Вы не зашли.
26.10.42
Дорнье-22К DR-198 вылет 12.50 – 16.00
Подлодок не обнаружено.
В квадрате h110b47 пятно нефти длиной около 1 км, широной 20-40 м. Ньфть бьёт ключём на поверхности.
Видимо снова Аланды?
3.11.42
SB-12 вылет 8.30 – 10.05, цель – противолодочное патрулирование в районе Хельсинки – Гогланд (Суурсаари).
Подлодок не обнаружено. При поиске нефтяных пятен из-за плохой видимости обнаружено лишь старое пятно в квадрате 142с88.
В тот же день во время патрульного вылета трёх И-153 IT-20, 18 и 15 с 11.15 до 12.15 среди прочего обнаружено старое нефтяное пятно в квадрате h143с57.
Так же в эти дни несколько жалоб патрульных самолётов на плохую видимость, из-за чего затруднён поиск нефтяных пятен.
По концу октября-началу ноября больше ничего не нашёл, теперь перейду в начало октября.
Ещё имеется донесение патрульного самолёта о торпедировании транспорта "Betty H" 26 октября. Его переводить?
С уважением,
По 7 октября - единственное маленькое пятно диаметром 10-20 м обнаружил патрульный Дорнье DR-198 в квадрате h110a55, но это явно не тот район. SB в Финский залив, районы Хельсинки-Ханко и Хельсинки-Суурсаари, вылетали 4 раза, дважды рано утром (SB-12, SB-10) и они же днём, ничего не обнаружили.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #342526
В квадрате h110b47 пятно нефти длиной около 1 км, широной 20-40 м. Ньфть бьёт ключём на поверхности.
Видимо снова Аланды?
Да.
Большое спасибо!
savera написал:
Оригинальное сообщение #342526
Подлодок не обнаружено. При поиске нефтяных пятен из-за плохой видимости обнаружено лишь старое пятно в квадрате 142с88.
В тот же день во время патрульного вылета трёх И-153 IT-20, 18 и 15 с 11.15 до 12.15 среди прочего обнаружено старое нефтяное пятно в квадрате h143с57.
142с88 - это вероятно место гибели М-95 на Восточном Гогландском плесе (сейчас лень смотреть точно, но все равно место гибели рядом). 143с57 это пара миль северо-западне о. Сескар - возможно место гибели какого-то нашего катера.
savera написал:
Оригинальное сообщение #342526
Ещё имеется донесение патрульного самолёта о торпедировании транспорта "Betty H" 26 октября. Его переводить?
Нет, спасибо есть.
savera написал:
Оригинальное сообщение #342526
По концу октября-началу ноября больше ничего не нашёл, теперь перейду в начало октября.
Потом еще убедительная просьба посмотреть 11-16 ноября.
16.11.42
SB-9 вылет 8.00 – 9.50
В 8.45 машина находилась в квадрате h142c81, в направлении 155 градусов вдалеке замечен высокий столб взрыва. Прилетев в квадрат h118а90, однако никаких следов взрыва замечено не было. Вероятно взрыв мины.
В 9.30 в квадрате h116а68 замечено пятно нефти шириной 50 м и длиной 200 м. В начальную точку нефтяного пятна сброшена одна глубинная бомба с установкой 40 м. Особенного влияния не замечено.
Подлодок не замечено.
SB-12 вылет 14.00 – 16.10
В 15.25 в квадрате h116а68 по-прежнему нефтяное пятно размерами приблизительно 50х200 м. Сбросил одну глубинную бомбу с установкой на 60 м. Особого эффекта не замечено.
С уважением,
И ещё о том же:
17.11.42
SB-9 вылет 14.20 – 15.45
В квадрате h116а68 по-прежнему на месте пятно нефти размером 250х100 м. Новая нефть поднимается всё время.
С уважением,
Спасибо.
Других пятен до 16 ноября не фиксировалось? Самолеты 12-15 ноября летали?
С уважением,
Самолёты летали, хотя 14.11 ряд полётов был прерван из-за плохой погоды. Обнаружения нефтяных пятен были 11. и утром 13 ноября. Точный перевод постараюсь выложить вечером.
С уважением,
Botik Petra Velikogo написал:
с 6 по 9 сентября финны вели преследование Л-3, а параллельно, как я понял, имели еще и ряд ложных контактов. Вот ЖБД 1-й флотилии СКА
Из касающихся ПЛ записей :
13.35. VMV 1,2, и 13 вышли на патрулирование в открытом море на поиски ПЛ согласно распоряжению P.L. Вяйнямёйнена в районе 85859. 16.58. С VMV1 замечен перископ ПЛ прямо по курсу на расстоянии около 100 м . Направление хода - юг. VMV1 немедленно произвёл атаку глуб.бомбами, сбросив 3 бомбы с установкой на глубину 25 м с интервалами 100 м на курсе во время бомбосбрасывания 180 гр и затем ещё 1 бомбу с установкой на глубину 40 м. 17.00. VMV2 сбросил 3 бомбы в месте с координатами 59-50N, 24-51E , где VMV1 обнаружил перископ ПЛ. 17.20 Наш самолёт пролетел над местом бомбардировки, осматривая район. Ничего особенного не замечено. 17.45. С самолёта сбросили VMV13 сообщение, в котором говорилось что в месте 59-46N, 25-16E замечено большое масляное пятно после бомбардировки немцев. 17.50 VMV13 направился к указанному месту и оставался, дрейфуя, поблизости. 21.50. С VMV13 заметили ПЛ слева на расстоянии около 500 м, ks. 150 гр. VMV13 немедленно произвёл против нее атаку, обстреляв из авт.пушки и наблюдая попадания. 21.55. ПЛ погрузилась, при этом VMV13 произвёл атаку глуб.бомбами , сбросив 5 бомб, из которых первая не взорвалась. 3 первых были с установкой на 25 м и 2 на 40 м. Когда взорвалась четвёртая, виден был поднявшийся в воздух высокий столб дыма. На месте ощущался запах масла и в сумерках были замечены несколько масляных пятен. 22.00 VMV2 сбросил по обнаруженной VMV13 ПЛ 2 глуб. бомбы. 22.15 Корабли остались в дрейфе поблизости от места
7.9.42
06.00. Находящиеся на патрулировании VMV1, 2 и 13 двинулись выяснять, не видно ли в результате бомбардировки чего-либо на поверхности, при этом обнаружены небольшие пятна масла и один кусок доски , который предположительно принадлежал дощатой обшивке корабля. 07.45. VMV1, 2 и 13 отправились в обратный путь. 09.27. Заметили в точке (…) дрейфующую мину, которую потопили огнём из пушки и винтовок.
8.9.42
11.15. VMV14 вышел в открытое море для выяснения масляного пятна в месте с коорд. 60-45N, 25-05E. Курсировали в указанном месте, однако ничего особенного не замечено. 16.00. VMV13 и 15 отправились на патрулирование к западу от Suursaari для поисков в квадрате 84280. В месте, где VMV1 и 2 докладывали 2/9-42 о потоплении ПЛ, ничего особенного не заметили.
Большое спасибо.
Уважаемый BarSeek!
Тут необходимо сделать еще один штрих к истории исчезновения М-97. Судя по донесениям 6-й авиафлотилии 4 сентября самолет бомбил какое-то пятно южнее Хельсинки, которое до того бомбили катера. 1-я сторожевая флотилия, навскидку, не при делах. Похоже катер или катера относились к 4-й флотилии ТЩ. Почерк ужасен, но вдруг удастся что-то разобрать?
Прошу прощения, что так долго, но очень сложный кусок попался.
11.11.42
SB-9 вылет 13.30 – 15.00
В 13.50 по радио получено приказание прибыть в квадрат h115с20, который тщательно осмотреть.
В 14.20 в квадрате h115d11 замечен нефтяной след, тянущийся в направлении с востока на запад, в восточном конце которого замечен перископ. Сброшены глубинные бомбы, первая из которых, с установкой на 17 м и упавшая в 10 м от перископа, которая должна была попасть или в носовую, или в кормовую часть палубы, не взорвалась.
Вторая, с установкой на 40 м, взорвалась в 30 м от нефтяного следа. Перископа уже не было видно. На этом месте возникло нефтяное пятно длиной около 100 м, состоящее из свежих нефтяных пузырей.
13.11.42
SB-10 вылет 8.30 – 10.50
Ничего особенного. В квадрате h115d11 не видно нефти. Старые нефтяные пятна в квадратах h115a95 и 116b70, 116a80 и 116b90.
13.11.42
SB-9 вылет 8.30 – 11.00
Старые нефтяные пятна в квадратах h142c88 и 118a20.
11 ноября ещё три вылета в данный квадрат, выложу по мере перевода, 12 ноября летали только истребители.
savera написал:
Это в паре миль севернее о. Найссар. Очень интересно. Правда, вряд ли это Щ-306, которая в 21.55 11 ноября донесла о намерении начать форсирование Финского залива в 20.00 12.11. Логичнее предположить, что в 115д11 она могла бы очутиться днем 13-го или даже 14-го, но уж никак не 11-го.
savera написал:
Оригинальное сообщение #342724
Старые нефтяные пятна в квадратах h115a95 и 116b70, 116a80 и 116b90.
Если встречаются данные со списками "старых" и "новых" пятен на различные даты это тоже было бы интересно.
11.11.42
SB-7 вылет 15.10 – 16.35
В 15.40 в квадрате h115d11 замечено три нефтяных пузыря и в их продолжении две полосы длиной по 20 м. Совершив над данным местом несколько пролётов, бомбометания не произвели. Из-за садящегося солнца нефтяные пятна слились с полосками морской пены, и не смотря на поиски, их было уже не отделить друг от друга, так что бомбы сброшены не были.
11.11.42
SB-10 вылет 15.20 – 17.45
В квадрате h115d11 из-за неблагоприятного освещения не удалось обнаружить пятен нефти.
11.11.42
SB-12 вылет 14.00 – 16.40
Находясь в квадрате h142c74, машина получила по радио приказание прибыть в квадрат h115b70. Из-за неблагоприятного освещения не удалось обнаружить нефтяные пятна, поэтому бомбардировка не производилась.
Все нефтяные пятна, и старые, и новые, что встретились, я привёл.
С уважением,
Прежде чем лопатить сводки начала октября, вернусь к сообщению о 7 октября.
Накануне, 6 октября в 15.30 станцией прослушивания Порккала зафиксирован реальный взрыв в квадрате h115a80.
Вылетевший туда в 16.05 SB-10 подлодок не нашёл, но в квадрате h115a68 видел немецкий форпостенбот (так сами финны пишут).
С уважением,
Спасибо за переводы.
savera написал:
Оригинальное сообщение #342792
но в квадрате h115a68 видел немецкий форпостенбот
Ну, собственно, они его там каждый день могли видеть 115А68 это в паре миль южнее Поркалла-Удд. За заграждением "Насхорн" пролегал т.н. "оранжевый" фарватер немцев, по которому ходили конвои между Таллином и Хельсинки. С севера на юг по фарватеру патрулировали одиночно 3-4 охотника за ПЛ из состава 12-й флотилии. 7 октября там были БО-1212, 1215, 1218 и СКР-315. Если не считать взрыва мины в 09.10 у зап. поб. о. Найссар, они ничего не видели. Раз с воздуха пятна не наблюдалось, значит самовзрыв.
3.10.42
SB-12 вылет 8.30 – 10.25
В квадрате h118a64 всплытие сырой нефти.
SB-10 вылет 17.15 – 18.50
Нефтяное пятно в квадрате h118a64.
3.10.42
Дорнье-22К DR-195 вылет 14.15 – 15.30
В квадрате h115а94 старое небольшое пятно нефти. В квадрате h115а92 нефти не замечено.
Ещё в тот же день SB-10 в квадрате h115a90 обнаружил нефтяное пятно, якобы то же, что и 23 сентября.
Но донесение длинное, полностью переведу позже.
4 и 6 октября ничего не наблюдали, а 5 видимо полётов вообще не было (по крайней мере нет отчётов, нужно будет посмотреть общефлотильный журнал). По 7 октября я уже писал выше.
Пробегая по верхам, наткнулся на такое донесение патрульного гидросамолёта Høver M.F.11 NK-171:
11.10 в 11.30 в квадрате h110b12 зафиксирована торпедная атака по конвою, 1 торпеда с дистанции 2,5 км, мимо.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #342870
3.10.42
SB-12 вылет 8.30 – 10.25
В квадрате h118a64 всплытие сырой нефти.
SB-10 вылет 17.15 – 18.50
Нефтяное пятно в квадрате h118a64.
А вот это очень похоже на Щ-320 - всего в паре миль восточнее о. Б. Тютерс, прямо на "Зееигле". А 2 октября там пятна еще не было?
savera написал:
Оригинальное сообщение #342887
11.10 в 11.30 в квадрате h110b12 зафиксирована торпедная атака по конвою, 1 торпеда с дистанции 2,5 км, мимо.
Да, это первая атака Щ-307 на фин. конвой в Аландском море.
За 2 октября нет ни одного отчёта. Сейчас попытаюсь проверить по флотильному журналу, летали ли вообще.
Botik Petra Velikogo написал:
Судя по донесениям 6-й авиафлотилии 4 сентября самолет бомбил какое-то пятно южнее Хельсинки, которое до того бомбили катера. 1-я сторожевая флотилия, навскидку, не при делах. Похоже катер или катера относились к 4-й флотилии ТЩ. Почерк ужасен, но вдруг удастся что-то разобрать?
Да, этот мне «не по зубам» (либо с большими временными издержками), но судя по отдельным распознаваемым фразам, там речь о боевых действиях не идёт. В 04.55 флотилия вышла в Hästö-Busö, в 05.10 катера взяли на буксир к ..., в 09.45 корабли … встали на якорь около …, кап.-лейт. … был на укр.позиции Mäkiluoto для улаживания каких-то дел с майором … и т.п. В журнале штаба флота по утру 4.9 есть тоже запись о выходе II/4. и III/4. в 04.55, затем что в 10.56 тральщик Osmo (из II/4.) пришёл на Mäkiluoto и более по интересующему моменту ничего. У 6-й авиафлотилии по утру 4-го значится, что служба оповещения о воздушном нападении (IVAK) сообщила о том, что в 10.39 сторожевые катера бомбили в квадрате h115a82 обнаруженную там ПЛ противника.
Кстати, а маршрут движения 4-й флотилии ТЩ мог проходить через данный квадрат ?
2 октября 6-я флотилия похоже действительно не летала (по крайней мере SB), хотя немцы должны были летать во-всю (у финнов приводится график их вылетов). Единственное, в 15.10 поступила просьба штаба флота (LE), что бы флотилия в первых же вылетах проверила нефтяные пятна в квадратах h118a60 и h118a25.
BarSeek написал:
Оригинальное сообщение #342918
У 6-й авиафлотилии по утру 4-го значится, что служба оповещения о воздушном нападении (IVAK) сообщила о том, что в 10.39 сторожевые катера бомбили в квадрате h115a82 обнаруженную там ПЛ противника.
Вот именно это меня и смутило - получается, что ни одна из финских флотилий никого не бомбила. Все тральные я проверил - только по 4-й был хоть какой-то текст. А в то же время радиоразведка КБФ даже перехватила сигнал финской радиостанции об обнаружении ПЛ береговым постом у Хельсинки.
BarSeek написал:
Оригинальное сообщение #342918
Кстати, а маршрут движения 4-й флотилии ТЩ мог проходить через данный квадрат ?
Трудно сказать. 115а82 это-юго западнее Поркалла-Удд северная часть "Насхорна". Мякилуото несколько северо-западнее.
savera написал:
Оригинальное сообщение #342936
2 октября 6-я флотилия похоже действительно не летала (по крайней мере SB), хотя немцы должны были летать во-всю (у финнов приводится график их вылетов).
Осталось закупить КТВ части эскадрильи 1/196, которая в 1942 г. базировалась на Таллин. Он существует, но у меня всего пара дней за июнь.
savera написал:
Оригинальное сообщение #342936
Единственное, в 15.10 поступила просьба штаба флота (LE), что бы флотилия в первых же вылетах проверила нефтяные пятна в квадратах h118a60 и h118a25.
В обоих случаях "Зееигель". Возможно, что пятна "интересные".
Обещанный перевод вылета от 3 октября, правда, ничего интересного.
3.10.42
SB-10 вылет 8.15 – 10.50
В 8.45 в квадрате h115a90 нефтяное пятно длиной около 100 м, то же самое, что и 23.09.
Пятно было опознано по следующим деталям: оно состояло из находящихся рядом нефтяных полос длиной 20-30 м. Нефтяные полосы начинались на северо-западе и тянулись на юго-восток, в 5-10 м друг от друга.
Мирослав Эдуардович, если решите приобретать КТВ эскадрильи 1/196, то, как и раньше говорил, я готов принять в этом участие.
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #343037
Мирослав Эдуардович, если решите приобретать КТВ эскадрильи 1/196, то, как и раньше говорил, я готов принять в этом участие.
Спасибо за перевод. Постараюсь достать этот КТВ по обмену. Если не получится, то буду заказывать. Спасибо за готовность помочь. Как оказалось эта эскадрилья, точнее ее часть в составе шести Арадо-196 принимала весьма активное участие в охоте на наши подлодки. Лишь осенью ее усилия дополнила свежесформированная эстонская эскадрилья. В связи с активизацией наших подлодок в южной Балтике оставшиеся пять Арадо 24 октября перебазировались на аэродром Камп в западной части театра, а другое звено в Пиллау и Либаву.
Эх, еще бы с радиоразведкой разобраться бы. В КТВ немецких штабов в 1942 г. об ее использовании вообще никаких следов, но вот финны, те точно следили. Знать бы даты и квадраты пеленгования, а то нет уверенности, что наши доблестные связисты все приняли...