Вы не зашли.
Спасибо, maslopoop, хорошие фото!
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #725589
Может, кстати, и Щ-209 до сих пор томится в каком-то отстойнике. Последнее место ее нахождения - Очаков. Может кто-то что-то знает?
попробую пробить инфу.
Председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев озвучил инициативу возможной установки в Феодосии находящейся на дне Черного моря советской подводной лодки "Щ-216", передает "ТРК "Крым".
Об этом премьер заявил в ходе посещения феодосийского филиала Черноморского центра подводных исследований.
По словам Анатолия Могилева, осенью планируется начать обследование корпуса лодки. Специалисты проверят наличие на ее борту взрывоопасных боевых торпед. В случае поднятия судна останки погибших моряков будут перезахоронены, а на базе лодки создадут музей боевой славы
http://youtu.be/QGkkRJyPCkE
С затонувшей подлодки исчез вахтенный журнал?
Дайверы рассказали «Крымскому Телеграфу», что первооткрывателей «Щуки» опередили советские боевые пловцы
Десятого августа археологи приступают к обследованию корпуса подводной лодки «Щука», затонувшей у берегов Тарханкута, чтобы выяснить, нет ли на ней взрывоопасных снарядов, из-за которых нельзя будет не то что поднимать субмарину на поверхность, но и проникать в ее отсеки. Но даже если все сложится благополучно, аквалангистов может ожидать сюрприз — следы обыска и изъятие секретных документов пловцами Военно-Морского флота СССР...
Рыбаки зацепили субмарину сетями
Эхо войны до сих пор дает о себе знать — вдоль крымских берегов ежегодно обнаруживают сотни и даже тысячи неразорвавшихся снарядов, бомб, мин, корабельных орудий и множество полусгнивших железяк — осколков боевых единиц времен Великой Отечественной войны. Периодически встречаются и целые суда, как в случае со «Щукой». Причем спустя почти 70 лет «Щ-216» остается одной из немногих найденных подлодок той эпохи: по-прежнему еще 16 подобных ей числятся пропавшими без вести в акватории Черного моря. Дайверы, каждое лето погружающиеся с аквалангами в районе Тарханкута, рассказывают о том, что «Щуку» уже находили и раньше и что как минимум еще одна субмарина покоится на дне в этом районе.
Сергей Кучуркин, инструктор подводного плавания:
«Об этой подлодке было известно давно, несколько лет назад рыбаки зацепили ее во время донного траления, аквалангисты узнали об этом, погрузились, увидели закрытые отсеки и пробираться внутрь побоялись — решили, что она может быть заминирована — сунешься, а она бахнет».
Кстати, любопытная деталь недавно всплыла в средствах массовой информации о том, что «Щ-216» обнаружили еще в 1956 году.
Сергей Воронов, директор Черноморского центра подводных исследований:
«Мы тоже натыкались на эту информацию, и где только не запрашивали — и в Укргидрографию обращались, и в Укркартографию, но никто даже понятия не имеет».
Впрочем, дыма без огня, как известно, не бывает. Ведь конец пятидесятых — это как раз то время, когда Черноморский район превратился в центр газодобывающей промышленности Крыма и здесь началось разведывательное бурение скважин.
Есть и такая версия, что в 1980 году, во время учений в Черном море, подлодку обнаружил корабль Военно-морских сил СССР. Тогда якобы на субмарину погрузились боевые пловцы и изъяли вахтенный журнал. Правда, первооткрыватели отказываются в это верить.
Сергей Коломытов, дайвер, первооткрыватель субмарины:
«Упоминания вроде как есть в архивах Военно-Морского флота Советского Союза. Как будто в 80-м году корпус был обнаружен. Но данных о том, что водолазы туда спускались и обследовали, нет. Отсюда возникает вопрос: каким образом они определили, что это подводная лодка? Ведь в 80-х годах такой техники не было. Скорее всего, это неправда. К тому же во времена Советского Союза если бы лодку нашли, ее бы сразу подняли».
Впрочем, разве секретные сведения ВМФ СССР стали бы общедоступны? Кроме того, среди дайверов, работающих на Тарханкуте, по-прежнему ходит легенда о немецкой подлодке, погибшей также где-то в этом районе. Правда, официальные источники это опровергают — мол, все пять субмарин Третьего рейха, курсировавшие в Черном море, были затоплены у берегов Турции во время капитуляции Германии.
В незатопленных отсеках сохранилась атмосфера 1944-го
После обследования «Щуки», лежащей на глубине 52 метров, археологи предположили, что, поскольку вода залила только один, пробитый снарядом, отсек, а лодка просто лежит на ровном киле, без других видимых повреждений, то, скорее всего, остальные шесть отсеков остались незатопленными. А это значит, что внутри законсервирована нетронутая морскими обитателями обстановка военного, 1944 года.
Сергей Воронов:
«Там реально могла сохраниться атмосфера 1944 года, включая воздух, ведь все закапсулировано. Все, что там находится, одинаково ценно — и вахтенный журнал, и записки, и вещи.
В целом виде во всем мире не сохранилось ни одного образца такого проекта подводных лодок».
Если удастся поднять подводную лодку на поверхность, она станет уникальным музеем. Но получится ли это сделать, пока неизвестно. На днях президент Украины Виктор Янукович поручил правительству «проработать вопрос возможности подъема» субмарины. Однако специалисты не спешат радоваться: теперь еще предстоит изучить состояние торпедного оружия, и только тогда будет ясно — можно ли вообще трогать подлодку.
«Было совещание начальников штабов Военно-морских сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации, мы рассматривали технические возможности обследования корпуса, чтобы принять решение — безопасен подъем или небезопасен, — рассказал газете „Крымский ТелеграфЪ“ Сергей Воронов. — Начиная с 10 августа по 1 октября сформируется объединенный судоподъемный отряд, куда будут входить корабли ВМС Украины и Черноморского флота России, мы начнем погружение, обследование корпуса лодки на предмет изучения состояния подъемных устройств, но самое главное — изучение наличия и состояния торпедного оружия в основном отсеке и торпедных аппаратах — в носовой и кормовой частях. И 1 октября мы должны составить акт — или рекомендовать поднять, или в связи с обстоятельствами не советовать. Если все будет нормально, подпишем договор, и научно-исследовательский институт разработает проект подъема».
Если подъем все-таки состоится, «Щуку» смогут воочию увидеть миллионы туристов, а останки подводников с почестями перезахоронят. А если вахтенный журнал все-таки не найдут, легенда об обнаружении лодки в 80-м уже не будет казаться вымыслом...
На борту лодки находился крымчанин
Оказалось, что среди 47 погибших был крымчанин Николай Иванович Нудьга. В день гибели субмарины ему было всего 20 лет. Комендор (морской артиллерист) краснофлотец Николай Нудьга родился 18 сентября 1923 года в селе Бороган Фрайдорфского района Крымской АССР — сейчас это село Отважное Раздольненского района. В деле сохранилась информация лишь об одном родственнике — матери Ефросинье Нудьге, проживавшей на тот момент в Евпатории. Сейчас ее уже нет в живых, а других близких пока разыскать не удалось.
Что на самом деле произошло 17 февраля 1944 года, в день, когда «Щука» в последний раз вышла на связь, до сих пор достоверно неизвестно.
«10 февраля 1944-го в районе северо-западнее мыса Тарханкут „Щ-216“ обнаружила немецкий конвой в составе двух транспортов в охранении двух сторожевых катеров, — свидетельствуют архивные данные. — В 2:50 выпустила из надводного положения четыре торпеды веером. С лодки наблюдали два взрыва и гибель транспорта водоизмещением 4000 тонн. На самом деле оснащенные неконтактными взрывателями торпеды взорвались, не дойдя 100 метров до большого охотника „Uj 106“. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану должна была сделать это 4 марта».
Есть две версии гибели «Щуки». Согласно первой, субмарина наткнулась на немецкое противолодочное минное поле, которое было выставлено накануне — 9 февраля, как раз недалеко от мыса Тарханкут. По второй, на нее сбросил глубинные бомбы «охотник» «Uj 106», которую как раз атаковала «Щука». Согласно данным, произошло это утром 17 февраля.
Алексей ПРАВДИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 243 от 9 августа 2013 года
(http://ktelegraf.com.ua/4565-s-zatonuvs … urnal.html)
Анатолий написал:
Оригинальное сообщение #725624
попробую пробить инфу.
А что ее (инфу) "пробивать". Бывшая "Щ-209" давно порезана в Николаеве! Буксир вынужденно зашел в Очаков, т.к. на переходе лодка стала тонуть. Там ее и сфотографировал киевлянин Анатолий Овчаренко. Мы с ни еще раз пытались пробить тревогу и опубликовали снимок сидящей на мели в Очакове лодки и нашей совместной публикацией в киевском военном журнале. Если желаете, найду статью и фотографию. Но владелец не стал ждать. Воду откачали и лодку довели до Николаева, где она была и разделана на металл...
Анатолий Овчаренко тогда по делам службы часто бывал в Москве и сотрудничал с Константином Стрельбицким. Он и передал свою фотография лодки, сидящей на мели в Очакове К. Стрельбицкому. Я эту фотографию также пару раз публиковал. А лодки давно нет! К сожалению.
С уважением,
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #726492
Но владелец не стал ждать. Воду откачали и лодку довели до Николаева, где она была и разделана на металл...
Я тоже слышал такую версию.К сожалению,скорее всего так.
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #726492
А что ее (инфу) "пробивать". Бывшая "Щ-209" давно порезана в Николаеве
Вот классное отношение к памятникам! А теперь каждое сообщение про Щ-216 венчают тирадой типа "Находка может считаться уникальной. Это единственный на сегодня подводный корабль класса «Щука», который сохранился относительно хорошо".
Сегодня решил заглянуть в конвенцию ООН "об охране подводного культурного наследия", которую украинская сторона ратифицировала в 2006 г., о чем нам напомнил ув. aligvi http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=7969&p=5 пост №102. Ссылаются оф. лица типа Л. Опанасюк - председатель Республиканского комитета Крыма по охране культурного наследия, которой положено знать назубок эти положения.
http://www.un.org/ru/documents/decl_con … tage.shtml
Получил очередное подтверждение того, что все, что делается со Щ-216 не законно.
Читаем:
Статья 1 — Определения
Для целей настоящей Конвенции:
1.
a) «Подводное культурное наследие» означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет, такие, как:
i) объекты, сооружения, здания, артефакты и человеческие останки вместе с их археологическим и природным окружением;
ii) суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением; и
iii) предметы доисторического характера".
В тексте украинской ратификации, который, похоже, те, кто на него ссылаются, даже не читали, эти положения тоже есть:
Відповідно до Конвенції "Підводна культурна спадщина" означає всі сліди людського існування, які мають культурний, історичний або археологічний характер і частково або цілком, періодично або постійно знаходяться під водою протягом не менше 100 років, як-от:
• об'єкти, споруди, будинки, артефакти й людські останки разом з їхнім археологічним і природним оточенням;
• судна, літальні апарати, інші транспортні засоби чи будь-які їхні частини, їхній вантаж або інший вміст, разом із їхнім археологічним і природним оточенням; та
• предмети доісторичного характеру.
При этом я сейчас не хочу подробно комментировать вопрос о том, что Щ-216 находится за пределом территориальных вод Украины, на расстоянии примерно 15,5, а не 12, миль от Тарханкута и ближайшей точки украинской территории.
Интересно, когда же кончится этот наглый обман?
Отредактированно Botik Petra Velikogo (11.08.2013 12:54:25)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #726862
Вот классное отношение к памятникам!
ну это касается нетолько Украины но и России тоже.
Корпус бывшей Щ-209 еще в начале 60-х был переделан под УТС-10..
внутри она мало что имела с первозданным состоянием,наружи,оставался только часть родного корпуса
рубка была срезана и вместо нее торчала башенка.
Востановить хоть приблизительно в первозданный вид,практически было невозможно.
А после ее затопления в Практической гавани и несколько лет в полузатонувшем состоянии
она вообще была никакая.
В России,в Североморске,К-21 сгнила у пирса стоя по ватерлинию в воде.
/сейчас весь подводный борт залит бетоном.
Не лучшие времена настали с Московской пр 641Б...
Ну и так далее./гдето востанавливают одновременно гробят другое в другом месте.
Где пр А-615 в Краснодаре ?
Везде блин одинаково.
Отредактированно Анатолий (11.08.2013 13:54:50)
Анатолий написал:
Оригинальное сообщение #726884
ну это касается нетолько Украины но и России тоже.
Да, но в России сейчас никто не носится с заведомо нереальным проектом подъема при наличии (по крайней мере, в недавнем прошлом) корпуса в намного лучшем состоянии, чем рек Щ-216.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #726888
Да, но в России сейчас никто не носится с заведомо нереальным проектом подъема при наличии (по крайней мере, в недавнем прошлом) корпуса в намного лучшем состоянии, чем рек Щ-216.
невстревал в эту тему..но могу выразить свое мнение...
дальше Пиара дело не пойдет...
/а бабки могут попилить уже только на этом...
Все это политическая трескотня.
/или под шумок срубить бабло и ничего несделать.
можно еще долго рассуждавть на эту тему..я отношусь проще..увидим что дальше будет.
/шумок пройдет и большие мужи потеряют к этому интерес.
Вот мои фото УТС 10 ех Щ-209 в 1997г до затопления.
/есть еще полузатопленная,а вот снять увод на слом и дальше, таких фото у меня нет.
Отредактированно Анатолий (11.08.2013 14:30:13)
Был в 2009г. Краснодаре, 615-я была на месте, помятая, но целая
Анатолий написал:
Оригинальное сообщение #726891
дальше Пиара дело не пойдет...
/а бабки могут попилить уже только на этом...
Причем, сразу и в рублях, и в гривнах.
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #719874
Являясь заклятым интернационалистом все же хочу напомнить, что Украина вольна сама распоряжаться объектами подводного наследия находящимися в ее территориальных водах!!!
В этом сообщении, написанном на следующий день после 60-летия, я действительно ошибочно применил термин "территориальные воды".
Даже находясь на пенсии, продолжаю руководить работой сектора стандартизации, информационной и патентно лицензионной работы ГП "УкрНИИМФ" и ОБЯЗАН И ДОСКОНАЛЬНО ИЗУЧАЮ НОРМАТИВНО_ПРАВОВЫЕ АКТЫ, как Украины, так и России.
Botik Petra Velikogo - Где вы читали в нормативно-правовой документации про территориальные воды, кроме моего поспешного сообщения (которое, естественно, не является таким актом)?
С уважением,
Отредактированно aligvi (12.08.2013 14:19:13)
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #726862
Вот классное отношение к памятникам!
А в Российской Федерации все в порядке в части охраны подводного наследия?
Кроме того напоминаю, что полузатопленная УТС НИКОГДА НЕ БЫЛА В СПИСКАХ ПАМЯТНИКОВ!
С уважением,
Отредактированно aligvi (12.08.2013 14:08:48)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #727326
Где вы читали в нормативно-правовой документации про территориальные воды, кроме моего поспешного сообщения (которое, естественно, не является таким актом)?
В Вашем сообщении и читал. А так это территориальное море. Так, Щ-216 лежит за его пределами.
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #727329
Кроме того напоминаю, что полузатопленная УТС НИКОГДА НЕ БЫЛА В СПИСКАХ ПАМЯТНИКОВ!
А что остов Щ-216 в нем был? Кто и когда его туда внес и на каком основании? Может Вы объясните мне тупому, почему им распоряжается Республиканского комитета Крыма по охране культурного наследия и Минкульт Украины?
Отредактированно Botik Petra Velikogo (12.08.2013 19:35:51)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #725525
http://meridian.in.ua/news/11092.html?u … um=twitter
Подводную лодку будут поднимать вместе ЧФ РФ и ВМСУ
Вот кто руководит работами!
Изучайте украинский язык, Законодательство Украины и можно судиться с теми, кто проводит работы на лодке. В Украине за разрушение памятников можно получить срок.
А на этой ветке просто стало скучно от переливания из пустого в порожнее. Посему я покидаю ее.
Всех благ.
С уважением,
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #727661
Подводную лодку будут поднимать вместе ЧФ РФ и ВМСУ
А что, вопрос с подъемом уже решен?
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #727661
Изучайте украинский язык,
Без надобности.
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #727661
Законодательство Украины
Какой смысл его изучать, если те, кто должен требовать его соблюдения, его нарушают?
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #727661
Всех благ.
И Вам взаимно.
Сегодня состоялся пленум Черноморского районного совета на котором обсуждался вопрос создания мемориала "Защитникам Черноморских рубежей 1941-1945 г" в свете поручения Президента Украины, обращения Черноморской поселковой организации ветеранов Украины и письма КРУ "Историко-археологический заповедник "Калос Лимен" председателю Черноморского райсовета (аналогичное письмо выслано в реском АРК по охране культурного наследия).
Пока еще раз приведу Поручение Президента Украины:
ДОРУЧЕННЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ
Щодо опрацювання питання можливого підйому на поверхню радянського підводного човна "Щ-216"
У зв'язку з виявленням співробітниками Кримської республіканської установи "Чорноморський центр підводних досліджень" радянського підводного човна "Щ-216" серії Х-біс, що загинув у роки Великої Вітчизняної війни у північно-західній частині Чорного моря:
М.АЗАРОВУ
С.ЛЬОВОЧКІНУ
1. Забезпечити:
1) опрацювання за участю Національної академії наук України та Національного інституту стратегічних досліджень питання щодо можливості підйому на поверхню радянського підводного човна "Щ-216" серії Х-біс, що загинув у роки Великої Вітчизняної війни у північно-західній частині Чорного моря і знайдений співробітниками Кримської республіканської установи "Чорноморський центр підводних досліджень", транспортування та музеєфікації цього підводного човна, а також поховання загиблих моряків, створення меморіалу загиблим морякам, для чого, зокрема, забезпечити виконання робіт із дослідження підводного човна, у тому числі проведення оцінки його впливу на здоров'я людей і стан навколишнього природного середовища;
Доповісти до 15 вересня 2013 року
2) вирішення з урахуванням результатів робіт, зазначених у підпункті 1 цього пункту, питань стосовно розроблення проектної документації щодо підйому на поверхню радянського підводного човна "Щ-216" серії Х-біс та створення на його базі музею, а також стосовно фінансування відповідних робіт та заходів;
Доповісти до 1 лютого 2014 року
3) проведення в рамках підготовки та відзначення 70-ї річниці визволення України від фашистських загарбників і 70-ї річниці Перемоги у Великій Вітчизняній війні 1941 - 1945 років заходів щодо вшанування пам'яті загиблих моряків радянського підводного човна "Щ-216" серії Х-біс, зокрема, із залученням родичів загиблих, представників іноземних держав.
Термін - протягом 2013 - 2015 років
Л.КОЖАРІ
П.ЛЕБЕДЄВУ
А.МОГИЛЬОВУ
2. Вивчити питання щодо залучення іноземних держав до опрацювання та реалізації проектів, пов'язаних із підйомом на поверхню, транспортуванням радянського підводного човна "Щ-216" серії Х-біс, його музеєфікацією, а також створенням меморіалу загиблим морякам.
Термін — 15 вересня 2013 року
А.ЄРМОЛАЄВУ
3. Забезпечити наукове супроводження заходів щодо вивчення,паспортизації та можливості підйому об'єкта, розроблення проектів його музеєфікації.
Термін — постійно
О.КУРДІНОВИЧУ
4. Забезпечувати інформаційне висвітлення заходів щодо виконання робіт із дослідження радянського підводного човна "Щ-216" серії Х-біс, його підйому на поверхню, транспортування і музеєфікації та вшанування пам'яті загиблих моряків.
Термін - протягом 2013 - 2015років
Президент України Віктор ЯНУКОВИЧ
(http://www.president.gov.ua/documents/15953.html)
Суть предложения КРУ ИАЗ "Каос Лимен" сводится к оставлению подлодки на месте гибели как объекта (памятника) подводного культурного наследия с постановкой на учет и определением ее правового статуса. Захоронение останков (в случае их эксгумации из корпуса подлодки) произвести в пгт Черноморское, (как административном центре Черноморского района, вблизи которого найдена подлодка) с созданием мемориала всем найденным в ходе поисковой работы воинам-черноморцам, погибшим в северо-западной части крымского побережья, в том числе и экипажу "Щ-216".
Постановка вопроса создания такого мемориала уже два года идет на Черноморском форуме http://chernomorskoe.info/forum/viewtop … 694#p41694
Письмо всецело перекликается с обращением ветеранов поселкового совета, общественностью района и учетом пожеланий родственников погибших, опубликованными в средствах массовой информации и интернет ресурсе.
Рассмотрение поставленного вопроса состоится на 37-очередной сессии 6-го созыва Черноморского поселкового совета 21 августа в 10:00 в актовом зале районной администрации с последующим вынесением рассмотрения его же на сессию Черноморского районного совета.
Отредактированно LNick (16.08.2013 23:36:43)
Создание мемориала героям войны и музея на базе подводной лодки «Щ-216» продемонстрирует уважительное отношение потомков к памяти освободителей - Андрей Ермолаев
Поручение Президента Украины о проведении всего комплекса научно-исследовательских, подъемных и реставрационных работ в отношении подводной лодки «Щ-216» свидетельствует о новых подходах к политике национального наследия, которые реализуются при активной поддержке Главы государства. Об этом заявил директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. В частности, по его словам, такие подходы ориентированы на создание нового видения своей истории, ответственного отношения к историческому наследию, знанию и пониманию событий прошлого и их значения для настоящего и будущего.
«Прошло уже почти 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, но ее эхо мы переживаем и по сей день. Наш долг - почтить память погибших героев, сделать все, чтобы их семьи знали о месте подвига», - подчеркнул А.Ермолаев.
Он отметил, что работы по изучению и возможному подъему лодки - это беспрецедентный опыт, который позволит системно проводить дальнейшие научно-поисковые работы в Черном море, которое скрывает еще немало героических страниц прошлого и исторических тайн.
«Создание мемориала героям войны и музея на базе подводной лодки «Щ-216» - благородное дело, которое будет свидетельствовать о высоконравственной позиции потомков в отношении памяти погибших. Семьи погибших и их боевые друзья наконец получат возможность почтить память своих близких», - подчеркнул директор Национального института стратегических исследований.
А.Ермолаев обратил внимание на то, что найденная подводная лодка «Щ-216» - чрезвычайно интересный и важный объект исследования военной истории. Лодка построена в Николаеве, она была составляющей советского подводного флота, и в случае поднятия и музеефикации станет действительно уникальным экспонатом. Ведь после Великой Отечественной войны героических «Щук» (а именно так называли серию подводных лодок «Щ»), к сожалению, не сохранилось. Это памятник героизму всех, кто работал на защиту страны в годы войны - инженеров, судостроителей, моряков. «А тесное взаимодействие с нашими российскими коллегами позволит на примере реального дела углубить сотрудничество в гуманитарной сфере, вместе изучать неизвестные страницы нашего прошлого», - подчеркнул директор Национального института стратегических исследований.
«Конечно, свое слово еще должны сказать эксперты по вопросам безопасности, специалисты по подъему. Все мы надеемся, что запланированные работы, согласно поручению Президента, будут удачными», - сказал А.Ермолаев.
Он сообщил, что уже сейчас сотрудники «Черноморского центра подводных исследований» совместно с военными экспертами, учеными готовят предложения по проведению исследовательских работ и предварительные варианты возможного подъема лодки.
СПРАВКА
Подводная лодка «Щ-216» - «украинского» происхождения. Она была единственной в составе Черноморского флота СССР «Щукой» X-бис серии. Эта подводная лодка была заложена 23 июля 1939 года на заводе №200 в г. Николаеве. 30 мая 1940 года была спущена на воду.
22 июня 1941 года «Щ-216» официально включена в боевой состав ЧФ.
Подводная лодка занимала четвертое место по результативности в подводных силах Черноморского флота. Во время боевых действий «Щ-216» выполнила 14 боевых походов, в которых провела в целом 299 суток.
Командир подводной лодки «Щ-216» X-бис капитан 3 ранга Григорий Карбовский родился 17 ноября 1903 года. Служил на флоте с 1933 года. На должности командира подводной лодки принял участие в 15 боевых походах, в том числе одном транспортном рейсе в Севастополь. Осуществил как минимум 6 торпедных атак.
Подводная лодка «Щ-216» X-бис серии затонула в феврале 1944 года в северо-западной части Черного моря. Погибли командир корабля капитан 3 ранга Григорий Карбовский и 46 членов экипажа.
4 июля 2013 года сотрудники «Черноморского центра подводных исследований» выявили местонахождение лодки, организовали ее предварительное обследование и идентификацию. При поддержке специалистов Черноморского флота Украины факт обнаружения объекта был окончательно зафиксирован.
По мнению специалистов-подводников, существует небольшая вероятность того, что затоплен только один отсек таким образом, что вода могла не попасть в остальные шесть отсеков. Специалисты надеются, что внутренние помещения и оборудования могут сохраниться в неповрежденном виде.
Создание музея одной лодки не будет иметь аналогов в истории. В странах СНГ в качестве памятников использованы несколько подводных лодок времен Великой отечественной войны типа «Малютка» и «Д». Музеи с использованием плавсредств Второй мировой войны существуют только в США и Великобритании.
(http://www.president.gov.ua/ru/news/28418.html)
Отредактированно LNick (16.08.2013 23:43:04)
"Сводка независимых новостей" сообщила:
В Крыму поднимут затонувшую подлодку Щ-216
Сегодня начаты работы по обследованию затонувшей подводной лодки Щ-216, которая была потоплена в 1944 году, выполняя боевое задание близ Тарханкута, сообщает . со ссылкой на .
По словам директора Черноморского центра подводных исследований Сергея Воронова, сформирована экспедиция со всеми разрешительными документами от Минкульта Украины. Правда, из-за волнения на море придется ждать лучшей погоды.
«План наших действий выглядит так: до 1 октября будет обследован корпуса подлодки, а также выясним наличие торпедного или артиллерийского оружия. Если во втором поврежденном отсеке будут обнаружены торпеды, и их состояние будет вызывать беспокойство - подлодку поднимать не будут. Если торпед не окажется - в специализированном НИИ будет заказан проект подъема «Щуки». Если скажут поднимать плавкранами - будем поднимать плавкранами. Если можно будет применять понтоны - используем их. Хотя более надежный вариант - использовать плавучие краны. Все это будет зависеть от состояния корпуса: если там сохранились специальные крепежи, которые остались при сборке лодки, вероятно, будут использоваться понтоны. И уже в первой декаде марта следующего года мы приступим к рабочей фазе. Лодка будет распилена на 7 отсеков, поднята и перевезена в Феодосию. Иначе не получится: технологии не позволяют ее перевозить целиком. Потом она будет сварена и установлена в качестве корабля-музея. На самом высоком уровне принято решение о ее установке по месту приписки - в 1941 году это была Феодосия. Вариант Севастополя даже не рассматривался».
По словам Сергея Александровича, инициатива покойного мэра города Александра Бартенева, Музей подводной археологии также продолжает работать: «На даче Стамболи, где и расположена выставка артефактов, идет формирование экспозиций, проводятся работы по консервации подводных материалов. Все артефакты, поднятые с лодки, будут перевезены в лабораторию этого музея. И только после того, как их приведут в нормальный вид, они будут выставлены. Большинство специалистов считают, что вода попала во все семь отсеков. Но в любом случае это своего рода капсула времени: 16 февраля 1944 года время подлодки остановилось. Это исключительный музей - там практически ничего не надо делать, нужно лишь законсервировать лодку. И, конечно, похоронить экипаж. Если все будет благополучно, то к следующему сентябрю (2014 года) лодка может быть установлена на постамент. Скорее только, из-за больших размеров «Щуки» это будет парк рядом с башней Константина, прямо в центре города».
В свою очередь в Республиканском комитете по охране культурного наследия автономии уже началась работа по изучению архивных документов. Его председатель Лариса Опанасюк говорит что идут активные поиски родственников погибших членов экипажа: «По последней информации, удалось найти четыре человека. Один живет в Израиле, еще двое - в России, и один человек - в Запорожье. Кроме того, один из жителей Евпатории утверждает, что он является родственником единственного погибшего на лодке крымчанина - Николая Нудьги. Результаты исследования получим не раньше начала следующего года»...
(http://svodka.net/sobitiya/obschestvo-i-kultura/842038)
LNick написал:
Оригинальное сообщение #730530
Лодка будет распилена на 7 отсеков, поднята и перевезена в Феодосию. Иначе не получится: технологии не позволяют ее перевозить целиком. Потом она будет сварена и установлена в качестве корабля-музея
Как говорила Аллочка: "Полный пипец!".. тогда уж лучше клеить "Моментом" - им можно и резину клеить..
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #730573
тогда уж лучше клеить "Моментом" - им можно и резину клеить..
Хочу поспорить: где скотч не держит-сварка бесполезна !
LNick написал:
Оригинальное сообщение #730530
На самом высоком уровне принято решение о ее установке по месту приписки - в 1941 году это была Феодосия. Вариант Севастополя даже не рассматривался».
Хотелось бы посоветоваться с людьми как-то поближе к ВМФ стоящими.
Может быть кто-то объяснит мне, что для ПЛ означает выражение "место приписки", к которому так безапеляционно обращается автор сообщения? Это что-то из категории тоже непонятного мне "клаксона"?
В 1941 году она дислоцировалась и на Николаев, и на Севастополь и в Батуми "приписалась". Какое отношение имеют события 1941 года к трагическому 1944-му.
С таким подходом тогда уже ближе будет Черноморское побережье Кавказа! Во всяком случае оттуда она уходила к местам боевого предназначения (из них - шесть походов к Тарханкуту), именно туда она возвращалась с выполнения боевого приказа, там молодежь экипажа заводила знакомства и т.д. и т.п.!
Наверно, в уши лиц "на самом высоком уровне" вложены слова противоречащие истине!
Вот вам и международный подход к принципу in situ
LNick написал:
Оригинальное сообщение #730672
Может быть кто-то объяснит мне, что для ПЛ означает выражение "место приписки", к которому так безапеляционно обращается автор сообщения? Это что-то из категории тоже непонятного мне "клаксона"?
Смеяться над этим уже нет ни сил, ни желания.
Дивизион, в котором служила Щ-216 непродолжительное время базировался на Феодосию. Сама "щука" находилась там с 15 августа по 3 октября 1941 г. за вычетом времени в боевом походе (24 августа - 13 сентября)
LNick написал:
Оригинальное сообщение #730530
Если во втором поврежденном отсеке будут обнаружены торпеды, и их состояние будет вызывать беспокойство - подлодку поднимать не будут.
Интересно, а "черные дайверы" есть?. Поскольку координаты лодки - секрет Полишинеля, то возможность визитов на ее борт за артефактами вероятна. Или - подрывать на месте будут? Тогда рассуждения о воинских захоронениях - "в пользу бедных".