Страниц: 1 2

#26 25.01.2011 16:44:37

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349353
выходит, что бом-брам-реи были все же "непостоянным" элементом рангоута

Равно как и брам-стеньги. Просто такая погода, когда требуется убирать брам-стеньги, к счастью, встречается гораздо реже, чем ветер, "превосходящий 4 балла."

#27 25.01.2011 17:06:58

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349355
А кстати, операция подъема-спуска этих реев была насколько трудоемкой и сколько времени занимала?

Время выполнения той или иной операции на паруснике может отличаться в разы в зависимости от квалификации экипажа. Процедура установки брам-стеньги выглядела следующим образом...

"...Брам-стеньги ставили лишь тогда, когда нижний такелаж был закончен. Для установки стеньги использовали трос-«реп», коренной конец которого крепили на топе брам-стеньги, затем трос вдоль брам-стеньги опускали вниз и в шпоре проводили через шкив стень-вынтрепа. Затем «реп» снова вели вверх, принайтовывали к брам-стеньге и по левой стороне проводили через стень-вынтреп-блок, заведенный гаком на брам-эзельгофте. На палубе «реп», шедший от топа стеньги, вели через канифас-блок и несколькими шлагами укладывали на шпиль. Когда топ стеньги проходил через отверстие эзельгофта, то верхний найтов на брам-стеньге распускали и тем самым освобождали часть «репа», привязанного к стеньге. Освобожденный трос подвязывали на правой стороне эзельгофта. При подъеме все найтовы постепенно снимали, и стеньга занимала свое место. Затем стеньгу на салинге фиксировали с помощью шлагтова, а стень-вынтреп снимали, так как его использовали только при подъеме стеньги и вообще не носили".

Спуск осуществляли в обратном порядке.

#28 25.01.2011 17:26:46

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349355
можно ли было, скажем, в свежий ветер или в шторм эти реи (а то и стеньги) спустить?

В шторм - вряд ли. У Лухманова, например, есть воспоминание, как на паруснике в сильный ветер не успели (а потом уже и не смогли) убрать верхние паруса. Ветер "убрал" их сам.
Скорее уборку бом-брам-рея можно было осуществить в "преддверии" шторма.

keu написал:

Оригинальное сообщение #349353
бом-брам-реи были все же "непостоянным" элементом рангоута

Как я уже писал - и брам-стеньги тоже. Вот, например, фотография (если не ошибаюсь) корвета "Витязь" со спущенными брам-стеньгами...
http://s47.radikal.ru/i116/1101/eb/4c1f280de1e9t.jpg

#29 25.01.2011 22:16:44

Александр Г.
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349355
А кстати, операция подъема-спуска этих реев была насколько трудоемкой и сколько времени занимала?

Не так много. Во всяком случае брам-стеньги с реями на стоянке вечером полагалось спускать а утром подымать.

#30 26.01.2011 08:00:33

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349367
Время выполнения той или иной операции на паруснике может отличаться в разы в зависимости от квалификации экипажа.

Это понятно, но есть же какой-то разброс значений, типа от N до M минут.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349367
Брам-стеньги ставили лишь тогда, когда нижний такелаж был закончен

Еще бы :) Мало того, подозреваю, что был уязвимый момент, когда брам-стеньга уже поднята, но еще не раскреплена вантами - тут могут быть ограничения по качке, чтоб ее не выломало. Или это затруднение обходилось? например, при подъеме-спуске ее поддерживали частью такелажа? (В вашем отрывке есть только про собственно подъемный такелаж, а не про стоячий).

Кстати, спущенная брам-стеньга где штатно находилась? Укладывалась на палубе, или крепилась вертикально к более нижним частям рангоута?

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349376
В шторм - вряд ли. У Лухманова, например, есть воспоминание, как на паруснике в сильный ветер не успели (а потом уже и не смогли) убрать верхние паруса. Ветер "убрал" их сам.

Паруса-то понятно, у них парусность большая, простите за тавтологию. А при уборке рангоута должны быть ограничения больше по качке, чем по силе ветра, если рассуждать логически.

Кстати, еще вопрос. Почему приспускались реи с убранными верхними парусами? В случае с т.н. двойными реями понятно (я так думаю :)) - у верхней половины паруса не отдавались шкоты. Но и при классическом вооружении рей приспускается на 1/2 ... 2/3 высоты паруса. Причем по картинкам видно, что приспускали прямо в процессе уборки.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #349376
Вот, например, фотография (если не ошибаюсь) корвета "Витязь" со спущенными брам-стеньгами...

Да, я встречал это фото, подписанное как "Витязь"

#31 26.01.2011 08:01:18

keu
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #349478
Не так много. Во всяком случае брам-стеньги с реями на стоянке вечером полагалось спускать а утром подымать.

А в чем смысл?

#32 27.01.2011 01:13:35

Александр Г.
Гость




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349568
А в чем смысл?

Вместо зарядки и вечерней прогулки. :D

#33 29.01.2011 20:30:16

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бом-брамсели в XIX веке

keu написал:

Оригинальное сообщение #349567
был уязвимый момент, когда брам-стеньга уже поднята, но еще не раскреплена вантами - тут могут быть ограничения по качке, чтоб ее не выломало. Или это затруднение обходилось?

При подъеме стеньга имела две точки опоры - стень-вынтреп и эзельгофт. Однако в случае сомнения в ее устойчивости (например, на качке) ее положение можно было "подстраховать" прямо с палубы стень-фордунами.

keu написал:

Оригинальное сообщение #349567
Кстати, спущенная брам-стеньга где штатно находилась? Укладывалась на палубе, или крепилась вертикально к более нижним частям рангоута?

А это зависело от цели ее спуска. Если ненадолго, из-за ухудшения погоды, то "крепилась вертикально к более нижним частям рангоута", а если ее меняли на другую (например, штормовую) - то убиралась в место хранения запасного рангоута.

keu написал:

Оригинальное сообщение #349567
есть же какой-то разброс значений, типа от N до M минут.

На корабле "Двенадцать апостолов", на "учения парусам и перемене рангоута" отводилось не более часа. А во время инспекторского смотра, проводимого контр-адмиралом Чистяковым "шкипер или унтер-офицер правили рангоут всего за полчаса", а "за перемену брам-стеньги экипаж получил сигнал — очень хорошо!"

keu написал:

Оригинальное сообщение #349567
Почему приспускались реи с убранными верхними парусами?

Полагаю, все "с точностью до наоборот" - сначала приспускали рей для быстрого обезветривания паруса, а потом убирали парус.

Страниц: 1 2


Board footer