Вы не зашли.
H-44 написал:
#1149265
А как часто в 19 в корабли имели постоянные пушки в ретирадных портах?
Мне известны только испанские ЛК типа Санта Ана 112п, имевшие постоянными 4-12-фунт. погонными в корме.
Эд написал:
#1149253
Между 3-дечниками без юта и 2-дечниками с орудиями на шкафуте принципиальная разница в конструкции.
Двухдечник: два дека + форкасль + кватердек (потом будут объединены в единую верхнюю палубу) + ют.
Трехдечник - три дека + пусть не вооруженные, но кватердек и форкасль.
При этом St Lowrence имел два дека + непрерывная верхняя палуба, но без юта. По сути это двухдечник без юта. Трехдечником его числили на страх врагам. Кстати, у него были и постоянные орудия в погоных/ретирадных портах - общее число пушек на деке превосходит число бортовых портов.
Олег написал:
#1149531
Трехдечник
Lemineur (Les vaisseaux du Roi-Soleil) дает определение 3-дечников 17 в. Конструктивно такие корабли считались в 3 дека, даже если в середине опер-дека был вырез, и корабль имел всего 66 пушек. При необходимости опер-дек делали сплошным, так Magnifique (1684) из 72-пуш. был переделан в 86-пушечник.
2-дечник конструктивно имел 2 дека и сверху - легкие надстройки - upper works. Испанцы ряд своих 80-пушечников в 1790-е гг. превратили в 96-100-пуш. ЛК, но они конструктивно оставались 2-дечниками, просто с пушками на шкафуте.
В 1805 г. генерал Леклерк, который плавал вместе с Вильневым, писал Наполеону: "Хотя испанский Rayo имеет 100 оудий, это фактически 2-дечный корабль".
То же касалось и 60-пуш. фрегатов, у них был один закрытый дек и орудия по всей длине вехней палубы.
Эд написал:
#1149551
Конструктивно такие корабли считались в 3 дека, даже если в середине опер-дека был вырез, и корабль имел всего 66 пушек. При необходимости опер-дек делали сплошным, так Magnifique (1684) из 72-пуш. был переделан в 86-пушечник.
2-дечник конструктивно имел 2 дека и сверху - легкие надстройки - upper works.
Не понятно, как отличить трехдечник с вырезом в опердеке от двухдечника с развитыми форкаслем и кватердеком + ютом? По какому критерию можно сказать - это еще двухдечник, а вот это уже трехдечник?
Олег написал:
#1149557
как отличить трехдечник с вырезом в опердеке от двухдечника с развитыми форкаслем и кватердеком + ютом?
Lemineur, Les vaisseaux du Roi-Soleil (есть в сети):
На стр. 108-109 даны сравнения трех- и двухдечников с одинаковым числом орудий.
На стр. 121-122 - трех- и двухдечник, оба с 56 пушками.
Разная система набора корпуса.
Эд написал:
#1149578
На стр. 121-122 - трех- и двухдечник, оба с 56 пушками.
По этим примерам получается, что трехдечник от двухдечника отличается только высотой носовой надстройки. Как по мне, бред.
Олег написал:
#1149581
трехдечник от двухдечника отличается
Завтра еще подкину из Будрио, там нагляднее.
Имеет значение набор и толщина досок. У 2-дечников верхние надстройки очень тонкие, как у фрегатов.
У Анапы 1829-30 было 30+32+32+14=108 портов, но он все равно считался 2-дечником.
Будрио пишет следующее:
Сравним 70-пуш. ЛК, 1-й построенный как 3-дечник более массивный, высокий и сильнее. 2-дечник ниже и слабее, но быстроходнее и имеет шанс избежать боя.
Может, поэтому английские офицеры долго отказывались от 80-пуш. двухдечников в 18 в.
Эд написал:
#1149590
Завтра еще подкину из Будрио, там нагляднее.
Будрио пишет про конкретные корабли 17 века. Не уверен, что приводимые им закономерности стоит распространять на 19 век.
Эд написал:
#1149590
Имеет значение набор и толщина досок.
С учетом длины поздних двухдечников набор у них должен быть весьма крепкий.
Эд написал:
#1149597
Может, поэтому английские офицеры долго отказывались от 80-пуш. двухдечников в 18 в.
Длинные они, в ходе блокадной службы быстрее приходили в негодность. Обратите внимание - почти у половины трофейных 80 пушечников англичане поставили 18 фунтовки на верхний дек - т.е. для английских условий службы французское вооружение оказалось черезмерным.
Нашел чертеж Delaware - у него было 17 портов на нижнем деке, 16 н верхнем (и два погонных) и 17 на верхней палубе.
Кажется, ув. Олег как-то спрашивал относительно тактики в 1850-х гг. с учетом появления паровых судов.
Некоторые соображения на этот счет имеются в Andrew Lambert, The Last Sailing Battlefleet 1815-1850 (1990), стр. 91-96.
Хотя, насколько я понял, чисто "пароходной тактики" для винтовых ЛК разработать просто не успели.
Эдуард, спасибо.
Складывается мнение, что "пароходная тактика" это нечто переходное между тактикой парусников или тактикой броненосного флота, что-то актуальное только в краткий промежуток времени вроде тактики миноносок.
Вроде в конце 1840-х гг. Саймондс предложил использовать бесполезные, по его (и не только его) мнению, большие фрегаты в качестве авангарда ("корволана") линейных сил, но только на большой дистанции, до сближения, тогда же началась практика отработки артогня на больших дистанциях. Но адмиралы это не поддержали. В 1854-55 гг. использование больших паровых фрегатов в военных действиях было минимальным, и Нэпир прямо говорил об их бесполезности.
Тем не менее и в дальнейшем все время возвращались к теме "суперкрейсеров" под разными соусами.
Судя по всему, идея прорезания строя в 1850-х гг. имела немало сторонников в Англии, что отразилось на некоторых проектах (размещение крупных орудий на верхней палубе с круговым обстрелом).