Сейчас на борту: 
Боярин
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 08.07.2009 22:08:44

Destroyer Novik
Гость




Минные заграждения в финском заливе.

Господа! Кто владеет информацией - подскажите. где можно найти карты минных заграждений на Балтике? Особливо интересны года: 1942 и 1943-й...

#2 08.07.2009 22:39:57

Игнат
Мичманъ
michman
Откуда: М. О./Тамбов
Обьедененный флот "Адзума"
Сообщений: 8531




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Карт у меня нет Но есть косвенная инфа.

м.б она вам пригодится

Вот выдержки из мемуаров
Ладинского Ю.В. "На фарватерах Балтики", служившего на тральщиках.
Цитата

Тральная разведка

Чтобы сковать действия нашего флота в Балтийском море и Финском заливе, гитлеровцы постоянно усиливали найсар-поркалаудскую и гогландскую минно-артиллерийские позиции. Начиная с 1942 года они выставили в этом районе более 23 тысяч мин и минных защитников

Мощные минные заграждения противника были серьезным препятствием для наших подводных лодок, направлявшихся на его коммуникации.

Необходимость прокладки безопасных фарватеров через эти заграждения диктовалась не только данным обстоятельством. Этого требовала перспектива коренного изменения оперативной обстановки на театре в связи с приближением часа окончательного разгрома врага в Прибалтике, предстоявшее продвижение боевых сил Балтийского флота на запад. Поэтому уже в первых числах сентября 1943 года тральщики ОВРа КМОРа по заданию штаба флота приступили к разведывательному тралению на Восточном Гогландском плесе. Для траления были привлечены сначала катера-тральщики 1-го и 3-го дивизионов, а позднее 2-го и 4-го дивизионов. Базировались они на Лавенсари, там же находился командный пункт командира бригады траления капитана 1 ранга Ф. Л. Юрковского.

4 сентября первыми на тральную разведку в направлении к острову Большой Тютерс вышли 12 катеров-тральщиков под командованием капитана 3 ранга В. К. Кимаева. Их обеспечивали три "малых охотника".

Когда катера легли на курс к Тютерсу, противник обстрелял их с острова Гогланд, а потом — с Большого Тютерса. Удачно прикрываясь дымзавесами, катера-тральщики сделали первый галс и легли на второй. Гитлеровцы в течение двух часов вели интенсивный орудийный огонь. Их снаряды вывели из строя тралы четырех тральщиков. "МО-122" получил пробоину в носовой части. Несколько человек было ранено. Комдив Кимаев отправил поврежденные катера на Лавенсари, а остальные продолжили траление под яростным обстрелом врага. На последнем галсе у "охотников" кончился запас дымовых шашек, и катера-тральщики шли в месиве всплесков от разрывов снарядов. По приказанию минера дивизиона старшего лейтенанта Д. В. Саранюка катер старшины 2-й статьи Боева вышел вперед и прикрыл дымзавесой тралящую группу. Вскоре подошли высланные с Лавенсари два торпедных катера.

Прикрывшись дымзавесами, катера-тральщики закончили тральную разведку и возвратились в базу.

Через сутки группа катеров-тральщиков в сопровождении трех "малых охотников" вышла на тральную разведку в район Вигрунд — Курголово — Гакково. Когда она приблизилась к берегу на 13-15 миль, противник начал обстрел. Однако катера с поставленными тралами продолжали движение и под прикрытием дымовых завес, которые поставили "охотники", подошли к побережью на расстояние 4-5 миль. Здесь они обнаружили много мин, преимущественно голландского образца, поставленных на углубление 1,2-1,3 метра от поверхности воды. Стоял полный штиль, и отдельные из них хорошо просматривались в воде.

От взрыва двух затраленных мин получил серьезные повреждения катер-тральщик "Р-703" (командир старшина 1-й статьи Евдокимов), ударной волной трех членов экипажа сбросило за борт, при этом один из них, старший матрос Численный, был ранен, а матрос Попов и юнга Горбунцов получили сильные ушибы. Их подобрал катер-тральщик "Р-804" (командир главный старшина Сухов), которому комдив Кимаев затем приказал взять на буксир "Р-703" и в сопровождении "МО-110" возвратиться на Лавенсари. Остальные тральщики под огнем противника продолжали выполнение задания.

"МО-110", сопровождая "Р-804" и "Р-703", наскочил на мину и взорвался. Следовавшие с ним катера-тральщики подобрали из воды оставшихся в живых четырех матросов и в сопровождении подошедшего катера-тральщика "Р-710" (командир мичман Рябов) направились на Лавенсари.

Противник в течение пяти часов вел артиллерийский огонь из районов Курголово и Гакково. В ходе тральной разведки было уничтожено 10 мин

Такие выходы катера-тральщики совершали почти до конца кампании 1943 года. Обычно им приходилось действовать под огнем береговых батарей и надводных кораблей противника. Так было и 19 октября, когда отряд катеров-тральщиков, следовавший на юг между банками Намси и Неугрунд, обнаружил в юго-западном направлении четыре вражеских сторожевых корабля. Сблизившись, они с дистанции 30-35 кабельтовых открыли огонь по тральщикам. Обеспечивавшие траление "малые охотники" поставили дымовую завесу, а патрулировавшие в воздухе два истребителя Ла-5 атаковали вражеские корабли и заставили их отойти. Противник выпустил более 150 снарядов, но они не причинили ущерба нашим катерам

После этого случая для обеспечения траления стали выделяться торпедные катера. Они успешно справлялись с этой своей задачей.

24 октября 18 катеров-тральщиков при поддержке четырех бронированных "охотников" и трех торпедных катеров производили траление в районе банок Намси и Неугрунд. В 14 час. 30 мин. на расстоянии 80-90 кабельтовых были обнаружены подходившие с запада шесть сторожевых кораблей противника. Тральщики прекратили траление и под прикрытием дымовой завесы, поставленной "охотниками", стали отходить к северу. Вражеские корабли с дистанции 50-55 кабельтовых открыли артиллерийский огонь. Торпедные катера, используя дымзавесу, дважды атаковали их и принудили отойти в западном направлении.

Противник выделял все большее число Кораблей для противодействия нашим тральщикам. Командование КБФ, естественно, принимало меры к усилению обеспечения тральных работ. 30 октября, например, тральная группа вышла в район банки Неугрунд в сопровождении шести бронированных "охотников" и шести торпедных катеров. Севернее, на Гогландском плесе, маневрировали два базовых тральщика в охранении трех "малых охотников".

В 12 час. 59 мин. с юго-запада на расстоянии 60-70 кабельтовых показались шесть тральщиков противника. Наши катера, продолжая траление, шли прежним курсом. Через полчаса торпедные катера и бронированные "охотники" пошли на сближение с противником. Вражеские тральщики открыли ураганный огонь. Их поддержала батарея с южной части острова Большой Тютерс. Базовый тральщик "Т-217" (командир капитан-лейтенант К. М. Буздин) начал обстрел этой батареи. "Охотники" поставили дымовые завесы, и торпедные катера, выйдя в атаку, потопили один из кораблей противника.

В это время по катерам-тральщикам открыла огонь вторая батарея, располагавшаяся на восточной стороне острова Большой Тютерс. Тотчас же в артиллерийскую дуэль с ней вступил гвардейский базовый тральщик "Гафель" (командир капитан-лейтенант А. В. Соколов). После двадцати минут перестрелки вражеская батарея замолчала.

Через двое суток в том же районе производили траление 13 катеров-тральщиков. Их обеспечивали 5 бронированных "охотников", 5 торпедных катеров и 4 катера-дымзавесчика. Задача прикрытия была возложена на 3 торпедных катера, базовые тральщики "Рым" и "Т-215". В полдень в этом районе появились 2 сторожевых корабля и 6 тральщиков противника. Наши торпедные катера, поддержанные бронированными "охотниками", в результате двух последовательных атак повредили один вражеский тральщик и оттеснили остальные корабли противника в Нарвский залив.

После этого боевого столкновения гитлеровцы до самого конца кампании уже больше не пытались противодействовать нашему тралению с мори, Хоти продолжали артобстрел с острова Большой Тютерс.

Разведывательное траление на Восточном Гогландском плесе в направлении Нарвского залива явилось заключительной частью тральных работ 1943 года. Всего за кампанию тральщики соединения прошли с тралами 70443 мили и уничтожили более 300 мин и минных защитников.


А вот про 44г.:
Цитата

В просторы Балтики

После разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом фронт откатился к реке Нарова. Гитлеровское командование, естественно, ожидало активизации действий сил нашего флота в Финском заливе. Поэтому уже в феврале 1944 года противник начал усиленно подновлять свои минные поля найссар-порккалауддской и гогландской противолодочных позиций и приступил к постановке новых линий мин в Нарвском заливе. Эти работы им производились и летом *.

Гитлеровцы стремились создать здесь непреодолимый минный барьер. Линии таких заграждений состояли из нескольких рядов. В первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих — мины различных образцов, предназначавшиеся против малых надводных кораблей. Они имели разные углубления — от 20—30 сантиметров до 1,5—2,0 метра. Интервал между минами составлял 20, 30 и 40 метров.

Для затруднения траления противник прикрыл линии мин множеством минных защитников. Кроме того, на минах вместо обычного минропа из стального троса он использовал цепь длиной 4—6 метров, не поддававшуюся резакам наших подсекающих тралов. Несколько позже на такую цепь стали подвешиваться 2—3 резака против тралящих частей. Некоторые мины были снабжены специальными приспособлениями для пропускания тралов, что резко снижало эффективность траления.

Наш флот, стремясь сковать действия врага, также постоянно подновлял свои минные заграждения. Финский залив буквально кишел минами. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было поставлено около 66 500 мин.

Ленинградский фронт готовил новую наступательную операцию с целью полного освобождения Эстонии от гитлеровских захватчиков. В связи с этим важнейшее значение приобрело траление фарватеров к берегам Эстонии и на запад — к Балтийскому морю.

Начатое осенью 1943 года разведывательное траление на подходах к Нарвскому заливу в 1944 году было продолжено в еще более широких масштабах. Летом мы начали уничтожение южного фланга гогландской минной позиции. Перед тральными силами встала задача проложить фарватеры в Нарвский залив, очистить от мин подходы к Усть-Нарве, а также путь вдоль побережья Эстонии.

К выполнению тральных работ были привлечены практически все находившиеся в строю тралящие корабли и катера 1-й бригады траления, ОВРа Островной и Лужской военно-морских баз. Действуя в условиях крайне сложной минной обстановки, при активном противодействии врага, они буквально "прогрызали" проходы в минных полях.


есть еще ссылка http://ships.rwwws.ru/page.phtml?id=122 о прорыве минной позиции, но Она у меня не фурычит


достоверно скажу что немцы осень 43 го при сем потеряли

2 тяжелые плавбатареи  SAT-1 "Ost"  SAT-5 "Robert Muller 6"
Переоборудованные грунтоотвозные шаланды или сухогрузы. Официально числились носителями тяжелой артиллерии (Schwere Artillerie Trager — SAT).

1я из серии (группы) (400 — 600 брт, 10 — 12 уз.). 1 150-мм
2я  (300 — 400 брт, 8 — 10 уз.). 2 105-мм

По советским данным общие потери обоих сторон
В ходе предварительного этапа операции и во время траления фарватеров в указанных районах КБФ было потеряно в общей сложности 10 СКА и КЩ и до сорока самолетов. Также было объявлено о потоплении 20 кораблей и катеров противника и уничтожении 50 самолетов.


самый лучший "Громобой" -это" Пересвет"

#3 09.07.2009 00:00:32

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Destroyer Novik написал:

Оригинальное сообщение #90182
Господа! Кто владеет информацией - подскажите. где можно найти карты минных заграждений на Балтике? Особливо интересны года: 1942 и 1943-й...

Приблизительные схемы можно найти у Майстера, а точны карты, наверное, можно составить только самостоятельно по известным координатам. Делать это самому - с ума сойдешь, поскольку только немцы с финнами в 1942 г. выставили с кораблей ровно 100 минных заграждений, ну и наши несколько десятков.
Может Ваш вопрос имеет какое-то более простое решение?


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#4 09.07.2009 11:30:30

Destroyer Novik
Гость




Re: Минные заграждения в финском заливе.

просто интересно как они проходили, а то читаешь "Щук" от Морозова и о том, как и гед какие проходили рубежи догадываешься лишь весьма примерно...

Игнат, Спасибо. :)

#5 09.07.2009 14:38:46

Cyr
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Стихийный аналитик
Эскортный миноносец USS Durik (DE-666)
Сообщений: 3035




Re: Минные заграждения в финском заливе.


Это всё придумал Черчиль в восемнадцатом году.

#6 14.07.2009 10:29:31

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Минные заграждения в финском заливе.

Игнат, а чего вы SАТ.5 вспоминаете как потерянную в 1943? Она на минах не тонула. 18.4.45 утоплена торпедоносцами у Пиллау.

#7 14.07.2009 19:29:00

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Destroyer Novik написал:

Оригинальное сообщение #90339
просто интересно как они проходили, а то читаешь "Щук" от Морозова и о том, как и гед какие проходили рубежи догадываешься лишь весьма примерно...

Ну в кратце вопрос выглядит так: в 1941 году крупные МЗ: "Апольда" в устье ФЗ (гибель "Гневного" и подрыв "Горького"), "Корбетта" (между Таллином и Ханко, сыграло роль при эвакуации Ханко) и "Юминда" (р-н м. Юминданина в обе стороны - эвакуация из Таллина).
В 1942-1944 г. часть старых МЗ была вытралена или разрядилась а вместо них было создано два новых: "Зееигель" (по меридиану о. Гогланд - Гогландский рубеж) и "Насхорн" - между Таллином и Хельсинки (Нарген-Поркаллаудский рубеж). Для восприятия информации из книги этой информации думаю будет достаточно.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#8 14.07.2009 21:45:57

Destroyer Novik
Гость




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Спасибо :) Вот сам еще нарыл немножко вот тут :)
http://blokada.otrok.ru/library/emel/41.htm

#9 15.07.2009 18:19:37

Игнат
Мичманъ
michman
Откуда: М. О./Тамбов
Обьедененный флот "Адзума"
Сообщений: 8531




Re: Минные заграждения в финском заливе.

igor написал:

Оригинальное сообщение #92560
Игнат, а чего вы SАТ.5 вспоминаете как потерянную в 1943? Она на минах не тонула. 18.4.45 утоплена торпедоносцами у Пиллау.

Благодарю. это потоплено авиацией

- 21 июля была повреждена тяжелая плавбатарея «Helene».
- 1 августа – повреждены ТЩ «М-15» и ТЩ- «М-459».
- 4 августа – потоплена тяжелая плавбатарея SAT-1 «Ost»
- 11 августа – повреждена тяжелая плавбатарея SAT-S «Robert Miller»
- 21 августа – потоплены минные заградители KM-6, KM-30, KM-28.
- 25 августа – поврежден ТЩ «М-18»


http://www.baltic-sunken-ships.ru/data/ … ge122.html

Тайны затонувших кораблей. Подводные археологические открытия, находки затонувших кораблей, кораблекрушения и катастрофы, морские сражения, подводный музей истории, самолеты Второй Мировой войны.

Назад
Операция по прорыву Гогландской минной позиции
Операция по силовому прорыву Гогландской минной позиции противника осенью 1943 года.

Эта операция КБФ мало изучена историками и имеет довольно много неясностей. Между тем она очень интересна, поскольку является первой успешной наступательной операцией КБФ в Великой Отечественной войне и знаменует перелом в ходе боевых деймтвий на море.

Суть ее заключалась в ликвидации блокады КБФ, плавания кораблей которого были ограничены с запада мощным минным заграждением, включавшим в общей сложности 15882 мины и минных защитника. Попытка преодолеть их привела в мае 1943 к потере двух ПЛ – «Щ-406 Щ-408». Повторная попытка преодоления позиции привела к потере еще двух лодок – «С-9» и «С-12».

Но на зиму 1943 планировались операции Ленинградского фронта по полному снятию блокады и наступлению вдоль южного побережья Финского залива, которые нуждались в поддержке с моря. Специальной директивой кораблям Островной военно-морской базы была поставлена задача: « - на Восточном Гогландском плесе и Нарвском заливе пробить фарватеры через Гогландский оборонительный рубеж противника и разминировать маневренные районы». Планировалось провести траление трех фарватеров шириной по 20 кабельтовых в сплошных минных полях.

Аэрофотосъемка выявила 27 заграждений, которые имели по несколько линий. Каждая линия в свою очередь состояла из трех рядов мин и одного ряда минных защитников. Сегодня известно, что специально для борьбы с тральщиками часть мин ставилась с углублением всего 0,3 – 0,5 метра, а плотность их достигала на некоторых участках до 400 штук на милю. Фактически мины стояли через 4,5 метра. Подходы к минной позиции простреливались артиллерией. С запада – корабли охранялись 3-й флотилией быстроходных тральщиков типа «М-40» и флотилией тяжелых плавучих артиллерийских батарей SAT. С юга и с севера – тяжелыми 152-мм пушками, установленными на Кургальском полуострове и на острове Большой Тютерс.

Первоначальный этап операции включал налеты авиации КБФ которая бомбила минные заграждения и сторожевые корабли. Всего в июле-августе было выполнено 2523 самолета-вылета. Ценой потери нескольких десятков самолетов авиаторам удалось вывести из строя несколько немецких кораблей:

- 21 июля была повреждена тяжелая плавбатарея «Helene».

- 1 августа – повреждены ТЩ «М-15» и ТЩ- «М-459».

- 4 августа – потоплена тяжелая плавбатарея SAT-1 «Ost»

- 11 августа – повреждена тяжелая плавбатарея SAT-S «Robert Miller»

- 21 августа – потоплены минные заградители KM-6, KM-30, KM-28.

- 25 августа – поврежден ТЩ «М-18»

Затем для активного траления были выделены большие силы: четыре дивизиона катеров-тральщиков (ТЩ), два дивизиона сторожевых катеров, звено катеров-дымозавесчиков, четыре БТЩ, два сторожевых корабля. По нашим данным ход операций был следующим.

1 сентября. Началось разведочное траление в направлении Нарвского залива, в котором надводные корабли КБФ не появлялись в дневное время уже полтора года. Утром на операцию вышли 1-й и 4-й дивизионы катеров-тральщиков. Их прикрывали истребители 3-го ГИАП с аэродрома Лавенсари, которые объявили об уничтожении двух немецких самолетов.

3 сентября. ПЛ «М-102» преодолев минный рубеж высадила на о. Большой Тютерс разведочно-диверсионную группу, которая была обнаружена немцами и уничтожена (2 чел.попали в плен).

4 сентября. Авиация КБФ совершила налет на немецкие СКР у о. Б. Тютерс потеряв 1 самолет и объявив о потоплении 2 ТЩ и повреждении 1ТЩ, 1СКА, 1ДБ. Немецкими источниками эти потери не подтверждаются. В то же время немецкие артиллеристы с о. Б. Тютерс объявили о потоплении советского тральщика. Реально были повреждены два КТЩ 4-го дивизионного ТЩК. Потери составили 1 убитый и 14 раненых.

5 сентября. При тралении минных заграждений в районе б. Вигрунд и б. Намси на минах погиб СК «МО-110» (типа «МО-2»). Истребителями прикрытия сбит «Ю-88».

6 сентября. Для прикрытия тральных групп авиация КБФ стала применять метод «штурмового патрулирования». Во время траления штурмовики Ил-2 находились в районе артбатарей противника и подавляли их огонь. В этот день авиация штурмовала немецкие батареи в районе Курголово. Истребители прикрытия сбили корректировщик «Hs-126».

7 сентября. Авиация КБФ совершила налеты на о. Б. Тютерс и Курголово. По докладам у Курголово сбиты 3 «FW-190», а у Б. Тютерса потоплен СКР. Немецкие источники это не подтверждают. Позднее выяснилось, что при этой штурмовке самолеты КБФ чуть не потопили ПЛ «М-102», которая выходила в атаку на немецкие тральщики и вынуждена была срочно погрузиться.

8 сентября. Тральный ордер был обстрелян с о. Б. Тютерс, причем в своих донесениях немцы отрапортовали о потоплении 1 ТЩ и повреждении еще двух. Авиация КБФ бомбила батареи на о. Б. Тютерс потеряв 2 самолета.

9 сентября. Самолеты КБФ бомбили артбатареи противника на о. Б. Тютерс потеряв от зенитного огня 1 «Ил-2».

10 сентября. Авиация КБФ штурмовала немецкие батареи на о. Б. Тютерс и Кургольском полуострове.

11 сентября. Авиация КБФ бомбила батареи на о. Б. Тютерс, Кургольском полуострове.

12 сентября. Для противодействия немецким сторожевым кораблям в состав тральных отрядов кроме дымозавесчиков стали включать торпедные катера, которые хоть и с риском, но могли преодолевать минные поля и атаковать противника. В этот день 3ТКА пытались атаковать 4СКА неприятеля, но ТКА-171 подзорвался на мине и погиб. Авиация КБФ доложила о повреждении 1 СКА противника.

14 сентября. Днем на траление выходило 17 КТЩ и 3 ТЩ под прикрытием трех СКР, 2 СКА, 5 катеров – дымозавесчиков и 3 ТКА. Тральный ордер был атакован немецкой авиацией и четырьмя тральщиками типа «М». При контр-атаке тральщиков торпедными катерами, артогнем был потоплен «ТКА-95» (Типа «Г-5»). В ходе траления подорвался на мине и погиб КТЩ «Р-13». Авиация КБФ доложила о трех сбитых самолетах противника и повреждении 1 вражеского ТЩ. Последнее подтверждается немцами – 4 штурмовика «Ил-2» из 7 ГШАП добились попаданий в тральщик «М-22», который был уведен на буксире. На о.Вигрунд организован наблюдательный пост.

15 сентября. Два самолета «МБР-2» из состава 58 ОАЭ ВВС КБФ бомбовым ударом потопили у о. Б. Тютерс тяжелую алвбатарею SAT-27 «West».

16 сентября. Самолеты 1-го ГМТП потопили финский СКР «Hisko». Возможно потоплен тральщик «R-19».

23 сентября. Немецкая авиация совершила налет на базу Лавенсари (о. Мощный). В воздушном бою у острова сбито 4 машины врага и потерян 1 советский истребитель.

24 сентября. Тяжелая артиллерия немцев с о. Б. Тютерс обстреляла Лавенсари (о. Мощный) и добилась попадания в склад боеприпасов. В результате пожара большая часть боеприпасов взорвалась.

28 сентября. Авиация КБФ совершила 2 налета по немецким батареям на Кургальском полуострове. Немецкая авиация бомбила Лавенсари. В воздушных боях сбито 3 бомбардировщика и потерян 1 истребитель.

30 сентября. Авиация КБФ бомбила немецкие батареи на Кургальском полуострове.

4 октября. В воздушном бою прикрывая тральный ордер сбит истребитель «Як-9». На поиски летчика вылетали самолеты и выходили 2 СКА.

8 октября. Подводная лодка «М-90» возвращаясь с задания по высадке разведчиков на о. Хамншер в 18ч 51 мин произвела атаку двумя торпедами немецкого конвоя из БДБ и 2СКА. Зафиксирован один взрыв, но немецких данных о потерях нет. Четыре немецких тральщика типа «М» обстреляли тральный ордер и корабли прикрытые.

9 октября. При тралении была впервые применена тактика движения одним крупным тральным ордером. На траление вышли сразу все 3 дивизиона – 20 КТЩ.

10 октября. Три ТКА атаковали немецкие СКА и потопили один. Немецких данных нет. ВВС КБФ потеряли 1 «А-20 Бостон» и «Ил-2».

11 октября траление осуществляли 4 дивизиона КТЩ. Тральный ордер составляли 33 катера. Подводная лодка «М-102» повторно высадила на о. Б. Тютерс разведывательно-диверсионную группу. Авиация искала экипажи погибших накануне самолетов. В воздушных боях потерян 1 штурмовик «Ил-2» и 1 истребитель «И-16».

12 октября. Авиация КБФ бомбила немецкие батареи на Кургальском полуострове.

14 октября. В ночь ПЛ «М-102» атаковала торпедами ТЩ- «М-30», который сумел уклониться от торпед и бомбил лодку.

15 октября. На траление выходило 4 дивизиона и тральный ордер состоял из 28 КТЩ. Прикрытие обеспечивали 1 БТЩ, 6 морских охотников и 4 катера-дымозавесчика. Тем не менее 4 КТЩ при обстреле получили повреждения от близких разрывов. Кроме того, катер-тральщик «ОВР-4» подорвался на мине и погиб. При тралении 20 самолетов КБФ штурмовали артбатареи на о. Б. Тютерс.

16 октября. Бомбардировщики КБФ ставила мины у о. Б. Тютерс, потеряв 1 машину.

19 октября. Тральная группа в составе 17 КТЩ, 4 СКА и 3 катеров-дымозавесчиков была атакована 4 тральщиками типа «М». За 20 минут немцы выпустили до 300 снарядов, но попаданий не добились. Тральный ордер был прикрыт дымовой завесой, а немецкие корабли контратакованы авиацией.

20 октября. Авиация КБФ бомбила минные заграждения у банки Вигрунд.

24 октября. Тральная группа включала 22 КТЩ (по другим данным 15 КТЩ) под прикрытием. 7 СКА, 4 катеров-дымозавесчиков и 3ТКА. После начала траления она была атакована отрядом из 5 тральщиков типа «М». Через 20 минут немецкие корабли были атакованы ТКА. ПО донесениям 1 немецкий ТЩ был торпедирован и утонул, а остальные ушли из района. Немецких данных подтверждающих гибель ТЩ нет.

27 октября. Прикрывавшая траление авиация КБФ штурмовала корабли противника у о. Б. Тютерс и бомбила батареи на мысе Колгонпя. Объявлено о потоплении 1немецкого ТЩ. Немецких подтверждений нет. В воздушных боях сбито 5 неприятельских самолетов, а два поврежденных штурмовика «Ил-2» совершили вынужденную посадку на воду и утонули.

Их экипажи были подняты дозорными катерами.

30 октября. Траление вели 3 Тщ 25 КТЩ, которых прикрывали 2 БТЩ, 9МО, 4СКА БМО, 4 катера – дымозавесчика и четыре ТКА. Противник обстреливал КТЩ с о. Б. Тютерс и атаковал 4-мя тральщиками типа «М». Последние были контратакованы ТКА, которые торпедировали ТЩ «М-16» потеряв ТКА -75 и ТКА-134. (Катера рапортовали о потоплении 2 немецких тральщиков, но немецкие источники подтверждают только попадание в «М-16», который не утонул, а был уведен на буксире в Котку). В ходе траления от взрывов и обстрела получили повреждения 5 КТЩ, а БМО «СК-318» подорвался на мине и утонул.

2 ноября. Траление осуществляли 12 КТЩ под прикрытием 5 MO, STKA, 5 катеров-дымозавесчиков. По рапортам при появлении немецких кораблей ТКА атаковали их потопив 2 ТЩ и один СКР и повредив 1ТЩ. При этом были потоплены ТКА 146 и ТКА 106. Затем еще три ТКА пришедшие с Лавенсари вновь атаковали немцев и потопили еще два ТЩ. Немецкие источники подтверждают в этот день гибель одного СКА – «Ore132»

4 ноября. В последний день активного траления действовали 15 КТЩ под прикрытием 2 БТЩ, 5МО, 4 ТКА и 4 катеров-дымозавесчиков. От взрыва мины получил повреждение КТЩ-710. Базовые ТЩ «Т-211» и «Т-216» обстреляли батареи на о. Б. Тютерс, причем по донесению после большого взрыва в районе береговой батареи противник прекратил огонь.

Утром авиация КБФ нанесла удар по ВБМ Котка, где были выведены из строя немецкие тральщики М 456 и М 460, а также поражены находившиеся в ремонте тральщика М 16, М 18, М 30. Кроме того авиация потопила финский минзаг «Lieska», буксир «Hel», плавбазу «LA-2» и баржу-склад.

10 сентября. Авиация КБФ атаковала немецкие СКР, попытавшиеся поставить мины в потраленных проходах потопив 2 корабля. Немецкие данные подтверждают гибель 2 СКА – Ore 84 «Kriegsmariner» и «Ore 94» «Lechtum». В воздушных боях сбито 4 немецких самолета и 1 советский.

Таким образом за два с небольшим месяца, совершив в общей сложности 24 боевых выхода на траление катера, корабли и авиация КБФ сумели пробить в немецких заграждениях три фаратера, которые обеспечили флоту выход в Нарвский залив. По этим фарватерам уже в феврале 1944 года прошел в тыл немцам отряд кораблей, высадивший десант в район Мерекюля.

В ходе предварительного этапа операции и во время траления фарватеров в указанных районах КБФ было потеряно в общей сложности 10 СКА и КЩ и до сорока самолетов. Также было объявлено о потоплении 20 кораблей и катеров противника и уничтожении 50 самолетов. Последнее не подтверждается немецкими источниками, но вполне может быть правдой.

Исследование в районе проведения операции позволяет полностью реконструировать ход этой забытой историками первой наступательной операции КБФ и подтвердить или опровергнуть донесения как советских, так и немецких моряков.

Сегодня нам удалось реконструировать схемы движения тральных ордеров и уточнить районы боевых столкновений. В ходе поисковых работ найдены корпуса БМО «СКА-318» и предположительно ТКА-146.


самый лучший "Громобой" -это" Пересвет"

#10 15.07.2009 20:14:23

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Минные заграждения в финском заливе.

Усе снова было немного не так, уважаемый Игнат.
SAT HELENE была бомбима (как СКА) 22-го июля 1943 самолетами Ил-2 из 7 ГШАП. В первой же атаке в 5.20 (по нем. данным - в 4.40) она не была повреждена (т.к. сообщения об этом в КТВ не записано), а только потеряла от обстрела бортовым оружием 1 чел. убитым и 6 ранеными. Позицию, судя по всему, не оставила. Сбитых не заявляла, наши потерь не несли.

1 августа утром те же Илы (4 шт.) попали бомбой в М.15 так удачно, что прихлопнули на нем командира флотилии и адъютанта, а также еще 2 человек. Выбиты радиостанция и 3,7-см зенитка. Тральщик ушел в Ревель в сопровождении М.22. Летчики отчитались о потоплении одного СКР и повреждении другого.
М.459 в другой атаке штурмовиков, в 16.45, пострадал тоже только от осбтрела, имея ранеными (в т.ч. тяжело) командира, 2 ВО и 3 матросов. Ушел в Ревель ссадить раненых.

4 августа SAT OST попала на мину в 16.30 и тут же утонула. SAT WEST спасла 35 человек, вкл. командира - из них 7 раненых и 11 легкораненых.

11 августа атаковали, конечно, опять Илы из 7 ГШАП. Сначала SAT ROBERT MULLER потеряла 2 чел. убитыми и 2 тяжелоранеными + на ней была выведена из строя кормовая зенитка. Причина в документах не уточняется - обтрел или бомба (скорее первое, причем, зенитка могла сломаться без помощи врага). Затем через 15 минут вторая группа Илов обстреляла СКР V.305, на котором было 3 раненых. Корабли пошли в Луппи, на плавбатарее через 2 часа вышла из строя левая машина и ее пыталась буксировать SAT WEST.

21 августа, понятное дело, действовала снова четверка Илов. Причем, по докладам экипажей, они только взорвали на о. Соммерс арт. склад, а на самом деле - был потоплен кюстенминзаг, а два других так повреждены, что их не могли спасти и они тоже утонули вскоре. Всего 12 погибших и 8 раненых. Оставшиеся катера ретировались с острова. Кроме того, за день 1 погибший на М.19 и легкие повреждения от бомб на R.120. Правда, непонятно, кто виноват - в Хронике кроме налета на Соммерс никаких атак не описано. Может, это были данные с прошлого дня.

25 августа был довольно жаркий вечер для немецких тральщиков. В 17.16 (16.08) 6 Ил-2 из 35 ШАП атаковали М.18, на котором было 3 тяжелораненых (высажны на Тютерс). Летчики попаданий не отметили, 1 Ил был поврежден (немцы записали его в сбитые). Затем 4 Ил-2 из 7 ГШАП снова напали на тот же ТЩ в 17.30 (16.24). Тральщик не пострадал, хотя наши пилоты (они атаковали целый отряд из 3 СКР, КЛ и СКА) записали себе потопленным катер и КЛ сильно поврежденной. Немцы в долгу не остались и тоже приписали себе сбитый самолет, которого не было. 3 Ил-2 из 35 ШАП и 8 из 7 ГШАП около 19.00 (17.55) атаковали ту же цель. На сей раз на тральщике был 1 тяжелораненный, пересаженный на OBERHAUSEN. Немцы привычно записали себе выдуманный сбитый самолет, а летчики не поскупились и "утопили" один СКР, "повредили" другой и "добили КЛ". Последний налет в 20.15 силами 6 Ил-2 из 7 ГШАП немцами даже не отмечен - либо самолеты атаковали что-то не то (по их мнению - поврежденный ранее СКР, который взорвался), либо с т.з немцев он был совершенно безрезультатен. Главный итог дня для М.18 и 19 - им пришлось попалнять боезапас ЗА с парома.

14 сентября тральщики были обстреляны батареей НКВ.509 (17 снарядов выпущено) и 3 тральщиками из 3 флотилии. Самолетов немецких не было. Тральщики ушли из-за огня батарей и кораблей, а также задымления горизонта, мешавшего определяться. На Р-13, кстати, погиб весь штаб 4-й флотилии КТЩ.
На вражеские корабли, определенные сначала как 4 СКР, выслали ТКА-85, 95 и 105. Катера противника определили как СКР типа Ф-1. 3 рядом и один вдали еще. 95-й с командиром отряда был сразу потоплен (немцами взято в плен 3 чел.), 85-й смог выстрелить только одну торпеду, которой промазал, вторая не вышла. 105-й пустил одну торпеду, от которой противник увернулся, а потом вторую,
которая попала одному СКР в борт. Через некоторое время ТКА-105 наблюдал уже только 2 СКР. В бою он получил 23 осколочных пробоины. Немцев одновременно атаковали 4 Ил-2 из 7 ГШАП. Никаких повреждений они не нанесли, немцы записал себе 2 сбитых - на сей раз, один всамделишний Ил-2. В описании боя есть интересные нюансы. По словам немцев, они видели 6 уцелевших из экипажа ТКА. При приближении ТЩ, "комиссар расстрелял двух из них", после чего немцы расстреляли комиссара и подняли на борт 3 оставшихся, в т.ч. командира. Под комиссаром, воможно, понимается командир отряда к-л Разгуляев?
М.22 был поврежден позже, следующим утром (9.00), на мине. 9 раненых. Это даже позже гибели SAT WEST (2.40), которая потоплена бомбой с одного из трех МБР-2, сбросивших 24 ФАБ-100 с 1.02 до 3.30 - судя по времени, последним из них.

Уф, что-то много получилось и уже спать пора. Если интересно, можно продолжить дальше, хотя типа немного оффтоп.

#11 15.07.2009 20:57:40

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Спасибо, очень познавательно :) Только у наших не флотилии КАТЩ, а вероятно, дивизионы.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#12 15.07.2009 21:55:07

Волк
Гость




Re: Минные заграждения в финском заливе.

igor написал:

Оригинальное сообщение #93319
погиб весь штаб 4-й флотилии КТЩ.

4-го дивизиона катерных тральщиков...

#13 16.07.2009 10:33:07

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Минные заграждения в финском заливе.

Ну, я не мог же хоть что-то да напортачить... Большое спасибо, что поправили, господа-товарищи.

Раз людям нравится, я продолжу, пока времени немного нашлось.

16 сентября Ил-4 (только не знаю, который из двух) потопил финский СКР UISKO. R.19 погиб в тот же день, только в г. Нант, на французщине.

23 сентября опять все не так было, как написано. Немцы действительно совершили налет на Лавенсаари, но вечером, в 19.55 - по сов. данным, 5 До-215 и 1 Хе-111 безуспешно сбросили 32 бомбы и так же безуспешно были обстреляны ЗА. А все вражеские самолеты по заявкам наших истребителей были сбиты в дневных боях, при сопровождении Ил-2. Сначала, в 14.10, когда 4 Як-7 из 13 КИАП бились с 6 Фиатами и 2 ФВ-190, они заявили 3 сбитых Фиата. Потом, в 16.48 4 Ла-5 из 4 ГИАП сражались с 8-ю Фиатами и бой окончился со счетом 1-1. Интересно было бы финские данные по этим боям увидеть.

24 сентября огонь нем. батареи велся из р-на Кургалово (предположительно, ж-д батарея). Выпущено 17 снарядов, взорвался склад, 9 раненых.

28 сентября немцы бомбили Лавенсаари опять вечером - всего 9 самолетов, почти все бомбы упали в воду. Ни один немец не сбит, зато утром зенитчики заявили сбитый разведчик Ю-88 над Графской, а истребители в течение дня в паре боев заявили 3 сбитых и 2 подбитых Фиата. Враг сбил один Як-7, а еще 1 Ил-2 был сбит зенитками над Кургалово.

8 октября немцы никаких атак ПЛ не замечали и потерь не несли. Финны правда лодку слухачами обнаруживали на след. утро.

#14 16.07.2009 11:20:52

Ingvar
Гость




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Destroyer Novik написал:

Оригинальное сообщение #90182
где можно найти карты минных заграждений на Балтике?

Кое-что по 1941 есть здесь: http://militera.lib.ru/h/platonov_av/ill.html

#15 16.07.2009 20:03:07

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Минные заграждения в финском заливе.

2

Если еще кто-то читает, вот конец, чтобы не бросать.

10 октября ТКА была атакована 3 сторожевая группа 24 дес. флотилии. После обстрела из 7,5-см орудий катера отвернули и на большой скорости скрылись за дымзавесой. Торпед немцы не видели. Чего там взрывалось и тонуло - неизвестно. На отходе та же группа катеров (№16, 36, 56) наткнулись на ТЩ М.18 и вели с ним перестрелку. Доложили потом, что подожгли СКР. На тральщике был тяжелораненый.

Бой 19 октября описывается сторонами по-разному. Немцы пишут, что открыли огонь в 12.10 и уже в 12.22 прекратили его из-за того, что противник отвернул на север и исчез в дыму. Наши же (правильно определив противника - 4 ТЩ из 3 флотилии), якобы были под огнем с 13.05 до 14.00, до подхода вышедших на поддержку фугасов. Немцы выстреляли 202 снаряда, наши насчитали 300. Немцы якобы по радио слышали, что сов. корабль поврежден и просит буксира, но это им, видимо, приснилось.

Бой 24 октября описан у немцев очень скупо. Вела его опять 3 флотилия ТЩ, 5 штук. Бой длился с 13.47 до 14.15, после чего сов. корабли скрылись на север под дымзавесой. Никаких торпедных атак немцы не видели и ничего не потеряли.

27 октября самолеты, атаковавшие корабли 25 флотилии ТЩ, нанесли им только людские потери. На М.403 было 3 тяжело и 7 легкораненых, на М.423 - 4 легкораненых, на М.443 - один. По нем данным, атаковали 20 Ил-2 в трех волнах. Главный итог - немцы пошли в Котку, пополнять боезапас.

В бою 30 октября никакого тральщика наши ТКА не повреждали: 2 ТКА потоплены немцами без повреждений и потерь. М.16 через 4 дня тяж. поврежден авиацией в Котке и отбуксирован в Киль.

Бой 2 ноября вела 25 флотилия ТЩ. Она никаких потерь не понесла, зато истратила 1300 снарядов 10,5-см - почти весь боезапас. На редкость точная заявка на победу - 2 уничтоженных ТКА. Сторожевика ORe.132 в ноябре уже не существовало. До 1.5.43 им был Kriegsmarine, который позже стал ORe.84 и погиб 10.11.43.

4 ноября на самом деле было несколько авианалетов на нем. корабли: 2 на сторожевую группу 3 флотилии ТЩ в море и один на группу 25 флотилии в Котке, где она пополнялась топливом (а не ремонтировалась). 3 флотилия отделалась легко - на М.30 неразорвавшейся бомбой уничтожено ограждение мостика, на М.460 более 15 пробоин. 1 погибший, 3 тяжелораненых. А вот 25 фТЩ повезло меньше. М.16 оторвало нос, 4 погибших, 4 пропавших, 20 раненых. М.453 получил по носу неразорвавшейся бомбой, но остался боеспособным.

И наконец, тот самый ORe.84 был потоплен авиацией 10.11.43 на пути к наблюдательной позиции где он должен был засекать пролеты самолетов. Где-то между Хунгербургом и Азери он утонул после атаки 9 самолетов на отряд из 6 катеров. 4 погибших, 1 раненый. Leuchtturm, кстати, носил этот же тактический номер до 1.5.43, но потом был возвращен владельцу и, соответственно, не тонул. ORe.94 же (AHTI) 10.11.43 был вытащен на берег, на зимовку, и что с ним потом стало, неизвестно. Может, Гайдук подскажет?

Знаю я, кстати, Игнат, откуда все эти нестыковки ползут. Не читайте этот справочник, он врет слишком много.

#16 17.07.2009 13:44:10

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Минные заграждения в финском заливе.

igor написал:

Оригинальное сообщение #93770
Если еще кто-то читает, вот конец, чтобы не бросать.

Конечно читает :)

igor написал:

Оригинальное сообщение #93505
16 сентября Ил-4 (только не знаю, который из двух) потопил финский СКР UISKO.

Это атака Разгонина. Бунимович в районе о. Мохни атаковал 1-ю вахтгруппу 24-й дес флотилии (БДБ-188, -189, -191, -194), которая шла ставить МЗ "Зееигель-7А" (240 взрывных защитников).

igor написал:

Оригинальное сообщение #93505
Интересно было бы финские данные по этим боям увидеть.

Такие данные у народа есть надо спрашивать на айрфорс.ру.

igor написал:

Оригинальное сообщение #93505
8 октября немцы никаких атак ПЛ не замечали и потерь не несли.

Вероятно атакованы БДБ 3-й вахтргруппы. Остальные укрылись в базах из-за свежей погоды.

igor написал:

Оригинальное сообщение #93770
3 флотилия отделалась легко - на М.30 неразорвавшейся бомбой уничтожено ограждение мостика, на М.460 более 15 пробоин. 1 погибший, 3 тяжелораненых. А вот 25 фТЩ повезло меньше. М.16 оторвало нос, 4 погибших, 4 пропавших, 20 раненых. М.453 получил по носу неразорвавшейся бомбой, но остался боеспособным.

ТЩ типа 35 - это 3-я флотилия, типа 40 - 25-я. Короче, М-16 входил в 3-ю флотилию, а М-460 в 25-ю.

igor написал:

Оригинальное сообщение #93770
Знаю я, кстати, Игнат, откуда все эти нестыковки ползут. Не читайте этот справочник, он врет слишком много.

Давайте другой делать! :) А то в условиях отсутствия информации его будут читать и дальше.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#17 17.07.2009 16:24:35

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Минные заграждения в финском заливе.

Так и думал, что Разгонин. Он транспорт 2000-3000 т атаковал - как раз под траулер подходяще.

Про тральщики - возможно. Я еще подумал, что это разнотипные корабли в одну флотилию гонят? Меня может извинить то, что про повреждения М.16 доклоадывает командир 25 фТЩ, а про повреждения М.460 - командир 3 фТЩ. Выходит, флотилии для тактических целей легко обменивались кораблями?

А про справочник - канешна будем! Только вот как его до народа донести.

#18 17.07.2009 16:32:41

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Минные заграждения в финском заливе.

igor написал:

Оригинальное сообщение #94152
Про тральщики - возможно. Я еще подумал, что это разнотипные корабли в одну флотилию гонят? Меня может извинить то, что про повреждения М.16 доклоадывает командир 25 фТЩ, а про повреждения М.460 - командир 3 фТЩ. Выходит, флотилии для тактических целей легко обменивались кораблями?

Ну да, разные смены дежурства на "Зееигеле".

igor написал:

Оригинальное сообщение #94152
А про справочник - канешна будем! Только вот как его до народа донести.

Обычным методом - внутривенно :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#19 28.01.2010 09:11:37

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Минные заграждения в финском заливе.

Слишком низкое качество картинок.

#20 28.01.2010 12:55:12

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Минные заграждения в финском заливе.

Стоит спросить об этом у Ботика Петра Великого в специальной ветке.

#21 09.08.2011 19:16:30

Динамит
Гость




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Встретилась такая схема минных постановок на 1944 год:
http://s46.radikal.ru/i111/1108/ad/9fc9d6ff5a35t.jpg
Синим цветом - финские постановки, зелёным - германские.

Отредактированно Динамит (09.08.2011 19:18:12)

#22 09.08.2011 19:22:04

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Минные заграждения в финском заливе.

Так это же раскрашенный Майстер, только не 1944, а 1942 г.! Еще в отличие от оригинала подписаны названия минных заграждений.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

Страниц: 1


Board footer