Сейчас на борту: 
helblitter,
osliabya,
pitra,
shuricos,
Yosikava,
Азов,
Алексей Логинов,
Заинька
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 05.02.2010 02:38:30

Serbal
Гость




Елизавета I и возрождение русского флота

Общеизвестно, что русский флот после смерти Петра I был оставлен вниманием высшего руководства и постепенно деградировал. Достаточно сказать, что к концу 1730-х годов некомплект личного состава достигал 50 %. К середине лета выводили на Кронштадтский рейд (максимум- к Красной Горке) несколько линкоров и фрегатов, где они и стояли до осени. Даже плавание до Ревеля было событием для русских военных моряков. В 1741 году, с началом очередной войны со Швецией, русский корабельный (гребной сейчас не рассматриваем, хотя и там всё было не лучшим образом) флот опозорился "по самое не могу": корабли вообще оказались неспособны выйти из Кронштадта в море.

Принято связывать возрождение русского флота с именем Екатерины II. Однако задумаемся: возможно ли создание высокобоеспособного флота, готового одерживать победы уровня Чесмы, так сказать, с нуля ? Фанаты Екатерины II утверждают, что вполне возможно: "С начала 60-х годов XVIII века русский военно- морской флот стал возрождаться. Екатерина II, придя к власти в 1762 году и начав большую и сложную внешнюю политику, учитывала значение флота и необходимость оздоровить его. Были пересмотрены штаты кораблей, упорядочено их артиллерийское вооружение, началось усиленное судостроение, заложены новые большие многопушечные суда, реконструировались порты и верфи…"

Я тоже так думал, но вот недавно заинтересовался действиями русского флота в Семилетней войне. Оказывается, к концу 1750-х в состоянии русского флота был достигнут значительный прогресс.  Русский корабельный флот принимал в войне самое активное участие, в том числе:

- Содействовал сухопутной армии во взятии Мемеля 19- 24 июня 1757 года отрядом русских кораблей под командованием капитана 1 ранга А.А. Вальронда;
- Русские крейсерские суда в 1758- 1761 годах успешно блокировали прусские берега и боролись с неприятельской торговлей;
- Осада Кольберга 15 августа- 10 сентября 1760 года эскадрой и десантом под командованием контр- адмирала С.И. Мордвинова; хотя взять крепость не удалось, важно то, что это чисто флотская операция, сам размах которой показал способность русского флота самостоятельно вести боевые действия стратегического масштаба;
- Содействовал сухопутной армии во взятии Кольберга 13 августа- 7 октября 1761 года эскадрой под командованием вице- адмирала А.И. Полянского.

Конечно,  ни одного морского сражения не состоялось (пруссаки не имели военно- морского флота, англичане не стали посылать свои эскадры в Балтийское море), но действия русского корабельного флота в 1757- 1761 годах демонстрируют разительный контраст с позорищем 1741- 1743 годов. Важно, что в Семилетней войне (пусть "в условиях, близких к полигонным"), прошли обучение будущие командиры русского флота в войнах с Турцией (тот же герой Кольберга- 1761 капитан 1 ранга Г.А. Спиридов, будущий победитель в Чесменском сражении).

Формируем версию: не отрицая заслуг Екатерины II, следует признать, что возрождение русского флота начала не она, а Елизавета I, при этом были достигнуты существенные успехи. В наследство сменщице на российском престоле последняя оставила пусть и не беспроблемный, но все же достаточно боеспособный флот. 

Что думают по данному поводу уважаемые знатоки истории парусного флота ?

#2 05.02.2010 09:21:47

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

1

К началу 1730-х гг. флот Петра исчез почти полностью. И восстановлен он был в течение 1730-х гг., фактичски до прежнего уровня, но был более однородным. Была воссоздана и значительно расширена кораблестроительная база в Архангельске. Проблемы с опытными экипажами были постоянно - и в 18, и в 19 веках. Причина - слабый торговый флот России, и особенно - крайне незначительное количество больших океанских кораблей; именно их матросы были необходимы линейному флоту. В 1741 г. флот остался на рейде не потому, что не мог выйти в море, а в связи с тем, что были не ясны намерения шведов. В 1741-42 гг. проблемы с экипажами были связаны с тем, что много моряков погибло в Турецкую войну 1735-39 гг. (эпидемии). В эпоху Елизаветы Петровны кораблестроение оживилось, но качество кораблей было ниже, и кол-во ЛК, выводимых в море, осталось на прежнем уровне - 21 Лк и в 1743 г. (включая Архангельск), и в 1760 г. (Кольберг). В 1762 г. на Балтике было всего 18 ЛК.

В общем, можно сказать, что состояние Русского флота в 1740-70 гг. оставалось примерно на одном уровне, при Елизавете появился огромный некомплект  в офицерском корпусе.

Расцвет Русского флота при Екатерине связан не с личными качествами монархов, а с ростом возможностей самой России (ее ВВП). В 1742 г. в море быдо 43 галеры, в 1788 г., при начале войны со шведами - всего 8 полугалер, но гребнй флот в 1789-90 гг. был восстановлен очень быстро.   
http://s002.radikal.ru/i200/1002/70/b805d3318abet.jpg

#3 05.02.2010 21:02:18

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5911




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

В войну со Швецией русские имели эскадру в Ревеле, флот доходил до Гангута. Так что утверждение, что русский флот не выходил с рейда некоторое преувеличение. За 8 лет до этого русский флот осуществил снабжение армии Миниха, осаждающей Гданьск.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#4 06.02.2010 04:40:19

Serbal
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Эд написал:

Оригинальное сообщение #179115
И восстановлен он был в течение 1730-х гг., фактичски до прежнего уровня, но был более однородным.

По выложенному Вами скану незаметно признаков восстановления, там напротив написано, что в 1740-х годах состояние флота было катастрофическим.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #179115
В эпоху Елизаветы Петровны кораблестроение оживилось, но качество кораблей было ниже

То есть при Анне Иоанновне строили лучше ? А с чем связано ухудшение качества постройки кораблей в 1740- 1750- х ?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #179115
Расцвет Русского флота при Екатерине связан не с личными качествами монархов, а с ростом возможностей самой России (ее ВВП).

Но это уже к войне 1787- 1791 годов относится. Навряд ли был такой уж заментый рост ВВП или промышленных мощностей в 1760-е годы, а как активно действовал флот в войну 1768- 1774 годов ! При той же Анне никому и в голову не пришло бы отправить эскадру в Средиземное море...

Олег написал:

Оригинальное сообщение #179410
В войну со Швецией русские имели эскадру в Ревеле, флот доходил до Гангута.

О да, это большое достижение. Если по- честному, то корабельный флот в 1741 году в море вообще не выходил, а в 1742 и 1743 годах успешно уклонялся как от столкновений с противником на море, так и от оказания поддержки своим сухопутным войскам. Адмиралы З.Д. Мишуков, Н.Ф. Головин, Я.С. Барш и другие флотские руководители этой войны неоднократно открыто саботировали приказы вышестоящего командования. В общем, "слов нет описать препозорнейший позор" (с). Не будь шведский флот "достойным" оппонента противником, всё могло бы сложиться очень плохо...

#5 06.02.2010 10:34:34

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

[

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #179619
в 1740-х годах состояние флота было катастрофическим.

Т.е. при Елизавете Петровне.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #179619
То есть при Анне Иоанновне строили лучше ?

Получается, что - да, хотя и ненамного. Видимо, система управления Остермана оказалась достаточно эффективной, "возвращение к прежним порядкам (при Елизавете) в применении к флоту оказалось крайне неудобным... в морском управлении сочли нужным большую часть полезнейших улучшений, введенных комиссией Остермана, заменить отжившими петровскими порядками" (Веселаго).

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #179619
как активно действовал флот в войну 1768- 1774 годов ! При той же Анне никому и в голову не пришло бы отправить эскадру в Средиземное море...

Благодаря тому, что флот имел базу в Англии, которая и поддерживала Россию.
При Анне такое было просто ненужно, но по Венскому договору 1725 г. Россия должна была выслать в помощь Испании эскадру с десантом к Гибралтару. Прибытие в 1726 г. к Ревелю английской эскадры заставило от этого отказаться.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #179619
Адмиралы З.Д. Мишуков, Н.Ф. Головин, Я.С. Барш и другие флотские руководители этой войны неоднократно открыто саботировали приказы вышестоящего командования.

Это относится только к Мишукову - любимцу Елизаветы. Столь же плохо он действова и в 1757-60 гг. Барш в 1742 г. был у него под командой и как раз настаивал на активных действиях. Головин с 14 ЛК впервые в 1743 г. у Гангута имел перестрелку со шведами, но у шведов было 17 ЛК (затем - 18), они были на ветре, Головин имел приказ "не газардовать", по Морскому Уставу Петра атаковать противника можно было только имея полуторное превосходство. Петр 1 от встреч со шведским флотом всегда уклонялся.

#6 06.02.2010 14:08:16

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Можно посмотреть срок службы кораблей построенных при Анне Иоановне и Елизавете...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#7 06.02.2010 14:12:40

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Елизавета I и возрождение русского флота

1

ЛК построенные в 1725-1741 гг.
Балтика 15 ед. средний срок службы 15,7 лет
Архангельск - 9 ед. средний срок службы 15,5 лет. 1 - "Северный Орел" служил 28 лет (с тимберовкой).

ЛК построенные в 1742-1761 гг.
Балтика: 12 ед. средний срок службы 14,8 лет, 2 корабля - "Св. Андрей Первозванный и "Св. Климент Папа Римский" служили по 22 года будучи тимброваны
Архангельск: 18 ед. средний срок службы 13,7 лет.
При этом 4 корабля были разобраны из-за нехватки леса на тимберовку.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#8 06.02.2010 14:51:21

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Все-таки ЛК 1730-х и начала 1740-х немного более предпочтительней, надо также учитывать фактическую пригодность кораблей (т.е. от спуска на воду до последней кампании, а не до исключения из строя).

#9 07.02.2010 02:31:08

Serbal
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

1

Эд написал:

Оригинальное сообщение #179661
Т.е. при Елизавете Петровне.

В начале её правления... А как стало в 1750-х ?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #179661
Это относится только к Мишукову - любимцу Елизаветы. Столь же плохо он действова и в 1757-60 гг. Барш в 1742 г. был у него под командой и как раз настаивал на активных действиях. Головин с 14 ЛК впервые в 1743 г. у Гангута имел перестрелку со шведами, но у шведов было 17 ЛК (затем - 18), они были на ветре, Головин имел приказ "не газардовать"

Смотрим события войны 1741- 1743 годов...
1741 год:
Корабельный флот в море вообще не выходит (объяснимо необходимостью доукомплектования личным составом, обучения новобранцев, приведения в порядок матчасти и т.п.- войны не ждали, как всегда- но тем не менее показательно)...
1742 год:
июнь- адмирал Мишуков, имея приказ главкома Ласси атаковать шведский флот, находящийся у о. Аспё, от боя уклоняется;
июль- проигнорирован приказ главкома о блокировании Гельсингфорса со стороны моря;
август- полностью аналогичная июньской ситуация, только теперь у п- ова Гангут.
сентябрь- декабрь- русский флот в полном бездействии стоит у о. Нарген.
Фактически саботаж со стороны командования русского флота сорвал мирные переговоры, начатые после успешного наступления нашей армии вглубь Финляндии и взятия Або (Турку).
Мишуков был отдан под суд, но ведь он у нас самый гуманный в мире, тем более, Вы пишите, адмирал был любимцем Елизаветы...
1743 год:
апрель- адмирал Барш легко и непринуждённо посылает вышестоящее командование, имея приказ перехватить у Аландских островов отходящий в Швецию гребной флот противника, его игнорирует под предлогом необходимости ведения "крейсерства в Финском заливе";
май- новый комфлота адмирал Головин, имея личный приказ императрицы атаковать, при обнаружении противника у п- ова Гангут... ложится в дрейф и собирает совет командиров, ну а те (достойные ученики "школы Мишукова") находят 33 причины, не позволяющие вступить в бой; всем дальнейшим попыткам фельдмаршала Ласси заставить наших "героев" сражаться, Головин и Ко успешно сопротивляются;
июнь- продолжение маразма: русский и шведский флоты даже построились 7 июня в линию баталии, имели место перестрелки... и ничего не случилось (всё- таки русским в этой войне очень повезло с противником) !
Вы считаете, это нормально !?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #179661
по Морскому Уставу Петра атаковать противника можно было только имея полуторное превосходство.

Любопытная информация... Но в Высочайшем указе на имя адмирала Головина было ясно сказано: "атаковать неприятельский флот не только с превосходящей над неприятелем силой, в числе судов и пушек, но и равной против оного."

Эд написал:

Оригинальное сообщение #179661
Петр 1 от встреч со шведским флотом всегда уклонялся.

Большую часть Северной войны полноценного корабельного флота у России не было... А потом, как это оправдывает Мишукова, Головина и примкнувшего к ним Барша ? Нет бы стало для них побудительным мотивом: ведь в случае победы с полным правом можно заявить (или по крайней мере написать в мемуарах): "Я круче самого Петра Великого !"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #179740
ЛК построенные в 1725-1741 гг.
Балтика 15 ед. средний срок службы 15,7 лет
Архангельск - 9 ед. средний срок службы 15,5 лет. 1 - "Северный Орел" служил 28 лет (с тимберовкой).

ЛК построенные в 1742-1761 гг.
Балтика: 12 ед. средний срок службы 14,8 лет, 2 корабля - "Св. Андрей Первозванный и "Св. Климент Папа Римский" служили по 22 года будучи тимброваны
Архангельск: 18 ед. средний срок службы 13,7 лет.

Статистический расчёт интересен, но как учесть то, что часть кораблей, построенных в первый период, вообще не воевала (т.е. не вылезала в море дальше Кронштадтского рейда), а многие из кораблей второго периода прошли по две многолетние войны ?

#10 07.02.2010 10:02:46

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180156
как стало в 1750-х ?

Получше, чем в 1740-х (в смысле возобновления производства офицеров), но какого-либо коренного изменения не произошло.

В 1741 г. некомплект корабельных экипажей составлял 36%. 25 сентября 1741 г. вице-адм. Обриен (который еще командова БФ) предложил атаковать шведский флот при его отходе от Асп-э, но генерал-адмирал Остерман это не поддержал.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180156
Мишуков был отдан под суд

Мишуков не был отдан под суд, над ним не было даже проведено расследование, фактически приказам Головина (т.е. Адмиралтейств-коллегии) он не подчинялся. Ласси не мог ему приказывать, мог только рекомендовать или просить. МСишуков, видимо, сообщался напрямую с Императрицей и считал, что подчиняется только ей (в 1757-60 было то же).

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180156
1743 год:
апрель- адмирал Барш легко и непринуждённо посылает

1 мая 1743 Барш получил приказ атаковать шведов у Дагерорта (запад Даго) и вышел в море, у него было 7-54-пуш. и 1 фрегат. 2 мая он начал погоню, у шведов было 8 судов, в т.ч. 5 ЛК (из них 2-60-пуш.). Во время погони два наших ЛК получили повреждения и отстали. У Барша осталось 5 ЛК, шведские были сильнее, да и сам флагман Барша был также поврежден (течь и треснула стеньга), поэтому он прекратил погоню; 20 мая он соединился с Головиным.

Следует учесть некомплект экипажей нашего флота в 1742-43 гг. даже после того, как они получили пополнение солдатами и "финскими мужиками". На действия нашего флота влияли и эпидемии на кораблях.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180156
в Высочайшем указе на имя адмирала Головина было ясно сказано: "атаковать неприятельский флот не только с превосходящей над неприятелем силой, в числе судов и пушек, но и равной против оного

Но равных-то сил не было, у Головина при встрече было 14 ЛК (Новая Надежда был госпитальным и его поставили в линию "для близира"), у шведов - 17 ЛК (затем даже 18), и они были на ветре. Флагман шведов был трехдечником.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180156
Большую часть Северной войны полноценного корабельного флота у России не было

Уже в 1714 г. флот Петра на бумаге был равен шведскому - 16 ЛК, но почти не было опытных моряков. Поэтому их всех перевели на галеры, далее - Гангут.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180156
Статистический расчёт интересен

Кстати, корабли посьройки 1742-43 гг. были заложены еще при обеих Аннах.

#11 07.02.2010 12:08:58

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180194
Кстати, корабли посьройки 1742-43 гг. были заложены еще при обеих Аннах.

так точно...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#12 07.02.2010 14:00:27

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Из "Гангута" №4

http://s003.radikal.ru/i203/1002/67/a1f101480303t.jpg   http://s005.radikal.ru/i209/1002/c8/77108b187c92t.jpg   http://s004.radikal.ru/i205/1002/aa/38e9241b1c17t.jpg  http://s005.radikal.ru/i212/1002/9a/595fc28fae2dt.jpg  http://s47.radikal.ru/i117/1002/5e/2325faab593et.jpg


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#13 07.02.2010 14:10:46

Герхард фон Цвишен
Капитанъ I ранга
k-admiral
Откуда: Москва
U-boоt U-131 Der Fliegende Hollander
Сообщений: 11007




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #180246
    Эд написал:

    Оригинальное сообщение #180194
    Кстати, корабли посьройки 1742-43 гг. были заложены еще при обеих Аннах.

так точно...

Простите, если задам глупый вопрос: а какая еще Анна, кроме Анны Иоановны, правила в России? Я что-то пропустил??? *hmmm*


"Послевоенный мир должен быть лучше довоенного, хотя бы с Вашей точки зрения!"

#14 07.02.2010 14:31:54

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Герхард фон Цвишен написал:

Оригинальное сообщение #180303
а какая еще Анна

Анна Леопольдовна, внучка (по матери) Ивана 5-го, "Правительница Российская" (9.11.1740-25.11.1741) при малолетнем Иване 6-м. Именно ее свергла Елизавета Петровна.

#15 07.02.2010 14:38:57

Герхард фон Цвишен
Капитанъ I ранга
k-admiral
Откуда: Москва
U-boоt U-131 Der Fliegende Hollander
Сообщений: 11007




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180305
Анна Леопольдовна, внучка (по матери) Ивана 5-го, "Правительница Российская" (9.11.1740-25.11.1741) при малолетнем Иване 6-м. Именно ее свергла Елизавета Петровна.

Пардон, упустил из вида, ведь "на царствование" ее не короновали, и в исторической литературе Регентство при Иоане VI обычно ассоциируют с правлением Бирона...


"Послевоенный мир должен быть лучше довоенного, хотя бы с Вашей точки зрения!"

#16 07.02.2010 15:45:40

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Герхард фон Цвишен написал:

Оригинальное сообщение #180308
ассоциируют с правлением Бирона...

Бирон был регентом с 17 октября по 9 ноября 1740 - чуть больше 3-х недель. Затем правительницей стала Анна Леопольдовна, фактически власть находилась в руках сначала Миниха, потом Остермана. Именно последнего Елизавета и свергла. Возможно отсюда втом числе и любовь к Мишукову, обеспечившему лояльность флота, ведь формально Остерман был генерал-адмиралом.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#17 07.02.2010 16:10:54

Герхард фон Цвишен
Капитанъ I ранга
k-admiral
Откуда: Москва
U-boоt U-131 Der Fliegende Hollander
Сообщений: 11007




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #180319
Бирон был регентом с 17 октября по 9 ноября 1740 - чуть больше 3-х недель. Затем правительницей стала Анна Леопольдовна, фактически власть находилась в руках сначала Миниха, потом Остермана. Именно последнего Елизавета и свергла. Возможно отсюда втом числе и любовь к Мишукову, обеспечившему лояльность флота, ведь формально Остерман был генерал-адмиралом.

Склероз проклятый! Ведь читал же, в т.ч. у Ключевского, но надо же - из головы напрочь вылетело... Извините... *SORRY*


"Послевоенный мир должен быть лучше довоенного, хотя бы с Вашей точки зрения!"

#18 07.02.2010 20:45:49

Serbal
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180194
Получше, чем в 1740-х (в смысле возобновления производства офицеров), но какого-либо коренного изменения не произошло.

То есть моя версия в плане материального состояния русского флота не подтверждается :( ? Выходит так, что причиной его возросшей активности в Семилетнюю войну является отсутствие равноценного противника на море... Ну а если рассмотреть субъективный фактор- сравнить личные качества командования в 1741- 1743 и в 1757- 1761 годах ?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180194
Ласси не мог ему приказывать, мог только рекомендовать или просить. МСишуков, видимо, сообщался напрямую с Императрицей и считал, что подчиняется только ей (в 1757-60 было то же).

Разве в августе 1742 года Мишуков не получал приказа перейти в подчинение главкому Ласси ? Если нет, зачем потом оправдывался на следствии (тут ошибся, до суда не дошло), что не заблокировал Гельсингфорс по причине погодных условий (то ветер не туда дует, то туман... плохому танцору известно что мешает...) ? Мог ведь тогда сказать в своё оправдание что- то вроде: "...я Ласси подчинён не был, а с моей точки зрения защита Петербурга от возможного нападения шведов- более важная задача флота."

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180194
1 мая 1743 Барш получил приказ атаковать шведов у Дагерорта (запад Даго) и вышел в море, у него было 7-54-пуш. и 1 фрегат. 2 мая он начал погоню, у шведов было 8 судов, в т.ч. 5 ЛК (из них 2-60-пуш.). Во время погони два наших ЛК получили повреждения и отстали. У Барша осталось 5 ЛК, шведские были сильнее, да и сам флагман Барша был также поврежден (течь и треснула стеньга), поэтому он прекратил погоню

Я имел в виду совсем не этот эпизод, а неисполнение Баршем приказа Кейта от 12 мая 1743 года о выдвижении корабельного флота к Аландским островам для перехвата уходивших в Швецию галер противника ;) . Должен сказать, что и приведённый Вами пример его не красит: ведь шведы бежали, они не считали себя сильнее, уже морально сломались... Всё дело видимо в личности командира: Ушаков не боялся атаковать превосходящие силы турок- и всегда побеждал... Я вполне понял бы и сам признал оправданной осторожность русского командования, если противником были англичане или хотя бы французы. Но шведы- чем они лучше турок ? Судя по их поведению и реальным "успехам" в войнах против русских- ничем...   

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180194
Но равных-то сил не было, у Головина при встрече было 14 ЛК (Новая Надежда был госпитальным и его поставили в линию "для близира"), у шведов - 17 ЛК (затем даже 18), и они были на ветре. Флагман шведов был трехдечником.

А на мой взгляд, 15 на 17- это вполне равные силы (тем более с "Новой Надеждой" видимо путаете: её "по ветхости" использовали как госпитальное судно в кампанию 1742 года, а не 1743). Кстати, у Мишукова и Шёшерны 10 августа 1742 года ровно по 14 линкоров было... Правильно писал Широкорад: этим "флотоводцам" нужно Нобелевскую премию мира посмертно присудить :D ...

#19 07.02.2010 21:16:56

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180421
То есть моя версия в плане материального состояния русского флота не подтверждается

Формально цифры менялись незначительно, расходы на флот:
1725г  1,4млн.руб положено по штату, ежегодные недоимки 30-40%

1732   1млн, выделялись сравнительно регулярно, сказывается влияние войны 1735-39

1745-1763 1,2 млн, при Екатерине первоначально то-же, с 1782 3млн Балтика и 2млн на ЧФ


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#20 07.02.2010 23:15:46

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180421
если рассмотреть субъективный фактор- сравнить личные качества командования в 1741- 1743 и в 1757- 1761 годах ?

Мишуков и Головин, Мишуков и Полянский - разница небольшая.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180421
Разве в августе 1742 года Мишуков не получал приказа перейти в подчинение главкому Ласси ?

Нет. Разумеется, Ласси был фельдмаршал, флотские должны были "сообразовывать свои действия" с армией, но прямого подчинения не было. Ласси присылал не приказы, а скорее пожелания (в 1742 г.). Головин - тот приказывал, но без успеха.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180421
оправдывался на следствии

Все-таки следствия как такого не было. Головин прислал к Мишукову офицера, чтобы взять у него ответ о причине его странных действий, Мишуков сослался на Императрицу и просто отослал этого офцера без объяснений, после чего, по окончании кампании 1742 г. Елизавета сделала его начальником Кронштадтского порта.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180421
неисполнение Баршем приказа Кейта от 12 мая 1743

Вообще-то Барш Кейту не подчинялся. С 3 мая Барш был в районе Наргена, 12-го сюда подошел и Головин, и они соединились. Кейт 11-14 мая медленно шел по Юнгферзунду. В его "Журнале" я приказа Баршу не видел. Да и физически это было бы невозможно.

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180421
А на мой взгляд, 15 на 17- это вполне равные силы (тем более с "Новой Надеждой" видимо путаете: её "по ветхости" использовали как госпитальное судно в кампанию 1742 года, а не 1743). Кстати, у Мишукова и Шёшерны 10 августа 1742 года ровно по 14 линкоров было...

В "Юрнале Барша" и в "Жизнеописании первых русских адмиралов" Берха есть линии баталиии нашего флота в 1741-43 гг. Мне удалось установить и шведские линии баталии. В 1742 г. при встрече у Мишукова в линии было 14 ЛК + 3 фрегата, госпитальный Новая Надежда был за линией (его экипаж по штату - 244 чел., а у обычного 54-пуш. - 389). У Шешерны было 15 ЛК. В 1743 г. при встрече сошведами у Головина в линии было 14 ЛК + он поставил "для близира" госпитальный Новая Надежда (линия 8 июня), но до этого Новую Надежду он держал, естесственно, за линией (линии баталии 13 мая и 6 июня). В 1743 г. у адмирала фон Утфалля в линии было 16 ЛК, подошедший позже обер-адмирал Таубе был на 17-м ЛК. Головин сумел отвлечь шведский флот в море, что позволило нашим галерам войти в шхеры и соединиться с Ласси. 

charlie написал:

Оригинальное сообщение #180434
при Екатерине

С 1762 г. содержание серебра в рубле было уменьшено с 20,7 до 18 г.

#21 07.02.2010 23:48:03

Serbal
Гость




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180509
В "Юрнале Барша" и в "Жизнеописании первых русских адмиралов" Берха есть линии баталиии нашего флота в 1741-43 гг. Мне удалось установить и шведские линии баталии.

В общем, логика наших адмиралов понятна: раз у шведов на один линкор больше- значит у противника такое колосальное преимущество, что в бой вступать никак нельзя... Вот только чем мотивировало свою пассивность шведское командование- не тем ли, что это у русских на один линкор больше :D ? В связи с чем возникает закономерный вопрос: могли ли противоборствующие стороны непосредственно при встрече реально оценить соотношение сил с точностью до корабля и количества пушек на нём ? Что сказано в донесениях Мишукова и Головина- они в точности до корабля пересчитали состав вражеского флота ? Или ещё: ну откуда Баршу было известно, что на двух из пяти шведских линкоров именно по 60 пушек ? Ведь реальное число орудий на парусных кораблях далеко не всегда соответствовало официально положенному по рангу. Или такие подробности стали известны уже по окончании войны ?

#22 08.02.2010 01:54:55

Герхард фон Цвишен
Капитанъ I ранга
k-admiral
Откуда: Москва
U-boоt U-131 Der Fliegende Hollander
Сообщений: 11007




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180520
Ведь реальное число орудий на парусных кораблях далеко не всегда соответствовало официально положенному по рангу

ИМХО, по количеству пушечных портов. Они выделялись от окраски борта белым цветом.


"Послевоенный мир должен быть лучше довоенного, хотя бы с Вашей точки зрения!"

#23 08.02.2010 09:54:21

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180520
чем мотивировало свою пассивность шведское командование

В 1742 г. при встрече наш флот был на ветре, у шведов - эпидемия, они ожидали возможной атаки, но Мишуков ушел. В 1743 г. при встрече шведы были на ветре, они вяло сближались (дважды): было известно, что идут переговоры, мир близится и рисковать никто не хотел. У нас же на консилиуме в 1743 г. почти все капитаны и оба младших флагмана высказались против боя, а почти все лейтенанты - за. Головин тоже был за, но оказался в меньшинстве, написал протест, на чем все и закончилось.   

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180520
могли ли противоборствующие стороны непосредственно при встрече реально оценить соотношение сил с точностью до корабля и количества пушек на нём ? Что сказано в донесениях Мишукова и Головина- они в точности до корабля пересчитали состав вражеского флота ? Или ещё: ну откуда Баршу было известно, что на двух из пяти шведских линкоров именно по 60 пушек ?

Да, могли. Соколов приводит карту (1743 г.) с точным указанием шведской линии баталии, мест флагманов и числа пушек на шведских ЛК, то же и в отчете Барша: эти отчеты составлены на основании данных наших крейсерских судов.

Мишуов же простоял почти всю кампанию у Эстляндии: сперва он не шел "за противными ветрами", потом - "за попутными"! Ибо, как он объяснял, "ночи августовския, темныя, при неудаче будет трудно возвращаться, не было бы беды" (несмотря на все просьбы Ласси и понукания Головина).

#24 08.02.2010 18:25:42

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #180421
неисполнение Баршем приказа Кейта от 12 мая 1743 года о выдвижении корабельного флота к Аландским островам для перехвата уходивших в Швецию галер противника

Я нашел это место, но это было не в мае, а в апреле, еще перед выходом флота в море.

Кейт 11.04 писал Баршу, просил его скорее идти к Гангуту, чтоб галеры из Борго и других мест успели б к нему, иначе шведы могут высадить десант, где захотят, да и еды у Кейта мало. (Жаль, что Кейт не думал об удержании поста у Гангута). После прохода галер Кейт просил Барша идти к «Оланду» (Аланду) – отрезать шведов от берега. Войска будут посажены на галеры для атаки Аланда. От этого-де зависит успех кампании.

#25 08.02.2010 20:19:50

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5911




Re: Елизавета I и возрождение русского флота

Эд написал:

Оригинальное сообщение #180509
Мне удалось установить и шведские линии баталии.

А можно поимённо?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

Страниц: 1 2


Board footer