Вы не зашли.
Страниц: 1
Советская авиация бомбила эти важные объекты все три года. Интересно, есть ли где-либо данные какие части, сколько вылетов, сколько самолётов? Заранее благодарю.
Бомбила АДД. Документы командования и штаба АДД (фонд 39 ЦАМО) уже несколько лет практически недоступны. Но говорят, что линия партии вот-вот вильнет опять в нужную сторону. Документы корпусов, дивизий и полков АДД доступны, немалая часть их выложена на "Памяти народа", особенно 1944 год, но и другие периоды есть, можете сами посмотреть. По 1943 году я могу отдельные (не все) эпизоды в своих записях посмотреть, но очень желательно сначала узнать даты налетов, а то очень трудоемко получается.
Отредактированно А. Кузнецов (29.08.2016 23:35:22)
А. Кузнецов написал:
#1087312
особенно 1944 год
с ноября 1943 года линия фронта шла по Днепру, на берегу которого и расположен Жлобин, так что применять АДД уже не было смысла.
Андрей Рожков написал:
#1087323
с ноября 1943 года линия фронта шла по Днепру, на берегу которого и расположен Жлобин, так что применять АДД уже не было смысла.
АДД нередко изпользовалась как средство усиления ночной фронтовой авиации и в таких случаях работала очень близко к линии фронта.
Но на "Памяти народа" и фронтовую авиацию можно с тем же успехом посмотреть.
Вот оперсводки 16 ВА, в полосе которой выпало находиться Жлобину, за 4-й кв.1943:
https://pamyat-naroda.ru/dou/?operation … 1%82%D0%B8
Там же есть оперсводки 16 ВА начиная с 30.7.43.
За 1-ю половину 1944 оперсводки 16 ВА пока не выложили, но можно на том же сайте поискать документы ударных соединений 16 ВА.
Вот, например, состав 16 ВА на 1.4.44:
6 сак (221 бад, 282 иад), 3 бак (241, 301 бад), 2 гв., 299 шад, 234, 283, 286 иад, 271 нбад, 16 рап, 98 крап, 919 оапс, 62 гв. ап ГВФ
За 1942-43 год там же можно посмотреть дивизии и корпуса АДД. Хоть и не все, но некоторые вроде бы уже есть. А остальные постепенно выложат.
Есть шанс без всяких поездок в Подольск, не отходя от родного компа написать прямо по первоисточникам книгу "В прицеле Жлобин".
Отредактированно А. Кузнецов (30.08.2016 12:03:45)
Обелиск на месте гибели лётчика М. Р. Марущенко, который погиб в конце 1943 года при освобождении района от немецко-фашистских захватчиков.
http://virtual-museum.by/images/2015/61.jpg
http://virtual-museum.by/images/2015/71.jpg
Почти 36 лет белорусская земля хранила в себе тайну о гибели этого лётчика. Всё это время его могилу искали родные. Помог случай. Летом 1978 года следопыты отряда РВС «Поиск» (разведчики военной славы) Гомельского ГПТУ - 56 имени П. Я. Головачёва вместе с научными сотрудниками Гомельского областного краеведческого музея совершили экспедиции в Жлобинский район. В их задачу входило нахождение мест гибели экипажей советских самолётов. Одно из таких мест показал старожил деревни Александровка Майского сельсовета Ф. Т. Кузьмин. Оно находилось недалеко от Днепра. Следопыты были удивлены, когда Фёдор Тимофеевич назвал и фамилию лётчика - Марущенко. Выяснилось, что после окончания войны на месте падения самолёта были подобраны листки комсомольского билета и паспорта. В них смогли прочитать фамилию лётчика. Поиск следопытов помог многое узнать о погибшем лётчике. Младший лейтенант Марущенко Михаил Родионович, 1924 года рождения, был призван в ряды Красной Армии в 1941 году, проходил службу в 517-м истребительном авиационном полку 282-й истребительной авиационной дивизии 16-й вооружённой армии на самолёте ЯК - 16. 30 ноября 1943 года сбит истреби¬телем противника. Что же случилось в тот гибельный день? Разгромленные под Гомелем немецко- фашистские захватчики отступили к г. Жлобину. По данным нашей разведки здесь скопилось большое количество боевой техники и живой силы противника. Наносили по нему мощные удары по линии Рогачев - Жлобин - Стрешин. В другой раз в этот день на выполнение боевого задания вылетел младший лейтенант Михаил Марущенко. В составе группы истребителей своего полка он сопровождал истребители «Ил - 2», 229-й истребительной авиационной дивизии. Гитлеровцы старались не допустить самолёты до их цели. Над станцией Заградье завязался жестокий бой. Наши самолёты выполнили поставленную задачу. Фашисты понесли значительный урон в живой силе и технике. Не обошлось без потерь и у нас. Не вернулся с боевого задания и младший лейтенант Михаил Марущенко. Он погиб, отбивавши жестокие атаки противника. Он был храбрый, бесстрашный воин, волевой лётчик. Боевое крещение он получил на Курской дуге летом 1943 года. Принимал участие в освобождении Брянска, Унечи, Новозыбкова, Гомеля.
http://virtual-museum.by/index.php?opti … Itemid=126
Андрей Рожков написал:
#1087393
30 ноября 1943 года ... В составе группы истребителей своего полка он сопровождал истребители «Ил - 2», 229-й истребительной авиационной дивизии
Видимо, 299 шад.
229 иад в это время была на Тамани, Илов в своем составе не имела.
Андрей Рожков написал:
#1087393
16-й вооружённой армии на самолёте ЯК - 16.
что за Як 16 - тоже непонятно. Як-1б, И-16?
Андрей Рожков написал:
#1087402
то за Як 16 - тоже непонятно. Як-1б, И-16?
Як-1б [Бэ] конечно.
Спасибо, достаточно любопытно. Об освобождении Беларуси мне все уши прожужжалиещё со школы, а вот об авиационном аспекте не рассказывали. Хотя запись "Самолёты полетели в район Речицы и Рогачева", достаточно посмотреть на карту и понятно, насколько это растяжимые понятия..
В первой половине 80-х нашли под Жлобином истребитель. Прах летчиков похоронили на одном из Жлобинских кладбищ.
Страниц: 1