Сейчас на борту: 
Prinz Eugen,
vitek,
vvy,
адм,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 9 10 11 12 13 … 35

#251 15.11.2009 15:47:34

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #145026
А хотя бы поверхностная аналогия - в чем?

В харизме:) Оба производили впечатление решительных начальников, имеющих собственное видение событий, всегда знающих ответы не только на вопрос "Что делать?", но и на вопрос " А как?"-"Делай как я!". Оба были способны добится от подчиненных выполнения поставленных задач(естественно в разной степени), вселить в подчененных веру в себя, повести за собой.Вообщем из хрестоматийной пары "Скобелев-Куропаткин" оба-Скобелевы. Различий конечно больше.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#252 15.11.2009 16:01:17

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #145153
Возникает подозрение в некоторой предвзятости автора, ибо он оказался в Сибири, а они-"на коне".

конечно не без этого - но это тоже мнение очевидца... дыма без огня не бывает...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#253 15.11.2009 16:18:15

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #145176
конечно не без этого - но это тоже мнение очевидца... дыма без огня не бывает...

Сложно оценивать мораль людей из 19 века по нынешним стандартам. Да и дистанция между мичманом-кавторангом и адмиралом изрядная. Взгляды руководителя на методы управления коллективом и воспитания личного состава ИМХО меняются со временем и с приобретенным личным опытом. Нахимов "воспитывающий" матросов кулаками (вспомним приказ Сенявина в 1827) и Нахимов с установкой "матрос-наше все"-один и тот же человек, постигший необходимость заботы о подчиненных, недостаточной эффективности только наказаний, "кнута" без "пряника" для повышения боеспособности флота. Голый практицизм, подчиненный "понимающий свой маневр", принесет больше пользы чем забитый автомат. Если такая трансформация произошла с Нахимовым, то и Лазарев ИМХО не исключение.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#254 16.11.2009 12:15:13

SKAT
Гость




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Смотрю тема уже перешла из интернета в бумажные издания

http://www.zn.ua/3000/3150/67716/

#255 16.11.2009 12:32:17

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

SKAT написал:

Оригинальное сообщение #145503
Смотрю тема уже перешла из интернета в бумажные издания

Да, товарищщь явно поспешил - тема не закончена и, вероятно, что выяснится, что "мальчика и не было" при Синопе. Что тогда - новую статью со звучным названием "Нас обманывали 150 лет!!!"?


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#256 16.11.2009 12:52:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10371




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

SKAT написал:

Оригинальное сообщение #145503
тема уже перешла из интернета в бумажные издания

Знакомый стиль. Клонирование этого гр-на бесконечно.

#257 16.11.2009 12:57:26

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #145512
Что тогда - новую статью со звучным названием "Нас обманывали 150 лет!!!"?

Звездун-задушевник-это даже не профессия, это состояние души...


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#258 16.11.2009 13:10:56

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #145513
Клонирование этого гр-на бесконечно

фрегат «Святой Николай». Недавно один знающий журналист попытался выяснить его цену, отталкиваясь от факта заказа в 1773 г. в Англии двух 46-пушечных фрегатов без вооружения за 42 тысячи золотых рублей. Так как среднее морское чугунное орудие, пишет он, стоило тогда рублей 85, то в итоге английский фрегат обошелся бы в 25 тысяч. http://www.zn.ua/3000/3150/66903/
  В мае, в разделе "От парусов к пару":D


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#259 16.11.2009 13:23:42

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #145521
В мае, в разделе "От парусов к пару"

А меня когда я на одном форуме спрашивал по командирам ЭБР - "интеллектуальным бандитом" назвали... А тут - играючи - бац и статья...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#260 16.11.2009 13:32:19

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #145528
А тут - играючи - бац и статья...

Угу, кто-то ходит на форум "за партой посидеть", кто-с кафедры выступить, а кто-то притулился на табуреточке и конспектирует, конспектирует... И еще на модеров обижается.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#261 16.11.2009 13:41:32

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #145531
а кто-то притулился на табуреточке и конспектирует, конспектирует...

Чтож теперь делать? "Следить за базаром"?


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#262 16.11.2009 15:14:11

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #145533
"Следить за базаром"?

Нет. Будем щедры к нищим:D ИМХО не стоит лишать себя удовольствия общения из-за отдельных "редисок". В истории русского флота более чем достаточно темных пятен, еще детям хватит. На днях прочитал, что в 1850г Николай 1 повелел выделить сверхбюджетно 400 тыс. руб. на постройку 3-х пароходо-фрегатов  для ЧФ, причем срочно, во втором полугодии. Дело не пошло из-за отсутствия у моряков четкого представления о том, что строить. Почему? Надо копать...

Отредактированно charlie (16.11.2009 15:14:37)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#263 16.11.2009 17:08:43

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #145558
Почему?

Могу предположить, что нашлись трезвые головы и высказали мнение,что все ведущие империи строят уже для своих флотов не пароходо-фрегаты, а винтовые корабли. И что нужно срочно разрарабатывать программу винтового кораблестроения. Но практических проектов ещё не было, тем более возможности заказа машин и винтов. Предположение, конечно. Первое, что пришло на заданный вопрос.
А если бы смогли и построили? Чудная альтернативка получается - ЧФ встречает союзную эскадру в Черном море разведотрядом из трех винтовых фрегатов с 28 бомбическими 68-ф орудиями на каждом!

Отредактированно Warman (16.11.2009 17:13:32)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#264 16.11.2009 17:44:14

vov
Гость




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #144597
Ни слова о том, что сам он был на Таифе,

Да, это был бы класс, если бы Слейда там не было!
Тогда "героический прорыв" (он же бегство) совершил какой-то неизвестный нам турок? Или столь же неизвестный нам другой "советник"-англичанин?
А бедный автор столько внимания отдал "английской выучке!
Не везет что-то "героям"...

#265 16.11.2009 17:51:05

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #145579
Чудная альтернативка получается

Так два винтовых пароходо-фрегата в Англии таки заказали - построить до войны не успели (не захотели?)

vov написал:

Оригинальное сообщение #145599
Тогда "героический прорыв" (он же бегство) совершил какой-то неизвестный нам турок? Или столь же неизвестный нам другой "советник"-англичанин?

Встречал в описаниях такую фразу "На Таифе находились Слейд и Мушавер-паша" - возможно просто описка, но из каких источников известно что Слейд и Мушавер-паша - одно лицо?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#266 16.11.2009 18:02:31

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10371




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #145602
из каких источников известно что Слейд и Мушавер-паша - одно лицо?

Сам Слейд начертал так на обложке своей книги Turkey and the Crimea War.

Из его послужного формуляра:

Adolphus Slade R.N.
Fifth son of General Sir John Slade, Bart., of Maunsell House, Somerset
 
Date (from) (Date to) Personal
1804   Born
1833   Wrote "Records of Travels in Turkey, Greece, &c., and of a Cruise in the Black Sea, with the Capitan Pasha, in the Years 1829, 1830, and 1831".
1837   Wrote "Turkey, Greece, and Malta".
18 August 1858   K.C.B. (Knight Commander of the Bath)
13 November 1877   Died
 
Date Rank
3 August 1815 Entered Navy
27 November 1827 Lieutenant
23 November 1841 Commander
10 January 1849 Captain
2 April 1866 Rear-Admiral
1867 Retired Rear-Admiral
6 April 1873 Retired Vice-Admiral
 
Date from Date to   Service
23 January 1834 30 October 1835 Additional Lieutenant in Caledonia, flagship of Josias Rowley, Mediterranean
30 October 1835 1837 Additional Lieutenant in Caledonia, commanded by George Bohun Martin, flagship of Josias Rowley, Mediterranean
2 July 1846 1847 Commander in brig Recruit, particular service, Sheerness
1849 2 April 1866 Admiral in the Turkish navy, with the title of Mushaver (consulting) Pasha

#267 16.11.2009 18:41:13

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Давайте рассуждать логически - если admiral in the Turkish navy, with the title of Mushaver (consulting) Pasha - он же captain R.N. Adolphus Slade совершил по отношению к туркам недостойный поступок и не оправдал своего предназначения как советник во время своего нахождения в Синопе в конце ноября 1853 года, то логично было предположить, что он будет вынужден подать в отставку и вернуться в R.N. (если бы его там приняли хоть в одну кают-компанию). Однако он служил у турок всю Крымскую войну и после неё до 1866, был с почетом уволен и из R.N. с присвоением звания контр-адмирал и в отставке был не забыт и получил ещё и вице-адмирала! Могу по факту предположить, что такой офицер ничем себя не запятнал ни на службе Султану, ни на службе Королеве, а вовсе даже наоборот. Уважаемый и заслуженный офицер (не для России, конечно, а для своей Королевы)!

Отредактированно Warman (18.11.2009 01:13:30)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#268 16.11.2009 18:58:55

von Echenbach
Гость




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Приношу уважаемым коллегам извинения за ненорматив.
Отправляю себя в "изгнание" на две недели. :-)

PS Я матом не ругаюсь, я так разговариваю с негодяями и пр. лицами, которые не могут внятно объяснить свою позицию/требования/представления и начинают "остроумно" хамить.

#269 16.11.2009 19:58:46

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

von Echenbach написал:

Оригинальное сообщение #145639
Отправляю себя в "изгнание" на две недели. :-)

возвращайтесь!


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#270 16.11.2009 21:57:16

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #145655
возвращайтесь!

"Присоединяетесь, барон! Присоединяйтесь ..." (с) к/ф "Тот самый Мюнхаузен"
Что скажите о моих, пока, чисто логических рассуждениях на основе фактов биографии Sir Captain Adolphus Slade K.C.B.(с 1858 рыцаря-командора Ордена Бани), пятого сына славного генерала Sir John Slade?

Отредактированно Warman (16.11.2009 22:30:18)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#271 16.11.2009 22:53:00

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10371




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

1

Warman написал:

Оригинальное сообщение #145628
Давайте рассуждать логически

Вообще, непонятно, зачем была направлена «зимняя эскадра» в Синоп.
Кайзерли Ахмет-паша с 18 легкими судами должен был конвоировать транспорты на Кавказ и перевозить войска, его подкрепили суперфрегатом Нусретие 74, на котором пошел Слейд (по просьбе Капудан-паши), это подтверждают все материалы – английские, французские, турецкие. Еще раньше все сильные паровые суда – 4 пх-фр и винтовой фр. Мухбири-Сурур 22п повези боеприпасы в Батум (Мухбири-Сурур, видимо, вскоре вернулся из-за поломки машины). Это все логично. Но зачем нужна была эскадра в Синопе? Когда Слейд перед уходом узнал о решении направить ее в Синоп, он настоятельно рекомендовал капудану послать туда ЛК. Кроме флагмана (Махмудие 128) у Босфора были 3 турецкие ЛК (2-90, 1-74) и 3 египетские (все – 100-пуш.). Они не были еще готовы к выходу в море (для крейсерства), но наверняка могли пройти небольшое расстояние до Синопа, если уж решили туда что-то посылать. Британский посол (который особенно старался сделать войну неизбежной) отговорил от этого Султана (хотя его морской министр (капудан-паша) ссылаясь на советы Слейда, очень просил его послушать этих советов («я сделал все, что было в моих силах».- сказал он Слейду в онце ноября, когда тот вернулся в Стамбул). При этом в Синоп направляется заведомо слабая фрегатская эскадра – вроде приманки для русских. Мустафа-паша с пароходами 22 ноября у Синопа видит русские корабли, настоятельно советует Осман-паше уходить, получает отказ, не решается настаивать, оставляет в Синопе один из 4-х пх-фр (то ли поврежденный, то ли для усиления) и спешит в Стамбул, куда прибывает 24.11, сообщает о русских кораблях у Синопа, предлагает срочно их усилить. Но не делается абсолютно ничего, похоже, посол успокаивает Султана: «Вот ведь рядом стоит флот союзников, можете не беспокоиться».
После Синопского погрома посол, натурально, подвергается резкой критике и, похоже, спасая себя, сваливает все на советника Слейда. Возможно, отсюда и пошла эта версия.   
Интересно, что Слейд замечает далее в своих мемуарах, что даже в декабре 1853 г. и визирь, и Султан говорят о желательности прекращения войны и заключения мира с Россией.

#272 16.11.2009 23:13:35

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #145708
Вообще, непонятно, зачем была направлена «зимняя эскадра» в Синоп.

Очень логично и на настоящий момент подтверждено найденными на форуме документами. Значит, в момент сражения Slade был в Стамбуле и всячески пытался привести оттуда турецкие ЛК для предотвращения синопской катастрофы. Пока ничего не достойного чести офицера. Посол Королевства действует по плану из Лондона, всеми силами реализовывает план втягивания "по уши" Турции и России во взаимную бойню с правом вмешательства будущей Антанты в усмирение "русского медведя". Slade, видимо, ещё не посвящен в высокую политику и действуют исходя из своего долга офицера на службе у Султана. Видимо, излишняя для Королевы старательность Captain Slade на службе Султана и послужила причиной, что его по итогам Крымской войны  наградили Орденом Бани спустя аж два года после окончания боевых действий. Шоб понимал - кому он служит! Потом он, видимо, исправился и стал больше политиком чем моряком и заслужил ещё и адмиральский чин от Королевы.

Отредактированно Warman (16.11.2009 23:28:38)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#273 16.11.2009 23:23:29

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #145579
что нашлись трезвые головы и высказали мнение,что все ведущие империи строят уже для своих флотов не пароходо-фрегаты, а винтовые корабли. И что нужно срочно разрарабатывать программу винтового кораблестроения.

В целом так и есть, меня удивила сама ситуация, когда консервативное правительство находит деньги на новое оружие, а прогрессивные моряки неготовы их использовать, хотя обычно именно нехватка денег подается как главная причина отставания нашего флота. Царь принимает решение в августе  о немедленной постройке 7 п/ф ( ошибся, 4 для ЧФ) и срочном выделении 500 тыс.руб., из них 285 тыс. для ЧФ
Из "Истории военного кораблестроения" почти дословно:
Отсутствие опыта эксплуатации судов с винтовым движителем затрудняло выбор типа механической установки для будущих пароходо-фрегатов. Лазарев обратился к Корнилову, началось обсуждение, подготовили справку насчет стоимости: п/ф типа "Владимир" при постройке у нас из крымского дуба при заказе машины и орудийных станков(?) в Англии-354тыс.руб.  серебром, оригинал обошелся в 437тыс., правительство предполагало построить 7 п/ф по 300 тыс. в целом вопрос "завис"
"Отсутствие у черноморского руководства цельной концепции развития парового флота обусловило задержку с с решением вопроса о типе механической установки, в связи с чем назначенные на 1850г 285 тыс. серебром остались неиспользованы". Сумму включили в смету 1851.
О последующих колебаниях свидетельствует факт включения в программу судостроения на 1853 кроме 2 ЛК, одного винтового ФР, винтового корвета, брига, и пароходофрегата по типу "Владимира"


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#274 16.11.2009 23:41:19

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #145717
В целом так и есть

Как тяжело шли боевые винтовые "самовары" на смену романтичным парусникам. Лазарев принимал меры для обновления ЧФ пароходами, но они, в основном, имели буксирное, вспомогательное назначение. Бутаков и Попов ещё только подростали под крылом "парусника" Корнилова. Вот откуда знаменитая фраза Нахимова адресованная Бутакову, что ему погибать нельза-с, он нужен новому русскому флоту. Не любил "самовары", но понимал - за ними будущее. И не ошибся в Бутакове! А Попов уже через несколько месяцев после окончания войны возглавил строительство серии "архангелогородских", первых в мире винтовых клиперов!

Отредактированно Warman (16.11.2009 23:42:45)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#275 16.11.2009 23:46:47

Repulse
Гость




Re: Слейд при Синопе: прорыв или бегство?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #145708
ообще, непонятно, зачем была направлена «зимняя эскадра» в Синоп.
Кайзерли Ахмет-паша с 18 легкими судами должен был конвоировать транспорты на Кавказ и перевозить войска, его подкрепили суперфрегатом Нусретие 74, на котором пошел Слейд (по просьбе Капудан-паши), это подтверждают все материалы – английские, французские, турецкие. Еще раньше все сильные паровые суда – 4 пх-фр и винтовой фр. Мухбири-Сурур 22п повези боеприпасы в Батум (Мухбири-Сурур, видимо, вскоре вернулся из-за поломки машины). Это все логично. Но зачем нужна была эскадра в Синопе? Когда Слейд перед уходом узнал о решении направить ее в Синоп, он настоятельно рекомендовал капудану послать туда ЛК. Кроме флагмана (Махмудие 128) у Босфора были 3 турецкие ЛК (2-90, 1-74) и 3 египетские (все – 100-пуш.). Они не были еще готовы к выходу в море (для крейсерства), но наверняка могли пройти небольшое расстояние до Синопа, если уж решили туда что-то посылать. Британский посол (который особенно старался сделать войну неизбежной) отговорил от этого Султана (хотя его морской министр (капудан-паша) ссылаясь на советы Слейда, очень просил его послушать этих советов («я сделал все, что было в моих силах».- сказал он Слейду в онце ноября, когда тот вернулся в Стамбул). При этом в Синоп направляется заведомо слабая фрегатская эскадра – вроде приманки для русских. Мустафа-паша с пароходами 22 ноября у Синопа видит русские корабли, настоятельно советует Осман-паше уходить, получает отказ, не решается настаивать, оставляет в Синопе один из 4-х пх-фр (то ли поврежденный, то ли для усиления) и спешит в Стамбул, куда прибывает 24.11, сообщает о русских кораблях у Синопа, предлагает срочно их усилить. Но не делается абсолютно ничего, похоже, посол успокаивает Султана: «Вот ведь рядом стоит флот союзников, можете не беспокоиться».
После Синопского погрома посол, натурально, подвергается резкой критике и, похоже, спасая себя, сваливает все на советника Слейда. Возможно, отсюда и пошла эта версия.   
Интересно, что Слейд замечает далее в своих мемуарах, что даже в декабре 1853 г. и визирь, и Султан говорят о желательности прекращения войны и заключения мира с Россией.

А не кажется ли вам, что Синоп - это просто гамбит, чтобы Англии и Франции была возможность вмешаться в войну на стороне Турции и отринуть Россию от проливов?
И Слейд на самом деле советовал другое - отвести фрегаты в Синоп?

Страниц: 1 … 9 10 11 12 13 … 35


Board footer