Вы не зашли.
Ст.59 "Некоторые из нижних чинов, поименованных в ст.57, приобретают ещё специальные звания: комендора 2 и1 разряда, стрелка-комендора, стрелка-оружейника, гальванера, минера, гимнаста, стрелка-инструктора, стрелка 1 разряда, водолаза, санитара, с коими связаны особые преимущества".
ИМХО деление на строевых и нестроевых было до некоторой степени условным: к строевым относились нижние чины связанные с управлением кораблём и его оружием, т.е. собственно так сказать "моряки" и в основном призывники (сверхстрочники), а к нестроевым - лица обслуживающие МКУ и прочие вспомогательные специальности, которые изначально видимо часто были вольнонаёмными.
И конечно определение ув. veter о специальных вахтах/работах представляется весьма точным.
H-44 написал:
Оригинальное сообщение #572554
ИМХО деление на строевых и нестроевых было до некоторой степени условным: к строевым относились нижние чины связанные с управлением кораблём и его оружием, т.е. собственно так сказать "моряки" и в основном призывники (сверхстрочники)
Личный состав строевых флотских экипажей.
H-44 написал:
Оригинальное сообщение #572554
а к нестроевым - лица обслуживающие МКУ и прочие вспомогательные специальности, которые изначально видимо часто были вольнонаёмными.
"Специалисты", не числившиеся в экипажах.
ИМХО.
Лот написал:
Оригинальное сообщение #572561
"Специалисты", не числившиеся в экипажах.
ИМХО.
Возможно.
Мне интересно: когда корабль выходил на зиму из кампании на нем котельная установка из работы выводилась полностью, т.е. сливалась отовсюду вода, или определенное кол-во машинной команды оставалось на борту, котел работал на обогрев корабля, на освещение. Боезапас на борту то же оставался? 12" снаряды и заряды таскать из погребов на берег и обратно как-то не очень удобно. Строевые похоже приходили из экипажей в караулы.
veter написал:
Оригинальное сообщение #572698
определенное кол-во машинной команды оставалось на борту, котел работал на обогрев корабля, на освещение.
Скорее всего так.
veter написал:
Оригинальное сообщение #572698
Боезапас на борту то же оставался? 12" снаряды и заряды таскать из погребов на берег и обратно как-то не очень удобно.
Насчёт броненосного флота не знаю, но в парусном всё сдавалось в арсенал.
Собственно сами ядра могли не таскать туду-сюда, а вот порох другое дело.
veter написал:
Оригинальное сообщение #572736
Собственно сами ядра могли не таскать туду-сюда, а вот порох другое дело.
На берег свозились "порох, зажигательные, огневые и разрывные снаряды", арт. принадлежности, прицелы, огнестрельное, абордажное оружие.
Согласно "Морского Устава 1853г."
Лот написал:
Оригинальное сообщение #572561
"Специалисты", не числившиеся в экипажах.ИМХО.
А к каким частям в строевом (административно-хозяйственном) отношении были приписаны кочегары с машинистами? Мне ничего кроме экипажей не встречалось...
Помимо экипажей, где проходили службу строевые офицеры и матросы,
существовали корпуса- нестроевые чины.
По корпусу инженер- механиков флота числились кочегары и машинисты.
Корпуса Морского ведомства Российской империи.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% … 0%B8%D0%B8
Различие между строевыми и нестроевыми чинами флота.
Посмотрите ещё здесь-
Бескровный, Любомир Григорьевич .
Армия и флот России в начале XX в.
Очерки военно-экономического потенциала
http://militera.lib.ru/h/beskrovny_lg01/index.html
Например, в 19 веке в состав команды корабля входили:
Строевые
1.чины № флотского экипажа.
Нестроевые
2.чины корпуса флотских штурманов,
3.чины корпуса морской артиллерии,
4.чины корпуса корабельных инженеров,
5.чины корпуса механиков флота,
6.чины состоящие по Адмиралтейству.
У строевых офицеров звания морские, у нестроевых сухопутные, или гражданские.
Врачи и мл. медперсонал числились в № флотском экипаже, или состоящие в штате того, или иного госпиталя, звания имели гражданские.
А лучше всего посмотреть "Морской Устав 1885г.", там есть всё, и ложечники, и кочегары, и буфетчики. http://oldbooks.ax3.net/BookLibrary/009 … ustav.html
Отредактированно Лот (10.08.2012 06:00:14)
Спасибо, почитаю. Как-то о Корпусах сразу не подумал, они у меня ассоциировались почему-то только с офицерами. Морской устав тоже перечитаю, но про ложника(ложечника) по-моему там не было...
Думаю, будет интересно
НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА
http://vedomstva-uniforma.ru/mundir2/shtaty/index.html
Отредактированно Лот (11.08.2012 18:49:11)
Не было ложечников - были ложники - специалисты по ремонту и изготовлению ружейных лож.Оружейные мастера ремонтировали только металлические части ружей.
cook написал:
Оригинальное сообщение #574926
Не было ложечников - были ложники - специалисты по ремонту и изготовлению ружейных лож.Оружейные мастера ремонтировали только металлические части ружей.
А Вы это точно знаете? Это конечно наиболее очевидный вариант, но лично у меня вызывает некоторое сомнение необходимость наличия этого специалиста именно на корабле - деревянные части ружей что так часто ломались, что требовали постоянного мастера? Логично было бы негодные ружья сдавать для починки/замены на берег в арсенал...
Лот написал:
Оригинальное сообщение #574279
Думаю, будет интересно
НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА
Интересно, но собственно эскизов "штатов" в и-нете много, а вот порядок их выдачи и право ношения - тема, имхо более интересная и малоизвестная. Семенов писал, что право носить "штат" получал нижний чин сдавший на допуск к самостоятельному обслуживанию заведования. Получается, что новобранцы в экипажах и школах, ученики на кораблях штатов не носили. Береговые части - только неокторые.
Получается отличительный знак моряка от того кто носит морскую форму, а служит на берегу?
veter написал:
Оригинальное сообщение #575428
Получается отличительный знак моряка от того кто носит морскую форму, а служит на берегу?
А почему бы и нет?
Вон, Пикуль, как желчью исходит по поводу того, что на бескозырных ленточках в 60-х годах стали писать только "такой-то флот" и стало невозможно отличить "настоящего" матроса от служащего в хозвзводе.
veter написал:
Оригинальное сообщение #575428
Получается отличительный знак моряка от того кто носит морскую форму, а служит на берегу?
Не только, ленточка тоже указывала на принадлежность или к кораблю, или к береговой части.
SLV написал:
Оригинальное сообщение #575473
и стало невозможно отличить "настоящего" матроса от служащего в хозвзводе.
Возможно было по тому же штату.
Всм. службы и подобное носили штат "Специалисты всех видов защиты, обеспечения и обслуживания", его носили и на кораблях, но у береговых только он.
Оффтоп. В ВМФ СССР одно время была должность голубевод и полагался штат сигнальщика.
м) у сигнальщиков и голубеводов — двух перекрещенных сигнальных флажков;
Отредактированно Лот (13.08.2012 20:14:29)
По теме. 2 статьи А Кибовского.
"Стрелковая подготовка на флоте"
"Строевая подготовка на флоте"
Государь Император высочайше повелеть соизволил, дабы во всех Корабельных и Гребных экипажах долженствующих обучаться фрунтовой службе иметь барабанщиков в каждом экипаже по 9-ти, из коих один должен называться Экипажным, а прочие ротными, и чтобы в барабанщики сии определяемы были из числа положенных в экипажах матросов и старших юнгов - сверх того в оных экипажах иметь для починки ружей: слесарей в каждом Корабельном и гребном по 2-ва, и ложников в Корабельных экипажах по 2-ва, а в Гребных по 4 человека, которых и стараться немедленно преуготовить при Адмиралтействах и потом распределить по экипажам, жалованье же всем им производить противу Морских полков следующее: экипажным барабанщикам по 13, ротным барабанщикам, слесарям и ложникам, по 10 рублей в год каждому.
Маркиз де Траверзе
Спб
Октября 26 дня
1811 года.
cook написал:
Оригинальное сообщение #577711
Спб
Октября 26 дня
1811 года.
Название темы прочитать, как, тяжело? Буков много?
Отредактированно Лот (18.08.2012 21:41:38)
Я уже поднимал вопрос по этой таблице. Я её совершенно не понимаю в отлмчие от боевых расписаний Суворова, Олега и Жемчуга.
Как расшифровываются трёхзначные номера нижних чинов?
Случайно нашел... Похоже со старого форума.
ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОГО РОСПИСАНИЯ
veter написал:
Оригинальное сообщение #581190
Случайно нашел... Похоже со старого форума.ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОГО РОСПИСАНИЯ
Превосходно! А есть полный текст?
А кто такие фельдфебели на кораблях - это должность? Ведь унтер-офицерские звания были квартирмейстер-боцманмат-боцман, потом кондукторы. Фельдфебели в книге "Прохождение службы..." мне не встречались...
H-44 написал:
Оригинальное сообщение #583027
фельдфебели
У меня сложилось мнение, что фельдфебель - это должность аналогичная современному старшине роты, команды. Может кто поправит.