и генералов тоже. А новых взять  особо  неоткуда. Между тем, приказы отдавал, вроде бы, Буденный, а командовал, получается Мехлис.
"Согласно изданию «Гриф секретности снят»*, за 111 суток существования Крымского фронта были убиты и умерли на этапах санитарной эвакуации 31 051 чел. Пропали без вести 161 890 чел. Небоевые безвозвратные потери составили 1866 чел. Итого 194 807 чел.
В свою очередь, Манштейн писал: «18 мая сражение на Керченском полуострове было закончено. Только небольшие отряды противника под давлением нескольких фанатичных комиссаров еще несколько недель держались в подземных пещерах в скалах вблизи Керчи. По имеющимся данным, мы захватили около 170 000 пленных, 1133 орудия и 258 танков..."
http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab4/index.html
"В той сложной обстановке трудно было учесть все произведенные перевозки, но, по уточненным после войны данным, с Керченского полуострова удалось эвакуировать до 120 тысяч человек из состава сражавшихся там наших войск".
http://militera.lib.ru/memo/russian/kuznetsov2/17.html
А вот здесь почему-то Мехлиса не упоминают.
Вторая цитата- из кузнецовского "Курсом к победе"; в его же "На флотах боевая тревога" более подробно описана обстановка на КП Керченского фронта перед началом "лова осетра" с кузнецовско - едким описанием - характеристиками его  руководителей.

Отредактированно сарычев (07.04.2014 15:43:59)


Sapienti sat

#296 07.04.2014 23:45:31

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #821169
В этом вопросе меня интересуют сведения о полковнике Г.П. Котове, начальнике штаба 51-й армии. Потом он возглавил Новороссийский оборонительный район.
Прошу поделится любой информацией по его биографии.

Нет ничего проще http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F2% … E%E2%E8%F7


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#297 08.04.2014 11:36:42

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господин Сарычев!
СМ. Будённый командовал направлением, в которое входило несколько фронтов. Крымским фронтом командовал Козлов, а Л.З. Мехлис был представителем Ставки Верховного Командования на Крымском фронте. То есть всю власть в свои руки на фронте Мехлис не брал.  Даже по книге Рубцова видно, что Мехлис больше занимался снабжением фронта, чем руководством боевыми операциями. Ну а когда фронт был прорван, Мехлис, как комиссар в Гражданскую, лично пытался остановить бойцов и восстановить фронт.  А где в это время были командование и штаб Крымского фронта? На Таманском полуострове...

#298 08.04.2014 11:40:37

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо, Мирослав Эдуардович за ссылку.
Но там толком ничего нет. Например, о судьбе Г.П. Котова после 6 сентября 1942 года. где он был месяц до нового назначения? Слухи ходят разные: от был арестован до попал в госпиталь по ранению.
ДА и по боям в Крыму то же ясности нет. Когда он принял командование 51-й армией, какого числа. Разные источники дают разные даты... Вплоть до того, что армия в течении суток была без командования, потому и разбежалась... Имногое другое..
А такие сведения Википедия не приводят.

#299 08.04.2014 19:13:22

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #821502
А такие сведения Википедия не приводят.

Википедия кратко повторяет данные из справочников "Командармы" и "Комкоры", подготовленных моим иснститутом. Рекомендую разыскать их в сети. Работы подготовлены сравнительно недавно и если командира снимали с должности или арестовывали об этом так и указано в его биографии. Сейчас скрывать эти факты нет никакого резона и необходимости. А со слухами, допустим, надо бороться :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#300 09.04.2014 09:36:34

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6325




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #821501
Ну а когда фронт был прорван, Мехлис, как комиссар в Гражданскую, лично пытался остановить бойцов и восстановить фронт.  А где в это время были командование и штаб Крымского фронта? На Таманском полуострове...

Так и я об этом. И те120 тыс.  эвакуированных - это тоже - Мехлис. Но если говорят о Керчи весной 42 -го сразу "всплывает" "виновный" Мехлис.
Тут еще есть особенность - почему я о Буденном - в Крым направили части, сформированные из запасных, как бы сегодня сказали, из лиц кавказской национальности. Это я не в упрек кавказцам,  оторванным от привычных условий - гор, без особой военной подготовки, без знания русского языка и пр. И кинутых - в прямом смысле слова - в степь. Без  без особого снабжения, даже без воды, с приказом закрепляться на отвоеванных участках - без привязки обороны к местности, по принципу " ни шагу назад". В то же время - как же они были нужны чуть позже - при обороне Кавказа. И вот тут уже не Козлов, а Буденный.
А ситуацию на Кавказе пришлось, ЕМНИП, разгребать опять не Буденному, а уже Берии.
Руководить - значит предвидеть.
Да, а в Гражданскую - как и в Финскую - Мехлис был очень неплохим комиссаром - и песня про Каховку - это и о нем и о военном инженере Карбышеве и прочих.
И -если тема "цепляет", нужно ее переносить из топика - офф-топ получается и неуважение к топикстартеру.

Отредактированно сарычев (09.04.2014 10:24:26)


Sapienti sat

Страниц: 1 … 10 11 12 13 14 … 34


Board footer