Сейчас на борту: 
Arriol,
FOBOS.DEMOS,
Mitry,
Olegus1974k,
Буйный,
Злой,
клерк
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 6

#76 24.03.2010 23:48:08

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #207577
Перед началом Тулонского сражения Мэтьюс никак не мог догнать союзников:....

Эд написал:

Оригинальное сообщение #207577
В 1697 г. Англо-голландская эскадра вице-адмирала Невилла гналась за кораблями Пуанти,....

Эд написал:

Оригинальное сообщение #207577
В 1708 г. Форбен с десантом для Шотландии сумел уйти из Дюнкерка и вернуться обратно.....

Спасибо, Эд. Вы уже неоднократно приводили подобные, достаточно убедительные примеры. Однако...

Эд написал:

Оригинальное сообщение #207400
эскорт французов мог бросить свой конвой и, поставив все паруса, уйти от Хока.

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #207527
здесь надо говорить не о превосходстве в скорости, а о сознательно выбранной тактике - боем связать противника, чтобы торговые суда смогли уйти.

Надеюсь, Вы не сомневаетесь, что тактический замысел я понял. Но именно поэтому у меня и возникли вопросы...
Если л'Этандюэр хотел "связать противника, чтобы торговые суда смогли уйти", ему очевидно было выгодно максимально оттянуть начало боя,  чтобы торговые суда смогли уйти подальше, да и потери хорошо бы минимизировать. И для этого у него были все возможности - наветренное положение и позиция впереди английского флота!!!! Если его эскадра имела преимущество в скорости - он мог достаточно долго держать англичан на выгодной для себя дистанции - не отрываясь, но и не подпуская на дистанцию эффективного огня. С другой стороны, наветренная позиция и преимущество в крутизне хода могли позволить сманеврировать так, чтобы англичане приблизились не ранее, чем окажутся против всей французской линии. Т.о. судя по взаимному расположению кораблей, направлению ветра и поставленной задаче, французская эскадра могла провести бой несколько иначе. Может все дело в недостаточной "сплаванности" французской эскадры, ее неспособности к достаточно сложному совместному маневрированию? Есть ли какие-либо данные по этому поводу?

#77 25.03.2010 02:12:03

Blackbeard
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Да уж, достаточно познавательно. Особенно события 1697 года. Барон де Пуанти во время шторма уходит от Невила – не догнал, потом Невилл выслеживает пару флибустьерских фрегатов, и, о чудо (sic.), - догоняет. Можно даже своеобразную номинацию учредить, - «лучший ходок», - а по итогам, -

Золото – французам,
Серебро – англичанам,
Бронза и приз зрительских симпатий – флибустьерам.

Поймите, - я не занимаю диаметрально противоположную позицию и не говорю, что французы, все поголовно, в отличие от англичан – тихоходы. Везде были свои исключения, - французы неплохие корабелы, - это факт, - взять, например, ту же самую «La Couronne», - ну, чем не эталон корабля? Но, противоположная точка зрения, меня сильно смущает. Я же говорю лишь об общей тенденции, прослеживающейся в истории французского судостроения, и та позиция, которой я придерживаюсь, - позиция потому, что здесь её не разделяют, - имеет место быть. Существует целый ряд исследований, посвящённых материальной части кораблестроения и влиянию дерева, как такового, на морскую силу. Наиболее целесообразно было бы сослаться на работу Бэмфорда (forests and french sea power), - так как она посвящена непосредственно французскому судостроению. В принципе, если есть интерес, её, наверное, можно найти. В ней данные вопросы рассмотрены достаточно подробно.

#78 25.03.2010 08:50:34

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10368




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #207922
Что значит "мачты больше углублены"?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #207922
Что значит "стояли прочнее"?

В ряде случаев, когда французы уходили от погони, англичане объясняли это тем, что у них "были лучше установлены мачты"; далее шло разъяснение, что мачты (и стеньги) были более "заглублены". Рассматривались плюсы и минусы этого. Подробностей я не помню, сообщу, когда найду эти описания.

Со времен Кольбера появились первые работы французских математиков по теории корабля, в 18 веке были ими же созданы капитальные труды.

#79 25.03.2010 08:57:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10368




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #207959
судя по взаимному расположению кораблей, направлению ветра и поставленной задаче, французская эскадра могла провести бой несколько иначе.

Англичане с утра уже видели конвой. Конвой шел с относительно небольшой скоростью, и Хок нагонял его. Французский эскорт сперва шел вслед за конвоем строем фронта, когда англичане подошли ближе, они выстроились в линию баталии, продолжая следовать за конвоем. Маневрирование могло увести эскорт в сторону от конвоя, и Хок мог послать к нему часть своих сил. Поэтому л'Этандээр остался на прежнем курсе, англичане увлеклись боем с эскортом, атакуя превосходящими силами французские ЛК с хвоста, но это заняло много времени, французы упорно сопротивлялись. Выигрыш во времени спас конвой.

#80 25.03.2010 09:51:12

Repulse
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #207959
Если л'Этандюэр хотел "связать противника, чтобы торговые суда смогли уйти", ему очевидно было выгодно максимально оттянуть начало боя,  чтобы торговые суда смогли уйти подальше, да и потери хорошо бы минимизировать.

Только вот скорость торговых судов (каравана), ниже, чем скорость кораблей л'Этандюэра. Именно поэтому было принято решение, ИМХО, снизить скорость эскорта.

#81 25.03.2010 11:43:39

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Blackbeard написал:

Оригинальное сообщение #207989
Я же говорю лишь об общей тенденции, прослеживающейся в истории французского судостроения, и та позиция, которой я придерживаюсь, - позиция потому, что здесь её не разделяют, - имеет место быть.

Разумеется. И никто, как мне показалось, не стремится огульно критиковать Вашу позицию. Однако, хотелось бы получить не только более-менее язвительные рассуждения по вопросу, но и подтверждения Вашей точки зрения. Так, например, Вы утверждаете, что французы имели слабые мачты и, следовательно, могли нести меньше парусов. Но чем же это подтверждается?

#82 25.03.2010 16:57:04

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #208172
Только вот скорость торговых судов (каравана), ниже, чем скорость кораблей л'Этандюэра. Именно поэтому было принято решение, ИМХО, снизить скорость эскорта.

Видимо Вы правы. Как-то упустил из виду момент, что конвою было приказано отходитиь на SW. И именно в этом направлении и была выстроена французская линия. Т.е. французы давали бой, исходя из предположения, что англичане в первую очередь хотят атаковать конвой, а не военные корабли. Тогда все действительно логично - ЛК французская эскадра заняла позицию строго между англичанами и конвоем.

#83 25.03.2010 22:44:12

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Blackbeard написал:

Оригинальное сообщение #207989
потом Невилл выслеживает пару флибустьерских фрегатов, и, о чудо (sic.), - догоняет.

А чего удивлятся, в 17 веке линкор "в среднем" был быстрее фрегата. Если конечно то барахло, на котором плавали пираты, было на самом деле фрегатом.

Blackbeard написал:

Оригинальное сообщение #207989
Бронза и приз зрительских симпатий – флибустьерам.

Я конечно понимаю. что ник обязывает, но этим то за что? Кораблей они не строили.
Теперь серьёзно. Предположим что англичане имели более прочные мачты (хотя это ещё надо доказать), и при сильном ветре могли нести больше парусов, чем французы (т.е. имели большую скорость). Но при умеренном ветре французы вполне могли нести большую парусность и иметь большую скорость. При прочих равных более короткая мачта более устойчива к шквалам, но при этом она несёт меньшую площадь парусов.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#84 26.03.2010 20:53:39

jeeet
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #208783англичане имели более прочные мачты (хотя это ещё надо доказать), и при сильном ветре могли нести больше парусов, чем французы

Кстати, не такая уж прямая взаимосвязь тут: нагрузка на мачту (в целом, как систему) зависит и от распределения парусности по ярусам рей -- т.е. если верхние реи длинее, то и нагрузки на степс будут выше (а так же -- кренящий момент вообще). Например, намного позже, когда Болд заказал своего первого "Франс", то проект имел большой недостаток -- малая остойчивость, что усугублялось ещё и чрезмерной площадью верхних парусов... Лайеши настояли на ином распределении парусности по ярусам, и их суда имели более высокие ходовые качества во всех ветровых и волновых условиях.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #208783при умеренном ветре французы вполне могли нести большую парусность и иметь большую скорость

Тоже не факт... скорость тут не сводится к "площадь парусности/водоизмещение" или иным подобным зависимостям, всегда приходится учитывать и крен, и дрейф под ветер... ну, и, например, насколько нужно отклонить руль для парирования всех факторов... а с прямым вооружением -- чуть ли не насколько сильно можно "положить" реи на фордуны ;)

#85 26.03.2010 22:07:01

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Превосходство француского кораблестроения.

jeeet написал:

Оригинальное сообщение #209483
Тоже не факт... скорость тут не сводится к "площадь парусности/водоизмещение" или иным подобным зависимостям, всегда приходится учитывать и крен, и дрейф под ветер...

Я это понимаю, недаром я написал при прочих равных.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#86 26.03.2010 23:03:13

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Превосходство француского кораблестроения.

jeeet написал:

Оригинальное сообщение #209483
Тоже не факт... скорость тут не сводится к "площадь парусности/водоизмещение" или иным подобным зависимостям

Естественно, однако при анализе сложных систем зачастую используют принцип декомпозиции. Было высказано предположение, что французские мачты (как один из элементов сложной системы "парусный корабль") по своей прочности уступали французским. Отсюда и возник вопрос - чем именно автор данного тезиса может его подтвердить.

#87 27.03.2010 10:48:41

jeeet
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #209541Я это понимаю

Я, честно говоря, особо и не сомневался... просто хотел задать ещё направление в ходе мысли...

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #209576Было высказано предположение...

Ну, да и для проверки совсем не мешает оценивать не только высоту мачт или общую парусность, а ещё и распределение длины реев, и, собственно, парусности, по ярусам. Я, вообще-то, очень смутно представляю себе где эти данные можно посмотреть, потому просто ообозначил факторы, о которых никто не высказывался, но играющие заметную роль в обсуждаемой ситуации.

#88 29.03.2010 12:30:04

Blackbeard
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Да я, в принципе, не меньше вашего наслышан именно о превосходстве французского кораблестроения, в том числе и о том, что английские капитаны, как говорят, в определённый период истории, предпочитали нести службу на французских призах. Именно поэтому меня и поразила позиция Бэмфорда, говорившего о превосходстве английских кораблей в скорости, что, дескать, было предопределено прочностью рангоута и отсутствием у французов сырьевой базы, необходимой для создания флота. Вот и хотелось узнать, какую реакцию вызовет здесь его позиция.

К сожалению, здесь она абсолютно неизвестна, хотя книжка Бэмфорда далеко не новинка.

Агриппе, - вам необходимы примеры, когда французы брали рифы при усилении ветра? :O

#89 29.03.2010 22:44:27

gorizont
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Blackbeard написал:

Оригинальное сообщение #210625
говорившего о превосходстве английских кораблей в скорости, что, дескать, было предопределено прочностью рангоута и отсутствием у французов сырьевой базы, необходимой для создания флота.

Забавно. На этом форуме Эд не раз приводил данные (впрочем, не все, что он приводил, следовало относить к разряду именно данных, но все же), что а) французы использовали более качественную древесину (насчет парусов и такелажа - вопрос, конечно, но к рангоуту "более качественная древесина" вполне относится прямо), 2) свои корабли содержали в лучших условиях (лучшее оснащение крытыми доками портов и т.п.) и 3) имели более удачную конструкцию в том числе и в части обводов (впрочем, возможно, зря я приписываю Эду последнее утверждение?).
Из минусов - получалось дороже, и соответственно обычно - меньше кораблей на службе.

#90 29.03.2010 23:24:17

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Blackbeard написал:

Оригинальное сообщение #210625
Именно поэтому меня и поразила позиция Бэмфорда,

Вам не сложно привести английскрое название книги?

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #210973
2) свои корабли содержали в лучших условиях (лучшее оснащение крытыми доками портов и т.п.)

Мне кажется, это верно только для посленаполеоновской эпохи.
Помнится, в одном из романов Фенимора Купера один английский офицер отличил французский корабль по относительно большому марселю.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#91 29.03.2010 23:30:01

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10368




Re: Превосходство француского кораблестроения.

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #210973
имели более удачную конструкцию в том числе и в части обводов (впрочем, возможно, зря я приписываю Эду последнее утверждение?).

Что-то в этом роде когда-то обсуждалось. Виктори был построен по обводам (увеличенным) Инвинсибля, захваченного еще в 1747 г.

#92 30.03.2010 02:39:36

Blackbeard
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #210993
Вам не сложно привести английскрое название книги?

В сообщении за номером 77 оно мной уже указывалось.

gorizont, - я не менее Вашего удивлён подобной позицией, - только поэтому, собственно, и осмелился "встрять", что называется, в эту тему. А про качество материала, - так ведь всё же относительно, - для штучного "товара" могли и деревья подбирать с определённым изгибом, а при массовом производстве, в ход шло всё что ни поподя. Бэмфорд, как я понял, вообще доходит о того, что объясняет сухопутную политику Франции именно отсутствием сырья, необходимого для создания флота.

#93 30.03.2010 13:14:46

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Blackbeard написал:

Оригинальное сообщение #210625
Агриппе, - вам необходимы примеры, когда французы брали рифы при усилении ветра?

Мог бы (в Вашем стиле) ответить вопросом на вопрос - а Вам известны примеры, когда англичане не брали рифы при усилении ветра? Но, полагаю, это не конструктивно!

Хотелось бы все-таки получить в ответ не очередное ерническое замечание, а серьезное подтверждения Вашего тезиса о том, что в одинаковую погоду английские корабли постоянно несли больше парусов, чем французские, и что связано это было именно с качеством мачт, а не, например, квалификацией экипажей. И как же все-таки обстоят дела со сравнением площадей парусов английских и французских кораблей?

#94 30.03.2010 22:40:48

gorizont
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #211155
Хотелось бы все-таки получить в ответ не очередное ерническое замечание, а серьезное подтверждения Вашего тезиса о том, что в одинаковую погоду английские корабли постоянно несли больше парусов, чем французские, и что связано это было именно с качеством мачт, а не, например, квалификацией экипажей. И как же все-таки обстоят дела со сравнением площадей парусов английских и французских кораблей?

Я нашел пассаж, который имел ввиду Blackbeard - правда, не в оригинале, а в фактически ссылке.
В работе Броделя "Материальная цивилизация" есть целый абзац, построенный на посыле работы Bramford P.W. "Forests and French Sea Power 1660-1789".
У Броделя пишется (т.1, стр. 387-388):
"Что касается мачт для военных кораблей, деталей, имевших решающее значение, то Франция оказалась отстранена от торговли на Балтике, которая через Ригу, а позднее через Санкт-Петербург снабжала преимущественно Англию. Французам не пришло в голову леса Нового Света, в особенности леса Канады (что позднее сделали англичане).
Стало быть, французский флот вынужден был применять "составной рангоут". А такие искусственные мачты - их изготовляли, соединяя несколько бревен и стягивая их железными обручами, -  были недостаточно гибкими и ломались, когда ставили слишком много парусов. Французские корабли никогда не будут располагать преимуществом в скорости перед англичанами. Об этом определенно свидетельствует сложившаяся одно время обратная ситуация: во время войны английских колоний в Америке за независимость вооруженный нейтралитет закрыл Балтийское море для англичан, им пришлось обратиться к составным мачтам, и преимущество перешло к их противикам".

Честно говоря, очень уважаю Броделя, но данный пассаж вызывает вопросы.

#95 30.03.2010 23:53:08

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Превосходство француского кораблестроения.

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #211449
Франция оказалась отстранена от торговли на Балтике, которая через Ригу, а позднее через Санкт-Петербург снабжала преимущественно Англию. Французам не пришло в голову леса Нового Света, в особенности леса Канады (что позднее сделали англичане). ...Стало быть, французский флот вынужден был применять "составной рангоут".

Как-то сия цитата расходится с тем, что написано у Маркварта, коему в этих вопросах лично я доверяю больше...

"До американской войны за независимость (а не "позднее", как в цитате) все большие мачты изготовлялись из сосны Новой Англии. После того, как этот источник иссяк, Ройал Неви стал получать мачты из Риги".

И по поводу "вынужденного применения французами составных мачт" и "преимуществах" мачт из русских материалов...

"Правда там даже самые большие деревья редко были толще 24", а в основном от 19" до 21", поэтому мачты стали делать из бОльшего количества частей. По этой причине, а также из-за большего веса восточно-европейской древесины мачты стали почти на четверть тяжелее....Поэтому для Рижских мачт требовалась значительно большая остойчивость судна".

Хорошее, однако, "преимущество"!!!!

#96 31.03.2010 08:18:11

gorizont
Гость




Re: Превосходство француского кораблестроения.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #211506
Как-то сия цитата расходится с тем, что написано у Маркварта, коему в этих вопросах лично я доверяю больше...

Тут вопрос даже не к Броделю (хотя, конечно, и ему не помешало бы построить эти свои два абзаца не на одной-единственной работе, прочитанной по данной теме, а хотя бы двух от разных авторов) = а к Бремфорду.
Бродель на соответствующей страничке вписан ссылку на эту пресловутую книгу - Bramford P.W. "Forests and French Sea Power 1660-1789", более того, указал, что эти два абзаца, часть которых я привел, основаны целиком на материале из Бремфорда.

Отредактированно gorizont (31.03.2010 08:18:47)

#97 31.03.2010 15:24:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10368




Re: Превосходство француского кораблестроения.

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #211556
на эту пресловутую книгу

Когда-то, в 69-м, смотрел эту книгу - P W Bamford, Forests & French Sea-Power, Toronto, 1956. Судя по шифру (H 997/506) сейчас она находится в филиале Ленинки, в Химках (в Области). Не нашел там ничего особенно интересного. Впрочем, место издания (Торонто) говорит само за себя. Автор пользовался канадскими, а не французскими документами. Записал тогда в частности, что в 17 века для ЛК 1 ранга требовалось 100000 куб. футов дуба, в 18 веке -120000 куб. м  (т.е. 4000 150-летних дубов) + 300000 фунтов железа, 130-140000 рабочедней.

Brian Lavery, The Ship of the Line, 1650-1850, vol. II: Design, construction and fittings, London, Conway Maritime Press, 1984:

«В идеальном варианте большинство кораблестроителей предпочли бы делать каждую мачту из одного дерева, и это обычно было возможно для верхних мачт. Для нижних мачт, однако, становилось все труднее находить подходящий стволы, особенно, поскольку корабли становились крупнее, а лес истощался. С конца 17 века кораблестроителям пришлось искать новые источники материалов, и на какое-то время ответ был найден в Новой Англии с ее почти неисчерпаемыми лесами. Правда, лес там был не самого лучшего качества, многие кораблестроители предпочли бы получать материал из Балтийского региона, и они настаивали на том, чтобы мачты из материалов Новой Англии были бы толще тех, что делались из английской или балтийской древесины, но они были дешевле и их поставки не могли быть прерваны войной в период первых 75 лет 18 века. С 1652 г. материал для мачт шел из Новой Англии во все более увеличивающихся объемах, и флот все более от них зависел, хотя «композитная» мачта из нескольких частей полностью не исчезла. Но в 1779 г. разразился «мачтовый кризис». Поставки из Новой Англии теперь были значительно затруднены, а сражения этой войны (особенно, Уэссанское 1778 г.) наносили тяжелые повреждения такелажу и мачтам кораблей. Верфям пришлось все в большей мере прибегать к изготовлению мачт из нескольких частей, этот процесс был длительным, дорогим и требовал квалифицированную рабсилу, так что верфи и доки никогда не могли поспеть за требованиями флота». (далее следует технология изготовления «композитных мачт в 1779-80 гг.).

#98 01.04.2010 14:21:26

richie
Участник форума
CVE-68
Сообщений: 167




Re: Превосходство француского кораблестроения.

вопрос к ув. Эд-у В истории фр фрегатов читаю:

Chapter III - The 8-pdr Frigates, 1740-1774
Chapter IV - The 12-pdr Frigates, 1748-1798
Chapter V - The 18-pdr Frigates, 1781-1813
Chapter VI - The 24-pdr Frigates, 1772-1843
Chapter VII - The 30-pdr Frigates, 1805-1846

Что означает это The ...-pdr?

Отредактированно richie (01.04.2010 14:22:55)

#99 01.04.2010 14:44:01

Бирсерг
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6841




Re: Превосходство француского кораблестроения.

фунты- калибр главного калибра фрегата

#100 01.04.2010 16:05:43

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10368




Re: Превосходство француского кораблестроения.

richie написал:

Оригинальное сообщение #212274
Что означает это The ...-pdr?

Это указывает на калибр орудий на нижней (закрытой) пушечной палубе. При этом французский фунт = 489,5 г, т.е. на одну двенадцатую больше английского.

Страниц: 1 2 3 4 5 6


Board footer