Страниц: 1 2

#26 09.02.2010 22:35:11

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Олег написал:

Оригинальное сообщение #181048
можно поимённо?

1742

64 Hessen-Cassel
60 Finland
72 Prins Karl Fredrik – шаутбенахт Арвид Шншерна
62 Scane
54 Verden
60 Pommern
72 Gota
84 Drottning Ulrika Eleonora – вице-адм. Арон Шешерна
72 Enigheten
60 Oland
42 Freden
62 Vastmanland
66 Friheten – шаутб. Кронхавен
60 Stockholm 
64 Prinsessan Sofia Charlotta

42 Drottningholm с 2 фрегатами был в Гетеборге и Северном море

1743

42 Drottningholm
68 Gota
72 Enigheten – вице-адм. Арон Шешерна
64 Hessen-Cassel
60 Pommern
64 Prinsessan Sofia Charlotta
60 Stockholm
54 Verden
84 Drottning Ulrika Eleonora – адмирал фон Утфалль
42 Freden
62 Vastmanland
62 Fredrika Amalia
62 Scane
60 Bremen
66 Friheten – командор Штольц
60 Finland
64 Prins Vilhelm

62 Fredrik Rex – обер-адмирал граф  Таубе, подошел после перестрелки.

#27 09.02.2010 22:45:03

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Да, 40 пушечники в линии. Кажется в других флотах уже лет 40 перестали их в линию ставить.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#28 11.02.2010 08:47:30

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Олег написал:

Оригинальное сообщение #181676
40 пушечники в линии

Они имели 22-18ф и 20-8ф, т.е. как бы 54-пуш. без квартер-дека.
Мишуков в 1742 г. поставил в линию 32-пуш. фрегаты.

#29 22.02.2010 19:46:19

konstantyn_lvk
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #180319
Затем правительницей стала Анна Леопольдовна, фактически власть находилась в руках сначала Миниха, потом Остермана. Именно последнего Елизавета и свергла. Возможно отсюда втом числе и любовь к Мишукову, обеспечившему лояльность флота, ведь формально Остерман был генерал-адмиралом.

Вообще говоря свергли и арестовали обоих, как Миниха, так и Остермана. Причем если последний затем был осужден просто к казни через отсечение головы, то первый - даже к четвертованию.
Насчет Мишукова - скорее непреходящая милость Елизаветы Петровны имела причиной то, что Захар Данилович в молодости входил в "ближний круг" Петра, а при Анне Иоанновне с руководством не ладил. Соответственно, являлся идеальной знаковой фигурой приверженности императрицы восстановленным традициям и заветам отца, что было при ней официальной государственной политикой.
Организационные, финансовые и прочие аспекты строительства военно-морских сил при Анне недавно исследованы достаточно полно: Петрухинцев Н.Н. Царствование Анны Иоанновны: формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота 1730-1735 гг. СПб., 2001.

Отредактированно konstantyn_lvk (22.02.2010 19:50:48)

#30 27.02.2010 23:14:12

Serbal
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180995
Я нашел это место, но это было не в мае, а в апреле, еще перед выходом флота в море.

Спасибо за разъяснение... Если ещё в апреле- тогда понятно; проблема в том, что я читал в исторической литературе- это было в мае... Но я так понимаю, у Вас сведения из какого- то первоисточника ?

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #189243
Петрухинцев Н.Н. Царствование Анны Иоанновны: формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота 1730-1735 гг. СПб., 2001.

В сети Internet сей труд нигде не выложен ?

#31 28.02.2010 14:20:47

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

1

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #191752
сведения из какого- то первоисточника ?

Предложение Кейта о Ревельской эскадре, сделанное вскоре после 1 апреля 1743 г., на совещании 8 апреля принято не было, и был избран другой план военных действий (М.А. Муравьев, Русский флот в войне со Швецией 1741-1743 гг. - в основном, на основе Ал. Соколов, Морские походы против шведов 1742 и 1743 гг. (1847). Более подробно - в "Чтениях ОИДР" (1891) - Д.Ф. Масловский, Документы Финляндской войны 1743 г. (есть в Гугле).
http://i045.radikal.ru/1002/28/28999a2e2d07t.jpg

#32 01.03.2010 08:53:41

konstantyn_lvk
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

1

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #191752
В сети Internet сей труд нигде не выложен ?

Нет, насколько мне известно, хорошие отечественные монографии по истории XVIII в. вообще в Сеть редко попадают. Выложены в pdf две публикации Петрухинцева на этот сюжет:

http://www.reenactor.ru/index.php?showt … D%F6%E5%E2

http://www.reenactor.ru/index.php?showt … D%F6%E5%E2

Отредактированно konstantyn_lvk (01.03.2010 08:55:30)

#33 13.03.2010 08:13:04

konstantyn_lvk
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

1

Эд написал:

Оригинальное сообщение #192230
в "Чтениях ОИДР" (1891) - Д.Ф. Масловский, Документы Финляндской войны 1743 г.

Здесь несколько удобнее пользоваться, чем в Гугле: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty … /index.htm

Эд написал:

Оригинальное сообщение #192230
М.А. Муравьев, Русский флот в войне со Швецией 1741-1743 гг.

В pdf можно взять тут: http://www.reenactor.ru/index.php?showt … 2%FC%E5%E2

#34 13.03.2010 08:13:05

Плиний средний
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Вот мы обсуждали в сравнении с Н-1 великую Екатерину. Что меня поразило, когда я писал текст о финансах - состояние флота, доставшегося ей. Провел кое-какие подсчеты, картина любопытная. Приведу цитату, возможно, у кого-то возникнут свои соображения - рад буду услышать:

Долгая история одного займа
26 июля 1769г. небольшая эскадра адмирала Спиридова отплыла от Кронштадта в далекий путь. Плыли долго и трудно, сотнями хоронили умерших от болезней, часто становились на ремонт. Лишь 18 ноября 1769 г. на Минорку пришел флагман, затем два месяца поджидали отставших. 23 января вышли на Мальту, а 3 февраля корабль «Трех иерархов» с одним из фрегатов ушел в Ливорно, к графу Алексею Орлову, вдохновителю и руководителю экспедиции. Так что 18 февраля к Морее (так тогда называли Пелопоннес), которая и была главной целью, пришло всего три линейных корабля и три фрегата. Они то и начали 1 марта бомбардировки турецких бастионов и высадку десантов.
Почему же так невелики были силы великой страны, если цель требовала больших эскадр? Ведь замахнулись ударить по Турции с тыла, из Средиземного моря, где не бывал еще ни один русский корабль!? Да потому что флота у России практически не было. Недолговечные линкоры дщери Петра, веселой царицы Елисавет к тому времени уже сгнили, а новых построить успели немного.
Фактически, только при Екатерине, этой удивительно умной, прекрасно разбирающейся в людях и умеющей подбирать кадры, практичной, целеустремленной и организованной императрице был создан не традиционный декоративный, парадно-имперский, бутафорский русский флот, а настоящий, соответствующий стоящим перед ним задачам и успешно решающий их! Мне могут возразить, что известный историк флота Шершов писал, что «к 1762г. военный флот в своем составе имел 31 линейный корабль, 11 других кораблей и 99 галер». (Шершов А.П. К истории военного кораблестроения. - М.: Военмориздат ВММ СССР, 1952). Но я отвечу, что в том 1952-м и не такое можно было писать. Сейчас – нельзя.
И это мы покажем чуть позже, а пока заметим, что нельзя сказать, что Екатерина II не любила флота. Она была еще молодой, весьма темпераментной дамой едва за тридцать с неудавшейся личной жизнью, а тут синее море, белые паруса, решительные мужчины в эффектных мундирах, тугие клубы дыма от салютационной пальбы, вымпелы вьются и пушки гремят! Классическая имперская красота – и мало кто способен устоять перед ее очарованием. Уже в 1763г. императрица посещала корабли, а летом следующего года специально для нее устроили в Рогервикском заливе настоящее показательное сражение, за которым она наблюдала с берега. Но если и не особенно была очарована военно-морским блеском своей державы, то, будучи дамой практичной хотела все же знать, на какие цели и с каким успехом адмиралтейству ежегодно отпускается 1 млн. 200 тыс. рублей. Сумма по тем временам огромная!
Вот и 7 июня 1765г. (по ст. стилю) к русской эскадре, построившейся в боевой ордер у Красной горки, подошла яхта «Екатерина Вторая» и подняла штандарт, означавший, что на ее борту коронованная особа. В ответ суда произвели салют изо всех орудий, команды выстроились на палубах, реях и вантах, кричали виват по одиннадцать раз, держали ружья на караул, били барабаны и трубили в трубы, играла музыка. Нет, что ни говорите, а флот нужен хотя бы для державного блеска!
Но его не было: «При повороте на другой галс бомбардирский корабль «Самсон» сошелся с пинком «Вологда» возле самой императорской яхты, при чем на первом переломился бушприт и крамбол. Командиры означенных судов были тогда же арестованы и заменены другими». На очередном смотре «любимое детище Петра Великого предстало перед ней жалким сиротой: корабли наезжали друг на друга, ломали снасти, линейные никак не могли выстроиться в линию, при стрельбе не попадали в цель. Екатерина писала, что это суда для ловли сельдей, а не военный флот». (В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция LXXVI). Далее Ключевский цитирует письмо Екатерины II за 1765г: «У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков...»
А теперь, чтобы не быть голословным и пользуясь ангельским терпением редактора, вернемся к товарищу Шершову. Составим, пользуясь данными известного справочника А.А. Чернышева и List of ships of the line of Russia - Wikipedia, the free encyclopedia, список линейных кораблей русского флота на момент смерти Елизаветы. В нем цифра после названия означает число орудий, а затем идут годы спуска на воду и вывода корабля из состава флота, либо наступления иных причин, по которым он закончил свою карьеру.

Список линейных кораблей по состоянию на 1762 год.
1.    «Шлиссельбург» 54, 1752 – разобран в 1765
2.    «Варахаил» 54, 1752 – разобран в 1763
3.    «Нептунус» 54, 1758 - 1771
4.    «Город Архангельск» 54, 1761 – разобран после 1774
5.    «Св. Сергий» 66, 1747 - разобран в 1763
6.    «Александр Невский» 66, 1749 – разобран в 1763
7.    «Гавриил» 66, 1749 – разобран в 1763
8.    «Уриил» 66, 1749 – разобран в 1763
9.    «Ингерманланд» 66, 1752 - разобран в 1765
10.    «Наталия» 66, 1754 – разобран в 1771
11.    «Полтава» 66, 1754 – затонул в гавани в 1770
12.    «Ревель» 66, 1756 – разобран в 1771
13.    «Рафаил» 66, 1758 – разобран в 1771
14.    «Москва» 66, 1760 – разобран в 1771
15.    «Св. Петр» 66, 1760 – сгорел в 1764
16.    «Св. Иаков» 66, 1761 – разобран в 1774
17.    «Св. Александр Невский» 66, 1762 – сгорел в 1764
18.    «Иоанн Златоуст первый» 80, 1751 – разобран в 1769
19.    «Св. Николай» 80, 1754 – разобран в 1769
20.    «Св. Павел» 80, 1755 –разобран в 1769
21.    «Св. Андрей Первозванный» 80, 1758 – разобран в 1785
22.    «Св. Климент Папа Римский» 80, 1758 –разобран в 1780
23.    «Св. Дмитрий Ростовский» 100, 1758 –разобран в 1772

К перечисленным в таблице надо добавить еще два корабля, вошедшие в строй при новой императрице, летом 1762г., но заложенные при ее предшественнице. Они если чем и отличились особо, так это поразительно быстрым выходом из строя! 80-пушечные «Кир Иоанн» и «Св. Екатерина» смогли совершить всего два плавания: летом 1764г. они принимали участие в показательном сражении в заливе Рогервик, а в 1769г. провожали до Копенгагена Архипелагскую эскадру. Уже в следующем 1770 году их вывели из штата и разобрали.
Как видим, 31 ЛК не было. Было намного меньше, всего 23. Товарищ Шершов привирал? Выходит, так. Но и это не все. Из этих 23 плюс указанные два дополнительных, которые можно не считать, 10 были разобраны, а два сгорели до отправки экспедиции в Архипелаг. Остается 11. Но из тех один затонул в гавани уже на следующий год после ухода эскадры Спиридова, так что океан ему был категорически противопоказан, а еще пять были разобраны в 1771 году, что свидетельствует о том же самом – какие походы, если они в Кронштадте готовы затонуть! Иными словами – флота у России попросту не было. Екатерина все начинала заново.

Отредактированно Плиний средний (05.08.2010 19:11:17)

#35 07.08.2010 15:09:19

konstantyn_lvk
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Плиний средний написал:

Оригинальное сообщение #274822
из Средиземного моря, где не бывал еще ни один русский корабль!?

Неверно.

Плиний средний написал:

Оригинальное сообщение #274822
Недолговечные линкоры дщери Петра, веселой царицы Елисавет к тому времени уже сгнили, а новых построить успели немного.

Неверно.

Плиний средний написал:

Оригинальное сообщение #274822
(Шершов А.П. К истории военного кораблестроения. - М.: Военмориздат ВММ СССР, 1952). Но я отвечу, что в том 1952-м и не такое можно было писать. Сейчас – нельзя.

Кроме вас после Шершова никто на эту тему не писал?

Плиний средний написал:

Оригинальное сообщение #274822
(В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция LXXVI). Далее Ключевский цитирует письмо Екатерины II за 1765г

Кроме Ключевского вы по этому поводу ничего не читали?

Плиний средний написал:

Оригинальное сообщение #274822
Иными словами – флота у России попросту не было. Екатерина все начинала заново.

Это и есть ваш собственный вывод? Тогда разочарую - этому утверждению уже порядка двух сотен лет.

#36 07.08.2010 15:44:06

konstantyn_lvk
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Плиний средний написал:

Оригинальное сообщение #274822
возможно, у кого-то возникнут свои соображения - рад буду услышать:[/quote]
Соображение очень простое - написали ерунду, ввиду того что не знакомы с историографией вопроса, не говоря уже об источниках.

Страниц: 1 2


Board footer