Вы не зашли.
Бродяга написал:
#1110753
Сего мая 4-го и 5-го чиселъ явились здесь близъ Абова на море 1 шнява, 3 галеры, 2 бота и подошли было къ Рауму, а ныне явились у насъ в томъ же месте оные жъ суда, а которыя были шкуты у нас описныя, хотя на нихъ и люди наши были, оныя шкуты оставили въ техъ местахъ, понеже до прибытія непріятельскихъ судовъ идти было за льдомъ невозможно, и были въ островахъ, где ледъ разбило въ 6-мъ или 7-мъ числахъ мая, и тогда путь онымъ шкутамъ присекъ непріятель, и посланный къ темъ шкутамъ подполковникъ прибылъ въ Абовъ сего числа, а что людей побито безвестно, пришлю впредь рапортъ. "
Коллеги, есть ли какие данные об этом у шведом? Может они могут помочь.
Интересная статья Д.Сидорова в свежих Меншиковских чтениях о событиях на Ладожском озере: http://www.menslook.spb.ru/mencht.html
Вот эта статья Д. Сидорова отдельно:
Сидоров Д.А. Шведская Ладожская флотилия 1701-1703г. // Меншиковские чтения. — СПб., 2016. — Вып. 7(17). — С. 163-217
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Sidorov_00.pdf
Gromoboy1 написал:
#1137404
Сидоров Д.А. Шведская Ладожская флотилия 1701-1703г.
Статья, безусловно, очень интересная и познавательная. Сегодня читал на работе в обед и во время "перекуров". Немного не дочитал - времени не хватило.
Непонятка получается. По шведским источникам шняву "Астрильд" шведы взорвали и от нее остались лишь "останки". В то же время, по нашим источникам, ее, хотя в боях и не использовали, но долгие годы держали для показа, а затем вообще сохраняли "на века", если не изменяет память, вплоть до середины 30-х гг. (как и прам "Элефант"). Это как понимать - шняву "восстановили", или она (вопреки шведским данным) была все же не настолько сильно разрушена?
p.s. Автор как-то не стал этот казус объяснять (или я что-то по этому поводу не дочитал?)...
О ее участии в войне данных нет. И это настораживает...
Алтаец написал:
#1138044
О ее участии в войне данных нет. И это настораживает...
Да это ничего не значит. "Элефант" с остальными галерами и шхерботами, взятыми при Гангуте, тоже в войне не участвовал.
Возможно, после взрыва шнява действительно затонула, но не была "разнесена" или "расколота". Взрыв вроде как в районе кормы произошел - видимо корма и была разбита, но не смертельно. В статье о моделях шведских трофейных судов А. Иванов (в одном из номеров "Меншиковских чтений"), описывая известное изображение пленной шнявы "с натуры" отмечал, что на рисунке корма судна выглядит как-то странно. Может быть корму шнявы наскоро залатали, суденышко "реанимировали", а потом долгие десятилетия содержали как "музейный экспонат"?
Отредактированно STEFAN (01.03.2017 19:36:14)
Кстати, взято из Интернета - захват "Астрильд" и "Гедана" русскими лодками. Это уже какие-то фрегаты, и не малые...
STEFAN написал:
#1138260
Это уже какие-то фрегаты, и не малые...
Все, что касается флота Петра Алексеевича оно... такое... немного дискуссионное, мягко говоря...
Кстати, а статью Дмитрия Сидорова о шведской флотилии на Чудском озере здесь уже выкладывали?
Gromoboy1 написал:
#1138311
Кстати, а статью Дмитрия Сидорова о шведской флотилии на Чудском озере здесь уже выкладывали?
Конечно, смотрите выше.
Не нашел я что-то здесь на форуме ссылки на еще одну замечательную статью Дмитрия Сидорова:
Сидоров Д.А. Шведская Дерптская флотилия 1701 - 1704 г.: борьба за Чудское озеро // Меншиковские чтения. — СПб., 2014. — Вып. 5(12). — С. 168-224
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Sidorov.pdf
Теперь осталось дождаться, когда автор опишет следующий этап: войну в Финском заливе, с Нарвой, Кроншлотом и экспедициеей Любекера
STEFAN написал:
#1137834
Непонятка получается. По шведским источникам шняву "Астрильд" шведы взорвали и от нее остались лишь "останки". В то же время, по нашим источникам, ее, хотя в боях и не использовали, но долгие годы держали для показа, а затем вообще сохраняли "на века", если не изменяет память, вплоть до середины 30-х гг. (как и прам "Элефант"). Это как понимать - шняву "восстановили", или она (вопреки шведским данным) была все же не настолько сильно разрушена?p.s. Автор как-то не стал этот казус объяснять (или я что-то по этому поводу не дочитал?)...
Расписывать это несоответствие я действительно не стал. Преследовалась основная задача максимально полно ввести шведские источники касательно этих событий. Умозаключения по поводу восстановления «Астрильда» можно прочесть в книге А.М. Шарымова, мотивы формирования «генеральной линии партии» в описании боя современниками событий и в последующей в русской историографии разобраны в статье П.А. Кротова. Принимать показания шведов касательно «останков» как истину в последней инстанции, полагаю, также будет не верно, поскольку попытки скрасить горечь поражения описанием собственной героики никто не отменял. Тем более подобные примеры наблюдались и в действиях Дерптской флотилии. По моему, сугубо личному мнению, масштаб повреждений севшей на грунт шнявы позволил все-таки провести судоподъемные работы в кратчайшие сроки (шведы не могли этого наблюдать поскольку Нумерс отвел флотилию к Котлину) , наскоро залатать, продемонстрировать публике и оставить хранить «вечно». А использовать как боевые суда? Их минимальную боевую ценность признавали и сами шведы.
Cheers!
Dmitriy S. написал:
#1138865
Cheers!
Хочу еще раз поблагодарить за интересные статьи.
...
а также задать один вопрос, не совсем по теме. Упомянутый в обоих статьях шведский офицер А.Роселиус - это случайно не тот капитан Андрис Росселиус, который начальствовал над портом в Таврове, имел конфликт с контр-адмиралом Змаевичем (обозвал его вором), командовал прамом "Близко не подходи!" во время осады Азова в 1736 году и умерший, кажется в Архангельске в 40-х годах? Или просто совпадение?
STEFAN написал:
#1138891
Упомянутый в обоих статьях шведский офицер А.Роселиус - это случайно не тот капитан Андрис Росселиус, который начальствовал над портом в Таврове...
Это один и тот же человек. Чтобы не заниматься пересказом, лучше сделаю отсыл на статью П.А. Кротова в сборнике "Санкт-Петербург и страны Северной Европы" за 2009 «Шведы против шведов: служба шведов во флоте Петра Великого» (статья есть в сети), где можно более подробно прочесть о А. Роселиусе с выдержками из его «сказки», а также о других шведах ранее служивших в Дерптской флотилии и перешедших на службу нашего царя. Единственное, что могу добавить это выдержки из воспоминаний коменданта К.Г. Шютте, по словам которого А. Роселиус покинул город-крепость уже во время осады 12 июня по шв.датировке (по «сказке» самого Роселиуса он оставил Дерпт в мае, будучи "лейтенантом без контракта"). Причину этого поступка К.Г.Шютте объясняет тем, что Роселиус «был «лакеем» капитана Лёшерна» и опасался, что допущенные им и другими ошибки, приведшие к потере флотилии, станут известны. Далее комендант сообщает, что переметнувшись к русским, именно Роселиус указал на слабые места крепостных укреплений, а после капитуляции появился в городе вместе с победителями и всячески похвалялся.
Истина, полагаю, где-то посередине.
Cheers!
Dmitriy S. написал:
#1139162
Далее комендант сообщает, что переметнувшись к русским, именно Роселиус указал на слабые места крепостных укреплений, а после капитуляции появился в городе вместе с победителями и всячески похвалялся.
Интересный персонаж. Я им давно заинтересовался. Его "звездный час" - по-моему, момент, когда он заменил впавшего в безумие капитана Штрома (Строма) под Азовом в должности командира прама "Близко не подходи!" и провел заключительную бомбардировку Азова (прам выпустил рекордное количество снарядов).
Алтаец написал:
#1112763
Коллеги, есть ли какие данные об этом у шведом? Может они могут помочь.
Уважаемый Алтаец, не скажу за шведов, но вот что нашлось у Питера Генри Брюса:
"Сразу по возвращении из Кроншлота его величество вышел с флотом в море, так как получил известие, что шведский флот под командованием адмирала Ватранга пошел с намерением блокировать царя в гавани и что шведский контр-адмирал Эреншельд захватил порт Твереминне в Финляндии, где потопил несколько наших кораблей и взял около двух сотен пленных. Благодаря этому приобретению шведы надеялись отразить любое внезапное нападение на остров Аланд."
Подозреваю, что это один и тот же эпизод.
А что скажут более знающие люди?
Уважаемые. никому не попадалась информация по поводу захваченых нейтралов шведскими и русскими кораблями в польских, английских или прусских источниках того времени?
Бродяга написал:
#1211233
захваченых нейтралов шведскими
Известны следующие французские приватиры, захваченные шведами:
1). La Beau Parterre 50 захвачен в 1714 г., в 1719 г. переименован в Kronskeppet 50/56 и включен в Стокгольмскую эскадру. Продан в 1722 г.
2). Le Vainqueur 30 захвачен в 1713-14 гг., в 1720 г. арендован королевским флотом и включен в Стокгольмскую эскадру, захвачен нами при Гренгаме в 1720 г.
Венкер шведы не захватывали.
А.Иванов написал:
#1211289
Венкер шведы не захватывали.
А откуда этот француз взялся? Его просто купили? Надо уточнять у Врангеля (Война на море в 1719-21 гг.), его арендовали, и вроде до этого захватили.
По сведениям, собранным Д.Сидоровым и Б.Нильссоном Венкер был приобретен вдовой известного капера Л.Гатенъельма в 1718 году у двух французских торговцев в Сен-Мало. Один из торговцев Т.Харрингтон сам был французским капером. А в 1720 году вдова передала Венкер в аренду. Возможно, что этот юридический момент (частная принадлежность корабля) стал причиной того, что фрегат после Ништадского мира быстренько разобрали, чтобы не отдавать ставший известным приз обратно шведам. Я писал об этом в "Моделях шведских призов" в 2015 г.
Теперь понятно, большое спасибо.
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Brus/frametext.htm
Не доверять этому интернет-ресурсу у меня пока причин нет.
Уважаемые Эд и А.Иванов, спасибо за полное прояснение ситуации по этим каперам.
А.Иванов написал:
#1211408
Венкер был приобретен вдовой известного капера Л.Гатенъельма в 1718 году у двух французских торговцев в Сен-Мало.
Нашел этот 36-пуш. Венкер у Демерлиака в списке корсаров Сен Мало, относится к 1709 г.