Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Есть у Гришковца спектакль "Дредноуты", там в конце идет рассказ о русском минном тральщике "Китобоец" (или "Китобой", точно не помню), прошу прощения за пересказ, давно смотрел, кажется из-за волнений 17 года выходит в море и встречает немецкую эскадру, тральщику предлагают сдачу, но капитан приказывает расчехлить орудие ( 37мм пушка ), отказывается от сдачи и передает немецкой эскадре что дает время приготовиться к бою, немцы понимают что битва эскадры с фанермым тральщиком это позор и пропускают его. Кому что известно об этом инцеденте, можно ли найти фотографии, схемы, чертежи этого тральщика? Спасибо.
Ой коллега, я давно эту тему хотел поднять, но потом прочитал вот это http://nvo.ng.ru/history/2004-02-27/5_flag.html
ну и короче - все неправда но в справочника мне данных по этому кораблю не попадалось
бюллетень Общества офицеров Российского императорского флота в Америке №3/120, 1969 г
Н. Боголюбов
Посыльное судно «Китобой»
«Китобой» был единственным кораблем красного Балтийского флота, который во время боев под Красной Горкой в июне 1919 года спустил красный флаг, поднял Андреевский и перешел на сторону наступающих частей Северо-Западной армии генерала Юденича.
Обстоятельства этого перехода, до сих пор еще нигде полностью не опубликованные, были таковы (материалом для нашей статьи послужили докладная записка инженера-механика мичмана С. Н. Чистякова и вахтенный журнал посыльного судна «Китобой»). С 11 июня 1919 года «Китобой», входивший в то время в состав 3-го дивизиона сторожевых судов, находился в дозоре на подходах к Кронштадту, между маяками Толбухином и Шепелевом. 13 июня он был свидетелем как перехода форта Красная Горка на сторону белых, так и артиллерийской дуэли между ним и линейными кораблями «Петропавловск» и «Андрей Первозванный». В тот же день в 16 часов сторожевое судно «Якорь» подошло к «Китобою» для смены с дозора. «Якорь» был под брейд-вымпелом начальника 3-го дивизиона сторожевых судов ст. лейтен. Моисеева, который для возвращения в Кронштадт перешел на «Китобой».
Начальник дивизиона, командир «Китобоя» мичман В. И. Сперанский и дивизионный механик инженер-механик мичман Чистяков спустились в кают-компанию и здесь впервые обсудили возможность перехода на сторону белых.
Приводим дословные выдержки из докладной записки инженера-механика мичмана Чистякова:
«...18.30 — падение 12-дм снаряда у нашего борта, и в 18.35 мы срочно снимаемся с якоря, «Якорь» идет нам в кильватер. 18.37 — падение 12-дм снаряда справа от кормы. Красная Горка стреляет по «Китобою», по-видимому предполагая, что мы корректируем стрельбу лин. кор. «Андрей Первозванный» и «Петропавловск»... Наступил острый психологический момент. Настроение у команды встревоженное и нерешительное. На вопрос Начальника дивизиона с мостика: «Куда идти?» боцман и еще несколько человек показали руками на запад... 19.35 — спустили красный флаг и подняли Андреевский. Увидев это, «Якорь» круто положил руля на борт, обстрелял нас из пулемета и пошел в Кронштадт, дав радио, что «Китобой» уходит... 19.40 — получили радио из Кронштадта: «Китобою» немедленно вернуться, иначе эскадренный миноносец «Свобода» (бывший «Владимир») догонит и потопит. Когда увидели со стороны Кронштадта быстро приближающийся дым, то приблизились к берегу, намереваясь выброситься в случае подхода «Свободы». В 20.10 вошли в Батарейную бухту, где и стали на якорь...»
Закончим историю перехода «Китобоя» на сторону белых и последовавшего незаконного захвата его англичанами на основании следующих выдержек из вахтенного журнала «Китобоя»:
»Пятница 13.июня... 20.15 - Начальник дивизиона и дивизионный механик съехали на берег для того, чтобы войти в связь с белыми войсками...
20.25 - Правее Шепелева показался дым, и с берегового поста сообщили: «Идет эскадренный миноносец «Свобода».
20.28 — Эскадренный миноносец «Свобода» повернул на ост, обстрелянный батареей «Серая Лошадь». (Береговая батарея «Серая Лошадь» к тому времени тоже перешла на сторону белых. — Примеч. авт.)
Суббота 14 июня... 20.35 - Снялись с якоря. Вышли по назначению (в Копорскую губу). С нами идет командир Ингерманландского полка (одна из белых частей, наступавшая вдоль Финского залива. — Примеч. авт.).
21.08 — Изменили курс... Слева за кормой показался дым, по-видимому, эскадренный миноносец типа «Новик».
22.15 — Нас преследует эскадренный миноносец типа «Новик», идет южным берегом, расстояние семь миль.
21.16 - «Серая Лошадь» открыла огонь. Падение слева и под носом у миноносца, который сейчас же повернул обратно.
23.05~ Подошли к мысу Дубовскому... Видны две подводные лодки и английский миноносец. Дали малый ход.
23.15 — Застопорили машину. Стали на якорь.
23.18 — Начальник дивизиона и дивизионный механик на шлюпке пошли к подводным лодкам.
23.45 — К левому борту подошла английская лодка «L-11». К правому борту подошла шлюпка с миноносца с английскими офицерами и матросами.
23.50 — Началось разоружение и грабеж «Китобоя» англичанами.
23.55 — Спущен Андреевский флаг и поднят английский...»
В конце января 1920 года команда «Китобоя», стоявшего в то время в Ревеле, находившемся в руках эстонцев, дезертировала. Для того чтобы сохранить Андреевский флаг и спасти корабль для России, командующий морскими силами юго-западного правительства контр-адмирал В. К. Пилкин отдал приказ об укомплектовании «Китобоя» морскими офицерами, находившимися в то время в отряде быстроходных катеров, в танковом батальоне и на бронепоездах. Командиром был назначен лейтенант 0.0. Ферсман. Так как эстонцы намеревались захватить корабль и отказали в дальнейшей выдаче угля, на «Китобой» были погружены мокрые дрова, купленные на частном рынке, на средства, отпущенные адмиралом Пилкиным.
Около полудня 15 февраля, обманув внимание эстонских часовых с помощью случайно подошедших английских офицеров, «Китобой» по личному приказу адмирала Пилкина отдал швартовы и вышел на полузамерзший Ревельский рейд, приготовив к бою свои две 75-мм пушки и подав к ним свой боевой запас, состоявший из 30 снарядов. Как выяснилось позже, корабли эстонского флота из-за зимнего ремонта и разобранных турбин не могли выйти в погоню. Идя на дровах через непротраленные минные заграждения ходом не свыше четырех узлов, «Китобой», следуя письменному приказу адмирала Пилкина (см. приложение), дошел до Либавы, находившейся в то время в руках латвийского правительства.
После столкновения с местными латвийскими властями, пытавшимися задержать и купить маленький корабль, «Китобой» наконец получил от англичан запас угля и 27 февраля вошел на Копенгагенский рейд. Здесь выяснилось, что Северный фронт генерала Миллера пал и, таким образом, первоначальный план похода в Мурманск неосуществим.
Тем временем англичане, не желавшие появления Андреевского флага в европейских водах, решили захватить «Китобой» на том основании, что он якобы сделался их законным призом в июне 1919 года. Согласно телеграмме британского адмиралтейства, переданной командиру «Китобоя», корабль после необходимого ремонта должен был быть послан в Англию с английской командой и с русской командой в качестве пассажиров.
Отвергнув это требование и отказавшись допустить на борт прибывшую английскую ремонтную команду, лейтенант Ферсман через российского посланника в Дании и российского морского агента в Лондоне предъявил протест против действий англичан и заявил, что без боя он «Китобой» не сдаст. В ожидании же возможных попыток захватить корабль Ферсман приказал приготовить все находящиеся на борту пулеметы, а также заложить подрывные патроны, с тем чтобы в крайнем случае вывести корабль на внешний рейд и там его взорвать.
Благодаря вмешательству Вдовствующей Государыни Императрицы Марии Федоровны, находившейся в то время в Копенгагене, и моральной поддержке датчан, французов и славянских стран британское адмиралтейство вняло хлопотам нашего морского агента адмирала Волкова и в конце концов официально отказалось от своих притязаний на «Китобой».
В июле 1920 года «Китобой» покинул наконец Копенгаген и вышел в свой долгий поход вокруг Европы в Черное море. Так как германское правительство на основании своего договора с советской Россией отказало кораблю в праве прохода через Кильский канал, через два часа после своего прибытия «Китобой» должен был покинуть Киль и, чтобы выйти в Северное море, обогнуть весь Ютландский полуостров.
Волокита с выдачей средств, ассигнованных на поход в Париже, частые поломки изношенной машины, недостаток опытных кочегаров и машинной команды послужили причиной того, что наш маленький, в 230 тонн, корабль, обогнув всю Европу, добрался до Черного моря только 12 ноября 1920 года (нового стиля). Из 37 человек команды, вышедшей на нем из Ревеля, к этому времени на нем осталось только девять офицеров и один нижний чин.
Подойдя к Севастополю, мы узнали о начавшейся эвакуации. «Китобой» принял в ней деятельное участие и вернулся в Константинополь
Отредактированно Dampir (01.02.2009 22:42:11)
Получается этого "боя" "Китобоя" и Немецкой эскадры не было вобще?
А есть чертежи и фото его? А то я даж не представляю как он выглядит.
Отредактированно Zakens (01.02.2009 22:52:19)
Zakens написал:
Получается этого "боя" "Китобоя" и Немецкой эскадры не было вобще?
ну да... легенда-с...
Zakens написал:
А есть чертежи и фото его? А то я даж не представляю как он выглядит.
мне тоже не попадалось
Vova7 написал:
ну да... легенда-с...
Жаль что легенда, но красивая)
Спасибо большое)
Интересно тогда, откуда взял эту историю Гришковец?
Отредактированно Zakens (02.02.2009 10:46:32)
Из пальца высосал.................. Етож стеб прежде всего........Тем более личность аффтара известна....
В серии Свидетели эпохи вышла книга в 2006 году Николай Реден "Сквозь ад русской революции Воспоминания гардемарина 1914-1919" в ней очень живописно описано бегство "Китобоя" от красных.Потом корабль пытались захватить прибалты и Реден рассказывает о своем пути на "Китобое" до копенгагена.
а к нам в город Гришковец приезжает именно с Дредноутами - если пробьюсь к нему может спрошу откуда он эту историю взял
Видимо, это приметы времени, когда идеализируют гламурных палачей (фильм "Адмирал"), обеляют предателей из РОА, а шуты рассказывают романтические сказочки про обычных дезертиров.
Zakens написал:
Оригинальное сообщение #25944
кажется из-за волнений 17 года выходит в море и встречает немецкую эскадру, тральщику предлагают сдачу,
Не дай бог данный спектакл и книгу прочитать КайзеруАдлеру.
В эго пересказе выглядело бы так.
Укриинизированный экипаж "Китобоя" принял решение уйти от большевиков и идти на воссоеденение а другим украинизированным судном Линкором ЧЕСМА в Мурманск.
Далее по тексту как у Андриенко но с одной поправкой. ЧЕСМА оказалась в руках у красных и принято решение прорываться в Одессу чтобы стать флагманом бригады траления украинского флота. По пути утопив несколько английских и германских подводных лодоок (списать под это все пропавшие в море с 1914 года) судно пришло таки в Украинский порт но наглец Врангель обманным путем захватило его и увел его в Тунис.
"Принаровский Край", 1930, № 9, 24 октября (эстонская газета)
"Осень 1919 года. Знакомый нам рейд мирного, спокойного Копенгагена. На рейде стоит британская эскадра в составе дредноутов, крейсеров и миноносцев.
Жизнь на эскадре идет мирно, нормально. Война окончена. Германский флот уничтожен. Англичане победили.
И вот, среди этой обстановки, с моря появляется маленький корабль. На гафеле его развевается Андреевский флаг. Это тральщик "Китобой" 120 тонн водоизмещения. У него всего 2 маленьких 47 мм пушки, годные только для расстрела мин.
Командует им лейтенант Ферсман. Размеры "Китобоя" таковы, что если к нему подойти на паровом катере, то не надо ставить и трапа - можно прямо шагнуть с катера на палубу.
"Китобой" вырвался из красного ада - это последний корабль Балтийского флота, носящий Андреевский флаг.
Он входит на рейд Копенгагена. Никто ему не салютует. "Китобой" становится на якорь. На английском адмиральском корабле взвивается сигнал по международному коду: "Предлагаю спустить флаг и передать корабль в руки Британских морских властей".
В ответ на "Китобое" одинокий горнист протрубил "боевую тревогу". Когда люди разбежались по "боевым постам" к двум жалким маленьким пушченкам - на "Китобое" был поднят ответный сигнал:
"Русский флаг спущен не будет, предлагаю Британской эскадре приготовиться к бою".
Некоторое время на английском корабле ответ висит "до половины". Наконец поняли. Сигнал разобран. Что будут делать англичане? Одного снаряда, любого орудия достаточно, чтобы пустить "Китобой" ко дну.
На английском флагманском корабле подают катер к правому трапу. Командующий эскадрой лично идет на "Китобой".
Он встречен, как старший на рейде, рапортом: "Ваше Превосходительство, на корабле Его Императорского Величества "Китобой" и т. д. и т. п.
Хотя лицо английского адмирала невозмутимо, голос его дрожит: "Я передал вам, - отрывисто говорит он, - то, что мне было приказано моим правительством. Теперь позвольте мне от имени Британского флота и от себя лично выразить вам восхищение той доблестью, с которой вы защитили честь вашего флота".
С этими словами английский адмирал обнял и поцеловал командира "Китобоя".
Дальнейшее пребывание "Китобоя" в Копенгагене было его триумфом.
Командир его был принят вдовствующей Императрицей Государыней Марией Федоровной.
"Китобой" шел в Крым, где еще героическая русская армия и флот генерала П. Н. Врангеля боролись за честь и свободу России.
Когда "Китобой" уходил с Копенгагенского рейда в море, на судах английской эскадры ему отдавали честь, как военному кораблю.
На флагманском корабле дредноуте оркестр играл русский национальный гимн "Боже, Царя храни".
Какие размерения и ТТХ имел тральщик "Китобой" (ТЩ типа Гарпун)?
Алексей Логинов написал:
#1464581
Какие размерения и ТТХ имел тральщик "Китобой" (ТЩ типа Гарпун)?
«Китобой» был построен в Кристиании по заданию Управления кораблестроения России в 1912 г. Судно было названо Gama, длина которого составляла 32,4 м, полное водоизмещение — 310 т. В движении судно приводила паросиловая установка мощностью 450 л.с. Использовался как траулер. В этом же году был куплен Англией и переименован в Erris, где в 1915 г. приобретён через подставное лицо Российским Императорским флотом.
Пройдя капитальное переоборудование на Путиловской верфи в Петрограде, на траулер были установлены две 75-мм пушки Канэ, 7,62-мм пулемет Максима, а так же трал Шульца. Судно получило название «Китобой» и было официально зачислено в тральщики Российского Императороского флота. «Китобой» отличался хорошими мореходными качествами и положительно зарекомендовал себя как тральщик.
https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0% … %BE%D0%B9_(1907)
Kozima - Вы уверены что именно по заданию Управления кораблестроения России в 1912 г. ?
Импортное название не смущает ?
Может прежде чем просто копипастить "тырнет" стоит немного подумать ?
Kozima написал:
#1464621
Судно было названо Gama, длина которого составляла 32,4 м
Меня эта цифра смущает. Большой разброс данных в разных источниках.
В Морском Сборнике эти тральщики случаем не затрагивались в исторической серии??
Мятежный написал:
#1464661
Kozima - Вы уверены что именно по заданию Управления кораблестроения России в 1912 г. ?
Не уверен..Но это единственное что нашел..Увы
Алексей Логинов написал:
#1464667
Меня эта цифра смущает. Большой разброс данных в разных источниках.
В Морском Сборнике эти тральщики случаем не затрагивались в исторической серии??
за размерения,ничего нескажу..надо искать...но Это думаю понравится всем.
Жаль его изображения у меня разбросаны в компе..если не ошибаюсь..его фото на днях мелькало на Форуме.
Страниц: 1 2