Сейчас на борту: 
invisible,
Olegus1974k,
Prinz Eugen,
Олег
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 … 9

#51 16.12.2013 22:57:10

Алексин Сергей
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Интересные подробности!!!! Эта установка была на катере, или ее демонтировали до гибели катера ???

#52 16.12.2013 23:09:45

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

НА ТКА-35 ЕЁ ДЕМОНТИРОВАЛИ ДО ГИБЕЛИ КАТЕРА,УСТАНОВКУ ОСТАВИЛИ ТОЛЬКО НА ТКА-54  (ПОСЛЕ 1943 г  ТКА-393 ? )
Такие установки кустарного производства с сохранением основного торпедного вооружения сразу же появились еще на нескольких Г-5. Несмотря на понятную примитивность конструкции (наведение по горизонтали осуществлялось поворотом катера) враг сразу почувствовал силу нового оружия. Первое вражеское судно в море было потоплено "эрэсами" 20 сентября 1942 г. Атаку выполняли моряки катера № 54 под командованием старшего лейтенанта А. Куракина.
С первыми боевыми походами появились и первые трудности. Выяснилось, что при волнении крайние нижние снаряды срывает с направляющих. Пришлось давать залпы только шестью "эрэсами". Вскоре ГАУ флота приказало командующему ЧФ все "самодеятельные" установки с четырьмя направляющими снять "как малоэффективные и весьма опасные для самих катеров". С большим трудом с помощью начальника разведки флота полковника Б. Намгаладзе удалось "отстоять" только одну такую установку на катере А. Куракина, успешно и часто выполнявшего задания разведки.

Отредактированно ЛПТ (17.12.2013 15:50:05)

#53 19.12.2013 22:21:47

Юг
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

http://i60.fastpic.ru/thumb/2013/1219/78/a1320c338ffc084631f3ab487d170f78.jpeg  http://i59.fastpic.ru/thumb/2013/1219/7f/471ac7e5d4731d6812cca99607e3997f.jpeg http://i59.fastpic.ru/thumb/2013/1219/49/cda092da2bbebbd9aef6cc9de82d4849.jpeg http://i58.fastpic.ru/thumb/2013/1219/68/88b4d85fee74c219e79d5a4de370c768.jpeg


Если коллеги не возражают, в качестве небольшой справки.
Слева – легкая советская горная установка 8-М-8 для пуска реактивных снарядов РС-82. Справа – группа ее создателей во главе с военинженером 3-го ранга А.Ф.Алферовым. Осень 1942 года .
Именно появление этих легких и малогабаритных пусковых установок навело Н.Сипягина на мысль усилить огневой потенциал  МО-4 82-мм реактивными снарядами. Четыре МО-4, вооруженных подобным образом, в декабре 1942 года произвели мощный огневой налет на части противника, дислоцированные в районе хутора Алексино под Новороссийском. Они выпустили в общей сложности более 600 реактивных снарядов.
Второе использование РС с морской подвижной платформы состоялось в феврале, во время высадки десанта штурмового батальона Ц.Л.Куникова под Станичкой. В качестве носителя РС был использован катерный тральщик КАТЩ-606, на котором удалось поместить 12 ПУ РС. В той же высадке в качестве носителя РС использовался малый охотник МО-084.
Итоги этих экспериментом были признаны удачными и, начиная с середины 1943 года, на флоте появляются различные боевые катера со штатными вариантами вооружения реактивными снарядами. Это  артиллерийские катера АКА на базе торпедных Г-5, и "минометные катера" на базе Я-5 "Ярославец", КМ-4 и десантных ботов ДБ,  бронекатера.
Последняя картинка дает более полное представление об устройстве установки. Экспозиция Центрального Музея Вооруженных Сил.

#54 29.12.2013 13:33:06

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

по наградному листу Зайченко можно  отследить весь боевой путь катера ТКА-35
http://s020.radikal.ru/i722/1312/ff/7f3d01215158.jpg
http://s017.radikal.ru/i429/1312/56/ea3739e2f524.jpg

#55 01.01.2014 19:40:08

Юг
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Из доступных материалов  сделал выборку по погибшим в проливе торпедным катерам. По списку, реально найдены у Таманских берегов и определены только ТКА-35, ТКА-114, под вопросом ТКА-45 (или ТКА-72). Дополнения, замечания, уточнения - прошу.
           
    № 175 потоплен 4 июля (по другим данным 8.07) 1942, коса Чушка, береговая артиллерия. В мае 1942 г. получил на вооружение экспериментальную 82-мм РПУ (4 направляющих, 8 РС).
    № 155 потоплен 4 июля (8.07) 1942, коса Чушка, береговая артиллерия
    № 32 потоплен 15 октября 1943, м. Железный Рог, мина (по другим данным, южнее  м. Панагия).
    № 35 потоплен 15 ноября 1943, Эльтиген (45°13' с. ш. 30°39',44" в. д.), мина . (По А.Кузнецову – западнее Тузлинской промоины 45.13/36.33., мина).
    № 101 потоплен 4 ноября 1943, Керченский пр. (м. Такиль), береговая артиллерия и артиллерийский огонь нем. катеров
    № 41 (ВУ-41) потоплен 16 декабря 1943 при радиоуправляемой атаке Камыш-Буруна, врезался в отмель и взорван
    № 45 потоплен 1 ноября 1943, Тузлинская промоина (45°45' с. ш: 36°34' в. д.), мина, два раненых.
    № 111 потоплен 7 ноября 1943, Керченский пр. (м. Ахиллеон), мина, погибли 7 человек.
    № 72 потоплен 1 ноября 1943, Керченский пр. (45°13' с. ш. 36°35',5" в. д.), мина, четыре убитых.
    № 76 (АКА-76) потоплен 17 ноября 1943, Эльтиген, артиллерийским огнем нем. катеров . (По А.Кузнецову, АКА-76 после 2:15 пропал без вести. «…Шнелльботы…два  раза отгоняли на восток одиночный катер, последний раз 2:58-3:10. Это мог быть         только АКА-76. Поскольку на потопление катера немцы не претендовали, он, скорее всего, погиб на мине при возвращении».
    № 85 потоплен 27 декабря 1941, Камыш-Бурун (р-н СРЗ), береговая артиллерия
    № 96 (АКА-96) потоплен 7 декабря 1943, Эльтиген, нем. авиация (2 Mе-109)
    № 24 потоплен ?. декабря 1943, Керченский пр. (катер-дымзавесчик?) артиллерийским огнем нем. кораблей охранения конвоя
    № 105 потоплен 27 декабря 1941, Камыш-Бурун, выброшен штормом на берег
    № 112 потоплен 27 июня 1942, Керченский пр., нем. авиация (4 Ю-88) . (По другой версии, 2.07.1942 г. погиб при налете авиации при подходе к Тамани).
    № 116 (АКА «Молодой патриот трудовых резервов») - потоплен 5 ноября 1943, коса Чушка, нем. авиация . (По А.Кузнецову …шел к Опасной, расстрелян двумя Ме-110 (по некоторым    данным, Me-109), вернулся к причалу № 3 на косе Чушка и затонул,     из команды погибли 3 человека,  в т. ч. командир катера старший лейтенант B.C. Кравцов, 4 ранены…
    № 86 потоплен 8 февраля 1943. Поврежден  авиацией, сел на мель и сгорел.
    № 103 потоплен 5 декабря 1943, Эльтиген (Кроткое), мина (на переходе из Анапы в Кротково,  р-н м. Такиль )

#56 01.01.2014 20:28:17

Станислав Долгов
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

ТКА-32 недавно обнаружен. В 2,5 км восточнее Панагии. Сильно разбит. Глубина 10 метров.

#57 02.01.2014 00:11:16

Юг
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Станислав Долгов написал:

Оригинальное сообщение #776949
ТКА-32 недавно обнаружен.

Это сообщение я читал. Информации мало, доказательств нет. Нужны снимки. Мне кажется, катер должен быть ближе к Панагии.

#58 02.01.2014 02:59:07

Елкин А В
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

По объекту ТК-32 у меня несколько фото винта.
Доказательств мало, но я надеюсь это он.
http://s019.radikal.ru/i644/1401/14/8ccd9533623b.jpg

#59 02.01.2014 08:20:21

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

http://s005.radikal.ru/i212/1401/d8/c54dac7b680e.jpg
Торпедные катера типа Г-5 серия IХ - отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением и толщиной днища до 5 мм. Толщина палубы была снижена до 1,5-2,5 мм.
Установлены новые иностранные главные двигатели АССО большей мощности по 1000 л.с. каждый, увеличен забор топлива на борт до 1,6 т.
Катера этой серии были выпущены только для Черноморского флота.
Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году.
ПО ФОТО ВИНТА,НА ПРЕДЫДУЩЕМ СНИМКЕ,ВИДНО,ЧТО КАТЕР ПОХОЖЕ 9 СЕРИИ,НУЖНО УЗНАТЬ КАКОЙ СЕРИИ БЫЛ ТКА-32?
Заложен весной 1936 г., спущен осенью 1936 г., вст. в строй в конце 1936 г. и в феврале 1937 г. вошел в состав ЧФ. Прошел кап. ремонт в 1938 г. Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12 - 2.01.1941 г. десантной операции. Погиб 15.10.1943 г. от подрыва на мине в р-не м. Железный Рог.
ПО ГОДУ ВЫПУСКА СОВПАДАЕТ

Отредактированно ЛПТ (03.01.2014 17:49:44)

#60 03.01.2014 17:35:40

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #777017
По объекту ТК-32 у меня несколько фото винта.
Доказательств мало, но я надеюсь это он.

Саша !  По ТКА-32  ты прав ,похоже,что это именно этот катер.
Получил вот такое сообщение, по его серии:
Да, он был именно 9-й серии (зав. №382).

Отредактированно ЛПТ (04.01.2014 07:33:56)

#61 06.05.2014 18:44:46

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

В продолжение темы ТКА-114    новости 1-го канала   http://www.1tv.ru/news/other/258044       
http://9tv.ru/news/item/47424

Отредактированно ЛПТ (11.05.2014 08:37:40)

#62 27.05.2014 05:31:10

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

В период проведения весеннего этапа экспедиции 2014 г в Керченском проливе,при проведении поисковых работ,был обнаружен новый объект- торпедный катер типа г-5,объект пока не идентифицирован   http://youtu.be/C7MoGVi_ZaY  катер обнаружен в районе минного поля К-12
Есть две версии по номеру катера,№ 72 или №76, № 45 вроде находиться дальше,№ 76 был с реактивной установкой,но т.к явно видно ,что на ТКА проводился демонтаж оборудования (снятые со своих мест двигатели),возможно вооружение было снято.

Отредактированно ЛПТ (28.05.2014 05:43:23)

#63 11.06.2014 19:39:15

Юг
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

ЛПТ написал:

Оригинальное сообщение #833264
Есть две версии по номеру катера,№ 72 или №76

По некоторым данным, пропавший без вести АКА-76 может находиться между Панагией и Тузлой, шел в сторону Кротково.  В районе Тузлинской промоины может быть только ТКА-72. Ув. ЗИС утверждает, что на погибших ТКА-45 и ТКА-72 должны быть торпеды. Можно уточнить источник ?  На катере, который мы считаем ТКА-45, их нет. Но там зафиксированы попытки подъема, причем два понтона так и лежат на дне. Снято также вооружение. Может и торпеды заодно подняли ? Рядом с новым обнаруженным катером торпеды тоже не отмечены ...

#64 11.06.2014 20:24:34

ЗИС
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Юг написал:

Оригинальное сообщение #835541
Ув. ЗИС утверждает, что на погибших ТКА-45 и ТКА-72 должны быть торпеды

"..Четыре из шести катеров имели на борту десантников, которых они после прохода Тузлинской промоины передали на «охотники». Как уже упоминалось выше, во время ожидания у зеленого буя на минах погибли ТКА-72 и ТКА-45. По странному совпадению, именно эти два катера не брали десантников" (А.Я.Кузнецов "Большой десант").

Возможно, конечно, что два катера были и без десантников, и без торпед, но это как-то странно, имхо.

#65 11.06.2014 20:47:56

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Юг написал:

Оригинальное сообщение #835541
На катере, который мы считаем ТКА-45, их нет. Но там зафиксированы попытки подъема, причем два понтона так и лежат на дне. Снято также вооружение. Может и торпеды заодно подняли ? Рядом с новым обнаруженным катером торпеды тоже не отмечены ...

поддерживаю предположение,что торпеды могли поднять на этих катерах,когда снимали вооружение. На ТКА-35 и ТКА-114  вооружение не снималось и торпеды на месте.

#66 11.06.2014 20:57:16

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

. ТКА- №76
Вооружение: 1 х 82 мм РПУ "М-8-М", 2 х 12.7-мм пулемета "ДШК".
Заложен в 1941 г., спущен в апреле 1943 г., вст. в строй 15.05.1943 г. и 11.06.1943 г. вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 гг. десантной операции. Потоплен 17.11.1943 г. артиллерийским огнем германской БДБ в р-не Эльтигена, по другой версии погиб от подрыва на мине.   Списки погибшего экипажа.
http://savepic.org/5628606m.jpg
http://savepic.org/5635774m.jpg

#67 11.06.2014 20:58:33

Юг
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

ЗИС написал:

Оригинальное сообщение #835556
два катера были и без десантников, и без торпед, но это как-то странно

Да, странно. Тем не менее, отсутствие десантников еще не подтверждает наличие торпед. Наверное, этот момент надо уточнить у А.Кузнецова.

Отредактированно Юг (12.06.2014 11:45:50)

#68 12.06.2014 19:09:45

ЗИС
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Еще интересный момент со смотровыми щелями на рубке вместо полноценных окон с триплексом и створками. Я не помню ни одной фотографии живых Г-5 с такими - какая-то редкая ситуация. Это наблюдается также на ТКА-35.
ТКА-72:
Построен в 1936 г. В феврале 1937 г. зачислен в состав ЧФ. Прошел капитальный ремонт в 1938 г. 1.11.1943 г. ТКА, осуществляя прикрытие высадки десанта от противодействия кораблей противника, подорвался на мине и затонул.
Был таки капремонт - но в мирное время.

Возможно, что нес дополнительную дымовую аппаратуру?

Отредактированно ЗИС (12.06.2014 19:12:28)

#69 12.06.2014 20:39:16

Юг
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Посмотри прямую линию М.Э.Морозова, там по поводу ремонта катера был вопрос от ЛПТ.  А ТКА-35 меняли рубку после какой-то аварии под Новороссийском. Что касаеся дымзавесчика, тоже интересно. По-моему, ТКА-24 таким являлся, пропал в декабре 1943 где-то в проливе.

#70 12.06.2014 20:51:19

Станислав Долгов
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

35-й точно имел дымаппарат. Вот он:
http://f5.s.qip.ru/o8tiVTWz.png

#71 12.06.2014 21:11:16

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

[color=#000080]ТКА-72  был  9-й серии  [/color]

Торпедные катера типа Г-5 серия IХ - отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением и толщиной днища до 5 мм. Толщина палубы была снижена до 1,5-2,5 мм.
Установлены новые иностранные главные двигатели АССО большей мощности по 1000 л.с. каждый, увеличен забор топлива на борт до 1,6 т.
Катера этой серии были выпущены только для Черноморского флота.
Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия IХ
Водоизмещение:      16,5 тонны 
Длина наибольшая:     19,08 метра 
Ширина наибольшая:     3,33 метра 
Осадка:     1,2 метра в полном грузу без хода 
Силовая установка:     2 бензиновых мотора АССО по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля 
Электроэнергетическая
система:     2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В 
Скорость хода:     полная 50 узлов, экономическая 31 узел 
Дальность плавания:     160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах 
Мореходность:     4 балла, пуск торпед 1 балл 
Вооружение:     . 
артиллерийское:     2х1 7,62-мм пулемёт ДА 
торпедное:     2 желобных 533-мм ТА 
радиотехническое:     1 радиостанция "Штиль-К" 
навигационное:     1 магнитный компас КИ-6 
Экипаж:     6 человек (1 офицер) 
Всего построено катеров с 1936 г. по 1937 г. - 25 единиц.

[[size=10]size=16][color=#003366][color=black]обратите внимание,что двигателя на этой серии устанавливались импортные,а на обнаруженном катере движки похоже ГАМ-34[/color][/color][/size][/size]

Отредактированно ЛПТ (12.06.2014 21:17:10)

#72 12.06.2014 21:14:16

ЗИС
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Станислав, на фото, я думаю все же ресивер, отвечающий за пуск торпед. Но имел я в виду не какую-то спецаппаратуру,  а просто дополнительный запас дымовых шашек (шашки МДШ "ведро" хватало на 20 мин. если я не ошибаюсь). Вообще Г-5 имели свои дымовые шашки на специальной фермочке между торпедных желобов. На 35-м она прекрасно сохранилась.

А по неизвестному - хочется верить что 72-й!

Отредактированно ЗИС (12.06.2014 21:15:48)

#73 12.06.2014 21:19:43

ЛПТ
Участник форума
Сообщений: 484




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

ЗИС написал:

Оригинальное сообщение #835830
Станислав, на фото, я думаю все же ресивер, отвечающий за пуск торпед.

Для выбрасывания торпед из лотка служило пороховое выталкивающее устройство, причём торпеды выбрасывались назад и поэтому наведение на цель осуществлялось корпусом самого катера. После выстрела катер резко уходил в сторону, чтобы собственная торпеда не смогла уничтожить сам катер. Основным элементом выталкивающего устройства являлся баллон-газообразователь, в котором производился подрыв заряда бездымного пороха. Сам этот баллон изготовляли из расточенного 152-мм фугасного снаряда.пусковое устройство торпед   катера  ТКА-35 https://s8.hostingkartinok.com/uploads/thumbs/2020/11/9692a9c29e0615e14c1a36dac985336c.png

Отредактированно ЛПТ (14.11.2020 17:31:47)

#74 12.06.2014 21:20:35

Станислав Долгов
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Это именно генератор дымзавесы. Вот снимок катера ТК-47 в порту Либавы (1941г). Трофей доставшийся немцам. Изучают супостаты.
Здесь аналогичный "нашему" генератор расположен на перегородке торпедного жёлоба.
[http://f6.s.qip.ru/o8tiVTWD.jpg

#75 12.06.2014 21:29:58

ЗИС
Гость




Re: Идентификация катеров, погибших в Керченском проливе

Вон оно что, Михалыч! Это распылители такие на фермочке!

http://s019.radikal.ru/i600/1406/8f/8e115cf489ae.jpg

Страниц: 1 2 3 4 5 … 9


Board footer