Сейчас на борту: 
dim999,
Серторий
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 14 15 16 17 18 … 34

#376 05.12.2014 11:36:06

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

1

Новороссийский пункт ПВО подчинялся непосредственно командованию Черноморского флота, а рота ВНОС, обслуживающая Новороссийск, находилась в подчинении командира батальона ВНОС со штабом в Краснодаре. Между этими службами не было должного взаимодействия. В докладной записке начальник Новороссийского отдела УНКВД С.М. Дударева сообщалось:
«... Вражеские самолёты при подходе к берегу берут курс на селение Кабардинка, разворачиваются над сушей к ст. Тоннельной, а затем делают заход через горный хребет (за цемзаводами «Пролетарий» и «Октябрь»), внезапно налетают на жизненные центры города (порт, элеватор, холодильник, завод «Красный двигатель» и другие), бомбят и улетают. Этот курс самолёты при разворотах берут потому, что за горным хребтом между сел. Кабардинка и ст. Тоннельная постов рота ВНОС не имеет, и неприятельские самолёты по этой воздушной трассе подлетают к городу ни кем не замеченные».
Указывая на недостатки в работе пункта ПВО и постов ВНОС С.М. Дударев просил руководство НКВД принять «соответствующие меры по устранению внезапных налётов на город самолётов врага».
Этот ли рапорт или были какие-то другие причины, но первый секретарь Краснодарского крайкома ВПК(б) П.И. Селезнев в конце марта обратился в Москву с просьбой выделить авиацию для прикрытия  Краснодара и других городов Кубани. Решением Ставки был выделен 628-й истребительный авиаполк 102-й дивизии ПВО, который 8 апреля 1942  перелетел из Сталинграда на аэродром на окраине Краснодара. Уже на следующий день, отражая налёт, младший лейтенант Ф.И. Молчанов сбил бомбардировщик Не-111, а младший лейтенант А.С. Зебеда добил поврежденный в этом воздушном бою второй  Не-111.
Кроме того, 11 апреля в Краснодарском крае завершена мобилизация девушек- комсомолок в войска ПВО, которая проводилась на основании решения ЦК ВЛКСМ от 28 марта  1942 г. По указанию крайкома ВЛКСМ отбор проводился исключительно в добровольном порядке. Девушки, работавшие на железнодорожном транспорте и в учреждений связи мобилизации не подлежали. В соответствии с нарядом штаба СКВО 3246 девушек направлены на 45-дневную подготовку на учебные пункты в Краснодаре, Новороссийске, Армавире и Тихорецке.
Девушками был укомплектован 454-й зенитно-артиллерийский полк, занимавший оборону на Мефодиевском посёлке Новороссийска. Одна батарея стояла на горе Черепашка. Она первой открывала огонь при налетах вражеской авиации.
Увы, увлечение в 70-80 годы историей Малой Земли оставили в тени героев обороны города. В том числе и девушек, ставших зенитчицами.

#377 12.12.2014 11:33:18

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

628-й истребительный авиаполк ПВО был сформирован в октябре 1941 года из преподавательского состава Сталинградского военного авиационного училища. Училище родилась весной 1929 года. Инструкторами в нём работали будущие Герои Советского Союза Г.Ф. Байдуков и В.С. Хользунов. А в числе учащихся первого набора были наши земляки, то же ставшие Героями Советского Союза К.К. Коккинаки и Е.Я. Савицкий.
Командиром полка был назначен командир эскадрильи училища капитан Евгений Николаевич Грищенко. За десять лет работы он подготовил боле 200 лётчиков-истребителей и в апреле 1941 года за это награжден орденом. Начальником штаба стал майор Павел Архипович Шестаков, комиссаром  - Александр Дмитриевич Дьяченко, старшим инженером полка военинженер 3 ранга Е.Е. Владимиров. Полк располагался на аэродроме в Бекетовке, ныне городской район Волгограда, прикрывал Сталинградскую ГРЭС (СталГРЭС).
В полку были «двухточечные» самолеты И-16 тип 5, вооруженные всего двумя пулемётами ШКАС, установленных в крыльях. «Четырёхточечным» называли И-16 тип 10, имевший 4 пулемёта. Но скорость, всего  450 км/час, уже была малой для истребителя.1940 года. Самолёты использовались в училище для обучения курсантов. Других машин просто не было.
К концу апреля одна эскадрилья летчиков-ночников, командир старший лейтенант А.Н. Мукомол, 628-й авиаполка перелетела  на аэродром около посёлка Гайдук. Аэродром строили рабочие цемзавода «Победа Октября» и других предприятий Гайдука. К ним на помощь присылали рабочих из Новороссийска. Довелось этот аэродром строить Н.Т. Турчину. Он рассказывал, что выкорчевали виноградники и укатывали землю. И, хотя цемзаводы впускали специальные бетонные плиты для аэродромов, Николай Тимофеевич не помнил, что бы они эти плиты или какое-то другое специальное оборудование укладывали.
После перелёта летчики побывали в Новороссийске. Комиссар полка А.Д. Дьяченко вспоминал об этом:
"...В один из пасмурных дней, рано утром, посадив летчиков в полуторку, мы отправились смотреть город. На одной из улиц нам встретилась большая группа людей в пестрых одеяниях. Мы остановились. Мимо нашей машины проходили женщины, многие несли детей на руках и небольшие узлы. Детей постарше вели за руки. Женщины проходили молча. В их глазах были слезы, тоска и, как нам казалось, укоры в наш адрес...
    Мы медленно двинулись к центру. Все чаще попадались следы вражеских фугасок. На одной из улиц мы увидели двухэтажный дом с отвалившейся торцевой стеной. На втором этаже у края пола  лежала искореженная взрывной волной детская кроватка.  Зацепившись за пружину, вниз головой свисала кукла. На матрасике были видны пятна крови. На тротуаре среди мусора, щебня и битого стекла валялось несколько книжек  " Для самых маленьких ".
Дальше ехать мы не могли. С болью и ненавистью в сердце возвратились в Гайдук к своим самолетам... "

#378 12.12.2014 22:27:48

Игорь Луценко
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#553774
В 70-е годы ХХ века история Новороссийска гремела

Ну так... Лёнчик всё ж....

"С болью и ненавистью в сердце возвратились .. Гайдук "

Хм... Странно

Отредактированно Игорь Луценко (12.12.2014 22:29:14)

#379 19.12.2014 11:27:23

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В составе 628-го истребительного полка ПВО в небе Новороссийска начал свой боевой путь лётчик Владимир Никитович Абрамов (1 августа 1920 года - 08 декабря 1994 года).
31 июля 1942 г. младший лейтенант Владимир Абрамов совершил настоящий подвиг — спас своего командира эскадрильи старшего лейтенанта А. А. Алалыкина. В паре они вели воздушную разведку продвижения противника по железной дороге Батайск—Сальск.
В районе станицы Мечетинской самолет командира был подбит огнем вражеской зенитки и произвел вынужденную посадку на поле, в 1,5 км от расположения зенитной батареи противника. Фашисты на машине направились в сторону сбитого самолета. Пулеметным огнем Абрамов подбил их машину и заставил немцев разбежаться, а сам с разворота произвел посадку, подрулил к самолету командира, посадил его на плечи и на глазах изумленных немцев взлетел, взяв курс на свой аэродром. Фашисты били по взлетевшему самолету со всех видов оружия. При подлете к аэродрому закончился бензин, заглох мотор, но Абрамов все же сумел благополучно посадить самолет, на котором после приземления было обнаружено 10 пробоин.
За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР Владимир Никитович Абрамов был награждён орденом Красного Знамени, а приказом командующего войсками ПВО страны ему присвоено внеочередное звание старший лейтенант.
Но от судьбы не уйдешь. На следующий день во время штурмовки аэродрома вражескими самолетами А.А. Алалыкин погиб от осколка бомбы.  Эскадрилью возглавил В.Н. Абрамов. Он  прошёл с полком весь боевой путь от Сталинграда до Львова, после Победы остался служить в армии. Он командовал 11- и 28-м корпусами ПВО, был заместителем командующего 8-й армией ПВО, Старшим группы военных советников во Вьетнаме, командующим 14-й ОА ПВО, заместителем Главнокомандующего Войсками ПВО страны по военно-учебным заведениям.
За ратный труд в годы войны и самоотверженное служение Родине В.Н. Абрамов был награжден: двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II ст., вьетнамским орденом «За боевой Подвиг» I и II ст., многими медалями.
А начинал он свой боевой путь у нас, в небе Новороссийска.

#380 26.12.2014 11:30:04

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В конце марта секретарь горкома ВКП(б) г. Новороссийска, к сожалению не упоминается его фамилия, направил на Крымский фронт представитель ставки ВГК т. Л.З Мехлису сообщение о сильной засоренности города иностранными подданными и антисоветским элементом. Это сильно встревожило Льва Захаровича, так как через  Новороссийск шло основное снабжение Крымского фронта. 2 апреля Л.З. Мехлис шифровкой на имя И.В. Сталина и Л.П. Берии просил произвести зачистку Новороссийска от подозрительных лиц и превратить его в закрытый город. Вывести оттуда, а также из Керчи лагеря НКВД, в которых содержались военнослужащие, бывшие в немецком плену: они имели возможность общаться с бойцами, отправлявшимися на фронт. На шифровке Иосиф Виссарионович написал:
«Т-щу Берия. Правильно! Нужно прочистить также Тамань и Темрюк. В Новороссийске создать такую обстановку, чтобы ни одна сволочь и ни один негодяй не могли там дышать. О принятых мерах сообщите».
Этого хватило для принятия мер. Какие меры были приняты – мне не известно. Но с 10 по 15 апреля в Краснодарского крайкома ВКП(б) производилось выселение в административном порядке с территории Краснодарского края «антисоветских элементов, бывших членов антисоветских политпартий, бывших участников троцкистской оппозиции... а так же лиц иностранно-подданных». Непосредственное руководство выселением выполнял заместитель наркома НКВД И.А. Серов.
Как это не покажется странным, потомки эмигрировавших в Россию из Турции, Греции, да и других стран так и оставались подданными этих стран. В том числе и армяне, бежавшие из Турции ещё в годы Первой мировой войны. Это давало им определенные преимущества. Прежде всего то, что мужчин не забирали в армию и не отправляли на фронт.
При этом интересен такой момент. Греция была оккупирована Германией, но греческо-поданные оставались в СССР. Хотя они, формально, были подданными воюющего с СССР государства. Было бы интересно вспомнить и сравнить, как в США в 1941 году обошлись с этническими японцами, которые были не только гражданами Японии, но и получившим гражданство США.
Из Новороссийска в Среднюю Азию выслали 903 человек, не пожелавших принять советское гражданство, в том числе и мужчин призывного возраста. Очевидцы, на заседаниях общества «Мемориал» рассказывали, как гнали на станцию толпы людей с вещами, как плакали дети… Правда, как-то при этом не сравнивали с ними свое положение в августе - сентябре 1942 года и во время оккупации…
Сейчас все эти люди считаются репрессированными. А было ли это выселение  репрессиями? Ведь людей вывозили из зоны ожидаемых боев, спасали от бомбёжек. И перевозили не на Крайний Север, не в суровую Сибирь, куда эвакуировали многие предприятия из Европейской части страны, а в теплую Среднюю Азию, где все росло. И семьи у них были целы. Конечно, в Средней Азии  всех этих «репрессированных», заставили работать наравне со всеми. Многие мужчины стали шоферами и весьма неплохо подрабатывали…
Напомню, что русских, украинцев, белорусов и других эвакуировали, когда уже шли бои, вывозили под непрерывными бомбежками и обстрелами, без мужей и отцов в суровые  сибирские морозы, куда приезжали, по большей части без теплой одежды…
Есть о чём подумать.

#381 26.12.2014 23:29:11

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#902058
Греция была оккупирована Германией, но греческо-поданные оставались в СССР. Хотя они, формально, были подданными воюющего с СССР государства.

Как это "воюющего с СССР"? Греция была членом антигитлеровской коалиции.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0 … 0.B8.D0.B8


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#382 27.12.2014 11:25:34

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Botik Petra Velikogo написал:

#902294
Греция была членом антигитлеровской коалиции.

Но Греция была оккупирована Германией весной 1941 года. И кем был греческоподданный на территории СССР? Он же не менял своё подданство.
Возможно я в этом вопросе заблуждаюсь.
Но когда у Жени отец, грек по национальности, принял подданство СССР и в августе 1941 года был мобилизован, а у других знакомых их старшие родственники не приняли подданства СССР и ни кто из мужчин на фронт не попал...
Возможно, на эмоциях писал...

#383 27.12.2014 11:38:46

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#902375
Но Греция была оккупирована Германией весной 1941 года. И кем был греческоподданный на территории СССР? Он же не менял своё подданство.

Он был беженцем - подданным греческого правительства в эмиграции. В аналогичном положении находились голландцы, бельгийцы, норвежцы и т.д.
Кстати, в мае 1941 г. по требованию немцев - тогда еще друзей СССР - были разорваны дипотношения с Норвегией, Бельгией, Югославией и Грецией. После начала войны эти отношения были восстановлены. Так что граждане Греции никак не могли иметь статус граждан воевавшего с СССР государства.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#384 29.12.2014 11:46:13

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Мирослав Эдуардович!
Полностью с Вами согласен.
Но Греки, в данном случае, приехали в Россию ещё до революции и не меняли своего подданства. у них дети родились в России, но были греческоподданными. То есть они не были беженцами из Греции, оккупированной фашистами.
Наверное, в моём случае, бытовое сознание не может осознать некоторых понятий.

#385 30.12.2014 14:21:45

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Всех с новым годом!!!!
http://i63.fastpic.ru/thumb/2014/1230/0f/d9d07c519e874af32199c8002a374c0f.jpeg
Здоровья всем!!! А остальное - заработаем!!!

#386 13.01.2015 22:53:44

АСМ
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

В соседней ветке "Высокие показатели подводников Северного флота..." я приводил воспоминания писателя А. Покровского о том, как им преподавали историю военно-морского искусства в КВВМУ (1-й курс, 1971 г.). Преподаватель - участник ВОВ, Герой Советского Союза, лётчик Кирин. Вот как он оценивал десантную операцию на Малой Земле:

А Малую Землю, ту, что в районе Новороссийска, прославленную в одноименной книге, обгоревший герой и летчик Кирин осмеливался в те времена называть "неудачной десантной операцией", за которую надо ставить двойку по тактике.

- Задача морского десанта: захватить плацдарм на побережье и удерживать его до подхода основных сил. И это должно быть сделано молниеносно, а не получилось с этой самой молниеностью, так отступайте, и нечего окапываться под артиллерийским огнем, когда тебя поливают со всех сторон, а ты только в воронки от бомб да от снарядов перебегаешь, чтоб на клочки не разнесло. Там же еще и авиация тебя сверху долбает!

Полковник Кирин знал о чем говорил. Его подбили ровно над этим самым местом и он, догорая, падал в море, а потом плыл, загребая остатками обгорелых рук, несколько километров, а на Малую Землю в это время шли и шли катера - туда с боеприпасами, обратно с ранеными.
Они шли, а их били, били, били - и с воздуха, и с берега.

Та-та-та-та-та! - строчили пулеметы, домолачивая то, что оставили в живых бомбы да снаряды.
А потом катерами подвозили еще и еще, а их опять молотили, сбрасывали в море. Немцы расстреливали их, как в тире.

Катерники рассказывали, как приходили забирать раненых, совершенно не ведая о том, дойдут ли они назад с ними или не дойдут.
Они рассказывали о полковнике Брежневе, который бежал от того кошмара на катер, бежал обезумевший, по людям, по раненым, по мертвым, по еще живым, и какой-то перемотанный бинтами матрос дал ему, бегущему мимо, в ухо, и полковник Брежнев полетел через леера в воду. Это привело его в чувство.

Покровский А. Система. СПб., 2004. С. 232-233.

Я не первый раз слышу, что Малая Земля считается неудачным десантом. Один из наших бывших сотрудников (работаю в военном музее) - майор ВДВ (РВВДКУ, 1984; Афган; 1-я Чечня) в разговоре со мной также назвал ее неудачной (видно, об этом говорилось преподавателем по истории военного искусства в РВВДКУ). Я же хочу выразить свое личное мнение по этой операции (ни в коем случае не хочу его навязывать кому-либо). Плюсом этой операции было то, что морпехи оттянули на себя часть немецких сил. В 2008 или 2009 г. (уже не помню) по "Культуре" показывали документальный фильм, посвящённый Малой Земле. Естественно, кадры кинохроники, ветераны-куниковцы и т. д. Даже была воспроизведена запись голоса Куникова. И был там один кадр хроники в котором и изрядного расстояния были засняты на кинопленку "лаптёжники", утюжившие передний край на Малой Земле. Немцам пришлось перебрасывать пикировщики. Немец П. Карель в своей книге "Восточный фронт. Книга 2. Выжженная земля" (М., 2008) упоминает среди сил, переброшенных немцами на Малую Землю несколько штурмовых орудий 191-го дивизиона (с. 170). А то немцам эти Ю-87 и "штуги" на других участках фронта были не нужны? И морпехи ЧФ оттягивали на себя силы врага, ослабляя его хватку на других участках фронта.

#387 13.01.2015 23:11:10

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10138




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

АСМ написал:

#908172
Я не первый раз слышу, что Малая Земля считается неудачным десантом.
...
плюсом этой операции было то, что морпехи оттянули на себя часть немецких сил.

Да это так.
Как известно, все дело в том, что проведенный десант в Южную Озерейку был разгромлен. В Станичку по замыслу была высажена отвлекающая группа, всего 275 человек, и по счастливой невероятной случайности немцы, занятые отражением основного десанта, дали группе Куникова закрепиться.
То есть планировавшаяся десантная операция была сорвана, основные силы разгромлены и частью уничтожены, а частью рассеяны по горам.
Успех группы Куникова никак не назовешь закономерным итогом проведенной операции. Другое дело, что наши смогли таки там в конце концов закрепиться и полгода продержаться. Но это уже в целом другая история.
И то, что плацдарм у Станички все время нависал над немецким флангом и сковывал значительные силы противника - естественно это и была основная задача сил на Малой земле. Плюс плацдарм для последующего освобождения Новороссийска.

АСМ написал:

#908172
Даже была воспроизведена запись голоса Куникова.

А когда он был записан? До десанта? Сомнительно, что ему было до записей за те 8 суток, что он командовал десантом...

Отредактированно vas63 (13.01.2015 23:13:03)


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#388 13.01.2015 23:28:17

АСМ
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

vas63 написал:

#908181
А когда он был записан? До десанта? Сомнительно, что ему было до записей за те 8 суток, что он командовал десантом...

Вроде, до десанта, я ж говорю, что точно не помню. Помню, только, что сказали, что запись голоса Куникова.

#389 16.01.2015 11:21:00

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

АСМ написал:

#908172
Я не первый раз слышу, что Малая Земля считается неудачным десантом.

Вопрос в том, что и как считать.
В 60-е и 70-е в посёлке Мысхако собирались уцелевшие воины десанта. У всех была страшная судьба. Ни кого они не приглашали, ни с кем встречаться не хотели. Но местные на этих встречах были, надо же было встретить, обслужить и т.д....
Воины считали, что десант был удачный, они высадились, закрепились, захватили Южную Озерейку, но их предали ради Малой Земли. И никогда с Малоземельцами не встречались. И неприязненно о них отзывались.
Сейчас уже не у кого спросить об этом...
В целом надо смотреть и оценивать в комплексе от замысла до воплощения. Получается, что десант бросили на уничтожение...
Но к этому я рассмотреть в своё время.
Про запись голоса Цезаря Куникова - ничего не знаю. В 80-е годы эту запись в Новороссийске не транслировали.

#390 16.01.2015 18:12:41

АСМ
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#909136
Вопрос в том, что и как считать.В 60-е и 70-е в посёлке Мысхако собирались уцелевшие воины десанта. У всех была страшная судьба. Ни кого они не приглашали, ни с кем встречаться не хотели. Но местные на этих встречах были, надо же было встретить, обслужить и т.д....Воины считали, что десант был удачный, они высадились, закрепились, захватили Южную Озерейку, но их предали ради Малой Земли. И никогда с Малоземельцами не встречались. И неприязненно о них отзывались.Сейчас уже не у кого спросить об этом...В целом надо смотреть и оценивать в комплексе от замысла до воплощения. Получается, что десант бросили на уничтожение...Но к этому я рассмотреть в своё время.Про запись голоса Цезаря Куникова - ничего не знаю. В 80-е годы эту запись в Новороссийске не транслировали.

Я нашёл этот фильм - "Черноморский десант" (2001 г.)

http://morewar.ru/index.php?newsid=2219

Запись голоса Куникова - 65:37-65:52

#391 16.01.2015 18:21:53

АСМ
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#909136
В 60-е и 70-е в посёлке Мысхако собирались уцелевшие воины десанта. У всех была страшная судьба. Ни кого они не приглашали, ни с кем встречаться не хотели. Но местные на этих встречах были, надо же было встретить, обслужить и т.д....Воины считали, что десант был удачный, они высадились, закрепились, захватили Южную Озерейку, но их предали ради Малой Земли. И никогда с Малоземельцами не встречались. И неприязненно о них отзывались.

И этих "тёрок" между ветеранами никогда не понимал. Я опять же не навязываю никому своего мнения, но скажу, что лучше бы они радовались, что вернулись с войны живыми - с руками, ногами, яйцами. А вот эти ветераны вряд ли о ком-то отзывались неприязненно:

http://topwar.ru/13880-frontoviki-karan … brova.html

Особенно обратите внимание на картину под названием "Неизвестный солдат".

Да и в Афгане, когда читаешь воспоминания участников про эту войну то же самое. Десантник обязательно лягнёт спецназ и мотострелков. Спецназовец проедется по десантуре и пехота. Ну а пехота, естественно, сильно недолюбливала "беретных и тельняшечных". По мне так, они все там хлебнули по полной программе, чего им делить?!

Отредактированно АСМ (16.01.2015 21:08:53)

#392 16.01.2015 19:31:31

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 10138




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#909136
Воины считали, что десант был удачный, они высадились, закрепились, захватили Южную Озерейку, но их предали ради Малой Земли.

Ну причем тут Малая Земля?
К 06.00 4 февраля на берег у Южной Озерейки было доставлено 16 танков и 1427 человек. При этом были потеряны СКА № 051, буксир «Геленджик», три болиндера, три баркаса и два сейнера. Поскольку сопротивление противника не было подавлено, канонерские лодки, встретив сильное огневое противодействие, по приказанию капитана 1 ранга Бутакова в 06.10 отошли к находящейся западнее Озерейки горе Абрау, где высадили две роты десанта.
В 06.20, не имея связи с высаженными частями и учитывая, что приближался рассвет, а оборона противника не была сломлена, контр-адмирал Басистый, который не знал, что к тому времени часть танков и значительная часть (около 1500) десантников уже находились на берегу, во избежание дальнейших потерь приказал начать отход. Отряд десантных транспортов к высадке второго эшелона вообще не приступал и вернулся в Туапсе.
Т.е. это было решение Басистого, еще не знавшего об успехе Куниковского отряда.
Поскольку у Куникова наметился успех, ему начали перебрасывать людей от пристани 9 км (т.е. не второй эшелон десанта). Регулярные перевозки и пополнение группировки у Станички начались только с вечера 5 февраля.
Так что продолжать высадку у Южной Озерейки не стали по причине ее неудачи, а не из-за Малой Земли.


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

#393 19.01.2015 11:22:51

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Господин VAS63!
Я только привёл мнение участников десанта...  И больше ничего...

#394 23.01.2015 11:34:42

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Налеты на Новороссийск в апреле начались с 5 числа. В этот день, пролетевший над городом один единственный самолет сбросил в районе цемзавода «Октябрь» то ли крупнокалиберную бомбу, то ли мину, наблюдатели МПВО затруднились определить, что это было, вызвавшее сильный разрыв. На заводе были разрушены различные строения, погибло два человека.
9 апреля в 2 часа 50 минут до 15 самолётов эшелонами по три самолёта, возможно, было всего 6 самолётов,  сделавших по несколько заходов, бомбили юго-западную окраину города, район Станички. А, скорее всего, железнодорожную петлю, специально сделанную для 180-мм железнодорожного орудия, которое в Новороссийск не пришло. Было сброшено много бомб, разрушено два дома, тяжело повреждено 8 и легко повреждено 18 «односемейных» домов. Разрушены линии электропередач и связи. Но
жертв среди населения не было.
    На следующий день, 10 апреля произвели налёт 10 самолётов Ju-88. В документах МПВО отмечено, что они налетели они со стороны Кабардинки, то есть с востока, сделали всего один заход. Четыре бомбы упало на территорию цемзавода «Пролетарий»,  бомбами был разрушила деревянный причал холодильника, повреждена Элеваторная пристань, на которой обычно швартовался лидер «Ташкент», часть бомб упала в море. Разрушены железнодорожные пути, водопровод, электросети, линии связи. А осколками зенитных снарядов легко ранено три человека. Счастливым оказался этот день 9 апреля. Две бомбежки и ни одного погибшего.
Следующий налёт произошел только 18 апреля. 10 бомбардировщиков Ju-88
9 бомбардировщиков сбросили бомбы, в основном, в море, на берег упало всего 7 бомб, которые нарушили связь с посёлком Мысхако. Это дает возможность сделать предположение, что бомбили позиции несостоявшейся железнодорожной батареи и суда, идущие в Крым или возвращающиеся из Крыма.
С этого дня налёты авиации стали производится почти ежедневно.
19 апреля было два налета. В 13 часов 15 минут два Ju-88 сбросили всего 8 бомб на порт, но они нанесли большие разрушения. Были повреждены клеть галереи на широком пирсе, портальный кран № 5, 5 м железнодорожных путей, амбар № 214, в котором уничтожено около 20 т цемента. Скорее всего при взрыве цемент разлетелся по окрестностям. А собрать его с земли не возможно. Кроме того получили повреждения 20 домов, два судна, к сожалению название не указано, и один изотермический вагон. Погибших не было, но тяжело ранено 4 человека, ранения средней тяжести получили 8 человек и легкие ранения ещё 4 человека.
Второй налёт произошел в 19 часов 40 минут. В нём приняло участи до 30 самолетов. Они бомбили пятью заходами по 10 машин одновременно. Налёт продолжался с 10 часов с 20 часов до 20 часов 40 минут. На город и порт было сброшено 40 бомб, разрушено 11 жилых домов, повреждено более 20, повреждено 350 м электросетей, погибло 6 человек, тяжело ранен одни и легко ранено 7 человек. Это без учёта потерь военнослужащих.
20 апреля в полдень налетело 6 бомбардировщиков Ju-88, которые сбросили 18 фугасных и 3 зажигательных авиабомб. Разрушено 19 домов, из них два больших, то есть много квартирных, повреждено 25 домов, повреждено 150 м трамвайного пути, 250 м железнодорожного пути, 200 м электросвязи, 10 м водопровода, разрушен ещё один амбар в порту, повреждены  другие объекты порта,  погибли 16 и ранены 99 человек, 35 из которых – тяжело. Также убита одно лошадь и две – ранены.

#395 30.01.2015 11:32:12

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

А вот как виделись эти налёты со стороны, из Анапы:
«…С наступлением темноты, вечером, мы в Анапе видели за горами в его стороне мерцающее, полыхающее взрывами и пожарами зарево. Иногда доносился и приглушенный расстоянием гул бомбежек. Однажды зарево стало особенно ярким и широким — горело нефтехранилище на Мефодьевке. Шлейф густого, жирного черного дыма тянулся оттуда многокилометровым языком через Семигорье, Джемете, Витязево и пропадал где-то за Железным Рогом. С точностью до минуты, в 8 часов вечера, фашистские самолеты летели над морем мимо Анапы бомбить Новороссийск. Обратным рейсом они сбрасывали оставшиеся у них по каким-то причинам бомбы на наш город. Интенсивность бомбежек нарастала с каждым днем. И так продолжалось до 17 апреля. Как писали потом в газете, наше командование решило пресечь ночные набеги фашистов на Новороссийск. Для этого туда срочно перебросили большую группу истребителей-ночников, имевших большой опыт боев. В ночь на 18 апреля они и дали немцам прикурить, сбив сразу 14 фашистских бомбардировщиков! С этого времени налеты резко поубавились…»
Овсянников Н. «Анапа в огне»
Вот здесь появляется повод поговорить о потерях авиации, в частности бомбардировщиков. Очевидец Николай Овсянников, очень честный по жизни человек, пишет, по памяти, что 18 апреля войска ПВО Новороссийска сбила сразу же 14 самолётов противника. А в журнале МПВО Новороссийска ни одного сбитого самолёта на зафиксировано. Получается, что очевидцы с земли принимали любой уходивший с пикированием самолёт, при котором двигатели работали на форсаже и из них валил чёрный дым от не полностью сгоревшего топлива, за сбитый. А горы, окружающие Новороссийск, не позволяли видеть место падение самолёта…

#396 06.02.2015 11:25:29

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

16 апреля в 21 час 20 минут из Севастополя, после погрузки 221 раненого, 358 человек личного состава 40-й кавалерийской дивизии, отправляемых на переформирование, 99 человек летчиков и работников Севморзавода, в охранении эсминца «Бдительный» вышел транспорт «Сванетия». Однако вечером  17 апреля в Новороссийск пришел только один эсминец "Бдительный"  со 143 спасенными с транспорта "Сванетия", по другим сведениям 61 человек, из которых 17 (18) человек  скончались от переохлаждения. Погибли все казаки 40-й кавалерийской дивизии и капитан «Сванетии» А. Беляев.
Причиной гибели транспорта было то, что эсминец «Бдительный», ведущий бой с самолётами противника достаточно далеко отошёл от транспорта, что позволило торпедоносцам Не-111 сбросить на «Сванетию» девять торпед. От семи торпед капитан А. Беляев сумел увернуться, но две попали в носовую часть судна. В 16 часов 30 минут «Сванетия» погибла в центральной части Черного моря, унеся с собой 535 человека. По другим сведениям на «Сванетии» погибло 753 человек.
Был ли как-то наказан за это командир эсминца «Бдительный» - не знаю, но 20 апреля нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов отдал приказ, что связи с большими потерями транспортов от ударов вражеской авиации, все перевозки в Севастополь из Кавказских портов осуществлять только на боевых кораблях, подводных лодках и быстроходных транспортах с обязательным сильным охранением и авиационным прикрытием. Каждый переход транспортов в Севастополь и обратно осуществлять как самостоятельную операцию.
Весьма странно выгладит последняя часть приказа: «Каждый переход транспортов… осуществлять как самостоятельную операцию». Напрашивается вопрос: а почему этого нельзя было сделать сразу же, ещё в 1941 году?
К.М. Симонов ещё в начале 1942 года сделал запись в своём дневнике
" ... я вынес ощущение, что на Черном море мы по началу мы недостаточно берегли  свой торговый флот, недостаточно прикрывали своим военным флотом торговые суда и, поставив на них по две-три пушки, порой пускали их на произвол судьбы в  опасные рейсы…»
Если отсутствие достаточного зенитного вооружения на торговых судах ещё можно понять и объяснить общей нехваткой вооружения в армии и на флоте в 1941 – 1942 годах, то почему Черноморский флот не выделял достаточного количества боевых кораблей для охраны транспортов – совершенно не понятно. Видимо, командование флота не понимала значения транспортных перевозок в обороне Севастополя. Или это было просто наплевательское  отношение к судам другого ведомства?

#397 06.02.2015 16:32:02

АСМ
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Старый Судоремонтник написал:

#917876
Весьма странно выгладит последняя часть приказа: «Каждый переход транспортов… осуществлять как самостоятельную операцию». Напрашивается вопрос: а почему этого нельзя было сделать сразу же, ещё в 1941 году?К.М. Симонов ещё в начале 1942 года сделал запись в своём дневнике" ... я вынес ощущение, что на Черном море мы по началу мы недостаточно берегли  свой торговый флот, недостаточно прикрывали своим военным флотом торговые суда и, поставив на них по две-три пушки, порой пускали их на произвол судьбы в  опасные рейсы…»Если отсутствие достаточного зенитного вооружения на торговых судах ещё можно понять и объяснить общей нехваткой вооружения в армии и на флоте в 1941 – 1942 годах, то почему Черноморский флот не выделял достаточного количества боевых кораблей для охраны транспортов – совершенно не понятно. Видимо, командование флота не понимала значения транспортных перевозок в обороне Севастополя. Или это было просто наплевательское  отношение к судам другого ведомства?

http://www.kommersant.ru/doc/1673195

http://www.kommersant.ru/doc/1677451

#398 09.02.2015 11:31:11

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

Большое спасибо, господин АСМ!
Где бы ещё такие документы найти...

#399 13.02.2015 11:49:00

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

20 апреля из Новороссийска в Керчь вышел "Ледокол № 7", капитан В.Г. Попов, с баржей на буксире. В Керченском проливе он подорвался на магнитной  мине и затонул. В 1950 г. судно поднято и в 1954 г. разрезано на металлолом.
Это одно их тех малых судов, скромных тружеников войны, о котором не вспоминают в мемуарах, не пишут книги. А значение его деятельности в истории Черноморского флота велико. Я нашёл единственную статью в журнале «Морской флот» в которой упоминалось об этом судне, да ещё материалы в книге Вайнера Б. А. «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне».
«Ледокол № 7», капитан В. Г. Попов, Черноморского государственного морского пароходства (ЧГМП), как я понял, был приписан к порту Одесса. В Великую Отечественную войну мобилизации не подлежал, но сменил своё «амплуа». Из ледокола превратился в буксир и транспортное судно. И ему довелось уводить плавдоки из Одессы.
В конце июля ледокол № 7, следовавший с плавучим доком подъемной силой 5 тыс. т, у Тендровской косы был перехвачен несколькими группами вражеских бомбардировщиков. Силы охранения — канонерские лодки и сторожевые катера — сумели отразить зенитным огнем воздушные атаки. В более тяжелом положении суда оказались на подходе к Мариуполю, когда они шли без охранения, надеясь на дождливую погоду. Но из сплошной облачности внезапно появились три немецких бомбардировщика, нацелившиеся на плавдок. Ледокол был лишен возможности маневрировать курсами и скоростью. В этой острой ситуации выручил советский истребитель И-16. Несмотря на численное и огневое превосходство врага, он атаковал бомбардировщики и подбил один из них. Остальные самолеты беспорядочно сбросили бомбы и удалились.
Кроме того, есть указания, что ледокол выводил из Одессы торпедные катера. Но ни каких подтверждений этому мне не попадалось.
«Ледоколу № 7» довелось участвовать в эвакуации Одессы, вывозя раненых, мирных жителей, различное оборудование.  После чего ледокол остался в Севастополе.
21 ноября,  взяв в Севастополе на буксир недостроенные эскадренный миноносец, тральщик и плашкоут, « Ледокол № 7» вышел в море в охранении эскадренного миноносца «Смышленый», тральщика и двух сторожевых кораблей. В пути он был обстрелян немецкой артиллерией из района мыса Кача. «Смышленый» и тральщик вскоре после проводки конвоя по фарватеру, проложенному через минное поле, ушли обратно в главную базу, а ледокол, продолжил переход с недостроенными кораблями в охранении сторожевиков. Они попали в жестокий шторм. К тому же уголь на судне был настолько плохим, что машины могли развивать скорость не более 1 узла. Конвой прибыл в Туапсе только 26 ноября.
Особенно «Ледокол № 7» отличился в Керчи. В январе ударили сильные морозы и Керченский пролив замерз. Его сковало плотным, торосистым льдом и к 20 января на север от ко¬сы Тузла образовался сплошной ле¬дяной покров толщиной в 20—25 сантиметров. Выгрузка судов шла прямо на лед, откуда портовые рабочие переносили груз на берег. Войска и машины продвигались к берегу по узкому настилу из досок и соломы. Некоторые водители, сомневаясь в возможности передвижения грузовиков с боеприпасами по ненадежному льду, опасались вести машины. Тогда к ним в кабины садились командиры и политработники флота и личным примером вдохнов¬ляли нерешительных. А в северной части пролива организовали ледовую дорогу, по которой в обе стороны передвигались груженые автомобили, люди, гужевые повозки.
Ледоколы «Торос» и №7 вернулись к своей «родной специальности» и стали обеспечивать ледовую проводку судов в небольшой бухте, прикрытой Камыш-Бурунской косой. Навигационных ограждений не было, а глубины небольшие. Суда почти по грунту входили в порт, вздымая винтами ил, перемешанный со льдом, с трудом разворачиваясь в тесном порту.

В ту зиму стояли на редкость суровые морозы. Керченский пролив Судам приходилось форсировать его пядь за пядью. Ломались лопасти винтов, быстро иссякали запасы топлива, котельной воды. Транспорты оказывались среди белого ледяного поля на виду у вражеской авиации, без поддержки сторожевых кораблей, которые не могли действовать во льдах. [102]
Ледокол № 7 завел в порт 109 судов, и вы¬вел из порта — 127.
Ледовую проводку судов в Керчь и Камыш-Бурун в январе — феврале обеспечивали ледоколы № 7 и «Торос». Так, ледокол № 7 (капитан В. Г. Попов) в те месяцы завел в Камыш-Бурун и ошвартовал 109 судов, вывел из порта 127 теплоходов и пароходов. Давалось это ценой огромных усилий. Не хватало бункерного топлива и пресной воды для питания котлов. Ледокол вынужден был восполнять их запасы за счет обслуживаемых им судов. Причем конфликтов не возникало. Все понимали, что успех дела зависит от общих усилий. И ледокол работал без простоев. ..
Танки Погрузка прошла удачно, но в последний момент пришлось отказаться от вывода в море баржи: на «Красном Аджаристане» вышли из строя котлы, и буксировать корабль было поручено «Кубани». На рассвете 4 февраля корабли подошли к скованному льдом Керченскому проливу. Командир отряда не решился форсировать пролив в светлое время, опасаясь налетов вражеской авиации. И она не заставила себя долго ждать. Четыре бомбардировщика готовились лечь на боевой курс. «Красный Аджаристан», хотя и находился на буксире, сумел развернуться так, что можно было ввести в бой все зенитные средства. Тем временем подоспели истребители Черноморского флота. Гитлеровские летчики отказались от атак и поспешили ретироваться. Корабли вошли в лед и под прикрытием своих самолетов благополучно достигли порта Камыш-Бурун.
В полночь ледокол № 7 поставил «Красный Аджаристан» к причалу судоремонтного завода. Танки своим ходом сошли на берег. Ночью же ледокол вывел канлодку из порта для следования в пункт назначения.

#400 20.02.2015 11:44:25

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Битва за Новороссийск, 1941 - 1943 гг.

13 апреля для обеспечения Крымского фронта было принято постановление ГКО о строительстве в Краснодарском крае железнодорожной линии важного оборонного значения: Крымская - Тамань, ставшее еще одной страницей трудового подвига кубанцев.
Уже в марте стало ясно, что Черноморо-Азовское пароходство, потерявшее много судов, со снабжением Крымского фронта не справляется. Тем более, что большая часть судов на Черном
море была задействована на снабжении Севастополя.
29 марта 1942 года Военный Совет Крымского фронта обратился в Государственный Комитет Обороны с просьбой о строительстве:
«... 1) железной дороги нормальной колеи от ст. Крымская, дороги им. Ворошилова, в
направлении Варениковская – Джигинская – Старотиторовская – Тамань, протяженностью
около 120 км. Срок строительства установить 2 месяца. Производство работ возложить на Народный комиссариат путей сообщения.
2) автомобильной дороги с каменным или гравийным покрытием по тому же
направлению с устройством выхода на Фонталовскую – косу Чушка, общим протяжением
около 160 км.
Срок строительство установить 3 месяца.
Производство работ возложить на Главное управление шоссейных дорог НКВД.
3) причальных устройств в пунктах Тамань – коса Чушка, для обеспечения перевалки грузов в объёме провозной способности дороги.
Срок строительства установить 2 месяца.
Производство работ возложить на Народный комиссариат морского флота».
Учитывая, сколько внимания Л.З. Мехлис уделял снабжению фронта, то можно с большой уверенностью полагать, что он был инициатором этого постановления.
Вопрос был рассмотрен и согласован с Краснодарскими крайкомом ВКП(б) и крайисполком.
Строительство было возложено на, специально для этого организованное, Строительное
управление № 99 Наркомата путей сообщения. Постройка мостов возлагалось на мостопоезд
№ 49. Командование Крымского фронта выделило на всё время строительства четыре саперных батальона и один автобатальон. Рельсы получали из мобилизационного резерва и
эвакуированных дорог. Но их было всего 75 км. Остальные пришлось снимать со вторых путей
на участках Крымск – Линейная длиной 27 км и Крымск - Новороссийск длиной 48 км.
Остальные стройматериалы поставлял Краснодарский край, при этом краю были уменьшены
планы поставки лесоматериалов Южному и Закавказскому фронтам. Щебень для балласта,
которого требовалось до 2,5 тысяч куб. м на 1 км пути, возился с Ахтарского карьера.
О том, какое большое значение придавалось этой дороге, говорит тот факт, что на неё перебрасывалось 1,5 тысячи кубометров круглого леса и гидролеса со строительства не менее важной железной дороги Сталинград – Владимировка. Более того, приказом народного
комиссара путей сообщения А.В. Хрулёва от 18 апреля 1942 года предписывалось
«все перевозки грузов и рабочих, направляемых на строительство ж.д. линии Крымская –
Тамань, производить наравне с воинскими, отдельными маршрутами, присваивая им номера воинских транспортов».  Открытие движения  по железной дороге планировалось не позднее
июля.
Необходимую рабочую силу для стройки обеспечивал Краснодарский край. Было выделено 70 автомобилей, пароконные подводы с возчиками, тачки, 1200 лесорубочных топоров и другой
ручной инструмент. В порядке платной трудовой повинности на стройку было направлено
около 5 тысяч человек, в основном колхозников. Всем ИТР, квалифицированным рабочим и работникам автопарка оформлялись отсрочки от мобилизации в армию. Питание и
обеспечения людей жильем возложили на Строительное управление № 99. Здесь к строителям отнеслись бюрократически. Паек составлял всего 533 г  черной муки и 13 г  масла в день.
Ни каких кухонь и плит для приготовления пищи не было. Не выдавались дрова для костров,
а лесов на Тамани нет. Не выдавался табак, мыло. Не было врачей. Рабочие не имели
возможности помыться и постирать одежду, появились вши. Многие рабочие простыли и
работали больными, не получая ни какой врачебной помощи. Из-за такого отношения начались недовольства и возмущения. А тут подошёл сезон полевых работ. Видя бессмысленность 
работы, колхозники стали самовольно возвращаться  в колхозы. Сроки строительства дорог срывались. Пришлось вмешиваться партийным органам края. Райкомы ВКП(б), районов
пославшие людей на работу, стали направлять им продукты, табак, спички, мыло,  соль,
посылать врачей с лекарствами. Крайком ВКП(б) - решать вопрос о начислении колхозникам трудодней за выполненную работу, как было на строительстве Тщикского и Шапсугского водохранилищ в конце 30-х годов.
Одновременно со строительством железной и шоссейной дорог в мастерских Доно-Кубанского речного пароходства развертывалось строительство деревянных барж. Азовской военной
флотилии поручили к 15 мая сформировать Отдельный отряд кораблей на реке Кубань для
борьбы с минами, сбрасываемых противником в реку.
Но воспользоваться дорогой не успели. В мае, когда работы были в полном разгаре, рухнул Крымский фронт. К 20 мая войска эвакуировались  из Крыма на Тамань. Дорога перестала быть объектом особой важной. Хотя  работы на ней продолжались, но велись с меньшим напряжением.
К середине августа была завершена балластировка пути по всей трассе и уложен путь на длине
103 км от Крымской до разъезда Трактовый.  На шоссейной дороге  был сдан участок Варениковская – Джигинка – Старотитаровская, протяженностью всего 46 км.
В строительстве дороги принимали участие колхозники Верхне-Баканского района, территории которого ныне вросли в территорию города-героя Новоросисйска. По крайней мере, юридически.

Страниц: 1 … 14 15 16 17 18 … 34


Board footer