Сейчас на борту: 
Titanic,
Николаич,
Скучный Ёж
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 04.11.2009 16:33:08

Scif
Гость




На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

2

Итоговые ссылки:
Примечания от Сидоренко Владимир :
Непременно следует учитывать два обстоятельства:
а) литература мемуарного характера, как-то Хасимото, Хара, Футида, Окумия, Хорикоси, Сакаи (также, как и Шерман и прочие американцы-англичане) не является в полной мере объективной и несёт немало ошибок и искажений фактов;
б) современные переводы, особенно АСТовские, имеют весьма низкое качество перевода специальной терминологии (как-то "противолодочные орудия", "высоковзрывчатые снаряды" и т.д. и т.п.)
так что при чтении надо вводить мысленные поправки.
...
Книга Роско (я говорю прежде всего о "тихоокеанском" томе по эсминцам) несмотря на изрядную её пухлость удивительно бедна на фактуру. Зато разглагольствований о героизме американских моряков - хоть отбавляй. Для примера, когда я захотел уточнить данные о мореходности американских эсминцев на примере "Инцидента с 3-м флотом" (тайфун в который попал 3-й флот Хэлси), то оказалось, что сведения по навигационной и гидрометеорологической обстановке у Роско крайне скудны и восстановить взаимную прокладку курсов американского флота и тайфуна оказалось невозможно. А что же там есть? А есть описания, как американские моряки попав в шторм героически молились богу. Ну, и какой с этого прок? Так что Роско - это книга написанная для американского обывателя, призванная довести "героизм" экипажей американских эсминцев до американского "налогоплательщика". А к историческим источникам она имеет отношение постольку-поскольку.

Впрочем, это не значит, что Роско не следует читать. Следует. Хотя бы для того, чтобы знать аргументацию буржуазных фальсификаторов военной истории



Книги :

Предвоенные прогнозы:
Гектор К. БАЙУОТЕР - "Великая тихоокеанская война 1931-1933 г.г."
КИОСУКЭ ФУКУНАГИ "ЗАПИСКИ О БУДУЩЕЙ ЯПОНО-АМЕРИКАНСКОЙ ВОЙНЕ" 1934-го года издания


Собственно книги:
Американская сторона:
http://militera.lib.ru/h/morison_s1/03.html - численность обеих сторон и потери.
На русском:

Далл, "Боевой путь императорского японского флота"
Полмар , Морисон, Шерман и Роско - хотя (внимание! ) это достаточно популяризированная литература
Полмар. Авианосцы. http://alexgbolnych.narod.ru/polmar1/
Роско Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне United States submarine operations in World War II
Сильнее "божественного ветра". Эсминцы США. Война на Тихом океане
В схватке с "волчьими стаями". Эсминцы США: война в Атлантике United States Destroyer Operations in World War II
Морисон
1. Битва за Атлантику (1939-1943) (ISBN: 5-17-012740-5 ?? )
2. Операции в водах Северной Африки (октябрь 1942 г. - июль 1943) ISBN: 5-17-015299-X
3. Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 - апрель 1942 ISBN: 5-17-014254-4 есть на милитере - http://militera.lib.ru/h/morison_s1/
4. Борьба за Гуадалканал, август 1942 - февраль 1943 ?? ISBN: 5-17-014462-8
5. Прорыв барьера у архипелага Бисмарка. 22 июля 1942 - 1 мая 1944 ISBN 5-17-017282-6
9. Битва за Атлантику (1943-1945 )
Битва за Атлантику выиграна май 1943-май 1945 ISBN: 5-17-013054-6)
10. Освобождение Франции (Вторжение во Францию и Германию, июнь 1944 - май 1945) ISBN 5-17-016951-00 Война в Микронезии ISBN: 5-17-018705-X
11. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, весна-лето 1942 г. ISBN 5-17-017795-Х, 5-7921-0642-8
00. Острова Гилберта, Маршалловы и Новая Гвинея ISBN: 5-17-018750-5
8. Операции в Средиземном море
11. Освобождение Филиппинских островов от Лейте через Миндоро
12. Освобождение Филиппинских островов от Лейте через Минданао
13. Ликвидация Японской империи

Роскилл - Флаг святого Георгия.
Роскилл- Флот и война.

Шерман "Война на тихом океане. Авианосцы в бою

Локвуд: Топи их всех.
Локвуд : Морские дьяволы.

Холмс: победа под водой - http://militera.lib.ru/memo/usa/holmes/index.html

Можейко "Западный ветер, ясная погода"

Джоуэт и Эндрю "Японская армия 1931-1942"
Джоуэт и Эндрю "Японская армия 1942-1945"
Догерти "Японская пехота 1941-1945"
Нила "Униформа и снаряжение японской морской авиации. 1937-1945"
Поттер "Адмирал Нимиц"
Ротман и Палмер "Японские укрепления на островах Тихого океана 1941-1945"
"Кампании войны на Тихом океана"

На английском:
Stephan, John J. (2002). Hawaii Under the Rising Sun: Japan's Plans for Conquest After Pearl Harbor. Honolulu: University of Hawaii Press. ISBN 0824825500.
The First Team: Pacific Navy Air Combat from Pearl Harbor to Midway
Ландстром The "First  Team and the Guadalcanal Campaign"
Journal article by Stu Tobias; Air Power History, Vol. 53, 2006.
Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway http://www.shatteredswordbook.com/
Эванс и Питти "KAIGUN. Strategy, Tactics and Technology in the Imperial Japanese Navy 1887-1941"
Лакруа и Уэлс "Japanese Cruisers of the the Pacific War"
Кэмпбелл "Air war Pacific"

Японская сторона:
Агава "Адмирал Ямамото"
Тагая "Японская императорская военно-морская авиация. 1937-1945"
Хасимото "Потопленные"
Хара "Одиссея самурая"
Хаттори "Япония в войне 1941-45 гг." (лучше старое, ещё советское издание).

Хорикоши, Окумия - Зеро! http://alexgbolnych.narod.ru/zero/
Их же
Сакаи Сабуро - Самурай http://alexgbolnych.narod.ru/samurai/
Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй.

Сайты:
http://www.cdsg.org/hawaii.htm
http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/BBBO/index.html
http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/ships/ships-ao.html
http://www.ibiblio.org/pha/pha/congress/part_2.html#66
http://www.navweaps.com/index_oob/OOB_W … Harbor.htm
http://www.cgsc.army.mil/carl/download/ … earl_b.pdf
http://www.army.mil/cmh-pg/books/wwii/Guard-US/ch6.htm
USS Ramapo, Reports of Pearl Harbor Attack



Разное обсуждение:
http://tsushima4.borda.ru/?1-10-0-00000 … 1204980736 - Перл-Харбор, телеграмма и другие средства связи
http://kris-reid.livejournal.com/274637 … 7#t4661197
http://kris-reid.livejournal.com/274637 … 5#t4668365
http://www.snowball.ru/forums/?board=ai … p;direct=1
http://www.snowball.ru/forums/?board=ai … p;direct=1
http://tsushima4.borda.ru/?1-10-0-00000 … 1189407102
http://anti.forum24.ru/?1-5-0-00000007- … 1194765314
http://www.alternativahist.borda.ru/?1- … 1196796272
http://www.alternativahist.borda.ru/?1- … 1241751460

Прежние альтернативы:
http://forum.axishistory.com/viewtopic. … p;t=120787


Итак, тут в пятый раз всплыл "десант на гавайи".
Не читавшим Мифологию Перл-харбора напоминаю:

Для счастья своими руками
Мы строили Харбор родной.
За каждый расколотый камень
Отплатим мы страшной ценой.
(C)Alexey_RA

Численность американских сухопутных войск:

Береговые батареи:
http://www.cdsg.org/hawaii.htm
http://cdsg.org/cdlist1.htm
Стационарные:
4 – 406-мм
2 – 356-мм
4 – 305-мм
20 – 305-мм мортир
8 – 203-мм
8 – 152-мм
6 – 120-мм

Мобильные:
12 – 240-мм
48 – 155-мм
The Harbor Defenses of Honolulu, Hawaii

FORT RUGER/ Diamond Head/ 1906-now/ Natl. Guard , State Civil Def., State Dept. Land & Nat. Res. / KK
Harlow/ 8-12"/M /1910-1943
Birkhimer/ 4-12" /M /1916-1943/ rebuilt
Granger Adams/ 2-8"/ BC/ 1935-1946/ Black Pt.
#407/ 2-8"/ BCLRN/ 1942 NA/ tunneled into rock
S.C. Mills/ 2-5" /BP/ 1916-1925/ Black Pt., guns from Mott
Dodge/ 2-4.7" /A/ 1915-1925/ 2-4" NP WWII
Hulings/ 2-4.7" /A/ 1915-1925
unnamed/ 12-2.24" /Ped./ 1915-1919/ emplacements for parapet mounts

Wiliwilinui Ridge M.R./ private/ KK
Wili /4-155 mm/ PM/

FORT DeRUSSY/ Waikiki Beach/ 1908
Randolph/ 2-14"/ DC/ 1913-1944/ 2 - 7" guns now in emplacements
Dudley/ 2-6"/ DC/ 1913-1946/

FORT ARMSTRONG/ Kaakaukukui Reef/ 1899-1950s/
Tiernon/ 2-3"/ P/ 1911-1943/

Sand Island Military Reservation/ K
Sand/ 4-155 mm/ PM/ 1937-1943 /

Other locations- Honolulu ?
#304/ 2-6"/ SBC/ 1942 NC/ Punchbowl
#305/ 2-6"/ SBC/ NB/ Koko Saddle
unnamed/ 2-240 mm/ H/ 1929-1941/ Waimanalo
unnamed/ 2-240 mm/ H/ 1927-1941/ Kaaawa,
unnamed/ 2-240 mm/ H/ 1927-1941/ Ulupau,
Koko Head/ 2-155 mm/ PM/ 1941-1942/ Koko Head

The Harbor Defenses of Pearl Harbor, Hawaii

FORT BARRETTE/ Kapolei /1934-/ city/county park/ KKK
Hatch/ 2/-16"/ BCLRN/ 1934-1948/ casemated-WWII

FORT WEAVER/ Puuloa/ 1899 (1922)/ Navy Housing/ K
Williston/ 2-16"/ BCLRA/ 1924-1948/ ARF,
Weaver/ 4-155 mm/ PM

FORT KAMEHAMEHA/ Queen Emma Point/ 1908-1949/ Hickam AFB /MD?, MC /KKK
Hasbrouck/ 8-12"/ M/ 1914-1943
Closson/ 2-12"/ BCLR/ 1924-1948/ casemated 1942
Selfridge/ 2-12"/ DC/ 1913-1945
Jackson/ 2-6"/ DC/ 1913-1943
Barri/ 2-4.7"/ A-CM/ 1915-1924/ Bishop Pt.
Chandler/ 2-3"/ P-CM/ 1915-1942/ Bishop Pt.
Hawkins/ 2-3"/ P/ 1914-1943
Kam/ 4-155 mm/ PM


Other locations- Pearl Harbor
Brown's Camp/ 4-8"/ RY/ 1937-1944/ Browns Camp, Kahe Point
Adair / 2-6"/ A-CM/ 1917-1925/ Ford Island, empl. elsewhere earlier ?
Boyd/ 2-6"/ A-CM / 1917-1925/ Ford Island
Nanakuli / 2-5" / NP / 1941-1943 / plus 1 - 3" NP / destroyed
unnamed/ 2-240 mm/ H 1931-1941/ Laie
unnamed/ 1-240 mm/ H 1927-1941/ Pupukea
unnamed/ 3-240 mm/ H 1930-1941/ Makua
Barber's Point/ 4-155 mm/ PM/ 1937-1942/ Barber's Point / destroyed

The Harbor Defenses of Kaneohe Bay and the North Shore of Oahu, Hawaii

FORT HASE/ Mokapu Point / 1942 / Marine Corps Base, Hawaii /KK
East Beach 4 155 mm PM
North Beach 4 155 mm PM
Pyramid Rock 4 155 mm PM

Paumalu M.R. /Waialee / X
#408/ 2-8" BCLRN NB
unnamed 4-8" RY NB

Kawailoa M.R / X?
unnamed 4-8" RY 1940-1942
unnamed 4-155 mm PM

Kaena Point M.R. / KK
#409/ 2-8"/ BCLRN/ 1942 NC/ tunneled into rock

Other locations- North Shore / K
Kahuku/ 4-8"/ RY/ 1940-1944/ dismounted RY with shields, 1 empl. remainstunnels
Ashley/ 4-155 mm/ PM/ 1939-1944/ Ashley Military Reservation

Oahu howitzer positions manned by field artillery units ?
Kalihi/ 2-240 mm/ H/ 1941-1944 / Kalihi, atop Koalau Range
"Quadropod"/ 2-240 mm/ H/ 1941-1944/ Paalaa
unnamed/ 2-240 mm/ H/ 1941-1944/ Kole Kole Pass
unnamed/ 2-240 mm/ H/ 1941-1944/ Kunia


Карта размещения:

Тренировки КМП по отражению десанта:
http://tsushima4.borda.ru/?1-10-0-00000 … 1204980736


Авиация:
http://militera.lib.ru/h/morison_s1/03.html - численность обеих сторон и потери.
Потери Японии

Безвозврат боевой - 29 машин и 55 пилотов. Безвоврат общий, включая списанные за неремонтопригодностью - 55 единиц. "Санитарные потери" самолётов - 85 единиц.

Япония:
Имеется войск "всего".
имеется свободных транспортов "всего - брутто -тонн \ штук".
Для транспортировки 1 дивизии до П-Х требуется транспортов :
Для снабжения 1 дивизии в П-Х нужно транспортов :

Отредактированно Scif (18.11.2009 15:11:30)

#2 04.11.2009 17:50:07

Ingvar
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Отлично! Спасибо за предоставленную информацию. *HI*

#3 04.11.2009 19:05:41

Serbal
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

1

Scif написал:

Оригинальное сообщение #139859
Итоговые ссылки:

Очень интересно: За шесть десятилетий о Перл Харборе написаны сотни книг и исследований. Казалось бы, уже трудно высказать какое-либо новое суждение об этой катастрофе. Однако корреспондент “Нью-Йорк Таймс” Уильям Хоунан написал книгу “Предвидение бесславия”, в которой предлагает совершенно новое толкование обстоятельств этого трагического события.

В тот день, когда американское радио сообщило о нападении японцев на Перл Харбор Уильяму Хоунану было 11 лет. Он учился в школе в пригороде Нью-Йорка Бронксвилл. Всех учеников собрали в актовом зале и они услышали выступление президента Франклина Делано Рузвельта, в котором он призывал Конгресс дать согласие на объявление войны Японии. “У меня от этого выступления было такое впечатление будто мир разлетелся на части у меня на глазах. Моя страна, в которой мы так спокойно, так мирно жили, где пролетело мое, поистине, счастливое детство, вступает в войну! Взрослые, которых я знал и любил, наверное, пойдут воевать и многие назад не вернутся. Я не то чтобы страдал от этих мыслей, я был потрясен случившимся”, — пишет Хоунан.

С этого времени все связанное с Перл Харбором, стало интересовать Уильяма. Он собирал фотографии, газетные сообщения, покупал книги. Уже тогда перед ним встал вопрос: как могла маленькая Япония отважиться напасть на такого могучего гиганта, как Соединенные Штаты?

Хоунан окончил колледж штатного университета Огайо, защитил диссертацию в университете штата Вирджиния и начал работать журналистом. Как и все мы, горемычные, Уильям Хоунан испытал долю внештатного корреспондента, то есть, журналиста, получающего гонорар, по принципу: что опубликовал за то и получил. Постоянные поиски тем для статей сделали его завсегдатаем букинистического магазина на 4-й авеню Нижнего Манхэттена. Там однажды, роясь в старых изданиях, Хоунан наткнулся на книжку Гектора Байуотера “Большая война в Тихом океане”, изданную в 1925 году. Он купил книжку и, прочитав ее, понял, что она стоила своих денег. “Я был попросту сражен, — признавался Уильям. — ее автор еще в 1925 году, в форме романа, представил полный и точный сценарий военных действий между Японией и Соединенными Штатами. Не веря самому себе, я сравнил, страница за страницей, эту книгу с “Историей войны между Японией и Соединенными Штатами”, написанной уже после окончания Второй мировой войны. Совпадение было поразительное. За шестнадцать лет до нападения на Перл Харбор Гектор Байуотер представил детальный план войны, угадав, что первый удар Япония нанесет нам именно на Гавайях. Затем шла интервенция на остров Гуам и Филиппины, и буквально, во всех деталях, было представлено то, как впоследствии действительно развивались события. Каким-то образом, Байуотер точно предугадал два места на Филиппинах, где произойдет высадка японцев! После чего описывалась блистательная наша контратака и полное поражение Японии в этой войне. Кто же этот современный Нострадамус? — думал я”.

Оказалось, что Гектор Байуотер, умерший в самом начале Второй мировой войны, в период между двумя мировыми войнами был одним из крупнейших военно-морских журналистов. Он сотрудничал в американской газете “Нью-Йорк Геральд” и в лондонском “Дейли Телеграф”, сыскав себе международную известность как автор девяти книг, посвященных истории военно-морских флотов. В 1920-х годах, когда будущий президент США Франклин Делано Рузвельт был помощником военно-морского министра, он вел открытую публиковавшуюся в прессе дискуссию с Байуоторем на тему вероятности войны между Японией и Соединенными Штатами. Книга Байуотера “Большая войн в Тихом океане” явилась как бы последним словом в этом споре. Но автор был не только блестящим журналистом и писателем, но и агентом Английской разведки. Был он загадочной личностью: путешествовал с американским фальшивым паспортом, при этом был душой вечеринок, веселых сборищ в ресторанах, клубах, барах, ошеломлял окружающих своими историями про тайных агентов, веселил их своим искрометным остроумием и нескончаемым потоком анекдотов. Он был весельчаком, но в кармане у него всегда лежал... заряженный пистолет.

Написав и опубликовав несколько статей о Байуотере, Хоунан, как говорится, устремился мыслью дальше. Стратегом нападения японцев на Перл Харбор, а также военных операций против американского флота считается японский адмирал Изоуроку Ямамото. Читал ли японский адмирал книгу Байуотера? А если читал, не позаимствовал ли он идеи Байутера для своих военно-стратегических построений? И есть ли связь между нападением на Перл Харбор и военным специалистом Байутером? На эти, поставленные самому себе вопросы, и стал искать ответы Уильям Хоунан.

“Я подозревал, что Ямамото читал и изучал книгу Байуотера, тем более, что в конце 1920-х и начале 1930-х годов он был военным атташе Японии в Вашингтоне. Мимо него не должны были пройти ни дискуссия на тему войны между Японией и США, которую вели Франклин Рузвельт и Гектор Байуотер, ни книга “Большая война в Тихом океане”, — говорил Хоунан в одном из интервью. — Однако, если Ямамото познакомился с этой книгой, то он должен был доложить о ней в Токио. Тем не менее, никаких документов об этом нет, (они могли быть уничтожены перед концом Второй мировой войны, как японцами, так и американцами во время бомбардировок).

Загадка ждала и требовала ответа. Как очень часто бывает, информация обнаруживается при самых неожиданных обстоятельствах... Хоунан решил посмотреть папку Байуотера в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне. В этой папке оказался листок, написанный по-японски. Когда один из сотрудников Библиотеки — японец — прочитал Хоунану текст, все встало на свои места. Оказалось, что Ямамото не только читал книгу Байуотера, но и делал о ней доклад для молодых морских офицеров в Токио в 1928 году. Поначалу Ямамото представлял идеи Байуотера, как вычитанные в американских статьях и книгах, а потом так с ними сжился, что начал считать эти идеи своими собственными.

Но оставалось одно темное пятно. Ведь Байуотер писал о стратегии войны в Тихом океане, которая привела к полному разгрому Японии. Как же мог японский адмирал принять стратегию, обрекающую его страну на поражение в войне? Очевидно, разгадку надо искать в том, что Ямамото в своих стратегических построениях основывался на опыте Русско-Японской войны 1905 года, которая завершилась полным фиаско для России. (Президент Теодор Рузвельт взял на себя тогда труд усадить Японию и Россию за стол переговоров в Портсмуте, штат Нью-Хэмпшир, и заключить мирный договор). По сценарию, разработанному Байуотером, на начальном этапе войны Япония выглядела победительницей. И Ямамото понадеялся, что американцы усомнятся в своих возможностях выиграть у Японии войну в Тихом океане и запросят мира. Но это оказался жестокий просчет. Америка — не Россия, ни в 1905 году, ни, тем более, в 1940-х годах. США не только сумели оправиться от Перл Харбора, но и стали истинными, бесспорными победителями во Второй мировой войне.

(с) Людмила Кафанова.

"Комсомольская правда" 30.01.1927

Гектор К. БАЙУОТЕР

"Великая тихоокеанская война 1931-1933 г.г."


С сегодняшнего номера мы начинаем печатать отдельные главы из нового произведения известного английского морского писателя Гектора И. Байуотер, посвященного одному из наиболее коренных вопросов мировой политики — Тихоокеанской проблеме. По мнению автора, борьба за влияние на Тихом океане должна привести Америку и Японию к войне. Другим же империалистическим хищникам — Англии, Франции и Италии — автор отводит место молчаливых зрителей. Но сила и интерес книги для советского читателя заключается не в политических размышлениях буржуазного публициста, неизбежно однобоких, а в действительно талантливом описании будущей морской войны.

Автор, видимо, умышленно избирает 1931 год (срок окончания действия Вашингтонского договора) годом начала войны, чтобы иметь возможность изобразить войну с теми орудиями истребления, которые ныне существуют и чтобы не заноситься в мир фантазии, в смысле развития техники. Все средства, которые фигурируют в книге — вполне реальны, возможны и применялись и в мировую войну. Сравнительно мало внимания автор уделяет лишь газовой войне.

Описав политическое положение Японии к началу войны, автор, не обойдясь, конечно, без «коммунистической пропаганды», заявляет, что Япония, вследствие наростающего недовольства народных масс, была вынуждена об'явить войну Америке, чтобы направить это недовольство на внешнего врага. В увлекательной форме автор излагает последовательный ход войны — первые неудачи американцев: взрыв Панамского канала, захват Филиппинских островов и острова Гаум японцами, гибель двух американских эскадр, восстание на Гавайских островах и т. д. Но, оправившись после первых ударов, американцы разрабатывают широкий стратегический план, твердо проводят его, и война кончается разгромом Японии, не смогшей, в силу экономической слабости, выдержать войну с Америкой. Кончая книгу, автор советует Америке и Японии не начинать никакой войны.

Симпатии автора всецело на стороне Америки. Если в начале войны американцы, по мысли автора, терпят ряд поражений, то это сделано, видимо, с расчетом разбудить американское общественное мнение и указать ему слабые стороны организации военно-морской мощи Америки. Неудивительно, что книга Байуотера вызвала бурю негодования в Японии.

Ниже мы печатаем главу из книги, посвященную борьбе за Филиппинские острова.

Захват японцами Филиппинских островов

Рано утром, 11 марта, американские аэропланы с острова Люзона заметили несколько боевых кораблей в 50 милях к северо-западу от Санта-Круц, идущих на юго-восток. Эти суда, повидимому, были авангардом большого японского флота, который должен был прикрывать дессантную экспедицию. Воздушным силам в Санта-Круц было приказано немедленно атаковать суда. Вслед за этим пришло новое сообщение о приближении большого флота к Кап Болинао. Японцы, видимо, решили произвести высадку дессанта одновременно с обеих сторон и высадиться на остров.

Генерал О'Нейлль, командующий сухопутными силами острова, отменил приказание об атаке неприятеля у Санта-Круц. В то же самое время всем подводным лодкам было сообщено о местонахождении трех неприятельских эскадр.

Для предупреждения высадки дессанта, две восьмидюймовые пушки (на жел. — дорожных установках) были направлены на север, а воздушные силы сосредоточены в Дагупан. Защитники правильно рассудили, что корабли, которые прошли Кап Энгано, направляются на южный пункт острова, — повидимому Манила являлась конечной целью высаживающихся войск

В 11 часов утра, 11 марта, японские корабли приблизились к Санта-Круц и обстреляли город, уничтожив телеграфную станцию и несколько домов. Эти бомбардировка была произведена для того, чтобы отвлечь внимание защитников от других частей острова. Не получив ответа на огонь, корабли пошли на юг. Одно время казалось, что корабли идут в Манилу, но вскоре они повернули опять к северу и скрылись.

В 3 часа дня американские аэропланы, несшие дозор между Кап Болинао и Сан-Фернандо были внезапно атакованы японскими аэропланами. Несколько этих аэропланов, пролетов над островом, сбросили бомбы на аэродром в Дагупане. Вслед за тем к берегу приблизились японские крейсера с торпедоносцами и обстреляли газовыми снарядами американские позиции, но были отогнаны полевыми пушками и мортирами.

В 5 часов воздушные наблюдатели заметили две колонны транспортов, приближающихся к берегу под защитой густой дымовой завесы. Наступил момент, которого американские летчики ждали с нетерпением.

20 аэропланов уже были на высоте 10.000 футов и столько же поднялось по сигналу в воздух. Несколько минут спустя, все они неслись прямо на японские транспорты, несмотря на ужасающий огонь противоаэропланных орудий кораблей.

Пройдя дымовую завесу, аэропланы обнаружили 24 больших корабля, наполненных людьми. Спускаясь вниз широкими спиралями, американские летчики бросали бомбы с высоты всего нескольких тысяч футов, вследствие чего и попали в зону обстрела пулеметов. Но ничто ее могло остановить людей, которые решили нанести наибольший вред противнику.

Самым большим в первой колонне был пароход «Садо-Мару». В этот пароход первый же аэроплан удачно сбросил три пятисотфунтовых бомбы, и в одно мгновение корабль был превращен в плавающие обломки. Сотни людей были разорваны в куски, и еще большее количество изуродовано ж искалечено взрывом.

На 10 других транспортах, в которые попали бомбы, имелось также большое количество убитых и раненых. «Вакаса-Мару» затонул в несколько минут, при чем половина войск, находящихся на нем в количестве 2.200 человек, погибла.

На «Тсубари-Мару» фосфорные бомбы зажгли большие бензиновые баки в трюме корабля, и огонь быстро распространился по всему судну, заставив людей прыгать в воду. 

Кроме больших потерь в личном составе, большие разрушения были причинены шлюпкам и другим дессантным приспособлениям находящихся на палубах транспортов, что задержало высадку на несколько часов. Японцы потеряли тут более 5.000 человек убитыми, ранеными и утонувшими.

Американские летчики также сильно пострадали. 25 аппаратов было сбито, 7 были так повреждены, что разбились при посадке и только 8 аппаратов вернулись на аэродром годными для дальнейших полетов.

Несмотря на тяжелый удар, нанесенный японцам, их транспорт, прикрываясь дымовой завесой, продвигался вперед. Через некоторое время, американские траншеи уже были обстреляны тяжелой артиллерией японских линейных кораблей.

Но защитники острова тоже не зевали. Две восьмидюймовые пушки (на жел.-дор. установке) были в 20 милях к северо-востоку от Дагупана, имея возможность таким образом, открыть фланговый огонь по транспортам, по мере того как последние приближались бы к берегу. Но вдруг обнаружилось, что железная дорога, по которой двигались пушки, взорвана вблизи Сан-Фабиан. Это разрушение было работой шпионов. Таким образом пушки защитников не могли продвинуться дальше к югу.

Высадка японцев шла полным ходом. В 8 часов вечера первая партия высаживающихся вышла из-за дымовой завесы и направилась прямо к берегу в шлюпках и моторных баркасах.

"Комсомольская правда" 8.02.1927

*) Начало см. «К. Пр.» № 25.

Бои 20-го ноября 1932 г.

В 3 часа дня главнокомандующий японским флотом получил сведения, что американский флот, в полном составе, находится в 160 милях от острова Яп, от которого японский флот находился в 100 милях. Он отдал распоряжение сводиться с противником.

Воздушные разведчики обеих сторон были все время в воздухе и, несмотря на взаимную помеху, имели возможность доносить командующим флотами о каждом движении противника.

Бой начался взаимной жестокой воздушной атакой.

В 3 часа 20 минут 50 аэропланов. главным образом бомбовозы и торпедоносцы, снялись с авианосцев «Локсингтон» и «Саратога» **) с приказанием сосредоточить атаку на головных японских линейных кораблях. Через 40 минут аэропланы увидели японский флот и бросились в атаку. В это же время японские аппараты, патрулировшие на большой высоте, устремились вниз на атакующие американские аэропланы. В первую же минуту жестокой воздушной схватки около 12 аэропланов вышло из строя. Трижды бросались японские летчики на противника, никогда не задумываясь таранить неприятельские машины, если не было возможности отогнать их другими мерами, и предпочитая пожертвовать собой, чем позволить американским бомбам достичь своего назначения. Меньшая половина американских машин все-таки прорвалась и направилась к японскому флоту, который встретил их ураганным огнем.

**) Новейшие американские корабли, прислособленные к перевозке аэропланов, до 100 аппаратов каждый.

Непрерывные разрывы снарядов заставляли аэропланы качаться, как будто в вихре. Воздух был отравлен едким дымом. И все-таки пилоты шли вперед и были уже почти у цели, когда 6 японских машин со скоростью молнии пересекли им путь, оставляя за собой тонкое облачко желтоватого цвета. Американские летчики, пролетая сквозь это облако, почувствовали ощущение удушья, сопровождаемое сильнейшим головокружением. Благодаря какой-то оплошности они не были снабжены противогазными масками. Это упущение было роковым. Все аэропланы, кроме двух, полетели в море. Летчики на двух оставшихся самолетах — одном бомбовозе и одном торпедоплане — были отравлены только слегка и, несмотря на ужасное недомогание, довели атаку до конца. Будучи наполовину ослеплены и удушены, они ошиблись, приняв крейсерскую бригаду за бригаду линкоров. Оба самолета атаковали «Мйоко». В это время в торпедоплан попал снаряд, и от был сбит. Бомбовозу удалось попасть одной бомбой в крейсер, после чего его тоже сбили, при чем пилот и наблюдатель были спасены японским торпедоносцем. Несмотря на сильные повреждения, «Мйоко» не был выведен из строя.

Таков был результат атаки, стоившей около 40 аппаратов; только дюжина их вернулась обратно.

Пока производился этот налет, японцы, со своей стороны, произвели такое же нападение на американский флот, но с едва ли лучшим успехом. Японским летчикам удалось пробить верхнюю палубу линейного корабля «Пенсильвания» и отравить газами 80 человек на «Техасе», но зато все аппараты, за исключением семи, были сбиты.

Даже в этой ранней фазе боя стало очевидным, что решение его может быть достигнуто не воздушными силами, а иным оружием. Так как количество аэропланов у обеих сторон было невелико, ни одна из них не рисковала произвести повторную атаку, ожидая более благоприятного случая.

В 4 часа 30 минут командующий I американской крейсерской бригадой был атакован 8 большими японскими кораблями *). В этой первой схватке крейсера «Хартфорд», «Олимпия» и «Портлэнд» получили повреждения и понесли большой урон в людях, но зато они имели удовлетворение при виде взрыва и потопления крейсера «Асигара».

В это время японские крейсера опять приблизились, пытаясь оттеснить американцев, пользуясь превосходством в количестве судов. Одновременно 3 флотилии японских торпедоносцев были направлены на американский авангард, оставляя за собой густую пелену дыма.

Пользуясь большим ходом, японцы пытались пересечь курс американской колонны под прямым углом, т.-е. произвести маневр, который поставил бы головные бригады американских линкоров под истребительный огонь. Во избежание этого, американский адмирал изменил курс и приказал головным бригадам открыть огонь по авангарду противника. Цель была невидима для наводчиков, но аеропланы-наблюдатели немедленно уведомили командующего флотом о положении противника. В 5 часов 25 минут, согласовав прицелы, «Колорадо», «Мэрилэнд» и «Вест-Вирджиния» начали стрелять полными залпами, выпуская при каждом залпе 24 тонны стали в противника. Первый залп дал перелет. На третьем залпе получился желанный сигнал: «накрытие», а на четвертом и пятом: «несколько попаданий в головной корабль». Считаясь с громадным расстоянием, стрельба была хороша, но она заставляла расходовать много снарядов при небольшом проценте попаданий. Попадания причинили большие разрушения, так как, падая почти отвесно, они пробивали палубу и проникали внутрь корабля, где разрывались с громадной силой. Японский крейсер «Нагато», получив два попадания, оказался серьезно поврежденным и временно вышел из строя. Один 16 дм. снаряд, попавший в «Мутсу», разрушил вторую башню и вывел орудия из действия. Не желая рисковать более тяжелыми повреждениями, адмирал Хирага повернул обратно и увеличил расстояние. Американцы немедленно прекратили огонь. Японский маневр не удался.

*) В настоящее время дальность артиллерийского огня американских линкоров — 30-31,5 тысяч метр. (Примеч. пер.)

Американский адмирал приказал дать полный ход и повернул вправо, выполнив этот маневр за дымовой завесой, выпущенной американскими торпедоносцами, в то время, как американские аэропланы атаковали японские с такой яростью, что последние не имели времени увидеть, что делается внизу. Благодаря этому, головные бригады американского флота подошли к японцам на расстояние 15.300 метров и открыли ужасающий огонь. Не меньше восьми кораблей сосредоточили свой огонь на «Исе» и «Хьюга», которые сделались мишенью для девяноста тяжелых орудий. Все американские корабли стреляли с наибольшей скоростью, — давая полный залп каждые 40 секунд.

Адмирал Хирага пытался, в отчаянии, увеличить расстояние между флотами, но повреждения, полученные некоторыми его кораблями, заставили его уменьшить общий ход до 20 узлов, и он больше не имел преимуществ в ходе.

Пять японских линейных крейсеров до сих пор еще не вступили в бой, так как их броня, за исключением «Акаги», была слишком легка, чтобы противостоять жестокому обстрелу, и адмирал Хирага держал их в резерве, ожидая благоприятного случая для введения их в бой. Его положение становилось критическим, и он решил предпринять смелый шаг. В 5 часов 40 минут он дал сигнал, и пять великолепных линейных крейсеров повернули вдруг на 180° и понеслись в восточном направлении полным ходом вне обстрела американского флота. По пути они наткнулись на 4-ую бригаду американских крейсеров, которые прикрывали левый фланг линкоров от атак торпедоносцев. Японские линейные крейсера повернули на север и, выйдя из полосы дыма, увидели эту бригаду в расстоянии всего 9.700 метров.

Японцы умели использовать всякий шанс на успех, который им представлялся. Вспышки огня показались из громадных 16'' пушек «Акаги» и немедленно вслед за тем из 14" орудий его спутников. Меньше чем через минуту крейсер «Трой» был разбит, имея половину экипажа убитыми и ранеными. «Кливелэнд» также получил смертельную рану, а «Денвер» и «Уиллингтон» были поражены раньше, чем они смогли ускользнуть от этого ужасного огня. Звук канонады дал понять американскому адмиралу, что там не все ладно; кроме того, воздушные наблюдатели сообщили ему о новой фазе развитая боя.

Покончив с 4 бригадой крейсеров, японские линейные крейсера продолжали итти на север еще минут пять, затем внезапно повернул на запад, идя, таким обраозм, курсом с 4 бригадой американских линкоров, шедшей в арьергарде. «Флорида» и «Вайоминг», как слабейшие корабля, отстали и находились позади остальной части бригады. На этих двух кораблях были сосредоточены залпы японских линейных крейсеров. В несколько минут, которые прошли раньше, чем остальные корабли бригады — «Пенсильвания», «Аризона» и «Техас» подошли на помощь, «Вайоминг» получил большую течь и вышел из строя. Еще хуже было положение «Флориды». Один из первых снарядов, попав в боевую рубку, убил адмирала Хуббарда, и большую часть его штаба. Корабль потерял способность управляться. Здесь произошла удивительная вещь. Один или, может быть, два его кормовых погреба, видимо, взорвались, ибо вся кормовая часть корабля взлетела на воздух, и те, кто видел этот взрыв, ожидали немедленного погружения корабля в воду. Но, несмотря на то, что фактически одна треть корпуса корабля была оторвала, он еще полчаса держался на воде. Это промедление дало возможность снять всех оставшихся в живых офицеров и матросов, но все-таки 350 человек погибли в бою.

Выполнив этот блестящий удар и нанеся такой тяжелый урон американскому арьергарду, японским крейсерам было бы лучше изменить свой курс и присоединиться к главным силам.

Но начальник бригады, увлекшись боем, продолжал итти тем же курсом на запад, продолжая сражаться с большей половиной американских линкоров.

Его корабли: «Акаги», «Хьюей» и «Копго» уже имели серьезные повреждения и вынуждены были уменьшить ход. У «Хьюей» была сбита одна башня. Японский адмирал, рассчитывая на преимущество в ходе, пытался вывести бригаду из боя, но ход «Харуны» упал уже до 22 узлов. По мере того, как вода прибывала, ход крейсера уменьшался последовательно до 18, затем до 16 узлов в то время, как остальные линейные крейсера проходили мимо него на присоединение к флоту.

Американцы, видя такое положение «Харуны» сосредоточили на ней огонь.

Видя, что больше ничего нельзя сделать, адмирал Вада начал уходить полным ходом, оставив тонущий. Эта потеря, однако, не была единственной, на которую мог пожаловаться адмирала Вада. Во время его стремительного отхода, «Копго», имея повреждение в рулевом приводе, вышел из линии как раз в тот момент, когда бригада уже выходила из зоны обстрела. Минуту спустя он был атакован шестью американскими аэропланами, которые, несмотря на бешеный огонь, выпустили торпеды, из которых две попали. Адмирал Вада, видя, что задерживаться дольше будет бессмысленно, продолжил итти с оставшимися тремя кораблями, из которых каждый носил следы сражения на соединение с флотом.

Хотя сражение и сильно превосходило по ярости любое морское сражение последнего времени, исход был еще неясен.

"Комсомольская правда" 16.02.1927

Окончание *).

Бой 20-го ноября 1932 г.
Было уже 7 часов вечера. Пользуясь отвлечением американских главных сил на японские линейные крейсера, адмирал Хирага с флотом уходил полным ходом на северо-запад, и его задние корабли находились уже в расстоянии 27.000 метров от американских головных судов. Несмотря на потерю скорости некоторых его кораблей, он мог бы, все-же, легко уйти от преследования, но был принужден соразмерять скорость эскадры с ходом подбитого «Хьюга», ход которого уменьшился до 17 узлов. Однако приближалась ночь, и, если бы удалось сохранять это расстояние между флотами еще один или два часа, японский флот был бы в безопасности, так как было мало вероятия предполагать, что американцы зайдут так далеко к западу в своем преследовании, хотя бы потому, что запасы топлива у них быстро уменьшались. Кроме того, у американцев были и другие причины, не позволявшие им преследовать противника — наличие большого количества поврежденных кораблей.

Вторая бригада японских линкоров, наиболее пострадавшая, находилась теперь в голове японской линии в то время, как первая бригада, состоявшая из трех самых сильных судов — «Кага» «Нагато» и «Мутсу», шла в ее хвосте. Далее, за кормой, флотилии торпедоносцев держали постоянную дымовую завесу, а аэропланы с авионосцев храбро сражались с американскими летчиками, дабы не допустить их в поле зрения флота. Однако, несмотря на эти меры, два или три американских аппарата были в состоянии доносить о движении противников, и командующий американским флотом решил попытаться нанести удар, пока еще было время. Оставив наиболее поврежденные суда на попечение крейсеров и торпедоносцев, он устремился вперед с 12-ю линкорами 20-ти-узловым ходом. В 7 час 20 мин. он настиг противника. Ввиду наступившей темноты и дымовой завесы, стрельба на дальних дистанциях, при наблюдении аэропланов, была бы малодействительна, поэтому американский адмирал не открывал огня до тех пор, пока расстояние не достигло 14.400 метров. Тогда 1-я и 2-я бригады открыли огонь из всех орудий, поддержанный вскоре огнем тех кораблей 3-й и 4-й бригад, которые были в состоянии принять участие в преследовании. Главной мишенью был «Кага», но некоторым судам было приказано сосредоточить огонь на «Мутсу», а по мере уменьшения расстояния и на «Нагато». В сгущающихся сумерках каждый выстрел орудия и разрывы снарядов представлялись особо яркими, а высокие столбы воды, поднятые упавшими снарядами, стояли в темноте, как огромные привидения, вынырнувшие из таинственного подводного мира. Несмотря на то, что дистанция была невелика для больших орудий, видимость была так мала, что попадания были чрезвычайно редки. В 7 час. 30 мин. американский адмирал приказал прекратить огонь. Однако корабли продолжали двигаться вперед.

В 7 час. 45 мин., после обстрела шрапнелью и фугасными снарядами японских торпедоносцев, которые выпускали дымовую завесу, командующий американским флотом выслал 2 дивизиона торпедоносцев, чтобы отогнать японские торпедоносцы. Это было выполнено, хотя и не без тяжелых потерь со стороны американских судов. В 8 часов, кода расстояние уменьшилось до 11.700 метров и видимость, благодаря частичному рассеиванию дымовой завесы, улучшилась, американцы вновь открыли огонь из всех орудий по японским линкорам, которые немедленно ответили. На этом, сравнительно небольшом, расстоянии попадания получились почти немедленно, и моментами казалось, что из всех швов «Кага» пылает огонь, так часты были разрывы снарядов у его бортов и на палубе. Но, несмотря на неравные силы, японцы сражались с железной решительностью. В 8 час. 05 мин. передняя башня «Колорадо» была выведена из действия. Продолжая стрелять, корабль вышел из линии. Громадный японский корабль «Кага» также получил смертельный удар. Благодетельная темнота скрыла его раны, но огонь выбивался из отверстий в его корпусе, и только одна башня его была в действии. Когда он поравнялся с американской линией, почти все суда противника сосредоточили огонь на нем. Под этим ливнем снарядов он, казалось, сплющился. Громче, чем звуки залпов, слышались теперь взрывы его носовых погребов по мере того, как огонь подходил к ним.

Конец настал в мощном взрыве, который потряс небеса и осветил море, как днем. Затем все опять погрузилось в тьму, и, несмотря на то, что американские торпедоносцы немедленно бросились к месту гибели, они не нашли никаких следов корабля или экипажа. Судно в 40.000 тонн, с экипажем в 1.500 человек, исчезло совершенно. Теперь была очередь «Мутсу» познакомиться с сосредоточенным огнем американских судов.

Он шел упорно впереди и вспышки залпов его орудий перемежались с золотисто-красными разрывами снарядов на броне его бортов и на более легких надстройках. И затем случилась такая странная и необ'яснимая вещь. Командир л. к. «Теннесси» так описывает эту картину:

«В 8 ч. 25 после взрыва «Кага», наша бригада горячо сражалась с «Мутсу» и «Кагато», в то-время, как некоторые головные корабли настигали уже японские линкоры типа «Фусо», которые были все еще впереди. Внезапно наблюдатели донесли, что «Мутсу» вдруг повернул на 90° вправо, что означало, что он идет прямо на нас. Корабли иногда поворачиваются таким образом, если у них испорчены приборы управления рулем, но в таких случаях они возвращаются на прежний курс при помощи винтов. Однако линкор идет прямо нас, мы, естественно, начали пытаться заставить его отойти, при чем наши комендоры стреляли с такой быстротой, какой я даже не мог ожидать. В мой перископ я видел «Мутсу» буквально засыпанным снарядами крупного калибра и ожидал каждую минуту, что он повернется на свой прежний курс. Но, к моему удивлению, он шел прямо на нас и, хотя его нос первоначально был обращен к нашему авангарду, я видел, что по мере продвижения нашей линии вперед, он, на этом курсе, должен будет пересечь нашу линию непосредственно за кормой «Теннесси».

Может быть, офицеры корабля, считая себя обреченными на гибель, решили устроить хара-кири *) в большом масштабе? По мере того, как расстояние уменьшалось последовательно до 10.800 метров, затем до 9.900 и даже до 9.000 метров, мы стреляли и стреляли, пока наши орудия не сделались горячими и дула их не раскалились.

*) Хара-кири — буквально «разрезание живота» — старинный японский метод самоубийства путем вскрытия брюшной полости

Несмотря на то, однако, что мишень была теперь так хорошо видима и приближалась все ближе и ближе, я боюсь, что необычное зрелище громадною линкора, несущегося опрометью на нас, подействовало на нервы наводчиков не только моего корабля, но и всего флота, так как я заметил, что многие залпы были выпущены впустую. Сам «Мутсу» стрелял с поразительной точностью из его оставшиеся 6 орудий.

С выходом из строя «Колорадо» флот вело флагманское судно «Вест Вирджиния», и я видел, как этот корабль получал попадания с каждым залпом несущегося противника, который, видимо, решил прорваться через нашу линию. Если бы кто-нибудь сказал мне раньше, что даже самый большой линейный корабль мог выдержать сосредоточенный огонь более чем ста больших орудий на расстоянии всего около 5 миль и не быть потопленным немедленно, я посмеялся бы над ним.

Это было настоящее испытание огнем, которое пришлось выносить «Мутсу», и он все-таки был еще на плаву. Но по мере того, как он приближался все ближе, и чем ближе мог я его разглядеть, я видел, как он разрушался под ударами снарядов. Его массивная семиэтажная передняя мачта представляла из себя переплет скрученной стали. Первой трубы не было, а вторая, имевшая вид решета, склонилась на сторону под острым углом. Почти каждую секунду какие-нибудь обломки взлетали на воздух: сейчас это был большой кусок палубного накрытия или казематной брони, затем кран для под'ема шлюпок, а потом быстро вращающаяся масса предметов, которые, может быть, были людьми. На этом расстоянии прямого выстрела наши снаряды, казалось, пронизывали корабль от одного конца до другого. И все-таки «Мутсу» шел вперед. Но теперь нос был так погружен, что снаряды начали пробивать палубу и проникать в машинное отделение. В 8 ч. 40 мин, когда расстояние достигло 6.300 метров, японский линкор остановился, и его начало сносить боком на нас. Его экипаж, видимо, не имел намерения сдаваться, так как два еще оставшиеся орудия поддерживали редкий огонь, так что ничего не оставалось как покончит с кораблем. Мы выпустили еще два залпа, и когда я видел корабль в последний раз, от имел крен в 35° и, очевидно, уже тонул. Наш летчик, который теперь появился, уверяет, что он потопил корабль своими торпедами, но, в действительности, это было делом наших орудий».

Было уже почти 9 часов. Если в этом отступлении японцы потеряли два своих лучших линкора, они, все-таки, нанесли тяжелые потери своим преследователям.

Флагманский корабль «Вест Вирджиния», имея дюжину попаданий 16'' снарядов на близкой дистанции, быстро наполнялся водой. Две башни его были выведены из действия, и на нем было 400 человек раненых и убитых, включая, сюда и главнокомандующего, который был контужен осколком стали.

«Колорадо» также вышел из строя и остался далеко сзади. «Мэрилэнд» был невредим, поскольку дело касалось боевого вооружения, но большинство прислуги орудий было убито. Немногие из оставшихся кораблей избегли попаданий более или менее серьезного характера, и едва полдюжины кораблей могли развить полный ход. Но вице-адмирал Мак-Артюр, к которому перешло командование флотом после контузии главнокомандующего, не мог прекратить погони, не сделав еще одной попытки. Выравняв поредевшую линию кораблей, он двинулся вперед на своем флагманском корабле «Калифорния», имея 18 узлов и стреляя по тем неприятельским судам, которые были еще видимы в сгущавшейся темноте. В то же время он приказал половине годных к действию аэропланов с авианосцев произвести торпедную и бомбовую атаку на голову неприятельских колонн. Но в этой фазе боя японцы пустили в ход последний козырь. Как раз тогда, когда головные американские корабли открыли огонь по «Нагато», рой торпедоносцев бросился на них справа и слева от американской линии. Они были встречены огнем линкоров и крейсеров, но атака не прекратилась, пока торпедоносцы не дошли до предела дальности торпедного выстрела. Адмирал Мак-Артур повернул свои корабли на приближающиеся торпеды, большая часть которых прошла мимо; но крейсера. «Альбани» и «Портланд» были подбиты и одна торпеда попала в линкор «Оклахома». После этого японские торпедоносцы оказались атакованными эскадрой американских судов, и тем, которым удалось вырваться из этой смертной схватки, приходилось уходить через пенящиеся от урагана снарядов районы. 40 торпедоносцев пошли в атаку — только 18 вернулись! Но их самопожертвование спасло остатки японского флота, так как воздушные атаки американцев, произведенные несколько минут спустя, удались только частично. Японские корабли, при определении их места, были так окутаны дымом, что были невидимы и, несмотря на осветительные снаряды, бомбы и торпеды были пущены более или менее наугад. Единственным судном, которое получило серьезное повреждение, был линейный крейсер «Кирисима», который, кроме того, что получил два попадания торпедами, был наводнен фосфорным газом. Этот корабль боролся некоторое время, но затем принужден был выброситься на берег у Минданао, где окончательно развалился.

Так закончился величайший морской бой новейших времен.

P.S. Из приведённых на старом форуме англоязычных ссылок на текст книги Г.К. Байуотера ни одна уже не работает, жаль...

#4 04.11.2009 20:10:17

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Scif написал:

Оригинальное сообщение #139859
Безвоврат общий, включая списанные за неремонтопригодностью - 55 единиц.

Маленькое уточнение.
Это не списанные, это признанные вышедшими из строя к вечеру 8 декабря, часть из которых потом починили. Насколько я знаю, точных данных по списанным в результате атаки японским машинам нет до сих пор.

И ещё вот тут была славная заруба на эту тему: http://www.alternativahist.borda.ru/?1- … 1196796272
А вот тут кое чего есть: http://www.alternativahist.borda.ru/?1- … 1241751460

Но конечно, "опус магнус" по данной теме - это "Hawaii Under the Rising Sun". Весьма рекомендую.

Ну и извините за оффтопик, конечно, но вот тут - http://forum.axishistory.com/viewtopic. … p;t=120787 - выложена лучшая из известных мне альтернатив по возможности захвата Гавайев в 1941.

Отредактированно Евгений Пинак (04.11.2009 20:15:56)

#5 04.11.2009 21:16:12

Scif
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #139978
опус магнус" по данной теме - это "Hawaii Under the Rising Sun". Весьма рекомендую.

# Stephan, John J. (2002). Hawaii Under the Rising Sun: Japan's Plans for Conquest After Pearl Harbor. Honolulu: University of Hawaii Press. ISBN 0824825500. ?

#6 04.11.2009 21:18:26

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Да - это оно.

Serbal-у там очень рекомендую почитать процесс планирования операции и "выбивания" из Армии нужнных войск ;)

#7 04.11.2009 21:49:40

Scif
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #140002
там очень рекомендую почитать

На русском не выходила, на амазоне 15 уе. Serbal

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #139943
Комсомольская правда" 30.01.1927

Какой-какой год ? :)

#8 04.11.2009 22:16:52

Serbal
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Scif написал:

Оригинальное сообщение #140017
Какой-какой год ?

1927 (одна тысяча девятьсот двадцать седьмой). Там же написано:

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #139943
С сегодняшнего номера мы начинаем печатать отдельные главы из нового произведения известного английского морского писателя Гектора И. Байуотер, посвященного одному из наиболее коренных вопросов мировой политики — Тихоокеанской проблеме.

Да и по стилистике перевода видно, что это очень старая публикация ;) .

#9 04.11.2009 22:56:07

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Scif написал:

Оригинальное сообщение #140017
    Евгений Пинак написал:

    Оригинальное сообщение #140002
    там очень рекомендую почитать

На русском не выходила, на амазоне 15 уе.

Только для Вас:
1. зайти на: http://www.google.com
2. в таком маленьком окошке в центре набрать "Hawaii Under the Rising Sun: Japan's Plans for Conquest After Pearl Harbor"
3. ???
4.PROFIT ;)

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #139943
P.S. Из приведённых на старом форуме англоязычных ссылок на текст книги Г.К. Байуотера ни одна уже не работает, жаль...

Только для Вас:
1. зайти на: http://www.google.com
2. в таком маленьком окошке в центре набрать "great pacific war 1931-1933"
3. ???
4.PROFIT ;)

Блин! Давно так не веселился :) Хотя с другой стороны подобное "умение" элементарного поиска в и-нете не может не печалить :(

Отредактированно Евгений Пинак (04.11.2009 23:05:27)

#10 05.11.2009 00:35:04

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3284




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Евгений Пинак написал:

2. в таком маленьком окошке в центре набрать "Hawaii Under the Rising Sun: Japan's Plans for Conquest After Pearl Harbor"

Если это о гугль-букс, то кроме содержания и примечаний остальное не открывается?!

Scif написал:

Не читавшим Мифологию Перл-харбора напоминаю:[/quote]
С Болных могу согласиться по первой части статьи (разбор и оценка реального П-Х) и не согласен со 2-й (альтернативы /"мифология").
В операции П-Х не видно ни смысла её проведения, ни целей ею достигаемых, ни возможности дальнейшего развития. Кстати, отсутствие всех 3 пунктов — очень характерный признак и других "гениальных" операций придуманных известным автором.

Отредактированно Aurum (05.11.2009 00:46:35)


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#11 05.11.2009 08:25:48

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140112
В операции П-Х не видно ни смысла её проведения

Классический сковывающий удар, дающий свободу рук на определённое время и на многих направлениях.

Встречный бой в океане с отмобилизованным американским флотом, может быть, дал бы бОльший результат в части безвозвратных американских потерь кораблей, но и уровень потерь у японцев был бы выше. Плюс, в заведомо безвыигрышном раскладе американцы могут отказаться от боя в океане. От защиты собственной базы они отказаться не смогут в любом раскладе.

Другое дело, что атака Оаху неделей раньше или неделей позже могла бы застать в Харборе и авианосцы.

Отредактированно yuu2 (05.11.2009 09:55:39)

#12 05.11.2009 10:31:56

AlexeyRA
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #140166
Другое дело, что атака Оаху неделей раньше или неделей позже могла бы застать в Харборе и авианосцы.

Тут всё сложно...
Атака неделей раньше или позже могла застать АВ... но точно так же она могла застать и поднятую по учебной тревоге ПВО острова - с октября учения шли каждую неделю, даже в выходные.

"Red alert, red alert - this is not a drill, I repeat - this is not a drill !!!"

Отредактированно AlexeyRA (05.11.2009 16:17:03)

#13 05.11.2009 10:40:53

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

AlexeyRA написал:

Оригинальное сообщение #140191
но точно так же она могла застать и поднятую по учебной тревоге ПВО острова

А второй налёт часом как раз "поднятую по тревоге" ПВО не застал?

Сковывающий удар получился и без авианосцев в Харборе, а вот полной свободы рук не получилось добиться именно за невредимостью авианосцев.

#14 05.11.2009 10:46:19

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140112
    Евгений Пинак написал:

    2. в таком маленьком окошке в центре набрать "Hawaii Under the Rising Sun: Japan's Plans for Conquest After Pearl Harbor"

Если это о гугль-букс, то кроме содержания и примечаний остальное не открывается?!

Дружище - не рассказывай сказок. Там дай бог страниц 30 книги "намертво" закрыты, а к остальным доступ есть. Понятно, что не ко всем сразу (гугль-букс лимит блюдут), но по крайней мере по частям книга вполне читабельна.

AlexeyRA написал:

Оригинальное сообщение #140191
Атака неделей раньше или позже могла застать АВ... но точно так же она могла застать и поднятую по учебной тревоге ПВО острова - с октября учения шли каждую неделю, даже в выходные.

Именно. Кстати, такой "релакс" ПВО Оаху был обоснован в первую очередь тем, что только в субботу закончились неслабые недельные учения, и авиаторы были полны решимости отдохнуть, привести в порядок технику, обобщить результаты... поэтому 7 декабря 1941 ПВО Оаху находилось в худшем состоянии, чем в любое другое воскресенье.

#15 05.11.2009 11:48:40

Scif
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #140056
Хотя с другой стороны подобное "умение" элементарного поиска в и-нете не может не печалить

Лень это, ЛЕНЬ!

#16 05.11.2009 15:24:21

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3284




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

yuu2 написал:

Классический сковывающий удар, дающий свободу рук на определённое время и на многих направлениях.

Я недавно Бешанова почитал - "1942 - учебный", там очень хорошо и много об этих "сковавающих" ударах и "изматывающих" операциях :D


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#17 05.11.2009 15:43:38

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140301
там очень хорошо и много об этих "сковавающих" ударах и "изматывающих" операциях

Не доводите до абсурда. В пешем строю эффективность "сковывания" - в пределах 2-3 часов пешего же подхода резервов. В войне на Тихом океане подход резервов - недели и недели. И всё это время у автора сковывающего удара будет безусловное владение позицией.

Впрочем, и в пехоте, и во флоте эффективность сковывающего удара является 100%, если у противника вообще нет свободных резервов.

#18 05.11.2009 16:14:01

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3284




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

yuu2 написал:

Не доводите до абсурда.

Я так и непонял кого собирались раздолбать в П-Х? 20-узловые старые утюги и так почти не опасны ни против колоссов Ямато ни против 30-узловых ночных торпедных КРТ+ЭМ. Если АВ, то их не застали и не пытались найти. Т.ч. разведка оказалась в жопе, это, как потом выяснилось, для япов дело нормальное. После превентивного удара по базе флота бой ГС не планировался. Великий стратег Ямамота со своими ЛК с места не сдвинулся, т.е. в случае даже незначительных непредвиденных ситуаций Кидо Бутаю только удирать. Куда, когда и зачем отослали танкеры не понятно. Инфраструктура базы как цель не рассматривалась так же как и ЭМ и ПЛ.
Состав АВ соединения так и оставался малопонятен до конца войны. Нах Нагуме 2 ЛКР и 2 КРТ? Чего им делать?

Действительно, классический "сковывающий" случай когда не ставят никаких конкретных целей кроме как разозлить противника по самые помидоры. Прямая аналогия попытке детского мата в шахматах. Задумка достойная великого стратега.

Отредактированно Aurum (05.11.2009 16:20:26)


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#19 05.11.2009 16:20:05

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140329
20-узловые старые утюги и так почти не опасны

Для развёртывающихся операций против Филиппин, Малакки и Индонезии 20узловые "утюги" более чем опасны - Манила не Оаху, выбомбить в хлам не получится, значит без войсковых транспортов не обойтись.

#20 05.11.2009 16:24:57

AlexeyRA
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #140196
А второй налёт часом как раз "поднятую по тревоге" ПВО не застал?

Камрад, а Вы не видите некоторой разницы между пилоты бегают между горящих машин и ищут хоть одну целую и оповещённые за полчаса до подхода ударной волны пилоты Командования ПВО Оаху поднимают в воздух машины?

На момент подхода второй волны системы ПВО Оаху не было - ни КП ПВО острова с его ЦУНИА, ни системы УАЗО кораблей не функционировали. Основной метод ведения зенитного огня - под местным управлением, чудом взлетевшие P-40 и P-36 - работают автономно, основные приборы - Eyeballs Mark I и Brain Mark I. :)

Отредактированно AlexeyRA (05.11.2009 16:26:39)

#21 05.11.2009 16:25:51

Aurum
Лейтенантъ
let
Откуда: Киев
Сообщений: 3284




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

yuu2 написал:

Для развёртывающихся операций против Филиппин, Малакки и Индонезии 20узловые "утюги" более чем опасны - Манила не Оаху, выбомбить в хлам не получится, значит без войсковых транспортов не обойтись.

Это ж черепахи. Учтите, что 21 уз это их максимал, а тактическая скорость макс. 15 уз. Их перехватить и 1/2 дороги хватит. На такой скорости у них шансов в один конец (если только япы десант прикрывать какого-нибудь Хосе не отправят).


«Небывалое бывает»
  Петр Великий

#22 05.11.2009 16:32:42

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

AlexeyRA написал:

Оригинальное сообщение #140338
Камрад, а Вы не видите некоторой разницы между

Вижу. А также вижу, что ученные-переученные ПВО Оаху ограничили число дальних вылетов и проигнорировали предупреждения с радаров. Так что от смещения на 2-3 дня даты атаки стиль "побудки" ничуть не изменился бы.

#23 05.11.2009 16:33:15

Scif
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140301
Я недавно Бешанова почитал

Нашли чего читать.

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140329
20-узловые старые утюги и так почти не опасны ни против колоссов Ямато ни против 30-узловых ночных торпедных КРТ+ЭМ.

Зато при прорыве в строй конвоя - конвою абзац.

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140329
. Инфраструктура базы как цель не рассматривалась

Бомб то хватит на инфраструктуру?
БК на АВ конечен. Макимальное число заходов- два. Третий - посадка в темноте. (считали на старой цусиме).
Впрочем БК тоже что то на 2 захода.
Весь запас нефти в ПХ- добыча за два дня в США.
Что-то такое считали на старой цусиме- за месяц можно в два раза больше натащить.
При том что БК конечен- или флот , итли инфраструктура.
Вот только для инфраструктуры 1 -2 бомбы или торпеды- не смертельны, их не нужно загонять в док.

AlexeyRA написал:

Оригинальное сообщение #140338
бегают между горящих машин и ищут хоть одну целую

Не ..
разница между "морпехи ломятся до склада с БК" и "морпехи уже ждут, натащив БК с запасом"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #140342
проигнорировали предупреждения с радаров

Не проигнорировали.
Совершенно случайно туда же шли крепости.

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140339
Их перехватить и 1/2 дороги хватит.

А кто их пойдет перехватывать ? ЭМ с танкерами ?
Понятно.
Надо "оранжевую радугу номер семь" в список добавить.

Отредактированно Scif (05.11.2009 16:34:52)

#24 05.11.2009 16:42:56

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12928




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140339
Их перехватить и 1/2 дороги хватит

Перехватить - кем? В океане их ещё найти нужно. А когда они будут "под зонтиком" аэродромов Манилы, то никакие "зеро" из Индокитая и никакие береговые торпедоносцы их не достанут (британцев потопили именно потому, что те по простоте душевной тупо пёрли без авиаподдержки). Посылать же против каждой пары рассредоточенных по противодесантной схеме "утюгов" авианосцы - так авианосцев не не напасёшься, да ещё и встречный бой с американскими авианосцами обретёшь.

Авианосный удар по Оаху именно сковал свободу действий американских артиллерийских кораблей, т.к. даже уцелевшие не рискнули рыпнуться и воспрепятствовать японским десантам.

#25 05.11.2009 16:43:32

AlexeyRA
Гость




Re: На заметку авторам - почему десант на Гавайи 41-42 невозможен

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140329
Я так и непонял кого собирались раздолбать в П-Х? 20-узловые старые утюги и так почти не опасны ни против колоссов Ямато ни против 30-узловых ночных торпедных КРТ+ЭМ.

Камрад, "Ямато" у Империи всего 2 - и на 12.41 их ещё нет. А у янки на ТО только в постоянных силах 9 штук модернизированных "старичков" (против 6 японских). А ну как флот США таки соберётся и пойдёт спасать Филиппины?
А против "Ямато" у янки уже есть как минимум 2 "поствашингтонца" - проходящих программу подготовки экипажа.

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140329
Если АВ, то их не застали и не пытались найти. Т.ч. разведка оказалась в жопе, это, как потом выяснилось, для япов дело нормальное. После превентивного удара по базе флота бой ГС не планировался.

Какой бой главных сил? Удар по П-Х в РИ - это вспомогательный рейд флота, направленный на прикрытие левого фланга армии от ударов с моря. И для АВ служба этим рейдом не кончается - им ещё наступление в ЮВА поддерживать надо.

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140329
Великий стратег Ямамота со своими ЛК с места не сдвинулся, т.е. в случае даже незначительных непредвиденных ситуаций Кидо Бутаю только удирать.

Угу... правда, с ЛК Ямамото Кидо Бутай даже удрать вряд ли удастся.
Камрад, скажите мне - зачем Вам довашингтонские ЛК в набеговой операции? Какие задачи они будут выполнять? Сковывать действия Кидо Бутай? :)

Aurum написал:

Оригинальное сообщение #140329
Состав АВ соединения так и оставался малопонятен до конца войны. Нах Нагуме 2 ЛКР и 2 КРТ? Чего им делать?

Что делать, что делать... камрад, Вас не смущает тот факт, что лётная погода по маршруту перехода Кидо Бутай - это скорее исключение, чем правило. И что будут делать 6 АВ, если вдруг встретятся на обратном пути в СМУ, скажем, с парой КРТ и 5-6 ЭМ USN? Напомню, на 07.12.41 совершали переход или занимались боевой подготовкой 4 КРТ и до 10 ЭМ.

Отредактированно AlexeyRA (05.11.2009 16:47:30)

Страниц: 1 2


Board footer