Вы не зашли.
А.Иванов написал:
#1570705
Рекомендую найти "Российский флот на Балтике при Петре Великом", 2017 г. издания.
По прамам - радикальное изменение стереотипов Веселаго произошло? (А то может быть я зря работаю по этой теме?)
STEFAN написал:
#1570968
Вот такая реплика. "Святой Дух"?
Хрень Петрозаводсткая.
Книжку советую достать, это фундаментальное исследование. Особенных технических вопросов там нет, но то, что есть - проверено и обосновано капитально.
Цифры этой у меня нет, а вот цифра последней по Науму Сенявину есть, как и разрешение опубликовать: https://cloud.mail.ru/public/J2Fs/Zao2z2Ki1
Отредактированно А.Иванов (05.03.2023 11:04:26)
STEFAN написал:
#1570871
так там на волоке полноценные трехмачтовые фрегаты с такелажем
Ну не линейники, и то хорошо...
Сколько бы людей и лошадей не собрали - есть предел возможностей.
STEFAN написал:
#1571056
Спасибо! Скачал.
Авторам, все авторам! Они будут благодарны за отзывы, если таковые последуют.
Titanic написал:
#1571091
Сколько бы людей и лошадей не собрали - есть предел возможностей.
Не согласен, предела нет. При Екатерине Грот-камень и тащили и везли по воде... Другое дело, как показали неудачные спуски на воду в Архангельске, "предел" был из-за недостаточной продольной прочности, корпуса переламывались. Так что, перетащить могли что угодно, лишь бы перетаскиваемый корпус выдержал.
https://ibb.co/LhHz384
Бомбардирские корабли (по моему мнению) с гравюры об обороне Котлина и Кроншлота в 1705 году. Выкадрировал и сравнил. Отличия есть, небольшие... Слева - швед. Наши - один немного крупней. В общем-то так и должно быть. На одном две мортиры, на другом - одна. "Буер" "Бир-Драгер" и шмак "Гуд-Драгер" (им командовал П.Бредаль - будущий вице-адмирал).
Отредактированно STEFAN (05.03.2023 19:50:24)
Кротов. Балтийский флот... : https://cloud.mail.ru/public/yGgZ/qNAWFf6NV
Отзывы о книгах приветствуются, не нужно стесняться.
А.Иванов написал:
#1571151
Кротов. Балтийский флот...
Отзывы-то будут? Или "мы скупы на словеса"?))
А.Иванов написал:
#1571151
Отзывы о книгах приветствуются, не нужно стесняться.
Частично прочитал - на все времени нет, тем более читаю на работе. Завтра продолжу.
Скажу в целом: начальный период проработан более подробно, позже - есть пробелы. Во всяком случае, мне так показалось. Но завтра попробую внимательно почитать про гребной флот.
Некоторые моменты.
Про сясьские фрегаты и вообще судоверфь – очень познавательно и подробно.
По поводу В.В. тер Колка – небольшая непонятка, причем не в самой книге, а в издани «Письма и Бумаги П. В.» (т.2). Там явная путаница в фамилиях: корабельный мастер Воутерсон (в документах назван Володимером) отождествляется с неким Волмером (он же Волмен).
А между тем, похоже, это разные люди. 12 августа Пётр пишет Татищеву послание с распоряжением прислать на Олонецкую верфь «корабельного плотника Волмера» (плотника, а не мастера!). Татищев отвечает 17 августа, что «корабельный мастер Володимер с Сясьского устья отпущен сего августа 13-го числа». Т. е. получается, что письмо от царя шло со скоростью телеграммы, или Татищев обладал телепатическими способностями, если отпустил требуемого царем человека на следующий же день.
Между тем, в ответном письме царю (петровское письмо не сохранилось) Ф.С. Салтыкова с Олонецкой верфи о ходе судостроительных работ (от 7 ноября 1703 г.), упоминает Сясьский малый фрегат и «мастера Волмена»: «На корабле, который с Сяси приведен, у которого мастер Волмен делает шот-вонди-шанц, и нарезное дело назади отделывает, и леуп-храбен (ХЗ что такое, галереи?) по сторонам, а напереди круп-камер (крюйт-камера) готово, и кранцы кругом окон готовы ж.»
Вроде бы речь идет об одном человеке, но как же петровское «плотник»?
С другой стороны (из письма И.Синявина к царю от 18 апреля 1703 г. о сясьских «кораблях»), «два на воде», но «не резаны для того что мастера нет». Вероятно, мастер Колк попросту не умел делать резные работы (декор) на судах, а этот Волмер (Волмен) и был этим мастером «резного дела», он и отделывал у фрегатов корму, галереи, кранцы? Единственно неясно кто он – мастер или плотник?
Довольно интересно и познавательно написано о верфи в Селицком Рядку. Я здесь уже интересовался о термине «осташковские шнявы». В книге – «6 шняв для грузовых перевозок были переделаны из осташковок, которых … строилось 20. … селицкие шнявы в документах того времени часто называют «осташковскими»…». Вполне понятное объяснение, но смущает другое: у меня есть чертеж осташковки 30-х гг. 18 в. Это совершенно плоскодонная посудина (80 футов длины), очень похожая на малые прамы Донской и Днепровской флотилий времен Русско-Турецкой войны 1735 – 39 гг. Переделать осташковку в мореходную шняву – как-то не сходится. Либо в начале 18 в. осташковка – принципиально другое судно, либо шнявы просто делались из лесов, заготовленных под них.
Ну и олонецкие шнявы "Ямбург" и "Копорье" - тоже назывались "Осташковскими". В общем - туман.
А.Иванов написал:
#1571231
Отзывы-то будут? Или "мы скупы на словеса"?))
Не так быстро.
Хорошо, что даны размеры некоторых судов - для меня оч. интересных. Хотя есть и некоторые сомнения - в частности по "Думкрату". Ощущение, что его длина на самом деле была больше. Может быть, 110 футов - длина по килю?
А.Иванов написал:
#1571231
Отзывы-то будут?
В целом - прочитал. Естественно, многое пропустил - Гангутский бой у автора уже подробно разобран, но думаю завтра и его полистаю, может быть что-то новое для себя найду. Много интересного по гребному флоту. (В частности, всегда считал, что галеры "французского маниру" были исключительно остродонными, ан нет!) О пробелах пока писать не буду.
Сегодня обратил внимание на один момент - чертеж шхербота из РГА ВМФ. Он у меня есть. Автор, правда с немалым сомнением, посчитал, что этот чертеж - копия шведского трофея, сделанная Соловьевым с оригинала. Я не согласен - считаю, что это шхербот для Каспия - их строилось довольно много, как при Петре, так и при Анне. Уж очень у него характерная форма...
По гравюре Пикарта.
Я не в курсе - откуда известно какой корабль изображен под каждым из номеров? Есть какой-то дополнительный список? Или кто-то когда-то делал расчет и присваивал названия позже?
Ладно флагманы - это понятно, хотя шнява "Лизет" вызывает недоумение хотя бы своими размерами. Но фрегаты, шнявы, брандеры... И у каждого своё имя.
Кое-что вообще откровенная лажа.
Бомбардирский корабль.
Смущает прежде всего большое количество пушек - их, вроде бы, всего 12 было...
Мне кажется художник рисовал, что бы красиво было, а не достоверно.
110 длина киля для Думкрата перебор - примерно такая длина была у английских 50-пушечников с длиной палубы 130 футов. Схожего размера были петровские 50-пушечники от "Полтавы" до типа "Уриил"
Олег написал:
#1611756
Мне кажется художник рисовал, что бы красиво было, а не достоверно.
Их было много и их гравюр тоже было много и частным случаем дтотне объясняется.
Олег написал:
#1611757
110 длина киля для Думкрата перебор - примерно такая длина была у английских 50-пушечников с длиной палубы 130 футов. Схожего размера были петровские 50-пушечники от "Полтавы" до типа "Уриил"
Обычно длина это длина гондека(между внутренними крачми шпунтов штевней). Если Думкрат был даже большим фрегатом то он был конечно меньше линкоров.
По монографии Кротова: размерения "Думкрата" как в сборнике Веселаго, причем дает ссылки на архивные документы. Но есть нюанс: заложили его как копию "Олифанта", но что вышло на выходе - большой вопрос. (Кстати, по габаритам "Олифанта" есть разночтения: в "Юрнале" Петра его размеры были указаны 116 х 32 х 9 фут., т. е. как английский 54-пушечник).
Насколько видно по документам, в работах по "Думкрату" принимал косвенное участие Скляев, говоря современным языком курировал постройку. Возможно, в проект по ходу работ вносились изменения. Кроме того, Скляев активно участвовал в постройке гаубичного галиота, сам строил шняву "Лизет", а заодно, часто совместно с Петром что-то и проектировал. Например, есть сведения о некоем чертеже 36-пушечного фрегата (Петр со Скляевым его разрабатывали в Петербурге, потом Петр потребовал его прислать); если это то, что я предполагаю, этот фрегат был 115 х 32 фут. (чертеж есть).
Возвращаясь к чертежу 42-пуш. корабля. Есть еще 18-пуш. шнява. Одинаковая бумага и оформление, т. е. 99 % что чертились одним и тем же человеком. И закрадывается подлая мысль...
116*32*9 это мало на 50-пушечник. Длина у самых мелких англичан чуть больше (от 120), но глубина трюма от 12,5-13, разница в 1,5 раза
STEFAN написал:
#1611802
размеры были указаны 116 х 32 х 9 фут., т. е. как английский 54-пушечник)
Если это длина между ПП то это фрегат а большая ширина для тяжёлых орудий корабли то необычные.
Олег написал:
#1611806
116*32*9 это мало на 50-пушечник. Длина у самых мелких англичан чуть больше (от 120), но глубина трюма от 12,5-13, разница в 1,5 раза
нужно регламенты Британии посмотреть. По памяти длина по гондеку не меньше 134 английских футов
Олег написал:
#1611806
116*32*9 это мало на 50-пушечник.
Размеры части первых "приемышей":
"Антоний" (50-п) - 113.6 х 11.11 х 13.3 (ну этот ладно - гамбуржец);
"Страфорд" (50-п) - 104 х 28.1 х 12;
"Армонт" (50-п) - 112.7 х 30.4 х 13.7;
"Арондель" (50-п) - 113.6 х 30.1 х 13.6,5.
Есть пара чертежей:
1) 52-пуш. (из папки Скляева) - 108 х 29.8 х 13.8;
2) 54-пуш. (скорее рисунок с размерами) - 115.6 (киль - 94.6) х 32.6 х 13.9.
Отредактированно STEFAN (14.05.2024 20:31:23)