Сейчас на борту: 
jurdenis,
Merc,
Nico,
Olegus1974k,
sheff,
vvk350,
Yosikava,
Алекс,
Заинька
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7

#76 15.04.2010 11:28:14

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Botik Petra Velikogo написал:

А не могли быть замечены финнами самолеты ВВС ЛФ, о полетах которых в этот день мы вообще не располагаем информацией?

При сборе документов по конкретному событию встречались случаи, когда некоторые финские источники в журналах отмечали то, что они на самом деле не видели или видеть не могли и явно вносили это задним числом. В случае с 17.08 факт бомбардировки конкретного места у финнов скрыть невозможно, по времени и деталям он совпадает с нашими документами. Поэтому я не вполне уверен, что понял суть вопроса.

Botik Petra Velikogo написал:

Я уже писал, что нет.

Нет никаких оснований особо доверять немцам по этой части. Катера были в оперативном подчинении у финнов и в журнале записано, что KM8,22 и MAS527,529 ушли в 15ч на учения в район между о.Хейнясенмаа и Кякисалми. Расстояние между ними порядка 20 км. И если финны пишут, что самолёты кружили в районе Хейнясенмаа-Кякисалми-Лауватсаари, то у меня лично закрадываются сомнения, что немцы ничего не видели. По этой части можно привести примеры, скажем,по бомбардировке Лахденпохья 11.08 , где финны сообщают о раненых немцах, а немцы в сводке EFO пишут, что никакого ущерба, или по Сортанлахти 24 августа, где у финнов 10 немцев ранено, а немцы про это ни словом. Таких случаев ещё насобирать можно.

Botik Petra Velikogo написал:

А Вы сами верите, что в представлении было написано: "Ходатайствуем о награждении орденом Ленина за выпуск боевых листков"?

В книге (100cc) в формулировке награждения ОЛ приведена закавыченная фраза насчёт "прославления побед советской авиации", т.е. есть основания полагать, что это цитата из наградного документа. В книге Каберов описывает, как ему сообщают о награждении его ОКЗ и затем добавляют, что он награждён "ещё и ОЛ". Эта фраза насчёт "ещё и" применительно к ОЛ какая-то странная.

#77 15.04.2010 11:55:27

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

По 24 августа :

12.30-13.15. К югу от о.Коневец встретились 6 Ил-2 и 4 И-16 (приписка от руки - 7 FA). Сбито 3 И-16 и 1 И-16 поврежден.

9 самолетов, из которых 6 И-16 и 3 Ил-2 , подлетели с севера к Сортанлахти , где обстреляли из пулеметов и сбросили бомбы. При бомбардировке ранено 10 немцев. ПВО на о.Коневец результата не имела, также как и в Сортанлахти, где отмечено попадание в 2 самолета.

Во второй половине дня с севера к Сортанлахти прилетели 7 самолетов противника, где сбросили бомбы и обстреляли из пулеметов.
Потери - ранены 1 лотта, 1 офицер и 1 рядовой. Кроме того уничтожен 1 барак и повреждены телефонные и электрические линии.

igor написал:

А 28 августа флотская авиация на Ладоге никого не бомбила... Если Хронике верить, конечно.

Вторая дата - не 28, а 26 августа. В ночь на 28-е в половине третьего пролетал один самолёт и ссыпал на Сортанлахти  бомбы, устроив пожар и опять порушив связь и электричество.

#78 15.04.2010 12:33:53

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

BarSeek написал:

Оригинальное сообщение #219863
Поэтому я не вполне уверен, что понял суть вопроса.

Суть в том, что хотелось бы посмотреть оперсводку ВВС Ленфронта за этот день, и посмотреть не летали ли над Ладожским озером самолеты ВВС РККА.

BarSeek написал:

Оригинальное сообщение #219863
Нет никаких оснований особо доверять немцам по этой части. Катера были в оперативном подчинении у финнов и в журнале записано, что KM8,22 и MAS527,529 ушли в 15ч на учения в район между о.Хейнясенмаа и Кякисалми. Расстояние между ними порядка 20 км. И если финны пишут, что самолёты кружили в районе Хейнясенмаа-Кякисалми-Лауватсаари, то у меня лично закрадываются сомнения, что немцы ничего не видели. По этой части можно привести примеры, скажем,по бомбардировке Лахденпохья 11.08 , где финны сообщают о раненых немцах, а немцы в сводке EFO пишут, что никакого ущерба, или по Сортанлахти 24 августа, где у финнов 10 немцев ранено, а немцы про это ни словом. Таких случаев ещё насобирать можно.

Все это очень интересно, но порождает новые вопросы. Во-первых, я, честно говоря, впервые слышу, что немецкие корабли на Ладожском озере подчинялись финскому командованию. Во-вторых, в 14-м томе истории ит. флота тоже ничего не говорится о налете 17 августа. В-третьих, по отчету группы С 31-й флотилии в ходе налета на Сортанлахти в конце августа немцы потеряли 7 убитыми и 18 ранеными, после чего EFO ушло для продолжения подготовки в Кякисалми. Чего-то не похоже на сокрытие потерь. Кстати, а где можно ознакомится со сводками EFO ?

BarSeek написал:

Оригинальное сообщение #219863
В книге (100cc) в формулировке награждения ОЛ приведена закавыченная фраза насчёт "прославления побед советской авиации", т.е. есть основания полагать, что это цитата из наградного документа. В книге Каберов описывает, как ему сообщают о награждении его ОКЗ и затем добавляют, что он награждён "ещё и ОЛ". Эта фраза насчёт "ещё и" применительно к ОЛ какая-то странная.

В общем надо смотреть представление. Боевой листок - работа для внутреннего пользования и вряд ли ее можно считать "прославлением побед советской авиации".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#79 15.04.2010 14:22:35

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 5851




Вебсайт

Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

О, вот я лоханулся.
Ну тогда да - 26 августа все было.
С 21.59 25 августа до 2.25 26 августа 4 МБР-2 произвели 8 самолетовылетов на бомбардировку пристани и причалов в бухте Сортанлахти. Кроме того, самолеты обстреляли пулеметным огнём юго-западное побережье той же бухты. Было отмечено два взрыва большой силы, а затем возникли три пожара; предположительно, были зажжены склады горючего.
С 10.28 до 11.47 4 самолета ИЛ-2 в сопровождении 8 «Харрикейнов» летали на бомбоштурмовой удар по катерам противника, обнаруженным нашей авиаразведкой в 7.15 в бухте Сортанлахти. В 11.10 самолеты ИЛ-2 атаковали в бухте Сортанлахти один ТР и две баржи. Были отмечены попадания бомб в ТР и баржу. Во время атаки самолеты были обстреляны зенитным огнем с ТР, барж и с о. Коневец. Один ИЛ-2 был поврежден, а другой из боевого полета не вернулся. В 11.15 на отходе от цели 8 «Харрикейнов», сопровождавшие штурмовики, вели бой с 6 истребителями противника. В результате воздушного боя были сбиты 4 самолета противника типа «Капрони» и поврежден 1 «Харрикейн».

#80 15.04.2010 15:27:45

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Botik Petra Velikogo написал:

Во-первых, я, честно говоря, впервые слышу, что немецкие корабли на Ладожском озере подчинялись финскому командованию.

Есть такая схема из книги (O.Valiaho. Laatokan puolustajat Karjalassa). Пунктиром обозначено оперативное подчинение, сплошной - прямое. По ней немецкие и итальянские катера (MAS и KM) входили в отряд "К" (капитана Кийянена). Схема 100% перерисована (не очень аккуратно) из какого-то архивного документа, т.к. книги этого автора состоят целиком из переписанных жбд.

http://i038.radikal.ru/1004/54/8483c9f43e32t.jpg

Botik Petra Velikogo написал:

В-третьих, по отчету группы С 31-й флотилии в ходе налета на Сортанлахти в конце августа немцы потеряли 7 убитыми и 18 ранеными, после чего EFO ушло для продолжения подготовки в Кякисалми. Чего-то не похоже на сокрытие потерь.

Сортанлахти во второй половине августа бомбили наверное ежедневно и не по одному разу. Честно говоря, я проверял только те дни, которые тут упоминались, и вполне допускаю, что в какой-то из дней конца августа у немцев о потерях сообщается (как в отчете по Сухо). Я просто привёл для примера пару случаев, когда финны упоминают потери немцев, а сами немцы нет.

Botik Petra Velikogo написал:

Кстати, а где можно ознакомится со сводками EFO ?

Если нужно, могу документы EFO "финского" периода скинуть Вам на почту.

#81 15.04.2010 15:33:06

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

BarSeek написал:

Оригинальное сообщение #219924
Я просто привёл для примера пару случаев, когда финны упоминают потери немцев, а сами немцы нет.

Ну у немцев бывало, что потери личного состава считались только 2-м уточненным докладом.

BarSeek написал:

Оригинальное сообщение #219924
Если нужно, могу документы EFO "финского" периода скинуть Вам на почту.

Был бы весьма признателен. Могу скинуть в ответ документы 31-й фл. ТЩ за ладожский период. Моя почта red-sub@yandex.ru


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#82 15.04.2010 16:09:38

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Хорошо, я сегодня вечером подборку сделаю.

#83 16.04.2010 16:18:50

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

igor написал:

Ну тогда да - 26 августа все было.

26 августа

1/RTR3:
02.00 1 самолет. Сброшено 4 бомбы. Ущерба нет
02.21 1 самолет. Сброшено 4 бомбы. Повреждена телефонная линия Коневец-Юляппяя
11.05 Немцы сообщили, что сбили 1 Ил-2. Самолёт должен был упасть поблизости от Полвана, но найден не был
11.10 Бомбардировка (12 бомб), обстрел из пушек и пулеметов Сортанлахти. 9 самолетов типа Ил-2 и 2 И-153
11.14 К востоку от о.Коневец нашими истребителями FA сбиты 2 И-153 и 3 Харрикейна

EFO:
Гавань С. была атакована в 11.00 7 самолётами типа Ил-2. 1 Ил-2 сбит прямым попаданием из 88 мм зенитного орудия, другой серьёзно поврежден.

LeR3:
К востоку-юго-востоку от о.Коневец воздушный бой 8 FA с противником неопределённой численности. Мешала крайне плохая видимость. Противника до 20. Типы - Спитфайр, И-153, И-16, И-15, Ил-2. Бои велись большей частью индивидуально против 3-8 противников. Сбито 2 Спитфайра, 2 И-153 и 1 Ил-2.

1/LeLv26:
11.05-12.05 Поиски четвёркой самолётов над Ладогой. Примерно в 5 км к юго-востоку от о.Коневец встретили 13 русских Спитфайров. Завязался воздушный бой, в самом начале которого ст.серж.Саарни получил попадание в свой самолёт и вышел из боя, вернувшись на аэродром. Л/м Лаутамяки и серж.Лянсиваара каждый сбили 1 Спитфайр. Л/м Туоминен имел трудный бой с 4 И-153, из которых сбил 2. Вместе со сбитым фенр.Тронтти Спитфайром сегодня было сбито 5 русских (2 И-153 и 3 Спитфайра). С нашей стороны потерь нет, несколько крупных отверстий в самолёте ст.серж. Саарни.

#84 20.08.2011 20:51:03

murzik
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 590




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

И ВОТ УЖО ОНО ОТКРЫЛОСЬ !!!

  Явился фильм "Новая версия версия. Маннергейм против Гитлера". На файлохранах - Novaja.versija.Mannergejm.protiv.Gitlera.avi   538 мб

   Где всё объяснено! Большевицкий Агент - Маннергейм (!!!) лично (!!!) спалил всю операцию у о. Сухо!!!

   И всю малину о...

   Жуткое дело. Хотя всяких вкусных кадров  и с зибельмями и пр. много.

   Наверное надо смотреть с выключенным звуком - тогда неплохо.

   Но если слушать звуки, то мозги выносит...
   
   Типичное современное "ТВ-гисторическое расследование".
    Для тех, кто не в теме - остается только ахать.

   Но, комментировать эту каку - просто нет цензурных слов.

   практически каждую минуту из 47 имеемых - либо просто враньё, либо наглое враньё...


Мудрость - это когда вместо вопросов: "что, где, когда и т.п."
приходит только один.
"А на хрена?"

#85 08.11.2011 00:18:19

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Среди финских документов встретился вот такой отчет, где излагаются планы немцев по применению паромов Зибеля на Ладоге.
Перевёл с финского в меру способностей.

О прошедших в штабе Ладожской береговой бригады совещаниях с немецкими офицерами по поводу уничтожения Ладожской флотилии противника

3.6.42 около 19.00 в штаб Ладожской береговой бригады в Лахденпохья прибыли немцы – подполковники Зибель и Вахтель, которые сообщили, что немецким военным командованием поставлена задача уничтожить Ладожскую флотилию русских, чтобы можно было прекратить эвакуацию и снабжение окруженного Ленинграда  или по крайней мере в значительной мере это затруднить.

Эту задачу предполагается осуществить следующим образом.  Luftflotte 1 обеспечит уничтожение баз флотилии в южной части Ладоги (Морье, Осиновец и Новая Ладога), а также находящихся в них кораблей в той степени, насколько там это будет представляться возможным, и их действиям будет сопутствовать производимое со стороны озера нападение.

Luftflotte 1 будет прикрывать производимое с озера нападение, а также на ещё более ранней стадии уничтожит расположенные в этой части Ладоги наиболее важные маяки. Воздушной атаке одновременно подвергнется железнодорожный мост в Волховстрое с целью его разрушения.

Для осуществления нападения  со стороны озера немцы запланировали использовать так называемые паромы Зибеля, которые немецким военным командованием будут отправлены на Ладогу вместе с личным составом в таком количестве, какое финны сочли бы необходимым для успеха нападения.

Подполковник Зибель рассказал затем о конструкции паромов, их характеристиках, вооружении и предоставил несколько их фотографий. Данные паромы имеются разных типов, схожих по конструкции. Основные их характеристики следующие : они сборные , мелкосидящие (1.0 м) и по конструкции низкие, самое высокое место  (командный пункт) в 3.2 м над поверхностью воды,  высота цапф оси орудия 2.8 м, скорость 10 узлов, устойчивые и мореходные, труднопотопляемые из-за многочисленных водонепроницаемых объёмов.

Тяжёлый паром :
Вооружение : 3 орудия 88 мм, Vo 920 м/сек
2 орудия 20 мм
Команда 75 человек
Размеры 14 х 24 м
Осадка 1.0 м, однако на практике необходимо 1.30 м. Требует для перевозки по жел. дороге 14 вагонов.

Лёгкий паром :
Вооружение : 2 счетверённые 20-мм пушки
2 20-мм пушки
1 37-мм пушка
Команда 62 человека

Десантный катер (I-lautta=I-Boot) :
Может перевозить 50 человек
Требует для транспортировки по жел. дороге 2 вагона.

4.6.42 до обеда состоялась ознакомительная прогулка по гавани Лахденпохья. Во время осмотра подполковник Зибель отметил, что  в гавани вполне можно будет осуществлять разгрузку, а также сборку паромов. Для облегчения спуска на воду и транспортировки подполковник Зибель посчитал в особенности желательным, чтобы на причале в Лахденпохья построили дополнительно две пары ж/д колеи, как там было раньше. Для облегчения спуска на воду вместе с паромами из Германии привезут на причал один 12-тонный кран. Силами Ладожской бригады будут построены из дерева 4 шт вспомогательных плота размерами 2.5 м х 3.5 м каждый , которые будут использоваться  при сборке паромов Зибеля.

4.6.42 после обеда проведено начавшееся в 14.00 совещание в штабе Ладожской  береговой бригады в Раухала. В совещании принимали участие : командующий Ладожской береговой бригадой полковник Ярвинен, от немецких вооруженных сил подполковники Зибель и Вахтель, а также от штаба Ладожской береговой бригады подполковник Райнио, ком.-капитан Копонен и капитан Рекола.

В начале совещания подполковник Зибель ещё раз рассказал об упомянутом ранее плане уничтожения Ладожской флотилии русских а также о характеристиках и вооружении паромов Зибеля. По использованию паромов Зибеля немецкие офицеры одновременно упомянули, что в Германии принято обыкновение, что боевыми действиями паромов руководит офицер-артиллерист, а навигацией – офицер флота. Когда доклад был закончен, подполковник Зибель попросил предложений от Ладожской береговой бригады по количеству паромов для осуществления запланированного нападения.

При планировании потребности в паромах принимались во внимание следующие обстоятельства :

1) Luftflotte 1 осуществляет «размягчение» сил флота и баз в Морье, Осиновце и Новой Ладоге, разрушает пригодные для наблюдения маяки и обеспечивает воздушное прикрытие наступательным силам во время нападения.
2) Отряд Кийянена (немецкие и итальянские катера) обеспечивает поддержку нападения.
3) Нападение производится одновременно на базы в Морье и Осиновце и находящиеся в них корабли, а после этого как можно скорее производится отдельное нападение на Новую Ладогу и находящиеся там корабли.
4) Объекты нападения находятся на расстоянии сравнительно большого морского перехода друг от друга, во время которого могут иметь место потери и причинены повреждения.
5) Паромы Зибеля сравнительно тихоходны и неповоротливы, поэтому их требуется получить столько, чтобы сформировать обладающие достаточной огневой мощью соединения, так как успех всего предприятия основывается на задействованной артиллерии.
6) Для успеха нападения может оказаться важным, чтобы в местах нападения делались высадки ограниченных сил, которые будут дополнять результаты нападения.

На основании представленного выше пришли к результату, что минимальное количество паромов должно составлять :

Тяжелых паромов, на каждом 75 чел., - 7 шт - итого 525 чел.
Лёгких паромов, на каждом 62 чел., - 5 шт, - итого 310 чел.
Десантных катеров, на каждом 3 чел. - 5 шт, итого 15 чел.
Складских паромов, на каждом 20 чел., - 3 шт, итого 60 чел.
Госпитальных паромов, на каждом 15 чел., - 1 шт, итого 15 чел.
Штабных паромов, на каждом 20 чел., - 1 шт, итого 20 чел.
--------------------------------------------------------------
Итого паромов - 22 шт, личный состав 945 человек плюс штаб

Немецкие офицеры сочли вначале представленное выше количество паромов  в некоторой степени большим, ссылаясь на то, что огневая мощь у паромов высокая и что во время нападения Luftflotte 1 должно будет обеспечивать воздушное прикрытие.
Однако поскольку, несмотря на местное превосходство в воздухе, у русских может иметься возможность нанести по кораблям удар с воздуха, в особенности из-за занимающего сравнительно много времени пути, и так как может  оказаться, что в то же самое время придётся вести боевые действия против большого количества кораблей, немецкие офицеры также пришли к окончательному результату, что представленное выше количество паромов будет предложено для перевозки на Ладогу для данной задачи , если ставка одобрит план.

Наибольшей опасностью для паромов немецкие офицеры считают мелководное минирование, о котором разведке следовало бы заранее разузнать.

Там дальше в документе ещё страница с небольшим касательно вопросов обеспечения сборки паромов, размещения личного состава и организации баз.

#86 08.11.2011 02:31:58

mop
Мичманъ
michman
Откуда: Новгород
Сообщений: 453




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Очень интересно, не попадались Вам в финских документах материалы по захваченным на острове Сухо пленным. Упоминаются 6 убитых и 5 пленных, нашел 4 пропавших без вести с батареи №473. Двое командир отделения комендор старшина Мишуков Федор Емельянович и комендор краснофлотец Розанов Серафим Александрович вернулись из плена.

#87 08.11.2011 08:54:11

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

В SPK Ладожской бригады в записи на 22.10 сказано про 6 пленных, в сводке 23.10 упоминаются 5 (возможно , кто-то умер от ран). В Книжке у Толокнова в сводной таблице наших потерь (источник не указан) присутствует "Взято в плен из гарнизона Сухо : раненых - 5, сдавшихся в плен -1". Протоколы допросов пока не попадались. Ещё встречалось упоминание об информации, сообщенной на допросе командиром МО-175, взятым в плен 9.10.42 но более подробного пока более ничего.

#88 16.11.2011 22:03:50

поллитра
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

BarSeek
Ващето Спитфайеры не могли быть на Ладоге, ибо оседали в ВВС Северного флота, либо на Кубани..

#89 17.11.2011 00:28:55

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

С идентификацией  самолётов одинаковая ситуация что у финнов, что у наших. Наши опознавали финские  Фиаты из LeLv26 как Капрони и Фоккеры, финнам можно ещё как-то доверять, если пишут про Ил-2 или И-16/153.

#90 03.12.2011 20:35:14

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

3

Вот из немецких документов, за которые должен ещё раз поблагодарить Botik Petra Velikogo. Верхний смятый край первого листа закрывает дату, но по всем признакам отчетный период - вторая половина июля 1942 г. Автор - корв.капитан фон Рамм, командир группы из четырёх минных заградителей KM на Ладожском озере в 1942 году.
Перевод в меру познаний в немецком.

Замечания командующего флотилией к журналу боевых действий

После прибытия Группы "С" на Ладожское озеро мне приходится занимать себя двумя вопросами :
1.) Какие оперативные задачи следует ставить перед катерами K.M. ?
2.) Когда можно будет сообщить финскому командующему о готовности катеров к боевым действиям, когда и каким образом можно будет устранить практически ежедневно вновь обнаруживаемые неисправности машинного оборудования ?

По пункту 1)
   Из ежедневных обсуждений обстановки у полковника Ярвинена, командующего финской береговой бригадой, которому подчиняются находящиеся на озере катера K.M. и M.A.S. следует, что финнам всё ещё не ясно, каким образом они должны отдавать оперативные приказы, которые должны согласовываться с всё набирающим силу соединением паромов Зибеля (Операция  Klabautermann,  служба Einsatz-Stab-Fähre-Ost).
   Люфтфлотте I, которому подчиняется соединение Зибеля, оставляет за собой право на отдачу боевых приказов паромам, и полковник Ярвинен придерживается такой позиции, что все  операции, о которых идёт речь,  следует начинать только совместными силами воздушного и военно-морского флота.
   По поводу соединения Зибеля и его военного и морского командования я уже выражал в специальном донесении F.d.M Ost и группе Nord своё мнение, которое сводится к отказу от совместных оперативных действий, поскольку я, как морской офицер, не хотел бы брать на себя ответственность за планируемые боевые действия с имеющимися на кораблях средствами. Однако поскольку я, как присутствующий тут морской офицер, неоднократно привлекался для консультаций Люфтваффе, а в дальнейшем почти все без исключения офицеры и унтер-офицеры группы катеров K.M. постоянно предоставляются в их распоряжение для обучения (данные просьбы Люфтваффе я должен был ввиду особых условий задачи удовлетворять, исходя из саморазумеющегося братства по оружию), из этого можно легко сделать вывод, что военно-морской флот отвечает за поддержку операции Зибеля.
   При этом я ясно изложил полковнику Зибелю свою точку зрения, но к сожалению, капитан флота Лейснер, по случаю его присутствия тут вместе с полковником Риекхоффом, имел противоположное мнение и рекомендовал мне поставить перед собой задачу обучения соединения Зибеля.

   В своём отчете я зафиксировал подобную субординацию и боевые возможности, для того чтобы письменно и устно разъяснить ближайшему командующему в F.d.M. Ost  своё мнение по поводу боевого использования катеров на Ладожском озере. Определяющим фактором здесь является то , что для катеров K.M. c минами TMB, согласно превосходным разведданным Люфтваффе, на Ладожском озере едва ли имеются цели, поскольку практически все транспортные перевозки между бухтой Морье (порт приёмки и отправки Ленинграда)  и Новой Ладогой (порт погрузки и выгрузки со свободным доступом Советского Союза) производятся деревянными баржами и совсем маленькими буксирами. Я не думаю, что эти старые буксирные пароходы или, может быть, одна из этих  переделанных в канонерские лодки бывших грунтовозных шаланд (которым, как железным кораблям, мины могут представлять опасность), оправдывают применение катеров.
   Сторожевые корабли, представленные в основном быстроходными катерами с превосходным артиллерийским вооружением (2 х 4 см), могут создать серьёзные проблемы для безоружных катеров K.M., несмотря на их возросшую скорость. В настоящее время нам с полковником Ярвиненом и капитаном Бианкини также очевидно, что для начала боевых действий необходимо дождаться тёмных ночей.

   На совещании в F.d.M. Ost 17.7 там  разделили изложенные выше взгляды и рекомендовали мне доложить о моих соображениях группе Nord. На совещании 24/25.7 в Киле та пришла к точно такому же выводу и мне вместе с корв.-капитаном фон Грумбков из A.III было приказано отправиться в Берлин в I S.K.L., чтобы там отстаивать ускоренное возвращение катеров K.M. в Финский залив. Капитан флота Вагнер и корв.-капитан фон Герлах из I S.K.L. также согласились с точкой зрения, что в Финском заливе в подчинении у F.d.M боевые возможности будут значительно более высокими и ходатайствовали через O.K.W. перед финской штаб-квартирой о перемещении катеров в Котку.
   Я отправился в Хельсинки в M.V.St.Finland проинформировать о совещании адмирала фон Бонина, чтобы и от этой инстанции финнам предоставили бы необходимые разъяснения по поводу катеров K.M., которые на Ладоге практически не используются, и в которых на Финском заливе существует срочная необходимость для оперативных минных постановок.
   Остаётся надеяться, чтобы необходимое для этого решение как можно скорее было принято маршалом Маннергеймом и чтобы катера, ввиду сложной и занимающей около трёх недель транспортировки, самое позднее к концу августа предоставить в распоряжение F.d.M. Ost для боевых операций.

По пункту 2)
   После окончания разных ремонтных работ группенфюрер приступил к ходовым испытаниям катеров, были произведены испытания на мерной миле по поддержанию скорости в движении группой и катера смогли осуществить свой первый боевой выход 31.7 с задачей по поиску якобы виденной подводной лодки. Катера K.M. для этого пришлось использовать оттого, что никаких подходящих кораблей у финнов в распоряжении не было, хотя катера из-за их механических установок и к тому же без глубинных бомб или других средств обороны, для охоты за подводными лодками непригодны.
   Несмотря на постоянные ремонтные работы, при которых наилучшим образом зарекомендовал себя присланный из K.M.W. Киля ремонтный взвод, катера снова и снова имели очередные механические неисправности, это следует из раздела KTB в части оборудования. Я был поэтому очень рад, что светлые ночи пока что препятствовали проведению оперативных действий, так как группенфюрер и командиры кораблей всё время выходят в озеро с чувством неуверенности и всегда без гарантии, что сложное вспомогательное оборудование двигателей, которые сами по себе работают безупречно, выдержит долгий путь.
   Между тем имеются зафиксированные течи (в особенности в корме копенгагенского катера), которые вначале были заделаны плотниками имеющимися средствами и частично увеличена жесткость, однако затем они  снова увеличились, поэтому после различной переписки с O.K.M. KIKS оттуда поступило распоряжение об установке соответствующих элементов жесткости. O.K.M. однако потребовало подъёма катеров на слип, что было бы возможно только после приезда специалистов по кораблестроению предположительно в середине августа - к тому времени, к которому, пожалуй, для катеров уже можно будет рассчитывать на операции по минированию. Возникает вопрос - будет ли слипование в таком случае отвечать военным целям.

   Во время своего пребывания в Берлине 27.7 я воспользовался возможностью через фрег.-капитана Тома из K.III собрать на совещание подразделения, принимавшие участие в постройке катеров К.М., чтобы  передать накопившийся на сегодня на практике опыт и попросить о немедленно необходимом устранении недостатков у имеющихся на Ладожском озере катеров, а также обеспечить своевременное устранение уже известных дефектов в конструкции и оборудовании у ныне строящихся. Мне удалось рассказать присутствующим господам, что произведённый согласно приказу верховного командования S.K.L. QUAI поспешный вывоз в Финляндию  никоим образом не опробованных и не готовых к боевому применению катеров имел крайне негативные последствия и в особенности у финнов это оставило в высшей степени отрицательные впечатления.

Более детальные подробности протокола совещания от 29 июля зафиксированы  в B.Nr. I IV Cn Nr. 21591 /geh.

Рамм

#91 04.12.2011 00:11:51

savera
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2682




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Уважаемый BarSeek!
Спасибо за очередной интересный документ!
С уважением,

#92 09.12.2011 12:33:34

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

2

Ещё один документ того же автора. Вверху значится отчетный период 1-15 августа 1942 г, но в тексте фигурируют события второй половины августа. В частности, перебазирование половины паромов Зибеля в Сортанлахти было 24.8, , упоминаемая в конце проваленная операция "Bohnenkaffee" имела место в ночь на 25.8, а вторая неудачная попытка в ночь на 31.8.

Замечания командующего флотилией к журналу боевых действий группы «C» с 1 по 15 августа 1942 г

   По предложенному в прошлом KTB от 31.7 перебазированию катеров K.M. на Финский залив до сих пор всё ещё нет решения, поскольку маршалл Маннергейм считает, что необходимо сперва представить доказательства, что использование мин на Ладожском озере не имеет перспектив.
   Такое решение смотрится в особенности странным, поскольку  командующий финским флотом генерал Валве а также командующие финскими военно-морскими силами Сундман и Рахола, с военной и морской точки зрения одобрили передислокацию и недвусмысленно отметили, что катера в Финском заливе точно так же использовались бы для Финляндии и таким образом немецкая помощь ни в коей мере не снизилась бы.
   Сейчас становится ясно, что было ошибкой при производимой в своё время согласно приказу отправке делать выбор поставляемых в распоряжение финнов катеров, исходя только из транспортных возможностей (сушей!) и без того, чтобы какому-либо морскому офицеру была поручена предварительная экспертиза того, применение какого типа кораблей было бы наиболее целесообразно на озере.
   Мне намекалось через полковника Ярвинена, что финны не могут понять, почему обычно такие исключительно организованные немцы, потратив огромные усилия и средства на проделанную работу, сейчас собираются уже идти на попятную.
   В течение этого периода у катеров не было оперативного применения, поскольку погодные условия, и в особенности светлые ночи с исключительно хорошей видимостью в северном направлении делали невозможным незаметное проведение операций. В данный отчётный период это можно было только приветствовать, так как при ходовых тренировках и возрастающем задействовании Группы для поддержки маневрирующего сейчас соединения паромов Зибеля начались очередные неисправности машинного оборудования, которые делают использование катеров едва ли допустимым (только за 4.-7.-8. - шесть рапортов о неисправностях машинного оборудования). В частности, постоянно имела место очень неустойчивая, несмотря на неизменные обороты, скорость катеров, и командование подозревало, что  объяснение кроется в вечно подверженных поломкам муфтах катеров. В особенности ведущий катер был не в состоянии поддерживать скорость как у других катеров - временами он прекрасно шел на 27 узлах при 1400 оборотах, затем снова всего на 21 узле, при этом идущие следом катера должны были постоянно производить ступенчатые изменения хода, что делало бы осуществление задачи минирования группой совершенно невозможным.
   Для этого была запрошена помощь от O.K.M., которую пообещали при поездке советника Рейнхардта и инженера по муфтам Паеке. Они пока ещё не завершили работу, однако уже сейчас выяснили,что  принципиальных ошибок не имеется, поскольку упомянутый K.M. 8, как ни странно, во время присутствия специалистов из O.K.M. вёл себя безупречно. Подробные результаты будут приведены в заключительном отчёте.

   В настоящее время произведена передислокация на оперативную базу Сортанлахти, где, несмотря на приготовления финнов и нашего руководства, от всех солдат требуется выполнение значительного объёма работ по обустройству жилья в палатках, размещению провианта и боеприпасов, развёртыванию радиостанции, кухни и т.п. а также осуществлению хорошей маскировки всего этого в лесу. Условия, в которых живут офицеры и солдаты, являются абсолютно фронтовыми, крайне примитивными и требуют от всего личного состава привлечения к вахтенной службе по обслуживанию катеров и поддержанию их боеготовности, участию в ежедневно созываемых рабочих командах по подвозу снабжения, постоянной боеготовности и участия в боевых действиях.
   После того как соединение паромов Зибеля также перебазировалось в Сортанлахти, русские подвергли эту гавань энергичным атакам с малых высот с применением бортового оружия и бомб; эти атаки происходили непрерывно днём и ночью, при этом неотложно необходимые работы и ночной сон основательно были нарушены. Имеющаяся на паромах Зибеля зенитная артиллерия относительно бессильна  против этих массированных атак числом до 20 самолётов, которые прилетают со стороны озера на малой высоте и без предупреждения; при ночных налётах недостаёт требуемых для этого прожекторов. Также, из-за молниеносности этих атак, находящиеся примерно в 30 км немецкие истребители прилетают в большинстве случаев слишком поздно. Установленное на катерах и на берегу 15-мм вооружение флотилии постоянно используется с успехом при отражении атак, совместными действиями сбито не менее двух самолётов. К сожалению, в последнее время у вооружения проявляются неисправности; в настоящее время оружейный мастер из арсенала Готенхафен находится здесь для оказания помощи.

   Для полноты следует доложить ещё по поводу соединения паромов Зибеля о следующем :

Представленное в качестве отныне готового к боевым действиям соединения Люфтфлотте, оно вслед за своим переводом в Сортанлахти провело одну операцию, имевшую целью перехват примерно в середине Ладожского озера разведывательных катеров русских, осуществляющих набеги в его северную часть. Командование осуществлялось подполковником I A Шалке. Несмотря на то, что никакого противодействия противника не было, корабли в темноте практически все потеряли друг друга из виду, часть их врезались друг в друга, о поддержании строя не могло быть и речи, поэтому они срочно вернулись в Сортанлахти.
   Вторая аналогичная попытка была из-за погодных условий (волнение 3 балла) отменена, хотя подполковник Зибель уверял, что его паромы даже при 5 баллах будут ещё полностью боеспособными.
   В результате паромы получили сейчас приказание до 1.9 прежде всего заниматься дальнейшим обучением и затем необходимо будет проверить, для какого применения они годятся. Подполковник Шалке (ранее морской офицер) сказал мне в личном разговоре, что с этим соединением абсолютно невозможно будет действовать по-морскому.

Рамм

#93 09.12.2011 15:24:50

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6280




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

поллитра написал:

Оригинальное сообщение #439684
Ващето Спитфайеры не могли быть на Ладоге,

Харрикейны, поди. ЕМНИП, будущий 4 ГИАП поначалу перевооружали ими (или планировали - за полнейшей убылью "ишаков"), но потом что - то "не срослось".


Sapienti sat

#94 15.12.2011 11:45:24

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

BarSeek написал:

Оригинальное сообщение #448609
Замечания командующего флотилией к журналу боевых действий группы «C»

Я бы только добавил, что оба документа это замечания к КТВ группы "С" 31-й флотилии ТЩ. Вся эта группа "С" была укомплектована прибрежными заградителями (катерами-заградителями) типа КМ и в кампанию 1942 г. действовала на Ладожском озере. Остальные группы этой флотилии ТЩ базировались на Либаву и Виндаву, осуществляли контрольное траление, несли дозорную службу и осуществляли поиск ПЛ у латвийского побережья.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#95 15.12.2011 23:30:01

BarSeek
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Вот ещё один отчёт из документов 31-й флотилии ТЩ.  Слегка почищена канцелярия в начале и в конце. Местами надо было бы ещё поработать над языком, но на общий смысл это не повлияет.

Командование морской группы Норд
Штаб, 21 февраля 1943 г
Верховному командованию Кригсмарине

О ведении боевых действий на Ладожском озере

   В приложении -  отчёт командующего 31.MSFl о ведении боевых действий на Ладожском озере, включая отчёт о неудачной операции Люфтваффе против маяка Сухо.

Как результат непонятного порядка подчинения и недостаточного понимания Люфтфлотте 1 и финской береговой бригадой вопросов морской тактики - централизованного и соответствующего затратам успешного проведения боевых действий достигнуто не было.

Структура командования была следующей :

   За всё Ладожское озеро отвечает финская береговая бригада под командованием полковника Ярвинена, который напрямую подчиняется финскому генштабу. Он рассматривает все мероприятия только с точки зрения обороны берегов армией. Как впоследствии было установлено, финны видят итальянские катера MAS и немецкие KM исключительно в роли сторожевых катеров для защиты своего побережья от высадки русских.

   После формирования согласно приказу верховного главнокомандующего Люфтваффе соединения паромов Зибеля под названием "Fähre Ost" эта структура командования (Befehlsorganisation) оставалась чисто  формальной, в действительности Люфтфлотте 1 руководило всем таким образом, что предоставленный в их распоряжение от группы Норд в качестве советника по морским и тактическим вопросам командующий 31.MSFl  с большим трудом мог воздействовать на неоднократно бывавших там командующего Люфтфлотте 1  и его начальника генштаба. Люфтфлотте 1 при этом, вследствие недостаточного опыта, недооценивало прежде всего важность морских навыков и обучения движению строем в условиях ограниченного использования сигнальных средств.  Несмотря на неделями длившуюся подготовку и обучение  экипажей паромов морской практике, тактике и сигнальной службе командующим 31.MSFl, тот в своём KTB отозвался об операции 8/9.10 буквально следующим образом :

   "Результативность артиллерии паромов Зибеля при благоприятных погодных условиях превосходная. Так, сторожевой катер №175 был с расстояния 7 км накрыт и подожжен первыми же залпами, лишившись возможности маневрировать. В остальном же дисциплина и боевой порядок во время многочасовой перестрелки были совершенно ужасающими (букв.-"волосы вставали дыбом"), все паромы двигались как им заблагорассудится и вели беспорядочную стрельбу. Боевой порядок смогли восстановить только спустя 5 часов."

Боевое применение итальянских катеров MAS и немецких KM на Ладожском озере, за исключением уничтожения канонерской лодки противника катером MAS – не привело к сколько-нибудь заметному результату.

   Движение судов противника для снабжения Ленинграда происходило из Новой Ладоги в Морье по сильному мелководью и внутри Шлиссельбургской губы из Кобоны в Морье. Кобона на протяжении прошлого года непрерывно строилась и расширялась, так что основной части транспортного флота русских теперь требуется преодолевать очень короткое расстояние. Боевое применение торпедного оружия катеров MAS из-за крайне малых глубин не представлялось возможным.
   Боевое использование катеров KM с донными минами также имело ничтожные шансы на успех, поскольку транспортировка у русских осуществлялась при помощи буксируемых деревянных паромов и плоскодонных барж. Вследствие льда ведение боевых действий на Ладожском озере возможно только с конца мая по сентябрь, т.е. в период самых коротких ночей. Расстояния до района действий столь большие, что ночного времени недостаточно для незаметного подхода и отхода.
   Авиация противника непрерывно контролирует всю площадь Ладожского озера и узнаёт через воздушную разведку или шпионов всякий раз заблаговременно о наших намерениях, поэтому русские в состоянии своевременно приостановливать транспортные перевозки и обеспечивать появление своих сил в виде торпедных и сторожевых катеров и канонерских лодок, которые по количеству и вооружению значительно превосходят наши силы.

   Большие расстояния до района действий, короткие ночи, русская разведка и их шпионы оказывали всё возрастающее влияние на крайне тихоходное соединение паромов. К тому же "Fähre Ost", несмотря на  высокую эффективность стрельбы со сверхмощным вооружением, нельзя было назвать освоившимся с морем и единым тактическим соединением, поскольку элементарные понятия о ведении боевых действий на море у них практически отсутствовали. Комплектование этого соединения крайне дорогостоящими зенитными орудиями и весьма ценными военными специалистами, устройство баз, сетей связи и снабжения требовало постоянного привлечения нескольких тысяч солдат (личный состав Люфтваффе и строительных частей). Эти затраты  абсолютно несопоставимы с полезным эффектом от них. Транспортные перевозки русских  так и не удалось нарушить, неудачная десантная операция на Сухо не имела на наш взгляд никакого военного смысла и привела,  не считая успешной обороны против воздушных сил противника – лишь к тяжелым потерям среди личного состава и матчасти.

   Эффективная борьба против транспортного снабжения Ленинграда через Ладожское озеро может быть реализована только силами Люфтваффе, которые с малых высот боролись бы с буксирными караванами, и атаками бомбардировщиков и Штук уничтожили бы новые крупномасштабные портовые сооружения, в особенности в Кобоне, Морье и Новой Ладоге. После расформирования собственных морских сил Люфтваффе для решения данной задачи возможно использовать только оперативные силы Люфтваффе  и возложить на них ответственность.
   Оборона берегов Финляндии на Ладожском озере от высадки противника является исключительно делом финнов. В случае, если финских сил охранения для этого недостаточно и будут намерения предоставить поддержку с немецкой стороны, целесообразно доставить по железной дороге плавсредства с артиллерией,  как минимум превосходящей калибр русских сторожевых катеров (2 – 4.7 см).  Следовало бы добавить, как предлагается командующим 31.MSFl, чтобы недавно разработанные AML (Артиллерийские Самоходные Баржи) поступали в распоряжение финнов лучше без  личного состава ("без" подчеркнуто в тексте).

Общие выводы
1) Группа «Норд» не видит при имеющихся обстоятельствах никакой возможности для Кригсмарине вести действенную борьбу с транспортными перевозками русских на Ладожском озере.
2) Защита финского прибрежного района является исключительно проблемой финнов ("исключительно" подчёркнуто в тексте) и не может сочетаться с какими-либо замыслами наступательного характера пункта 1. Материальную поддержку, насколько это возможно, следует предоставлять.
3) После расформирования морских сил Люфтваффе эффективное препятствование транспортным перевозкам достижимо только путём непрерывных атак на места погрузки и буксирные караваны. На многочисленных имеющихся аэрофотоснимках Кобоны можно распознать гигантские места складирования материалов, которые к тому же обозначены.

Дополнение для подчинённых служб
При прямых запросах и переговорах с другими подразделениями Вермахта и финскими военными ведомствами - вышеобозначенные мнения отражают точку зрения группы Норд, покуда не будет представлено иного распоряжения военно-морского командования.

#96 16.12.2011 20:16:21

поллитра
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

сарычев
На вооружении 4 ГИАП в 1943 году была эскадрилья "Харикейн" после ремонта

#97 16.12.2011 22:08:13

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

К апрелю 1943 г. "Хартонов" на Балтике уже не было - спеклись все... Если так написано в мемуарах - значит там ошибка. И еще. Все балтийские "Харрикейны" служили в 3-м, а не в 4-м гиап. 4-й гиап воевал на "ишаках", а затем сразу пересел на Ла-5.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#98 18.12.2011 16:50:01

поллитра
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Botik Petra Velikogo
Кроме Москвы и северных портов «Харрикейны» действовали в системе ПВО Ленинграда. Первым английские истребители получил 26-й ГвИАП майо­ра Петрова. К 6 ноября 1942 года в пол­ку было 20 «Харрикейнов», а также три И-16 и шесть МиГ-3. Личный состав пол­ка быстро освоил новую технику. Уже 15 ноября 1942 года майор Молтенинов вы­летел ночью на перехват одиночного Не 111 и сбил его к югу от Ленинграда. По­зднее полк вылетал не только для защи­ты Ленинграда, но также прикрывал дей­ствия наземных частей и сопровождал бомбардировщики....В начале 1943 года «Харрикейны Mk ПС» поступили в 964-й ИАП майора А. Тарасова (130-й ИАД ПВО Ленинграда). С июня 1943 года полк действовал на Волховском фронте, где прикрывал с воз­духа Ладогу, станцию Мга и «дорогу жизни», по которой снабжался блокиро­ванный Ленинград. 21 июня два «Харри­кейна» сбили над Ладогой четыре Ju 87, а 13 июля пара «Харрикейнов» перехва­тило над озером группу Ju 88 и сбила один самолет.http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/74/03.htm
Из книги воспоминаний И. А. Каберова, стр. 231:

"11 Августа мы покидаем тыловой аэродром под Пестовом и на новых "Харрикейнах" летим на новый прифронтовой аэродром. Минуем Тихвин, Новую Ладогу, Ленинград, пересекаем Финский залив и приземляемся на Ораниенбаумском плацдарме на небольшой площадке, окружённой со всех сторон лесом, чудесным сосновым бором
http://airaces.narod.ru/all15/afm6.htm

#99 18.12.2011 19:30:12

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

Мои интересы дальше морской авиации не распространяются. Каберов же служил в 3-м ГИАП и в августе 1942 г. они там на "Харрикейнах" очень активно воевали.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#100 27.03.2012 00:14:29

Kurt
Гость




Re: Сухо - на что немцы рассчитывали?

1

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ПОЛКОВНИКА X. КИЧМАНА
9 мая 1950 г.
Москва
Кичман Хорст, 1895 года рождения, уроженец гор. Граудениц (Германия), немец, германский подданный, бывший германский военный атташе в Финляндии, полковник.
Допрос начат в 11 час. 00 мин


Вопрос: Показывайте о других фактах разведывательно-диверсионной деятельности Целлариуса?
Ответ: Припоминаю, что в своем докладе Целлариус много места уделил описанию большой операции по взрыву маяка на южном побережье
Ладожского озера, который имел особо важное значение для снабжения по воде блокированного Ленинграда.
Эта операция была проведена под личным руководством Целлариуса силами диверсионного отряда, созданного из числа бывших русских военнопленных.
Самой операции предшествовала тщательная подготовка отряда в западной части Ладожского озера на местности, напоминавшей собой окрестности маяка. На основании данных аэрофотосъемки был сооружен также в учебных целях макет русского маяка, намечавшегося к взрыву.
Операция протекала следующим образом:
Ночью, под покровом темноты, диверсионный отряд на канонерках в сопровождении итальянских быстроходных катеров, специально доставленных из Италии для участия в упомянутой операции, был переброшен в район расположения маяка.
На рассвете диверсанты незаметно добрались до самого маяка, но не успели заложить взрывчатку, так как были обнаружены русской охраной и, потеряв во время завязавшейся перестрелки несколько человек убитыми и ранеными, отступили. На обратном пути через Ладожское озеро отряд прикрывали с воздуха финские истребители.
Вот те данные о разведывательно-диверсионной деятельности Целлариуса, которые я почерпнул из его доклада.
Допрос окончен в 16-00
Записано с моих слов правильно, переведено мне на немецкий язык.
КИЧМАН
Допросил: Ст[арший] оперуполномоченный] Следотдела 2 Главного управления МГБ СССР капитан СОЛОВОВ
ЦА ФСБ России. Р-48791. Л. 131—139. Подлинник. Рукопись. Автограф. 

Интересный документ.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7


Board footer