Вы не зашли.
Достали языка. 1945. Брянский художественный музей.. Холст, масло. 74х91,5
Жанровая картина Достали "языка" открыла детский цикл работ Решетникова. Полотно было написано в год окончания войны. Художник с присущим ему добрым юмором и наблюдательностью показывает отражение происходящих событий на сознании детей.
Прибыл на каникулы. Прибыл на каникулы. Фрагмент. 1948
Картина Прибыл на каникулы Решетникова Федора Павловича вместе с другим известным полотном Опять двойка являются самыми популярными жанровыми произведениями, принадлежащими его кисти.
В картине явно просматривается сюжетная линия - связь поколений советских людей: с одной стороны, убеленный сединами дедушка, с другой - юные брат и сестра. Чтобы подчеркнуть выбранную линию художник тщательно выписывает говорящие детали. На стене за спиной юного суворовца, срезанный краем картины портрет военного. Зритель не видит лица на портрете. Тем самым Решетников показывает, что это не какой-то конкретный человек, а собирательный образ отцов, не вернувшихся с фронта. Этот своеобразный прием символизирует память о своих родных и близких подчеркивает неразрывную связь поколений. Чуть ниже портрета строго взирают с репродукции картины Виктора Васнецова "Три богатыря" былинные защитники Русской земли. Они могут быть спокойны: их дело - Родину защищать - в надежных руках.
Картина Прибыл на каникулы относится к образцам соцреалистического жанра. Вместе с полотном Генералиссимус в 1949 году она была отмечена Сталинской премией.
Опять двойка.1952 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло 101 х 93.
В конце 1940-х - начале 1950-х годов Решетников Федор Павлович написал ряд работ, посвященных детской тематике. Картина Опять двойка, входившая в этот цикл, стала хрестоматийной.
По словам художника, первоначальный замысел произведения был совершенно иным - "Опять пятерка". Разрабатывая содержание будущей картины, Федор Павлович посещал школьные уроки, наблюдал реакции учеников. Однажды отличник не справился с ответом и получил неуд. Этот эпизод подтолкнул его к мысли изменения направления творческого поиска.
Композиция персонажей картины представляет собой некий треугольник. Его вершиной является, расположенная в интерьере на стене под календарем репродукция более раннего произведения художника Прибыл на каникулы. Прибегая к помощи этой говорящей детали, Решетников показывает положительный типаж, к которому должен стремиться главный герой картины Опять двойка. Через окно на дальнем плане льется мягкий дневной свет. Это окно символизирует, согласно доктрине социалистического реализма, надежду на светлое будущее.
За мир!1950 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло. 100 х 85
В первые послевоенные годы наметилось противостояние Советского Союза со своими союзниками во второй мировой войне. Возникшие противоречия вылились в так называемую "холодную войну". Советское государство вело активную работу по формированию мировой системы социализма под лозунгами борьбы всего "прогрессивного человечества" против оков империализма и угрозы новой мировой войны.
Деятели искусства должны были освещать различные национально-освободительные движения, выступления трудящихся в "идейно выдержанных" произведениях социалистического реализма.
В области живописи стали появляться жанровые картины, сюжеты которых отражали сообщения средств массовой информации о забастовках и демонстрациях за рубежом.
Картина Решетникова За мир! оказалась в авангарде живописных поисков. Ее идеологическая ценность была отмечена в 1951 году Сталинской премией третьей степени.
Использованы материалы сайта Детские образы в русской живописи.
Отредактированно Strannik4465 (22.07.2012 19:58:03)
Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин.1948 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло. 250х200
Картина Федора Павловича Решетникова "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" стала заметным произведением в рамках основных художественных направлений доктрины социалистического реализма.
Сквозь окно кабинета товарища Сталина пробивается сереющий рассвет. Повисшие в воздухе аэростаты навивают тревогу: враг, где-то рядом. Но бодрствующий вождь не обращает внимания на скрытую угрозу. Он продолжает разрабатывать план военной операции. Красный карандаш в руке "великого полководца" безошибочно определяет направление дальнейших ударов Красной армии.
Очевидно, сюжет полотна определялся конъюнктурными соображениями. В картине Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин явно прослеживается линия системы соцреализма, направленная на прославление лидеров партии и советского государства.
В фигуре бодрствующего Сталина воплощается образ "отца народов", который в тяжелую годину несет на своих плечах тяжелую ношу ответственности за судьбы каждого гражданина страны советов.
Политическая дальновидность художника не могла оказаться незамеченной: "Генералиссимус" вместе с другой картиной Решетникова Прибыл на каникулы была удостоена в 1949 году Сталинской премии второй степени.
Юра..за все..!!
Творчество художника Василия Семеновича Сварога.
Портрет художника выполненный И.Репиным в 1915 году.
Автопортрет. 1926. ГТГ
Василий Семёнович Сварог советский художник,1-I 1883 - 31-XII 1946
Имя при рождении:
Василий Семёнович Корочкин
Дата рождения:
5 (18) марта 1883(18830318)
Место рождения:
Старая Русса ныне Новгородская область
Дата смерти:
31 декабря 1946(1946-12-31)
Место смерти:
Москва
Жанр:
портрет, пейзаж
Стиль:
реализм
Влияние:
Н. А. Кошелев
Награды:
Василий Семёнович Сварог (5(18) марта 1883, Старая Русса, ныне Новгородская область — 31 декабря 1946, Москва) — советский художник.
Василий Семёнович Корочкин родился в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее — сельская учительница) и Надежда (в будущем — швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.
Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.
В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника — «Сварог».
На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали:"Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож". С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу.
С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина. Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, М. С. Урицкого, В. В. Володарского.
С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, художественную студию. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям — «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:
«Герои-летчицы в Кремле перед полётом»(1934)
«Встреча челюскинцев на Красной площади»(1934)
«Портрет В. В. Куйбышева на трибуне» (1935)
«Первое мая — пионеры» (1937)
«Седовцы на Красной площади» (1940)
«Портрет Чайковского» (1940)
«Портрет Маяковского» (1940)
«Товарищи К.Е Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА»
«Волховстрой»
«Кузнецкстрой»
«Днепрострой» и другие
Увлекаясь музыкой, В.Сварог создал ряд работ, объединённых этой темой:
«Натюрморт с гитарой» (1934)
«Торбан» (1939)
портрет гитариста Шаумяна(1928)
акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии (1927)
Писал Сварог и портреты руководителей партии и правительства — В. И. Ленина, И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, В. В. Куйбышева.
В 1940 году Политуправление МВО объединило профессиональных военных художников в Cтудию военных художников имени М. Б. Грекова на базе Изомастерских самодеятельного красноармейского искусства. Перед студией поставили задачи культурного и политического воспитания воинов, отображения героического боевого пути армии. Руководителем был назначен В. Сварог, который создал ряд картин на военную тематику:
«Совет командиров»
«Смольный в Октябре»
«Взятие Зимнего»
«Шлюпочный поход жён командиров»
С 1941 года — в эвакуации. Сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. 25 мая 1942 года в Тбилиси состоялась выставка картин. Газета «Заря Востока» писала:
Творческие рапорты художников. В понедельник, 25 мая, в 12 час. дня в Картинной галерее художников Грузии выступят с творческими рапортами лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств И.Э Грабарь и художник В. С. Сварог. В помещении галереи в этот день откроется выставка их картин, выполненных в Тбилиси и Нальчике в 1941 и 1942 годах.
В 1942 году Сварог закончил свою последнюю картину — многофигурную композицию «Степан Разин».
В октябре 1942 года, возвращяясь из эвакуации в Москву, на Самаркандском вокзале, переходя пути с чемоданами, В. Сварог споткнулся и ударился левым виском об рельс. 10 октября в тяжёлом состоянии он был доставлен в Москву. В. Сварог поправился, но вернуться к живописи уже не смог.
31 декабря 1946 года Василий Семёнович Сварог скончался. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Надгробие на могиле В. С. Сварога выполнил его ученик — народный художник СССР Н.В Томский.
В 1948 году усилиями друзей художника и его жены Ларисы Семёновны Сварог была проведена посмертная выставка его произведений. На ней были представлены картины, портреты, этюды из экспозиций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Центрального Дома Советской Армии, музеев А. С. Пушкина, М.Горького, Академии художеств СССР и областных музеев.
Имя Василия Сварога связано с именем Сергея Есенина. 25 декабря 1925 года художник также находился в гостинице «Англетер». Сварог попал в номер Есенина в тот момент, когда того извлекли из петли. В. Сварог в этот момент создал посмертные портреты С. Есенина.
Борисыч написал:
Оригинальное сообщение #565670
Джек.....
А кто художник?
Увы мне... Не знаю...