Сейчас на борту: 
H-44,
АК,
Анатолий,
Вальчук Игорь,
Кубинец,
Программист-любитель
   [Подробнее...]

#51 24.01.2011 22:05:36

ass555
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщений: 1002




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #349077
Ну это не КТВ начальника порта. Начальник порта назывался "хафен-капитаном" и их КТВ за редким исключением не сохранились. СТС это морской транспортный пункт. То есть его к-р отписывал доставку грузов и, в большинстве случаев потери и повреждения грузовых судов, напрочь игнорируя боевые, чего "хафен-капитан" делать бы не стал.
Это я не ради придиразма, а во имя взаимопонимания

Да, Вы абсолютно правы. Я именно это и имел в виду. За ошибку - приношу свои извинения.

 

#52 24.01.2011 23:51:05

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1911




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Здравствуйте, ув. А.В. Елкин.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #348929
1. Напротив погранзаставы Заветное на удаление от берега 150 метров лежит большая несамоходная баржа. Длиной около 60-70 метров. Погибла во время ВОВ. Груз цистерны (или цистерна) c керосином. Немцы запрещали местным к ней приближаться сливать керосин. Возможно она плавмастерская (вроде верстаки) и куски токарного станка.

Эта баржа скорее всего погибла осенью 1941 и весной 1942. Лучше всего подходит, кажется, №23531/56 (1200 т). Взорвана своей командой 11.11.1941 в Керченском проливе (оз. Соленое). Чаще всего в этом районе под Соленым озером понимали озеро на юге Таманского п-ова. Но там в ноябре 1941 не было причин рвать свою баржу. Вероятно, в данном случае имелось в виду как раз озерко у Яныш-Такиля. А вообще, вариантов может быть много.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #348929
2. Напротив пляжа БО "Бригантина" ближе к рыбакам. Рядом с берегом лежит останки баржи. Моя бабушка рассказывала что на ней прибыла группа солдат-кавказцев (вроде грузин) около 200 человек при оружии. Немцы на берегу (человек 7) и у них пулемет . Они пленили солдат и увели в село Заветное (Яныш-Такиль). Баржа долго болталась пока неутонула. Я не спросил 41-или 43 год. Бабушка умерла. Я в детстве находил на барже боеприпасы

Похоже на события в ночь на 1.11.43. К Яныш-Такилю сначала прибило катер с десантниками (вероятно, КМ-4503), он перед этим столкнулся с дес.ботом, который затонул. Потом прибило бочечный паром с двумя пушками и одним «Виллисом», а около полудня - поврежденный десантный катер с убитыми и ранеными (возможно, КМ-0188, который утром на отходе был поражен снарядом и числился погибшим
со всем личным составом). Всего в этом месте были взят в плен 41 человек и обнаружены 22 убитых. По показаниям одного пленного осетина, на мотоботе на буксире у катера шли штрафники (судя по названным фамилиям офицеров, это была часть 312-й штраф.роты). Штрафники (60 чел.) были в основном кавказцами. Якобы при приближении к нем.берегу они восстали, перебрались на катер-буксир, убили командира катера, подняли белый флаг, их атаковала советская авиация и кое-кого убила, а немцы прекратили огонь. Затем сторонники общеевропейского дома добрались до берега и сдались румынам.
Насчет нашей атаки с воздуха - не было такого абсолютно точно. Противник никаких белых флагов также не наблюдал. Как иногда бывало, пленный задним числом придумал свою борьбу с кровавым режимом, чтобы изобразить из себя идейного перебежчика. В общем, не 200 человек, но довольно много лиц с Кавказа там было.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #348929
3. Между мысом Малый  и погранзаставой Заветное. На грунте лежат останки торпедного катера типа Г-5. Я сам его не видел, но рапанщики описали его достаточно хорошо. Катер выгоревший и видны пусковые ресиверы.

Может быть, АКА-76 или АКА-96, посмотрю подробнее.

А Вы южнее Мысхако не ныряли? Там много катеров должно быть со спорными причинами гибели.

 

#53 25.01.2011 11:10:45

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Спасибо за комментарии.
1. А машину "Виллис" и останки парома бочечного обнаружили напротив Тобечикского озера. У меня в новом справочнике есть.   
2. Чуть севернее Тобечикского озера метров 300-400 от последней противоволновой насыпи , на расстоянии 20-30 метров от берега мы нашли пушку 76-мм , но не ЗИС -3. С коротким стволом  и останки бочек. Еще севернее метров 300-400 тоже около берега 45-мм орудие.
3. Напротив препоследней насыпи с северной стороны Тобечика лежат останки несамоходной баржи размером около 20 метров. С деревянным трюмным настилом. Сильно разбита волнами. Находок ВОВ небыло. Но баржа старая , клепанная
4. На "печке" , следующее южное озеро от Заветного. В южной оконечности озера. В море на расстоянии 15-20 метров от берега лежит полностью замытый остов плавсредства длиной около 15-20 метров. В хорошую погоду с горя его видно

 

#54 25.01.2011 12:06:07

Mohr
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #348929
видны пусковые ресиверы.

А что это? Пусковая установка РСов?

 

#55 25.01.2011 15:54:05

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Нет , это баллоны со сжатым воздухом для запуска торпед
Тут схема http://hobbyport.ru/mor_col/mc_bo/mc_bo_61.htm

 

#56 25.01.2011 18:17:27

Mohr
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

А. Кузнецов написал:

Оригинальное сообщение #349146
Может быть, АКА-76 или АКА-96, посмотрю подробнее.

ИМХО нет. Рапанщики скорее всего обнаружили бы пусковые "рельсы" РСов. Мне кажется это либо ТКА 72, либо ТКА 45. По приведенным координатам они ближе. Ведь АКА возле Эльтигена утонули?

 

#57 25.01.2011 18:23:13

Mohr
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #349334
Нет , это баллоны со сжатым воздухом для запуска торпед
Тут схема http://hobbyport.ru/mor_col/mc_bo/mc_bo_61.htm

Вопрос к "технарям" в Армаде по Г-5 сказано что "выстреливание осуществлял механизм, основанный на пороховом газогенераторе, в котором 250-граммовый заряд бездымного пороха обеспечивал, посредством поршня и телескопического толкача, вылет торпеды из аппарата." Их потом поменяли на ВВД? Или указанная в М-К схема это именно газогенератор?

 

#58 25.01.2011 21:46:50

Юг
Мичманъ
michman
Сообщений: 1136




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Mohr написал:

Оригинальное сообщение #349397
Мне кажется это либо ТКА 72, либо ТКА 45.

Эти катера уже найдены и идентифицированы. Посмотрите книгу А.Елкина.

 

#59 25.01.2011 22:06:59

Mohr
Гость




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Да, как-то не подумал.
Ну будем искать...

 

#60 25.01.2011 22:59:27

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1911




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #349230
1. А машину "Виллис" и останки парома бочечного обнаружили напротив Тобечикского озера. У меня в новом справочнике есть.

В ночь на 1.11.43 на 5 паромах из восьми были "Виллисы". По документам у меня сложилось впечатление, что все, кроме вынесенного к Яныш-Такилю, унесло в Черное море. Наши считали, что их выбросило у м.Такиль, но противник об этом не упоминает (были бы донесения о трофеях). Если один "Виллис" действительно прямо напротив оз.Тобечик, значит, минимум один паром никуда не унесло, а он затонул вскоре после того, как обрубили буксиры.
То, что на "Виллисе" были 45-мм снаряды (упомянуто на сайте), логично. Машины служили тягачами для 45-мм пушек из 490-го иптап.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #349230
2. Чуть севернее Тобечикского озера метров 300-400 от последней противоволновой насыпи , на расстоянии 20-30 метров от берега мы нашли пушку 76-мм , но не ЗИС -3. С коротким стволом  и останки бочек. Еще севернее метров 300-400 тоже около берега 45-мм орудие.

Короткая 76-мм - это полковая, скорее всего обр.1927. Их везли бочечные паромы вместе с "Виллисами" и без них. А 45-мм много кто перевозил, тут не определишь.

По п.3 и п.4 конкретики мало, чтобы что-то идентифицировать.

А далеко ли от берега лежит остов Г-5?

Mohr написал:

Оригинальное сообщение #349397
ИМХО нет. Рапанщики скорее всего обнаружили бы пусковые "рельсы" РСов. Мне кажется это либо ТКА 72, либо ТКА 45. По приведенным координатам они ближе. Ведь АКА возле Эльтигена утонули?

ТКА-72 и ТКА-45 погибли немного западнее Тузлинской промоины, а м.Малый - Заветное (м.Чонгелек - Яныш-Такиль по-старому) - это южнее Эльтигена, Крым. По "рельсам": пусковая могла быть сбита/отвалилась. Более верный признак АКА типа Г-5 - закрытые обшивкой желобные ТА. Но, насколько я понимаю, рапанщики на это не посмотрели.
Посмотрел подробно по возможным кандидатурам - что-то из погибших в войну ни один не подходит. Разве что АКА-76 с натяжкой. Он пропал без вести. Последний раз его видели в ночь на 17.11.43, в 02:15, когда он во время боя у Эльтигена отходил на восток. Скорее всего, он погиб на мине (на заграждении К-12, скорее всего). Но м.б. (хотя по обстоятельствам и маловероятно), он вернулся в район боя и по какой-то причине погиб у берега севернее Яныш-Такиля.

 

#61 26.01.2011 10:50:58

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

По поводу идентификации ТК№ 72 и ТК №45. Я на сто процентов неуверен. По 45-му еще более и менее. Были с него находки еще 70-80 х годах типа потверждающие, а 72-му чисто координаты. Мы подняли с него много вещей, но номер или фамилия нигде не указана.  Так что может произойти все.
Я в прошлом году на передней панели ТК-72 искал построечную табличку. Одну нашел, оказалось латка от попадания пули.
Прошлом году проводили экспедицию "Эльтиген-2010". Нашли несколько плавсредст вдоль береговой линии Героевского, но все они сильно замыты и неподдаются идентификации.

 

#62 26.01.2011 13:23:25

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1911




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #349598
По поводу идентификации ТК№ 72 и ТК №45. Я на сто процентов неуверен.

В любом случае, оба эти ТКА точно погибли западнее Тузлинской промоины. Свидетелей было полно - целых два десантных отряда, людей с них снимали и т.п.

А по катерам, лежащим южнее Мысхако, можно вопросы задавать?

 

#63 27.01.2011 12:15:04

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Можно, только Г-5 тых там нет. Много нашли МО и мотоботов пр 165. Не считая мобилизованых

 

#64 27.01.2011 13:24:45

vas63
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 9999




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #349954
Много нашли МО и мотоботов пр 165. Не считая мобилизованых

А катеров КМ? Правда, сейчас, наверное, определить трудно...


У России только два союзника - ее Армия и ее Флот

 

#65 27.01.2011 21:46:28

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1911




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

vas63 написал:

Оригинальное сообщение #349977
Можно, только Г-5 тых там нет.

Да мне Г-5 не обязательно :)

Минзаг "Заря". По сайту wreck.ru, найден в 4438,08/3749,03 на гл.45 м. По отчету Новоросс.ВМБ, затонул в 4438.7/3748,0 на гл. 18 м. Разница всего 1 миля, вроде бы немного, но с учетом близости берега, наличия множесктва ориентиров ... Да и глубина принципиально разная. На 18 м подорваться на донной мине легко, а на 45 - весьма сомнительно (немцы максимальную глубину, на которой можно было ставить мины LMB или BM1000, считали 35 м). Точно известно, что в той точке лежит именно "Заря"?

Тральщик Т-511 "Червоный Казак" по данным сайта лежит в 44°37'N 37°37'E. Документам времен войны не соотватствует, но это еще ладно. Чего бы ему делать в море западнее плацдарма, непонятно. Насколько точно он идентифицирован? Или м.б. ошибка в координатах?

 

#66 27.01.2011 22:44:28

younger
Участник форума
Откуда: г. Киев
Сообщений: 174




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Mohr написал:

Оригинальное сообщение #347090
21.11
Катера ПВО №12 и 20 у Эльтигена потоплены артиллерией

Доброго времени суток!
У меня вопрос по ПВО-20 существует извесная фотография, что этот катер половиной корпуса лежит на берегу. Он всеравно считается потопленым артилерией?


... а мы идем без жалобы, на кораблях без палубы,
без пушек, без киля и без брони ...
                                     из песни о десантных ботах

 

#67 27.01.2011 23:04:23

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1911




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

younger написал:

Оригинальное сообщение #350220
У меня вопрос по ПВО-20 существует извесная фотография, что этот катер половиной корпуса лежит на берегу. Он всеравно считается потопленым артилерией?

Считается уничтоженным. Потоплен - это, конечно, неточная формулировка. Хотя на фото он выглядит сравнительно неплохо, фактически он был в безнадежном состоянии, в отличие от ПВО-12, который при тех же обстоятельствах на пару с ним оказался на Эльтигенском пляже.

 

#68 27.01.2011 23:18:52

younger
Участник форума
Откуда: г. Киев
Сообщений: 174




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Както учасник форума Warman cсылочку выкладывал
http://www.wreck.ru/kerch.html
может кому по теме интересно будет.

Отредактированно younger (27.01.2011 23:19:18)


... а мы идем без жалобы, на кораблях без палубы,
без пушек, без киля и без брони ...
                                     из песни о десантных ботах

 

#69 28.01.2011 12:56:11

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Вопросы интересные.
"Зарю" идентифицировали по внешнему виду. Еще вроде (я на ней небыл) есть рельсы в корме для сброса мин. И лацпорта.
Я не уверен что зарисовка на 100 процентов точная , но достаточно реальная
http://s005.radikal.ru/i210/1101/e9/1056818bddcd.jpg

 

#70 28.01.2011 12:58:10

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

На фото штурвал с предпологаемой Зари.
Достаточно небольшой.
http://s50.radikal.ru/i127/1101/ec/a08b393e5c86.jpg

 

#71 28.01.2011 13:04:50

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Про "Червонного казака" сложнее http://www.wreck.ru/7-8/24-37-38-39-41-42-43-46-51.html  . Зарисовка как мне говорят, очень не похожа. На фото носовая часть с орудием.
Сложно сказать это "казак" или нет
В этом году буду летом отдыхать , обязательно нырну. КМ-ки лично я ненаходил
http://s57.radikal.ru/i155/1101/5c/6f6f9f5a03e4.jpg

 

#72 29.01.2011 00:01:42

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1911




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #350384
"Зарю" идентифицировали по внешнему виду. Еще вроде (я на ней небыл) есть рельсы в корме для сброса мин. И лацпорта.
Я не уверен что зарисовка на 100 процентов точная , но достаточно реальная

Судя по растиражированному по всей сети рисунку из МК (смешно ссылаться, конечно,  но фото я не видел), остов не совсем похож - надстройка не такая, труба не там. Но если там минные рельсы есть, то это на 99% "Заря". Разрушения очень похожи на результат встречи с якорной миной, а не с донной, как обычно утверждается.

http://i4.fastpic.ru/big/2011/0128/7b/a … a3177b.jpg

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #350389
Про "Червонного казака" сложнее

В Вашей книге координаты (4437,75/3747,5) гораздо правдоподобнее, чем на сайте. М.б. на сайте просто опечатка?

 

#73 31.01.2011 13:35:54

Елкин А В
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Тольятти
Сообщений: 1424




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Наверное опечатка!!
Но так как тема у нас про пролив, немного дополнительно инфо.
1) Я общался с ветераном который в 1944 году одним из первых прибыл на мыс Такиль. Там стояла брошенная немецкая батарея. Орудия были взорваны, а дальномеры целые. Когда он смотрел в сторону Тамани, то увидел на удалении около 1 км от крымского берега мачты судна.
2) Долгое время в 80-х годах на берегу лежали останки судна, говорили что это времен ВОВ. Но вроде нет, Что то вам известно?
3) Немцы и другие части (типа итальянцев и румын) которые стояли в Яныш-Такиле (Заветное) , когда русские в 1944 году были  уже в Керчи. Собрались  количестве около 300 человек пошли колонной в сторону Марфовки (татарское название незнаю). В Заветное заехали четыре Т-34 и спросили гэ противник? На что им ответили что они ранули в сторону Марфовки. Надалеко от Яковенково колонну танки нагнали , и всех гусеницами подавали. Потом мою бабку заставлили с односельчанами их хоронить. В основном там были тыловые бойцы (типа конюхи писари и т.п)

 

#74 31.01.2011 23:10:05

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 1911




Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #351462
1) Я общался с ветераном который в 1944 году одним из первых прибыл на мыс Такиль. Там стояла брошенная немецкая батарея. Орудия были взорваны, а дальномеры целые. Когда он смотрел в сторону Тамани, то увидел на удалении около 1 км от крымского берега мачты судна.

Это была батарея 1./613, очень вредная. Любопытно, что дальномеры остались целы, довольно странно. Пеленг бы, конечно, поточней. Там много чего случалось. Но обычно такие объекты упоминались как ориентиры (в проливе, например, "Чехов", "Горняк"), а я что-то упоминаний о мачтах в этом районе не встречал. Хотя это не аргумент, конечно.
Ледокол №7 погиб в том направлении в 1942, но ближе к середине пролива. Поднят в 1950. Что у него с мачтами и могли ли они торчать при глубине места 14-16 м, я не знаю. У немцев навскидку только баржи всякие припоминаются.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #351462
2) Долгое время в 80-х годах на берегу лежали останки судна, говорили что это времен ВОВ. Но вроде нет, Что то вам известно?

Хоть бы какую-нибудь конкретику, а так сложно сказать

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #351462
3) Немцы и другие части (типа итальянцев и румын) которые стояли в Яныш-Такиле (Заветное) , когда русские в 1944 году были  уже в Керчи. Собрались  количестве около 300 человек пошли колонной в сторону Марфовки (татарское название незнаю). В Заветное заехали четыре Т-34 и спросили гэ противник? На что им ответили что они ранули в сторону Марфовки. Надалеко от Яковенково колонну танки нагнали , и всех гусеницами подавали. Потом мою бабку заставлили с односельчанами их хоронить. В основном там были тыловые бойцы (типа конюхи писари и т.п)

Марфовка так и называлась, вероятно основана уже русскими. Бегущих немцев/румын танки в разных местах Керченского полуострова догоняли в апр.1944, это точно. Малость ответил враг за май-1942.

Елкин А В написал:

Оригинальное сообщение #351462
Потом мою бабку заставлили с односельчанами их хоронить.

Да, впечатление на всю жизнь. Но, к этому времени, наверное, народ уже ко всему попривык. Чего только не творилось в 1941-44 в этих местах.

 

#75 31.01.2011 23:51:16

ava
Участник форума
Севастопольской крепостной артиллерии батарея № 16 "Генерала Хрулёва"
Сообщений: 31




Вебсайт

Re: Потери СССР в районе Керченского пролива

1

Благодаря работе А. Кузнецова "Оптимистическая трагедия" и имевшейся возможности пошляться немного по местности, получилось соорудить вот такой типа отчёт о посещении с кучей непонятных вопросов и предположений :)  Немецкая береговая оборона Керченского пролива.

 

Board footer