Сейчас на борту: 
Exarch,
Ilves,
Max
   [Подробнее...]

#1 23.08.2010 14:19:09

Россiя
Гость




Гибель миноносцев "Летучий" и "Исполнительный".

Возможно, кому-нибудь пригодиться эта статья С.Лукашевича.

С.ЛУКАШЕВИЧ



ГИБЕЛЬ МИНОНОСЦЕВ «ЛЕТУЧИЙ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ».

(из воспоминаний о мировой войне на Балтморе)


Рано утром 29 ноября 1914 года (ст. стиля) я перешел в Гельсингфорсе с М Всадник на М Ловкий для усиления радиотелеграфной вахты. Вместе со мной перешел на Летучий и мой сослуживец по кораблю С.Дорошенко *).
На корме и по шкафуту на рельсовых дорожках 8 миноносцев IV дивизиона стояли погруженными и принайтовленными шаровые мины заграждения, предназначенные к постановке на подступах к Либаве. Погрузка мин была произведена дня четыре тому назад, у минных портовых складов, и даже неопытному морскому глазу невольно бросался странный груз на этих маленьких кораблях, не прикрытый даже брезентом или парусиной.
Дивизион шел шхерами через Сомарэнский фарватер и, выйдя из него, перестроился отдельными группами по два миноносца, взяв курс к южному берегу Финского залива.
Начальник дивизиона держал свой флаг на Ловком. Пока шли шхерами нас покачивало сравнительно мало, но стоило только перегруженным и потерявшим остойчивость миноносцам выйти от маяка Юссара, как стало сильно раскачивать и заливать леденеющими брызгами рассвирипевшего, штормующего моря. Крен достигал свыше 30 град., и вода от бушприта форштевня попадала в первую и вторую трубы, залива кочегарки.
День был ясный и видимость хорошая. Ветер пронзительно стонал в рангоуте миноносца, и в обширных водных ухабах временами скрывались верхушки мачт миноносцев, следовавших в кильватер друг другу. Многие из команды страдали от качки, но все были на своих местах по боевому расписанию. Район Финского залива, который мы переходили, весьма часто посещался германскими подлодками, а потому ход мы имели около 17 узлов, держа дистанцию порядка 40-50 кабельтовых.
Я находился в жилой носовой палубе, когда, примерно, около часа в люк послышалось несколько голосов:
- Исполнительный взорвался!
Вбежав стремительно по трапу на верхнюю палубу, я увидел следующую картину.
Исполнительный держался еще на воде вверх килем; вокруг гибнущего корабля плавали различные деревянные предметы и на них искал спасения утопающий и замерзающий в ледяной воде экипаж. На киле маячила фигура матроса, лавирующего по красному днищу и хлопающего рукавицами. Это был кочегар Бесенков, которого вскоре смыло набежавшей волной.

http://s004.radikal.ru/i207/1008/b3/96a9f1bba9aft.jpg


Миноносец Исполнительный.


В 12.56 Летучий по радио открыто передал:
«Миноносец Ловкий. Исполнительный погиб. Спасено семь человек.»
И через четыре минуты:
«Причина неизвестна. Взрыва не было».
Предполагая, что миноносцы атакованы неприятельскими лодками, так как некоторые из команды, поддавшись панике, принимали плававшие предметы за перископ, комендоры по приказанию командира бросились к 75 мм пушкам.
Но стрелять пушки уже не могли. Они вмерзли своими телами от дула до казенной части вместе с цапфами, вертлюгой и тумбой в сплошной лед, образовавшийся на орудийных мостиках, имевших чрезмерно приподнятые комингсы.
Когда мы подошли ближе к месту гибели Исполнительного на кабельтовых 20, то описывавший на этом месте циркуляцию Летучий вдруг как-то неестественно нырнул носом в воду, при чем корма по самую трубу обвалилась, точно обрубленная могучим взмахом гигантского топора. Все заволокло черным дымом и угольной пылью. Взрыва при этом никто из нас не слышал.
Начальник дивизиона передал по радио: «отойти миноносцам от места гибели Летучего и не приближаться к нему». Жутко было смотреть на погибающих и на их отчаянную борьбу с рассвирипевшей стихией. Все они надеялись, что мы будем их спасать, но забурлили винты, рассекая свинцовые воды, и наш флагман первым стал отдаляться от места драмы. Летучий погиб, продержавшись на воде не более 3 минут. Сигнальщик с него продолжал еще что-то семафорить, когда уже командирский мостик, на котором он находился, стал погружаться в воду.
Нам еще долго были видны на гребнях волн одиночки-матросы, державшиеся на обломках рангоута, досок и деревянных решеток и боровшиеся за свою жизнь. Они все погибли, за исключением рулевого боцманата Карпова с Исполнительного, подплывшего к Легкому, который и спас его. Он продержался в воде при адском холоде около 20 минут.
На горизонте по носу открылся маяк Оденсхольм и верхушка мачты сидевшего на камнях германского крейсера Магдебург. Дивизион пошел поодиночно зигзагами. Вскоре уцелевшие 6 миноносцев, в том числе и Ловкий, на котором находился пишущий эти строки, вошли в Моонзунд. 7.12 я возвратился на М Всадник, но уже без своего товарища, радиста Дорошенко.
Командующий Балтийским флотом адмирал Эссен в своем донесении от 5.12.14 за  № 37/К.О. на имя главнокомандующего VI армией и Балтфлотом писал:
«29.11 было отправлено 8 миноносцев 4-го дивизиона с минами заграждения из Гельсингфорса в Моонзунд, где они должны были ожидать приказания идти ставить мины на подходах к Либаве. Дивизион вышел из шхер через Сомарэнский фарватер и пошел поперек Финского залива к южному берегу отдельными группами по 2 миноносца. Приблизительно в районе между маяком Юссарэ и п-овом Оденсхольм в 12 ч. 45 мин. взорвался миноносец Исполнительный. Взрыв его, сопровождавшийся массой пламени и дыма, был отлично виден с других миноносцев, из которых ближайшие Легкий и Летучий немедленно подошли к месту гибели Исполнительного и подняли с воды: Легкий – 1 человека, рулевого боцманата Карпова, а Летучий 7 чел. Через час, в 1 ч. 45 мин. Летучий, шедший впереди Легкого в 2 ½ - 3 каб., внезапно накренился и затонул. Крайне странным является обстоятельство, что взрыва на нем не было видно, а только около внезапно затонувшего миноносца показались на несколько секунд рубка подлодки».
В действительности же Исполнительный и Летучий, будучи перегружены минами заграждения и получив добавочную нагрузку верхней палубы при обледенении, потеряли остойчивость при сильной качке и штормовой погоде и перевернулись. Никаких неприятельских подлодок в это время не было и никто атаковывать нас не собирался.
--
*) М Ловкий – постройки 1904-05 гг., имел водоизмещение 335 т., осадку 2.1 м, скорость хода 26 узлов, запас угля 80-85 т, вооружение – 2 торпедных аппарата, 2 – 75 мм пушки и 6 пулеметов, команды 60 чел.

 

#2 23.08.2010 15:43:40

Россiя
Гость




Re: Гибель миноносцев "Летучий" и "Исполнительный".

Спасибо участникам Cyr и kochevnik за исправление опечаток в тексте.

 

#3 23.08.2010 21:36:31

s.reily
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Тюмень
Крейсер 2 ранга Бродяга
Сообщений: 1160




Re: Гибель миноносцев "Летучий" и "Исполнительный".

Россiя написал:

Оригинальное сообщение #281846
В действительности же Исполнительный и Летучий, будучи перегружены минами заграждения и получив добавочную нагрузку верхней палубы при обледенении, потеряли остойчивость при сильной качке и штормовой погоде и перевернулись.

Что-то обобщает свидетель. Насчёт Летучего - да. Исполнительный же погиб вроде по-иному, после взрыва.


Mundo Nulla Fides

 

#4 23.08.2010 23:02:31

Россiя
Гость




Re: Гибель миноносцев "Летучий" и "Исполнительный".

s.reily написал:

Оригинальное сообщение #282184
Что-то обобщает свидетель. Насчёт Летучего - да. Исполнительный же погиб вроде по-иному, после взрыва.

Так свидетель лично гибели не видел, но упоминает о взрыве :)

 

Board footer