Сейчас на борту: 
3apa3a,
han-solo,
Hemul,
Prinz Eugen,
roman-3k-hi,
Sergey,
Strannik4465
   [Подробнее...]

#1 06.04.2010 12:20:50

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

4

http://s51.radikal.ru/i134/1004/ed/6ddf3217d9d9t.jpghttp://s46.radikal.ru/i111/1004/c2/ce744bc0dde4t.jpg http://s47.radikal.ru/i118/1004/b2/0ffaf070a5d0t.jpg http://s57.radikal.ru/i157/1004/82/381128126ef5t.jpg http://s56.radikal.ru/i154/1004/71/f52df3cd5d31t.jpg http://s59.radikal.ru/i165/1004/da/3beaa37b2a05t.jpg

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #225118
По предварительно договоренности с автором данной ветки, вниманию участников форума ниже будут предложены дополнительные сведения, позволяющие заинтересованному читателю лучше понять характер и содержание представленных выше немецких документов.
Предлагаемые ниже сведения носят вспомогательный характер, не предполагают их дальнейего обсуждения в данной ветке и имеют целью лишь способствовать более точному пониманию отдельных моментов участниками форума, не имевшими до этого  возможности более глубокого знакомства с реальными документами германского флота времен 2МВ.
В случае необходимости уточнения каких-то конкретным моментов, рекомендуется высказывать свои пожелания в ЛС, направляя их автору данной векти.

N.B. Во избежание сезонных обострений и иных негативных последствий для здоровья, представляемые ниже материалы не рекомендуются для просмотра О.В. (Т). и другими пользователями с болезненным (на почве околоисторических изысканий) воображением и неустойчивой психикой.

Уважаемые господа, ЛЮБЫЕ комментарии из этой темы будут удаляться...

Отредактированно Eugenio_di_Savoia (24.04.2010 14:32:11)

 

#2 06.04.2010 12:25:01

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

http://s48.radikal.ru/i122/1004/ce/835371bf9742t.jpg http://i070.radikal.ru/1004/a6/24d77cba750dt.jpg http://i070.radikal.ru/1004/a6/24d77cba750dt.jpg http://s002.radikal.ru/i198/1004/db/c0562cfaf12at.jpg ....

 

#3 06.04.2010 12:30:38

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

1

http://s55.radikal.ru/i149/1004/86/570a3909a306t.jpg http://s61.radikal.ru/i172/1004/89/8492d6c5a436t.jpg http://s61.radikal.ru/i172/1004/89/8492d6c5a436t.jpg http://s56.radikal.ru/i152/1004/a8/6a6e2a6357dct.jpg

 

#4 06.04.2010 12:36:11

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

http://s54.radikal.ru/i146/1004/15/daf75f647264t.jpg http://s005.radikal.ru/i212/1004/28/1a538cbc6382t.jpg http://i080.radikal.ru/1004/47/e6f6e2168223t.jpg http://s001.radikal.ru/i196/1004/53/1547a4766ce8t.jpg

 

#5 06.04.2010 12:43:30

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

http://s43.radikal.ru/i101/1004/dd/f61d8478962ct.jpg http://i070.radikal.ru/1004/88/7241d43b237ft.jpg http://s57.radikal.ru/i156/1004/f7/b995e67c9772t.jpg http://s004.radikal.ru/i208/1004/95/e5bc4bd3b67ct.jpg

 

#6 06.04.2010 12:50:53

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

http://s51.radikal.ru/i131/1004/87/c855edbe14fct.jpg http://i057.radikal.ru/1004/73/594e4c7756a5t.jpg http://s49.radikal.ru/i125/1004/b3/234e0679a848t.jpg http://i055.radikal.ru/1004/aa/ae5e62fbcdcct.jpg

 

#7 06.04.2010 12:54:29

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

http://s40.radikal.ru/i087/1004/36/e9e03f53de5et.jpg http://s42.radikal.ru/i098/1004/33/662af807480at.jpg http://s06.radikal.ru/i179/1004/8b/7b2aa1ed018ft.jpg

 

#8 06.04.2010 13:00:30

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

1

Так как не все смогут/захотят разбираться в таком количестве незнакомого текста, далее следует перевод. Он не литературный и может быть некрасивый, однако точный, насколько я смог его сделать. Купюры есть, но они минимальны - выброшен тот текст, без которого, как мне показалось, можно обойтись.
Большая просьба модератору - закрыть эту тему сразу после этого моего сообщения, чтобы здесь остались одни документы и перевод, а не словестные баталии на 100 листах
                                                                                         КТВ ТИРПИЦА
                                                                                              1-8.7.42

1.7
Флеттен-фьорд
Облачно, ливни, но при этом хорошая видимость. +11,1гр.   
Заправка с танкера ROGN. Принято 394 кубометра мазута и 50 кубометров масла.

22.00       
Радиограмма от комфлота. В связи с ожидаемой высадкой вражеского десанта в Норвегии, с 00.00 2.7 объявляется 3-часовая готовность. /Ремарка отмечает, что скорее всего готовность связана с обнаружением конвоя PQ-17, а тревога на берегу – только для маскировки. На 16.00 1.7 коновой обнаружен в квадрате АВ71 (вост. Ян-Майена).

2.7
11.55-12.46
Облачно, переменная видимость, дожди, +9,5гр.   
Воздушная тревога в Тронхейме. Самолет пролетел на юге в 60 км от корабля и ушел на юг.
13.15
Поступает приказ из отдела А1 флота: распоряжение об учениях 404 вступает в силу с 15.00
Тем самым в силу вступал приказ о выходе для операции "Музыка" (ТИРПИЦ снимается в 17.00) и приказ об операции флота в северных широтах против конвоя PQ, при этом предполагается перебазирование 1 боевой группы из Тронхейма в район Лофотен (кодовое слово "Музыка")
Конвой до полудня 2.7 многократно обнаруживался ПЛ и в 11 ч. находился на генеральном курсе СВ при скорости 8,5 уз в квадрате АВ4639. Состав его оценивался в 37 пароходов и 8-12 ЭМ и корветов.
15.15-16.02
По одному приняты взлетавшие с озера Тронхейм бортовые самолеты, все 4.
16.03
Звук моторов самолета обнаружен на западе. Приближение до 130 км, тип береговыми постами определен как "Скьюа". Улетел в южном направлении.
Такой тип самолета говорил о том, что в районе Тронхейма находится АВ, но это сочли маловероятным.
17.20
Снялись; задержка связана с поздним прибытием буксира, который до того обеспечивал выход ХИППЕРА.
18.30
Норвежский лоцман и тех. авиационный персонал приняты с ЭЛЬБЕ.
18.40
Fw.200 доложил в 15.45: вражеские корабли средних размеров у вост. побережья Исландии.
18.56
Ассен-фьорд
Прошли сетевые заграждения Ассен-фьорда. Боевой порядок 3
19.02
ХИППЕР, КАРЛ ГАЛЬСТЕР, ТЕОДОР РИДЕЛЬ, Т.7/15 собрались у ТИРПИЦА. ФРИДРИХ ИНН и ХАНС ЛОДИ, принимая во внимание проблемы с машинами, идут отдельно от отряда.
Боевой маршевый порядок 3.
Во время выхода и при проходе мимо Тронхейма сильные дождевые шквалы и плохая видимость.
20.00
Боевой маршевый порядок 2. В шхерах ради экономии топлива ход только на 6 котлах. Корабль может дать 24 уз, но на время прочистки форсунок идет на 20 уз.
20.35
Прошли Агденес   
21.00
Прошли Гартен
Прошли проход в заграждениях, южнее Смеллингфлуа и вост. Тювхольма встали на шхерный фарватер. Проволочки из-за ухудшающейся временами видимости и мешающего парохода, который шел в попутном направлении<>.
21.54
По пеленгу 280гр. упал наш истребитель. Bv.138 из ПЛО-охранения приводнился и спас пилота.
23.30
Прошли Каура
Выход из шхер через Каурледен. Принимая во внимание подводную и минную угрозы, пар дается во все котлы, но только 40 атм. Ход не больше 24 уз. для экономии топлива. График при этом выполняется.

3.7
01.00
Дожди, сильно меняющаяся видимость, +8
Прогноз погоды на след. 12 часов: нижняя граница облачности 300 м, отдельные дожди. От 67 гр. с.ш. районы туманов. Вне этих районов видимость 10-25 миль.
01.15
Прошли Грина
Вошли в Нёрёсунд. Встречный конвой принуждает идти с осторожностью. Пар в 6 котлов для 20 (24) уз.
01.40
У Рёрвика
Буксир АТЛАНТИК прибыл для оказания помощи, но она не понадобилась. Узость прошли без особых трудностей несмотря на течение. Скорость 9-12 уз.
02.30
Вышли из Хумулраса   
04.10
У Уторгфлеса
Р/гр от ком. авиацией Север (запад): 01.05 17 Запад 2082 (в 310 мм зап. Харстада) 1 АВ, вероятно 1 ЛК, 2 КР. Курс 80гр, разомкнутый строй. Облачно, видимость 60 км. Держу контакт (в 03.01 изменение курса на 50-80гр).
04.20
Р/гр от BdK: ЛЮТЦОВ коснулся дна у Стёрбоен (Тьелдсунд) в тумане. По новым сообщениям, BdK перебрался на ШЕЕР. ЛЮТЦОВ отпущен в бух. Боген и из операции выпадает.
04.43
Р/гр от ком. авиацией Север (запад): FW.200 доложил в 02.10 – в 06 восток 1978 1 АВ, 5 КР, 5 ЭМ, курс 160гр., 10 уз. По приземлении доклад уточнен: 1 АВ, 5 тяж. кораблей, из них вероятно 2 ЛК, остальные КРТ, 5 ЭМ. Неясно, касались ли сообщения самолетов разных отрядов или одного.
05.30
Облачно, нижняя граница 70 м, легкий дождь. В последние полчаса падение видимости с 10 миль до 3-4 (временами 2-3).
В почти лишенном мелких мест, широком шхерном фарватере сев. Уторгфлеса упавшая до 3 миль видимость не препятствовала переходу. Можно было держать 24 уз.
05.58
Прошли Санднесйёэн
Улучшение видимости
06.20-07.05
Скорость 19 уз., для чистки форсунок
06.12
Р/гр от ком. авиацией Север (запад): контакт с группой ЛК прерван в 04.30. В связи с близостью группы (250 мм от Лофотен) потеря контакта особенно прискорбна. С конвоем с 01.18 тоже нет контакта
07.10
Прогноз погоды на след. 12 ч: как в 01.00
08.00
Положение с топливом: мазута 7607 куб.м. Котельной воды 512 куб.м.
08.45-09.11
Эйетсунд
Прошли на 12 уз. без проблем. Для ТИРПИЦА и ХИППЕРА с 11.30 – по одному самолету в немедленной готовности для охранения и в качестве всп. истребителей.
09.48
Сев. м. Кунна   
Приказ командира отряда:
1) с 11.30 боевой порядок 1. Пар для 28 уз. Боевая готовность
2) Т.15 следует вместе с 5 флотилией ЭМ (у него проблемы с котлом)
11.05
Прошли Бодё
Т.7, уходивший в Бодё для передачи рапорта о прохождении, вернулся обратно
11.10
Приказ командира отряда: по приходу в Гимсёйстраумен прием топлива:
1) с НОРДМАРК – ФРИДРИХ ИНН, ХАНС ЛОДИ, Т.15
2) С ТИГЕР: КАРЛ ГАЛЬСТЕР, ТЕОДОР РИДЕЛЬ
3) С ТИРПИЦА – Т.7
На операцию отводилось 3 ч
11.30
Т.к. до сих пор не было истребительного прикрытия, послан запрос Адм. Северного Ледовитого океана.
11.33
Стартовал бортовой самолет. Кроме того, в прикрытии были 2 Bv.138
11.40
Пункт "Красный 3а" сев. Ландегоде
Выход из шхер. Боевой маршевый порядок 1. ЭМ и ММ несут ПЛО с левого борта, от пункта "Зеленый 5" до "G 11" ком. флота принимает командование
11.55
Приказ ком. флота: ТИРПИЦ, ХИППЕР – приготовить по второму самолету
12.04
Пункт "Зеленый 5"
Отряд принял построение 2. скорость 25 уз.
12.38
Прошли линию 200 м. Построение 3
12.40
По пеленгу 169гр. на большой дальности обнаружены 2 самолета – опознаны как наши истребители. Прогноз погоды на марш на север: сев. 70гр. с.ш. и вост. 15гр. в.д. районы тумана.
13.27
Пункт G11   
13.44
Юж. вход в Гимсёйстраумен
На предусмотренных якорных стоянках судно снабжения НОРДМАРК, танкер ТИГЕР, ЭМ РИХАРД БАЙТЦЕН.
Пришедшие с 1 БГ из Тронхейма ЭМ и ММ заходят в Гимсёйстраумен перед самым ТИРПИЦЕМ или с его левого борта. Т. преждевременно снижает скорость.
У пункта G9 ХАНС ЛОДИ стоит с левой стороны фарватера на якоре. ЭМ сигналит: «проходите по правому борту» и «курс опасен». КАРЛ ГАЛЬСТЕР, ТЕОДОР РИДЕЛЬ и ММ обходят ЛОДИ далеко справа, временами останавливаются и сдают назад. Положение ЭМ неясно.
13.50
От КАРЛА ГАЛЬСТЕРА: касание грунта в чистой воде. По последующим сообщениям, ХЛ, КГ и ТР коснулись грунта и выпадают из операции.
14.10
Гимсёйстраумен
68.14,64 N – 13.11,52 E
Встали на якорь на глубине 18 м.<>
14.08
Приводнился бортовой самолет
14.15
Приказ командира отряда: боевую готовность отменить – кроме зенитчиков. Машины держать готовыми для немедленного выхода. Самолеты в готовности не держать, заправить.
14.15
Бортовой самолет принят. Т.7 встал по борту
15.40
Бортовой самолет спущен
16.00
Бортовой самолет отправлен в Нарвик с р/граммами
15.55
Приказ ком. отряда: готовность к 18.00. боевой порядок 2. Пар для 25 уз.
17.30
Т.7 после приема 100 куб.м. мазута и 7 куб.м. питьевой воды отошел. Р/гр от группы "Север"
1) PQ-17 пока по плану. Место сегодня по акустическим пеленгам примерно в квадрате АВ2989. С ним большое число ЭМ, 2 ПЛ, нет КР.
2) официальная оценка противника – только одна группа, 1 АВ, 2 ЛК, 3 КР, 5 ЭМ
3) в появлении группы дальнего прикрытия нет ничего неожиданного. Положение немного дальше на СВ, чем ожидалось
4) выход наших кораблей пока, кажется, не замечен. Остается открытым вопрос о вражеской агентуре
5) дальнейшие виды на операцию зависят от поведения вражеских групп
6) наша авиаразведка вражеских групп временами сильно затруднена из-за тумана
17.40
Облачность 9/10, хорошая видимость, +9,5гр    Р/гр от Адм. С-Ло: из-за плохой погоды истребительного прикрытия не будет. Непрерывное прикрытие также невозможно из-за положения с самолетами
18.00-18.30, до 19.16
Гимсёйстраумен
Подняли якорь. С помощью буксира АТЛАНТИК повернули, чтобы работой машин в противоход на мелководье не засорить конденсаторы
Гимсёйстраумен
Прошли на 9-12 уз. Течение, без особых проблем. <>
18.45
Р/гр от адм. С-Ло флоту: подождите возвращения самолета. Она пришла, когда корабль находился в самом узком месте Гимсёйстраумен, где остановка была невозможна.
18.33
Приказ ком. отряда ТИРПИЦУ и ХИППЕРУ: с 21.00 каждый имеет самолет в получасовой готовности
18.55   
Хадсел-фьорд
Р/гр от группы "Север" флоту: Перебазирование в Альта-фьорд. Внутренним или внешним путем, на ваше усмотрение. Решение по кодовому слову последует позже. Сообщите о планах
Прогноз погоды на марш на север: предполагаемая граница тумана медленно отступает на СВ
20.12
У Нарвика приняли вернувшийся самолет
21.02
Сортланд-сунд
При проходе сунда без трудностей. Минимальная глубина по лоту 13 м
21.40
Гавле-фьорд
Стартовал бортовой самолет, с планами ком. отряда в Нарвик
22.15
Боевой порядок 1
22.45
GH1
Вышли из шхер. ЭМ и ММ – ПЛО.
Приказ ком. отряда: план марша в район Альта – от GH1 курс 20гр., 16 уз., 34гр 26 уз., 90гр. 25 уз. HR, R2. Внешний шхерный фарватер, черный. От GH1 пар для 28 уз.
22.30-23.00
Многочисленные сообщения о самолетах (оказывались ложными)
23.30
Прошли линию 200 м. Построение 2
23.20
Р/гр от группы "Север":
1)    последний контакт с группой охранения 04.30. Вероятно, авианосная группа, не исключено, что 2. Возможно, другая авианосная группа восточнее
2)    поэтому – сначала соединение боевых групп в Альта-фьорде. Дальнейшие приказы последуют
3)    Положение PQ-17 по сообщениям ПЛ на 15.25 – кв. АВ3740
4)    Пролет над Аасен-фьордом в 14.20 "спитфайра" может оказать действие на противника

4.7
00.06
Сильно меняющаяся видимость с легкими дождями, +8,5гр.   
По сообщению авиакомандования "Лофотен", стартовавший Bv.138 отряд не нашел и из-за тумана сел на вынужденную. Из-за погоды ПЛО не будет.
00.26
Улучшение видимости
Построение 3
01.20
HR   
01.43
Hj1
Прохождение Хаайя-фьорда при хорошей видимости не вызвало трудностей. О. Хаайя особенно заметен, трудно перепутать
02.00
Прошли о. Хаайя   
01.13
Р/гр от авиакомандования "Лофотен": 22.40 7522/17 восток 1 ЛК, 3 КРТ, 3 ЭМ, курс 300гр., 20 уз. Самолет удерживает контакт. Кроме того:
1)    область между 60 N и 70 N у побережья до 2 (ошибка – д.б. 20) E хорошая видимость. Вражеских кораблей не замечено. Самолет заметил в 17.05 в 4056/07 восток двухмоторный сухопутный самолет с одинарным килем. После подачи сигнала самолет скрылся в облачности
2)    Самолет, держащий контакт сообщил – 22.18 конвой из 38 торговцев, 5 ЭМ, 3 ММ курс СВ, 12 уз.
02.01
Хаайя-фьорд, Сессёй-фьорд, Венгсёй-фьорд
Приказ ком. отряда: ограниченная боеготовность зенитчиков. Пар держать для 22 уз. Боевой маршевый порядок 2
03.29-04.10
Скагёй-сунд, Хелгёй-фьорд, Ваннсунд
Проход через этот пролив при сильном попутном течении потребовал особого внимания для больших кораблей
06.15-06.40 и 06.55-07.36
Лоппахавет
ЭМ приняли ПЛО с левого борта
07.15
Прошли сев. оконечность о. Сильда   
08.00
Мазута: 7002 куб.м, котельной воды 518 куб.м
08.03
Вход в Альта-фьорд
Р/гр от ком. флота для BdK: прибытие в Альта в 09.00. BdK распределяет якорные стоянки. ТИРПИЦ внешний Каа-фьорд. Вновь пришедшие ЭМ и ММ сразу пополняют запасы топлива.
09.22
У Каа-фьорда
Вход в Каа-фьорд невозможен, т.к. там уже стоят ШЕЕР, 5 ЭМ, ДИТМАРШЕН, ЛАРСЕН и сетевой заградитель, и на заграждении работает еще один СЗ.
Ком. отряда – ТИРПИЦУ: после постановки на якорь – 2-часовая готовность
09.37
Р/гр от группы "Север": вражеская группа охранения у конвоя исключает проведение "Хода конем", пока ПЛ и самолеты не воздействуют на тяжелые корабли и АВ. Перебазирование 1 БГ продолжается.
10.10
Встали на якорь у Каа-фьорда
12.39
Р/гр от группы "Север": положение неизменно, так как сплошная авиаразведка сев. 71 гр. с.ш. невозможна. С этого момента 3-часовая готовность. (у конвоя постоянно ПЛ и самолеты. Вблизи конвоя находится группа из 3-4 КР и ЭМ, докладывается о присутствии ЛК, группа "север" считает возможным наличие АВ. Вражеская авианосная группа пока не замечена)
15.30
Подняли якоря
16.05
Прошли внутрь заграждения Каа-фьорда
16.20
Каа-фьорд
Встали на якорь
17.00
Приняли бортовой самолет
20.37-21.38
Нарвик и Бодё дали по радио воздушную тревогу. Зенитная вахта правого борта на постах.

5.7
07.45
Облачно, дождь, позже прояснения, хорошая видимость, +13,7гр.    Флот всем: с 09.00 часовая готовность.
Из поступивших ночью сообщений вырисовывается такое положение: конвой и находящаяся рядом с ним вражеская группа непрерывно атаковывались ПЛ и 22 Не-111 с помощью авиаторпед. Конвой понес значительные потери и разбился на многие группы. Отдельные быстроходные пароходы вырвались вперед. Группа прикрытия в последний раз замечена в 01.10 курсом на запад и на высокой скорости рядом с конвоем. Корабль, который считали ЛК, на самом деле скорее всего лишь КРТ. АВ в этой группе нет. Другая группа прикрытия с АВ в 06.45 находилась в 150 мм зап. о. Медвежий. (позиция ожидания?) На основании этих сведений остается только пожалеть, что наши корабли не смогли в соответствии с планами атаковать вскоре после атаки торпедоносцев. Вследствие невозможности 100%-ой разведки положения врага (туман), неточных сообщений разведчиков и возможной переоценки намерений и возможностей противника выпавшая один раз возможность может остаться неиспользованной. Проведенная 5.7 вылазка по сравнению с положением 4.7 имеет увеличенный риск, так как ее придется проводить дальше на восток и отступать будет соответственно тяжелее.
09.00
Флот – всем: немедленно получасовая готовность к 24 уз.
10.16
Флот – ТИРПИЦУ: в 11.00 быть готовым к выходу в море. Боевой порядок 2. Боеготовность зенитчиков
10.55
Подняли якоря
11.22
Прошли заграждение Каа-фьорда наружу
11.37
Тактическое разделение    Построение 3. ММ присоединяются.
1 боевая группа:
1) ТИРПИЦ
2) АДМИРАЛ ХИППЕР
8 флотилия ЭМ под руководством FdZ.
1 дивизион – Z.28/29
2 дивизион – Z.30/27
2 боевая группа:
АДМИРАЛ ШЕЕР
5 флотилия ЭМ под руководством ком. 5фл.
ФРИДРИХ ИНН, РИХАРД БАЙТЦЕН, Z.24.
Без распределения – Т.15/7
11.45
Р/гр от Флота к группе «Север»:
Быть в готовности в 14.30 на SR2 южнее Ролвсё
11.55
Альта-фьорд    Р/гр от группы «Север»:
Выход обеим боевым группам в море. Решение, проводить ли «Ход конем» или возвращаться на места базирования, вскоре последует.
12.00
Р/гр от группы «Север»:
Получен кодовый приказ на атаку
12.35
Кваль-сунд
Флот ТИРПИЦУ и ХИППЕРУ: с 14.30 по одному бортовому самолету в немедленной готовности ко взлету для ПЛО
13.43
Ком. авиацией Север (запад) докладывает – с 14.30 непрерывные атаки бомбардировщиков и торпедоносцев
14.00-15.00
Многочисленные бомбардировщики (Ю.88) замечены на СВ курсе
14.10
р/гр от 5ВФ: без особого приказа атаки на надводные боевые корабли запрещены
14.30
SR2
Флот для ТИРПИЦА и др.: от SR1 боевая готовность
15.06
SR1
Выход из шхер, прошли миноопасную область. Курс 30 гр., 24 уз., интервал между кораблями 2000 м
15.10
Группа «Север» приняла управление подлодками
15.28
Стартовал бортовой самолет, с задачами:
1)    Ближнее охранение отряда
2)    По окончании лететь в Хаммерфест, там доставить письмо и ждать дальнейших приказов
15.30
Боевое маршевое построение 1
15.46
ЭМ идут небольшим зигзагом
16.00
Р/гр от ком. авиацией Север (запад): вражеский отряд, 1 АВ, 1 ЛК, 4 КРТ, 8 ЭМ, 2 ММ. Генеральный курс 270гр, 15 уз.
С 16.23
В-динст перехватывает многочисленные сообщения от торговцев об атаках самолетов и ПЛ
16.25
Квадрат АС7225, левая нижняя кромка    Поворот на 6 дес. на правый борт, на 90гр.
17.28
Р/гр от группы «Север» флоту:
1)    конвой сильно разрежен
2)    целью большинства пароходов считайте Архангельск
3)    короткая операция с частичным успехом предпочтительнее полного успеха при большой затрате времени
4)    тотчас докладывать при пролете над вами противника
5)    не бойтесь прервать операцию в случае рискованного положения. Ни в коем случае не допускать успеха противника против ядра флота.
Я предполагаю, что такая р/гр, с такими предостережениями, передаваемая командиру выходящего в операцию отряда, после декодирования должна быть прочитана как можно меньшим числом людей.
17.40
Бортовой самолет покинул отряд (сел в 18.10 в Хаммерфесте)
18.16
Флот ТИРПИЦУ: с 19.00 бортовой самолет в немедленной готовности
18.35
Прогноз погоды: в районе операции снова туман, хотя видимость 10 мм. СВ ветер 3-4 балла
18.58
71.00,8 N – 27.31,5 E (от руки исправлено на 71.2,8 N, т.е. 71.20,8 N)
Курс 80гр., 24 уз.
19.05
Ю-88 прибыл для ближнего прикрытия отряда.
Р/гр  группы «Север» флоту:
Оценка положения: тяжелые корабли последний раз 17.45 (дальше неразборчивые группы)… У конвоя только КР и ЭМ. Крейсерская группа в 01.10 замечена ПЛ в АВ2440 на западном курсе и высокой скорости. Авианосная группа в 06.45 найдена в АВ2732, курс 270гр, средняя скорость; вероятно, на позиции ожидания. Район моря между 14 и 26гр. в.д. при хорошей видимости осмотрен сегодня утром – противника нет. На данный момент приходится рассчитывать на встречу около конвоя только КР, ЭМ, ПЛ. Конвой разбился на 2 группы, далеко друг от друга. Много аварийных судов. Наши ПЛ около конвоя. Альта-фьорд противником до сих пор, вероятно, не разведан. Предполагаемый район операции утром АЕ66 и 69. На маршруте наших ПЛ нет. При изменении положения противника, особенно АВ, немедленно будет сообщено.
19.25
Бортовая Б-динст сообщает: Cleethorpes повторяет с временной группой 17.00 сообщение о замеченных 2 ЛК, 8 ЭМ в точке 71.25 N – 23.40 E, курс 45гр. Сообщение русской ПЛ?
19.40
Б-динст сообщает, что Cleethorpes дал р/гр в 19.05 и только в один адрес (возможно, адрес отряда боевых кораблей)
20.00
Положение с топливом – 6690 куб.м – доложено Флоту
20.10
Бортовая Б-динст сообщает: в 18.16 Мурманск сообщил: 11 неизвестных кораблей в точке 71.31 N – 27.10 E. Курс 65гр, 10 уз. (25 мм сев. Нордкапа)
Место обоих сообщений правильное. Из второго сообщения следует, что противнику известен курс и скорость отряда
20.33
Р/гр от группы «Север»:
Англ. корабль, вероятно ПЛ, доложила в 17.00 о 2 ЛК, 8 ЭМ в 25 мм СЗ Нордкапа. Курс 45гр., скорости нет. Ждите дальнейших сообщений
20.45
Флот ТИРПИЦУ и др.: Боевой порядок 1
20.55
ММ отпущены в Киркенес. Ю-88 из ближнего охранения сменен
21.47
Р/гр группы «Север» ком. флота: Прекратить операцию!
21.51
71.38 N – 31.05 E
Разворот через левый борт
22.41
Флот ТИРПИЦУ и др.: намереваюсь войти в S1, зап. Нордкина
22.46
Z.27 (правофланговый ЭМ) объявил ПЛ-тревогу
22.49
Корабль поворачивает на левый борт
22.54
Ложная тревога. Корабль возвращается на прежний курс
23.00
Р/гр группы «Север»: противник узнал о вылазке в 18.00
Р/гр группы «Север» Флоту: входить в шхеры у Нордкина через S1 и S2. О достижении первого сообщить коротким сигналом
23.06
Поворот на 3 дес. на левый борт
23.07
Бортовой самолет стартовал для ближнего охранения
23.10
р/гр от группы «Север»: Совместный отход на 24 уз.
Управление от S1 – Адм. С-Ло, отданы распоряжения об истребительном прикрытии, ближнем прикрытии и мерах безопасности.
23.11
Поворот на 6 дес. на правый борт
23.18
Поворот на 3 дес. на левый борт
23.50
Зигзаг способом №3

6.7
00.30
Ветер вост. 2-3 балла, волнение 2, переменная, в основном хорошая видимость, облачно, +6,2гр.
Бортовой самолет отбыл в Хаммерфест
00.31
Бортовой самолет ХИППЕРА стартовал для ближнего прикрытия
00.50
Окончили идти зигзагом
01.00
Поворот на 4 дес. на левый борт на курс 220гр.
01.10
Поворот на 4 дес. на левый борт на курс 180гр.
01.15
2-й самолет сообщил о посадке в Хаммерфесте
01.30
Счислимое место не определено пеленгами из-за низких облаков над побережьем. <>
01.38
Поворот на 9 дес. на правый борт, чтобы определиться по Нордкапу
01.42
ЭМ ведут ПЛО с обеих сторон
01.50
Р/гр группы «Север» флоту. Перебазирование кораблей после возвращения:
ТИРПИЦ, ХИППЕР, ШЕЕР, 5 ЭМ Нарвик, ЛЮТЦОВ, Z.24, ИНН, ММ – Тронхейм. Приказы на переход от S1 отдает Адм. С-Ло
02.15
2 Bv.138 примкнули для ближнего охранения
02.26
Поворот на 4 дес. на левый борт после определения места
02.32
Поворот на 5 дес. на левый борт
02.35
Поворот на 9 дес. на левый борт
02.45
1 бортовой самолет из Хаммерфеста снова над отрядом для ближнего охранения
03.24
Поворот на 8 дес. на правый борт, на курс 170гр. Кильватер, дистанция 10 км
03.40
Т.7/15 снова с отрядом
03.53
S2, Красный фарватер
Вошли на шхерный фарватер. Прошли опасный для плавания район сев. Сверхольтхавет
04.30
Флот – ТИРПИЦУ и др.: прекратить боевую готовность всем, кроме зенитчиков. Боевой маршевый порядок 2
04.50
Флот – ТИРПИЦУ и др.:
1)    Место базирования Альта-фьорд: ТИРПИЦ внешний Каа-фьорд, ШЕЕР внутренний, ХИППЕР Ланг-фьорд.
2)    ЭМ и ММ пополняют запасы топлива по указанию FdZ, затем 5 ЭМ или ММ в Ланг-фьорд
3)    Трехчасовая готовность
06.00-06.45
Магерё-сунд
Брей-сунд
Марш за минным охранением – Т.7 и Т.15, которые вышли вперед для постановки параванов.
06.49
Z.29 (правый передовой) объявил ПЛ-тревогу. Ложная.
07.25
Сев. вход в Бустад-сунд
Ком. 5 флотилии ТЩ с 2 кораблями, ведущими обход фарватера, примкнули к нам
07.58
Дождевой шквал. Снижение видимости    Бортовой самолет сообщает: лечу в Альта-фьорд
08.28
Кваль-сунд
Bv.138 ближнего охранения выстрелил 2 белых ракеты (должен садиться, имею повреждения, помощь не нужна)
08.55
Р/гр от Адм. С-Ло флоту:
1)    пополнение топлива в Альта-фьорде, сколько нужно для возвращения в Нарвик
2)    приказ о перебазировании забрать на телетайпной станции
3)    ДИТМАРШЕН возвращается в Нарвик с отрядом, с 11.00 будет в часовой готовности
4)    О выходе из Альта-фьорда сообщить по своему усмотрению
5)    Меры безопасности по обратному переходу предварительно рассчитаны на выход в 15.00
09.26
<> видимость временами 4-2 мм   
Боевой маршевый порядок III <>
09.48
У Ланг-фьорда
ХИППЕР ушел на якорную стоянку
09.54
Альта-фьорд
Флот – ТИРПИЦУ и др.: с 14.00 часовая готовность для марша в Нарвик
10.29
У Альта
Отряд распущен на якорные стоянки
10.40
У Каа-фьорда
Встали на якорь
12.10 и 12.22
Приняли по 1 бортовому самолету
12.45
Р/гр Флот группе «Север», Адм. С-Ло. Считаем положение благоприятным для повторения вылазки
14.11
Р/гр от группы «Север»:
Так как из 38 судов 27 вероятно потоплены и остальные совершенно разбрелись, нет никакой выгодной цели операции
17.00
Подняли якоря.
Построение 3, скорость 18 уз. ДИТМАРШЕН идет 4-м номером
18.00
У Ланг-фьорда
ХИППЕР вступает в строй вторым
18.06
2 истребителя для прикрытия отряда. Прогноз погоды: облачно с просветлениями, слабый ветер. Отдельные дожди и ухудшение видимости до 5-3 мм. Тенденция к улучшению погоды
18.15
Флот – ТИРПИЦУ и др.: предполагаемый путь следования: От Красный 55 через Зеленый 54, дальше по Черному фарватеру, выход через Рёссхольмдьюбет. От Черный 10 через Черный 9 и 8 до GH0 на 69.25 N – 15.53 E. Через GH1 до 11, затем G3-11, Зеленый 9, фарватером Зеленый войти  в Офут-фьорд.
19.00
Командир С-Ло – Марксу:
Замечен авианосный самолет в квадрате АВ9326, в 16.35. Зенитчики и береговая артиллерия на постах
19.50
Прошли сев. оконечность о. Сильда   
20.08
Флот – ТИРПИЦУ и др.: От R3 (примерно 01.00) по одному самолету в немедленной готовности для ПЛО и истребительного прикрытия
20.25
Флот – ТИРПИЦУ и др.: зенитчикам боевая готовность
20.39-20.56
Истребителей над отрядом больше нет
21.10
Флот – ТИРПИЦУ и др.:
1)    скорость 18 уз.
2)    Боевой маршевый порядок 2. Пар для 25 уз. От R3 пар для 24 уз., ЭМ и ММ для 28 уз.
3)    От R3 до GH1 полная боеготовность (кроме главного калибра)
21.15
Юж. О. Арнё
Закрытый боевой маршевый порядок
22.00
Впереди плотная стена тумана
Отряд распущен для входа в Ланг-фьорд (о. Арнё), ДИТМАРШЕН и ММ в Грунн-фьорд
22.56
Ланг-фьорд
Встали на якорь на глубине 34 м. Часовая готовность
23.00
По приказу флота бортовой самолет стартовал для оценки площади тумана
24.00
Самолет доложил о пространных полях тумана во всей шхерной области на ЮЗ

7.7
00.30
Облака 7/10, туман, +6,5гр.
Бортовой самолет принят
08.16
Туман медленно уходит
По приказу флота бортовой самолет стартовал для оценки площади тумана
09.10
Самолет доложил, что шхеры свободны от тумана, потом его приняли на борт
09.30
Флот – ТИРПИЦУ и др.: к 10.30 готовность выйти в море. Пар и боеготовность как по приказу от 6.7
10.30
Подняли якоря. Продолжили идти по Черному фарватеру. Петля ПМО повреждена на верхней палубе, починена своими силами
10.54
Ванн-сунд
Зенитный огонь с ХИППЕРА
10.59
ХИППЕР доложил: самолет с левого борта. Держит контакт с кормы
11.02
Самолет ушел из видимости
11.52
Хельгё-фьорд
Бортовая Б-динст доложила: англ. самолет доложил в 11.45 с временем 10.45: 1 ЛК, 2 броненосца, 6 ЭМ выходят из Арнё-фьорда. Добавка: самолет принадлежит 18 группе
11.57
ХИППЕР докладывает: самолет с правого борта
12.03
ШЕЕР докладывает: самолет со стороны солнца. Появилось истребительное прикрытие
12.09
ПМО включена, снова работает
12.14
Р/гр от Флота группе «Север», Адм. С-Ло: отряд обнаружен англ. авиаразведчиком
12.40
Скагё-сунд
Р/гр от Флота истребителям (?) 1200 8189/17 восток самолет на средней высоте
12.45
Скагё-сунд
Флот ТИРПИЦУ: немедленно подготовить бортовой самолет к вылету как истребителю. Второй привести в готовность
13.10
Ваагсё-сунд
Р/гр от Адм. С-Ло. В 11.30 3 Ю.88 вылетели для разведки прибрежных районов, 1 Bv.138 для ближнего прикрытия.<>
14.00
1 Bv.138 прибыл для ближнего охранения отряда
14.03
Истребительное прикрытие над отрядом
14.25
Облачность 4/10, солнце, очень хорошая видимость. +18гр   
Выход из шхер через Рёссхольмдьюбет.
Флот ТИРПИЦУ и ХИППЕРУ: стартовать по 1 самолету для ближнего прикрытия и истребительного прикрытия
14.27
Самолет стартовал
14.45
RD1
Б-динст докладывает: Cleethorpes передала зашифрованное сообщение с временем 13.45 и 2 распределенными группами. Р/гр с трехзначным буквенным кодом, возможно, тактический сигнал. Нет указаний, что дело касается немецкого отряда
15.00
Флот ТИРПИЦУ и ХИППЕРУ: по 1 самолету привести в немедленную готовность. Переключиться на частоту истребителей
16.05
Флот ТИРПИЦУ: в 16.15 стартовать самолет для ближнего и истребительного прикрытия спереди. Садиться в Нарвике, принять в 01.00 в бух. Боген
16.14
69.30 N – 16.34 E
Самолет стартовал
16.35
Бортовой самолет отпущен в Нарвик. ШЕЕР, ДИТМАРШЕН, Z.24, ФРИДРИХ ИНН, Т.7/15 отпущены через Тьельд-сунд в Нарвик
16.44
Скорость 24 уз. Р/гр от Адм. С-Ло. Как установлено на данный момент, английское руководство пока не получило правильных сведений о положении нашего отряда
17.45
Ухудшение видимости до 3-5 мм, отдельные дождевые шквалы   
Сильное ухудшение видимости затруднило маневрирование в Гавле-фьорде, где имеются многочисленные неотмеченные мелководья
18.15   
GH1   
18.30
Второй бортовой самолет отпущен в Нарвик
18.46
Гавле-фьорд   
19.07
Сортланд-сунд
Прогноз обещает улучшение видимости до 10-20 мм
21.30-22.40
Гимсёстраумен
Проход его с встречным течением не легче, чем с попутным. Следует считаться также с боковым сносом
21.45
Р/гр от Ком. истребителей Норвегия флоту: в данный момент вас прикрывает последнее звено, затем сопровождение оканчивается
23.00
Вест-фьорд
Р/гр для Адм. С-Ло, Адм. Полярного побережья, мор. командира Нарвика: прибытие в бух. Боген в 02.00
23.25
Сообщение – в кв. 3814/16 восток слышны звуки моторов множества низколетящих самолетов
Флот ТИРПИЦУ и др.: воздушная опасность с З. Привести в готовность бортовой самолет

8.7
00.06
Прошли Хук Бреннесет
Воздушная опасность миновала
00.25
Готовность самолета отменена
01.10
Облачно, туманно, дождь. +11,5гр.
Прошли Ротваер
ЭМ отпущены в бух. Боген и Скьомен-фьорд.
Скорость снижена до 5 уз. для прохода UMB-заграждения Ротваер.
01.22
Офут-фьорд
Боевое маршевое построение II отменено.
02.23
Зашли в сетевое ограждение бух. Боген
02.39 и 03.00
Принято по 1 самолету
02.55-04.15
Бух. Боген
Встали на якоря в «сетевой корзине», пришвартовались. 3-часовая готовность.

Отредактированно igor (15.05.2010 07:53:07)

 

#9 09.04.2010 21:44:23

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Т.к. мудрые модераторы все же оставили ветку открытой для постов, продолжу стрельбу главным калибром здесь, чтобы не плодить потоки умной мысли. В развитие темы - финальный отчет по операции "Ход конем" от Морского группового командования "Север" - АКА группа "Север" в КТВ ТИРПИЦА.
http://i070.radikal.ru/1004/11/d6e37dff397at.jpg http://s49.radikal.ru/i125/1004/34/a4a1082f26b1t.jpg http://s004.radikal.ru/i207/1004/66/2dd5515030a2t.jpg http://s58.radikal.ru/i161/1004/8e/cdcf40451edbt.jpg http://s19.radikal.ru/i192/1004/d9/616b17e917e5t.jpg http://s50.radikal.ru/i128/1004/fa/34d2ef6baf0at.jpg

 

#10 09.04.2010 21:46:12

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

И, как в первый раз - перевод для тех, кто не силен в немецком.
Морское групповое командование «Север»
20 июля 1942
Для Руководства войной на море                            копия №1
Для сведения:
Командующему флота/BdS                                копия №2
Адмиралу Северного Ледовитого океана                        копия №3
Командующему крейсерами                            копия №4
5 ВФ                                            копия №5
КТВ                                            копии №6,7,8

Итоговый отчет об операции "Ход конем"

1) Из-за улучшения положения с топливом после PQ-16 перед Руководством войной на море был поставлен вопрос о разрешении операции против PQ-17 силами всех имеющихся надводных кораблей. Согласие было получено. Поэтому 4.6 командующий издал оперативный приказ 770/42, а ?? группы "Север" персонально устно разъяснил положение командующему флотом, 5 ВФ и Адмиралу Норвегии.
2) 28.6 после полудня и29.6 рано утром севернее СВ оконечности Исландии с воздуха были замечены по одному отряду из 1 ЛК и эсминцев или КРТ и ЭМ. Первые признаки PQ-17.
3) Первое сообщение о QP-13 дано 30.6 в 16.50 из квадрата АС4350, также с воздуха. По опыту прошлых конвоев, следовало думать, что англичане одновременно выслали и PQ-17, и он должен находится в районе южнее Ян-Майена. Воздушная разведка в этом районе в предыдущие дни сильно затруднялась туманом и плохой видимостью.
4) Перове сообщение о PQ-17 последовало 1.7 в 16.15 из квадрата АВ7160 от подводной лодки, вскоре данные подтвердили с воздуха и посредством радиоразведки. Состав был определен в последующие часы и дни как примерно 38 пароходов, 10-12 ЭМ и СКР. Крейсера сначала не заметили, но его присутствие предположили и позже оно подтвердилось. Скорость давалась как 8 уз. Тронхеймская группа тут же получила приказ с 12.00 2.7 иметь 3-часовую готовность.
5) 1.7 в 16.50 с воздуха был замечен отряд вражеских тяжелых кораблей – 1 АВ, 3 ЛК, 6 КР, 3 ЭМ и 3 СКР, в квадрате АЕ3700, на курсе ЮВ.
6) Из сообщений пп. 2-5 следовало, что англичане придерживались привычной схемы, т.е. прохода обоих конвоев примерно от 3гр. в.д. (?непонятный пассаж), сильное охранение у PQ, тяжелая группа сначала держится в 300 мм южнее.
7) Большая часть находившихся в районе ЮВ Ян-Майена 9 подлодок быстро установила контакт с конвоем и постоянно держала его с небольшими перерывами, так что, несмотря на преимущественно туманную погоду и потому весьма неполную авиаразведку, в этой фазе позиция конвоя постоянно была известна с достаточной точностью. Скорость в 8 уз. была подтверждена радиоразведкой.
8) Вражеские силы прикрытия 2.7 замечены не были, исключая "средние корабли" в Рейдар-фьорде (Исландия). Там вероятно пополняли топливо крейсера и ЭМ, в то время как тяжелая группа стояла в море восточнее.
9) 2.7 положение, вследствие данных из пп. 5-7 и несмотря даже на отсутствие докладов о тяжелой группе в этот день (п. 8), казалось настолько ясным, что выход на "Ход конем" был совершенно логичным. Для начала операции предусматривалось пересечение конвоем долготы 5гр. восточной, ее конвой должен был пройти вечером 2.7. Поэтому от Руководства войной на море 2.7 еще до полудня было испрошено разрешение на отдачу кодового слова для выхода и таковое получено. Выдано в 12.57 2.7.
10) Выход (тронхеймской группы в Гимсёстраумен, нарвикской группы в Альта-фьорд) врагом не замечен. ЛЮТЦОВ в Тьельд-сунде коснулся грунта, выбыв из операции, остальной отряд из-за тумана немного опоздал. ЛОДИ, РИДЕЛЬ, ГАЛЬСТЕР коснулись грунта в Гимсёстраумен, тоже выбыли. Пополнение запасов топлива у обеих групп прошло по плану.
11) 3.7 рано утром тяжелая авианосная группа была замечена в квадратах АВ7900 – AF1300. Дистанция от конвоя – 300-350 мм. Т.к. до вечера 3.7 не было оснований предполагать, что противник узнал о выходе наших кораблей, сложились все предпосылки для проведения "Хода конем", тем более, что погода достаточно улучшилась, чтобы ожидать хорошей авиаразведки. Запрошенное разрешение на отдачу кодового слова, однако, не было дано SKL по решению фюрера, однако перебазирование тронхеймской группы в Альта-фьорд было разрешено. Таким образом, если бы разрешение на выход было отдано до полудня 4.7, было бы потеряно всего несколько часов. Перебазирование было проведено начиная с вечера 3.7 без особых событий. ЭМ в Альта-фьорде снова пополнили запасы топлива. Отряд находился в 3-часовой готовности.
12) В 22.00 4.7 между тем было доложено, что находившиеся около конвоя 4 КРТ замечены в квадрате АС1630 отходящими СЗ курсом. 5.7 авианосный отряд обнаруживался с 06.45 до 08.00 в кв. АВ2400, по видимому, ходящим туда-сюда. Расстояние от конвоя примерно 450 мм. До полудня 5.7 вырисовывалось следующее положение врага: положение конвоя известно, он видимо рассеян под воздействием атак с воздуха и из-под воды. Крейсерская группа из-за возможности потерять тяжелый крейсер отведена на запад, так как видимо, воздушная и подводная угрозы показались слишком велики. Тяжелая группа держалась намного западнее о. Медвежий, используя для маскировки расположенные там области тумана. Расстояния от конвоя (450 мм) и от Нордкапа (450 мм) настолько велико, что при незамеченном выходе наших кораблей к конвою и быстром течении боя никакой особенно опасности не было. Командующему флотом было бы сообщено о приближении и он имел бы достаточно времени, чтобы отвернуть. В общем и целом вылазка 5.7 считалась менее благоприятной по сравнению с 4.7, так как расстояние увеличилось и поле предстоящего боя находилось значительно восточнее Нордкапа, вследствие чего при возвращении расстояние до несомненно пошедшей навстречу вражеской тяжелой группы будет быстро уменьшаться. Риск, однако, был приемлемый.
13) Поэтому перед полуднем 5.7 было снова запрошено разрешение на вылазку. Так как последним сроком считалось 17.00 5.7, чтобы вылазка достигла цели до подхода конвоя к русским прибрежным районам, командующий флотом предусмотрительно дал приказ заранее выйти из Альта-фьорда. Если бы разрешение не было дано, комфлота, выйдя из Альта-фьорда, немедленно бы отправился назад в Вест-фьорд. Однако разрешение было получено своевременно и в 11.37 дано кодовое слово. Одновременно управление подлодками передавалось группе "Север".
14) Выход из шхер был сделан по возможности восточнее, а именно у Нордкина, так как нужно было считаться с подлодками, сторожившими выходы. Соответственно, следовало добиться, чтобы сообщение от вражеской ПЛ пошло как можно позже. Считалось, что открытые воды будут достигнуты примерно в 18.30.
15) В 20.06 пришло сообщение от радиоразведки о том, что флот замечен вражеской ПЛ в 17.00 в квадрате АС7219 на курсе 45гр. Немного позже пришло сообщение о том, что вражеская ПЛ заметила его в 18.16 в кв. АС7350 на курсе 80гр. Из обоих этих сообщений следовало, что комфлота вышел не у Нордкина, а у Рольвсё. Ранняя демаскировка операции и направления движения были очевидны их обоих донесений ПЛ. С 19.45 враг систематически и на всех волнах глушил радиопередачи, так что передавать приказы стало очень трудно. Длинные волны и КК Норвегия (?) были привлечены к передаче приказов.
16) Теперь вырисовывалось следующее положение:
Тяжелая вражеская группа в 20.00, как предполагалось, все еще находилась в позиции из п. 12. Группа КРТ, которая ранее находилась около конвоя и была замечена 4.7 вечером уходящей на СЗ (п. 12), была 5.7 в 17.45 в кв. АВ2890 замечена сначала на курсе З, потом СЗ, и до 20.10 с ней был контакт, до тех пор пока она не пропала в тумане. С учетом того, что вражеский отряд для задействования против нашего отряда самолетов с авианосца должен приблизиться примерно на 200 мм, и что из-за боязни немецких ВВС так близко к побережью он не приблизится, вылазка может продолжаться с 20.00 еще до 01.00 6.7, чтобы отряд ко времени прибытия авианосных самолетов снова находился под прикрытием истребителей (около Нордкапа). Однако этого времени больше не хватало для перехвата ушедшего слишком далеко на восток и совершенно рассеявшегося конвоя, хотя отдельные пароходы, пытающиеся прорваться в Мурманск в одиночку, могут быть перехвачены. Этого по причинам психологического свойства хотелось экипажам. Потому, несмотря на небольшие перспективы на успех, был послан соответствующий запрос в SKL.
Разрешение не было дано из-за наличия авианосной группы и, так как конвой к тому времени был сильно потрепан и рассеян, слишком маленькие перспективы на успех не соответствовали имеющемуся риску.
17) Поэтому в 21.32 командующему флотом был отдан приказ прервать операцию, и вернуться через район Нордкина, затем по шхерам до Вест-фьорда. Управление подлодками тут же было возвращено Адмиралу С-Ло, как и управление флотом от пункта S1 (Нордкин). Флот ненадолго зашел для еще одного пополнения топливом в Альта-фьорд.
18) Поданный оттуда запрос командующего флотом снова выйти против конвоя пришлось отклонить, так как из 38 пароходов к тому времени 27 было вероятно потоплено, а остальные разбрелись в большой области юж. Земли Франца-Иосифа, зап. Новой Земли, и уже не являлись целью для флота.
19) Возвращение Флота из Альта-фьорда в Вест-фьорд прервано из-за тумана у Арнё. Как только перебазирование было продолжено, отряд был замечен английским самолетом, но он доложил о месте искаженные данные, и все осталось без последствий. АВ, как предполагалось, находился поблизости, так как ПЛ Маркса 6.7 в кв. АВ1635 заметила авианосный самолет. Наш отряд без происшествий прошел через Гимсёстраумен/Тьельд-сунд (броненосец) в Нарвик.
20) Тяжелая вражеская группа была замечена 8.7 в 05.05 в кв. АЕ9500 входящей в порт.
21) Выводы:
Операцию пришлось прервать из-за раннего обнаружения противником. Утверждалось, что даже при такой далеко находящейся вражеской группе прикрытия успех операции возможен только в том случае, если выход остается незамеченным, или же придется сильно рисковать. Последнее в нашем теперешнем положении не соответствует выданным указаниям, первое легко осуществимо путем изменения места выхода из шхер и  быстрым отходом подальше от берега – так и стоит попытаться сделать. Также возвращающаяся в обозримом будущем темнота облегчит незаметный выход.
Тем не менее, прекращение операции было обидным. По выданным от фюрера основаниям оно был тем более очевидно и полностью оправдано, так как полный успех против конвоя был достигнут и без использования ценных кораблей. Частичное проведение вылазки могло привести к воздушному удару, в случае если бы якобы шедшие в Мурманск 3 парохода не были перехвачены на этом курсе.
Возможность позитивного успеха путем выхода на операцию состоит в полном роспуске конвоя на том основании, что были замечены наши тяжелые корабли, что облегчило уничтожение пароходов самолетами и подлодками.

В проекте подписано Карльс
Для ГМК "Север"
Начальник штаба
<подпись>

Отредактированно igor (20.04.2010 08:10:35)

 

#11 09.04.2010 21:48:27

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Если получится, будет еще перевод отчета службы радиоразведки за 5.7, но там сложный текст и я не знаю, справлюсь ли.

ПС: нужно было написать еще в прошлый раз, но я запамятовал, теперь исправляюсь - документы читаем благодаря Мирославу Морозову. Я только переводчик.

 

#12 10.04.2010 17:19:28

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Последний (по крайней мере, пока) штрих - отчет отдела бортовой радиоразведки ТИРПИЦА за 5.7.42. Проясняет некоторые непонятные места из первых двух отчетов
http://i026.radikal.ru/1004/e5/cf2ac35201c0t.jpg http://i068.radikal.ru/1004/94/fea7df520b3ct.jpg http://s005.radikal.ru/i212/1004/dc/d2b07c205c82t.jpg

 

#13 10.04.2010 17:20:13

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 4985




Вебсайт

Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

3

И перевод:
Оперативная сводка за 5 июля 1942
    Выход немецкого отряда из Альта-фьорда в 11.00 в радиоэфире был отмечен только в 19.20, когда Cleethorpes* в слепом радиосообщении повторил сообщение о замеченных 2 ЛК, 8 ЭМ в 7125 Север, 2340 Восток на курсе 45гр. (временная группа 17.00).
Так как при повторе вопреки общепринятым для текста такого рода сообщений отправитель оригинального сообщения не был назван, было предположено, что отряд был замечен русской подлодкой.
Другие основания для такого предположения:
1. Сообщение в оригинальном виде перехвачено не было. Волны связи русских ПЛ не прослушиваются (неизвестны).
2. Сообщение было отправлено Cleethorpes сначала слепым набором, прежде чем его повторили в 19.31 на флотских коротких волнах.
3. Сообщение имело временную группу 17.00, однако оно появилось в английской радиосети только через 2 ч. 20 мин.; если бы оно принадлежало английскому источнику (ПЛ), оно бы в эфире появилось сразу после этого времени или с небольшой задержкой.
4. Место было не зашифровано в соответствии с английской таблицей кодовых обозначений сетки, а цифрами широты и долготы.

Сообщение однако могло попасть в английскую радиосеть от агентов (сидевших на суше). Второе сообщение с временной группой 18.16, которое сначала было передано на волне Мурманска в 19.57, имело ту же формулировку, что и первое сообщение, но при этом называло 11 неизвестных кораблей в 7131 север 2710 восток на курсе 65гр. и скорости 10 уз. Можно констатировать, что место обнаружения не то же самое, тем более, что лодка не может иметь скорость 24 уз., чтобы следить за нашим отрядом.
Результаты появления этих обоих донесений в англ. эфире можно охарактеризовать как небольшие в сравнении с похожими событиями во время предыдущих операций.
В 19.44 Cleethorpes послал ou-радиограмму с временной группой 19.04 слепым набором и в 03.10 еще одно с временной группой 02.30. Кроме этого, поток радиосообщений оставался в пределах обычных границ, как в предыдущие дни, процент срочных даже упал (68% по ср. с 75% вчера).
О прекращении операции англичане в 02.30 еще не узнали, так как Cleethorpes в плановое время еще раз повторил английским ПЛ оба донесения.
Радиообмен флота оставался примерно тем же, что и в предыдущие дни. Из вступающих в радиообмен кораблей можно было по частоте и уровню сигнала определить, что 2-3 корабля находятся в Северном Ледовитом океане. Еще два английских корабля были замечены в радиообмене с Мурманском и Архангельском. Пересылаемый по радио материал почти без исключения срочный.
После 14.00 наблюдалось сильное оживление эфира во время воздушных и подводных атак на рассеянный во время ночного воздушного налета конвой.
В то время, как суда в плотном строю конвоя при подобных налетах сохраняли строгое радиомолчание (передавал только флагман), одиночки после атаки сразу давали свое место на международное торговой волне (Адмиралтейские инструкции для торгового судоходства, AMSI). После полудня докладывали 8 американских и 2 английских парохода – об атаках самолетов и пароходов; ночью еще один американский пароход был атакован самолетами.
Из атакованных судов 4 американских и 1 английский пароход неизвестны. Названия идентифицированных судов: британский пароход EARLSTON 7000 брт, в 14.56 впервые атакован подлодкой, позже много раз бомбился люфтваффе, в 20.00 потоплен ПЛ (Симон). Груз – транспортные средства.
Американский пароход PAN KRAFT, 5644 брт, около 17.45 много раз атакован самолетами.
Американский пароход WASHINGTON 5564 брт, в 16.55 атакован пикирующим бомбардировщиком. В 17.30 судно было покинуто экипажем и брошено.
Американский пароход DANIEL MORGAN 8770 брт, в 17.30 атакован люфтваффе и поврежден, в 03.50 потоплен ПЛ (Боманн). Груз – боеприпасы и автомобили.
Американский пароход SILVER SWORD 4937 брт, в 18.07 атакован люфтваффе.
Американский пароход WINSTON SALEM 6223 брт, в 04.21 атакован люфтваффе.
Все чрезвычайные сообщения пароходов позже слепым набором Cleethorpes повторял всем кораблям в домашних водах.



*Cleethorpes – курортное место в Англии, очевидно, позывной – или место базирования передатчика?

 

#14 24.04.2010 14:47:01

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Что такое КТВ?

Наиболее трудным вопросом для некоторых гостей данной ветки, как оказалось, стал вопрос - что же именно за документ был предложен их вниманию?
КТВ - в наиболее распространенном русском переводе: "Журнал Боевых Действий" (ЖБД) или "Военный Дневник" (ВД) - является хорошо известным всем специалистам по германскому флоту документом. Он не имеет точных аналогов в отечественном флоте, но одним из близких по некоторым параметрам документов может считаться "Журнал учета событий" (ЖУС).
Следует, однако, сразу подчеркнуть, что КТВ имеет ряд важных отличий от ЖУС, что делало и делает его исключительно важным и интересным документом.
Абсолютной ошибкой является считать КТВ некой разновидностью или подобием "Вахтенного журнала" корабля.
Ниже вниманию гостей ветки предлагаются некоторые извлечения из немецких документов, касающиеся КТВ.

 

#15 24.04.2010 15:23:59

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Operations- und Manover-Bestimmungen (Op. u. Man). Berlin, 1937.

ЖУРНАЛЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Общие замечания

54. КТВ ведутся:
а) Во время войны и во время боевых операций каждым начальником и всеми командирами, включая командиров миноносцев, начиная с первого дня мобилизации или с начала операции.
...
с) Во время маневров - каждым командиром, за исключением командиров миноносцев, которые обязаны только представлять необходимые сведения командиру своего полудивизиона, а также каждым посредником
55. В КТВ должны заносится все важные события, а также события, представляющие какой-либо интерес и касающиеся данного корабля. соединений кораблей и т.д., для того, чтобы создать основу для дальнейшей оперативной и исторической оценки событий. Кроме того в КТВ должны быть изложены те соображения, которые побуждали начальников принимать те или иные решения.
...
Данный командир или командующий отчитывается в КТВ перед самим собой и перед вышестоящими начальниками в своих поступках, а затем путем критического воспроизведения (отображения) решений и событий, а также путем составления выводов из накопленного боевого опыта становится участником в разработке всех вопросов войны на море.
Упущения в этом отношении могут легко оказаться причиной потери возможности приобретения ценного боевого опыта...
56. В основу ... должны быть положены радиограммы, приказы, имевшие место события и принятые решения, непосредственно касающиеся только данного корабля или данного соединения, и относящиеся к другим кораблям и соединениям..., только в той мере, в какой они имеют значение для понимания общей ситуации.
...
Должна быть совершенно четко показана взаимная связь между поучаемыми сведениями, событиями и принимаемыми решениями.
Кроме того, ... должен быть подчеркнут личный момент. Личные заслуги начальников подчиненных частей и командиров, а также отдельных офицеров и рядовых, равно как и упущения с их стороны, оказывающие влияние на события, должны быть внесены в КТВ с указанием имен...
КТВ командующего должн иметь иной характер, чем КТВ командира. В противоположность последнему, в КТВ командующего должны быть подробно изложены все более крупные моменты, отражающие взаимозависимость (согласованность) в действиях. Взаимодействие между различными кораблями и соединениями, причины выхода из строя или откомандирования отдельных кораблей соединения, соображения, касающиеся подготовки, проведения и результаты указанных операций, предложения, касающиеся дальнейших операций - являются некоторыми из вопросов, требующих подробного изложения.
Таким образом, КТВ не только служит целям донесения, но имеет также большое значение для дальнейшего ведения военных действий, так как рисует связь между отдельными боевыи действиями, способствует накоплению нового боевого опыт и облегчает возможность быстрого перехода к новым оперативным решениям и использованию новых технических средств согласно требованиям сложившейся обстановки.

Отредактированно Мамай (24.04.2010 17:31:18)

 

#16 24.04.2010 15:52:27

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Продолжение:

57.  ...к КТВ должны быть приложены тщательно составленные графические изображения хода боевых действий, на которых должно быть изображено положение корабля или соединения по отношению к противнику, к собственным кораблям или к берегу ...дистанции и пеленги...
58. К КТВ должны быть приложены:
а) Графические изображения каждого боя, в масштабе 1:50 000...
в) Прокладки... должны представляться всеми идущими одиночно кораблями и судами. При совместном плавании прокладки представляются только флагманскими кораблями и коммодорами головных кораблей....
каждая прокладка должна иметь географические координаты.
При изменениях курса и для каждого полного часа на прокладках должно быть отмечено время по часам... На каждой карте (прокладке) должны быть нанесены названия кораблей, даты и названия упражнений...
с) Те радиограммы, которые имели значение для хода событий..., если они не были включены непосредственно в текст КТВ.
д) Все приказы, донесения, сообщения, карты и т.д., на которые есть ссылки в КТВ...
....
59. КТВ являются документами секретного характера. На этом основании в них не должно содержаться никаких данных или приложений, которые по своему характеру принадлежат к секретным документам командования
(т.е. имеющим кроме грифа "geheim" дополнительную помету "Kommandosache").
К таким документам в военное время относятся все данные касающиеся:
а) собственных мин и мин противника
в) путей подходов и выходов к своим опорным пунктам
с) мер к организации и обеспечения этих путей.
Если данные этого рода имеют значение для составления суждения о ходе события или принятия решения, они должны быть внесены в КТВ. В этом случае КТВ должны рассматриваться наравне с секретными документами командования.
Это же относится и к тем случаям, когда к КТВ прилагаются какие-либо другие секретные документы командования.
(Комментарий: в германских вооруженных силах наряду с привычными нам грифами "Секретно" (geheim) и Сов. Секретно" (g. geheim) применялась дополнительная помета: Kommandosache. Например: g. Kdos - Секретно. Только для командования.).

Представление КТВ

61. Если не предвидится каких-либо особых событий, то КТВ должны заканчиваться 1-го и 15-го числа каждого месяца и направляться  ... командующему морскими силами.
После каких-либо особых событий (столкновение с противником или какие-либо специальные операции) КТВ должны быть тотчас закончены инстанцией, принимавшей в них участие и доставлены ... командующему морскими силами.

Отредактированно Мамай (24.04.2010 18:45:26)

 

#17 24.04.2010 17:02:29

Botik Petra Velikogo
Модератор
v-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 9123




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #225150
ЖУРНАЛЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Общие замечания

Уважаемый Мамай, хорошо бы назвать источник, из которого приводятся данные статьи.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

 

#18 24.04.2010 17:20:39

ТС 3
Гость




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #225203
назвать источник, из которого приводятся данные статьи.

Кобчиков "Действия надводных кораблей Кригсмарине" против Советского флота"

 

#19 24.04.2010 19:12:12

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ КТВ

(приведены типовые размеры и форма бланка)
Формат: размер нормального листа (... может иметь формат простого бланка донесений).
1-я колонка - Дата и время.
Дата должна быть подчеркнута и повторена на каждой странице под заголовком.

2-я колонка - Данные о месте, ветре, погоде, волнении, освещении, видимости... и т.д.
Указания о погоде делаются полными словами, без принятых в метеорологии сокращений.

3-я колонка - События.

Сообщения общего характера, а также личные замечания командира пишутся поперек всей страницы (т.е. на полях всех трех колонок).
В журнале, как правило, ежедневно проставляется подпись командира. Однако в тех случаях, когда в течение нескольких дней местопребывание корабля не изменяется и не происходит никаких особых происшествий, может быть поставлена одна подпись по прошествии нескольких дней. Подпись командира ставится также на последней странице КТВ после окончания всех записей.
...
Изменения или дополнения должны быть внесены и скреплены подписью ответственного  за это дело командира.
...
Запрещается вырывать страницы и стирать (подчищать) текст.
Страницы КТВ должны быть пронумерованы.
КТВ должны быть переплетены в твердые переплеты. Во время войны - не обязательно.
Во время маневров в мирное время переплеты КТВ должны по цвету соответствовать цветам сторон (синий, желтый и т.д.)
...
На титульном листе КТВ (при его сдаче) должны быть перечислены все приложения, на самих приложениях должно быть указание, к какому КТВ они относятся.

Отредактированно Мамай (24.04.2010 19:16:46)

 

#20 24.04.2010 22:56:18

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

1

КАРТЫ КВАДРАТОВ

В года 1МВ и 2МВ воющие флоты широко использовали для передачи и фиксации координатной информации так называемые карты квадратов.
В немецком флоте традиционно использовалась смешанная буквенно-цифровая система обозначения квадратов.
В годы 2МВ она имела структуру: ББ + 2-4 цифры.
Всё поле карты соответствующего ТВД делилось на большие квадраты, которые обозначались двумя буквами латинского алфавита.
Эти большие квадраты, в свою очередь делились на квадраты меньшего размера, каждый из которых обозначался двумя цифрами.
Таким образом получалась карта квадратов, на которой каждый квадрат имел обозначение вида: ББ+ЦЦ.
Пример реальной немецкой карты квадратов по району Центтральной и Северной Атлантики приведен ниже:

http://s51.radikal.ru/i131/1004/24/15bde38f353ft.jpg

 

#21 24.04.2010 23:02:11

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

1

Для удобства пользования приведем более компактные английские "версии" немецких карт квадратов по нашим ТВД:
1. Северная Атлантика

http://s52.radikal.ru/i138/1004/3a/e1480fe327ddt.jpg

2. Баренцево море - Новая Земля

http://i044.radikal.ru/1004/1b/c3d16a5330e4t.jpg

Отредактированно Мамай (24.04.2010 23:03:47)

 

#22 24.04.2010 23:17:26

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

1

Каждый квадрат вида ББ+ЦЦ делился на 9 квадратов, каждый из которых, в свою очередь, также делился на 9 частей.
Нумерация квадратов имела следующую схему:
1...2...3
4...5...6
7...8...9

Таким образом, малые квадраты получали следующее расположение и номера:

11...12...13...21...22...23...31...32...33 и т.д.
14...15...16...24...25...26...34...34...36
17...18...19...27...28...29...37...38...38
41...42...43...51...52...53...61...62...63
44...45...46...54...55...56...64...65...66
и т.д.

В итоге, каждый малый квадрат (размером 6х6 миль) получал индивидуальный номер вида: ББ+ЦЦЦЦ

Пример образования полного номера малого квадрата приведен на картинке:

http://s52.radikal.ru/i135/1004/c4/f5b02a81e1bbt.jpg

 

#23 24.04.2010 23:47:37

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

Согласно "Наставлению по ведению морских операций" - ч.2 "Разведывательная служба и служба охранения" немецкого флота, для передачи координатной информации каждый малый квадрат 6х6 миль условно делился на 9 частей. таким образом получалось 9 квадратов размером 2х2 мили (так называемая стандартная сетка).
Обозначим эти квадраты следующими номерами:
1....2....3
4....0....5
6....7....8

При нахождении объекта внутри одного из этих условных квадратов, информация о нем передавалась в словарном виде, как дополнительная к номеру квадрата 6х6.
1. links oben
2. Mitte oben
3. rechts oben
4. links Mitte
0. Mitte
5. rechts Mitte
6. links unten
7. Mitte unten
8. rechts unten

Отредактированно Мамай (25.04.2010 00:14:31)

 

#24 25.04.2010 00:11:55

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

2

В случае находжения объекта у края (кромки) условного квадарата (зоны) 2х2, для передачи координатной информации могли использоваться дополнительные указатели.
У левого края:
linke Kante
у зоны 1 - oben
у зоны 4 - Mitte
у зоны 6 - unten

У верхнего края:
obere Kante
у зоны 1 - links
у зоны 2 - Mitte
у зоны 3 - rechts

У нижнего края:
untere Kante
у зоны 6 - links
у зоны 7 -Mitte
у зоны 8 - rechts

Если объект находился ближе к вершинам квадрата стандартной сетки (6х6), то использовались указатели:
linke obere Ecke
rechte obere Ecke
linke untere Ecke
rechte untere Ecke

Отредактированно Мамай (25.04.2010 00:28:04)

 

#25 25.04.2010 13:47:30

Мамай
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 3373




Re: Операция "Ход конем" в документах ТИРПИЦА

1

Попробуем рассмотреть какой-нибудь из вызвавших у читателей наибольшие трудности фрагмент документа.
Сразу хочу подчеркнуть, что труд ув. igor  заслуживает особой благодарности - перевод военных документов, а особенно немецких,  дело каторжное и абсолютно неблагодарное. Многие вещи проще объяснить своими словами, чем найти адекватный "литературный" перевод. Некоторые обороты или термины удобней оставлять для себя в непереведенном виде, что и делают зачастую специалисты, работающие с подобными источниками, ибо - оригинальный термин (оборот) более точен и строг.
Igor сделал большую работу, передав достаточно верно общий смысл документов и позволив всем желающим сориентироваться в выложенных тут же оригиналах. Дальше - каждый сам может углубляться в тонкости военно-морского перевода.
Абсолютная глупость (если не сказать - идиотизм) - пытаться "препарировать" и критиковать (как делают некоторые "исследователи") "первоисточник" по представленному здесь ув. Игорем переводу. А уж тем более делать на основе этого "препарирования" многозначительные выводы о самом документе.
"Препарировать" можно только сам исходный документ - т.е. КТВ, сканы которого выложены выше.

А теперь обратимся к одному из фрагментов:
16.25
Квадрат АС7225, левая нижняя кромка    Поворот на 6 дес. на правый борт, на 90гр.
17.28
Р/гр от группы «Север» флоту:
1)    конвой сильно разрежен
2)    целью большинства пароходов считайте Архангельск
3)    короткая операция с частичным успехом предпочтительнее полного успеха при большой затрате времени
4)    тотчас докладывать при пролете над вами противника
5)    не бойтесь прервать операцию в случае рискованного положения. Ни в коем случае не допускать успеха противника против ядра флота.
Я предполагаю, что такая р/гр, с такими предостережениями, передаваемая командиру выходящего в операцию отряда, после декодирования должна быть прочитана как можно меньшим числом людей.

С действовавшей в немецком флоте системой квадратов мы уже разобрались. Разобрались и с тем, что в немецких "квадратах" было 12 "краёв" или "кромок", а не 4 как полагали некоторые особо "бдительные" читатели.
Далее в оригинале записано:
Schwenkung um 6 Dez nach Stb. auf 90.

В близком переводе это означает:
Последовательный поворот на 60 градусов вправо на [новый] курс 90 градусов.

Следует отметить, что это именно "последовательный поворот", а не просто "поворот", что было бы в немецком обозначено другим словом (drehung или wendung - в зависимости от контекста). При плавании кораблей в составе соединения они не могут выполнять "просто поворот" - иначе будет общая свалка. Должен быть указан способ выполнения поворота - либо "последовательно", либо - "все вдруг". В данном конкретном случае поворот соединения на новый курс был выполнен последовательно, что нашло отражение в тексте КТВ. На других страницах КТВ, в тех случаях, когда в записях не уточнен способ выполнения поворота - вы можете видеть в тексте нейтральное: Wendung.
Dez - означает в немецком десяток градусов по картушке компаса.
6 Dez - переводится по аналогии с 6 R (6 румбов). Это удобная и широко распространенная во флоте форма указания градусных величин по компасу.

Далее в КТВ приведен текст полученной радиограммы. Под ним идет текст на всю ширину страницы. Как следует из приведенных выше правил ведения КТВ, это означает, что данный текст является личным коментарием начальника, ведущего данный КТВ.
Как было показано выше, в немецком флоте важное внимание уделялось не просто учету событий в КТВ, а "критическому воспроизведению решений и событий".
Автор данного КТВ абсолютно правильно отметил, что содержание данной радиограммы в части пункта № 5 (в немецком оригинале обращено внимание именно на  п.5 - Ziffer 5) не следовало передавать обычным способом. Такие указания должны направляться только флагману, для чего в немецком флоте существовали особые (т.н. офицерские) шифры, с помощью которых производилась дополнительная перешифровка текста радиограммы, что исключало ознакомление с её содержанием других лиц.

Отредактированно Мамай (26.04.2010 17:48:08)

 

Board footer