Вы не зашли.
Страниц: 1 2
А так ли уж необходимо было мучить экипажи 2ТОЭ погрузками в открытом океане?
Я тут набросал на карте данные о переходах 2ТОЭ между погрузками в ходе движения эскадры от Носси-бе до Камрани.
Всего было 6 погрузок (8 и 10 марта, затем 15 и 16 марта, затем 21 марта, а шестая уже в Южно-Китайском море 27 марта):
Понятное дело, что погрузка угля в открытом океане значительно затруднена:
http://militera.lib.ru/memo/russian/che … ap/04.html
8 марта.
Немедленно после восхода солнца корабли застопорили машины и приготовились к погрузке угля. Транспорты подошли к нам на расстояние кабельтова или двух, так как грузиться в океане борт о борт, как в портах, немыслимо: благодаря постоянной зыби можно повредить судно. Спустили барказы и паровые катера. Часть команды отрядили на «Корею». Там насыпали мешки и при помощи стрел подавали их в барказ, буксируемый паровым катером.
Барказ выгружался у нашего борта при помощи маленьких талей.
Грузились с 7 до 18 ч.
Конечно, погрузка не могла быть очень успешной: мы приняли немногим более 100 т — запас 2,5 дней, так как в день расходовалось сорок с небольшим.
Полагаю, что за все время существования парового флота подобного рода погрузка производилась в первый раз эскадрой Рожественского.
Покуда мы были заняты делом, держась все время под парами (ясно, что в океане, где глубина несколько верст, якоря не отдают), то давая ход, то стопоря машину; четыре крейсера разведчика сторожили нас.
...
В полдень широта места равнялась 7° 7,5' S и долгота 59°8' Ost; за сутки пройдено 145 миль, то есть скорость нашего движения равнялась 6 уз.
Как я уже сказал, обязанность ходить на катере, буксирующем барказ, выпадала на долю П<оггенполя> и мою. Не скажу, чтобы я был от нее в восторге. На зыби, еле заметной для корабля, катер мотало, как щепку. Ноги уставали стоять, а сядешь — наколачивает спину.
15 марта. С рассветом эскадра остановилась, и суда расположились так, как на предыдущих погрузках, т. е. броненосцы со своими транспортами — во внутреннем круге, а крейсера и миноносцы — в виде двух концентрических цепей.
...
«Сисой» сегодня потерял паровой катер, который волной прижало к борту броненосца, поддело планширем под башмаки шестов сетевого заграждения, и мгновенно опрокинуло. Катер утонул в 15 секунд, но людей всех спасли.
http://militera.lib.ru/memo/russian/kostenko_vp/30.html
Полагаю, что такое издевательство вовсе не было необходимо.
Весь переход от Носси-бе до Малайского архипелага можно было сделать в 2 перехода по 1,5 тыс.миль:
- от Носси-бе до островов Чагос (туда, а именно - в удобнейшую лагуну острова Диего-Гарсия - ещё в 1900 году заходили немецкие крейсера, а с 1882 по 1888 там даже были две угольные станции),
- от островов Чагос до острова Симёлуэ.
А дальше там в Малайском архипелаге и дальше на Филиппинах уйма мест, пригодных для стоянки и спокойной погрузки борт о борт.
Я понимаю, конечно, что Чагос - это британская колония.
Но, во-первых, она достаточно удалённая. Даже в 1914 году "Эмден", пришедший туда 9 октября, спокойно занимался погрузкой угля и чисткой подводной части крейсера, поскольку местные знать не знали, что началась война.
Конечно, 2ТОЭ не через 2 месяца после начала войны оказалась бы в Диего-Гарсия и местные знали бы о том, что идёт война между Россией и Японией. Но что они могли бы противопоставить русской эскадре, которая зашла бы в лагуну и стала заниматься своими делами? Во всяком случае, как минимум, сутки у наших были на то, чтобы спокойно стоя в лагуне грузиться углём с борта на борт, что намного удобнее и скорее выходит.
Во-вторых, в крайнем случае, можно было отойти к атоллу Перос-Баньос чуть севернее Диего-Гарсии. Тут можно расположиться за пределами территориальных вод (3 мили от берега), но под определённым прикрытием от зыби атоллом. Глубины тут достаточные:
https://tiles.openseamap.org/
Отредактированно shuricos (11.03.2023 15:01:34)
Между прочим, в декабре на эскадре ходили слухи такого толка:
19 декабря.
...
Доктор привез последние новости из Томатавы. Судя по французским сообщениям, мимо Сингапура проследовала в Индийский океан японская эскадра в составе двух броненосцев, четырех крейсеров, восьми миноносцев и четырнадцати транспортов.
http://militera.lib.ru/memo/russian/kostenko_vp/23.html
20 декабря. Получено известие от Рожественского с острова Святой Марии (остров по ту сторону Мадагаскара). Адмирал требует нашего выхода.
Носится слух о появлении на острове Чагос японских крейсеров.
...
31 декабря.
...
Пришел «Терек» (обращенный в крейсер пассажирский пароход, купленный у «Гамбург-Америка лайн»){26}, привез почту.
...
Говорилось, между прочим, о находящейся на Чагосе японской эскадре.
http://militera.lib.ru/memo/russian/che … ap/03.html
Так что, это было бы даже правильно с точки зрения психологической поддержки экипажей - вот, мол, будем бить японцев по частям - сейчас отловим японский отряд на островах Чагос, а дальше пойдём в Тихий океан.
С одной стороны, встряска от рутины - бой скоро. О воодушевлении экипажей в ожидании боя писали и Костенко, и Чегодаев, и другие.
С другой стороны, не так страшно - пара броненосцев и несколько крейсеров - это значительно меньше, чем 2ТОЭ даже без 3ТОЭ. Т.е. экипажам было бы не так страшно. Наоборот, боя бы желали.
И, не встретив врага на Чагосах, люди желали бы боя ещё больше.
Отредактированно shuricos (11.03.2023 12:08:35)
shuricos написал:
#1571578
...спокойно стоя в лагуне грузиться углём с борта на борт, что намного удобнее и скорее выходит...
Для иллюстрации вышеприведённого тезиса:
17 декабря. Жара становится нестерпимой. Все ходят чуть не голые, прикрывая голову парусиновым шлемом вместо фуражки. Сидеть в каюте нет никакой возможности. Проводим большую часть дня на кормовом балконе при кают-компании или на юте под тентом. Сегодня я вместе с другими офицерами ночевал на палубе. Ночью с берега дул легкий ветерок, который умерял жар накалившегося за день броненосца.
В 2 часа ночи прибыл угольщик «Тэптон» и с утра пришвартовался к «Ослябя». «Орел» грузит катерами с транспорта «Корея», но работа еле подвигается. В час удается принять не более семи тонн. За весь вчерашний день успели погрузить всего 120 тонн, т. е. столько же, как за два часа при погрузке борт о борт.
http://militera.lib.ru/memo/russian/kostenko_vp/23.html
И для понимания, насколько Чагос в целом и Диего-Гарсия, в частности, были захолустьем:
1886
...
...The harbour at Diego Garcia is well sheltered. Diego Garcia is a small Island in the middle of the Indian Ocean and almost triangular in shape with an entrance to the harbour at one of the corners. The Orient line of steamships to and from Australia used this port as a coaling station and had their own plant here. The natives were chiefly Creoles, numbering about one thousand. There were only 2 Englishmen there with their families and nobody seemed to keep more than they wanted for themselves and there was no possible way of buying anything to replace our stock.
...
The few Europeans came to the ship with their families to church services on the 11th, just 6 of them.
...
1888 The coaling stations on the island close, their rowdy employees depart, and steamships stop stopping. No longer needed to police the wild crowds of imported Somalis, Indians and Chinese manning the stations, Mister Butler and his Constables are withdrawn, and no other police force was set up for the next 85 years. The island is left to the workers and European overseers of the plantations.
http://www.zianet.com/tedmorris/dg/realhistory.html
Мой перевод:
1886
...
...гавань Диего Гарсия хорошо укрыта. Диего Гарсия - это маленький остров в середине Индийского океана и почти треугольный по форме со входом в гавань в одном из его углов. Пароходная линия "Ориент" в и из Автстралии использовала этот порт как угольную станцию и имела здесь собственные мощности. Местные, в основном - креолы численностью примерно в одну тысячу. Там было только два англичанина со своими семьями, и никто, похоже, не держал более, чем хотел для себя, а потому там невозможно было купить ничего для возмещения наших припасов.
...
11-го несколько европейцев прибыли на корабль со своими семьями для отправления религиозных служб, их было только шестеро.
...
1888
Угольные станции на острове закрываются, их буйные сотрудники увольняются, а пароходы перестают останавливаться. Больше нет необходимости охранять дикие толпы привезенных сомалийцев, индийцев и китайцев, обслуживавших станции, мистер Батлер и его констебли отозваны, и в течение следующих 85 лет никаких других полицейских сил создано не было. Остров оставлен рабочим и европейским надзирателям за плантациями.
Отредактированно shuricos (11.03.2023 15:44:27)
shuricos написал:
#1571585
Эскадру они не преследовали.
Преследовать и следить разные вещи. Достаточно обнаружить заход в терводы британских владений и любой, самый маленький английский корабль заставит их покинуть. не воевать же с ним Рожественскому.
MAPAT написал:
#1571624
любой, самый маленький английский корабль заставит их покинуть
Это так.
Именно поэтому я в самом первом посте указал на два обстоятельства:
1. Даже если английский корабль будет встречать нашу эскадру непосредственно на Диего-Гарсии (что само по себе должно было оцениваться как крайне маловероятное событие), то у эскадры будут, как минимум, сутки. Британцы не запрещали нашим кораблям вход в их территориальные воды - они лишь запретили передавать эскадре уголь.
А в условиях гавани угольщик может подойти к борту броненосца и за 2 часа передать столько же угля, сколько баркасами пришлось бы грузить весь день (цитату выше я привёл).
2. Эскадра может встать для погрузки угля на островах Перос-Баньос под прикрытием атолла, но за пределами 3-мильной полосы территориальных вод. Там и другие атоллы есть на островах Чагос; например, острова Саломон (не путать с Соломоновыми островами в Тихом океане).
Отредактированно shuricos (12.03.2023 00:19:09)
shuricos написал:
#1571629
у эскадры будут, как минимум, сутки
Вот, собственно, опубликованный текст:
постановленіе Британскаго правительства, напечатанныя въ «London Gazette» о правилахъ нейтралитета въ текущую войну.
Въ 1-й статьѣ этихъ постановленій мы, между прочимъ, читаемъ:
"Во время продолженія настоящаго военнаго положенія, всѣмъ военнымъ судамъ того и другого изъ воющихъ воспрещается пользоваться, какъ станціей или пристанищемъ для какой либо военной цѣли или съ цѣлью облегченія военныхъ снаряженій, какимъ бы то ни было (британскимъ) портомъ или рейдомъ… а также всѣми водами, подлежащими территоріальной юрисдикціи британской короны; и никакому военному судну ни котораго изъ воющихъ государствъ отнынѣ не будетъ дозволено выходить или оставлять какой либо порть, рейдъ или воды, изъ которыхъ ранѣе того вышло какое либо судно другого воюющаго (все равно, « будетъ ли оно военнымъ, или торговымъ), прежде истеченія, по крайней мѣрѣ, 24 часовъ послѣ выхода сего послѣдняго судна изъ предѣловъ территоріальной юрисдикціи его величества».
Вторая статья тѣхъ же постановленій гласить слѣдующее:
«Если какое либо военное судно того или другого изъ воюющихъ находится въ настоящее время въ какомъ либо подобномъ портѣ, рейдѣ или водахъ, подлежащихъ территоріальной юрисдикціи британской короны, то такое военное судно должно оставить такой портъ, рейдъ или воды въ теченіе такого времени, не менѣе 24 часовъ, какое будетъ нужно, имѣя въ виду всѣ обстоятельства и условія такого судна въ отношеніи исправленій, припасовъ или вещей, необходимыхъ для существованія его экипажа; и если, послѣ вышеуказаннаго срока, какое либо военное судно того или другого изъ воюющихъ войдетъ въ такой портъ, рейдъ или воды, подлежащія территоріальной юрисдикціи британской короны, то такое судно должно выйти и отправиться въ море въ теченіе 24 часовъ послѣ его прихода въ такой порть, рейдъ или воды, за исключеніемъ случаевъ бурной погоды или нужды въ съѣстныхъ припасахъ или вещахъ, необходимыхъ для существованія его экипажа или для исправленія; въ каждомъ изъ такихъ случаевъ начальство этого порта или ближайшаго (какъ можетъ случиться) должно потребовать отъ судна выхода въ море какъ можно скорѣе, по истеченіи такого срока 24 часовъ, не позволяя ему забирать припасовъ сверхъ того, что можетъ быть необходимо для непосредственнаго употребленія, и ни одно судно, которому было бы позволено остаться въ британскихъ водахъ съ цѣлью исправленія, не должно продолжать свою стоянку въ такомъ портѣ, рейдѣ или водахъ сверхъ 24 часовъ послѣ того, какъ его необходимыя исправленія будутъ закончены. Причемъ, тѣмъ не менѣе, во всѣхъ случаяхъ, когда въ томъ же портѣ, рейдѣ или водахъ въ предѣлахъ юрисдикціи его величества находились какія-либо суда (все равно, военныя или торговыя) одного изъ воюющихъ, и послѣдующимъ выходомъ оттуда же какого-либо военнаго судна другаго воюющаго, долженъ быть промежутокъ не менѣе 24 часовъ, и опредѣленный, такимъ образомъ, срокъ для выхода такихъ военныхъ судовъ, въ случаѣ нужды, долженъ быть всегда продолженъ, насколько это можетъ потребоваться для приданія дѣйствительности настоящему предписанію, но не для другихъ случаенъ и не при другихъ условіяхъ».
shuricos написал:
#1571578
шестая уже в Южно-Китайском море 27 марта)
В этот день грузили уголь только на миноносцы.
Корабли Рожественского в океане не грузили уголь, а лишь догружали его до полного запаса, установленного приказом.
Т.е. компенсировали израсходованный уголь.
Поэтому, невысокой скорости погрузки с барказов вполне хватало, чтобы принять необходимое количество угля, и двигаться дальше.
С 8 по 10-е сожгли около 250 тонн - 10-го приняли 221 тонну.
С 10 по 15-е сожгли около 625 тонн - 15-го и 16 приняли 600 тонн.
С 16 по 21-е сожгли около 625 тонн - 21-го приняли 102 тонны.
С 21-го по 31-е должны были сжечь около 1250 тонн угля и прийти в Камрань с полупустыми ямами.
Поэтому, последующая погрузка в бухте заняла 4 суток, с 1-го по 4-е апреля. Погрузили полный запас.
Kronma написал:
#1571637
В этот день грузили уголь только на миноносцы.
Да, верно.
В любом случае, это уже было Южно-Китайское море, т.е. значительно дальше, чем обозначенный мною пункт назначения - остров Симёлуэ у западной оконечности Суматры.
Kronma написал:
#1571637
С 21-го по 31-е должны были сжечь около 1250 тонн угля и прийти в Камрань с полупустыми ямами.
Да, там ещё 30 марта грузили - буквально за день до прихода в Камрань:
30 марта.
...
С утра грузим уголь. Принимаем барказами 35–40 тонн в час. Погода прекрасная, даже обычная океанская зыбь отсутствует, а есть только небольшая рябь. ... Чтобы дойти до Кам-Ранх-бэй, эскадра, собственно, в угле не нуждается. Мы могли бы уже сегодня к вечеру быть там, а на «Орле» еще остается 760 тонн.
...
31 марта.
... Очевидно, вчера мы занимались погрузкой угля только для того, чтобы провести время, так как адмирал стремился подойти к берегу [379] на рассвете. «Орел» принял 254 тонны, остальные броненосцы первого отряда — более чем по 300 тонн.
В принципе-то, да - 760 тонн можно назвать "полупустыми ямами".
А можно назвать "наполовину полными":
Полный запас угля на «Бородино» составлял 1235 т, на остальных кораблях — 1350 т.
https://file.magzdb.org/ul/2857/Мид … ино.pdf
=)
Ведь этих 760 тонн хватило бы ещё примерно на 6 суточных переходов, т.е. не менее 1000 миль.
Собственно, сам факт того, что эскадра с 21 по 30 марта прошла 8,5 суток без промежуточных погрузок и в конце имела ещё приличное количество угля, свидетельствует о том, что 1500-мильные переходы (8 суток) от Носси-бе до Чагоса и от Чагоса до Симёлуэ вполне возможно было осуществить без промежуточных погрузок (или "догрузок", если угодно).
Отредактированно shuricos (12.03.2023 01:37:17)
Наложил на карту данные об IRL положении эскадры в полдень каждого дня (по Чегодаеву) - см. красные точки.
Зелёным выделил возможное альтернативное положение эскадры, начиная с 8 марта.
Принимая во внимание отсутствие в альтернативе погрузок 8 и 10 марта, можно предположить, что эскадра могла бы подойти к Диего-Гарсия после полудня 12 марта 1905 года.
Спустив паровые и минные катера, заведя на них тралы, эскадра к закату уже могла разместиться в лагуне.
Забирать южнее раньше полудня 7 марта смысла нет - пришлось бы идти против Южноэкваториального течения.
Зато вот в полдень 7 марта, находясь на 8 градусов 15 минут южной долготы, эскадра могла бы взять курс строго на восток.
Её постепенно (примерно по 10...12 миль в сутки) сносило бы к северу течением от Южноэкваториального течения к Экваториальному противотечению. За 5 суток (с полудня 7 по полдень 12 марта) эскадру снесло бы примерно на 50 миль, т.е. примерно на 50 минут широты к северу. Т.е. эскадру снесло бы с широты 8 гр 15 минут на широту 7 градусо 15 минут, т.е. как раз на широту входа в лагуну Диего-Гарсии.
Отредактированно shuricos (12.03.2023 13:52:10)
Если совершать переход от Носси-бе до Диего-Гарсии напрямую, то расстояние составит примерно 1520 миль.
"Бородинцы" на таком расстоянии сожгут примерно по 1000 тонн угля.
Этот путь можно разбить на два участка:
1. Носси-бе - остров Дерош (ile Desroches) в группе Сейшельских островов - 590 миль (примерно 3 дня пути),
2. остров Дерош - Диего-Гарсия - 1130 миль (примерно 6 дней пути).
Так получается примерно на 200 миль дальше, конечно. Зато удобная промежуточная стоянка.
К тому же, и на пути к Дерошу, и на пути от Дероша эскадре будет благоприятствовать течения.
Вот что об этом пишет современная лоция:
8.24 Desroches (5°41'S., 53°41'E.), which lies on the S edge of a reef of the atoll character; a light is situated on the NE end of the island. The island is fringed by a drying reef which extends 1 mile offshore from the NE extremity and 0.5 mile from the SW extremity. The island is low and is covered with coconut palms and tall hardwood trees. On the N side of the island, a white cross stands about 2 miles WSW of the lighthouse. A deep channel, about 1 mile wide, leads into the lagoon from seaward. The least depth in the channel is 18.3m, and it crosses the atoll in a position about 7 miles NW of Ile Desroches. A vessel of moderate size can proceed through the channel; the drying reef shows on radar.
Anchorage may be obtained, in 22 to 24m, about 0.7 mile NW of the settlement. During the Southeast Trade Winds, this is an excellent anchorage; a slight swell may be experienced.
8.24 Desroches (5°41'S., 53°41'E.), which lies on the S edge of a reef of the atoll character; a light is situated on the NE end of the island. The island is fringed by a drying reef which extends 1 mile offshore from the NE extremity and 0.5 mile from the SW extremity. The island is low and is covered with coconut palms and tall hardwood trees. On the N side of the island, a white cross stands about 2 miles WSW of the lighthouse. A deep channel, about 1 mile wide, leads into the lagoon from seaward. The least depth in the channel is 18.3m, and it crosses the atoll in a position about 7 miles NW of Ile Desroches. A vessel of moderate size can proceed through the channel; the drying reef shows on radar.
Anchorage may be obtained, in 22 to 24m, about 0.7 mile NW of the settlement. During the Southeast Trade Winds, this is an excellent anchorage; a slight swell may be experienced.
Дерош (5°41'с.ш., 53°41'в.д.), который лежит на южной оконечности рифа атолльного характера; на северо-восточной оконечности острова расположен маяк. Остров окаймлен высыхающим рифом, который простирается на 1 милю от берега от северной оконечности и на 0,5 мили от южной оконечности. Остров низкий и покрыт кокосовыми пальмами и высокими лиственными деревьями. На северной стороне острова, примерно в 2 милях к юго-западу от маяка, стоит белый крест. Глубокий канал шириной около 1 мили ведет в лагуну со стороны моря. Наименьшая глубина в канале составляет 18,3 м, и он пересекает атолл примерно в 7 милях к северо-западу от острова Дерош. Судно среднего размера может пройти по каналу; на радаре виден высыхающий риф.
Якорную стоянку с глубинами в 22-24 метра можно найти примерно в 0,7 миле к северо-западу от населенного пункта. Во время юго-восточных пассатов это отличная якорная стоянка; может наблюдаться небольшая зыбь.
Юго-восточные пассаты - это как раз декабрь-апрель, т.е. то время, когда эскадра могла бы там оказаться.
Глубины в 22...24 метра позволяют разместиться тут любым судам эскадры - даже наиболее глубоко сидящим броненосцам и большим транспортам.
А размер лагуны позволяет разместить всю эскадру целиком, не входя в 3-мильную полосу территориальных вод Британии.
Опять же, островок захолустный. Вряд ли эскадру тут быстро обнаружат и прибегут выгонять.
shuricos написал:
#1571629
Эскадра может встать для погрузки угля на островах Перос-Баньос под прикрытием атолла,
Вот карта островов Перос-Баньос (запасной пункт погрузки угля эскадрой, если по каким-то причинам воспользоваться лагуной Диего-Гарсия не получится):
На схеме видны две наиболее рекомендуемые якорные стоянки:
- северная - возле острова Диамант, с глубинами в 26...31 м - предпочтительна (так указано в лоции) при Северо-Восточном пассате;
- южная - возле островов Ile Fouquet и Ile du Coin, с глубинами в 22 метра - наилучшим образом подходит на время Юго-Восточного пассата (т.е. как раз во время прохода эскадры) и в целом указана как "наиболее спокойная" (the quietest anchorage) на островах Перос-Баньос.
Отредактированно shuricos (12.03.2023 17:29:17)
shuricos написал:
#1571702
Этот путь можно разбить на два участка:
1. Носси-бе - остров Дерош (ile Desroches) в группе Сейшельских островов - 590 миль (примерно 3 дня пути),
2. остров Дерош - Диего-Гарсия - 1130 миль (примерно 6 дней пути).
Так получается примерно на 200 миль дальше, конечно. Зато удобная промежуточная стоянка.
К тому же, и на пути к Дерошу, и на пути от Дероша эскадре будет благоприятствовать течения.
Собственно, основной смысл в таком маршруте я усматриваю в том, чтобы не перегружать корабли сверх нормы.
Т.е. если положен, например, бородинцам полный запас в 1350 тонн, то именно столько и грузим на них, а не вот такое безобразие:
Адмирал остался недоволен, что «Орел» прекратил погрузку, приняв только 2350 тонн, и приказал догрузить еще 150 тонн, что вчера и было выполнено.
http://militera.lib.ru/memo/russian/kostenko_vp/29.html
Адмирал считает, что нормальный запас должен быть не менее 1500 тонн.
http://militera.lib.ru/memo/russian/kostenko_vp/30.html
5 января. Стоянка эскадры в здешних водах начинает затягиваться. Время проходит бесплодно для боевого обучения. В составе эскадры есть несколько кораблей, которые еще не сделали ни одного выстрела. До сих пор также не начинались подготовительные работы по приведению кораблей в боевое состояние. Непреодолимой помехой служит усиленный запас угля, размещенный в батарее, на полах кочегарок и в проходах нижней палубы.
Даже для физического отдыха личного состава условия оказались малоблагоприятными.
http://militera.lib.ru/memo/russian/kostenko_vp/25.html
На переходе к Дерошу (600 миль) "бородинцы" сожгут около 400 тонн из 1350, т.е. останется ещё около 950.
Далее, пополнив на Дероше запас до полного (1350 тонн) на переходе от Дероша (1130 миль) они сожгут ещё около 750 тонн, т.е. останется в ямах ещё около 600 (на "Бородино" - около 500).
shuricos написал:
#1571638
пункт назначения - остров Симёлуэ у западной оконечности Суматры
Сейчас изучаю лоцию островов Симёлуэ.
Тут довольно много всяких интересных мест.
Пока оставлю тут вот это - бухта Сибиго https://goo.gl/maps/mseA4V1mbwDv317n7
У неё очень удобная якорная стоянка как на внешнем рейде, так и внутри бухты. Вот что об это пишут в лоции:
Anchorage
A suitable anchorage can be taken in 23 to 25 fathoms southward of the islands in the area between them and the main island
Якорная стоянка
Удобная якорная стоянка с глубинами 23–25 морских саженей располагается к югу от этих островов в районе между ними и главным островом.
Тут имеются в виду острова Kicik (в лоции называется Kichik) и Pulau Veun (в лоции названный Pulo Penju), а "главный остров" - это сам Симёуэ, раземеется.
Т.е. тут описана якорная стоянка на "внешнем рейде".
И далее в лоции говорится уже о самой бухте Сибиго:
Lugu Sibigo has an entrance about 400 yards in width at about 1 1/3 miles southward of Ujung Sibigo inside which it expands into a bay about 3 miles in length in are several islets several lagoons communicate with the bay and on it shore is Sibigo village There is good anchorage westward of this village in 13 to 14 fathoms
Лугу-Сибиго имеет вход шириной около 400 ярдов примерно в 1 1/3 мили к югу от Уджунг-Сибиго, за которым он переходит в залив длиной около 3 миль, состоящий из нескольких островков, нескольких лагун, сообщающихся с заливом, а на его берегу находится деревня Сибиго. Хорошая якорная стоянка к западу от этой деревни с глубинами от 13 до 14 морских саженей.
Так что, наличие удобных якорных стоянок на Симёлуэ можно считать доказанным.
Расстояние от островов Чагос (хоть от Диего-Гарсия, хоть от Перос-Баньос) до внешнего рейда Сибиго - 1550 миль, т.е. 8...10 дней пути.
"Бородинцам" придётся сжечь примерно по 1000...1030 тонн угля, т.е. даже без экстренных запасов (распиханных вне угольных ям - по батареям, коридорам и т.п.) им хватит угля дойти и ещё будет оставаться примерно по 300 тонн (т.е. на 2,5 суток или около 500 миль хода).
Отредактированно shuricos (13.03.2023 08:33:01)
shuricos написал:
#1571578
Я понимаю, конечно, что Чагос - это британская колония.
Британия в войну вступать не станет, но по дипломатическим каналам жизнь осложнит всей Российской империи, а не отдельно 2 ТОЭ. Возможно сорвет поход 3 ТОЭ.
shuricos написал:
#1571578
Тут можно расположиться за пределами территориальных вод (3 мили от берега), но под определённым прикрытием от зыби атоллом. Глубины тут достаточные:
Это сейчас мы знаем что глубины достаточные. В то время это были малоизученные районы. Промеры глубин галсами возможно там никто не делал. Рожественский полагался на богатый опыт флагманского штурмана эскадры и более ни на кого. Гарантии от навигационной аварии (не отмеченная на карте отмель, риф и т.п.) никто дать не мог. А потеря корабля в следствии аварии гарантирована.
по дипломатическим каналам жизнь осложнит всей Российской империи
Предмет возможных британских претензий в чём усматриваете?
А потеря корабля в следствии аварии гарантирована.
Излишне категоричное суждение, на мой взгляд.
Промеры глубин галсами возможно там никто не делал.
Понятно, что вход в неизвестную гавань необходимо было осуществлять с осторожностью.
Равно как вход в Носси-бе или Куа-бе требовал точно такой же осторожности.
Тщательно исследовать всю гавань вдоль и поперёк не требовалось - шлюпками осуществлялись промеры по заранее подготовленной схеме расстановки, а проверенные фарватеры и места якорной стоянки каждого из судов обвеховывались.
Так делали даже в Камрани:
31 марта. Чуть свет показался берег. В 5 ч эскадра застопорила машины и принялась за погрузку угля. Миноносцы отправлены тралить, то есть очищать бухту от могущих там оказаться мин. Эта предосторожность никогда не лишняя, тем более здесь, где дней за десять до нашего прихода побывали японские крейсеры. Минные катера с шестерками на буксирах посланы делать промеры и расставлять вехи.
Источник: https://statehistory.ru/books/A--P--CHe … divostok/6
Отредактированно shuricos (13.03.2023 09:00:41)
Выскажу ещё такое осторожное суждение: бухта Сибиго не только предоставляла возможность защитить корабли от зыби, что обеспечивало возможность более удобной и скорой погрузки угля «борт о борт», но и за счёт узкого (400 ярдов — около 2 кабельтовых) входа могла быть легко защищена от предполагавшейся атаки японскими миноносными силами (миноносцами, миноносками, минными катерами). Такого преимущества не давало никакое иное место стоянки эскадры — ни у острова Сент-Мари, ни в Носси-бе, ни в Ван-Фонге, ни даже в Камрани (тут вход в 3,5 раза шире).
Эта возможность (надёжно закрыть рейд) означала, что корабли на «внутреннем рейде» могли бы ночью открыть освещение, не опасаясь минных атак.
Следовательно, погрузку угля можно было бы осуществлять не в дневной зной, а ночью, когда температура воздуха значительно понижается. А с рассветом (опять же, до наступления дневной жары) можно было заниматься очисткой (отмывкой) кораблей, после чего дать экипажу отдых.
К тому же, отказавшись от размещения угля вне угольных ям, мы значительно упростили бы отмывку кораблей от угольной пыли.
Да и сама погрузка заметно упростилась бы: мешки с углём не пришлось бы вручную растаскивать по помещениям корабля — их просто высыпают в горловины угольных ям, не отходя от борта, куда мешок выгружается стрелой.
Всё это вместе существенно снизило бы нагрузку на экипажи, которым и без того приходилось непросто в тропическом климате.
Отредактированно shuricos (13.03.2023 17:01:44)
Вот, кстати, вопрос, достойный, пожалуй, самостоятельной альтернативы - заблаговременная подготовка к переброске Балтийского флота на Тихий океан:
1. Выбор пунктов погрузки угля, не зависящих от третьих стран.
Предпочтение должно отдаваться выбору таких пунктов погрузи, которые достаточно защищены от ветров и зыби, но находящихся вне пределов территориальных вод третьих стран.
По необходимости – использование гаваней в пределах территориальных вод третьих стран при условии нахождения эскадры там менее 24 часов.
2. Гидрографические и этнографические исследования.
Тут и исследование выбранных пунктов погрузки (исследование дна, исследование ветров в разные сезоны, исследование языков аборигенов, подготовка переводчиков, исследование внутренней политической обстановки с целью возможного мотивирования местного населения на помощь нашей эскадре), и исследование маршрутов следования эскадры между такими пунктами, включая течения, ветра и т.п.
Для этого можно было бы использовать имеющиеся старые корабли – клиперы (Джигит, Разбойник, Забияка, Крейсер, Наездник, Вестник, Опричник, Пластун, Стрелок), старые вспомогательные крейсера («Азия», «Африка», «Европа»), старые обычные крейсера ("Адмирал Нахимов", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", «Адмирал Корнилов», «Память Азова», даже «Генерал-адмирал», «Герцог Эдинбургский», «Минин», «Князь Пожарский»). Такие исследования можно было бы совместить с учебными плаваниями на этих кораблях.
Кроме того, броненосцы часто ходили на Дальний Восток и обратно – можно было бы использовать эти походы для посещения таких пунктов, отработки входов в гавани, погрузок с транспортов.
3. Закупка транспортов-угольщиков.
Зная расход угля кораблей и наличие выбранных пунктов погрузки, следовало заранее озаботиться закупкой достаточного количества транспортов для снабжения эскадры на весь путь от европейской части России до Дальнего Востока, не рассчитывая на снабжение из портов третьих стран ни углём, ни питьевой/котельной водой, ни провизией, ни другими припасами.
Навскидку: броненосцы типа «Бородино» могли пройти около 1,5 миль на одной тонне угля при 8-узловом ходе. Т.е. для перехода в 18000 миль каждый броненосец требовал около 12000 тонн угля. Транспорт типа «Анадырь» при запасе угля в ямах в 1100 тонн мог пройти тем же ходом 5760 миль, т.е. самому транспорту пришлось бы для себя самого сжечь около 3500 тонн угля. Два таких транспорта требовали бы, соответственно, около 7000 тонн угля для себя. Плюс на броненосец надо было отдать 12000 тонн. Т.е. всего надо 19000 тонн угля в трюмах. Каждый транспорт типа «Анадырь» мог принять в трюмы, по разным данным, от 9600 до 10600 тонн угля. Т.е. как раз получается, что на один броненосец типа «Бородино» нужно два транспорта типа «Анадырь» - имеющегося в трюмах запаса в 19200…21200 тонн как раз хватит для броненосца и двух транспортов, плюс ещё останутся запасы угля в ямах (1300+1100+1100 = 3500 тонн).
Один такой транспорт стоил примерно 1…1,5 миллиона рублей, т.е. примерно в 10 раз дешевле броненосца.
Более старые броненосцы расходовали примерно вдвое меньше, поэтому на один старый броненосец могло хватить и одного транспорта типа «Анадырь».
К тому же, вовсе не обязательно тащить все транспорта на все 18000 миль – часть транспортов можно было бы отпускать обратно по мере израсходования угля в их трюмах, т.е. в расчёте на всю эскадру потребовалось бы меньшее количество транспортов.
4. Заблаговременная заготовка припасов.
Разумеется, что и уголь, который понадобился бы эскадре на такой переход (и на последующие боевые действия), надо было иметь заранее, а не начинать закупать в ходе войны по завышенным ценам.
То же касается других припасов – запчастей, всяких тросов, обмундирования, муки (сухарей), консервов (мясных, рыбных, овощных, фруктовых), вплоть до табака и писчей бумаги.
5. Формирование плавучего тыла.
Опять же, заранее надо было подготовить плавучий госпиталь, плавмастерскую, буксиры-тральщики океанского типа, водоналивные суда для котельной и питьевой воды, рефрижераторы для провизии, транспорта боеприпасов (с климатической установкой для трюмов с боеприпасами), водолазное судно (в т.ч. с заранее подготовленным кессоном для исправления подводных пробоин в походе).
Возможно, имело бы смысл дополнительно подготовить эти транспорта для размещения на них шлюпок и катеров с боевых кораблей на время боя.
6. Дипломатическая подготовка.
Например, транспорта закупать на подставную фирму, зарегистрированную в Черногории (или в ещё каком-нибудь относительно дружественном государстве – Греции, Дании). Тогда угольщиков можно было бы раскидать по маршруту заранее, а не гнать из России вместе с эскадрой. Это заметно сэкономило бы расход угля.
Вся эта работа должна была начаться никак не позже 1898 года, когда стало понятно, что есть риск войны с Японией. А на самом деле даже раньше - примерно с 1895.
В общем, тема обширная и интересная.
Но несколько отличается от обсуждаемой здесь: тут мы исходим лишь из того, что у Рожественского было в наличии IRL.
Отредактированно shuricos (14.03.2023 12:32:51)
shuricos написал:
#1571578
- от Носси-бе до островов Чагос (туда, а именно - в удобнейшую лагуну острова Диего-Гарсия - ещё в 1900 году заходили немецкие крейсера, а с 1882 по 1888 там даже были две угольные станции),
- от островов Чагос до острова Симёлуэ.
А дальше там в Малайском архипелаге и дальше на Филиппинах уйма мест, пригодных для стоянки и спокойной погрузки борт о борт.
Не подходит. Терводы других стран, тем более врагов. На Чагосе места мало и никакого снабжения. В Носси-Бэ эскадра стояла вне тервод. Гавань там большая.
Отредактированно invisible (14.03.2023 17:01:17)
никакого снабжения
Так речь и не идёт о получении снабжения с берега на Чагосе.
Речь идёт только о стоянке, пригодной для погрузки угля «борт о борт» вместо погрузок баркасами в Индийском океане 15 и 16 марта 1905.
На Чагосе места мало
О, на Диего-Гарсия огромная лагуна, способная вместить несколько Вторых Тихоокеанских эскадр - по меньшей мере, 3х5 миль глубоководных. Карту глубин позже приложу, а пока вот для оценки масштаба:
Терводы других стран, тем более врагов
Ну, «врагов» - не врагов.
Всё-таки Британия объявила нейтралитет и в декларации о нейтралитете прямо указала допустимость захода кораблей воюющих сторон на срок до 24 часов.
А нам больше и не надо:
- от Носси-Бе до атолла Дерош - 600 миль, т.е. «Бородинцы» (главные углежоры) сожгли бы примерно по 400 тонн; «с борта на борт» такое количество можно погрузить за 7 часов;
- от Дероша до Диего-Гарсии - 1150 миль, т.е. сожгут менее 800 тонн - это 13 часов погрузки (можно за ночь уложиться).
Но, опять же - на Диего-Гарсии в 1905 году уже 17 лет нет даже тех двух полисменов, которые там были непродолжительное время (уехали вместе с закрытием тех двух угольных станций, которые тут имелись в 1882-88 годах, и закрытых по причине ненадобности - слишком удалённое место). Это глухой угол. Там остались несколько европейцев из компании Societe Huiliere de Diego et Peros, которые руководили несколькими сотнями негроидных рабочих, собиравших кокосы и отжимавших из них копру. Чисто гражданские частные лица (и не факт, что британцы, кстати). Там некому было даже протест заявить - властей нет.
И, повторюсь, в качестве запасного варианта рассматривается ещё более дикая лагуна Перос-Баньос.
Она более открытая, зато и более обширная - там даже вне территориальных вод встать можно.
P.S. На вышеназванном атолле Дерош (Destoches) тоже достаточно места, чтобы эскадра встала за пределами территориальных вод, но это тоже вряд ли бы понадобилось.
P.P.S. А в Носси-бе эскадра только формально считалась стоящей вне территориальных вод - на самом деле она значительно ближе 3 миль (5556 м) от Хелльвиля стояла.
Отредактированно shuricos (14.03.2023 20:55:49)
Обещанная карта глубин.
https://multimaps.ru/@-7.271239,72.4233 … source1,no
По французским законам правила 24 часов не было.
Да, Вы совершенно правы:
В самом деле, во-первых, нет никакого международного обязательного закона или постановления, в силу которого нейтральная держава обязана не разрешать военным судам воюющих государств пребывать в ее гаванях, портах или водах дольше 24 часов. Такого закона нет. Если некоторые державы, в самое последнее время, стали в своих декларациях о нейтралитете провозглашать указанное ограничение, то это их собственное дело и личный взгляд, но не международный закон. Одни державы, как Швеция и Норвегия, совсем запрещают судам воюющих держав заходить в их военные порты, другие, как Англия и Соединенные Штаты, ограничивают пребывание 24 часами. Франция же во время последних войн никакого срока не устанавливала. Наконец, Россия во время испано-американской войны 1898 года, приняла 24-часовое пребывание с такой, однако существенной оговоркой, что правительство может продолжить этот срок по усмотрению.
https://coollib.com/b/338114-vladimir-v … ртенс
Я имел честь лишь мимоходом дополнить суждение его превосходительства господина контр-адмирала о размещении кораблей эскадры в Носси-бе.
Примите моё искреннее уверение в совершенном моем почтении и преданности. =)
shuricos написал:
#1571874
Так речь и не идёт о получении снабжения с берега на Чагосе.
Речь идёт только о стоянке, пригодной для погрузки угля «борт о борт» вместо погрузок баркасами в Индийском океане 15 и 16 марта 1905.
Индийский океан довольно спокойный, можно где-угодно уголь грузить. В гавани имеет смысл перегружать уголь с доставщиков на транспорты. Только немцы туда не пойдут без разрешения английских властей. Им то зачем неприятности?
Страниц: 1 2