Вы не зашли.
Примечание : для тех,кто не понял,сообщаю,что мой коммент под №193 был ШУТКОЙ,дабы снять напряжение в обсуждении.Так,"Испанский вариант" - это намёк на роман из цикла "Исаев-Штирлиц".А "сов.секретное оружие РККФ" - это намёк на ПЛ из "Остехбюро" : http://www.bratishka.ru/archiv/2011/2/2011_2_17.php .И по смыслу и по содержанию,соответствует обуждаемой теме : "Война на море,Испания 1936 год".
ринат гимадеев написал:
#1107487
.А "сов.секретное оружие РККФ" - это намёк на ПЛ из "Остехбюро"
Которое готовилось против английского флота, вставшего на якоря для обстрела Кронштадта(такого ТЗ Тухачевского и Орлова)
Уважаемый helblitter!Вы о т.н. "Втором Кронштадте" слышали?Если не,то Вам будет интересна некая ВМБ "Ручьи" : http://bezogr.ru/stateya-viktora-aristo … bereg.html
ринат гимадеев написал:
#1108960
?Если не,то Вам будет интересна некая ВМБ "Ручьи" : http://bezogr.ru/stateya-viktora-aristo … bereg.html
Фактически "вторая Либава"
ринат гимадеев написал:
#1107487
"сов.секретное оружие РККФ" - это намёк на ПЛ из "Остехбюро"
С начала 1920‑х годов над советским руководством и его малограмотными маршалами и адмиралами довлел призрак и «гранд флита». Это комсомольцы и пионеры лихо распевали: «…и на любой британский ультиматум воздушный флот сумеет дать отпор». А вот начальство смертельно боялось 15‑ и 16‑дюймовых пушек британских дредноутов. Наш флот строился исключительно с расчетом на бой на минно‑артиллерийской позиции. Даже все артиллерийские железнодорожные установки были переданы флоту и готовы к стрельбе по тому же проклятому «гранд флиту», несмотря на то, что в 98 случаях из 100 в Гражданскую войну железнодорожные установки стреляли по наземным целям, а в Великую Отечественную войну будут стрелять исключительно по сухопутным войскам.И вот Бекаури предложил прекрасное средство для борьбы с «гранд флитом». Предположим, злодей, подходит на дистанцию огня орудий главного калибра к Кронштадту или Севастополю. Но вот с разных направлений дредноуты атакуют десятки торпедных катеров, которые подходят почти в упор и топят «просвещенных мореплавателей». Пусть большинство катеров потоплено артиллерийским огнем. Но потерь среди красных военморов нет. Катера управляются по радио с эсминцев и самолетов. Такая идиллия не могла не привести в умиление наших военморов, и Бекаури получил новые деньги, новые заводы и десятки катеров для опытов.Параллельно с работами над телеуправляемыми торпедами Бекаури занялся проектированием телеуправляемых… подводных лодок. Для этого в начале 1934 г. в «Остехбюро» был создан специальный отдел. Руководил им инженер Ф. В. Щукин. В этом отделе в 1934–1936 гг. параллельно проектировались: атомное подводное специальное судно (АПСС) или телемеханическая подводная лодка; автономная подводная лодка (АПЛ); радиотелеуправляемая подводная лодка; малая подводная лодка водоизмещением 60 т.
АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение 7,2 т, подводное 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» – с надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц» (разработка № 134), созданной специалистами того же «Остехбюро». В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки весом 500 кг.
В том же 1935 г., когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству лодок на Ленинградском судостроительно‑механическом заводе «Судомех» (№ 196). Были построены сразу две лодки этого проекта, которые в 1936 г. проходили заводские испытания.
Увы, дальше заводских испытаний дело не пошло. Куда затем исчезли оба образца АПСС можно только гадать.
АПЛ – автономная подводная лодка «Пигмей» – также была построена в Ленинграде на заводе «Судомех» (строитель А. Н. Щеглов),
Надводное водоизмещение «Пигмея» составляло 18,6 т. Длина 16 м, ширина 2,62 м. Скорость надводная 5 узлов, подводная 6 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 290/6010 миль (по другим данным дальность плавания экономическим подводным ходом составляла 18 миль). Предельная глубина погружения 30 м. Автономность 3 суток. Экипаж 4 человека. «Пигмей» был вооружен двумя 450‑мм торпедными аппаратами (бортовые; открытое хранение торпед) и одним 7,62‑мм пулеметом.
Лодку по железной дороге доставили в Севастополь, где она в октябре 1936 г. под условным наименованием «Подводная лодка „Остехбюро“» прошла испытания. Командовал «Пигмеем» старший лейтенант Б. А. Успенский.
Испытания показали, что управление «Пигмеем» по радио с самолета практически невозможно, и стали испытывать его как обычную сверхмалую подводную лодку с экипажем на борту.
Советское правительство выполняло все пожелания Бекаури. Страна голодала, а «Остехбюро» отпускались миллионы рублей. К примеру, у Бекаури сформировалась даже целая флотилия экспериментальных судов – эсминец «Конструктор», тральщики «Инженер» и «Микула», десятки судов и самолетов различных типов. «Флот» Бекаури был существенно сильнее болгарского флота, но чуть слабее румынского.
На Бекаури и его сподвижников буквально сыпались правительственные награды. В 1932 г. он получил орден Красной Звезды, в 1933 г. – орден Ленина, а в 1936 г. – орден Трудового Красного Знамени, то есть полный тогдашний «иконостас». http://textarchive.ru/c-1655066-p2.html
Несмотря на ряд выявленных недостатков «Пигмея», руководство ВМС РККА приняло решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 г., а всей серии – в 1937 г. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, видимо, были разобраны.
Уважаемые форумчане. Не подскажете литературу или источники, где можно ознакомиться с действиями итальянского флота по блокаде побережья Испании?
CAM написал:
#1194009
Не подскажете литературу или источники, где можно ознакомиться с действиями итальянского флота по блокаде побережья Испании?
Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939 Анатолий Тарас
Шталь Александр Викторович
Малые войны 1920–1930-х годов
А кроме сего великолепного труда есть и такая книга:
Franco Bargoni
La participacion naval italiana en la guerra civil Espanola (1936-1939), то бишь "Участие итальянского флота в Гражданской войне в Испании".
Талмуд здоровенный, наверное там имеется и интересующая Вас информация. Это испанское издание, вероятно есть и итальянское. Есть ли книга в сети, не знаю.
С уважением,
Благодарю. Буду искать.
Я бы поостерег использовать шталя и тараса. Кстати последнее, это просто перевод с польского дышканта. Когда писал про лк испания решил их использовать, потом все пришлось переписывать и убирать. С датами и фактами все очень плохо...
savera написал:
#1390210
Несколько ибэйных превьюшек попавшего под раздачу Дойчланда у Ибицы. Насколько понимаю, там наши непосредственно руку приложили?
24 мая произошел международный инцидент: республиканские ВВС во время налета на Балеарские острова подбили на рейде Пальмы-де-Майорка итальянский легкий крейсер «Кварто» и вспомогательное судно «Барлетта», убив и ранив несколько человек из их экипажа. Итальянское правительство, впрочем, не протестовало, вероятно, до конца не оправившись после «гвадалахарского шока».
Но уже через три дня у Балеарских островов имел место новый, гораздо более драматический инцидент. Республиканские самолеты советского производства «СБ» («Катюши») под командованием советского летчика Н.А. Острякова 26 мая повредили в Пальме германский сторожевик «Альбатрос». Протест командира «Альбатроса» остался без ответа. 29 мая «Катюши» обнаружили на рейде Ивисы неизвестный корабль, очень похожий на «Канариаса», и атаковали его. Несколько бомб попало в цель. Однако корабль оказался германским «карманным линкором» «Дойчланд». 30 человек погибло и умерло от ран и свыше 70 было ранено, бомбы также вызвали серьезные разрушения обеих палуб и машинного отделения. «Дойчланд» ушел на ремонт в Гибралтар.
Германские радиостанции и газеты сообщили на весь мир о «неспровоцированном нападении красных властей Валенсии» на нейтральный корабль. Третий рейх грозил репрессалиями.
Они последовали через два дня. Другой «карманный линкор» – «Граф Шпее» с четырьмя эсминцами получил из Берлина приказ обстрелять Альмерию, числившуюся в списках открытых городов, т.е. городов без гарнизонов и укреплений. http://thelib.ru/books/danilov_sergey/g … ad-13.html
helblitter написал:
#1390215
Республиканские самолеты советского производства «СБ» («Катюши») под командованием советского летчика Н.А. Острякова 26 мая повредили в Пальме германский сторожевик «Альбатрос».
По миноносцу "Альбатрос" пишут, что не попали:
"Am 25. Mai flogen rotspanische Maschinen einen Scheinangriff auf die Albatros , dem am 26. ein Bombenangriff auf das Boot auf der Reede von Palma de Mallorca folgte, der keinen Schaden verursachte" - https://dewiki.de/Lexikon/Albatros_(Schiff,_1926)
savera написал:
#1390210
там наши непосредственно руку приложили?
"Группа 12". В налете принимало участие 2 СБ.
Экипаж самолёта, положившего две бомбы точно на палубу корабля, второй самолёт промахнулся: командир Николай Алексеевич Остряков (переучился на СБ уже в Испании), штурман Георгий Корнеевич Левинский, стрелок-радист Василий Андреевич Лобозов. Прямое попадание это результат работы штурмана Георгия Корнеевича Левинского, штурмана эскадрильи, должность которого он занял вместо отбывшего на Родину Гавриила Михайловича Прокофьева.
Если кому то надо, могу сбросить их биографии.
Левинский за Испанию орденом БКЗ
О награждении командиров, политработников, инженеров и техников рабоче-крестьянской Красной Армии. (За Испанию).
За выдающиеся успехи в боевой, политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений Рабоче-Крестьянской Красной Армии Центральный Исполнительный Комитет СССР постановляет наградить командиров, политработников, инженеров и техников:
7. орденом Красного Знамени - старшего лейтенанта Левинского Георгия Корнеевича, штурмана 5-й АЭ;
Председатель ЦИК СССР М. Калинин.
Секретарь ЦИК СССР А. Горкин.
Москва, Кремль. 17 июля 1937 года.
Итог в общем-то случайного и неподготовленного нападения оказался сокрушительным. Две из шести сброшенных бомб поразили корабль. В 19.10 первая бомба угодила в щит кормового орудия, поразила 150-мм установку №3 правого борта, убив и ранив несколько человек из его расчёта. Осколки бомбы пробили топливные баки стоявшего на катапульте гидросамолёта, вспыхнул бензин, что вызвало взрыв боеприпасов. В результате самолёт сгорел полностью, как и моторный катер поблизости, а серьезный пожар удалось потушить только спустя 20 минут. Второе попадание возымело ещё больший эффект. бомба попала в центральную часть рядом с установкой среднего калибра, пробила верхнюю палубу по правому борту на шпангоуте 116 и взорвалась на жилой палубе, где находилось много свободных от вахты матросов. Здесь так же возник сильный пожар, уничтоживший всё оборудование на верхней палубе на протяжении 30 метров. Более того, под угрозой оказался передний 150-мм погреб, который пришлось затопить. Очень сильно пострадал персонал носовой башни главного калибра (очевидно находившийся вне прикрытия), которую удалось ввести в действие только через 20 минут. Бомбы также вызвали серьёзные разрушения обеих палуб и машинного отделения. Как раз в это время к гавани приблизились республиканские эсминцы, намеревавшиеся прикончить "неприятельский крейсер", но они успели опознать цель до выпуска торпед и отвернули около 19.30, как раз в тот момент, когда с оглушительным грохотом взорвались заряды в кранцах первых выстрелов 150-мм батареи левого борта.
Немцам осталось подсчитывать неожиданные потери, оказавшиеся очень серьёзными: всего в результате попадания двух небольших бомб погиб 31 человек (23 сразу и 8 впоследствии умерли от ран) и 83 оказалось ранено, из них 71 тяжело. «Дойчланд» ушёл на ремонт в Гибралтар, передав туда по радио просьбу приготовить "гробы для отправки останков погибших на родину". Раненых передали в британский госпиталь в Гибралтаре а погибших сначала похоронили с воинскими почестями, а уж затем по приказу Гитлера тела были эксгумированы и вывезены в Германию, где снова предали земле с особыми церемониями. Повреждённый «карманник» отправился в Германию на ремонт. 15 июня он прибыл в Вильгельмсхафен, где за 10 суток экстренно залатали следы бомбардировки. В это время на корабле сменился уже третий командир, им стал капитан цур зее Пауль Веннекер. После небольших учений 5 октября «Дойчланд» вернулся в испанские воды.
Список погибших http://www.denkmalprojekt.org/misc_laen … d_1937.htm
Версию о том что немецкий линкор был захвачен врасплох, так как весь экипаж якобы отдыхал, опроверг командующий германскими морскими силами адмирал Редер, в своей речи на похоронах убитых моряков «Дойчланда».
Редер сказал: «Когда два самолёта появились на горизонте, прислуга зенитных орудий «Дойчланда» находилась на своём посту. Было невозможно установить, кому принадлежат самолёты, однако самолёты приближались к «Дойчланду», и командир судна отдал приказ стрелять. В этот момент бомбы упали на судно. В связи с дымом на мостике и произошедшим беспорядком оказалось невозможным открыть огонь по самолётам противника».
В качестве акции возмездия соединение немецких кораблей в составе линкора «Адмирал Шеер» с четырьмя миноносцами «Seeadler», «Albatros», «Leopard» и «Luchs» получило из Берлина приказ обстрелять Альмерию. Предполагалось, что основной целью обстрела станет республиканский линейный корабль «Хайме I», который с февраля 1937 года беспрерывно находился в порту Альмерия для артиллерийской поддержки приморского фланга республиканской армии. Но утром 31 мая стоял густой туман и различить корабли, стоявшие в гавани было невозможно, а позже (не к чести немецкой разведки) выяснилось, что «Хайме I» ещё 30 мая ушёл из Альмерии в Картахену для ремонта и после ухода линкора Альмерия была почти совершенно не защищенной с моря, так как она не имела береговых укреплений, и порт прикрывала батарея среднего калибра. Начатый в 7.28 обстрел города из орудий всех калибров продолжался около получаса до 7.58. Республиканские артиллеристы открыли ответный огонь в 7.33 но быстро были подавлены и в 7.45 замолчали, за это время по немецким данным они сделали 60 выстрелов в направлении кораблей. Со своей стороны «Admiral Scheer», «Seeadler» и «Albatros» в общей сложности выпустили 94 - 280 мм, 100 - 150 мм, 23 - 105 мм и 48 - 88 мм снаряда. Эти снаряды разрушили 35 домов и убили 20 человек, ранив свыше ста. В тот же день Германия и Италия сообщили о выходе из системы морского контроля.
Отредактированно Vanvis (25.10.2019 19:27:38)
О Grupo 12 можно посмотреть здесь https://komandante-07.livejournal.com/34686.html
Спасибо!
Весьма познавательно.
С уважением,
Не совсем о войне на море в период ГВ в Испании, но тем не менее, он ведь был причастен и к войне на море
Утром 24 октября 2019 года останки Франко были вынесены из базилики в Долине Павших и доставлены на вертолёте на муниципальное кладбище в районе Эль-Пардо на севере Мадрида, где они будут перезахоронены рядом с могилой его жены. В процедуре участвовал министр юстиции Испании, судмедэксперт, священник и 22 потомка Франко, участвовавшие в переносе гроба.
Было так
Читал, он всю жизнь питал слабость к флоту.
С уважением,
savera написал:
#1390461
питал слабость к флоту.
Его семья тесно связана с военной службой на флоте.
Отец Франсиско Франко — потомственный офицер флота Николас Франко-и-Сальгадо-Араухо (1855—1942), мать — Мария дель Пилар Баамонде-и-Пардо де Андраде (1865—1934) приходилась потомком Педро Фернандесу де Кастро — седьмому графу Лемосу. Дед и отец Франсиско служили на административных должностях во флоте и оба имели звание «интенданте-хенераль», равное армейскому званию бригадного генерала.
«Франкито» должен был пойти по стопам предков, но, Испано-американская война 1898 года привело к тому, что количество вакансий значительно уменьшилось .Николасу, старшему брату, удалось избрать карьеру военного моряка. Младшему же не оставалось ничего другого, как подать прошение о приеме в армию В 1907 году Франко поступил в Пехотную академию в Толедо.
Vanvis написал:
#1390449
7. орденом Красного Знамени - старшего лейтенанта Левинского Георгия Корнеевича, штурмана 5-й АЭ;
Фото ордена Левинского. В частной коллекции коллекционера из Украины. Фото он выкладывал еще в 16 году.
Skagerrak написал:
#1390297
По миноносцу "Альбатрос" пишут, что не попали:
4 бомбы взорвались в непосредственной близости. А попали в итальянский BALETTA - погибло 5 офицеров и еще 3, включая командира, ранено.
Там по ходу на Пальму каждый день бомбежки шли, да не по одному разу. Когда-то должно было и немцам прилететь. Немцы это понимали, приказали скрутить боеготовки с торпед и открывать огонь по самолетам, если их направление полета и высота казались подозрительными. А потом - не базироваться на Пальму, и они ушли в Ибицу после очередного контрольного дежурства.
Кроме попавших в корабль 29.5.37 бомб, 1 или 2 упали рядом с бортом и уничтожили стоящий катер командующего. Сразу погибло 19 человек, но назавтра на берег сгружали уже 23 трупа, видимо 4 чел. умерло на переходе. Также на берег отдали 20 (?цифра плохо пропечаталась) тяжелораненых. Про еще 2 умерших сообщили англичане ночью 30/31 мая.
igor написал:
#1390561
А попали в итальянский BALETTA
Спасибо за инфу, еще одного значит в копилку побед советской авиации)
Что интересно, про "Barletta" пишут, уж не знаю, правда или нет, что это был вспомогательный крейсер националистов, действовавший под названием "Rio":
"Italian Barletta:
Renamed Rio during operations in the Spanish war. She captured the Greek tanker Burlington (under British flag) in the central Mediterranean in 1937. Attacked at Palma de Mallorca by Republican bombers on 26 May 1937. After carrying out four missions, she was disarmed and used as supply ship by Nationalist forces before being returned to Italy. She saw service also during WWII under Italian flag".
Источник - https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_a … t_cruisers
В статье в испанской вики про "Incidente del Deutschland" пишут, что в том же налете, помимо одного попадания 100 кг бомбы в "Barletta", бомбы еще попали в штаб флота, на территорию порта, морской госпиталь,
а так же был потоплен парусник "Cala Mayor":
«En esta misma operación varias bombas cayeron en la Comandancia de Marina, la Junta de Obras del Puerto y las dependencias de Sanidad Marítima, sin causar víctimas, aunque destrozaron un hidro y hundieron el velero Cala Mayor »
https://es.wikipedia.org/wiki/Incidente … and_(1937)
Хотелось бы коснуться такого момента, как переход подлодок С-2 и С-4 из французских портов в Картахену в 1938 г. В испанской книге о действиях республиканских подводных лодок во время гражданской войны приводятся в том числе и отчёты Бурмистрова и Египко о данном переходе из наших архивов, правда, в переводе на испанский. Переход лодки С-2 Египко достаточно хорошо описан в его мемуарах (правда, там он не пишет о своих не лучших отношения с Бурмистровым), а вот переход С-4, по крайней мере для меня, являлся белым пятном. Поэтому хочу разместить тут его Отчёт (так сказать, "по мотивам", в обратном переводе с испанского на русский). Отчёт Египко будет позже, по мере обработки.
Примечания испанских авторов, как в книге.
ДОКЛАД КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТА ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА БУРМИСТРОВА О ПЕРЕХОДЕ ПОДЛОДКИ C-4 ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ПОРТА БОРДО В КАРТАХЕНУ
После ликвидации Северного фронта подводные лодки C-2 и C-4 должны были отправиться во французские порты1. В результате бомбардировок прочные корпуса обеих подводных лодок оказались пробиты, что привело к повреждению валов и частей машин, осколками бомб были выведены из строя пушки.
Во время перехода во Францию командиры подводных лодок C-2 и C-42 разработали план доставки подводных лодок фашистам. Они пытались убедить экипажи пойти в порты Сантандер или Бильбао. Это не получилось, обе подводные лодки вошли во французские порты, C-2 в Сен-Назере и C-4 в Бордо.
С первых дней во Франции фашистские организации начали воздействовать на команды моральными и материальными средствами, такими как взятки, чтобы экипажи согласились перевести подводные лодки в фашистские порты.
Командир С-2 с частью экипажа предпринял попытку захватить подводную лодку, но попытка не удалась. Командир С-4 сбежал на территорию Франко. В командах обеих подводных лодок были фашисты, цель которых состояла в том, чтобы всеми возможными способами помешать проведению необходимого ремонта и организовать диверсии во время перехода в Испанию. Обе подводные лодки требовали значительного ремонта корпусов и машин, а также замены батарей. Капитан Прадо3 (коммунист) был назначен руководить ремонтом. Правительство Франции согласилось обеспечить безопасность подводных лодок и выделило специальные полицейские силы для этой цели. В период ремонта Прадо очистил экипажи обеих подводных лодок, отправив несколько матросов в Картахену из-за деморализации и неспособности работать. Эти изменения произошли до моего прибытия, так что, когда это случилось, на С-2 было только четверо матросов и офицер и 50% от экипажа на C-4. Все это снизило темпы ремонта, так как французские специалисты впервые столкнулись с этим типом подводных лодок, постепенно знакомясь с их устройством. В этих условиях контроль за ремонтом был недостаточным и это облегчало фашистским агентам совершение акций саботажа.
Саботаж усилился, когда фашисты вскоре одержали победу на южном фронте. Ремонт хорошо продвигался на некоторых второстепенных участках, но при этом продвигался очень медленно на дизелях, главных электродвигателях и аккумуляторных батареях. Только часть экипажа размещалась на борту подводных лодок. Моряки не получали своё жалование, получая лишь небольшие суммы денег в качестве аванса. Они также получали плохие новости из дома, что способствовало их деморализации. Комбинируя недовольство экипажа с экономическим положением, агенты Франко пытались подкупить главного механика С-44, чтобы он тормозил ремонт или дезертировал, предлагая ему 75 000 франков. Но затем успех Республиканской армии на фронте при захвате Теруэля поднял боевой дух экипажа, который продолжил ремонт подводной лодки, чтобы как можно скорее осуществить переход в Картахену.
Прибыв в Париж, я запросил и смог добиться встречи с Прадо. Когда мы встретились, Прадо подробно проинформировал меня о ходе ремонта и условиях работы экипажа. В результате этой информации стало ясно, что мне придется взять ремонт и управление экипажем в свои руки, и Прадо согласился с этим и согласился с тем, чтобы найти постоянное место для наших встреч. Я посылал свои инструкции через него, инструкции, в которых подробно излагались все проблемы и способы, которые будут применяться при ремонте механизмов. Впоследствии, и с согласия товарища В.5, я решил лично проверить состояние техники. В общем, Прадо был доволен моим присутствием на подводной лодке, но он очень волновался, что меня могут узнать из-за моих черт лица и моего незнания испанского языка. Как только Прадо подробно рассказал мне о том, как он собирается провести меня, и о вопросах, которые я должен обсудить, я пошел на C-4. Нас встретили шестеро полицейских, которые были предупреждены экипажем, чтобы они не приветствовали меня и не разговаривали со мной в присутствии рабочих. Осмотрев подводную лодку, я проинструктировал главного механика и осмотрел аккумуляторные батареи. Я понял, что ремонт продлится не менее полутора месяцев, при условии, что работы пройдут хорошо, я смогу полностью контролировать их и что безопасность подводной лодки будет хорошо обеспечена. На все это главный механик ответил: «Это можно сделать в СССР, где нет фашистов, но здесь ремонт продлится от 4 до 5 месяцев». Я уделил большое внимание личному составу и принял претензии от нескольких человек. Все эти претензии обычно касались плохого материального положения самих моряков и их семей в Картахене. Команда выразила желание вернуться в республиканскую Испанию. В ответ на мое предложение и с целью добиться успокоения были выделены 100 000 франков на С-4 и С-2, что помогло улучшить продовольственное и материальное положение моряков.
Когда я прибыл в Париж, я предложил товарищу В. отправить товарища Египко в Картахену, чтобы сформировать экипаж для подводной лодки C-2. В то же время у меня было большое желание проверить состояние C-2, так как она должна была первой закончить свой ремонт, однако я не мог этого сделать из-за кипучей деятельности, развёрнутой фашистскими организациями на этом корабле.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА
Так как Прадо был старше меня, он предложил, чтобы две подводные лодки совершали переход вместе. Я сразу же не согласился, так как Прадо хотел, чтобы корабли находились под испанским командованием во время перехода. Прадо твёрдо стоял на своём, несмотря на полное отсутствие возможности управления группой подводных лодок в погруженном состоянии и абсолютный недостаток практического опыта у личного состава.
Для нас было очевидно, что эта форма перехода будет катастрофической как для экипажей, так и для подводных лодок. Было ясно, что у Прадо нет плана, а мы с товарищем Египко подготовили его в Картахене. В конце концов, Прадо отправили в плавание в качестве пассажира.
Прадо является коммунистом по своим убеждениям. По его словам, офицеры относились к нему без уважения, кроме того он не нравился командующему флотом. Поэтому он решил провести подводные лодки в Картахену или умереть, доказав, что он настоящий республиканец. Было очевидно, что мне следует взять подводную лодку в свои руки и объявить себя ее настоящим командиром.
НАЗНАЧЕНИЯ НА ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
Египко было поручено принять командование подводной лодкой С-2, так как она должна была первой закончить ремонт. Кроме того, были важные соображения по формированию её команды. Предполагалось, что она будет собрана на основе экипажа подводной лодки C-6, на которой Египко плавал командиром и, следовательно, знал свой личный состав. Я оставался на C-4, чтобы проводить C-2 и закончить все дела подводных лодок во Франции.
Продолжение
ПОДГОТОВКА В КАРТАХЕНЕ
13 марта я прибыл в Картахену. К тому времени товарищу Египко удалось сформировать экипаж из 42 человек, из которых 90% были с С-6. Были большие трудности с назначением комиссара подводной лодки. Сначала комиссар флота Бруно Алонсо согласился с назначением намеченного нами комиссара6, но позже, следуя указаниям заместителя министра7, он отказался от своего согласия, что привело к длительной переписке. Тов. Египко заявил, что не будет командовать подводной лодкой без указанного комиссара. Товарищ Григор(ович?)8 наставлял нас твердо стоять на своём, пока он будет вести переговоры с министром Прието9. В конечном счёте, предложенный нами комиссар был обвинен в бандитизме и попытке убийства главы северного флота. Нам было совершенно ясно, что они не хотели коммунистического влияния на подводной лодке, поскольку этот товарищ был хорошим коммунистом. Перед товарищем Египко был поставлена следующий вопрос: «Плавают ли ваши командиры с людьми, которых они хотят, и не должны ли подчиняться приказам своих министров»?
Мы понимали, что из-за сложившейся ситуации у нас должна быть определенная поддержка на кораблях и, следовательно, у нас на борту должны быть коммунисты. Но с другой стороны, с дипломатической точки зрения мы должны были уступить.
Наконец, после долгого обсуждения, приказом Бруно Алонсо был назначен комиссар. Он был социалистом, унтер-офицером электриком с подводной лодки В-2 10.
ПЛАН И ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДА
Я подготовил план, основной целью которого было доставить подводную лодку в Картахену. Не планировалось атаковать небольшие корабли, пока не достигнем Гибралтарского пролива. Атаки были предусмотрены только в случае обнаружения крейсеров мятежников. Оказавшись в водах Средиземного моря, мы будем атаковать все корабли под фашистским флагом. Переход должен был длиться от двенадцати до пятнадцати дней и продуктов следовало принять на 35 дней. Курс пройдёт не менее чем в 100 милях от побережья северной Испании и Португалии. План учитывал возможность саботажа, сбоев в работе техники и несчастных случаев. Также учитывался тот факт, что у экипажа не было опыта в выполнении срочных погружений в экстренных случаях и в плавании под водой. С другой стороны, переход обеспечит возможность обучения экипажа в океанском плавании. План был утвержден товарищем Реусом11 и впоследствии передан на утверждение командующему флотом.
Согласно плану командующего флотом12, подводная лодка должна была атаковать все фашистские корабли, находившиеся в водах у Бильбао, Сантандера, Хихона и Ферроля, и топить все торговые суда, выходившие из или в эти порты. В остальном план командующего флотом совпадал с моим. Выслушав изложение его плана, я указал, что ситуация может измениться и что этот план не может строго соблюдаться. Мне не разрешат войти во французский порт во второй раз, и если я останусь у берегов северной Испании, я могу потерять корабль. После часа переговоров об использовании подводных лодок командующий флотом согласился разрешить мне действовать в соответствии с моим собственным мнением и обстоятельствами, которые могут возникнуть. Документация по связи была подготовлена таким образом, чтобы подводная лодка могла связаться с крейсером Либертад и радиостанцией в Картахене. Но командующий флотом не хотел, чтобы подводная лодка оставалась на связи с наземной станцией, что оказалось большой ошибкой.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ИСПАНИИ ВО ФРАНЦИЮ
Экипаж был немедленно отправлен во Францию, но после прохождения пограничного контроля меня задержали за то, что я не был похож на испанца. Комиссар полиции задал мне пару вопросов, и я подтвердил, что я не был испанцем, несмотря на наличие паспорта этой национальности. Тем не менее, это позволило мне пройти, как и всем остальным.
ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ С-4
Министерство Военно-Морского Флота проинструктировало нас в Барселоне подняться на борт подводной лодки за три или четыре дня до начала перехода в Картахену.
Прибыв в Париж, мы получили инструкции от товарища В. направиться в места, где находились подводные лодки, и зарегистрироваться в испанском консульстве, так как у нас были испанские паспорта. Прибыв в Бордо, мы зарегистрировались, и консул предложил нам немедленно вернуться в Париж, так как за нами следят фашисты, и республиканскому правительству было невозможно признать, что на подводных лодках служат русские командиры. Нам пришлось уехать в тот же день и остаться в Париже, переезжая из одной гостиницы в другую и одновременно занимаясь ремонтом.
Авария аккумуляторной батареи C-2 показала, что, если на борту нет экипажа, необходимо, чтобы он находился поблизости от подводной лодки, чтобы еще сильнее усилить контроль за ремонтом. Об этом я сообщил товарищу В., который дал разрешение жить в порту, где находились подводные лодки, и по возможности пытаться оставаться на них.
В Бордо подводная лодка C-4 находилась недалеко от дока13, поэтому проход к ней был совершенно свободным, не через территорию завода и охранялась только полицией.
Установка батареи заканчивалась. Я остановился в отеле и руководил делами через переводчика товарища Гуревича14, который мало знал о подводных лодках, но очень точно следовал моим указаниям.
Как только батарея была установлена, я поднял вопрос о перемещении места якорной стоянки подводной лодки ближе к выходу в море. Таким образом, появится удобная возможность разорвать связи команды с сушей и тем самым воспрепятствовать работе фашистской организации. Это также создаст благоприятную ситуацию для повышения слаженности экипажа, которая полностью отсутствует, и облегчит выход подводной лодки в море.
25 апреля корабль был приведен в движение собственными дизельными двигателями и поставлен на якорь в назначенном месте15.
Продолжение
ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Французское правительство разрешило испытать подводную лодку погружением более чем в трех милях от побережья, в нейтральных водах. Чтобы контролировать выполнение этого распоряжения с нашей стороны, к подводной лодке была прикреплена канонерка около 400 или 500 тонн16, ответственная за то, чтобы мы не выходили в море без её разрешения. Командир канонерки сказал, что, хотя он и был фашистом (возможно, французом-?), он сочувствовал Республике, указывая нам на то, что корабли Франко переходили из Бордо в Сантандер и внимательно следили за выходом подводной лодки.
Пока мы готовились к испытаниям, я проверил все оборудование и обнаружил, что командирский перископ совершенно непригоден и что зенитный перископ потерял 40% видимости. Когда запустили электродвигатель и он был выведен на максимальные обороты, возник пожар, который немедленно вывел этот двигатель из строя. Было обнаружено, что все электрооборудование было отремонтировано итальянцем, членом фашистской организации. Он получил деньги за электродвигатель правого борта, но не ремонтировал его. Когда мне потребовался немедленный ремонт перископов и электродвигателей, представители Испанской Республики в Париже ответили, что специалистов нет, и только после вмешательства В. и давления, которое я оказал, были найдены специалисты и был выполнен необходимый ремонт.
Необходимо указать, что после капитуляции Теруэля и наступления фашистских сил на юге боевой дух экипажа заметно снизился. Стали происходить небольшие аварии. Число дезертиров выросло. Люди покидали свои посты, оставив брошенным оружие. За два дня дезертировали семь человек. Мне пришлось взять безопасность подводной лодки в свои руки с помощью переводчика. Мне также пришлось установить навесные замки на некотором оборудовании и опечатать его (гирокомпас), а также запретить использование любого оборудования без моего разрешения. Газеты не приносили хороших новостей, и комиссар бездействовал, поэтому мне пришлось прекратить выдачу газет, за исключением «Юманите». Все это отлично выполнил переводчик товарищ Гуревич.
Даже письма, которые прибывали или покидали корабль, должны были подвергаться самоличной и негласной цензуре. Многие письма, адресованные подругам членов экипажа, касались дел на подводных лодках.
Помощник командира17 и некоторые офицеры не хотели выходить в море ввиду ситуации в Испании, заявив, что через один или два месяца война закончится и что мы никогда не вернемся в Картахену. Прадо горел желанием вернуться туда как можно скорее. Он покупал подарки для командования флота, не заботясь об обстановке на подводной лодке.
Из одного из писем стало ясно, что один из офицеров был связан с фашистами, но Прадо не предпринимал никаких действий. Переписка с Барселоной о ремонте и сроках набора личного состава на подводную лодку проходила через французскую почтовую службу, что делало очень трудным или почти невозможным сохранить какие-либо секреты.
Поскольку я получил приказ Министерства о назначении меня командиром подводной лодки в чине капитана де корвета, я приказал не отправлять никаких сообщений в Барселону, опечатал все сейфы, содержащие документы, и забрал ключи. Эти меры вызвали раздражение офицеров, поэтому мне пришлось организовать группу матросов для защиты. Все оружие, особенно пистолеты (18 Маузеров и 20 других марок) должны были быть доставлены в мою каюту. Я выдавал оружие только группе сторонников Республики, и тем, кто отличился при выполнении своих обязанностей.
ПЕРВЫЕ ДИФФЕРЕНТОВКА И ИСПЫТАНИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
Не удалось выполнить полные испытания в порту. Был прилив, замер глубины дал менее 11 метров и оживлённое движение в канале, а также отсутствовало сопровождение. Испытания на водонепроницаемость проводились создавая разряжение до 20 м/м и давая дифферент в оконечности не имея дифферента центра на стоящем на якоре корабле.?
Погружение подводной лодки за пределами трехмильной зоны должно было быть выполнено так же, как если бы мы были в бою, зигзаги и испытания погружением с личным составом, готовым немедленно реагировать на чрезвычайные ситуации. Первые испытания были выполнены удовлетворительно, все оборудование функционировало нормально. По достижении 25-метровой отметки сильные потоки воды хлынули через канал руля и дейдвудное сальниковое уплотнение вала. В электродвигателе правого борта прошла большая вольтовая дуга. Гирокомпас работал хорошо. Экипаж показал полное невежество в выполнении своих задач.
По возвращении с испытаний главный механик сказал, что исправление обнаруженных неисправностей займет около пятнадцати дней, после чего необходимо будет провести повторное испытание на глубине не менее 70 метров. Как обычно, разговор состоялся в столовой, где собрался весь экипаж, чтобы узнать мнение командира. Я согласился, что ремонт будет закончен примерно через пятнадцать или двадцать дней, при условии, что все элементы оборудования будут отремонтированы только в соответствии с моим планом, и я также определил план ремонта на первые четыре дня. Старший помощник запросил разрешение на сход экипажа на берег, разрешение я дал, сказав всем, что у подводной лодки есть проблемы и она не может выйти в море из-за серьезной аварии.
На самом деле подводная лодка тайно готовилась к выходу, но экипаж об этом не знал, в то время как продукты и боеприпасы заготавливались на борту.
Ежедневное расписание включало четыре часа занятий на материальной части. 13 апреля основное оборудование было отремонтировано, и в этот день я получил радиограмму от командующего флотом, которая гласила: «Выход по готовности. Сообщите дату и время». Прадо был назначен начальником Генерального штаба Министерства военно-морского флота и уехал в Барселону, предоставив мне свободу в организации и проведении выхода.
В ночь на 14 апреля я приказал информировать французского начальника о том, что подводная лодка должна будет провести испытание глубоководным погружением в 10.00 того же дня 14, и что если все пойдет хорошо, подводная лодка останется снаружи, чтобы проверить дизели и вернётся в 08.00 15 апреля, чтобы завершить последние приготовления к переходу.
Ночью палуба была очищена и подготовлена к плаванию, экипажу приказано приготовиться к испытанию корабля глубоководным погружением.
Ночью с 13 на 14 апреля к причалу подъехала машина с просьбой сойти на берег главному механику. Была также лоцманская шлюпка, командир которой передал письмо от девушки главному механику. В течение остальной ночи лодкам не позволялось приближаться к подводной лодке без моего личного присутствия.
14 апреля я отправил телеграмму на русском языке с указанием, что она покинет базу в 10.00. В 09.30 мы выходим в море, к месту канонерской лодки. Я покинул порт на малой скорости, выйдя в открытое море и увеличивая скорость, пока не достиг максимума. Канонерская лодка начала спешно сниматься с якоря. Мы переводим часы на полчаса?, пока увеличиваем скорость до режима «полный вперёд». Перед выходом старший помощник приготовил подводную лодку к погружению. Наконец в двух милях от берега я отдал приказ о срочном погружении. При этом канонерская лодка не смогла определить место, в котором я погрузился. В 14.00 я начал время от времени поднимать перископ, чтобы обследовать поверхность. Постепенно уплотнения валов заполнялись водой, гельмпорты рулей вели себя хорошо. Я начал увеличивать глубину по пять метров. Когда мы достигли 35 метров, поступление воды через уплотнения начало увеличиваться с глубиной и внезапно оно стало очень быстро уменьшаться. Спросил главного механика, считает ли он, что дизеля будут хорошо работать на высокой скорости.
Главный механик ответил, что он уверен в машинах, хотя следует отремонтировать электродвигатель и воздушные компрессоры. Тогда я спросил, будут ли они хорошо работать до Картахены. Главный механик, казалось, смутился от этого вопроса, но он ответил, что они, возможно, выйдут из строя, но что их также можно будет отремонтировать на ходу.
Перед тем, как подняться на поверхность, я объявил всему экипажу, что мы идем в Картахену, и как командир корабля, назначенного правительством республиканской Испании, приказываю всем хорошо заботиться о материальной части, поскольку мы больше не вернёмся во Францию. Большинство экипажа, 80%, одобрило это решение, но по выражению лиц некоторых его членов также можно было видеть, что, хотя они и не были фашистами, они были в большинстве своём трусами.