Сейчас на борту: 
Steiner,
Заинька
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 6 … 31

#76 16.08.2010 23:19:37

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #278383
В 1905 году установлен по заказу правительства РИ

Дата уж больно символическая...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#77 16.08.2010 23:20:13

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

И ещё один вопрос к уважаемым участникам обсуждения. Разве затопление кораблей на фарватере являлось единственной возможностью загородить вход на рейд? Ведь на Балтике в ходе той войны широко использовали мины. За несколько лет до этого (в Мексике, если не ошибаюсь) использовались заграждения из брёвен и цепей. Почему не предпринимались попытки закрыть доступ в бухту этими способами?

#78 16.08.2010 23:23:35

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278395
Почему не предпринимались попытки закрыть доступ в бухту этими способами?

Хороший вопрос. И почему топили именно эти корабли? Есть данные по блокшивам?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#79 16.08.2010 23:31:15

Chief
Участник форума
Сообщений: 468




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #278397
Exval написал:
Оригинальное сообщение #278395
Почему не предпринимались попытки закрыть доступ в бухту этими способами?
Хороший вопрос. И почему топили именно эти корабли? Есть данные по блокшивам?

«Султан Махмуд» если не ошибаюсь разобрали до высадки союзников. Среди первых затопленных кораблей был один блокшив – «Силистрия».
Вход в бухту заградили боном ещё в начале войны, но согласитесь, врятли бон из корабельных мачт остановит линейный корабль. Мин в крепости не было, так, что обсуждать эту тему по-моему нет смысла.

#80 16.08.2010 23:32:24

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278392
Можно ли сказать поэтому, что постройка этих батарей оказалась бесполезной?

Ну, это не совсем так. В конце 19 века Михайловская батарея использовалась как казарма, затем как шкиперский склад ЧФ, а сейчас там великолепный музей военной истории Севастополя (см. мои фото). Константиновская до сих пор используется как казарма для сил охраны рейда и пост управления рейдом. Понимаю на что вы намекаете, но точно такие же по конструкции и оснащению казематные батареи строили в одно и тоже время все ведущие морские державы для обороны своих портов (например батареи Бреста, Марселя и многие другие). Такова была практика в.-м. дела. Но военное дело развивается очень быстро и системы берговой обороны только за 19 век сменились четырежды! Т.е. в среднем - каждые 25 лет. Так и в наши дни. Вспомните судьбу объекта 100 и 101 в системе береговой обороны ГБ Севастополь и Кольского залива. Или законсервированную в надежде стать музеем ББ №30 на Северной стороне. Её полностью восстановили, модернизировали, сменили башни, системы управления, защиты, затратив сотни миллионов в 50-е годы 20 века. Тоже - "оказалась бесполезной"?

Отредактированно Warman (16.08.2010 23:32:54)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#81 16.08.2010 23:32:27

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Chief написал:

Оригинальное сообщение #278400
Мин в крепости не было, так, что обсуждать эту тему по-моему нет смысла.

А насколько сложно было организовать их производство?

#82 16.08.2010 23:44:06

Chief
Участник форума
Сообщений: 468




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #278373
Вообщем и в этом случае произошло бы только то, что в конечном итоге и произошло, было предсказуемо, и хуже чего произойти уже ничего не могло.

Севастополь вовсе не обязательно должен был пасть. Например, русская армия могла (имелись все предпосылки для этого) выиграть Инкерманское сражение и союзники бы сняли осаду. Они всерьёз подумывали об этом и сразу после этой своей победы.

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #278373
Действительно, в обсуждаемый момент делать это было бы уже поздновато. Выходить надо было во время проведения союзниками десантной операции.
Но зачем же бросаться в другую крайность, и своими руками топить свои же корабли???

Ну, мне кажется, что мы здесь обсуждаем причины затопления кораблей в конкретных обстоятельствах подхода неприятеля к стенам крепости, а не то, что надо было делать до этого.

#83 16.08.2010 23:48:15

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278402
А насколько сложно было организовать их производство?

А вот эта тема очень интересная. Но основывается полностью на экономике и развитии промышленности на Юге РИ.
Ещё одна не менее интересная тема - это использывание подводных лодок с мышечным двигателем в Крымской войне со стороны союзников для подрыва, уничтожения корпусов затопленных кораблей русских. Даже есть версия и не совсем фантастическая, что именно на транспорте "Принц" такая лодка и была доставлена, но ее не успели разгрузить. С чем и был связан туман таинственности и секретности вокруг "Принца". Такая лодка конструкции гениального французского кораблестроителя Brutus de Villeroi действительно существовала и конструктор готов был её продать правительству. По тактике действия она была диверсионной и предназначалась для скрытной доставки водолазав  на место, спуск их на глубину, к нужным объктам и  их минирование. Именно эта лодка и её усовершенствованнай образец USS Alligator вдохновили на "20000 лье под водой" Жуль Верна. Это факт.
http://s42.radikal.ru/i098/1008/db/844265b61f35t.jpg
USS Alligator, 1863 год

Отредактированно Warman (17.08.2010 00:26:51)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#84 16.08.2010 23:57:08

Chief
Участник форума
Сообщений: 468




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278392
Но ведь, как писали выше, главное предназначение этих береговых батарей заключалось в том, что бы не допустить прорыва союзного флота в бухту. С другой сороны, после затопления кораблей такой прорыв стал практически невозможным. Можно ли сказать поэтому, что постройка этих батарей оказалась бесполезной?

Конечно нет. Внешние рейдовые батареи Севастополя прекрасно отразили бомбардировку 5 ноября и на протяжении всей войны обеспечивали приморские фланги крепости, в том числе не допуская обстрела города с моря.

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278392
можно ли назвать эти действия паровых судов ЧФ в достаточной степени активными?

Думаю нет, пассивность ЧФ в период осады удивляет, опираясь на мощные береговые батареи корабли флота, по-моему, мнению могли бы сильно вредить неприятелю. Кроме выше приведённых случаев еще на память приходит только неудачная попытка атаковать брандером (пароход + парусный брандер на буксире).

#85 17.08.2010 00:03:09

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278395
Ведь на Балтике в ходе той войны широко использовали мины.

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278402
А насколько сложно было организовать их производство?

Вспомните пожалуйста, какова была результативность минных заграждений на Балтике...

"...за 1854-1855 годы под Кронштадтом выставили 1865 мин - 474 конструкции Якоби и 1391 - конструкции Нобеля....в литературе упоминается о подрыве четырех кораблей, однако из-за малой массы пороховых зарядов в минах ни один из них не получил сколько-нибудь существенных повреждений"

Кроме того, говоря о минах 1854 года, не стоит забывать, что показал опыт их использования на Балтике...

"Осенью, после ухода эскадры противника, выяснилось, что в большинстве мин порох отсырел, поэтому Б.С.Якоби <к 1855 году> разработал новую конструкцию"

На Балтике основной упор делался все-таки не на мины, а на ряжевые заграждения, которые было достаточно не сложно возвести на глубинах порядка 4-7 метров. А вот на глубинах "Черноморских" фарватеров это становидось более проблематичным.

Отредактированно Агриппа (17.08.2010 00:08:33)

#86 17.08.2010 00:12:22

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278402
А насколько сложно было организовать их производство?

Думаю, главное препятствие было в наличии необходимого количества специалистов, понимающих что и как надо делать и как применять. Проблемы в медных листах и в мастеровых-жестянщиках с киянкой и паяльником, в стеклодувах, в такелажниках не было на николаевских и херсонских верфях. Но кто этим будет руководить? Все немногие специалисты были задействованы в Кронштадте, в Питере для выполнения тысячных заказов на мины. Забрать их часть оттуда - значит не выполнить вовремя весь заказ в интересах обороны столицы. А это было приоритетно.

Отредактированно Warman (17.08.2010 00:13:23)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#87 17.08.2010 00:20:40

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Chief написал:

Оригинальное сообщение #278400
Вход в бухту заградили боном ещё в начале войны, но согласитесь, врятли бон из корабельных мачт остановит линейный корабль.

Совершенно согласен! Корабль водоизмещением до 3000 - 5000 тонн на ходу остановить связкой в несколько бревен не реально, лопнут связующие цепи, бревна, попавшие под форштевень и киль сломает как спички.

Отредактированно Warman (17.08.2010 00:21:07)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#88 17.08.2010 00:25:59

charlie
Контр-адмиралъ
k-admiral
stas3b
Откуда: Севастополь
Таврида ЛК "Советский Союз"
Сообщений: 5875




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278395
Почему не предпринимались попытки закрыть доступ в бухту этими способами?

Тарле

У Меншикова в конце зимы и весной 1854 г. чередовались настроения: то он проявлял полное равнодушие и беспечность, то вдруг обнаруживал заботу и беспокойство. Некоторое время он мечтал получить подводные мины, над которыми в Кронштадте работал академик Якоби. Меншиков писал из Севастополя 18 февраля 1854 г. управляющему морским министерством Константину: «Подводные фугасы могли бы значительно усилить оборону Севастопольского рейда, и ежели ваше императорское высочество разделяете таковое мнение, то не соизволите ли приказать командировать сюда одного из офицеров, обучавшихся делопроизводству подводных мин со всеми нужными аппаратами, которых в этом крае приобресть невозможно»{6}.

За дело принялись с рвением, и уже 26 февраля в Петербурге состоялось совещание контр-адмирала Глазенапа с академиком Якоби, в результате которого выяснилось следующее: «1. В распоряжение князя Меншикова может быть отправлен находящийся уже несколько лет при гальванической команде, корпуса Морской артиллерии поручик Чечель и при нем два кондуктора корпуса Морской артиллерии, совершенно и во всей подробности знающий дело подводных мин и кроме того образованный и хороший офицер, в чем я, личным знакомством с ним, имел возможность убедиться.

2. Аппараты, кои необходимо отправить отсюда, заключаются в соединительных приборах, проволочных проводниках, гальванических батареях и запалах.

3. Минные бочки, как наружные деревянные, так и внутренние металлические, лекальный чугунный балласт и прочие потребности могут быть сделаны в Черноморских портах.
Но для определения количества необходимых аппаратов требуется иметь верный план защищаемой минами местности, с промером.

4. По словам Академика Якоби, все необходимое для Кронштатских (sic) мин делается со всевозможною поспешностью. О потребном количестве пороху ваше императорское высочество изволите получить от ученого комитета представление, вместе с проектом отношения г. Военному министру, об отпуске [101] с Охтенского порохового завода некоторого количества наилучшего охотничьего пороху.

Г. Якоби полагает необходимым окончить изготовление мин так рано, чтоб успеть погрузить их еще пока лед не разошелся, что весьма бы облегчило дело»{7}.
Но из этой попытки снабдить севастопольскую оборону подводными минами, к сожалению, ничего не вышло даже и в тех размерах, в которых это удалось сделать для Кронштадта. Слишком много времени было упущено и для должных опытов и для установочных работ.

Вот что узнаем мы из заключительного доклада Меншикова от 20 марта 1854 г., когда неприятель уже крейсировал у берегов Крыма:
«Для осуществления мысли усилить оборону Севастополя между прочим и заложением подводных мин вашему императорскому высочеству благоугодно было исполнить мою просьбу и прислать сюда поручика кор[пуса] Морской артиллерии Чечеля с сведениями о минах, изобретенных Академиком Якоби.
Усматривая из письменных объяснений г. Якоби и словесных поручика Чечеля, что, несмотря на деятельную поспешность приготовления предлагаемых мин, которое здесь совсем невозможно, доставка их из Петербурга потребует много времени, и может быть еще доставятся они не совершенно в исправном виде; притом, соображая, что в настоящее время мы должны, так сказать, ежеминутно ожидать неприятельские флоты, так что минная оборона к должному времени поспеть не может, сверх же этого всего, имея в виду значительность сопряженных с сим издержек - с лишком 27 тысяч рублей серебром, между тем как из письма г. Якоби узнаю, что успех разрушительного действия сих мин на суда большого размера еще фактически не доказан, ибо количество 8-и и 9-и пуд. пороха, принятое для мины, определено, как выражается сам г. Якоби, весьма поверхностно и что только один действительный опыт над неприятельскими судами может ясно показать точную потребность этого количества, я думаю уже, по всем сим соображениям, принятие подводных мин, в теперешних наших обстоятельствах, отложить»{8}.


Бороться и искать, найти и не сдаваться

#89 17.08.2010 00:39:00

Warman
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: Россия, Крым, Керчь
ПКР "Москва"
Сообщений: 2462




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #278394
Дата уж больно символическая...

Совершенно верно! Установкой этого и других памятников в Севастополе к 50 летию Обороны (включая Панораму) правительство стремилось поднять волну народного патриотизма. А на сомнительных темах такую народную искреннюю волну не подымишь. Памятник действительно отражал понимание флотом и простым народом РИ героизма и спасения. Символ и тема провереные временем.

Отредактированно Warman (17.08.2010 00:39:35)


"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя." (с) С.О. Макаров

#90 17.08.2010 08:58:00

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Chief написал:

Оригинальное сообщение #278406
Конечно нет. Внешние рейдовые батареи Севастополя прекрасно отразили бомбардировку 5 ноября и на протяжении всей войны обеспечивали приморские фланги крепости, в том числе не допуская обстрела города с моря.

Я имею  ввиду не внешние, а именно внутренние рейдовые батареи, о которых Вы писали выше, что они строились в большом количестве,  даже несмотря на протесты инженеров, указывающих на недостаток орудий на сухопутном фронте.
Выглядит ли этот шаг оправданным с учётом того, что в конечном итоге преградить неприятелю путь на внутренний рейд было решено совершенно иначе - путём затопления кораблей , а не обстрела внутреннего рейда с батарей?

#91 17.08.2010 08:59:13

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Chief написал:

Оригинальное сообщение #278406
Думаю нет, пассивность ЧФ в период осады удивляет, опираясь на мощные береговые батареи корабли флота, по-моему, мнению могли бы сильно вредить неприятелю.

Спасибо за ответ; он подтверждает мои предположения.

#92 17.08.2010 09:03:28

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #278409
однако из-за малой массы пороховых зарядов в минах ни один из них не получил сколько-нибудь существенных повреждений"

Наверное, наряду с реальными поверждениями, которые мины наносили кораблям, не менее важно и то - насколько важный психологический эффект они наносили, препятствуя свободе передвижения вражеского флота.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #278409
На Балтике основной упор делался все-таки не на мины, а на ряжевые заграждения, которые было достаточно не сложно возвести на глубинах порядка 4-7 метров. А вот на глубинах "Черноморских" фарватеров это становидось более проблематичным.

Понятно.

#93 17.08.2010 09:05:41

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

charlie написал:

Оригинальное сообщение #278415
Но из этой попытки снабдить севастопольскую оборону подводными минами, к сожалению, ничего не вышло даже и в тех размерах, в которых это удалось сделать для Кронштадта. Слишком много времени было упущено и для должных опытов и для установочных работ.

Спасибо, интересное свидетельство.

#94 17.08.2010 09:48:40

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4342




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278458
Выглядит ли этот шаг оправданным с учётом того, что в конечном итоге преградить неприятелю путь на внутренний рейд было решено совершенно иначе - путём затопления кораблей , а не обстрела внутреннего рейда с батарей?

вы всё время допускаете одну серьезную ошибку. Вы пытаетесь найти некое "абсолютное" решение вопроса. В военном деле так не быват. Нет "абсолютных" средств и "абсолютных" решений. У каждого средства есть свои недостатки и у каждого "абсолютного" решения есть свои слабые места. Поэтому в условиях многовариантности сценариев необходимую эффективность обеспечивают только системные решения.
Что же касается затопления кораблей, то даже этот шаг не обеспечивал 100% гарантию защиты бухты. А значит в случае прорыва возникала задача её обороны. Игнорировать такую возможность и не принять необходимые меры защиты было бы преступным.

#95 17.08.2010 09:51:56

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4342




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278460
Спасибо за ответ; он подтверждает мои предположения.

Вопрос, правда, в большей степени к ув. Chief - а чем они, на Ваш взгляд, могли бы "вредить неприятелю". При том, что п/х весьма интенсивно использовались для поддержки сухопутного фронта с позиций внутри севастопольской бухты.

#96 17.08.2010 09:53:31

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Warman написал:

Оригинальное сообщение #278405
Но основывается полностью на экономике и развитии промышленности на Юге РИ.

Вообще то нужны бочки, порох, и шелковый шнур - как в опытах Шилдера. Мало того, в Севастополе вполне делали мины - для сухопутного фронта и подрывали их с помощью гальванических батарей. Вопрос - почему их не использовали на рейде?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#97 17.08.2010 10:01:58

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #278497
вы всё время допускаете одну серьезную ошибку

Вы также допускаете серьёзную ошибку, постоянно занимаясь поиском ошибок в моих сообщениях и потому не желая просто увидеть в них то, что написано.
Давайте посмотрим - что мы имеем.
1. Руководство обороны Севастополя озабочено опасностью прорыва союзной эскадры на внутренний рейд. Поэтому оно занимается строительством внутренних береговых батарей, не считаясь с протестами инженеров крепости, указывающих на недостаток орудий на сухопутном фронте.
2. Затем производится затопление крупных кораблей у входа в бухту, объясняемое также стремлением во что бы то ни стало восприпятствовать прорыву неприятельского флота.
3. Попыток такого прорыва со стороны противника так и не наблюдается.
4. Крепость в конечном итоге захватывается со стороны суши.
Итак, возвращаемся к вопросу: насколько оправданным с учётом того - как реально складывалась ситуация, видится стротельство внутренних батарей?
Да, и ещё вопрос - уточнение: после затопления кораблей орудия внутренних береговых батарей были перемещены на сухопутный фронт или же остались на месте?
Из других вопросв, которые здесь ставились, хотелось бы понять: почему в действительности корабли ушли на дно Севастопольской бухты с неснятыми орудиями и беприпасами (если это правда, конечно)?

#98 17.08.2010 10:13:47

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4342




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278502
1. Руководство обороны Севастополя озабочено опасностью прорыва союзной эскадры на внутренний рейд. Поэтому оно занимается строительством внутренних береговых батарей, не считаясь с протестами инженеров крепости, указывающих на недостаток орудий на сухопутном фронте.

Потому что прорыв флота противника на внутренний рейд и взятие его под контроль приводит к паденю крепости со всем её сухопутным фронтом.

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278502
2. Затем производится затопление крупных кораблей у входа в бухту, объясняемое также стремлением во что бы то ни стало восприпятствовать прорыву неприятельского флота.

Оценка состояния морской обороны крепости показывает, что возможность прорыва флота противника вполне возможна, поэтому ищутся дополнительные средства и способы противодействия ей. В условиях дифицита времени и средств избирается затопление кораблей на фарватере.

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278502
3. Попыток такого прорыва со стороны противника так и не наблюдается.

Значит меры по защите внутреннего рейда оказались достаточными.

#99 17.08.2010 10:15:20

Exval
Гость




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

Мамай написал:

Оригинальное сообщение #278507
Значит меры по защите внутреннего рейда оказались достаточными.

Или чрезмерными.

#100 17.08.2010 10:18:00

Мамай
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
ЭМ "Казанец"
Сообщений: 4342




Re: Дело о затоплении кораблей Черноморского флота в 1854 году. Как это было?

1

Exval написал:

Оригинальное сообщение #278502
Итак, возвращаемся к вопросу: насколько оправданным с учётом того - как реально складывалась ситуация, видится стротельство внутренних батарей?

С учетом нашего послезнания - может быть и не вполне оправданно. С позиций того времени - более чем.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 … 31


Board footer