Вы не зашли.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210172
Интересный кадр войны на Черном море...
По написанию судя поздравление от "братушек" славян...))
Азов написал:
Оригинальное сообщение #210173
По написанию судя поздравление от "братушек" славян...))
А от кого же еще...
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210176
А от кого же еще...
"Вечером в тот же день я вышел из Батума в Севастополь. По дороге я принял немецкое радио из Константинополя, где была мощная радиостанция: радио рисовало потрясающую картину событий в Петрограде.....................Радио было немецкое, на испорченном русском языке, с болгарскими оборотами...." "Допрос Колчака".
"Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным"..)))
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #209829
Повторяю - найдите цитату
Увы, с ней лажанулся - найти явную цитату не получилось. С другой строны, с нашей, с угрозой появления Гебена в компании с турецкими Эбр очевидно считались - для боя с Гебеном у своих берегов Эбергард считал возможным обойтись 3 ЭБр (это кстати еще и ответ на старые претензии - дескать ЧФ ходил 5 Эбр зараз - да, ходил, но только к чужому берегу). Что в общем соответствует оценке Ненюкова.
han-solo написал:
Оригинальное сообщение #209954
Ув.Serg,давайте попробуем определиться хотябы с скоростью русской эскадрой и обратимся к практику,ув.
shhturmany.Попросим его высказать мнение,дадим следующую вводную:боевой порядок состоит из пяти известных броненосцев в кильватерной колоне,интервал между кораблями от1/2 до 3/4 кбт.Максимальная скорость трёх лучших кораблей около 16узл,самого тихоходного-15узл.Эскадренный ход в 12узл якобы реальный.Какой максимальный ход задал бы он,дабы строй не рассыпался?Какой ход эскадры/соединения в наше время считался максимальным в сравнении с максимальным ходом самого тихоходного корабля?
Это можно. Вот еще данные - в статье по бою у Босфора (Флотомастер 2003 №4) говорится что ход 2 бригады ЛК был на 2узл меньше чем первой. В бою при преследовании Гебена на 13узл строй начал рассыпаться, оттягивала 2 бригада. Из этого следует что эскадренный ход первой бригады был ~14 узл. Если Пантелеймон действительно дал 17.5 (он кажется считался самым медленным) то это вписывается во все теже 4/5.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #209829
орее - просто вообще не верю. Для составления описания того или иного сражения или кампании нужно пользоваться официальными источниками, а у Северянина такой возможности не было. Да и обороты "говорят", "скорее всего" и пр. никак не могут быть применимы к полному и всестороннему описанию.
Хорошо, тогда еще один вопрос после того как посмотрел страницы из книжки которые выложил ув.Эд. В ней сказано что:
- 16 декабря 1912 по ходу боя из-за неудачного маневрирования скорость турок упала до 10 узл.
- 10 января флот в составе всех 4 броненосных кораблей и охранения следовал на 12.5 узл (!).
- бой 18 января флот следовал на 11узл ("только" ! - т.е. это считалось маленькой скоростью), максимальная скорость турецких Эбр ~16 узл.
Книжка написана турком - ему Вы верите?
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210207
Увы, с ней лажанулся - найти явную цитату не получилось.
К сожалению, Вы её там и не найдете. Про гипотетический бой у Пролива с русскими кораблями там также ничего нет.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210207
С другой строны, с нашей, с угрозой появления Гебена в компании с турецкими Эбр очевидно считались
Я этого не отрицаю. Но замечу, что со входом в строй "Марии" все эти опасения исчезли.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210168
по "Пантелеймону" источники сильно расходятся в описаниях, но считается, что его ход был в пределах 16-16,5 узлов.
Извиняюсь, думал о другом, нечаянно написал иные цифры. Поправил.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210221
максимальная скорость турецких Эбр ~16 узл.
С чего Вы взяли? Я так же могу сказать и про 14, и про 13 узлов. Другое дело - то, что эти данные не представляется возможным совместить со справочниками, которые дают 11 (иногда даже 10) узлов для "Торгут Рейса".
Если так и написано, то просьба дать ссылку на пост.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210394
со справочниками, которые дают 11 (иногда даже 10) узлов для "Торгут Рейса".
А о каких справочниках идет речь? Времен ПМВ, или...?
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #210410
Времен ПМВ, или...?
Безусловно, о современных. Из русскоязычных справочников это работа С.А.Балакина.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210720
Безусловно, о современных.
Т.е. к оценкам ситуации на период ПМВ эти данные и этот анализ отношения не имеют?
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #210722
Т.е. к оценкам ситуации на период ПМВ эти данные и этот анализ отношения не имеют?
О каком "анализе" идет речь?
Что касается справочника, то он вообще посвящен корабельному составу Турецкого, Японского и других флотов стран Азии времен 1914-1918 годов.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210723
Что касается справочника, то он вообще посвящен корабельному составу Турецкого, Японского и других флотов стран Азии времен 1914-1918 годов.
Но в штабе ЧФ его не было. Я правильно понимаю?
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #210727
Я правильно понимаю?
Я понял, к чему Вы клоните. Не было у штаба точных данных, и этим объясняется то, что турецкие ЭБРы вплоть до 1915 года фигурировали в планах командования ЧФ.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210728
Не было у штаба точных данных,
А у кого они были? Вчера посмотрел немецкие "ташенбухи" - там у турок нормально 17 узлов.
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #210735
Вчера посмотрел немецкие "ташенбухи" - там у турок нормально 17 узлов.
Скока-скока? (с)
"Вейсенбург" на испытаниях показал 16,5 узлов.
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #210735
А у кого они были?
Понятно, что только у самих турок и, возможно, у немцев. Но никакого резона публиковать эти данные ни у тех, ни у других, не было. Вообще, справочники того времени отличаются большими неточностями, а иногда - заведомой ложью.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210394
К сожалению, Вы её там и не найдете. Про гипотетический бой у Пролива с русскими кораблями там также ничего нет.
На мой взгляд такой вывод можно сделать исходя из косвенных данных - сосредоточения Гебена и ЭБр в районе босфора. Если Вам цель этого сосредоточения неочевидна то будем считать это первой точкой разногласия :-)
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210394
Я этого не отрицаю. Но замечу, что со входом в строй "Марии" все эти опасения исчезли.
В какой-то мере. Тут надо смотреть в каком составе производились выходы наших Эбр после ввода в состав флота Марии. Если по прежнему 5шт то опасения видимо сохранялись.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #210394
С чего Вы взяли? Я так же могу сказать и про 14, и про 13 узлов. Другое дело - то, что эти данные не представляется возможным совместить со справочниками, которые дают 11 (иногда даже 10) узлов для "Торгут Рейса".
Если так и написано, то просьба дать ссылку на пост.
С текста Лангензипена & Гюлеруза конечно
См http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=1581&p=1
а по 16 узл эту страницу
http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i169 … a.jpg.html
самый верх.
По справочникам есть два интересных момента. У нас их пишут по другим справочникам (дешево и
сердито), отсюда масса ошибок которые в них проникают. Я бы хотел знать иностранный источник этих 10-11 узл (думаю что он один). Другой уже возник - есть ведь и справочники периода ПМВ. Например по Брассею 1915г у турецких Эбр указаны 17узл, правда Рейс числится в утопших. Те же 17узл и в Брассее 12г. Согласно последнему Турция "имела 2 экс-немецких ЛК... которые хоть и устарели по европейским меркам но были боеготовы и находились в хорошем состоянии после реконструкции и замены котлов" стр 154.
Хе хе, а в книжке Лорея все теже 17узл, кто бы мог подумать. Впрочем это понятно - по Гренеру макс. скорости бранденбургов: Курфюст ФВ 16.9 Бранденбург 16.3 Вейсенбург 16.5 Верт 16.9 - в среднем округляется до 17.
Отредактированно Serg (29.03.2010 21:55:14)
Вечер добрый!
Мамай написал:
Оригинальное сообщение #210727
Но в штабе ЧФ его не было.
А жаль - оттуда можно было почерпнуть много полезного...
А если серьезно, спасибо за дискуссию по турецким броненосцам - ИМХО, затронут достаточно интересный и малоизвестный аспект войны на Черном море...
Добрый день, уважаемые коллеги. Тут поступил интересный вопрос, на который постараюсь дать грамотный ответ:
han-solo написал:
Оригинальное сообщение #209954
Ув.Serg,давайте попробуем определиться хотябы с скоростью русской эскадрой и обратимся к практику,ув.
shhturmany.Попросим его высказать мнение,дадим следующую вводную:боевой порядок состоит из пяти известных броненосцев в кильватерной колоне,интервал между кораблями от1/2 до 3/4 кбт.Максимальная скорость трёх лучших кораблей около 16узл,самого тихоходного-15узл.Эскадренный ход в 12узл якобы реальный.Какой максимальный ход задал бы он,дабы строй не рассыпался?Какой ход эскадры/соединения в наше время считался максимальным в сравнении с максимальным ходом самого тихоходного корабля?
Для выполнения поставленной задачи при совместном плавании группы/отряда кораблей и грамотного использования энергетической установки корабля в наиболее экономичном режиме перед каждым выходом в море назначается эскадренный ход/скорость хода. В отдельном плавании его назначает командир корабля, исходя из поставленной кораблю задачи и вероятной продолжительности плавания. Исходя из требований отработанной годами морской практики приняты следующие элементы расчета скоростей хода.
Эскадренный ход берется за основу, и от него назначаются следующие ступени переднего хода:
- самый малый ход - за самый малый ход принимается наименьший передний ход, при котором корабли отряда могут управляться с помощью рулей, преодолевая сопротивление действующих в данное время внешних факторов умеренной величины (ориентируются всегда по самому худшему);
- малый ход - за малый ход принимается скорость хода, равная половине эскадренного хода;
- средний ход - скорость хода, равная три четверти эскадренного хода;
- полный ход - эскадренная скорость хода;
- самый полный ход - скорость на 4 уз больше эскадренного хода, а для кораблей эскорта - на 6 уз больше;
- наибольшая скорость (максимально возможный ход) - скорость, которую может развить корабль при форсированной работе главной энергетической установки.
Флагманский механик вместе с командирами БЧ-5 кораблей на основании данного расчета и корабельных таблиц соответствия скорости хода оборотам машин каждого корабля делает аналогичную таблицу на период совместного плавания...
Если принять за самый полный ход (развиваемый в повседневной обстановке без форсировки) самого тихоходного корабля 15 узлов, то эскадренная скорость соединения не должна превышать 11-12 узлов, а средний ход - не более 8-9 узлов. В данных условиях скорость малого хода будет в районе 6 узлов, что еще позволяет более-менее устойчиво управлять кораблями. При даче самого полного эскадренного хода даже самый тихоходный корабль соединения будет следовать в строю не насилуя ГЭУ...
Есть, правда, еще один момент. Иногда в состав соединения включается корабль с заведомо низкими скоростными качествами, равнение на которые всего отряда/эскадры существенно снижает ее возможности. Поэтому разрабатывается отдельная инструкция для командира этого корабля и он маневрирует отдельно от основных сил, сообразуясь с полученными сигналами флагмана.
Вроде все...
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210912
Если Вам цель этого сосредоточения неочевидна то будем считать это первой точкой разногласия :-)
Согласен.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210912
Тут надо смотреть в каком составе производились выходы наших Эбр после ввода в состав флота Марии. Если по прежнему 5шт то опасения видимо сохранялись.
Нет, ходили в основном "Златоуст", Евстафий" и "Пантелеймон". Например, поход 30 сентября - 2 октября 1915 года для обстрела турецких портов. Другой пример - бомбардировка Варны. Но во всех этих случаях ЭБРы "подстраховывались" со стороны ЛК. С этой точки зрения любопытна постановка мин в ночь на 26 мая, когда в прикрытии операции были только "Златоуст", Евстафий" и "Святители". Но я не думаю, что здесь есть какая-то зависимость от опасений командования за бой с тремя турецкими кораблями.
Кстати, стоит отметить, что судя по свидетельству Лукина, тройка "Пантелеймонов" и "Святители" имели полный эскадренный ход в 14 узлов.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210912
а по 16 узл эту страницу
К сожалению, на работе у меня не открывается Но я Вам верю...
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210912
Я бы хотел знать иностранный источник этих 10-11 узл (думаю что он один).
Правильно думаете. Боюсь неточно воспроизвести название, но, ЕМНИП, это Turkish navy 1880-1930. Маленькая книжка, изданная в США, купил ее лет 10 назад где-то за границей.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210921
Впрочем это понятно - по Гренеру макс. скорости бранденбургов: Курфюст ФВ 16.9 Бранденбург 16.3 Вейсенбург 16.5 Верт 16.9 - в среднем округляется до 17.
Да, это объяснимо. Но ведь по годам у нас нет информации.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #210912
По справочникам есть два интересных момента. У нас их пишут по другим справочникам (дешево и
сердито), отсюда масса ошибок которые в них проникают.
Не думайте, что у них пишут тщательнее... Уверяю Вас, это совсем так.
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #211114
Вроде все...
Уважаемый shhturman, спасибо большое за полный ответ.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #211221
Согласен.
Ладно попробуем посмотреть с другой стороны. В начале войны немцы ЧФ за противника не считали. Как писал Тирпиц Сушону "Cилы русских в черном море незначительны. Не заблуждайтесь насчет того что попадете в их ловушку. Наибольшая скорость крупных кораблей русских номинально не больше 18 узлов, а на самом деле гораздо ниже. Исскуство стрельбы в любом случае плохое". Никаких опасений при использовании турецких ЭБр против ЧФ по этой оценке нет. Даже с 10узл - у русских с этим тоже не хорошо, даже если догонят то попасть все равно не сумеют. Может Сушон считал что чтобы побить ЧФ хватит и одного Гебена, а Эбр можно и не задействовать, таким образом экономится уголь и т.п. В таком случае боеспособность турецких кораблей ни причем.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #211221
Нет, ходили в основном "Златоуст", Евстафий" и "Пантелеймон". Например, поход 30 сентября - 2 октября 1915 года для обстрела турецких портов. Другой пример - бомбардировка Варны. Но во всех этих случаях ЭБРы "подстраховывались" со стороны ЛК. С этой точки зрения любопытна постановка мин в ночь на 26 мая, когда в прикрытии операции были только "Златоуст", Евстафий" и "Святители". Но я не думаю, что здесь есть какая-то зависимость от опасений командования за бой с тремя турецкими кораблями.
Кстати, стоит отметить, что судя по свидетельству Лукина, тройка "Пантелеймонов" и "Святители" имели полный эскадренный ход в 14 узлов.
Да, никакой логики не просматривается.
Не совсем понятно что значит имели 14узл, это в теории или на практике.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #211221
Правильно думаете. Боюсь неточно воспроизвести название, но, ЕМНИП, это Turkish navy 1880-1930. Маленькая книжка, изданная в США, купил ее лет 10 назад где-то за границей.
Дык это и должно быть то что выложил ув.Эд, Ottoman steam navy, и по году издания подходит. В таком случае в сей книжке есть противоречие - турки давали либо 10 либо 16. Надо конечно смотреть саму книжку - в каком контексте написано о 10. Может, уголь плох или команда новая и т.д. Если написано - поэтому и не люблю справочники, дается одна цифра без всяких пояснений и что с ней делать непонятно. Вы правы конечно, ихние справочники содержат ошибки, но когда эти справочники используются для написания других справочников это лишь увеличивает количество ошибок.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
Надо конечно смотреть саму книжку - в каком контексте написано о 10.
Просто дано название корабля, фотография катастрофически плохого качества и ниже следуют технические данные. В скобках после указания нормальной скорости "Торгута" написано 1911 - 10 knots.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
и по году издания подходит.
Год издания - 1956...
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
Вы правы конечно, ихние справочники содержат ошибки, но когда эти справочники используются для написания других справочников это лишь увеличивает количество ошибок.
Да, я с Вами совершенно согласен. Более того, знаком со случаями, когда опечатка в зарубежном издании давала повод для очень пространных "теорий"...
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
Не совсем понятно что значит имели 14узл, это в теории или на практике.
По контексту не очень понятно.
"Конечно, каждый «Пантелеймон» или «Евстафий» слабее «Гебена», но три «Евстафия», ведя централизованный огонь, не уступят уже «Гебену». Иначе говоря, пушки трех «Евстафиев» надо поставить на одну платформу; эту платформу и создаем искусственно, заставляя корабли держаться в строе кильватерной колонны с определенным и неизменным расстоянием. Конечно, все это — известные вещи, но чтобы держаться точно и маневрировать, слившись в одно целое, необходимо, чтобы все механизмы работали вполне согласно. Бригада маневрировала при 14-узловом ходе; таким ходом шел головной, концевому необходимо иметь в запасе узла 1,5, то есть полный ход; надо пройти предварительно таким ходом хоть 10 минут, чтобы точно держать расстояние, и изменение в 1-2 оборота и будет то лучшее условие, при котором корабли хорошо держат расстояние. Иначе говоря, чтобы слиться в одно целое, надо эти минуты и употребить на подготовку. Всякий практически управлявший кораблем это ясно чувствует. Поэтому, если, скажем, корабли разбросаны, если они грузят уголь, то придется на приведение в боевой строй потратить еще больше времени; надо все время не забывать, что у противника ход вдвое больше ~ 28 узлов."
Я думаю, подразумевается-таки практическая скорость.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
В начале войны немцы ЧФ за противника не считали.
Не согласен с такой однозначной оценкой.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
Может Сушон считал что чтобы побить ЧФ хватит и одного Гебена
Сушон рассчитывал застать бригаду русских кораблей врасплох и разбить по частям, используя свое преимущество в ходе, что, собственно вполне подтверждается ходом боевых действий.
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
Никаких опасений при использовании турецких ЭБр против ЧФ по этой оценке нет.
Ну так где был Тирпиц? А где Сушон?
Serg написал:
Оригинальное сообщение #212872
Никаких опасений при использовании турецких ЭБр против ЧФ по этой оценке нет.
Давайте все-таки попытаемся кратко обобщить противоречия.
У Лорея нет точных указаний на возможность сражения турецких ЭБРов и "Гебена" с русскими кораблями. На это есть два намека - боевые инструкции и мысли немецкого историка по поводу решения отказаться от поиска русских кораблей:
Инструкции легко "парировать" тем, что броненосцы все-таки остаются "для обеспечения Босфора от заградительных операций и для встречи морских сил, возвращающихся из операции". Если и предполагался бой с противником, то только с легкими силами.
Со вторым "намеком" сложнее. То ли Лорей полагает, что Сушон не хотел оставлять силы обороны пролива в одиночестве перед русскими, то ли действительно собирался "пострелять" вместе с ЭБРами. К сожалению, делать дальнейшие выводы - бесполезно.
Далее. Невыясненным остается вопрос о техническом состоянии турецких броненосцев. Источники дают прямо противоположные данные, в чем мы с Вами убедились. Безусловно, можно довериться описаниям Балканской войны, но можно и обратить внимание на неожиданные оговорки в справочниках.
Следующий момент. В Вашей логике для меня остается непонятным следующее: почему Сушон с такой легкостью отдал ЭБРы в Дарданеллы? 17 февраля они отбыли к Проливу, а, если Вы помните, только в ноябре русские обстреляли Угольный район, кроме того, все указывало на возможность попытки прорыва в Босфор. После обстрелов русскими укреплений броненосцы также не отзываются в состав флота, более того, Сушон дает бой русским в отсутствие такой "незаменимой" части своих сил.
Вот, вкратце, то, что вызывает самые большие вопросы
Немного фото останков UC-13 сделаные в 60-хх года прислал студент из Стамбула
Мустафа Эмре Cİnar . Кстати останки по его словам на месте
фото 2