Вы не зашли.
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129673
Третье: Прочитайте подпись под иллюстрацией из "Истории русской армии и флота" которую я выложил ранее. Мне кажется что в морском корпусе до революции разбирались в типах парусных судов все-таки лучше, чем сейчас мы с Вами.
Полагаю, что большой ошибки в том, чтобы назвать "Опыт" тендером нет. Но все же более правильно называть его катером. Хотя бы потому что именно так он и числился во время своей службы.
Но остаются еще вопросы:
- длительность боя?
- уничтожение "всех орудий" последним залпом англичан?
- "ощутимые потери" англичан?
Рапорты есть в наличии Невельского и его визави?
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129673
Мне кажется что в морском корпусе до революции разбирались в типах парусных судов все-таки лучше, чем сейчас мы с Вами.
Это вам кажется. Вон недавно тут было обсуждение про 60-пушечный бриг. Тоже подпись к картинке.
cruchilo написал:
Оригинальное сообщение #129732
Александр, когда тендер появился как класс в РИФ ?
В списке судов Балтийского флота на 1812 год числится тендер "Навигатор". Каллистов Н.Д. Русский флот и двенадцатый год. СПб 1912 стр. 22.
Еще раз повторю, что Глотов ставит знак равенства между тендером и 1-но мачтовым катером по Штатному положению 1806 г. В "Истории русской армии и флота" т.9 стр. 145 "Опыт " так же классифицируется как тендер.
Repulse написал:
Оригинальное сообщение #129738
Это вам кажется. Вон недавно тут было обсуждение про 60-пушечный бриг. Тоже подпись к картинке.
Это разные вещи. Или Вы считаете, что офицеры морского корпуса стали бы терпеть такую "лажу" в названии картины из своей галереи?
Отредактированно Александр Г. (11.10.2009 11:18:49)
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129773
В списке судов Балтийского флота на 1812 год числится тендер "Навигатор".
Еще раз - тендер - это лишь указание на парусное вооружение.
Вот к примеру яхта, вооруженная тендером:
http://radikal.ru/F/i006.radikal.ru/090 … 2.jpg.html
Катер же имел прямой нос, которым разрезал (cut - отсюда cutter) волны.
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Lebre … ing-10.jpg
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129773
Или Вы считаете, что офицеры морского корпуса стали бы терпеть такую "лажу" в названии картины из своей галереи?
Я считаю, что замечание госпожи Гребенщиковой - глупость. Ибо "Опыт" - это И КАТЕР, И ТЕНДЕР. Катер по форме носа, а тендер - по парусному вооружению.
cruchilo написал:
Оригинальное сообщение #129733
Александр, здесь важен порядок терминов: сначала "катера одномачтовые" - затем "тендеры"
В тексте Глотова как раз наоборот. Дословно: "тендерами или просто одномачтовыми катерами".
Repulse написал:
Оригинальное сообщение #129789
Я считаю, что замечание госпожи Гребенщиковой - глупость. Ибо "Опыт" - это И КАТЕР, И ТЕНДЕР.
Считать не вредно. Но есть еще историография. Посмотрите на фамилии авторского коллектива 9 тома. Вы считаете себя более компетентным чем они?
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129798
Посмотрите на фамилии авторского коллектива 9 тома. Вы считаете себя более компетентным чем они?
Понятно. Началось мерение пиписьками. Значит аргументов нет.
Repulse написал:
Оригинальное сообщение #129786
Катер же имел прямой нос, которым разрезал (cut - отсюда cutter) волны.
Замечательно. И чем же отличается нос катера от тендера?
Ваша картинка с катером
Тендер из альбома Посьета
Да Бог с ним - тендар, катер, какая разница...
А вот что на счет вывода из строя ВСЕХ орудий на "Опыте" последним залпом и ОЩУТИМЫХ потерь англичан? "Опыт" вообще в английский фрегат попал хоть раз?
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129823
И чем же отличается нос катера от тендера?
Ваша картинка с катером
Еще раз. Медленно.
Тендер - это классификация корабля по парусному вооружению.
Катер - классификация по корпусу судна (по форме носа).
То есть - катер может быть тендером, а тендер может быть катером (а может - яхтой, кэчем, тьялком, эвером и т.д.)
Более того - в документах того же британского адмиралтейства тендерами называли вообще все одно- и двухмачтовые мелкие суда. К примеру - посмотрите Коломба, где королева Мария прямо пишет Герберту (1690 год), что французский флот скорее всего по обыкновению вывел в море мало больших кораблей и множество тендеров.
Так что спорить о том, кто "Опыт" - катер или тендер - бессмысленно. Это все равно как пытаться понять, этот человек мужчина, или двуногий. Вы сами прекрасно понимаете, что в этом мире полно двуногих мужчин, которые удовлетворяют понятию и "двуногий", и "мужчина"..))))
Вот к примеру из Реверте (который довольно хорошо разбирается в типах кораблей):
По сравнению с тем, что вот-вот должно появиться здесь, «Энсертен» – просто мелочь: шестнадцатипушечный тендер. Англичане называют его иначе – «катером»: на их языке это означает «резак» (Слово «катер» (англ, cutter) происходит от глагола «to cut» – резать.)
Но англичане, известное дело, вообще народ резкий. Так что пусть уж лучше будет «тендер». Вдобавок, если вспомнить о пушках, из которых стреляет Келеннек, с его тендера, или катера, как бы он там ни назывался, сняли четыре, чтобы судно стало легче и быстроходнее.
Вот в оригинале, если хотите:
Repulse написал:
Оригинальное сообщение #129895
Так что спорить о том, кто "Опыт" - катер или тендер - бессмысленно.
Дак и я о том же. Для него правомочны оба названия. Кстати, хоть позиции и прояснились, но несколько сканов до общей кучи все-таки выложу - чтоб добро не пропадало.
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129928
позиции и прояснились
А что про потери англичан?
Александр Г. написал:
Оригинальное сообщение #129731
Читаем Глотова "Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля" СПб. 1994 г. стр. 217.
Вами перенесены акценты - читать это нужно ДО ТОГО, как утверждать в статьях, что "Опыт" не катер, а тендер".
Зенков. Искусство делания мачт... 1828 г. Кораблями числит 120-, 110-, 84-, 74-, 64-пушечные военные суда. Фрегатами числит 44-, 36-, 24-пушечные. Бригами 20- и 16-пушечные. Транспортами от 120 до 73 футов без вооружения (не указано) четырех типов. Катерами 12- и 10-пушечные, двух типов.
Катер - не тип судна, а вспомогательный класс, в который в разное время включались разные корабли (ср. Глотов и Зенков). Английское "куттер" на "катер" (ИМХО) пример т.н. языковой абберации в морской терминологии.
Repulse написал:
Оригинальное сообщение #129895
То есть - катер может быть тендером, а тендер может быть катером (а может - яхтой, кэчем, тьялком, эвером и т.д.)
Тендер не может быть яхтой, кечем, тьялком, эвером и т.д. Тендер может быть только тендером.
Катер может быть всеми названными, но с учетом времени описания, когда корректно применить термин, когда уже не корректно. Уточнение Г.А.Гребенщиковой не корректно по форме, нужно было "катер типа тендер" или как-то по другому.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #129703
Английская вервия несколько отлична.
Скорее, более правдоподобна...
Эд написал:
Оригинальное сообщение #129703
При встрече англ. капитан предложил Невельскому сдачу, тот отказался и стал уходить на веслах. Использовав порыв ветра, фрегат снова сблизился и вновь предложил сдачу. Невельской опять отказался, и начался бой. 12-фунт. карронады Опыта оказались бесполезны, фрегат же дал несколько (по др. данным – два) продольных выстрела цепными ядрами, которые снесли рангоут Опыта; его упавшие куски убили 2 и ранили 11 человек экипажа, включая Невельского, из общего числа в 53 чел.. Фрегат прекратил огонь и вновь предложил сдачу. На этот раз Невельской, видя бесполезность продолжения боя, котрый мог привести только к гибели экипажа, ответил утвердительно.
Таким образом, собственно бой был непродолжительным...
prostack написал:
Оригинальное сообщение #130029
нужно было "катер типа тендер" или как-то по другому
Могу предложить пару формулировок, которые "не режут слух"...
"Катер, вооруженный тендером", или "катер, оснащенный тендером".
Эд написал:
Оригинальное сообщение #129703
4 часа Невельской храбро отбивался от противника (англ. фрегат с пистолетного выстрела дал 2 залпа)
Что, собственно, имеется в виду? Что за 4 часа боя английский фрегат дал всего два(?!!!) залпа? Или то, что бой шел на дальней дистанции, а с "пистолетного выстрела" было дано только два залпа?
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #130737
Что, собственно, имеется в виду?
Так у Веселаго и у Черныщева (возможно, из Истории русской армии и флота). Налицо явное противоречие даже у них. Скорее всего, весь эпизод продолжался 4 часа. По английским данным, фрегат залпы, разумеется, не давал, он лишь сбил у Опыта рангоут, чтобы не дать ему уйти. Как будто англичане спустили шлюпки с призовой командой и врачом еще до того, как Невельской поднял сигнал о сдаче.
Судное дело надо смотреть, для выяснения всех обстоятельств. Не знаю, рассматривался ли этот эпизод в диссертации Е.М. Лупановой, но даже если и да - детали самого боя не входили в ее тему.
Поскольку тут и о тендерах-катерах и, Роман Васильевич Кроун упоминался…
Невольно возникает вопрос о первом деле катера МЕРКУРИЙ (Капитан-Лейтенант Р. В. Кроун): был послан Козляниновым для сбора сведений о шведском флоте, 29 апреля 1789 года у Борнгольма, после непродолжительной перестрелки взял неприятельский 12-пушечный тендер СНАПОП…
О взятии ВЕНУСА и РЕТВИЗАНА известно кажется все, а вот об этом эпизоде упоминается как-то между прочим… А хотелось бы поподробнее, как сие происходило (после непродолжительной перестрелки); ТТХ тендера СНАПОП; его служба в нашем флоте: кто был командиром, когда списан и т.п.
С уважением, МК
Это тот Невельской, который потом Дальний Восток исследовал?