Вы не зашли.
Strannik4465 написал:
Оригинальное сообщение #876127
Несомненно, основным качеством, превращающим человеческое деяние в подвиг, в легенду, живущую в народе, является готовность отдать жизнь, за свой народ. Жертвовать ради правды, ради товарищей. Ради того замечательного соединения великих понятий и ежедневных частностей которое называется Родиной.
Какие прекрасные слова!
Их бы в уши потомкам рюриковцев, живущих в Черниговской, Екатеринославской, Волынской, Киевской, Полтавской, Подольской, Гродненской, Херсонской губерниях.
(Одесситов в команде крейсера пока не выявлено).
Отредактированно Боярин (30.09.2014 23:09:51)
Боярин написал:
Оригинальное сообщение #876153
(Одесситов в команде крейсера пока не выявлено).
Одесса тогда входила в состав Херсонской губернии...
Спасибо!
Рюриковичи - уроженцы Одесского уезда:
конопатчик Яков Андронович Гартман (ранен не был)
кочегар 1 статьи Михаил Акимович Пустовойтенко (ранен. На задней поверхности правой голени в верхней трети рубец. На задней поверхности правого бедра в средней трети два рубца. Над левой ягодицей незначительный рубец).
На 86 шп. по правому борту. Слева видно 6-дюйм орудие №XIII
Боярин написал:
Оригинальное сообщение #876146
Евгений Александрович Трусов 1-й, в чине капитана 2 ранга
Боярин написал:
Оригинальное сообщение #876139
Ну и конечно же рассказ о подвиге РЮРИКА, ни в коем случае не умаляет подвига моряков УШАКОВА, ДОНСКОГО, СВѢТЛАНЫ, ГРОМКОГО, НАВАРИНА, КНЯЗЯ СУВОРОВА, ВАРЯГА и т.д.
Наоборот - подтверждает. И для потомков - "Небываемое бывает" и - кому повезло уцелеть - "Был".
Евгений Александрович Трусов 1-й, в чине капитана 2 ранга и должности старшего офицера крейсера "Память Азова" март 1898 г.
Кстати, если интересно, то в арбузовке про "Память Азова" есть письма Трусова за время службы на ДВ, не про Рюрик, но как бы часть биографии его капитана. ЕМНИП Дубасов ему там нервы помотал.
Отредактированно Arioch (02.10.2014 14:58:42)
Боярин написал:
Оригинальное сообщение #876146
Евгений Александрович Трусов 1-й
36-летний лейтенант в должности артиллерийского офицера клипера "Джигит". Нагасаки, 1891 г.
Благодарность Р.Котиранта
Отредактированно Боярин (25.10.2015 20:22:55)
Отличная тема. Вечная память героям!
36-летний лейтенант в должности артиллерийского офицера клипера "Джигит". Нагасаки, 1891 г. Саша, за это фото огромаднейшее спасибо!
"Погибаю, но не сдаюсь!"
Источник: № 32 от 13 августа 2004 года, Копейка (Иркутск . Байкал Пресс)
14 августа исполняется 100 лет со дня последнего боя крейсера "Рюрик", повторившего подвиг "Варяга"
Сегодня мы расскажем читателям о почти позабытой героической странице Русско-японской войны — подвиге крейсера "Рюрик".
Трагедия порт-артурской эскадры
...К концу июля 1904 года японские войска настолько близко подошли к осажденному Порт-Артуру, что смогли начать обстрел стоявших в гавани русских кораблей. Положение становилось угрожающим: флот мог погибнуть, не выходя в море. Контр-адмирал Витгефт повел эскадру на прорыв во Владивосток. 10 августа (все даты приведены по новому стилю) в Желтом море произошел жесточайший бой с японским флотом.
Неприятель имел почти трехкратное численное превосходство, но русские моряки проявили такое упорство и мужество, что казалось — еще чуть-чуть, и прорыв удастся. В самый критический момент погибает командующий адмирал Витгефт, флагманский броненосец "Цесаревич" получает повреждение руля и вносит неразбериху в боевой порядок. Начинается хаос. Яростно отбиваясь от наседавшего противника, большая часть кораблей вернулась в Порт-Артур. Их участь была предопределена...
Неуловимые крейсеры Владивостока
Часть эскадры Тихого океана во время Русско-японской войны базировалась во Владивостоке. Ее главную силу представляли крейсеры "Россия", "Громобой", "Богатырь" и "Рюрик". Они вели успешные действия в океане, в результате чего снабжение Японии из-за рубежа оказалось под угрозой.
Эскадра адмирала Камимуры безуспешно пыталась перехватить и уничтожить дерзких русских, но каждый выход в море владивостокских крейсеров приносил известия о задержанных пароходах и потопленных транспортах. Заокеанские партнеры Японии запаниковали. Поставки военных грузов резко сократились. В Японии неудачи Камимуры вызвали бурю недовольства. Разъяренная толпа даже сожгла дом адмирала, а он по-прежнему не мог ничем похвастаться: русские всегда появлялись не там, где их ждала японская эскадра.
11 августа 1904 года командир Владивостокского отряда крейсеров адмирал Карл Петрович Иессен получил телеграмму о том, что Порт-Артурская эскадра вышла в море и сражается с неприятелем. Крейсеры должны немедленно выйти в Корейский пролив для встречи с кораблями Витгефта. Ни пославший телеграмму адмирал Алексеев, ни тем более Иессен еще не знали результатов боя в Желтом море... Утром 13 августа "Россия", "Громобой" и "Рюрик" вышли в море. Иессен предполагал встретить порт-артурцев примерно на траверзе острова Дажелет. Расчеты русского адмирала не оправдались...
Семь против трех
В 4 часа 50 минут 14 августа сигнальщики "России" увидели во мгле силуэты четырех кораблей, шедших параллельным курсом с отрядом. Через несколько минут были опознаны крейсеры "Идзума", "Токива", "Адзума" и "Ивате". Вдали виднелись дымы еще трех кораблей эскадры Камимуры. Наши оказались отрезанными от Владивостока, и боя нельзя было избежать.
В 5.20 утра японцы открыли огонь. "Россия", "Рюрик" и "Громобой" вступили в неравную схватку. После первых же залпов раздались сильные взрывы на "Ивате" и на "Адзуме". Бой начался удачно. Но скоро снаряды неприятеля накрыли русские корабли. Появились убитые и раненые.
...К моменту открытия огня японцы имели численное превосходство (семь кораблей против трех русских). А если сопоставить огневую мощь противников, то они превосходили наши крейсеры по меньшей мере в 17—20 раз.
В 6.28 очередной неприятельский снаряд угодил в корму "Рюрика". Крейсер поднял сигнал: "Руль не действует". "Россия" и "Громобой" повернули на помощь к подбитому собрату. Около двух часов они отвлекали на себя огонь неприятеля, чтобы дать возможность "Рюрику" восстановить управление, но напрасно. Поврежденному кораблю помочь было нельзя; более того, был почти стопроцентный риск потерять и два других крейсера. Командующий отрядом Иессен повернул во Владивосток, рассчитывая, что японцы будут его преследовать и оставят в покое "Рюрика", команда которого тем временем справится с повреждениями. Камимура действительно пошел за русскими, но оставил на месте легкие крейсеры "Нанива" и "Такачихо" — добивать искалеченного "Рюрика".
"Россия" и "Громобой" пошли на север; Камимура преследовал их, пытаясь прижать к корейскому берегу. Неожиданно примерно в 10 часов головной крейсер японцев круто повернул и прекратил огонь, за ним последовали остальные. Камимура отказался продолжать погоню из-за потерь среди личного состава, тяжелых повреждений своих кораблей и нехватки снарядов.
В это время изуродованный до неузнаваемости "Рюрик" вел бой с "Такачихо" и "Нанивой". Командир крейсера капитан 1-го ранга Евгений Александрович Трусов и старший офицер капитан 2-го ранга Николай Николаевич Хлодовский умерли от ран. Из 22 офицеров остались невредимыми семь человек; чуть ли не половина всего экипажа выбыла из строя. Орудия были разбиты, их комендоры погибли почти все...
Когда к "Рюрику" приблизились возвратившиеся из погони крейсеры Камимуры, лейтенант Константин Иванов (по принятой тогда в русском флоте нумерации однофамильцев, Иванов 13-й), принявший командование гибнущим кораблем, попытался таранить ближайший японский крейсер "Такачихо". Попытка не удалась. Тогда, опасаясь захвата корабля, Иванов 13-й приказал открыть кингстоны.
На носовом флагштоке уходившего в пучину крейсера развернулся гюйc, что означало: "Погибаю, но не сдаюсь!" Повалившись на левый борт, корабль скрылся под водой. Это произошло в 10.40 утра 14 августа 1904 года.
Сразу после гибели "Рюрика" японцы приступили к спасению его экипажа. Они подняли из воды 626 человек, из них 238 раненых. В бою погибло 180 русских моряков.
...Август 1904 года стал роковым для русского флота. Не сумев прорваться, Порт-Артурская эскадра обрекла себя на гибель. Невосполнимую утрату понес Владивостокский отряд крейсеров. Но самая страшная морская трагедия еще не разыгралась. До Цусимы оставалось немногим более полугода.
"Рюриковцы" — наши земляки
Достоверно известно, что в бою 14 августа на крейсере "Рюрик" погибли наши земляки:
Иван Адамович Ладвиш, матрос 2-й статьи, призван на флот из деревни Еловки Тугутуйского уезда (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ);
Иван Кирьянович Труфанов, матрос 1-й статьи, Балаганский район;
Иван Степанович Челизов, матрос 1-й статьи, Балаганский район.
Кроме того, на борту крейсера во время рейдов по океанским коммуникациям противника находилась десантная команда. К сожалению, найти следы морских пехотинцев "Рюрика" пока не удалось. Если судить по способу комплектования десантных бригад крейсеров, в их числе должны были быть уроженцы Прибайкалья.
Взгляните на фото, уважаемые читатели. Возможно, в ваших семейных альбомах оно сохранилось в подлиннике. Здесь запечатлены десантники "Рюрика" перед очередным походом. У каждого из них была такая фотография...
"Рюрик" лежит на дне Корейского пролива
Память о героях продолжает волновать умы и сердца потомков. Пару недель назад во Владивосток вернулась яхта "Искра", которая с исследовательской экспедицией на борту побывала на месте последнего боя "Рюрика". При помощи специальной гидроакустической аппаратуры крейсер был найден. Он лежит на глубине 132 метра в северной части Корейского пролива, в точке с координатами 35 градусов 1 минута северной широты, 130 градусов 08 минут восточной долготы.
По словам капитана "Искры" Владимира Карташева, пока ученые лишь прикоснулись к корпусу "Рюрика" ультразвуком. Не исключено, что визуальный контакт с помощью подводных видеокамер будет установлен во время второй экспедиции.
14 августа 2004 года в 10 часов в Иркутске в Спасо-Преображенском храме (он находится в районе автовокзала, рядом с Домом-музеем декабристов) пройдет поминовение погибших в бою моряков крейсера "Рюрик". На это богослужение могут прийти все, кто считает своим долгом почтить память героев.
Андрей Давыдов Иркутск.
Отредактированно Strannik4465 (02.10.2014 22:55:08)
Большое спасибо за статью.
Выявлены пока 24 уроженца Иркутской губернии, принявшие участие в бою 1 августа. Из них пятеро погибли:
матрос 1 статьи Николай Матвеевич Шелапугин православного вероисповедания
матрос 1 статьи Иван Степанович Чемезов (Челизов) православного вероисповедания
матрос 1 статьи Иван Кирьянович Труфилов (Труфанов) православного вероисповедания
матрос 1 статьи Шамшетдин Нехаметдинов Уварьев Раскулов магометанской веры
матрос 2 статьи Пётр Иннокентьевич Торбеев православного вероисповедания
Погибший матрос 2 статьи Иван Адамович Ладвиш, согласно послужному формуляру, уроженец Виленской губернии, римско-католической веры
Младший инженер-механик 2 флотского экипажа Альфонс Альфонсович Гейно на РЮРИКЕ занимал должность младшего судового механика. По боевому расписанию должен был обезпечивать безотказную работу судовых машин.
Только что сменившись с ночной 4-х часовой вахты, непосредственно вступил в управление левой машиной и, подавая команде пример своим хладнокровным отношением к делу, дал возможность исправной работе машины в продолжение всего боя. Получив приказание открыть кингстоны, быстрым и точным исполнением полученного приказания способствовал тому, что крейсер не достался в руки неприятеля. Ранен не был
Фото 1921 г.
Отредактированно Боярин (06.10.2014 20:39:32)
Лейтенант 29 флотского экипажа Николай Исхакович Зенилов, старший минный офицер крейсера и командир 2 роты. По боевому расписанию находился в боевой рубке и руководил "всеми минными приспособлениями" крейсера. Но свои обязанности Николай Исхакович исполнял недолго, вскоре заменив тяжело раненного старшего офицера Николая Николаевича Хлодовского.
Скончался от ран в конце боя.
Летопись войны с Японией. 1904
Отредактированно Боярин (25.10.2015 20:49:48)
Страницы из книги В.Золотарев И. Козлов Русско-Японская война 1904-1905 гг. Война на море. Наука 1990 г.
Одна из книг, благодаря которым РЮРИКЪ к XXI веку оброс массой легенд.