Сейчас на борту: 
Elektrik,
Hordeum,
ju_jutsu_zp,
Mihael,
Nico,
rytik32,
Yosikava,
Юрген
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 30.04.2010 01:44:09

Hai Chi
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #227753
Я, кажется, начинаю догадываться, как рождался этот выпуск. Нашли материал о службе пр. 68, но только материал - это немного не формат кампании, поэтому взяли из общедоступных источников материал о строительстве пр 68 и всё, в лучших тарасово-ширококардовских традициях номер готов.

Ошибаетесь

#27 30.04.2010 10:51:21

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Морская кампания 1-2010

И как оно было на самом деле?


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#28 30.04.2010 16:49:30

vov
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #227753
кажется, начинаю догадываться, как рождался этот выпуск. Нашли материал о службе пр. 68, но только материал - это немного не формат кампании, поэтому взяли из общедоступных источников материал о строительстве пр 68 и всё, в лучших тарасово-ширококардовских традициях номер готов.

ИМХО, надо как миниум сначала почитать.

#29 30.04.2010 23:40:53

Алексей Никитин
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Кто нибудь скажет, когда в питере появится в продаже этот номер?

#30 01.05.2010 00:25:40

МК
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Уже появился на Крупе. Сегодня взял.
Прочитал - понравился.

С уважением, Михаил.

#31 01.05.2010 00:46:14

Алексей Никитин
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Спасибо!
Завтра "ни свет - ни заря" помчусь за "опиумом":D

Отредактированно varyag (01.05.2010 00:46:42)

#32 12.05.2010 18:05:27

Eagle_rost
Мичманъ
michman
Сообщений: 869




Re: Морская кампания 1-2010

Получил и я наконец этот номер, к сожалению он был странно отредактирован, с пропаданием массы интересного..........
С разрешения уважаемого Шарнхорста выкладываю к примеру справку по крейсеру Куйбышев


«Куйбышев» (заводской № 1088). Назван в честь революционера-большевика В.В.Куйбышева (1888-1935 гг.). В составе советского СФ до 1955 г. служил ЭМ «Валериан Куйбышев» (бывший «Капитан Керн») 1927 г. постройки.
Заложен на стапеле ССЗ №200 в г. Николаеве 31 августа 1939 г., 25 сентября 1940 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и спущен на воду 31 января 1941 г.  На 21 июня 1941г. процент технической готовности крейсера составлял 27%.
В связи с началом Великой Отечественной войны и угрозой оккупации Николаева корабль приостановили строительством.  14 августа 1941 г. корпус корабля с грузом заводского оборудования, материалами и с эвакуированными семьями работников завода на борту отбуксирован в сперва в Черноморск, а затем в Севастополь, Мариуполь, 11 ноября корпус крейсера с оборудованием и специалистами завода №352 Керчь был отбуксирован на Кавказ,  в Новороссийске и далее, оказавшись в итоге в п. Поти, где и оставался до конца войны. В мае 1945 г. возвращен для достройки в Николаев, достраивался на ССЗ №444 по откорректированному пр.68К. (ст. строитель Золотухин), приемный акт подписан 20 апреля 1950 г. Флаг ВМФ СССР поднял 6 августа 1950 г. и вошел в состав ЧФ  82 бригады крейсеров.
Первым командиром корабля стал капитан 1 ранга С.В.Домнин.
В 1952 г. «Куйбышев» (капитан 2 ранга В.С.Сысоев) завоевал приз военно-морского министра СССР за зенитные стрельбы и минные постановки.
В период с 15 по 25 октября 1953 г. КРЛ «Куйбышев» (бортовой № 10) под флагом начальника штаба ЧФ вице-адмирала В.А.Пархоменко в составе ОБК ЧФ (КРЛ «Фрунзе», ЭМ «Бурный», «Бесстрашный», «Безбоязненный» и «Беззаветный») посетил с визитами Констанцу (Румыния) и Бургас (Болгария). Затем прошли вдоль границы турецких территориальных вод  на визуальной видимости турцких постов наблюдения и в пределах досягаемости орудий главного калибра крейсеров, продемонстрировав таким образом силу, после этого отряд повернул на 40 градусов и начал обозначать прорывающуюся к нашему побережью группировку сил противника и действовать сообразно тактике сил НАТО. Черноморский же флот использовав все виды разведки должен был обнаружить этот отряд и нанести по нему удары разнородными силами флота. Учение прошло успешно. Это был первый послевоенный зарубежный поход ЧФ.
В 1953 г. крейсер завоевал приз ГК ВМФ за стрельбы универсальным калибром. В том же году с корабля сняли  устаревшую РЛС «Редан-2», установив взамен АРЛС «Залп".
В 1954 г. корабль получил бортовой № 35.
В 1954г. крейсер получил приз командующего ЧФ за стрельбы универсальным калибром по воздушной цели.
Весной 1955 г. «Куйбышев» участвовал в проведении в Севастополе испытаний корабельного вертолета Ка-15. В одном из полетов в качестве пассажира  на борту вертолета находился командующий ЧФ адмирал С.Г.Горшков. Взлет и посадка  производились летчиком-испытателем Ухтомского вертолетного завода Д.К.Ефремовым на площадку у штаба флота и на ют крейсера.

В августе 1955 г. крейсер принимал участие в проводившихся в Каркинитском заливе под руководством НШ эскадры ЧФ контр-адмирала Н.Никольского опытно-тактических учениях ЧФ по практической отработке  задач уничтожения разнородными силами авианосных соединений противника в открытом море при сильном корабельном охранении. В рамках учений «Куйбышев» с двумя ЭМ пр. 30-бис обозначал вошедший в Черное море британский АВ типа «Ark Royal” с кораблями охранения. Согласно сценарию, на «авианосец» двумя «волнами» вышли в торпедную атаку восемь ЭМ пр. 30-бис из состава 188 бригады эсминцев, сведенные в 4 тактические группы, выпустив под прикрытием дымзавес на больших скоростях (30 узлов) до 35 учебных торпед*. За ходом этих учений с воздуха наблюдал и.о. ГК ВМФ адмирал С.Г.Горшков.

* Судя по всему, данным учениям придавалось большое значение. Но несмотря на реляции об успешном проведении атак с фактическими пусками торпед, в реальности сближение эсминцев с АВ на дальность торпедного залпа в дневное время надо признать маловероятным.

При катастрофе линкора Новороссийск  в 1955г. был один погибший из аварийно-спасательной команды  экипажа крейсера Куйбышев.
По итогам 1955 г. крейсер (капитан 1 ранга В.С.Сысоев) завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу главным калибром и минную постановку, а также приз командующего ЧФ за стрельбы универсальным калибром.
Во второй половине 1950х гг. крейсер Куйбышев стал образцово-показательным кораблем ЧФ, на котором любило бывать высокое руководство, и который любили демонстрировать разным высокопоставленным гостям.
С декабря 1955 г. командиром крейсера стал капитан 2 ранга В.В.Михайлин.
В 1956 г. «Куйбышев» включили в состав вновь созданной 44-й дивизии крейсеров ЧФ.
В состав 44 дивизии крейсеров входили ЛКР “Фрунзе”, “Куйбышев”, “Молотов” и  “Слава”, а также 188 бригада эсминцев.
25 июля 1957г. крейсер «Куйбышев» посетил король Афганистана Мухаммад Захир Шах, здесь состоялась его встреча с заместителем командующего черноморским флотом вице-адмиралом Чурсиным.
Ярким эпизодом  истории корабля стал поход на нем Министра Обороны СССР маршала Жукова на празднование 23 годовщина освобождения Югославии. Решение отправиться на крейсере в Югославию было принято лично маршалом. 
Можно предполагать, что выбор командования  Черноморским Флотом на крейсер “Куйбышев” (бортовой № 43 в то время), пал не в последнюю очередь потому, что им командовал земляк Маршала (калужанина по происхождению) капитан 1 ранга В.В.Михайлов.  С 12 сентября началось подготовка крейсера к походу, корабль полностью был перекрашен, на верхней палубе было заменено изношенное оборудование, были заменены швартовые и леерные устройства, такелаж; обновлены каюты офицеров, салоны и кают компания.
В отряд кораблей, помимо крейсера, входили также эсминцы пр.56 «Бывалый» и «Блестящий». Отряд возглавлял первый заместитель командующего ЧФ вице-адмирал С.Е.Чурсин, а походный штаб - контр-адмирал В.И.Тюняев.
Учитывая крутость Маршала, его желание везде навести порядок и некую нелюбовь к флоту, командование ВМФ весьма серьезно опасалась возможного недовольства со стороны всесильного министра обороны. Подготовку корабля к походу возглавлял первый зам ГК ВМФ адмирал А.Головко
Он же довел офицерам корабля слова ГК ВМФ СССР Горшкова  “судьба военно морского флота во многом  зависит от вас”,  командиру же крейсера сказали “Если у тебя что случиться с Жуковым, мы тебя не спасем”. Так что маршалу стремились угодить в ее просьбах. Заметив широкие брюки на ногах адмиралов, маршал ехидно заметив  “что то долго мои приказы доходят до флота”, утром все брюки офицерского состава были приведены к уставу. Потом непривыкший к корабельной музыке Маршал пожаловался—“шумно на корабле, мне трудно работать”. Были остановлены котлы носового эшелона, Трансляция и колокола громкого боя были запрещены,приказы передавались либо устно, либо по корабельном телефонам. На трапы, ведущие на ходовой мостик, были уложены  шумопоглащающие маты.
Пакет мер по снижению шума не остался незамеченным, о чем утром маршал с удолетворением и сообщил командиру.
      Любое сказанное им слова тут же передавалось в Москву Командованию флота. Замечания маршала фиксировались и по ним принимались решения, так например была изменена форма одежды офицерского и рядового состава на более удобную.
4 октября 1957г. маршал СССР Жуков и сопровождающие его лица прибыли на корабль, после чего в 1500 началось движение отряда. 5 октября по прибытии в б. Золотой Рог крейсер произвел салют наций, стреляла батарея УК №1 правого борта. Корабли отряда приветствовали  с берега работники советского посольства. А турецкий морской пост на мысе Шиле семафором передал текст: «Великому маршалу Советского Союза, высокочтимому полководцу Второй мировой войны. Поздравляем и приветствуем Вас с заходом в турецкие воды. Долгих лет жизни и наилучшие пожелания. Счастливого плавания!» А на берегу Босфора, несмотря на дождь, был выстроен турецкий почетный караул…
Интересным добавлением к облику Маршала стало то, что рассматривая берега Босфорского пролива, маршала интересовала не история или красоты этих мест , а возможности использования сухопутных сил в операциях на данной местности. Весьма показателен и тот факт, что самолеты и вертолеты стран НАТО, как правило, жестко опекающие проходящие наши корабли, в этот раз держались на почтительном расстоянии или вообще не появлялись.
6 октября маршал обходил крейсер, общался в кубрике с личным составом, узнав что командир крейсера является его земляком,  Г.К.Жуков пригласил его 7 ноября на открытие в своем родном селе Дома Культуры. Потом командование корабля, здраво рассудив, что пушек Маршал в своей жизни насмотрелся,  повело его в котельные и машинное отделения, при этом не обошлось без традиционных флотских приколов. Дабы маршал на своей шкуре прочуствовал, каково там нести вахту в машинном отделении, там придержали вентиляцию.  Эти отсеки произвел на маршала большое впечатление.
8 октября 1957г. при входе в порт Задар салют наций был сделан более внушительным—темп стрельбы 6 секунд вместо 5, причем первоначально было предложение стрелять главным калибром крейсера ( используя согревательные снаряды), однако из за опасения воздействия ударной волны от 6дюймовых пушек было принято решение стрелять 100мм пушками, но с другим темпом стрельбы в 6 сек.
Покидая корабль, Маршал Советского Союза Г.К.Жуков произнес удивившую всех речь, сказав сперва, что он был плохо осведомлен о флоте, а теперь после похода “Военно-Морской флот, как я убедился в коротком плавании на крейсере Куйбышев, это мощный вид вооруженных сил, и я постараюсь с возвращением в Москву принять надлежащие меры, чтобы Военно-Морской Флот занял достойное место в Вооруженных Силах страны.  Я восхищен образцовой дисциплиной, безукоризненным внешним видом моряков, их уровнем подготовки и верностью присяге Советскому народу. Спасибо Вам за это, и я желаю всем дальнейших успехов. Мне было вдвойне приятно еще и от того, что крейсером командует отличный морской офицер, да вдобавок еще  и мой земляк.”  Экипажу крейсера была объявлена благодарность, ряду офицеров, старшин и матросов Г.К.Жуковым были награждены ценными подарками.
Однако прозрение наступило слишком поздно…………На состоявшемся в Москве заседании Президиума ЦК КПСС по инициативе Н.С.Хрущева было принято решение об освобождении Г.К.Жукова от должности Министра обороны СССР. Позже его также вывели из состава Президиума ЦК и ЦК КПСС и отправили на пенсию. Новым министром обороны уже в октябре того же 1957 г. назначили маршала Р.Я.Малиновского.

Истинная же подоплека отправки Маршала Советского Союза Г.К.Жукова  на крейсере хорошо раскрывается нижеследующим документом:
ЗАПИСКА Г.К. ЖУКОВА В ЦК КПСС О ПРИГЛАШЕНИИ ПОСЕТИТЬ АЛБАНИЮ
22 апреля 1957 г. Секретно
Министр Народной Обороны Народной Республики Албании генерал-лейтенант Бекир Балуку прислал на мое имя письмо, в котором он по поручению Правительства Народной Республики Албании приглашает меня посетить Албанию в подходящее для меня время.
В личной беседе с советником посольства СССР в Албании т. Хошевым (телеграмма спец. № 154) т. Бекир Балуку подчеркнул, что они ожидают мое прибытие вместе с военной эскадрой в весенне-летний период текущего года.
С своей стороны считаю, что посещение Албании будет очень полезным, особенно в связи с тем, что во время плавания предоставится возможность ознакомиться с наиболее важной для нас частью Юго-Западного театра военных действий: болгаро-турецким направлением, что явится дополнением к проведенной мною рекогносцировке этого направления в сентябре 1956 года, Черноморской проливной зоной и территорией, прилегающей к Эгейскому, Средиземному, Ионическому и Адриатическому морям.
Если ЦК КПСС считает необходимым провести это мероприятие, прошу дать согласие и определить время посещения, после чего мною будет дан ответ т. Бекир Балуку.
Г. ЖУКОВ АП РФ Ф 3 Оп. 50 Д. 238. Л. 91 Подлинник. Машинопись.
Из этой записки достаточно однозначно можно понять, что любые якобы идеи высшего партийного руководства об отправки Жукова на крейсере, дабы прикрыть свой заговор по его снятию с поста МО, не имеют под собой никакой почвы.
Предложение же посетить Югославию возникло несколько позже
ЗАПИСКА Н.С. ПАТОЛИЧЕВА В ЦК КПСС О ПРИГЛАШЕНИИ Г.К. ЖУКОВУ ПОСЕТИТЬ ЮГОСЛАВИЮ
22 июля 1957 г.
Секретно
Государственный секретарь по делам народной обороны ФНР Югославии генерал армии И. Гошняк 12 июля с.г. передал устно через заместителя Государственного секретаря по иностранным делам ФНР Югославии Д. Видича послу СССР в Белграде т. Фирюбину (телеграмма № 573) официальное приглашениеМинистру обороны СССР Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову посетить ФНР Югославию в удобное для него время.
МИД СССР полагает целесообразным сообщить Государственному секретарю по делам народной обороны ФНР Югославии генералу армии И. Гошняку через посла СССР в Белграде т. Фирюбина, что Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков принимает его приглашение. О времени посещения тов. Г.К. Жуковым ФНР Югославии можно было бы договориться с югославами позднее.
Проект постановления прилагается. Прошу рассмотреть.
Н. ПАТОЛИЧЕВ
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 12. Д. 247. Л. 34. Копия. Машинопись.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС «О ПРИГЛАШЕНИИ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР т. ЖУКОВА ПОСЕТИТЬ ЮГОСЛАВИЮ»
П103/ХII 26 июля 1957 г. Строго секретно
1. Считать целесообразным посещение Министром обороны СССР т. Жуковым ФНР Югославии.
2. О времени посещения т. Жуковым Югославии договориться с югославами позднее. Утвердить прилагаемый проект указаний Послу СССР в Белграде.
Секретарь ЦК КПСС Н. ХРУЩЕВ

Очень интересно, что в разных публикациях дается разное время похода Г.К.Жукова на отряде кораблей в Югославию, поэтому есть смысл привести следующий документ
СООБЩЕНИЕ ГАЗЕТЫ «ПРАВДА» ОБ ОТЪЕЗДЕ Г.К. ЖУКОВА В ЮГОСЛАВИЮ
5 октября 1957 г.
СЕВАСТОПОЛЬ. 4 октября. (ТАСС). Сегодня в полдень на самолете из Москвы в Севастополь прибыл Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, направляющийся с визитом в ФНРЮ. В 15 часов 25 минут Маршал Г.К. Жуков поднимается на катер у Графской пристани и обходит миноносцы, стоящие в Южной бухте. Министр обороны СССР  здоровается с личным составом миноносцев и поздравляет моряков с походом в дружественную Югославию. Над бухтой разносится многоголосое матросское «ура!». Катер направляется к борту крейсера «Куйбышев», на палубе которого выстроился экипаж корабля.
По парадному трапу Маршал Г.К. Жуков поднимается на корабль. Раздается команда вахтенного офицера «Смирно!». На грот-стеньге взвивается флаг Министра обороны СССР. Командир отряда кораблей контр-адмирал А.Н. Тюняев докладывает о готовности кораблей к походу.
Командир корабля капитан первого ранга В.В. Михайлин отдает рапорт.
Тов. Г.К. Жуков обходит строй почетного караула. Корабельный оркестр исполняет Гимн Советского Союза. Затем Министр обороны СССР направляется к личному составу. В ответ на приветствие раздается громкое: «Здравия желаем, товарищ Маршал Советского Союза».
Министра обороны СССР Маршала Г.К. Жукова и сопровождающих его лиц провожали: заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирал А.Г. Головко, командующий Черноморским флотом адмирал В.А. Касатонов, первый секретарь Крымского обкома КП Украины В. Г. Комяхов, председатель исполкома Крымского областного Совета депутатов трудящихся И.М. Филиппов и другие.
Корабли снимаются с якоря и выходят из Севастопольской бухты. На кораблях, стоящих в бухте, и на береговых постах поднимаются сигналы: «Желаем
счастливого плавания». Сигнальщики крейсера «Куйбышев» поднимают в ответ сигнал: «Благодарим за доброе пожелание». Многие жители города-героя пришли на Приморский бульвар, чтобы проводить товарища Г.К. Жукова в Федеративную Народную Республику Югославию.
(ТАСС). «Правда», 1957, 5 октября.

В 1957г. экипаж крейсера первыми на ЧФ был награжден знаками “За Дальний поход”.
В 1957г. крейсер завоевал приз Командующего ЧФ за стрельбы главным и универсальным калибром, экипаж также занимает первое место на флоте по физической подготовке. Шлюпка крейсера стала первой в соревнованиях на первенство ВМФ, а в сентября 1958г. стала чемпионом Военно-морского флота.
18 апреля 1958 г. «Куйбышев» (бортовой № 508) вывели из боевого состава и переклассифицировали в учебный крейсер.
В июне 1958 г. крейсер посетил находившийся на отдыхе в СССР король Непала Махендра Бир Бикрам Шах Деви и королева Ратна Раджия Лакшми Деви Шах  и свитой. Гости проследовали на борту корабля из Сухуми в Сочи. 12 июня королю исполнилось 38 лет. Крейсер "Куйбышев" дал орудийный салют в его честь.
В августе 1958 г. командование кораблем принял капитан 2 ранга А.Н.Коротеев.

В конце лета 1958г. крейсер “Куйбышев”, эсминцы “Безукоризненный”, “Бесстрашный” и “Безотказный” участвовали в инспекторской проверке—достойно представили эскадру (как корабельная ударная группа) инспекции МО под руководством Маршала Рокоссовского.
28 октября 1958г. на Черноморском флоте была выполнена последняя в Советском ВМФ совместная стрельба главным калибром. Стрельба осуществлялась совместно с крейсером “Фрунзе”, велась всеми 4 башнями ГК и проводилась в условиях максимально приближенных к боевым—в ночное время, с использованием только радиолокационной станции и при полной маскировке буксировщика щита. Дрективой ГШ ВМФ ставилась следующая задача “Черноморскому флоту не позднее октября 1958г. выполнить опытно-экспериментальную артстрельбу в составе двух крейсеров пр.68К главным 152 мм калибром при полной скорострельности.”  Районом стрельбы было определена территория северо-западной части Черного моря—от Севастополя до мыса Тарханкут и мористее береговой черты на 40 миль. Кораблем буксировщиком щита (длина щита 24 метра, высота 13 метров) стал эсминец “Буйный”. Благоприятная погода наступила только 28 октября. Корабли шли на большой скорости, более 28 узлов. Цель была обнаружена на дистанции 190 каб. С определением элементов движения цели корабли легли на боевой курс и на дистнции 131 каб. двумя пристрелочными залпами из двух башен “Куйбышев” открыл огонь. Зафиксировав падение снарядов у щита, дали корректировочный залп одной башней, затем был открыт огонь на поражение всеми башнями, стрельба велась три минуты и окончилась на дистанции 117 каб. Стрельба была оценена на отлично. Было достигнуто три попадания –два в полотнище щита и одно в корпус щита. По сообщениям наблюдающих с эсминца “Буйный” море вокруг щита буквально кипело.
В 1958г. корабль занимает первое место на флоте по физической подготовке, награждается грамотой и призом командующего ЧФ. Ансамбль из 22 баянистов выступает в заключительном смотре коллективов художественной самодеятельности в Москве.
В ноябре 1958 г. корабль поставили к причалу Севморзавода им. С.Орджоникидзе для прохождения текущего ремонта, во время которого на крейсере установили рубку ФКП, РЛС «Фут-Н» с АП на площадке грот-мачты (в сочетании с отсутствием боевых прожекторов, снятых тогда же, это стало одним из внешних отличий «Куйбышева» от «Фрунзе», где такой РЛС не было). Требовалось также заменить водогрейные трубки в котлах и провести средний ремонт артиллерии.
Но по получении данных о намерении  командования, на основании неофициальной директивы из Москвы, вывести из состава флота один из двух имевшихся в составе ЧФ крейсеров пр.68К ремонт срочно завершили, причем задачу К-1 экипаж сдавал уже в ходе его окончания, по выходу с завода  задача К-2 была сдана за 20 дней вместо полутора месяцев,  и в итоге спас свой корабль от списания (эта участь постигла находившийся в строю «Фрунзе»).
С 1959 г. корабль получил бортовой № 623.
В 1959г. крейсер занимает первое место в шлюпочных гонках и первое место на смотре художественной самодеятельности ЧФ.
В конце мая 1960 г. УКРЛ «Куйбышев» под флагом 1-го заместителя командующего ЧФ вице-адмирала С.Е.Чурсина в сопровождении двух ЭМ пр.30-бис  вышел в Средиземное море для выполнения официального визита в Албанию. В условиях плотного сопровождения кораблями и авиацией НАТО, корабли отряда выполнили поставленные задачи, включая демонстрацию флага у албанского побережья.
Затем было проведено двусторонее оперативно-тактическое учение. Отряд, во главе с крейсером “Куйбышев” обозначал АУГ Синих, действовал и маневрировал согласно тактике ВМС США. Штаб ЧФ вывел на отряд корабль непосредственного слежения, который сопровождал “Куйбышев ” и с заданной периодичностью выдавал по нему данные на Центральный командный Пункт ВМФ и командный пункт ЧФ. Командный пункт ЧФ наводил на отряд подводные лодки 40 бригады пл. Затем по противнику был нанесен условный удар авиацией ЧФ.  Затем в Центральной части Средиземного моря прошло учение по поиску и атаке силами шести дизельных торпедных подводных лодок пр.613* отряда кораблей условного противника, который обозначал «Куйбышев» с сопровождавшими его ЭМ. Лодки располагались двумя завесами, поочередно отрабатывая скрытный выход в атаку на ОБК. Уже при подходе «Куйбышева» к последней завесе ПЛ за ним в кильватер пристроился осуществлявший слежение американский РКР “Олбани” с фрегатом охранения. Завершив учение, все подводные лодки всплыли в надводное положение и  двумя кильватерными колоннами прошли вдоль необычного единого строя надводных кораблей двух стран.

*С 1958 г. на албанский п. Влера базировались 12 подводных лодок 40 ОБПЛ, а также плавбазы «Немчинов» и «Виктор Котельников». Впоследствии первая из ПБПЛ и 4 ПЛ пр.613 были переданы  албанской стороне.

На обратном пути отряд осуществил деловой заход в Варну (Болгария), где на борт крейсера прибыл командующий ЧФ адмирал В.А.Касатонов, а затем продолжил участие в общефлотских учениях. Отрабатывалась задача нанесения последовательных ударов разнородными силами флота по вошедшей в Черное море корабельной группировке вероятного противника, в составе КРЛ типа «Кливленд» с кораблями охранения, которых обозначал «Куйбышев» с двумя ЭМ пр.30-бис. В ходе учения с учетом сильных и слабых сторон обозначаемого противника и противостоявших ему кораблей пр. 68-бис отрабатывались оптимальные варианты нанесения артиллерийского удара. Главным образом, как считалось, советские крейсера благодаря преимуществу в дистанции стрельбы ГК имели возможность эффективно поражать бронированные цели на дистанциях от 130 до 169 кбт.
С 1960г. на учебном крейсере Куйбышев свыше 2 тыс курсантов прошли на нем корабельную практику, а сам корабль в этой роли прошел около 30 тыс миль.
В августе 1960г. на крейсере произошел случай, чудом не ставший трагедией. Корабль выполнял поход с курсантами на борту для обеспечения их штурманской практики. Ночью во время перехода Сухуми-Батуми курсант, страдавший приступами эпилепсии выпал за борт, это увидели два его друга и без колебаний прыгнули один за другим в воду, однако дать команду “Человек за бортом” никто из них не догадался. Их отсутствие было обнаружено только в 23 часа ночи, в 24 часа крейсер прибыл в Батуми. Командир корабля развернул крейсер и пошел их искать обратным курсом. Судьба была на стороне тех моряков, утром их нашли живых и невредимых, проведших в море 9 часов и поддерживающих друг друга.
В 1960г. корабельный оркестр занимает первое место и награждается переходящим призом “Серебряный кубок”. Экипаж получает переходящий приз за первое место в смотре-конкурсе по физической подготовке и спорту. Баскетбольная команда становится сильнейшей на флоте. На корабле насчитывается девять чемпионов флота по различным видам спорта.
После расформирования управления эскадры в апреле 1961г. крейсер вошел  в состав 150 отдельной бригады ракетных кораблей.
В 1961г. экипаж завоевал 10 переходящих призов, при этом переходящий приз по гребной эстафете в течении 8 лет находиться на корабле.
В первой половине 1960х гг.  «Куйбышев» в походы за пределы Черного моря не ходил. В свете пополнения флота более современными кораблями использовать морально и физически устаревший артиллерийский крейсер становилось проблематично. Ставить крейсер на капитальный ремонт или консервировать не стали. Изучалась возможность продажи его Египту или другому потенциальному иностранному заказчику, но в итоге от этого отказались.
24 апреля 1965 г. «Куйбышев» (бортовой № 141) разоружили и исключили из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 20 декабря 1965 г. расформировали и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разобрали на металл.  В июле 1965г. часть экипажа крейсера была отправлена на доукомплектование экипажа крейсера Жданов. Жданов находился в ВМБ Лиепае, в июле 1965г. директивой Главного Штаба ВМФ было принято решение его расконсервировать, ввести в строй.  Доукомплектование экипажа корабля возлагалось на Черноморский флот, который прислал на Жданова около 400 моряков с крейсера «Куйбышев» Черноморского флота. Это были хорошо обученные и опытные моряки, что сразу сказалось на темпах ввода в строй материальной части крейсера “Жданов”. Осенью 1965г. “Жданов” был передислоцирован на ЧФ.
Всего за период службы крейсер прошел около 230 тыс. миль.
Известные командиры крейсера
Домнин Семен Васильевич (01.1949-11.1952);
Сысоев Виктор Сергеевич (24.01.1953-21.11.1955);
Михайлин Владимир Васильевич (21.11.1955-01.09.1958);
Коротеев Александр Никифорович (09.1958-19??);
Барашев Михаил (1965-).
Командовавшие крейсером В.С.Сысоев и В.В.Михайлин в дальнейшем стали адмиралами и командующими ЧФ (12.1968г.—3.1974г.) и БФ(1.1967г.-8.1975г.) соответственно.
В дальнейшем имя Куйбышева было вначале присвоено 4 корпусу ТРКР пр.11442, был заложен 25 апреля 1986-го, в настоящее время носит имя Петр Великий

#33 12.05.2010 18:23:36

vvy
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 1744




Re: Морская кампания 1-2010

Eagle_rost написал:

Оригинальное сообщение #232710
25 августа 1940 г.

25 сентября 1940 г.

Eagle_rost написал:

Оригинальное сообщение #232710
«Куйбышев» (заводской № 1086).

Зав. № 1088. Зав. № 1086 - это ЭМ "Опасный".

#34 13.05.2010 21:14:05

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Морская кампания 1-2010

Eagle_rost написал:

Оригинальное сообщение #232710
С разрешения уважаемого Шарнхорста выкладываю к примеру справку по крейсеру Куйбышев

Спасибо, Виктор. Именно подобное описание службы советских кораблей я и хотел прочитать. Всё начинается с постановки задачи: ввод корабля в строй, проверка (испытание) нового оружия, цель учений, демонстрации флага, разведка и так далее. Иначе служба в во время «холодной войны» превращается в игры в войнушку, и не более того.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#35 13.05.2010 21:53:56

Eagle_rost
Мичманъ
michman
Сообщений: 869




Re: Морская кампания 1-2010

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #233158
Спасибо, Виктор.

я не Виктор *girl_sad*

#36 13.05.2010 22:01:09

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Морская кампания 1-2010

Eagle_rost написал:

Оригинальное сообщение #233167
я не Виктор

Извините, да перепутал.


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#37 13.05.2010 22:08:31

Eagle_rost
Мичманъ
michman
Сообщений: 869




Re: Морская кампания 1-2010

vvy написал:

Оригинальное сообщение #232717
Зав. № 1088.

мда это косяк, не заметил.........
причем в таблице на странице 9 дан правильный заводский......

#38 18.05.2010 09:22:23

kerz
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

А на стр. 38 рядом с разбираемым Железняковым случайно не лодка XXI серии (УТС-3)?

#39 18.05.2010 11:03:14

Алекс
Контр-Адмиралъ, гвардейский экипажъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: г. Москва
Броненосный крейсер HMS Orlando
Сообщений: 12674




Re: Морская кампания 1-2010

Господа, если никто не против, то исправлю ошибки с номером и датой в залитом тексте, поскольку версия элетронная. Спасибо уважаемому vvy за выявленные ошибки.


Лучше быть хорошим любителем, чем посредственным профессионалом
Друзьям раздайте по ружью, и дураки переведутся

#40 18.05.2010 11:20:10

vov
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Eagle_rost написал:

Оригинальное сообщение #232710
с пропаданием массы интересного..........
С разрешения уважаемого Шарнхорста выкладываю к примеру справку по крейсеру Куйбышев

Действительно, много любопытного. Жаль, если такой же материал "ушёл" по всем кр-рам.

#41 19.05.2010 19:42:55

Вованыч_1977
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Возник такой вопросик (кому что - а лысому, как известно, - гребешок :) ): когда крейсера получили наделки на форштевень? Это производилось в ходе достройки (последних корпусов) или уже после вступления их всех в строй? И правильно ли я понимаю приблизительную геометрию сего действа? Заранее спасибо.

http://i076.radikal.ru/1005/a9/a5d9860b290d.jpg

#42 19.05.2010 20:05:01

Варяжец
Лейтенантъ
let
stasik3
"Каунти". Ракетный эсминец Её Величества
Сообщений: 2426




Вебсайт

Re: Морская кампания 1-2010

Вованыч_1977 написал:

Оригинальное сообщение #236200
когда крейсера получили наделки на форштевень?

А зачем они, не подскажете?


Слава труду! Нет кризису!

#43 24.05.2010 10:03:26

Сибирский Стрелок
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Eagle_rost написал:

Оригинальное сообщение #232710
В дальнейшем имя Куйбышева было вначале присвоено 4 корпусу ТРКР пр.11442, был заложен 25 апреля 1986-го, в настоящее время носит имя Петр Великий

Ув.Дмитрий.
Дополнение крайне интересно. Жаль - не вошло в журнал.
Но разве четвёртый корпус 1144.2 при закладке не получил вначале имя "Дзержинский", а затем был переименован в "Юрий Андропов"?? Или сразу нынешнего "Петра В." "Андроповым" обозвали?
Т.к. наименование "Куйбышев" более не встречалось для новых кораблей.

#44 24.05.2010 19:11:42

Havron
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Сибирский Стрелок написал:

Оригинальное сообщение #239638
Но разве четвёртый корпус 1144.2 при закладке не получил вначале имя "Дзержинский", а затем был переименован в "Юрий Андропов"?? Или сразу нынешнего "Петра В." "Андроповым" обозвали?
Т.к. наименование "Куйбышев" более не встречалось для новых кораблей.

4-й корпус изначально был Андроповым, потом Петром Великим.
откуда взято про Дзержинский и Куйбышев вообще непонятно. ориентироваться нужно на катехизис Бережного.
5-й корпус хотели назвать Адм.Кузнецов.

#45 24.05.2010 20:35:09

Сибирский Стрелок
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Havron написал:

Оригинальное сообщение #239904
4-й корпус изначально был Андроповым

Havron написал:

Оригинальное сообщение #239904
откуда взято про Дзержинский

Havron написал:

Оригинальное сообщение #239904
-й корпус хотели назвать Адм.Кузнецов

1. Это понятно. Атомоход заложили вроде перед кончиной предпредпоследнего генсека. Но см.п.2 -
2. Если заложили при Брежневе - тогда "Дзержинский" прокатывает. Вроде у Павлова видел. Но надо посмотреть.
3. Что пятый корпус предполагался как "Адмирал Кузнецов" - известно.

#46 24.05.2010 21:57:12

Havron
Гость




Re: Морская кампания 1-2010

Сибирский Стрелок написал:

Оригинальное сообщение #239939
2. Если заложили при Брежневе - тогда "Дзержинский" прокатывает. Вроде у Павлова видел. Но надо посмотреть.

я посмотрел. он пишет что вообще "Максим Горький" хотели

#47 25.05.2010 01:25:49

Eagle_rost
Мичманъ
michman
Сообщений: 869




Re: Морская кампания 1-2010

Сибирский Стрелок написал:

Т.к. наименование "Куйбышев" более не встречалось для новых кораблей.

вероятно это был изначальный текст Заблотского

#48 25.05.2010 01:29:32

Eagle_rost
Мичманъ
michman
Сообщений: 869




Re: Морская кампания 1-2010

Поступление в состав ВМФ СССР в 1949-1950гг. 5 новых крейсеров типа Чапаев позволило качественно и количественно усилить надводные силы, сильно ослабленные прошедшей войной,  дало возможность сформировать во второй раз эскадру надводных кораблей СФ, вывести для прохождения капитального ремонта крейсера пр.26 Киров и Молотов, позволило подготовить кадры личного состава для освоения следующего поколения крейсеров пр.68бис и будущего ракетно-ядерного флота СССР.   

Служба крейсеров пр. 68К в 1950-1960-е гг. оказалась относительно короткой, хотя и достаточно насыщенной, поскольку проходила в сложной обстановке периода начала блокового противостояния и создания советского ракетно-ядерного флота.  В этой связи наличие в составе флота пяти новых крейсеров, и их первые дальние заграничные походы имели важное значение демонстрации силы Советского ВМФ.

В силу ряда причин (вывода из состава флота линкоров типа “Севастополь”, устаревших крейсеров “Красный Крым” и “Красный Кавказ”, необходимость капитального ремонта крейсеров пр.26 и 26бис) крейсера вскоре сами оказались наиболее крупными надводными кораблями флота, причем служить им пришлось в условиях, кардинально отличных от тех, для которых они в свое время создавались.
В свете существовавших в 50-е годы планов обороны страны с морских и океанских направлений, крейсера в первые годы службы организационно входили в состав соединений, отрабатывавших задачи отражения морских десантов вероятных противников. Предполагалось, что в случае войны ВМФ СССР предстоит вести бой с противостоящими силами вероятных противников в непосредственной близости от своих берегов, под прикрытием истребительной и бомбардировочной авиации, частей береговой артиллерии и соединений торпедных катеров. И хотя перед флотом стояли и такие его традиционные задачи, как уничтожение сил флота противника, нарушение вражеских коммуникаций и защита своих морских сообщений, внимание акцентировалось на том, что они будут выполняться прежде всего в интересах сухопутных войск, исходя из планов фронтовых и армейских операций и всецело подчиняясь их целям, В этих условиях вступать в единоборство с превосходящими силами флота противника наши эскадры надводных кораблей будут у своего побережья, где их ударную мощь можно наращивать массированно, применяя торпедные катера.

Напомним, что в конце 40-х и начале 50-х гг. основу противостоявших советскому ВМФ флотов западных стран составляли надводные ударные авианосные и десантные соединения, прежде всего, США и Великобритании, а также других стран НАТО. Так, в Норвежском море ОВМС НАТО располагали 4 авианосцами, предназначенными в случае войны для нанесения ударов по важным объектам на советской территории, включая корабли и базы СФ, с северо-западного направления. Отрабатывалось также нанесение ударов по объектам в Прибалтике и на территории стран ОВД со стороны Северного моря, т.е. с западного направления.
Наконец, 6-й флот США отрабатывал со своими союзниками по НАТО на Средиземном море нанесение ударов по объектам на советской территории с юго-западного направления.
С учетом изложенного, соответственно, в свете принятой в СССР оборонительной доктрины на всех советских флотах вплоть до конца 50-х гг. отрабатывались задачи отражения потенциального вторжения с морского направления, где артиллерийским крейсерам, взаимодействовавшим с эсминцами и торпедными катерами, наряду с силами ВВС и частями береговой артиллерии, отводилась ключевая роль. 
При этом также отрабатывалось ведение артиллерийского боя с равноценными крейсерами (например типа “Кливленд” или “Тре Кронор”) флотов вероятных противников. Основным назначением крейсеров данного проекта была борьба с легкими крейсерами типа Кливленд, предельная дистанция боя которых была 130 кабельтов, крейсера же проекта 68К имели оный показатель в 169 кабельтовых. И по предварительным оценкам наши крейсера при сближении на предельную дистанцию открытия огня противником должны были добиться трех-четырех попаданий в верхнюю палубу “Кливлендов” и поразить жизненно важные центры и механизмы.

На всех флотах артиллерийские крейсера пр.68К (а также пр. 68-бис) организационно сводились в дивизии крейсеров (ДИКР) с включением в их состав бригад эскадренных миноносцев. КРЛ и ЭМ образовывали тактические корабельно-ударные группы (КУГ) для ведения боевых действий против надводных кораблей противника. Эти дивизии просуществовали до апреля 1961г. и в период реформ Вооруженных Сил 1957-1961гг. дивизии крейсеров были расформированы.
Так, крейсера «Чапаев» и «Железняков» с сентября 1950 г. входившие в состав 4-го ВМФ на Балтике, в июле 1951 г.  перешли на СФ. «Чкалов» (с 1958 г. – «Комсомолец») с апреля 1951 г. входил в состав 8-го ВМФ, а позже - КБФ  на Балтике, тогда как «Куйбышев» и «Фрунзе» - в состав ЧФ.
В 1968 г. «Железняков» возвратили на Балтику. В 1960г. были списаны Фрунзе и Чапаев, за ними в 1965г. последовал Куйбышев, но Комсомолец и Железняков служили на БФ еще достаточно долго и закончили свой жизненный путь в середине-второй половине 1970х гг.

На Балтике на случай войны отрабатывались ведение крейсерами артиллерийского боя на подступах к Балтийской Проливной зоне (со стороны Балтийского моря), а также огневая поддержка своих морских десантов в самой проливной зоне. В последнем случае обеспечивался фланговый прорыв в Западную Европу с территории ГДР танковых и механизированных соединений ОВД.
В 1951гг. на Балтике были сформированы 32 дивизия крейсеров Северо-Балтийского Флота и 16 дивизия крейсеров Юго-Балтийского ВМФ.  Первоначально крейсера пр.68К вошли в состав 16 дивизии крейсеров.  КРЛ “Валерий Чкалов” в 1956г. вошел в состав 16 дивизии крейсеров. В дальнейшем крейсера “Комсомолец” и “Железняков” входили в состав 76 бригады эсминцев и 166 бригады учебных и ремонтирующихся кораблей.
На Черном море крейсера сперва вошли в состав 82 бригады крейсеров, а после реорганизации эскадры в 1956г. оба крейсера пр.68К вошли в состав сформированной в начале 1956 г. 44-й ДИКР.
В целом в 1956г. была установлена типовая структура эскадры надводных кораблей –две дивизии крейсеров, в каждую из которых входили 2-4 крейсера и бригада эсминцев. Также в состав эскадры могли входить дополнительные формирования, такие как дивизион сторожевых кораблей пр.50, бригада кораблей резерва.
До конца 1950-х гг. они отрабатывали ведение артиллерийского боя с крейсерами вероятного противника в центральной части Черного моря, в пределах досягаемости ракетоносной авиации берегового базирования с крымских аэродромов и/или с аэродромов стран-союзников по ОВД.
Другой важной задачей для артиллерийских крейсеров ЧФ являлась отработка огневой поддержки планировавшегося на случай войны стратегического десанта на Босфор и, соответственно, обеспечение действий сухопутных войск ОВД против южного фланга НАТО на Балканах.
На Северном флоте задачи крейсеров в первое время заключались в ведении артиллерийского боя с надводными кораблями потенциальных противников,  обеспечении огневой поддержки десанта и охране своих внутренних конвоев. В 1956г. крейсера “Чапаев” и “Железняков” вошли в состав 5 дивизии крейсеров. Со временем, когда флот пополнился атомными подводными ракетоносцами, основной задачей надводных сил СФ стало обеспечение развёртывания ударных атомных подводных лодок, обеспечение форсирования ими противолодочных рубежей НАТО и охрана районов боевых позиций своих РПКСН.  Поэтому, когда к 1970-м гг. число артиллерийских крейсеров в составе СФ сократили, кораблей 68К там уже не было.

В конце 1950х гг. крейсер пр.68К были уже достаточно морально и материально устаревшими кораблями, не стоит забывать, что несмотря на то, что в строю они были всего 10 лет, их корпуса и многие механизмы были изготовлены еще в 1939-1940гг. Сами же корпуса первых четырех кораблей долго пробыли в воде без должного ухода в ходе войны. Вероятно именно это следует полагать основной причиной списания “Чапаева” и “Фрунзе”. “Железняков” в конце 1950-начале 1960х гг. прошел капитальный ремонт, “Комсомолец” же всю войну простоял на стапеле и надо полагать его корпус сохранился гораздо лучше, именно поэтому вероятно он прослужил почти до 1980г., гораздо дольше других кораблей. “Куйбышев”  прошел ремонт в самом конце 1950х гг. и прослужил до окончания межремонтного строка службы, а в 1965г. на Черноморском Флоте было достаточно более новых крейсеров пр.68бис и особого интереса он уже и не представлял.
Оба же балтийских крейсера были нужны для учебной практики многочисленных военно-морских училищ Ленинграда и Балтийска, к тому же на Балтике у “старого друга” Швеции до конца 1960х гг. имелись артиллерийские крейсера “Тре Крунур” и  “Гота Леон”, которые также рассматривались в качестве возможных противников.
В конце 1950х годов, когда разворачивалось строительство атомных подводных лодок и ракетных кораблей, содержать в составе флота армаду из сотни хороших кораблей времен ВМВ—крейсеров и эсминцев было крайне неразумным расходованием средств.
Интересно также заметить, что и возможные противники  этих крейсеров--артиллерийские крейсера НАТО в  конце 1950-начале 1960гг. были списаны, поставлены на консервацию или модернизацию в ракетные корабли.  Время таких кораблей уже просто  ушло.
Строительство этих кораблей в первые послевоенные тяжелые годы восстановления народного хозяйства может рассматриваться как трудовой подвиг Советского народа и его промышленности.

#49 25.05.2010 20:24:06

Андрей Рожков
Адмиралъ, комфлота БФ РБ
admiral
stasik3
Откуда: Жлобин (где то под babruiscom)
На полпути от Варяжца к Греке крейсер «Кормим Кавказ»
Сообщений: 7771




Re: Морская кампания 1-2010

Eagle_rost написал:

Оригинальное сообщение #240129
Предполагалось, что в случае войны ВМФ СССР предстоит вести бой с противостоящими силами вероятных противников в непосредственной близости от своих берегов, под прикрытием истребительной и бомбардировочной авиации, частей береговой артиллерии и соединений торпедных катеров

Да, крейсера добивающие противника после того, как их атаковали торпедные катера - это круто!


Политпросвет противен. Обсуждать -надцатое переиздание книги надоело. Поэтому бана не боюсь.

#50 25.05.2010 21:15:57

Eagle_rost
Мичманъ
michman
Сообщений: 869




Re: Морская кампания 1-2010

Андрей Рожков написал:

Оригинальное сообщение #240517
Да, крейсера добивающие противника после того, как их атаковали торпедные катера - это круто!

основной автор Заблотский, я рихтовал.... это то что получилось после

Страниц: 1 2 3


Board footer