Вы не зашли.
=Повреждения корабля =Азов= полученные в ходе Наваринского сражения=
Тема Наваринского сражения закончена.
Отредактированно Strannik4465 (27.10.2010 21:08:59)
Творчество художника Марата Ивановича Самсонова
Самсонов Марат Иванович
живописец
Действительный член Российской
Академии художеств.
Народный художник Российской федерации.
Родился 22 марта 1925 года в Иркутске.
В 1946 году окончил Калининское военное училище технических войск.
В 1946 году принят в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.
С 1960 года член Союза художников СССР.
В 1968 году удостоен Золотой медали имени М.Б. Грекова за участие в восстановлении панорамы ф. Рубо "Бородинская битва".
В 1975 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
В 1978 году удостоен Серебряной медали Академии художеств СССР за ряд сюжетно-тематических картин ("Утро БАМа", "Форсирование Днепра").
С 1974 по 1989 год - художественный руководитель Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
В 1994-1995 годах создание диорамы "Соединение фронтов под Сталинградом" (совместно с художником А. Самсоновым).
В 1997 году избран действительным членом Российской Академии художеств.
Участник Великой Отечественной войны.
Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Выставки:
С 1950 года участник всесоюзных и всероссийских, московских и других художественных выставок.
1997 год - персональная выставка в Российской Академии художеств (совместно с А. Самсоновым и А. Грековым).
Международные выставки:
1993 год - персональная выставка, посвящённая 50-летию Сталинградской битвы. Штутгарт, Кёльн (Германия).
1993, 1995, 1996 годы - персональные выставки в муниципальной галерее г. Мирафлорес делла Сьерра (Испания).
1997 год - персональная выставка в галерее Такси-Палас в г. Инсбрук (Австрия).
Первым учителем способного к творчеству Марата Самсонова был художник Николай Уткин, который познакомил его с основами изобразительной грамоты. И Марат с еще большим увлечением стал рисовать. В 1946 году он показывает свои рисунки в Студии имени М.Б. Грекова. И с этого времени он - член коллектива студии, которая стала для него лабораторией познания творческого мастерства, школой жизни, где в полную силу расцвел его редкий самобытный дар художника. Видя в нем большие потенциальные возможности, активно помогали ему в творческом росте старшие товарищи, особенно выдающийся художник-график Н.Н. Жуков, который в то время руководил студией. Николай Николаевич явился добрым наставником и другом Марата Самсонова.
В результате кропотливого труда появились первые картины: "Возвращение из разведки", "Подвиг Чекалина" (1953), "Сестрица", "В минуту затишья" (1958), "На краю земли Севастополя" (1960), "Дороги войны" (1973), "Год сорок первый" (1983), "В боях за Отчизну" (1986) и другие.
И молодой живописец вскоре прославился своими монументальными историческими полотнами, диорамами, панорамами. Он также мастер жанровых и лирических полотен. Создал множество гравюр, оригинальных рисунков, которые вошли в альбомы, книги, являются экспонатами музеев. Успешно проявлял свои способности и в скульпторе. Много работал в области литографии, гравюры на дереве и на линолеуме. Привлекал художника и жанр портрета.
И чувствуется, что каждый раз автор старался вжиться в мир образов, искал идейно-художественный стержень того или иного произведения, стремился подчеркнуть превосходство героев-фронтовиков, ставших в конце концов победителями, перед коварными захватчиками, сеявшими смерть и разрушения на нашей земле. Таким образом, здесь М. Самсонов выступает как художник, вышедший на качественно новый, социально-философский уровень изображения событий Великой Отечественной войны.
Среди указанных произведений особо выделяется картина, названная коротко, с любовью - "Сестрица" (1953). Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой. В ее глазах - презрение и ненависть к врагу, вера в победу. Вокруг напряженный боевой пейзаж - горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. А пейзаж для этого художника - важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего. Этот стиль Марата Самсонова прослеживается во многих его произведениях. "Сестрица" экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил.
В том же Центральном музее Вооруженных Сил выставлено его эпическое полотно "В боях за Отчизну". Оно настолько значительно и выразительно, что, пожалуй, ни один посетитель музея не может пройти мимо, не вглядевшись в лица воинов, выражающих решимость преодолеть все тяготы войны и разгромить ненавистного врага. И логическим продолжением этой темы явилась диорама "Соединение фронтов". Она достойно украшает один из залов Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Здесь уже другие мотивы - радость, ликование солдат и офицеров двух фронтов, шедших к победному маю. И логично завершает эту мысль известная картина "Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года", написанная художником в 1984 году.
Ярко раскрылся талант художника в батальных полотнах, отражающих наше военное прошлое: "Переход через Сиваш" (1959), "Штурм крепости Очаков" (1971), "Штурм Перекопа в 1920 году", "Отступление Наполеона из Москвы" (1991), "На Куликовом поле" (1993), "Великий русский князь Игорь" (1996), "Дружина Игоря в походе" (1996). Идеи картин очень ответственны, поэтому М. Самсонов глубоко изучил необходимый исторический материал, посетил места событий. Его замечательные произведения обошли многие выставки, музеи, воспроизведены в ряде книг, каталогов, альбомов, иллюстрированных журналов в нашей стране и за рубежом.
М. Самсонов всегда остается реалистом в искусстве. Однако его мышление не исключает использования символа, метафоры, что несомненно обогащает изобразительный язык мастера. В картине "Возрождение (Сеятели)", символической по своему решению, звучит пафос народной борьбы и созидания. Как былинные богатыри, но еще в запыленных гимнастерках и с оружием за спиной, они сеют, и на этом ратном поле снова заколосится пшеница.
Художник вдохновенно и увлеченно работает в области панорамно-диорамного искусства. Он один из тех, кто восстанавливал панораму "Бородинская битва", создавал первую советскую панораму "Сталинградская битва". В годы войны во Вьетнаме дважды побывал там. Под обстрелами и бомбежкой написал с натуры более двухсот эмоционально ярких работ, вошедших в графическую серию "Героический Вьетнам сражается" (1980). Это удивительный по силе воздействия художественный репортаж о мужестве и стойкости народа, борющегося за свою независимость. После поездки в Афганистан автор привез десятки натурных листов. Они послужили основой для создания живописных полотен, где художник ставит перед собой задачи нравственного характера.
В своих эпических полотнах М. Самсонов стремится наиболее полно раскрыть характеры своих героев, показать духовное богатство нашего человека-патриота, глубоко проникнуть в его психологию. Поэтому закономерно и в отдельных портретных произведениях удачно сочетаются поза, выражение лица, взгляд, одежда... После исторического полета Юрия Гагарина в космос Марат Иванович встретился с ним и создал портрет летчика-майора без пышных регалий, но придал ему такое запоминающееся выражение, что каждый зритель вправе сказать: "Это наш близкий, родной человек!" Сугубо индивидуальны портреты генерала Сабурова, художника Жукова, писателя Проханова, великого полководца Суворова, композитора Александрова, искусствоведа Татьяны Скоробогатовой, наконец, собственный автопортрет.
Итогом зарубежных поездок в Болгарию, Венгрию, Монголию, Италию, Францию, Испанию стали зарисовки, этюды, законченные полотна. Марат Иванович - давно сложившийся художник-баталист, незаурядный график, скульптор и портретист. Самсоновские произведения - значительное явление в отечественном искусстве. Восприняв богатые традиции великих русских художников, он развивает и совершенствует их, щедро передает новым поколениям живописцев.
М.И. Самсонов - академик Российской академии художеств (с 1998), Народный художник России, член Союза художников РФ (с 1975), Художественный руководитель Студии имени М.Б. Грекова. Он награжден орденом Красной Звезды, Трудового Красного знамени, двумя медалями "За боевые заслуги", множеством других наград. Его многогранное творчество отмечено Золотой медалью имени М.Б. Грекова и Серебряной медалью Российской академии художеств.
Живет и работает в Москве.
Отредактированно Strannik4465 (28.10.2010 20:56:19)