Вы не зашли.
Творчество художника Александра Алексеевича Борисова.
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) известен как первый живописец Арктики, исследователь полярных земель и общественный деятель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Его разносторонняя и плодотворная деятельность была одухотворена любовью к земле отцов, к Русскому Северу.
Родился А. А. Борисов 2 (14) ноября 1866 года в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Красноборский район Архангельской области) в семье крестьянина.
Родители А. А. Борисова: Алексей Егорович Борисов, Матрёна Назаровна Борисова,
сёстры Анна, Полина, брат Пётр. 1893-1894(?) г.
Мальчиком он был отправлен "по обету" в Соловецкий монастырь, где его художественные способности были замечены и он был определен учеником в иконописную мастерскую. Благодаря поддержке меценатов Борисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, а затем и в Академию художеств. Здесь, занимаясь под руководством таких мастеров, как И. И. Шишкин и А. И. Куинджи. Александр Борисов формируется как самобытный и оригинальный художник.
Полярные земли и моря, арктические пейзажи захватили воображение художника еще в юности. "Крайний Север с его мрачной и таинственной природой, с его вечными льдами и почти бессменной ночью всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх за пределы Архангельской губернии", - писал позднее А. А. Борисов. Первое путешествие по Северу России и Кольскому полуострову юный художник совершил еще будучи студентом, сопровождая в качестве рисовальщика и фотографа министра финансов С. Ю. Витте в 1894 году. Весну и лето 1896 года Борисов, уже по собственной инициативе, проводит на побережье Белого и Баренцева морей, а затем, в составе экспедиции Казанского университета, посещает Новую Землю. Из этой поездки он привёз около 150 этюдов, часть которых экспонировалась в 1897 году на академической выставке в Петербурге. Эти работы вызвали восхищение В. М. Васнецова, одобрительные отзывы В. В. Стасова. А И. Е. Репин так отозвался о работах молодого художника: "Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные. В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца. Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах... - всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды".
Владелец знаменитой картинной галереи П. М Третьяков приобретает для своей коллекции работы А. Борисова на крупную по тем временам сумму - 8 тыс. рублей.
Получив 11 ноября 1898 года академический диплом, художник тотчас же начинает подготовку к новой продолжительной экспедиции на Крайний Север. По заказу Борисова было построено одномачтовое деревянное судно "Мечта" водоизмещением 40 тонн, а на Новую Землю был перевезён просторный жилой дом. Дом бил собран и установлен на берегу Поморской губы - там, где экспедиция предполагала провести зимовку. В 1900 году А. А. Борисов и восемь его спутников отправились на Новую Землю. Экспедиция длилась четырнадцать месяцев, и за это время Борисову и его товарищам пришлось перенести немало лишений; лишь благодаря счастливой случайности они избежали грозившей им гибели.
Организуя экспедиции на Север, Борисов ставил перед собой не только художественные, но и научно-практические цели. В 1897 году он писал П. П. Семёнову, возглавлявшему Русское Географическое общество: "Я предполагаю исследовать восточное побережье Новой Земли к северу от Маточкина Шара и составить подробную карту этих мест, ныне обозначенных на карте лишь пунктиром. Я хочу послужить науке, насколько позволяют умение и силы". В апреле 1901 года, успешно завершив зимовку, Борисов с двумя помощниками на собачьих упряжках отправились из губы Поморской на карскую сторону Новой Земли. В течение ста шести дней они обследовали и наносили на карту берега заливов Чекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имени художников, ученых, людей, способствовавших освоению Севера. Кроме того, путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции. Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов, послуживших темой монументальных полотен, созданных Борисовым по возвращении с Новой Земли.
Работы художника, экспонировавшиеся на весенних Петербургских выставках 1900 - 1905 гг. привлекли внимание ценителей искусства не только в России, но и за рубежом. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А. А. Борисов устраивает выстилку в столице Австрии. Шумный успех работ Борисова, названных венским профессором Ланглем "гениально правдивыми", открыл перед ними двери выставочных залов Праги и Берлина, Гамбурга, Кельна, Дюссельдорфа и Парижа. Французское правительство наградило художника орденом Почётного легиона. Однако прием, оказанный Борисову в 1907 году в Лондоне, превзошёл ожидания даже самых больших доброжелателей художника. Выставку в Лондоне посетил знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, вручивший Борисову от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. А Британское правительство наградило художника орденом Бани.
В начале 1908 года Борисов приехал в Соединенные Штаты Америки. Выставка его картин в Вашингтоне была развернута в резиденции Президента - Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятым Президентом США.
В Европе и Америке о Борисове много писали и говорили, высоко оценивая мастерство художника, новаторство его тематики.
Вернувшись в Россию, Александр Алексеевич в течение пяти лет не участвует в выставках. Он поселился на родине, близ Красноборска и в мастерской, устроенной здесь, продолжал работать. В эти годы Борисов создает произведения, посвященные не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В феврале 1914 года художник устраивает в Петербурге выставку, на которой вместе с уже известными работами, такими, как "Страна смерти", экспонировались и новые картины, среди которых особое внимание привлекли северодвинские пейзажи цикла "Зимняя сказка". Художник Н. И. Кравченко, высоко оценивая новые работы Борисова, писал: "Этот художник также силен, как и те могучие, вековые ели, что вновь заставили его взяться за кисть".
Но деятельность А. А. Борисова, его интересы не ограничивались живописью. В 1907 году были опубликованы его путевые очерки "У самоедов. От Пинеги до Карского моря", в 1909 году - " В стране холода и смерти". В этих работах он пишет о несметных природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения, высказывает предложения по разумной организации промыслов, строительству консервных заводов, научному ведению оленеводства. В сочинениях "Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири о Европу" (1910 г.), "Обь-Мурманская железная дорога" (1915 г), в научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, обосновывает мнение о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами. В 1915 - 1916 годах А. А. Борисов на свои средства производил изыскательские работы на трассе проектируемой им Обь-Мурманской железной дороги, призванной соединить Сибирь через Котлас с Мурманской незамерзающей гаванью, с Петроградом и Москвой и дать выход огромным сибирским богатствам на мировой и внутренний рынки.
Строительство этой дороги, признанное царским правительством первоочередной задачей, было поддержано и сменившим его после революции Совнаркомом. Однако гражданская война и разруха отодвинули реализацию этого проекта на десятки лет.
В 20 - 30-е годы Борисов принимает самое активное участие в разработке проекта железной дороги Обь - Котлас - Сорока, совершенствует свои предложения по комплексному освоению Европейского Севера и Сибири. Много сил и энергии вложил он и в решение местных проблем. По инициативе Александра Алексеевича и при его активном участии в 1922 году на базе соляного источника в восьми километрах от Красноборска был открыт курорт "Солониха", первым управляющим которого стал сам художник.
Последняя персональная выставка при жизни А. А. Борисова состоялась в 1929 году в Москве.
17 августа 1934 года художник скоропостижно скончался в своём доме близ Красноборска.
Дом А. А. Борисова на Евде
Трудно составить точное представление о всём объёме художественного и графического наследия А. А. Борисова. Оно огромно. Часть его находится в Государственной Третьяковской галерее, часть - в Русском музее, есть работы Борисова и в других центральных и многих областных музеях страны. Картины и этюды художника-северянина хранятся и в музеях и частных собраниях Западной Европы и Америки. После смерти художника более четырёхсот полотен было передано Архангельскому краеведческому музею; имеются его работы и в музеях Вологды, Великого Устюга, Красноборска.
Высокой оценкой вклада, который внёс Борисов в освоение и изучение Арктики, стало принятое в 1973 году постановление Совета Министров "О наименовании в честь полярного исследователя-художника А. А. Борисова безымянного полуострова, расположенного в восточной части Северного острова Новая Земля между заливами Чекина и Незнаемый, полуостровом Борисова",
В наше время осуществлены многие инженерно-экономические идеи художника. Построена железная дорога, связывающая Котлас с Мурманским портом, с Москвой и Петербургом через Вельск - Вологду, а также Котлас с Сибирью через Воркуту - Салехард.
Имя Александра Алексеевича Борисова чтут на родине. В 1974 году в Красноборске был установлен бюст художника. Его именем названы улицы в Архангельске, Красноборске и Великом Устюге. Картины А. А. Борисова занимают почётное место в постоянных экспозициях музеев Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Красноборска и Нарьян-Мара.
Арт Либ
Отредактированно Strannik4465 (23.09.2012 21:42:09)
В области вечного льда. Лето. Холст, масло. 201x356 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 1897 год.
Страна смерти. Августовская ночь в Ледовитом океане [1903] Холст, масло. 240x351 см Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург
Отредактированно Strannik4465 (23.09.2012 20:45:50)
Карское море. Айсберг в Карском море.. Карское море. Вид Новой Земли.
Отредактированно Strannik4465 (24.09.2012 23:37:30)
Мурман. В Мурманской гавани в марте. Мурман. Весенняя ночь на Мурмане.
Отредактированно Strannik4465 (24.09.2012 22:01:38)
Лопарская деревня "Москва" близ Печенгского монастыря на Мурмане [1896]
Холст на картоне, масло. 25,5x47,6 см
Государственная Третьяковская галерея,
В ожидании морского зверя. Из жизни новоземельских ненцев [1896]
Холст на картоне, масло. 33x50,6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мальчик-ненец. Маточкин Шар. Новая Земля [1896]
Холст на картоне, масло. 24x41 см
Государственная Третьяковская галерея
Долина реки Маточки на Новой Земле [1896]
Из серии "Новая Земля"
Холст, масло. 31,8x49 см
Томский областной художественный музей, Томск
Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар [1896]
Холст, масло. 39x49,5 см
Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск
У берегов Новой Земли [1896]
Холст на картоне, масло. 31,7x46,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Чум ненцев в Малых Кармакулах. Новая Земля [1896]
Холст на картоне, масло. 33x50 см
Государственная Третьяковская галерея,
Лес. Этюд. Одна из работ художника под влиянием творчества И.Шишкина, когда Борисов брал у последнего мастер-классы. Но все равно Борисов остался Бориссовым, как выписан мох!.
Отредактированно Strannik4465 (24.09.2012 22:22:05)
Творчество художника Феллера Романа Наумовича
Роман Наумович Феллер Живописец. Член Союза художников СССР.
год рождения 1926
Мечтатели. 1956 год.
Отредактированно Strannik4465 (28.09.2012 18:07:47)