Вы не зашли.
Страниц: 1
Мой вопрос очень дилетантский, но когда пишут о торговом судне первой половины XIX века например трехмачтовый барк в 500 тонн, то это что? Водоизмещение, дедвейт, грузоподъемность или вместимость? И чему равна эта тонна?
Это вместимость. Изначально тонна произошла от тонеланды - бочки. Вот в числе бочек, которые можно поместить в корабль она и измерялась. Естественно, в каждой стране методы измерения и тонны были разными. ЕМНИП в Англии они равнялись 2 тыс. куб. футов.
Первоначально тонна (tunar) – бочонок вина, в Испании – 920 литров, во Франции – 980 литров и т.д. В Англии применялись строевые тонны (builder’s measure - ВМ) – длина без киля х ширина без обшивки х половина ширины без обшивки и деленные на 0,94. В качестве меры объема для разных видов грузов применялся ласт (тяжелый или легкий), в основном, у голландцев, шведов, датчан и ганзейцев. Тонна в качестве меры объема (брутто регистровая тонна) введена только в 1854 г. (100 куб. футов=2,832 м3).
Если этот барк английский или американский, то – ВМ. Франция, Испания – скорее дедвейт.
А как измеряли размер судов в России в 18-1 пол. 19 вв.?
И ещё вопрос. Скажем периода Великой армады, если мы читаем что два галеона английский и испанский по 800 тонн, это значит что корабли одинакового размера?
H-44 написал:
Оригинальное сообщение #880850
как измеряли размер судов в России в 18-1 пол. 19 вв.?
В конце 18 в. кораблестроители в ряде случаев определяли объем вытесняемой воды в куб. футах т.е. водоизмещение, применялись и английские строевые тонны.
H-44 написал:
Оригинальное сообщение #880850
периода Великой армады, если мы читаем что два галеона английский и испанский по 800 тонн, это значит что корабли одинакового размера?
Нет. Испанские - в исп. toneladas (=920 кг), английские - строевые тонны по вышеуказанной формуле. Они были больше тонн тоннажа, испанского или французского. .
Эд написал:
Оригинальное сообщение #880885
Нет. Испанские - в исп. toneladas (=920 кг), английские - строевые тонны по вышеуказанной формуле. Они были больше тонн тоннажа, испанского или французского. .
Спасибо! А у испанцев это дедвейт или водоизмещение или может количество бочек, помещающееся в трюм?
И ещё похожий вопрос, правда из другой эпохи: почему в советской литературе обычно указывался дедвейт, а в остальном мире вместимость в брт? Какой способ более наглядно иллюстрирует размер судна и торгового флота в целом?
H-44 написал:
Оригинальное сообщение #880939
у испанцев это дедвейт или водоизмещение или может количество бочек, помещающееся в трюм?
У испанцев это вес (очень приблизительный) всей нагрузки в исп. тоннах (2000 исп. фунтовх0,46 кг=920 кг).
Для получения примерного водоизмещения эту величину умножают: для торгового судна - на 1,3844, для военного - на 1,5183. Разумеется, это средние цифры, здесь многое зависит от обводов и коэффициента полноты корпуса.
H-44 написал:
Оригинальное сообщение #880941
почему в советской литературе обычно указывался дедвейт, а в остальном мире вместимость в брт? Какой способ более наглядно иллюстрирует размер судна и торгового флота в целом?
Все зависит от характера груза. Если он постоянной плотности, то используется дедвейт. Но это бывает редко, даже однотипный груз может иметь разный удельный вес. Так, у нас нефть измеряют в тоннах. Это только у нас. В прочем мире - в баррелях (158,8 л) или куб. метрах. Нефть ведь бывает разной плотности.
А в чем измеряли бы офицеры русского флота например в начале и в середине XIX века? В строевых тоннах?
Отредактированно Рекс (19.10.2014 20:33:34)
Рекс написал:
Оригинальное сообщение #881143
А в чем измеряли бы офицеры русского флота например в начале и в середине XIX века? В строевых тоннах?
Едва ли это сильно интересовало кадровых офицеров того времени. Различные наставления, узаконения и памятные книжки касались обычно размеров элементов кораблей, их такелажа и артиллерии и т.п.; величины водоизмещения рассчитывались нашими кораблестроителями по крайней мере с конца 18 в. на основе расчетов Чапмана и французских математиков. Поскольку многое брали у английского флота, применяли и строевые тонны. Но с 1850-х гг. по каждому кораблю обычно уже приводилось два показателя: строевые тонны и водоизмещение.
Страниц: 1