Страниц: 1 2

#1 24.01.2011 09:58:21

keu
Гость




Бом-брамсели в XIX веке

1

Часто встречаю, что на фото и рисунках боевых кораблей 19 века отсутствуют бом-брам-реи. Тогда как на других, более редких фото и на схемах парусности они и соответствующие им паруса - присутствуют.

Конкретные примеры сейчас вспоминаются из чуть более поздней эпохи, с началом появления вспомогательных двигателей. Уже трудно найти какой-нить винтовой фрегат с поднятыми бом-брам-реями. Но и для чистых парусников нелюбовь к бом-брамселям имела место быть, вот в соседней ветке встретил пример:

http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i122 … 9.jpg.html

Если для кораблей с двигателем можно предположить, что было проще развести пары, чем ловить бом-брамселями дуновения легкого зефира, то какой смысл для чистых парусников? Паруса были малополезны, или экономили на экипаже?

#2 24.01.2011 14:36:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #348869
Паруса были малополезны, или экономили на экипаже?

Паруса были малополезны, да и потери бом-брам-стеньг были обычным делом. В 18 веке и брамселя-то использовали неохотно по то же причине.

#3 24.01.2011 15:23:29

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Эд написал:

Оригинальное сообщение #348931
Паруса были малополезны

А на клиперах тем временем трюмсели с мунселями ставили.

Или предполагалось в мирное время бом-брамсели не использовать и хранить в загашнике, а в военное, когда важна скорость - использовать?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #348931
да и потери бом-брам-стеньг были обычным делом

Стеньги-то на месте, да и делались обычно с брам-стеньгами в одно дерево.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #348931
В 18 веке и брамселя-то использовали неохотно по то же причине.

Брамселя-то по площади поболее будут.

#4 24.01.2011 16:55:26

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #348935
Брамселя-то по площади поболее будут.

На многих картинах 18 века, особенно 1-й половины, корабли изображены без брамселей. В текстах встречал упоминания, что брам-стеньги (1-я половина 18 в.) ставили неохотно, т.к. их часто отламывало; обычно только при погони  и т.п.  Брам-стеньги делали в одно дерево с бом-брам-стеньгами в 19 веке, точнее - во 2-й четверти 19 в.

#5 24.01.2011 17:20:54

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #348869
Конкретные примеры сейчас вспоминаются из чуть более поздней эпохи, с началом появления вспомогательных двигателей. Уже трудно найти какой-нить винтовой фрегат с поднятыми бом-брам-реями.

Да вовсе не трудно. Можно даже и броненосный фрегат. Вот, например, "Князь Пожарский".
http://s61.radikal.ru/i171/1101/65/644a01d6ce8dt.jpg

А уж изображений корветов и клиперов несчесть (даже если не обращаться к картинам, а рассматривать только фотографии)...
Корвет "Скобелев".
http://s54.radikal.ru/i146/1101/9a/92649204a3b8t.jpg

Клипер "Крейсер"
http://s016.radikal.ru/i337/1101/7b/520ec88b7710t.jpg

#6 24.01.2011 19:49:00

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Бом-брамсели в XIX веке

http://s006.radikal.ru/i213/1101/17/612106c68178t.jpg

#7 24.01.2011 20:55:42

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Эд написал:

Оригинальное сообщение #348931
Паруса были малополезны,

"В 1766 г. он <Грейг> стал командиром нового корабля «Трех Иерархов» и с разрешения Адмиралтейств-коллегии установил на нем усовершенствованное парусное вооружение: четвертый ярус парусов на всех мачтах, бом-блинд под утлегарем, драйвер на бизань-рю и ряд дополнительных парусов для легких ветров. По свидетельству вице-адмирала Г. А. Спиридова, корабль ходил лучше, чем однотипный «Три святителя», имевший парусное вооружение по штатам 1726 г....В 1772—1773 гг. ему разрешили вооружить по-новому два только что спущенных корабля — «Св. великомученик Исидор» и «Ингерманланд». Убедившись в преимуществах переоборудованных судов, Адмиралтейств-коллегия, наконец-то, решилась на усовершенствование линейного флота. ...Главные особенности судов, строившихся по штатам 1777 г., состояли в следующем: ...парусное вооружение — снижение угла наклона бушприта, дальнейшее развитие передних парусов, на всех трех мачтах четыре яруса парусов (четвертый — «летучий», без брасов и пертов), косая бизань английского типа на наклонной бизань-рее, драйвер..."

#8 24.01.2011 21:15:44

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349060
четвертый ярус парусов на всех мачтах

Надо же... В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г., но фактически они вошли в широкое употребление только в 1790-е гг.

#9 24.01.2011 23:11:34

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Эд написал:

Оригинальное сообщение #349064
В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г.,

И тем не менее, в России новые штаты введены в 1777 году. Однако Вы прекрасно знаете, что 1).введению новых штатов предшествует длительный период экспериментов и 2).их введение вовсе не означает немедленного и повсеместного перехода на новый тип парусного вооружения. Так из 24 66-пушечных кораблей, вступивших в строй после 1780 года, по новым штатам были вооружены только 9 -"Изяслав", "Пармен", "Никанор", "Пимен", "Филипп", "Граф Орлов", "Европа", "Азия" и "Победа".

Но дело, собственно, не в том, где раньше или позже ввели 4-й ярус парусов. Гораздо интереснее то, что "по свидетельству вице-адмирала Г. А. Спиридова, корабль <"Трех Иерархов"> ходил лучше, чем однотипный «Три святителя», имевший парусное вооружение по штатам 1726 г". Т.е. адмирал Спиридов отмечал преимущество корабля, отличавшегося от "систершипа" только наличием "малополезных" парусов.

#10 24.01.2011 23:32:35

Александр Г.
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Эд написал:

Оригинальное сообщение #349064
Надо же... В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г., но фактически они вошли в широкое употребление только в 1790-е гг.

Об этом парусе пишет в своем словаре Фалконер: "ROYAL, (boulingue, Fr.) a name given to the highest sail which is extended in any ship, it is spread immediately above the top-gallant-sail, to whose yard-arms the lower corners of it are attached. This sail is never used but in light and favourable breezes." Однако еще в 17 веке на рисунке Souereign of the Seas 1637 года есть бом-брам-стеньга и бом-брам рей на фок- и грот-мачте. Увеличение площади верхней парусности за счет введения бом-брамселей и увеличения размеров брамселей с одновременным уменьшением размеров нижних парусов и марселей позволяло более эффективно использовать парусное вооружение в широком диапазоне ветров.

#11 25.01.2011 00:23:13

Александр Г.
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349129
«Три святителя», имевший парусное вооружение по штатам 1726 г

Штат 1726 г. это штат настоящего вооружения, разработанный В. Купером, в котором не было размеров рангоута и парусов. В дальнейшем он дорабатывался, а в 1732 г. при Анне Иоановне его приказано было изъять и напечатать новый, который разработала специально созданная комиссия. К сожалению от вновь напечатанного штата ни одного экземпляра не сохранилось. В 1731 году Р.Козенц составил таблицу рангоута для кораблй пяти рангов. Эта роспись значительно отличается от той что приводится Грейгом. Кстати ни Грейг ни Спиридов с Ноульсом не упоминают "штат 1726 г." они пишут "по прежнему штату". В тоже время есть свидетельства, что Сутерланд в 1758 г. составил новую роспись рангоута. Вот она то, вероятно, и была упомянута в смысле "прежнего штата".

#12 25.01.2011 12:08:13

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Эд написал:

Оригинальное сообщение #348954
На многих картинах 18 века, особенно 1-й половины, корабли изображены без брамселей.

Мне встречались гораздо реже, чем в 19в без бом-брамселей. Хотя м.б. это субъективно.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #348954
В текстах встречал упоминания, что брам-стеньги (1-я половина 18 в.) ставили неохотно, т.к. их часто отламывало; обычно только при погони  и т.п.

Так если просто парус не поднимать, то с чего стеньгу отломает?

#13 25.01.2011 12:18:56

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #348958
Да вовсе не трудно. Можно даже и броненосный фрегат. Вот, например, "Князь Пожарский".

Я неудачно выразился. Смысл был в относительной трудности, иными словами изображений без бом-брам реев заметно больше, чем с оными. По крайней мере, так субъективно кажется.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #348958
Клипер "Крейсер"

А уж клиперов типа "Крейсер" без бом-брам реев - вовсе несть числа, см например Москую Коллекцию 3/2006:

http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazin … res/08.jpg

#14 25.01.2011 12:27:58

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349060
четыре яруса парусов (четвертый — «летучий», без брасов и пертов)

Возможно, в этом есть частичная причина, летучие паруса, НЯЗ, надо было убирать вместе с реями. Хотя в начале 19в они уже имели полноценный такелаж.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #349064
Надо же... В Англии Адмиралтейство выдало приказ на 4-й ряд парусов (royals) только в декабре 1779 г., но фактически они вошли в широкое употребление только в 1790-е гг.

А на нельсоновском Виктори, интересно, были?

#15 25.01.2011 12:54:45

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349245
Так если просто парус не поднимать, то с чего стеньгу отломает?

Потому и не поднимали, что могло отломать. В начале 18 века, когда передовой разведчик ставил брамселя, это обычно означало, что он увидел пр-ка.   

keu написал:

Оригинальное сообщение #349255
А на нельсоновском Виктори, интересно, были?

Во всяком случае на картинах и рисунках 1780-90-х гг. - нет. Бом-брамселей нет также на картине 1801 г., изображающей более поздний Виль де Пари 110 (1795), нет их и на Куин Шарлотт 100 (1790).

В перечне парусов англ. 50-пушечника по Штатам 1773 г. бом-брамселя отсутствуют. Они появляются где-то в 1795 г.  Кстати, во время дискуссии в "Судостроении" относительно парусного вооружения ФР Св. Николай 46 (1-го, построенного в Николаеве), пришли к выводу, что на нем было только три ряда парусов.

#16 25.01.2011 15:03:48

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349255
А на нельсоновском Виктори, интересно, были?

Картина, изображабщая Трафальгар...
http://s44.radikal.ru/i103/1101/78/e1f306b4ce29t.jpg
Как легко заметить, англичане изображены идущими под бом-брамселями.

Несколько изображений "Виктори" "нельсоновского" периода...
http://s56.radikal.ru/i152/1101/c8/79ba0e71b5dbt.jpg

http://s53.radikal.ru/i139/1101/7e/2a7bf941eec9t.jpg

http://s55.radikal.ru/i149/1101/24/0d57327f706ft.jpg

http://s015.radikal.ru/i332/1101/b8/9c2845403caet.jpg

А вот она же при Сен-Винсенте - действительно без бом-брамселей...
http://s007.radikal.ru/i301/1101/e9/b0a3e1014bdat.jpg

Несколько более поздняя "Азия" на Мальте...
http://s47.radikal.ru/i118/1101/8a/3a9696577731t.jpg

#17 25.01.2011 15:11:17

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349249
А уж клиперов типа "Крейсер" без бом-брам реев - вовсе несть числа

Совершенно верно, как верно и обратное. Полагаю, бом-брамсели (бом-брам-реи) могли ставиться или убираться в зависимости от конкретных условий плавания - ветров, преобладающих в данной акватории в данный период времени.
В классификации же ветров по системе Чапмана "бом-брамсельным" считается умеренный ветер, не превосходящий 4 баллов по шкале Бофорта, т.е. ветровые условия, встречающиеся гораздо реже, чем свежий или крепкий ветер. Не этим ли объясняется и "меньший процент" бом-брамселей на изображениях?

#18 25.01.2011 16:09:18

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349315
Несколько изображений "Виктори" "нельсоновского" периода...

Я в шоке. На первой картинке все брасы с бизань-мачты сходятся на нок гафеля. Это художник так увидел, или англичане и вправду так их проводили?

Кстати, бом-брамсели имеют брасы, значит, не летучие.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349315
А вот она же при Сен-Винсенте - действительно без бом-брамселей...

И в доке она сейчас без них стоит, если я правильно помню.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349319

Совершенно верно, как верно и обратное. Полагаю, бом-брамсели (бом-брам-реи) могли ставиться или убираться в зависимости от конкретных условий плавания - ветров, преобладающих в данной акватории в данный период времени.
В классификации же ветров по системе Чапмана "бом-брамсельным" считается умеренный ветер, не превосходящий 4 баллов по шкале Бофорта, т.е. ветровые условия, встречающиеся гораздо реже, чем свежий или крепкий ветер. Не этим ли объясняется и "меньший процент" бом-брамселей на изображениях?

У паровых кораблей рангоут играл двоякую роль: при неблагоприятном ветре он выступал знатным воздушным тормозом, съедая скорость и топливо. Поэтому тут может и этот фактор действовать (скажем, предполагали делать переход при неблагоприятных ветрах, преимущественно под парами). Но, насколько я знаю, клипера типа Крейсер под парусами ходили вполне прилично и достаточно часто.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349319
В классификации же ветров по системе Чапмана "бом-брамсельным" считается умеренный ветер, не превосходящий 4 баллов по шкале Бофорта, т.е. ветровые условия, встречающиеся гораздо реже, чем свежий или крепкий ветер. Не этим ли объясняется и "меньший процент" бом-брамселей на изображениях?

Это, кстати, может быть причиной и для чистых парусников.

Отредактированно keu (25.01.2011 16:11:10)

#19 25.01.2011 16:16:59

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349343
Но, насколько я знаю, клипера типа Крейсер под парусами ходили вполне прилично и достаточно часто.

Совершенно верно, и их изображений с бом-брамселями или поднятыми бом-брам-реями тоже хватает.
Однако, если предполагается переход, например, в осеннем Охотском море - велика вероятность встретить погоду с ветрами не более 4 баллов? А если так - зачем поднимать бом-брам-реи?

keu написал:

Оригинальное сообщение #349343
На первой картинке все брасы с бизань-мачты сходятся на нок гафеля. Это художник так увидел, или англичане и вправду так их проводили?

А я нигде не писал "достоверных" изображений. Так что полагаю, все-таки "так увидел".

keu написал:

Оригинальное сообщение #349343
Кстати, бом-брамсели имеют брасы, значит, не летучие.

Совершенно верно, "летучие" все-таки скорее последняя четверть XVIII века.

#20 25.01.2011 16:21:00

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Ville de Paris 110 (1795) в 1801 г.
http://i039.radikal.ru/1101/8c/fe3b075b0676t.jpg

#21 25.01.2011 16:24:28

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349343
И в доке она сейчас без них стоит, если я правильно помню.

Вы помните совершенно правильно, но какие уж тут бом-брам-реи, если мачты в настоящее время поддерживаются стальными оттяжками, заведенными на берег. Полагаю, в процессе службы "Виктори" все-таки обходилась без них.
P.S. Кстати, "в доке она сейчас стоит" и без медной обшивки.

#22 25.01.2011 16:30:24

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Эд написал:

Оригинальное сообщение #349347
Ville de Paris 110 (1795) в 1801 г.

Такое подозрение, что он действительно по "старому штату" вооружен - всего два кливера и высоко задранный бушприт, да и на мачтах маловато места осталось для полноценных бом-брамселей.

И окраска интересная!

Отредактированно keu (25.01.2011 16:35:03)

#23 25.01.2011 16:31:46

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Constitution, 1797
http://s003.radikal.ru/i201/1101/34/3dd1a0f5f757t.jpg

#24 25.01.2011 16:32:04

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349348
Вы помните совершенно правильно, но какие уж тут бом-брам-реи, если мачты в настоящее время поддерживаются стальными оттяжками, заведенными на берег.

Ну так, корабль все же старый, дерево не держит нагрузку. Но суть не в этом, а выходит, что бом-брам-реи были все же "непостоянным" элементом рангоута (ну не так сильно, как рейки лиселей, но в этом направлении), и облик корабля без этих реев считается вполне цельным.

а вот Катти Сарк стояла с полным рангоутом, но она заметно помоложе.

Отредактированно keu (25.01.2011 16:34:33)

#25 25.01.2011 16:38:07

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349345
Однако, если предполагается переход, например, в осеннем Охотском море - велика вероятность встретить погоду с ветрами не более 4 баллов? А если так - зачем поднимать бом-брам-реи?

А кстати, операция подъема-спуска этих реев была насколько трудоемкой и сколько времени занимала?

И какие требования по погоде - можно ли было, скажем, в свежий ветер или в шторм эти реи (а то и стеньги) спустить?

Страниц: 1 2


Board footer