Страниц: 1 2 3 4

#26 05.03.2010 00:39:51

Serbal
Гость




Re: Из Англии в Австралию

1

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #194917
А чьи?

Михаил Осипович Меньшиков (1859- 1918), более известный как правый публицист и политический деятель, в молодости был морским офицером.

http://s02.radikal.ru/i175/1003/65/7afd514219aft.jpg

В 1873 году поступил в Кронштадтское морское техническое училище, после окончания стал флотским штурманом. Участвовал в нескольких дальних морских походах, в 1884 году опубликовал книгу очерков "По портам Европы". Как военно- морской гидрограф, составил "Руководство к чтению морских карт, русских и иностранных" (1891) и "Лоцию Абосских и восточной части Аландских шхер" (1892). С середины 1880-х начал сотрудничать в газетах и в 1892 году вышел в отставку в звании штабс- капитана по адмиралтейству. Сканы взяты из книги М.О. Меньшиков. Национальная империя, М., 2004 (в сети не выложена).

#27 05.03.2010 12:03:39

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Из Англии в Австралию

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #194541
...в том числе офицеров флота:

Грустно, очень грустно. В который раз задаю себе вопрос "Почему???" Результат "английской системы" подготовки кадров в русском варианте? У Куропаткина на эту тему тоже несколько страниц в "Русской армии", но, правда, о студентах с тем-же выводом: истощились, мол, еще до войны, в "боях" с пороками:(


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#28 06.03.2010 10:13:19

gorizont
Гость




Re: Из Англии в Австралию

Serbal написал:

Оригинальное сообщение #194541
Воспоминания очевидца, так сказать...

Знаете, очевидец очевидцем, но - если бы вы почитали воспоминания очевидцев и сочинения некоторых историков о ситуации в России, например, начале 19 века, то могли бы подумать, что если в 70-х годах то Содом, то семьюдесятью годами раньше - это Гоморра.
Например - Троекуровщина - это не придумка Пушкина, и более того, аналог того был не один далеко, бесправие, угнетение не то что крестьян и обывателей, а даже мелкопоместных дворян, взяточничество как система и прочие прелести.
В других странах были свои "особенности". Алкоголизм - вовсе не только русская напасть, практически все государства в свое врем были вынуждены так или иначе принимать меры по ограничению употребления крепких алкогольных напитков начиная с века 17, фактически. Англия в особенности.
И надо заметить, что при тех диковатых нравах (впрочем, вы в армии служили? если да, то позднесоветская и российская нынешняя армия в части казарменных нравов -  это что-то с чем-то) , царивших на английском флоте - английский флот 18-19 веков - побеждал, а основой его успехов было, как это бы это не выглядело удивительно в свете тех нравов, именно выучка его моряков и офицеров.
Так что автор явно односторонне видел действительность.

#29 06.03.2010 11:22:02

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Из Англии в Австралию

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #195912
именно выучка его моряков и офицеров.

либо более слабая выучка его противников...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#30 06.03.2010 11:27:09

gorizont
Гость




Re: Из Англии в Австралию

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #195941
либо более слабая выучка его противников...

И означает ли это, что нравы в голландском, испанском и французском флотах были еще более мрачны, нежели в английском?

#31 06.03.2010 14:47:57

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9174




Re: Из Англии в Австралию

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #195945
И означает ли это, что нравы в голландском, испанском и французском флотах были еще более мрачны, нежели в английском?

Может просто французские морские офицеры были более образованы (не даром же фрацузы строили более "хорошие" корабли) теоретически, но меньше подготовлены практически... ;)

#32 06.03.2010 15:06:20

gorizont
Гость




Re: Из Англии в Австралию

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #196048
Может просто французские морские офицеры были более образованы (не даром же фрацузы строили более "хорошие" корабли) теоретически, но меньше подготовлены практически...

В королевском флоте? Ув. Эд конечно ситуацию знает лучше, он бы рассказал, но вообще сомнения берут... Французские дворяне - люди с суши по преимуществу.
Но дело даже не в том - речь шла о статье, в которой, как я понял, причина поражения привязывается к падению нравов. Так вот - обратный пример - английский флот, где нравы в эпоху господства Британии в море не отличались крепостью.

#33 06.03.2010 15:23:17

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Из Англии в Австралию

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #196063
в которой, как я понял, причина поражения привязывается к падению нравов.

Скорее напрашивается вывод о забвении интересов службы на фоне "морального разложения". Балерины вместо броненосцев ИМХО Пассаж о черноморцах и Севастополе-аналоге Содома как-то пока в голове не укладывается...:(


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#34 06.03.2010 15:25:20

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Из Англии в Австралию

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #196063
В королевском флоте?

Об этом как-то уже подробно говрорилось.
В Англии флотские вопросы обсуждались в Парламенте, существовала оппозиция со своей прессой, и все было прозрачно. Питание английских моряков и врачебная помощь были на высоком уровне, существовал и социальный пакет - пенсии вдовам и калекам, были жесткие требования по санитарии. Пример: на одного английского матроса полагалось 2 гамака - одним он пользовался, 2-й был в стирке. А во французском флоте в одном гамаке спали два матроса, отсюда - эпидемии. Вообще, все, связанное с кораблями и портами, было на высоком уровне, на это денег не жалели, подходящий лес и т.д. для кораблей искали по всему миру.  Младшим сыновьям мелких помещиков, адвокатов, чиновников и прочих разночинцев была уготована дорога в церковь или на флот. Так что можно было отобрать достойейших. Важно и то, что все придерживались букве законов, это вообще характерно для англо-саксов.

#35 06.03.2010 15:31:52

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9174




Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196072
Так что можно было отобрать достойейших.

Это уже после того как набирали во флот (в Англии) силком?

#36 06.03.2010 15:37:03

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Из Англии в Австралию

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #195945
нравы в голландском, испанском и французском

Голландия: из донесения интенданта голл. эскадры, стоявшей в Портсмуте в 1744-45 гг. - "Офицеры так напиваются, что даже не могут читать команде написаанные приказы, а поскольку многие матросы неграмотные (или - иноземцы, не знающие языка), неизвестно, что вообще требуется.  Так Республика может потерять свой флот".

Франция: жалобы адм. Орвилье: "Во флоте - "дьявольский дух", "тыканье", главное - не звание и положение, а титул, молодые аристократы запросто обсуждают приказы старших по званию".

Испания: примерно - то же, если не хуже. "В 1784 г. молодой наглый гардемарин из грандов вызвал на дуэль начальника эскадры (контр-адмирала) Вентура Морено (в 1782 г. он командовал одной из 7 плавбатарей при штурме Гибралтара, был тяжело ранен, ходил с трудом) и спокойно убил его".

#37 06.03.2010 15:39:03

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196072
Вообще, все, связанное с кораблями и портами, было на высоком уровне, на это денег не жалели, подходящий лес и т.д. для кораблей искали по всему миру.  Младшим сыновьям мелких помещиков, адвокатов, чиновников и прочих разночинцев была уготована дорога в церковь или на флот. Так что можно было отобрать достойейших

Получается залог успеха-жизненная необходимость флота для существования страны (с привычным уровнем жизни) плюс майорат как источник кадров. И в России и во Франции ситуация действительно другая.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#38 06.03.2010 16:14:24

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Из Англии в Австралию

Ну да. И у Англии еще огромный торговый флот и заморские колонии, растущие, как на дрожжах. И еще принятое со времен Блейка (1652 г.) железное правило в бою: победить или умереть. И атака любого противника.

#39 06.03.2010 19:07:41

gorizont
Гость




Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196072
В Англии флотские вопросы обсуждались в Парламенте, существовала оппозиция со своей прессой, и все было прозрачно. Питание английских моряков и врачебная помощь были на высоком уровне, существовал и социальный пакет - пенсии вдовам и калекам, были жесткие требования по санитарии. Пример: на одного английского матроса полагалось 2 гамака - одним он пользовался, 2-й был в стирке. А во французском флоте в одном гамаке спали два матроса, отсюда - эпидемии. Вообще, все, связанное с кораблями и портами, было на высоком уровне, на это денег не жалели, подходящий лес и т.д. для кораблей искали по всему миру.  Младшим сыновьям мелких помещиков, адвокатов, чиновников и прочих разночинцев была уготована дорога в церковь или на флот. Так что можно было отобрать достойейших. Важно и то, что все придерживались букве законов, это вообще характерно для англо-саксов.

Что не мешало казнокрадству,

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196072
Питание английских моряков и врачебная помощь были на высоком уровне, существовал и социальный пакет - пенсии вдовам и калекам, были жесткие требования по санитарии.

Вот сравнение недельного пайка английского матроса (это - с Баунти):
три килограмма двести граммов галет, девять с половиной граммов солонины (говядина и свинина), по сто шестьдесят граммов вяленой рыбы и масла, девятьсот граммов гороха, двести двадцать граммов сыра и, кроме того, спиртные напитки.
Вот месячный рацион русского матроса (из установлений времен Екатерины Второй):  мяса говяжьего (свежего или солонины) пять с половиной килограммов, сухарей — восемнадцать, гороху — четыре, гречневой крупы — два с половиной, овса — четыре, масла — два с половиной килограмма, соли — чуть более половины килограмма, уксуса — полкружки, водки — двадцать восемь чарок (около трех с половиной литров).

Я не увидел преимущества английского рациона. А вы?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196072
Вообще, все, связанное с кораблями и портами, было на высоком уровне, на это денег не жалели, подходящий лес и т.д. для кораблей искали по всему миру.

Из Мэхена, описывающего ситуацию в английском флоте на пороге времен Французской революции: "...в общем, благодаря заботливости и предусмотрительности адмиралтейства, вооружение флота было в удовлетворительном состоянии. В 1783 году было сделано распоряжение «об организации обильных складов припасов для каждого мореходного судна отдельно, и о наполнении магазинов в нескольких портах материалами, не подвергающимися порче от долгого хранения». (Примечание: James Nav. Hist, vol. I, p.53 (ed. 1878). Такая же система была принята во Франции сто лет назад Кольбером (Revue Maritime et Coloniaie, Septembre, 1887, p.567)"


"Британский флот был далеко не в образцовом состоянии, и он не мог опереться в своей организации на такой административный рецепт, какой Франция всегда имела в законоположениях и постановлениях, явившихся плодами деятельности Кольбера и его сына. В адмиралтействе и в портах, как в метрополии, так и в колониях, царили беспорядок и растраты, если не прямые хищения. Военные учреждения пришли в упадок в течение десятилетнего мира."

Но "если администрации недоставало системы, если должностные лица ее относились к своим обязанностям небрежно или бесчестно, то флот сам по себе, хотя и стоивший стране дороже, чем должен был стоить, был в цветущем состоянии: он обладал наличной и, еще более, резервной силой, источниками которой были свойства и промыслы населения, прочные традиции, глубоко пустившие свои корни в далеком прошлом, и, что особенно важно, корпорация офицеров — ветеранов последней и даже предшествовавших ей войн."

" Сила Великобритании заключается, однако, в многочисленном контингенте коммерческих моряков; и нахождение многих из них во всякий данный момент в дальних плаваниях составляло всегда для нее источник затруднений при комплектовании флота в начале войны. Матрос торгового флота обыкновенно недружелюбно относится к военной службе; ему, как и офицеру этого флота, тяжело нести ярмо судовой дисциплины, пока не привыкнет к нему. Поэтому Великобритания, при отсутствии системы, подобной французской морской записи, прибегала к принудительному набору; мера эта, хотя и установленная законоположениями, при приведении ее в исполнение, сопровождалась беззакониями и насилием, необычными для нации, которая так любит и законность и свободу. Но даже и при соединении принудительного набора с добровольной записью во флот, в последнем в больших войнах всегда ощущался недостаток команды, так что туда принимались охотно, в большом числе, иностранцы каких угодно национальностей, а также допускался на службу очень плохой элемент местного населения. «Подумайте», — писал Колингвуд, — «как велик должен быть среди судовых команд в таком флоте, как наш, процент негодяев всякого разбора, готовых на всякое преступление. И когда они будут в преобладающем числе, то каких бед ни должны мы будем опасаться от сатанинских подстрекательств и влияния массы таких господ». (Примечание: Соllingwооd's Correspondence, p. 48 (First American from fourth London edition)). Материальное вознаграждение матросов и некоторые из условий их жизни на корабле оставляли желать очень многого. Жалованье не увеличивалось со времен Карла II, хотя цены на все необходимые предметы житейского обихода возросли на тридцать процентов. Требования службы, вместе с опасением дезертирства матросов, привели к тому, что последних строго ограничивали в отпусках на берег даже в отечественных портах, и им приходилось подолгу не видать своих семей. Дисциплина, слишком мало определенная и ограниченная законом, зависела от характера начальника и на различных кораблях была различна. В то время, как на одних допускались нецелесообразные послабления, на других практиковались наказания жестокие и мучительные."

Однако: "Рядом с этим, ... среди офицеров, как слабо относившихся к дисциплине, так и строго поддерживавших ее, все увеличивалось число таких, которые смотрели на заботу о здоровье и довольстве команды как на дело, составлявшее их первую обязанность и входившее в их интересы Вследствие этого на эскадрах, плававших под командой Джервиса, Нельсона, Колингвуда и их современников и несших самую суровую и продолжительную службу при отчуждении от внешнего мира, при условиях утомительно-однообразных, вообще неблагоприятных для здоровья, были достигнуты такие результаты в санитарном отношении, лучше которых не достигали, быть может, никогда, — и уж наверно никогда, если рассматривать их по отношению к тогдашнему состоянию гигиены как науки... Нельсон, в течение двухлетнего крейсерства, в котором ни разу не оставлял не только своей эскадры, но и своего корабля, часто говорил с гордостью, почти с торжеством, о состоянии здоровья своих команд."

"и в английском флоте, при том смешанном характере команд его, о котором мы говорили выше, и при серьезных и суровых испытаниях, каким подвергались они в первые годы войны, будут случаться мятежи и бунты. Они действительно случались, соперничая с происходившими во французском флоте, если даже не превосходя их по размерам. Руководителями их были обыкновенно люди, получившие лучшее образование и обладавшие большим развитием, чем матрос среднего уровня, и согласившиеся нести ярмо матроса из нужды, которой подверглись по склонности к пьянству, преступности или просто по непригодности к какому-либо делу. Отличительными чертами этих мятежей, в противоположность французским, были логичность и уважение к закону, которые сначала смягчали их характер и которые показывают, как сильно влияли на матросов военного флота Англии свойственные всей нации чувство законности, сознание долга и необходимости дисциплины. Жалобы команды, оставлявшиеся без внимания, когда они высказывались покорно, приходилось признавать справедливыми, как только мятеж вынуждал серьезно разобрать их. Форма дисциплины соблюдалась командой даже и тогда, когда она отказывалась выйти в море прежде удовлетворения ее требований, причем такие отказы были возможны лишь в тех случаях, «когда не шло вопроса о встрече неприятельского флота». (Примечание: Brenton's Naval History, vol. I, p.415 (Ed. 1823)"

Так что вопрос многогранный :)

В свое время подсчитывали, кстати - и получилось, что если бы не перерасход средств в связи с коррупцией, связанной с администрированием Британской империей северо-американских колоний, англичанам бы оказалось вполне по средствам удержать их от отпадения.

Сто касается флотов -  то стоит отметить, что ситуация у главного соперника - Франции, после революции оказалась гораздо хуже.

#40 06.03.2010 20:10:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Из Англии в Австралию

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #196182
Что не мешало казнокрадству,

Ни Боже мой. В 1660-х гг., к примеру, дома плотников верфей, чиновников Адмиралтейства и т.п. были построены из корабельного леса.
В 1656 г. флот Блейка захватил "серебряные галеоны", но почти все растащили моряки. Адм. Стейнер возмущался: "Я никогда за раз не брал больше 2000 фунтов". Как и Клайв, сам удивлялся своей скромности.
1-й лорд Адм-ва (до 1782 г.) Сэндвич считал, что на те деньги, что отпускаются на флот, можно было бы содержать вдвое больший флот. 

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #196182
Я не увидел преимущества английского рациона. А вы?

Я, правда, сравнивал с французами.
Разница в том, что абсолютистские монархии (Россия, Франция) могли  декларировать все, что угодно, но все дело в реальном выполнении. В Англии в этом плане то, что декларировалось, в общем, выполнялось.

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #196182
Такая же система была принята во Франции сто лет назад Кольбером

Вообще-то Кольбер и Сеньелэ многое копировали у той же Англии.
Здесь дело в том, что в абсолютистских монархиях успех или неуспех зависели от личных качств и интереса к флоту монархов, их министров, интендантов и т.п.
Пример: Кольбер и Сеньелэ за 19 лет (1672-1690) потратили на флот 216 млн ливров, и был создан фактически первый в мире флот. Следующие морские министры - отец и сын Поншартрены за 19 лет (1691-1709) потратили на флот 485 млн ливров, результатом были полная дезорганизация, упадок и конечный крах. (Delarbre, Tourville et la marine de son temps, Paris, 1889).

#41 06.03.2010 20:13:22

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9174




Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196282
В Англии в этом плане то, что декларировалось, в общем, выполнялось.

Извините за наивность, но как мы это можем проверить?

#42 06.03.2010 20:23:59

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Из Англии в Австралию

shhturman написал:

Оригинальное сообщение #196284
как мы это можем проверить?

Проверить можно по результатам рутинных проверок парламентских комиссий относительно качества морского провианта и т.п. Это началось еще с эпохи Тюдоров, данными этих проверок пестрит вся морская стория островитян. Жалобы, проверки, опровержения, оргвыводы и т.д. Но в итоге выработалась очень хорошая система снабженцев. И заготовленная впрок морская провизия (английская) оказывалась такой хорошей и дешевой, что, скажем, плававшие по Средиземному морю эскадры предпочитали получать ее из Англии, а не покупать на месте.   

Кстати, еще в 17 веке английским матросам полагалось в день 9 кружек пива (+ ром).

#43 06.03.2010 20:26:59

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9174




Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196300
Кстати, еще в 17 веке английским матросам полагалось в день 9 кружек пива (+ ром).

Теперь понятно, откуда у Черчиля про ром... ;) шутка...
Не хочу ничего оспаривать, слишком мало информации, но по собственному опыту могу сказать, что

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196300
роверить можно по результатам рутинных проверок парламентских комиссий относительно качества морского провианта и т.п.

по результатам таких проверок можно сойти с ума раньше чем понять, чем же снабжают корабли в реальности...

#44 06.03.2010 21:25:46

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196300
еще в 17 веке английским матросам полагалось в день 9 кружек пива (+ ром).

а с конца 18-го - лимонный сок для профилактики цинги...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#45 06.03.2010 21:48:08

gorizont
Гость




Re: Из Англии в Австралию

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #196350
а с конца 18-го - лимонный сок для профилактики цинги...

Сменила в качестве средства квашенную капусту, которая в обиходе примерно с 1725 года.
А еще в "долимонные времена" использовали "площадки подскока" - островки, где специально выращивались овощи и фрукты - и маршруты планировали так, чтобы иметь возможность зайти и принять на борт какое-то количество.

От рома в частом виде постарались отказаться в связи с проблемой растущего алкоголизма в Англии. Перешли на пунш. Но собственно крепкие спиртные напитки и даже пиво от цинги не спасают.

Отредактированно gorizont (06.03.2010 21:49:54)

#46 06.03.2010 22:23:14

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Из Англии в Австралию

gorizont написал:

Оригинальное сообщение #196363
Перешли на пунш.

Грог. Пополам с ромом, изобретение адмирала Вернона (1740), его и звали Олд Грог.
Обычно, в начале войн дела у англичан шли неважно: скажем, в 1689 г. на трех матросов было 2 пайки, провизия - неважная, даже корабельные собаки поумирали (та же еда), потом - комиссии, проверки, меняли поставщиков, положение улучшалось, но вообще случаев болезней от еды на английских кораблях в их текстах я встречал немного.

В кампанию 1741 г. (и 1742-го) на шведском флоте были повальные болезни, масса умерших, Ригсдаг прислал комиссию, решили, что причина - плохая водка (!), когда ее наливали на бумагу, бумага зеленела (?).

#47 06.03.2010 22:25:44

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9174




Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196391
причина - плохая водка (!), когда ее наливали на бумагу, бумага зеленела (?).

*shock ogo*

#48 06.03.2010 23:14:57

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196089
И еще принятое со времен Блейка (1652 г.) железное правило в бою: победить или умереть. И атака любого противника.

Да, по сравнению с его кодексом
Страшный документ, который мог бы вогнать в холодный пот многих современных офицеров. Из содержащихся в нем 39 статей в 25 наказанием был смертный приговор, причем в 13 статьях – без альтернативы. В дальнейшем нравы несколько смягчились, но не сильно: в Articles of War, утвержденных Энсоном в 1749, из 36 статей по 20 полагалась смертная казнь, причем в 7 случаях – без альтернативы. Английские моряки с ранних времен были поставлены перед выбором – драться и победить или умереть. Сдаться или уклониться от боя можно было лишь в случаях очень большого превосходства сил противника или если дальнейшее сопротивление делалось невозможным по причине больших потерь.  http://george-rooke.livejournal.com/41176.html#cutid1
петровский устав действительно образец гуманизма...

Отредактированно charlie (06.03.2010 23:15:59)


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#49 07.03.2010 08:32:10

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Из Англии в Австралию

Эд написал:

Оригинальное сообщение #196391
бумага зеленела (?).

соотвествует русскому "зелено вино"


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#50 07.03.2010 09:11:01

abacus
Гость




Re: Из Англии в Австралию

Сибирский Стрелок написал:

Оригинальное сообщение #190359
Мы по сравнению с нашими предками – сущие пуритане

Это не типичный пример. На том судне команда вышла из повиновения. Вы же не будете обобщать современные нравы по, скажем, Чекатило.... Вот здесь:
http://members.iinet.net.au/~perthdps/s … ig-sa1.htm 
"Mutiny among crew while off Rio".

Страниц: 1 2 3 4


Board footer