Вы не зашли.
Страниц: 1
Как известно, Савицкий был человек героический и даже в должности командира 3-го истребительного авиакорпуса участвовал в воздушных боях. Особенно впечатляет его участие в вылете на штурмовку аэродрома Анапа - логова немецкой истребительной авиации.
Но в его мемуарах есть момент, который кажется мне сомнительным. В книге "Полвека с небом" он пишет, что его сбили в районе "Малой земли" стрелки Ю-87, он выпрыгнул, приводнился и был спасен катером. Точная дата не указана, но по контексту это произошло в период 21-28.4.43. Правда, есть явный анахронизм - упомянуто, что к его возвращению Тарасов посадил на наш аэродром немецкий истребитель ("подарок к Первомаю"). А это событие (не совсем в таком виде) случилось 28.5.43.
В предыдущих двух своих книгах Евгений Яковлевич о том, что его сбили, вроде бы не упоминает (книги выложены на "Милитере", если кому интересно). В оперсводках 4 ВА и 3 иак этого тоже нет. Моряки выловили некоторое число летчиков, в т.ч. 1 немца, но Савицкий среди них не обнаруживается.
Тут бывают авторитетные люди по авиации, м.б. они прояснят этот вопрос. Есть ли документальные подтверждения того, что Савицкого сбили?
Сохранилась ли его летная книжка?
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #860085
Точная дата не указана,
20 апреля 1943 г. в составе 4-й Воздушной армии лётчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолётов противника. В этот день один неприятельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса (Ju-87 ст. Крымская). А через неделю его Як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. Савицкий приводнился с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалёку от своего родного Новороссийска.
Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.
Вечером 11 мая 1944 года в воздушном бою над мысом Херсонес, последним оплотом немцев в Крыму, самолёт Савицкого, уже "севший на хвост" очередному Ме-109, был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Он сумел перетянуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами поляне, приземлил машину на фюзеляж. При посадке получил компрессионный перелом 3-х позвонков, но остался в строю. А вообще Савицкий был очень умелым и осторожным летчиком. И внимательным. Он не позволял противнику лишнего. «За все воздушные бои, в которых мне уже довелось принимать участие, ни одному вражескому истребителю ни разу еще не удалось сесть мне на хвост, - писал он в своих воспоминаниях. - Пробоины от самолетных пушек или от зениток - другое дело. От этого никто не застрахован».
Вот из Архива
Капитан П.Т.Тарасов и генерал-майор Е.Я.Савицкий у "Мессершмитта" Bf-109, принужденного к посадке Тарасовым 28.05.43 г. -
Спасибо!
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #860912
Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.
В этой книге такого текста нет
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #860912
он был подобран катерниками неподалёку от своего родного Новороссийска
С катерниками тут напряженно - не сознался никто в спасении Савицкого, во всяком случае в документах.
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #860912
Капитан П.Т.Тарасов и генерал-майор Е.Я.Савицкий у "Мессершмитта" Bf-109, принужденного к посадке Тарасовым
Да, Савицкий и штаб 3 иак настаивали именно на такой версии. И напористо пиарили это событие. Но командующий 4-й воздушной армии Вершинин за посадку этого мессера объявил благодарность Коссе и Конкошеву из 42 гиап 216 сад. Я события 28.5.43 подробно еще не разбирал, но этот эпизод имеет расплывчатые очертания. Точно только одно - Ме-109 сел на фюзеляж и был захвачен вместе с пилотом
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #860922
С катерниками тут напряженно - не сознался никто в спасении Савицкого, во всяком случае в документах.
"Тюлькин флот" отличился, ИМХО
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #861083
"Тюлькин флот" отличился, ИМХО
1. "Тюлькин флот" подчинялся всё тому же командиру Новороссийской ВМБ и его действия точно так же отражались в ее ЖБД.
2. "Тюлькин флот" днем, когда летала авиация, в районе "Малой Земли" не появлялся - не мог просто.
3. Спасением летчиков обычно занимались специально выделенные катера (МО, реже ТКА). Называлось это "выход на обеспечение полетов авиации". Но и для быстроходных вооруженных катеров это было весьма стрёмное занятие. Несколько штук были расстреляны немецкими истребителями.
Вот как выглядел ближайший по времени к предполагаемому сбитию Савицкого (если оно всё же было) случай спасения летчика. 23 апреля в 07:12-09:06 СКА-066 обеспечивал полеты авиации. В районе мыса Дооб подобрал одного сбитого летчика, при этом сам атакован парой Ме-109. Результат - 1 убитый и 3 раненых из состава команды.
Спасен был сержант Столбов из 13-го иап 201-й иад. Отправлен в госпиталь с ожогами.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #861179
"Тюлькин флот" подчинялся всё тому же командиру Новороссийской ВМБ и его действия точно так же отражались в ее ЖБД.
Не все...
helblitter написал:
Оригинальное сообщение #861253
Не все...
Все...
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #861179
"Тюлькин флот" подчинялся всё тому же командиру Новороссийской ВМБ и его действия точно так же отражались в ее ЖБД.
Совершенно верно. В 1954 году вышел обстоятельный фундаментальный труд военно-исторического отдела военно-научного управления Генерального штаба «Битва за Кавказ, 1942-1943 гг.», под редакцией генерал-лейтенанта С.П. Платонова, и по сегодняшний день мало исследований, касающихся истории Новороссийского сражения, сопоставимо по своей научной ценности с этим трудом. Правда, крупным недостатком является то, что ознакомиться с этими данными мог лишь достаточно узкий круг лиц, ибо книга предназначалась только для генералов, адмиралов и офицеров Вооруженных Сил СССР и не была доступна широкой общественности.
Есть еще - именные списки потерь НВМБ (ЦВМА, ф. 10, д.23, д.43 и др.). Дело 37 описи 9575 содержит боевые приказы и распоряжения, указания, инструкции штаба ЧГВ ЗКФ, командующего НОР и командующего НВМБ по организации обороны с приложением графиков, таблиц, сведений, карт и схем. Последние я собирался в 1996 году посмотреть, но, добыв номера, так и не собрался...
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #861351
фундаментальный труд военно-исторического отдела военно-научного управления Генерального штаба «Битва за Кавказ, 1942-1943 гг.», под редакцией генерал-лейтенанта С.П. Платонова
Этот труд прошел мимо меня. Спасибо! Есть к чему стремиться, что искать.
Правда, отчасти я это дело компенсировал изучением архивных фондов ЧФ.
Андрей,
Мне кажется вернейший вариант это пробить ИАС за искомые даты. В оперсводках корпуса, дивизий и армии этого нет, то акт расследования летной б.п. должен был сохраниться при условии, что это было на самом деле. Аварийные акты в корпусе, ЕМНИП, сохранились неплохо. Кроме того, документы по личному составу корпуса, дивизий могут пролить свет, ведь кто-то летел с Савицким ведомым в этом вылете.
Можно спросить на Тризне, там кто-то написал книгу о действиях 3 ИАК как раз за этот период, или у нас на ВИФе, где обитают авторы книги про б.д. 812 ИАП - Влад
Антипов и Игорь Уткин.
В любом случае если удастся доказать достоверность, это будет уникальный случай когда командира ИАК сбили в воздушном бою...
Привет!
Акты расследования есть, но дело начато 8.6.43. Я его взял, но еще не успел обработать, надеюсь в сентябре сделать. Полистал на скорую руку перед отъездом - вроде бы майские акты есть, а апрельских нет
Скорее всего могло бы помочь дело ф.20514 оп.1 д.175 (Ведомость количественного и качественного состава самолетного и моторного парка 3 иак за 1943). Но оно в реставрации. Сколько это продлится, естественно никто не знает. М.б. кто-нибудь брал это дело раньше?
Егоров Н.Б. написал:
Оригинальное сообщение #861759
ведь кто-то летел с Савицким ведомым в этом вылете
По его поздним мемуарам, был в этом вылете с Самойловым. Но видимо Савицкий многое писал по памяти, т.к. явных нестыковок в его мемуарах полно.
Общее число вылетов Савицкого на Кубани известно из отчета корпуса, но некоторые вылеты попали в оперсводки, а некоторые - нет. То же, видимо, и с другими пилотами управления корпуса. Вообще в действиях 3 иак в первые дни полно зияющих пробелов. Как обычно, на самом интересном месте.
Егоров Н.Б. написал:
Оригинальное сообщение #861759
В любом случае если удастся доказать достоверность, это будет уникальный случай когда командира ИАК сбили в воздушном бою...
Из данных по движению матчасти вроде бы следует, что его не сбивали. Но полной гарантии такой расчет не дает.
ЖБД НВМБ тоже намекает, что такого не было. А ЖБД за этот период очень хорош, каждый чих есть. Все летчики, про которых в "авиационных" документах написано, что их выловили катера, отслеживаются, включая одного немца. А Савицкого нет, хотя вроде бы чего стесняться записать это дело в ЖБД - целого генерала спасли!
Было два основных смутных случая с потерями на Кубани - Савицкий и 23 окаэ, которая подчинялась артиллерии и поэтому в оперсводках 4 ВА не отражалась. Но с окаэ всё, что нужно, нашлось. А с Савицким никак.
Тут М. Быков бывает, м.б. он знает.
На других форумах не хотел регистрироваться, т.к. больше форумов - меньше свободного времени. Но м.б. и действительно об авиаВИФе нужно подумать.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #861788
Акты расследования есть, но дело начато 8.6.43. Я его взял, но еще не успел обработать, надеюсь в сентябре сделать. Полистал на скорую руку перед отъездом - вроде бы майские акты есть, а апрельских нет
Они могут быть перемешаны. Согласно подаче по полкам, а не в хронологическом порядке.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #861788
Скорее всего могло бы помочь дело ф.20514 оп.1 д.175 (Ведомость количественного и качественного состава самолетного и моторного парка 3 иак за 1943). Но оно в реставрации. Сколько это продлится, естественно никто не знает. М.б. кто-нибудь брал это дело раньше?
Я не брал точно и Миша Быков скорей всего тоже, поскольку потерями и движением матчасти не занимается. Остаются только те, кого я перечислил выше, они копали, судя по всему гораздо глубже.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #861788
Из данных по движению матчасти вроде бы следует, что его не сбивали. Но полной гарантии такой расчет не дает.
Может посмотреть по инспекторским свидетельствам на списание в 4 ВА если они сохранились? Случай действительно интересный, командиров истребительных корпусов более не сбивали в в.б., так как они вылетали на боевые в редчайших случаях.
Егоров Н.Б. написал:
Оригинальное сообщение #861792
Они могут быть перемешаны. Согласно подаче по полкам, а не в хронологическом порядке
Посмотрю в сентябре, если получится.
Егоров Н.Б. написал:
Оригинальное сообщение #861792
Может посмотреть по инспекторским свидетельствам на списание в 4 ВА если они сохранились?
По-моему, их уже нет. Что-то такое в описях я видел со штампиком "уничтожено". Проверю.
Егоров Н.Б. написал:
Оригинальное сообщение #861792
Остаются только те, кого я перечислил выше, они копали, судя по всему гораздо глубже.
Завтра попробую зарегистрироваться и спросить
Скатался в ЦАМО досрочно.
Егоров Н.Б. написал:
Оригинальное сообщение #861792
по инспекторским свидетельствам на списание
Все дела с инспекторскими свидетельствами 4 ВА действительно уничтожены, как оказалось. Хотя в других делах той же 4 ВА эти свидетельства встречаются.
Посмотрел акты расследований причин потерь, приказы 3 иак по матчасти, политдонесения корпуса - никаких следов того, что Савицкий был сбит, нет.
Не видно самолета, из которого он мог бы выпрыгнуть. Хотя 100-% гарантии пока нет.
Зато я в актах нашел часть информации, которой остро не хватало для анализа событий 20.4.43.
С другой стороны, из некоторых документов по 4 ВА выяснил, что нормальную документацию по первым дням 3 иак на Кубани искать бесполезно - штаб корпуса работал хреново и этих бумаг просто не существует. А я пытался найти, хотя и подозревал что-то такое
Страниц: 1