Вы не зашли.
Анна Виденская
Малуша. Тайное свидание.
Все знают святого князя Владимира, Крестителя Руси. Знают, что отцом его был великий воитель Святослав Игоревич, бабушкой – мудрая княгиня Ольга (отчества которой, в отличие от Ярославны, мы не ведаем). Но опять-таки мало кто сразу назовёт имя матери Владимира. Полоцкая княжна Рогнеда презрительно назвала Владимира «робичичем», то есть «рождённым рабыней». Потому что мать его была служанка по имени Малуша (Малоша). Происхождение её неясно: то ли она была дочь некоего Малка из Любеча, то ли древлянского князя Мала, с которым расправилась Ольга.
Как бы то ни было, княгиня Ольга разрешила семнадцатилетнему сыну взять себе в наложницы свою ключницу Малушу. И родился у них сын, наречённый Владимиром. Какая бы ни шла о нём молва, кровь в ребёнке текла княжеская, по языческим обычаям он был законным. Ольга судила мудро: княжеская жизнь, тем более воинственного Святослава, таит в себе немало опасностей, пусть уж скорее родится наследник престола.
Однако мать и княжеское дитя разлучили. Малуше выделили «волость для кормления» и отправили подальше от Киева. А мальчика отдали на воспитание старшему дружиннику Добрыне, которого считают прообразом великого русского богатыря Добрыни Никитича. Лишь изредка могла женщина увидеть мужа и сына, что и изображено на картине «Малуша. Тайное свидание». Князь Святослав вскорости женился равным браком, в котором родились два мальчика – Олег и Ярополк. Но прославленным киевским князем и Крестителем Руси стали не они, а Владимир – сын униженной Малуши.
Отредактированно Strannik4465 (02.04.2014 21:50:58)
Ярославна. Отмоленное счастье.
Едва ли не самая известная из женщин домонгольского периода истории Руси – Ярославна. Но даже те, кто помнят её по «Слову о полку Игореве» и опере А.П.Бородина «Князь Игорь», едва ли сразу назовут имя княгини. Ведь «Ярославна» – это её отчество. Есть предположение, что дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, супругу новгород-северского князя Игоря Святославича звали Ефросинья. На картине «Ярославна. Отмоленное счастье» княгиня, стоя на крепостной стене Путивля, оплакивает погибших, корит ветер, воду и солнце за то, что они не помогли войску мужа, надеется на возвращение полонённых:
Ярославна поутру плачет в Путивле на стене,
припеваючи:
О ты, Днепр, ты, Днепр, ты, слава-река!
Ты пробил горы каменные
Сквозь землю Половецкую;
Ты, лелея, нес суда Святославовы к рати
Кобяковой:
Прилелей же ко мне ты ладу мою,
Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям
слез я на море!
Плач-заговор оказался наполнен такой силы любви и веры в благополучный исход, что «Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую» и возвращает к «отчему золотому столу».
Авдотья Рязаночка. Выбор.
Все предыдущие сюжеты – из спокойных времён. Хотя и тогда случались кровавые усобицы, пожары, битвы. Но все неудачи князя Игоря померкли в сравнении с трагедиями времён Батыева нашествия. И вновь пришлось княжеской жене подняться над городом…
В «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится:
«Некто из вельмож рязанских по зависти донёс безбожному царю Батыю, что есть у князя Фёдора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своём, распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь».
Казнил Батый князя, надругался над его телом, уверенный в том, что устранил все преграды для дальнейшей утехи.
Как услышала жена князя Фёдора княгиня Евпраксия о лютой смерти любимого мужа и злых намерениях Батыя, бросилась с маленьким сыном из своего высокого терема, и разбились они насмерть. По христианским законам осквернение супружеского ложа было равнозначно смерти для души… (картина «Княгиня Евпраксия. Рязанская Голгофа»).
Разорена и сожжена Рязань, уведены в полон оставшиеся в живых её жители. Уцелела среди этого ужаса, спрятавшись от ворогов, Авдотья Рязаночка. А трёх её родичей угнали враги: «Милого-то братца родимого, мужа венчального, свёкра любезного». Решила она спасти их. Преодолела на своём пути все преграды, дошла до самого царя-хана. Поставил тот условие:
«Ты Авдотья жёнка Рязаночка!
Когда ты умела пройти путём да и дорогою,
Так умей-ка попросить и головушки
Из трёх единыя,
А не умеешь ты попросить головушки,
Так я срублю тебе с плеч буйну голову»…
Пораздумалась жёнка, порасплакалась:
«Я замуж пойду, так у меня и муж будет,
Свёкра стану звать батюшком,
Приживу я себе сына любезного,
Так у меня и сын будет,
Приживу я себе дочку любезную,
Воспою-вскормлю, замуж отдам,
Так у меня и зять будет.
Не видать мне буде единыя головушки,
Мне милого братца родимого,
Да не видать век да и по веку».
Пораздумался царь, порасплакался:
«Ты Авдотья жёнка Рязаночка!
Когда я разорял вашу сторону,
Тогда у меня убили милого-то братца
родимого,
Не видать буде век да и по веку.
За твои-то речи разумные,
За твои-то слова за хорошие
Ты бери полону сколько надобно:
Кто в родстве, в кумовстве, в крестном
братовстве»…
Так в замечательной народной песне мудрая любящая русская женщина обезоружила даже лютого татарского хана, возродила родной город.
использованы сведения из каталога А.Виденской «Женские образы Древней Руси» и журнала наука и религия. №3 2010 год.
Творчество художницы Анны Пальме (Anna Palm de Rosa.)
Анна София Пальме де Роза , родилась в 1859 году в Стокгольме , умерла 2 мая в 1924 году в Италии, шведская художница. Она была дочерью художника-пейзажиста, профессора Густава Вильгельма Пальме .
Детство Анна Palm прошло в доме Гарден-стрит 19, (в настоящее время улиуа имени Улофа Мальме). В доме собирался большой круг друзей художника. Уже в раннем возрасте, она брала уроки у своего отца.
Анна была очень популярна как художник 90-х годах 19 века, в Швеции. Ее пейзажи -акварели с видами Стокгольма и архипелага Бохуслен, а также пейзажи Франции и Италии имели большое количество поклонников. Она также рисовала Рождествские открытки. Она выставлялась в Академии художеств в 1885 и 1887, а затем последовал длинный ряд различных выставок. Балтийская выставка в Мальме в 1914 году был ее последней. В канун Нового 1895 года, она покинула Швецию, чтобы поселиться в Париже , а годом позже в Италии. В ходе визита на Капри , она встретила своего будущего мужа, лейтенанта пехоты Альфредо де Роса, за которого она вышла замуж в1901 году. После переезда в Италию она продолжала рисовать Стокгольм. Умерла 2 мая в 1924 году в Италии.